Способ обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес шевингованием-прикатыванием

Изобретение относится к области машиностроения. Осуществляют свободный обкат инструмента - шевера-прикатника и обрабатываемого колеса. Зацепление инструмента с обрабатываемым колесом выполняют внеполюсным. Обработку ведут с периодической радиальной подачей после каждого из 2-4 рабочих циклов и без радиальной подачи в течение 1-2 циклов выхаживания. Рабочие циклы включают поворот инструмента в прямом и обратном направлениях на количество оборотов, равное числу зубьев обрабатываемого колеса. Циклы выхаживания включают поворот инструмента в прямом и обратном направлениях на количество оборотов, равное числу зубьев обрабатываемого колеса. Используют инструмент, число зубьев которого не имеет общих множителей с числом зубьев обрабатываемого колеса кроме единицы. Циклы выхаживания осуществляют при стабильной силе прижима инструмента к обрабатываемой заготовке или обрабатываемой заготовки к инструменту посредством упругих элементов, обеспечивающих колебания межосевого расстояния в паре инструмент - обрабатываемое колесо. В результате обеспечивается уменьшение шероховатости боковых поверхностей зубьев и уменьшение остаточных напряжений в поверхностном слое боковых поверхностей зубьев. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке зубьев цилиндрических зубчатых колес.

Известен способ шевингования зубчатых колес принудительным обкатом с использованием шевера с наклонными режущими кромками, заключающийся в уменьшении разности скоростей скольжения зубьев инструмента относительно зубьев обрабатываемого колеса за счет выполнения их зацепления внеполюсным, а шевер для этого изготавливают со смещением исходного контура рейки. [А.с. СССР №963747, B23F 21/28, 1982].

Недостатком способа является то, что он не определяет геометрические и кинематические параметры процесса, что отрицательно сказывается на производительности и точности обработки.

Известен способ обработки цилиндрических зубчатых колес шевингованием-прикатыванием, включающий свободный обкат шевера-прикатника, имеющего режущие кромки, смещенные по винтовой поверхности, и обрабатываемого колеса, установленных на параллельных осях, при этом зацепление шевера-прикатника с обрабатываемым колесом выполняют внеполюсным, а обработку ведут с периодической радиальной подачей после каждого из 2-4 рабочих циклов, включающих поворот шевера-прикатника в прямом и обратном направлениях на количество оборотов, равное числу зубьев обрабатываемого колеса, и без радиальной подачи в течение 1-2 циклов выхаживания, включающих поворот шевера-прикатника в прямом и обратном направлениях на количество оборотов, равное числу зубьев обрабатываемого колеса, при этом используют шевер-прикатник, число зубьев которого не имеет общих множителей с числом зубьев обрабатываемого колеса кроме единицы. [Пат. РФ №2224624, МПК7 B23F 19/06, Бюл. №6, 2004].

Недостатком способа является недостаточное качество боковых поверхностей зубьев обрабатываемого колеса. Это объясняется тем, что обработка на всех рабочих и выхаживающих циклах шевингования-прикатывания ведется при параллельных осях на фиксированных межосевых расстояниях в условиях жесткой технологической системы. При этом из-за геометрических погрешностей зубьев обрабатываемого колеса на всех циклах шевингования-прикатывания наблюдаются существенные колебания сил в паре «инструмент - обрабатываемое колесо», что приводит к ухудшению шероховатости обрабатываемых поверхностей зубьев колеса, и как следствие, их качества и эксплуатационных характеристик.

Задача изобретения - повышения качества и эксплуатационных характеристик обрабатываемых колес за счет уменьшения шероховатости боковых поверхностей их зубьев и уменьшения остаточных напряжений в поверхностном слое боковых поверхностей их зубьев.

Поставленная задача решается за счет того, что обработка осуществляется шевингованием-прикатыванием, включающим свободный обкат инструмента - шевера-прикатника, имеющего режущие кромки, смещенные по винтовой поверхности, и обрабатываемого колеса, при этом зацепление инструмента с обрабатываемым колесом выполняют внеполюсным, а обработку ведут с периодической радиальной подачей после каждого из 2-4 рабочих циклов, включающих поворот инструмента в прямом и обратном направлениях на количество оборотов, равное числу зубьев обрабатываемого колеса, и без радиальной подачи в течение 1-2 циклов выхаживания, включающих поворот инструмента в прямом и обратном направлениях на количество оборотов, равное числу зубьев обрабатываемого колеса, при этом используют инструмент, число зубьев которого не имеет общих множителей с числом зубьев обрабатываемого колеса кроме единицы, причем циклы выхаживания осуществляют при стабильной силе прижима инструмента к обрабатываемой заготовке или обрабатываемой заготовки к инструменту посредством упругих элементов, обеспечивающих осуществление колебаний межосевого расстояния в паре инструмент - обрабатываемое колесо.

На фиг.1 изображена схема осуществления рабочих циклов для способа обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес шевингованием-прикатыванием.

На фиг.2 изображена схема осуществления циклов выхаживания способа обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес шевингованием-прикатыванием.

В состав технологической системы, предназначенной для осуществления способа обработки цилиндрических зубчатых колес шевингованием-прикатыванием, входят инструмент 1, представляющий собой закаленное цилиндрическое зубчатое колесо, боковые поверхности зубьев которого являются эвольвентными, а режущие кромки образованы пересечением винтовой поверхности стружечной канавки трапецеидального профиля и боковых поверхностей его зубьев, инструмент 1 установлен на цилиндрическую оправку и жестко закреплен на ней, например гайкой; обрабатываемое колесо 2, которое устанавливают свободно на цилиндрическую оправку; упругие элементы технологической системы 3, предназначенные для осуществления небольших колебаний межосевого расстояния в паре инструмент -обрабатываемое колесо, которые являются составляющим звеном технологической оснастки и в зависимости от того, какие циклы обработки осуществляются в данный момент - рабочие или циклы выхаживания, могут быть соответственно выключены или включены.

Способ обработки цилиндрических зубчатых колес шевингованием-прикатыванием пригоден для обработки колеса с предварительно формообразованными высокопроизводительными методами: литья, пластического деформирования, механической обработки и др. зубьями. Согласно способу инструмент 1 устанавливают на цилиндрическую оправку и фиксируют, например гайкой. Обрабатываемое колесо 2 устанавливают свободно на цилиндрическую оправку и вводят в плотное (беззазорное по боковым сторонам) зацепление с инструментом 1. После чего инструменту 1 сообщают вращательное движение - движение обката в прямом и обратном направлениях с угловой скоростью ω0. При этом обрабатываемое колесо 2 вращается со скоростью ω. Указанное движение является рабочим потому, что при нем осуществляются срезание тонких слоев стружки и выглаживание боковых поверхностей зубьев обрабатываемого колеса 2 за счет профильного скольжения режущих кромок инструмента 1 по боковым поверхностям зубьев обрабатываемого колеса 2. Обработка боковых поверхностей зубьев по всей их длине обеспечивается при соблюдении двух условий: во-первых, наличием режущих кромок, смещенных на соседних зубьях инструмента 1 относительно друг друга, образованных в результате пересечения боковых поверхностей его зубьев с винтовыми поверхностями стружечной канавки; во-вторых, отсутствием общих множителей чисел зубьев инструмента и обрабатываемого колеса 2. Формообразование боковых поверхностей зубьев обрабатываемого колеса 2 совершается за количество оборотов инструмента 1, равное числу зубьев обрабатываемого колеса 2. Обрабатываемое колесо 2 при этом совершает количество оборотов, равное числу зубьев инструмента 1. Далее производят врезание - сближение параллельных осей инструмента 1 и обрабатываемого колеса 2 с периодической радиальной подачей на величину 0,03…0,05 мм. Так завершается один рабочий цикл. За полный цикл обработки для удаления всего припуска с боковых поверхностей зубьев обрабатываемого колеса 2 необходимо осуществить от двух до четырех рабочих циклов. Следует отметить, что на всех рабочих циклах обработку осуществляют на фиксированных межосевых расстояниях, уменьшаемых от цикла к циклу путем осуществления периодической радиальной подачи в условиях жесткой технологической системы, при этом упругие элементы технологической системы 3 выключены. При достижении номинального межосевого расстояния αw≈const подачу врезания Sвр прекращают.

Для уменьшения шероховатости боковых поверхностей зубьев обрабатываемых колес и улучшения качества обработки после окончания рабочих циклов осуществляют один или два цикла выхаживания - вращение инструмента в прямом и обратном направлениях на номинальном межосевом расстоянии при параллельных осях. Следует отметить, что циклы выхаживания производят с включенными упругими элементами технологической системы 3, обладающими достаточно высокой жесткостью, но в то же время позволяющими в процессе выхаживания производить небольшие колебания межосевого расстояния αw≈const. При этом остаточные геометрические погрешности зубьев обрабатываемого колеса не будут приводить к существенным колебаниям сил в паре инструмент - обрабатываемое колесо, что приведет к уменьшению шероховатости обрабатываемых поверхностей зубьев колеса, а также снижению остаточных напряжений в поверхностном слое боковых поверхностей его зубьев и, как следствие, повышению его качества и эксплуатационных характеристик.

Предлагаемый способ был реализован при обработке цилиндрического зубчатого колеса, выполненного из стали 20Х ГОСТ 4543-71, имеющего следующие основные параметры: модуль m=2 мм, число зубьев z=11, коэффициент смещения исходного контура χ=0. Предварительное формообразование зубьев обрабатываемого колеса осуществлялось зубофрезерованием. Окончательная обработка велась инструментом со следующими параметрами: модуль m0=1 мм, число зубьев z0=31, коэффициент смещения исходного контура χ0=1,909 мм. Режимы обработки: снимаемый припуск, определяемый по развертке начального цилиндра в среднем сечении зуба 0,12 мм, частота вращения инструмента n=200 мин-1, подача врезания 0,03 мм на рабочий цикл, количество рабочих циклов 4, количество циклов выхаживания 2.

Шероховатость боковых поверхностей зубьев колеса после зубофрезерования составила Ra=2,5 мкм. Шероховатость после обработки шевингованием-прикатыванием по способу, описанному в ближайшем аналоге (прототипе), - Ra=1,2 мкм. Шероховатость после обработки шевингованием-прикатыванием по предлагаемому способу Ra=0,8 мкм.

Прирост микротвердости боковых поверхностей зубьев колеса после обработки шевингованием-прикатыванием по способу, описанному в ближайшем аналоге (прототипе), при нагрузке 0,5 Н зафиксирован на уровне 19%, а при нагрузке 1H - 10%. Прирост микротвердости боковых поверхностей зубьев колеса после обработки шевингованием-прикатыванием по предлагаемому способу при нагрузке 0,5 Н зафиксирован на уровне 15%, а при нагрузке 1Н - 7%, что свидетельствует об уменьшении остаточных напряжений в поверхностном слое боковых поверхностей зубьев обрабатываемого колеса.

Представленные данные свидетельствуют о возможности применения предлагаемого способа для эффективной обработки цилиндрических зубчатых колес, при которой достигается уменьшение шероховатости боковых поверхностей зубьев обрабатываемых колес, уменьшение остаточных напряжений в поверхностном слое боковых поверхностей их зубьев, что в конечном итоге приводит к повышению их качества и эксплуатационных характеристик.

Способ обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес шевингованием-прикатыванием, включающий свободный обкат инструмента - шевера-прикатника, имеющего режущие кромки, смещенные по винтовой поверхности, и обрабатываемого колеса, при этом зацепление инструмента с обрабатываемым колесом выполняют внеполюсным, а обработку ведут с периодической радиальной подачей после каждого из 2-4 рабочих циклов, включающих поворот инструмента в прямом и обратном направлениях на количество оборотов, равное числу зубьев обрабатываемого колеса, и без радиальной подачи в течение 1-2 циклов выхаживания, включающих поворот инструмента в прямом и обратном направлениях на количество оборотов, равное числу зубьев обрабатываемого колеса, при этом используют инструмент, число зубьев которого не имеет общих множителей с числом зубьев обрабатываемого колеса кроме единицы, отличающийся тем, что циклы выхаживания осуществляют при стабильной силе прижима инструмента к обрабатываемой заготовке или обрабатываемой заготовки к инструменту посредством упругих элементов, обеспечивающих колебания межосевого расстояния в паре инструмент - обрабатываемое колесо.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке, и может быть использовано при чистовой обработке зубьев прямозубых или косозубых цилиндрических колес.

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червяков спироидных передач [1]. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке круговых или арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес. .

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при чистовой обработке зубьев червячных колес. .

Изобретение относится к области машиностроения, производству зубчатых колес. .

Изобретение относится к области технологии машиностроения, обработке резанием. .

Изобретение относится к области зубообработки, крупносерийному и массовому производству зубчатых колес. .

Изобретение относится к технологии машиностроения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями в автомобильной, тракторной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях машиностроения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке зубьев цилиндрических зубчатых колес. Способ включает свободный обкат инструмента и обрабатываемого колеса, установленных на параллельных осях. Зацепление инструмента с обрабатываемым колесом выполняют внеполюсным. Цикл обработки включает поворот инструмента в прямом и обратном направлениях. Дополнительно сообщают паре инструмент - обрабатываемое колесо высокочастотные колебания. В зону обработки подают полужидкую абразивную среду. В качестве инструмента используют обкатник в виде закаленного цилиндрического зубчатого колеса, на боковые поверхности зубьев которого наносят микрорельеф. В результате обеспечивается повышение качества и эксплуатационных характеристик обрабатываемых колес за счет уменьшения шероховатости боковых поверхностей зубьев обрабатываемых колес. 2 ил.

Изобретение относится к области обработки резанием и может быть использовано в производстве цилиндрических зубчатых колес. Обработку торцовых поверхностей зубчатых венцов цилиндрических колес осуществляют резанием на токарном станке с двух сторон одновременно двумя подрезными резцами. Подрезным резцам, выполненным с удлиненными режущими кромками, в исходном положении, при котором их режущие кромки расположены по касательной к наружной окружности зубчатого венца, сообщают круговую подачу, монотонно изменяющуюся от нулевого до максимального значений в соответствии с принятой схемой резания, до совпадения их режущих кромок с осевой плоскостью обрабатываемого зубчатого венца. В результате обеспечивается уменьшение вибраций при точении заготовок с предварительно оформленными зубьями и повышение стойкости инструмента путем уменьшения ударных нагрузок. 1 ил.

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано при изготовлении цилиндрических зубчатых колес. Устройство для зубообработки цилиндрических колес содержит резцовую головку, состоящую из двух полуголовок, установленных на цилиндрической оправке с возможностью их осевых перемещений, и приводной червяк. Полуголовки с внутренних сторон выполнены со ступицами, имеющими наружные резьбовые поверхности разного направления, которые сопряжены с внутренними разнонаправленными резьбовыми поверхностями червячного колеса. Достигается повышение точности зубообработки цилиндрических колес по параметру длины общей нормали за счет управления расстоянием между резцами двух полуголовок. 2 ил.

Изобретение относится к комбинированной чистовой обработке зубчатых колес. Располагают обрабатываемое колесо относительно плоского производящего колеса с гипоидным смещением. Осуществляют внеполюсное зацепление плоского производящего колеса с обрабатываемым колесом. Используют производящее колесо с режущими кромками на его боковых поверхностях. Осуществляют обкат зубчатого колеса плоским производящим колесом, образующим с обрабатываемым колесом плоскую зубчатую передачу. Производят срезание припуска за счет поперечного и продольного скольжения боковых поверхностей зубьев плоского производящего колеса относительно боковых поверхностей зубьев обрабатываемого колеса. В результате повышается производительность и точность чистовой обработки. 8 ил.

Обработка цилиндрического зубчатого колеса включает вращение двухрядной резцовой головки и согласованные поступательное и вращательное движения обката заготовки обрабатываемого колеса в одном направлении с монотонно возрастающей по приведенной зависимости скоростью, при котором правый ряд резцов двухрядной резцовой головки формирует одну боковую сторону зуба цилиндрического колеса. После этого следует возврат заготовки в исходное положение. Затем согласованные поступательное и вращательное движения обката осуществляют в противоположном направлении также с монотонно возрастающей скоростью, в результате чего левый ряд резцов двухрядной резцовой головки формирует противоположную сторону другого зуба цилиндрического зубчатого колеса. Далее следует возврат заготовки в исходное положение и деление ее на один зуб. Затем цикл повторяют до тех пор, пока не будут обработаны все зубья цилиндрического колеса. Достигается повышение качества зубчатых передач за счет уменьшения погрешности профиля зубьев обрабатываемых колес путем уменьшения и стабилизации величины огранки профиля зубьев. 1 ил.
Наверх