Способ обучения операторов танкового вооружения


 


Владельцы патента RU 2483271:

Ткаченко Наталия Владимировна (RU)
Головань Михаил Витальевич (RU)
Кириченко Александр Александрович (RU)
Старостин Михаил Михайлович (RU)
Ткаченко Владимир Иванович (RU)
Игнатов Александр Васильевич (RU)
Черкасов Владислав Николаевич (RU)
Краснянчук Николай Алексеевич (RU)
Павлов Юрий Павлович (RU)

Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов танкового вооружения с управляемыми снарядами и ракетами. На имитаторе цели устанавливают имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета снаряда к цели. Включают имитатор источника света управляемого снаряда. Захватывают его посредством системы управления. Производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него. Пересчитывают измеренную величину в «полетное» время снаряда. Имитируют выстрел и пуск снаряда. Удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели. Имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета. Непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света. Сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели. Если отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели выходят за его контур, то это оценивают как промах. Техническим результатом изобретения является повышение точности оценки попадания в цель реактивного снаряда.

 

Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов высокоточного оружия комплексов танкового вооружения. Оно предназначено для повышения эффективности обучения и подготовки операторов в выполнении приемов наводки и ведения огня при использовании штатной аппаратуры комплексов управляемого ракетного вооружения боевых машин (танков, БМП и др.), противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и других установок с оптическими приборами наведения для пуска управляемых снарядов и ракет.

Процесс подготовки операторов должен обеспечить привитие им правильных навыков использования вооружения и соответствие условий наведения оружия на цель с учетом особенностей реальных органов управления, включая статические и динамические характеристики перемещения органов управления в вооружении и вспомогательном оборудовании, с условиями реальной наводки.

Известен способ обучения операторов высокоточного оружия установок пуска ракет и стрельбы из оружия и пулеметов БМП типа ТКНО-675 разработки 1995 г. [1], предусматривающий имитацию поворота установок пуска ракет, оптических приборов наведения, ЭВМ, вырабатывающей сигналы на видимое перемещение изображения местности и целей относительно прицельных марок имитаторов оптических приборов наведения, позволяющих осуществлять наведение установок пуска ракет или стрельбу по целям. Недостатком этого способа является отсутствие возможности непосредственного наблюдения местности и цели без оптического прибора наблюдения, а также значительное отличие восприятия изображения местности, целей и прицельных марок от восприятия через реальный прибор наведения реальной местности целей и прицельных марок.

Известен способ обучения операторов высокоточного оружия, реализованный в тренажере по патенту США 5215465 от 1 июня 1993 г. [2], в соответствии с которым прицеливание осуществляется с помощью источника информационного инфракрасного луча, создающего на экране точку прицеливания. Его недостатком является малое расстояние от экрана к обучаемому, что не позволяет ему правильно ориентироваться и определять дальности, так как аккомодация соответствует дальности до экрана, а не реальной дальности до имитируемых объектов и местности. Малое расстояние до экрана также не позволяет использовать при обучении штатные оптические прицелы, рассчитанные на прицеливание при больших дальностях до целей, а именно такие оптические приборы наведения используются в устройствах пуска ракет и орудиях.

По совокупности общих существенных признаков наиболее близким к заявляемому способу является способ обучения операторов высокоточного оружия танка Т-80Б [3] комплекса управляемого ракетного вооружения 9К112-1 «Кобра» (см., например, Танк - Т-80Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Воениздат, 1984, с.95-127).

Этот способ по технической сути и существенным признакам является наиболее близким к заявляемому и принят за его прототип. Одновременно он является и базовым объектом предлагаемого способа.

Способ обучения операторов танкового вооружения с системой управления артиллерийским огнем и полуавтоматической системой управления реактивным снарядом посредством использования радиокомандной линии связи и модулированного источника света, расположенного на управляемом реактивном снаряде, включающий использование штатной аппаратуры для формирования в прицеле стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию цели, заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку результатов стрельбы.

Описанный способ может быть использован на начальном этапе обучения для приобретения навыков действий при оружии, изучения материальной части и алгоритма функционирования аппаратуры. В этом случае цель обучения достигается при незначительных материальных затратах.

На последующих этапах способ может быть трансформирован в способ обучения с реальной стрельбой. В этом случае вместо имитируемых функций выполняются реальные функции аппаратуры и всего комплекса.

Недостатком обучения путем производства реальных пусков является высокая стоимость управляемых снарядов и ракет, которыми производятся пуски во время учебных стрельб, и, как следствие, невозможность обеспечения большого количества тренировок по экономическим соображениям.

Задача, решаемая изобретением, - сокращение экономических расходов на тренировки наводчиков-операторов танков в стрельбе управляемыми снарядами (ракетами).

Указанная задача решается тем, что в известном способе обучения операторов танкового вооружения с системой управления артиллерийским огнем и полуавтоматической системой управления реактивным снарядом посредством использования радиокомандной линии связи и модулированного источника света, расположенного на управляемом реактивном снаряде, включающем использование штатной аппаратуры для формирования в прицеле стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию цели, заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку результатов стрельбы, устанавливают в точке прицеливания на имитаторе цели имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - имитаторы выстрела, пуска управляемого реактивного снаряда, его захвата и динамики полета к цели, включают имитатор источника света управляемого снаряда, захватывают его посредством полуавтоматической системы управления, производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, пересчитывают измеренную величину дальности в «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени, имитируют выстрел и пуск управляемого реактивного снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом динамику его полета в поле зрения прицела путем ввода в него предыдущей реализации траектории полета управляемого реактивного снаряда, непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели и, если отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели выходят за его контур, то это оценивают как промах, а каждый выход линии прицеливания в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как его «врезание в грунт», определяют среднеквадратическое отклонение линии прицеливания от имитатора источника света и вероятность попадания управляемого реактивного снаряда в цель при условии его долета к ней, которую учитывают при окончательной оценке и сообщают обучаемому.

Введение новых существенных признаков позволяет расширить возможности известных способов, обеспечивает повышение эффективности обучения за счет сокращения экономических расходов на тренировки операторов высокоточного оружия танков путем исключения реальной стрельбы управляемыми снарядами и численного увеличения количества таких тренировок во время обучения, без снижения их качества.

Реализация предлагаемого способа происходит следующим образом. Формируют стабилизированную линию прицеливания по аналогии с прототипом. При обучении операторов высокоточного оружия, например, с полуавтоматической системой управления снарядом посредством радиокомандной линии связи и модулированного источника света, установленного на управляемом снаряде (см. прототип), включают и используют штатную аппаратуру системы управления огнем танка, комплекс управляемого вооружения и другие элементы танка (например, систему электроснабжения) для формирования стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора. Выполняют (обучаемый) функции, необходимые для реальной стрельбы управляемым снарядом: имитируют его заряжание посредством имитатора снаряда, штатных органов управления заряжанием, имитируют, используя штатные цепи стрельбы, производство выстрела, выполняют с использованием штатных приводов наведения совмещение линии прицеливания и слежение ею (по указанию руководителя) за целью и оценивают действия обучаемого (самим обучаемым и руководителем) по выполнению необходимых функций, требуемых при стрельбе управляемым снарядом. При этом достоверность оценки невысока из-за ее ограничения лишь визуальным контролем «на глаз» как обучаемым, так и руководителем. Методический уровень такого обучения также низок из-за отсутствия в поле зрения обучаемого источника света управляемого снаряда и информации о его движении. Для устранения этих недостатков на цели (имитаторе цели) в точке прицеливания устанавливают имитатор источника света управляемого снаряда таким образом, чтобы штатной системе управления он был «виден», а обучаемому - нет. Это может быть достигнуто за счет его экранирования ИК-фильтром или поляроидами в двух плоскостях. На прицеле устанавливают имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета управляемого снаряда к цели. Эти имитаторы целесообразно выполнять на основе электронно-лучевой трубки, пятно на экране которой вводят в поле зрения оператора (обучаемого) для моделирования источника света управляемого снаряда, звукового генератора, имитирующего звук выстрела при нажатии на кнопку стрельбы и реле времени, обеспечивающего задержку времени на производство выстрела и появление управляемого снаряда в поле зрения оператора.

Включают имитатор источника света управляемого снаряда, установленный на имитаторе цели. В качестве имитаторов цели могут использоваться реальные объекты (во время тактических занятий, учений, совместных тактико-огневых занятий и др.). В этом случае включение производят члены штатных экипажей объектов. На полигонах и огневых городках могут использоваться мишени, обслуживаемые соответствующим персоналом. В других случаях имитатор источника света может быть телеуправляемым, например, по радио.

Включают полуавтоматическую систему управления снарядом и другие штатные элементы для производства стрельбы, захватывают имитатор источника света управляемого снаряда посредством полуавтоматической системы управления реактивным снарядом, производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, пересчитывают измеренную величину дальности в «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени (для прототипа - 1-2 с), имитируют выстрел и пуск снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом в поле зрения прицела динамику его полета (для прототипа: появление светового пятна в поле зрения через 1,5-1,7 с., захват - через 1,7-1,9 с после выстрела, а далее - управляемый полет), непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели и, если отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели выходят за его контур, то это оценивают как промах, а каждый выход линии прицеливания в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как его «врезание в грунт», определяют среднеквадратическое отклонение линии прицеливания от имитатора источника света и вероятность попадания управляемого реактивного снаряда в цель при условии его долета к ней, которую учитывают при окончательной оценке и сообщают обучаемому.

Предложенный способ обучения отличается высокой достоверностью оценки, так как при измерении используется высокоточная штатная аппаратура управления снарядом. Его применение может происходить в реальных условиях и совмещаться с проведением других занятий, учений и др., что на (20-30) % позволит сократить учебное время, а также снизить экономические расходы на обучение и тренировки операторов за счет сохранения дорогостоящих снарядов. Способ обеспечивает высокий коэффициент подобия реальной боевой работе операторов при производстве пусков управляемых снарядов.

Источники информации

1. Техническое описание тренажерного комплекса ТКНО-675. М.: ВА БТВ (находится в эксплуатации).

2. Патент США 5215465, F41G 3/26 от 1 июня 1993 г.

3. Танк - Т-80Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Воениздат, 1984, с.95-127). Прототип.

Способ обучения операторов танкового вооружения с системой управления артиллерийским огнем и полуавтоматической системой управления реактивным снарядом посредством использования радиокомандной линии связи и модулированного источника света, расположенного на управляемом реактивном снаряде, включающий использование штатной аппаратуры для формирования в прицеле стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитацию цели, заряжания, производства выстрела, слежения линией прицеливания за целью и оценку результатов стрельбы, отличающийся тем, что устанавливают в точке прицеливания на имитаторе цели имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - имитаторы выстрела, пуска управляемого реактивного снаряда, его захвата и динамики полета к цели, включают имитатор источника света управляемого снаряда, захватывают его посредством полуавтоматической системы управления, производят совмещение обучаемым линии прицеливания с точкой прицеливания на имитаторе цели и измерение дальности до него, пересчитывают измеренную величину в «полетное» время снаряда, удерживают на точке прицеливания линию прицеливания в течение заданного времени, имитируют выстрел и пуск управляемого реактивного снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение заданного времени, имитируют выстрел и пуск управляемого реактивного снаряда, удерживают линию прицеливания на точке прицеливания в течение времени полета снаряда к цели, имитируют при этом динамику его полета в поле зрения прицела путем ввода в него предыдущей реализации траектории полета управляемого реактивного снаряда, непрерывно измеряют посредством координатора и фиксируют отклонения линии прицеливания от имитатора источника света управляемого снаряда, сравнивают измеренные отклонения с размерами имитатора цели и, если отклонения в момент пролета снарядом имитатора цели выходят за его контур, то это оценивают как промах, а каждый выход линии прицеливания в течение «полетного» времени снаряда за нижний край имитатора цели оценивают как его «врезание в грунт», определяют среднеквадратическое отклонение линии прицеливания от имитатора источника света и вероятность попадания управляемого реактивного снаряда в цель при условии его долета к ней, которую учитывают при окончательной оценке и сообщают обучаемому.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе. .
Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами. .

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для имитации стрельбы из стрелкового оружия при тактических учениях по целям и для отработки навыков прицеливания.

Изобретение относится к средствам обучения и тренировки операторов высокоточного оружия стрельбе управляемыми снарядами и ракетами. .
Изобретение относится к спорту и может быть использовано при тренировке скоростной или скорострельной стрельбы. .

Изобретение относится к военной технике, а именно к способу обучения на полевых тренажерах операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). .

Изобретение относится к средствам обучения стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов, в частности к устройствам имитации мишенной обстановки тренажеров. .

Изобретение относится к средствам обучения. .

Изобретение относится к средствам имитации стрельбы и может быть использовано как игрушечное, спортивное или тренировочное оружие. .

Изобретение относится к тренажерам для обучения и тренировки операторов переносных зенитных ракетных комплексов

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер содержит оружие, формирователь изображения мишени, формирователь изображения прорези прицела, формирователь изображения мушки, установленный на шарнире, проекционное устройство, нижний и верхний поводки, установленные на шарнире, водило, экран, установленный на оружии. Предплечник выполнен в виде съемного соединительного устройства, закрепляемого на предплечье стрелка. Поводки с шарниром установлены на основании тренажера и соединены между собой устройством для измерения углов установки нижнего поводка, с выполненным на нем гибким, упругим элементом и контактным элементом. Последний взаимодействует с предплечьем стрелка через соединительное устройство. Верхний поводок, с установленным на конце водилом, проходит под шарниром формирователя изображения мушки, выполненного в виде двухплечего рычага. Первое плечо рычага взаимодействует с водилом, а на конце второго плеча установлен непрозрачный экран по форме мушки. Техническим результатом изобретения является развитие навыка правильного зрительного восприятия прицельных приспособлений и мишени и точности прицеливания. 3 з.п. ф-лы, 21 ил.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Учебно-тренировочный комплект содержит изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, имитатор двигателя стартового, блок контроля, зарядное устройство и комплект кабелей. Имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце. На передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали. Источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса. 2 ил.
Изобретение относится к области спортивных высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне. Способ обучения стрельбе при переменном ветре осуществляют с использованием компьютерного комплекса. После эталонного прицеливания наводку ствола винтовки и последующую юстировку сбивают. Затем осваивают стрельбу в центр мишени для достижения наибольшей кучности, осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение со средним выносом, что соответствует слабому ветру. Оценивают результат выстрела, выявляют ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска, и наглядно предоставляют об этом информацию стрелку. Обеспечивается освоение в кратчайшие сроки навыков точного прицеливания в зависимости от силы ветра и его направления.

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может быть использовано для имитации стрельбы прямой наводкой в широком диапазоне дальностей. Лазерный имитатор стрельбы содержит оптически связанные объектив, транспарант, осветитель и лазер с устройством питания, при этом он оснащен сканирующим устройством, расположенным между лазером и транспарантом, и приводом, связанным со сканирующим устройством. Техническим результатом является расширение диапазона дальностей и углов прицеливания имитационной стрельбы. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к техническим средствам обучения и подготовки операторов переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), используемым в процессе учебных стрельб с пуском боевых ракет. Учебный пусковой механизм переносного зенитного ракетного комплекса включает в себя штатный пусковой механизм переносного зенитного ракетного комплекса, в состав которого введен радиомодем с приемопередающей антенной, преобразователь сигнала информации, блокиратор пуска, при этом выход штатного пускового механизма соединен с входом преобразователя сигнала информации, выход преобразователя соединен с входом радиомодема, вход блокиратора пуска соединен с выходом радиомодема, выход блокиратора соединен с входом штатного пускового механизма, механизм имеет индивидуальный сетевой адрес. Техническим результатом изобретения является разработка конструкции учебного пускового механизма, обеспечивающего обмен информацией (действия стрелка-зенитчика, получение от инструктора разрешения на пуск ракеты) между боевыми средствами ПЗРК и пультом инструктора посредством радиообмена.

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения специалистов (номеров расчета) подразделений реактивных систем залпового огня сухопутных войск (РСЗО СВ), а также для комплексной тренировки специалистов звена управления подразделений РСЗО СВ. Комплексный тренажер для подготовки специалистов подразделений реактивных систем залпового огня содержит имитатор внешней тактической обстановки, моделирующее устройство боевой машины реактивной системы залпового огня, рабочее место инструктора, рабочие места обучаемых, аппаратуру контроля обучения и источник питания, причем в него дополнительно введены имитаторы транспортно-заряжающей машины, командно-штабной машины батареи, командно-штабной машины дивизиона, имитатор объекто-фоновой обстановки и приборы-имитаторы боевых, транспортно-заряжающих и командно-штабных машин, при этом рабочее место инструктора связано информационно-управляющей магистралью второго уровня с имитаторами боевой машины и командно-штабных машин батареи и дивизиона и с приборами имитаторами боевых, транспортно-заряжающих и командно-штабных машин, а также - двунаправленной шиной с имитатором транспортно-заряжающей машины, кроме того - с имитатором объекто-фоновой обстановки. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей за счет обучения специалистов подразделений РСЗО СВ в составе батареи и дивизиона. 5 з.п., 5 ил. Референт Федотов А.Г.

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер, установленный сбоку стрелкового оружия, содержит продольное основание, предплечник из съемного соединительного устройства, закрепляемого на предплечье стрелка, и поводков с шарниром на основании тренажера, взаимодействующих с предплечьем стрелка через соединительное устройство, двуплечий рычаг, шарнирно установленный на основании и взаимодействующий одним плечом с водилом на поводке предплечника, прицельные приспособления из мушки и целика с прорезью, установленные в одной плоскости с зазором, видеоустройство, изображение мишени. Лазерный указатель точки попадания шарнирно установлен в механизме поправок, закрепленном на поводке предплечника, и взаимодействует собственным поводком на корпусе с водилом, выполненным на конце двуплечего рычага, и электрически соединен с устройством, взаимодействующим с указательным пальцем стрелка, при этом прицельные приспособления установлены в передней части основания, мушка закреплена на основании тренажера, а целик с прорезью установлен на конце поводка предплечника, при этом изображение мишени устанавливают перед прицельными приспособлениями тренажера, а перед оружием, на дистанции стрельбы, устанавливают белый лист. Обеспечивается повышение эффективности обучения в прицеливании путем обеспечения визуального и инструментального наблюдения результатов процесса. 1 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может использоваться для имитации стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов с имитацией поражения и обстрела цели. Лазерный имитатор стрельбы и поражения содержит имитатор стрельбы, выполненный с возможностью установки на имитируемом оружии или макете оружия, и имитатор поражения, выполненный с возможностью установки на объекте поражения, причем, имитатор стрельбы содержит оптически связанные лазер с кодированным излучением, транспарант и объектив, имитатор поражения содержит фотоприемники с пороговым устройством и устройство определения поражения или обстрела по коду принятого лазерного излучения, а на транспаранте выполнены N зон, где N=1, 2, 3…К, с размерами r1<r2<…<rN и коэффициентами пропускания в зонах τ1>τ2>…>τN, при этом центры указанных зон совмещены или смещены относительно друг друга по вертикали, на транспаранте выполнена дополнительная зона, охватывающая упомянутые зоны или часть из них, коэффициент пропускания которой меньше коэффициентов пропускания указанных зон, а лазер выполнен с возможностью излучения при имитационном выстреле не менее двух пачек импульсов, имеющих отличные друг от друга кодирование и мощность излучения. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции, уменьшение массы и габаритов устройства. 4 ил.

Изобретение относится к учебным тренажерам боевых расчетов зенитно-ракетных комплексов. Учебный тренажер содержит рабочее место (РМ) 1 командира и оператора пусковой установки (ПУ), РМ 7 руководителя тренировки, РМ 11 начальника станции, РМ 16 офицера управления ПУ, РМ 19 оператора второго, РМ 24 оператора первого, РМ 34 инструктора ПУ, РМ 38 командира зенитно-ракетного комплекса, сетевое оборудование, обеспечивающее управление и коммутацию в тренажере. В результате появляется возможность проводить обучение боевых расчетов зенитно-ракетного комплекса, входящего в зенитную ракетную систему «Антей-2500», расширяется арсенал известных учебных тренажеров боевых расчетов зенитно-ракетных комплексов. 3 ил.
Наверх