Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов



Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов
Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов
Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов

 


Владельцы патента RU 2483990:

Гнездилов Владимир Алексеевич (RU)

Изобретение относятся к космической промышленности. Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов содержит подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами. Пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата. На боковые части оперт мостовой кран. Достигается упрощение обслуживания летательного аппарата перед его стартом и снижение металлоемкости конструкции башни. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к космической промышленности.

Известна мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, содержащая подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами (см. патент РФ №2332335 от 10.02.2008).

Указанная башня не обеспечивает должный уровень технического обслуживания ракет (летательных аппаратов) перед стартом, т.к. не позволяет производить отдельное обслуживание головной части летательного аппарата и другой его части.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в устранении указанного недостатка при одновременном снижении металлоемкости конструкции башни.

Указанный результат достигается тем, что в мобильной башне обслуживания летательных аппаратов, содержащей подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами, пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата, при этом на боковые части оперт мостовой кран.

В средней силовой части может быть выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход и опорный узел для головной части летательного аппарата.

Для повышения удобства обслуживания в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала, а для снижения нагрузок на металлоконструкцию направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 схематично показан общий вид мобильной башни обслуживания летательных аппаратов, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид со стороны малых ворот; на фиг.3 - средняя силовая часть с опорным узлом для головной части ракеты.

Мобильная башня обслуживания ракет содержит подвижные опоры 1, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими воротами 2 и малыми воротами 3. Пространственная ферма выполнена с боковыми частями 4 и 5, соединенными между собой верхней силовой частью 6 и средней силовой частью 7, разделяющей нижний проход 8 для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход 9 для головной части летательного аппарата, при этом на боковых частях смонтированы направляющие 10 подкранового пути мостового крана. Наиболее оптимально располагать направляющие 10 в плоскостях внутренних плоских ферм 11, ограничивающих верхний проход 9.

В средней силовой части может быть выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход и опорный узел 12 для нее.

Подвижные площадки обслуживания расположены на высотных отметках 7,2 и 9,5 м и для дополнительного снижения веса попарно соединены между собой с возможностью поворота.

Внутри боковых частей 4 и 5 расположены неподвижные площадки и лестницы доступа. Ширина боковых частей и расстояние между горизонтальными балками в районе площадок доступа выбраны исходя из минимально достаточной безопасной ширины и высоты прохода 13 для обслуживающего персонала. Площадки доступа расположены на всех уровнях мобильной башни, кроме высотной отметки 42 м.

Несущая металлоконструкция состоит из балок и связей, соединенных посредством фланцевых болтовых и пальцевых соединений. Каждый элемент мобильной башни имеет габарит, не превышающий максимально допустимый перевозной габарит для стандартных железнодорожных контейнеров.

Верхняя силовая часть 6 образует крышу и состоит из ферменной конструкции, подкранового пути для перемещения мостовым краном верхней части летательного аппарата, площадок доступа по внешнему контуру крыши и монорельсового пути по внешнему контуру крыши. Монорельсовый путь предназначен для установки люльки обслуживания обшивки башни и перемещения люльки по внешнему периметру башни.

Опорный узел 12 для установки верхней (головной) части летательного аппарата расположен в центре башни под уровнем 27 м и предназначен для равномерной передачи нагрузки от головной части летательного аппарата на элементы пространственной фермы мобильной башни.

Нижний проход 8 предназначен для проезда летательного аппарата без головной части на транспортно-установочном агрегате в горизонтальном положении сквозь башню обслуживания летательного аппарата в вертикальном или наклонном к вертикали положении на стартовой позиции, проезда головной части летательного аппарата внутрь мобильной башни со стороны малых ворот 3, ее подъема, перемещения в верхнем проходе 9 мобильной башни, промежуточного обслуживания головной части в промежуточном положении на уровне 27 м и ее установки на летательный аппарат при помощи мостового крана.

Большие ворота 2 предназначены для защиты летательного аппарата на стартовой позиции от ветровой нагрузки и атмосферных осадков. Конструкция ворот выполнена с возможностью обеспечения проезда летательного аппарата без верхней части на транспортно-установочном агрегате в горизонтальном положении сквозь башню и наезда башни на летательный аппарат при расположении его на стартовой позиции, а также ее отъезда перед стартом летательного аппарата.

Внешняя обшивка мобильной башни состоит из жалюзи, окон и профнастила.

Жалюзи установлены по всему периметру башни между высотными отметками 24 и 36 м, а также под коньком крыши и на уровне 45 м с двух сторон мобильной башни для обеспечения естественной вентиляции и исключения скопления горячего воздуха под крышей мобильной башни. На уровне 45 м напротив жалюзи предусмотрено место для установки принудительной вентиляции. Жалюзи снабжены защитной сеткой, препятствующей доступу насекомых и птиц внутрь мобильной башни.

Окна установлены в районе рабочих проходов с обеих сторон по всей высоте мобильной башни для обеспечения естественной инсоляции.

Для фиксации мобильной башни в положении над стартовым столом и отведенном положении мобильной башни на космодроме предусмотрены штормовые упоры.

Металлоконструкция в виде единой пространственной фермы позволяет более рационально распределить усилия, возникающие в ее элементах, а также упростить монтаж профнастила, жалюзи и окон на ее внешних сторонах.

1. Мобильная башня обслуживания летательных аппаратов, содержащая подвижные опоры, несущие металлоконструкцию в виде пространственной фермы с подвижными и неподвижными площадками обслуживания и с расположенными с противоположных сторон большими и малыми воротами, отличающаяся тем, что пространственная ферма выполнена с боковыми частями, соединенными между собой верхней силовой частью и средней силовой частью, разделяющей нижний проход для горизонтально расположенного летательного аппарата и верхний проход для головной части летательного аппарата, при этом на боковые части оперт мостовой кран.

2. Мобильная башня обслуживания по п.1, отличающаяся тем, что в средней силовой части выполнен проем для подъема головной части летательного аппарата в верхний проход.

3. Мобильная башня обслуживания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что средняя силовая часть выполнена с опорным узлом для головной части летательного аппарата.

4. Мобильная башня обслуживания по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала.

5. Мобильная башня обслуживания по п.3, отличающаяся тем, что в боковых частях фермы образованы проходы для обслуживающего персонала.

6. Мобильная башня обслуживания по любому из пп.1, 2 и 5, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.

7. Мобильная башня обслуживания по п.3, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.

8. Мобильная башня обслуживания по п.4, отличающаяся тем, что направляющие подкранового пути в проекции на горизонтальную плоскость расположены в пределах проекций соответствующих боковых частей пространственной фермы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетно-космической технике (РКТ), именно к технике и технологии подготовки к пуску ракеты-носителя (РН) с космической головной частью (КГЧ), содержащей разгонный блок (РБ) и космический аппарат (КА), и может быть использовано для подготовки к пуску ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого класса с космическими головным частями на технических комплексах космодромов.

Изобретение относится к ракетно-космической технике (РКТ) - именно, к технике и технологии подготовки ракеты-носителя (РН) и космической головной части (КГЧ) к пуску: доставке, сборке, тестированию на техническом комплексе (ТК) космодрома для пуска РН, выведения космического аппарата (КА) на орбиту и может быть использовано для подготовки к пуску экологически безопасных ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого класса с космическими головным частями, на технических комплексах любых космодромов, в частности, например, на космическом ракетном комплексе (КРК) космодрома «Байтерек» (Казахстан)и на проектируемом космодроме «Восточный».

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для отвода коммуникаций с разъемными соединениями от борта ракеты. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к транспортно-установочному оборудованию ракетного комплекса. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к наземному подъемно-установочному оборудованию, и может быть использовано при подготовке ракет-носителей к пуску на высокоавтоматизированном стартовом комплексе.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам отвода коммуникаций с разъемным соединением от борта ракеты. .

Изобретение относится к транспортно-установочному оборудованию универсальных стартовых комплексов космических ракетных комплексов и предназначено для подъема в вертикальное положение ракет космического назначения.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам защиты разъемов коммуникаций, установленных на механизмах стыковки и отвода коммуникаций, от воздействия внешней среды, и может быть использовано в стартовых ракетно-космических комплексах.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано на стартовом комплексе ракетно-космической системы (РКС), включающей многоступенчатую ракету-носитель (РН) и космический разгонный блок (РБ), при заправке криогенными компонентами ракетного топлива кипящим кислородом и переохлажденным кислородом баков окислителя двигательных установок РН и РБ соответственно.

Изобретение относится к ракетно-космической отрасли, а именно к наземному вспомогательному оборудованию

Изобретение относится к космической технике, а именно к колонизации космических объектов (КО). Космический корабль (КК) содержит посадочный (модуль длительно действующей базы (ДДБ)) (ПМ) и взлётный модули (ВМ). ПМ содержит посадочные устройства, гермоотсек с системой обеспечения экипажа, исследовательским оборудованием и устройствами автономного или буксировочного перемещения по поверхности КО, герметичный отсек с системой стыковки и перевода взлётного модуля в стартовое положение, топливные баки для дозаправки взлётного модуля, средства стыковки с ДДБ. ВМ содержит поворотные ЖРД. ВМ и ПМ соединены переливными топливными магистралями. Производят мягкую посадку в ручном или автоматическом режиме КК на КО в горизонтальном положении с помощью бортовой ЖРД ПМ с использованием топлива ВМ, и двигателей ВМ, дозаправляют ВМ топливом из ПМ, переводят ВМ в стартовое положение, производят отлёт ВМ, вводят ПМ в состав ДДБ. Изобретение позволяет расширить эксплуатационные возможности ПМ. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к наземным испытаниям электротехнических систем космических аппаратов (КА). Способ состоит в проведении включения и выключения КА, в т.ч. подключения к КА (10) или отключения от него имитаторов солнечных (8) и аккумуляторных (9) батарей. Имитаторы связаны с КА, соответственно, через соединители (2-1, 3-1) и (5-1) с коммутатором (5-3), а также - через стабилизированный преобразователь напряжения (4). Питание имитаторов (8, 9) осуществляется от промышленной сети через кабели (8-1) и (9-1). При этом солнечная батарея (1), как правило, отстыкована от КА (соединители 2 и 2-1, 3 и 3-1 разомкнуты). Аккумуляторная батарея (5) со стороны своего плюса отсоединена (соединители 5-2 и 5-1 разомкнуты) от зарядного (6) и разрядного (7) преобразователей. К КА (10) подключен автоматизированный испытательный комплекс (11) с заложенными в него циклограммами различных электрических проверок КА и его включения-выключения. В ходе проверок производят контроль поставленных на слежение параметров, в т.ч. выходного тока имитаторов (9). Величина данного тока служит дополнительным свидетельством о факте включения и выключения КА. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей процесса электрических проверок КА. 1 ил.

Изобретение относится к наземным имитационным испытаниям космических аппаратов (КА), а именно многозвенных маложестких механических систем изделий космической техники. Устройство для обезвешивания многозвенной механической системы КА содержит закрепленные на КА поворотные секции, расположенные в плане над соответствующими звеньями механической системы и связанные с ними посредством регулируемых пружин обезвешивания, трансформируемую опорную конструкцию из горизонтальных несущих штанг с кронштейнами, поворотные секции. Наименее удаленная от КА несущая штанга закреплена на КА, а наиболее удаленная от КА несущая штанга посредством опорной стойки опирается на пол помещения. Трансформируемая опорная конструкция снабжена фиксаторами взаимного положения несущих штанг, несущие штанги снабжены Г-образными упорами, опирающимися на пол помещения, кронштейны размещены на несущих штангах с возможностью взаимодействия и фиксации с поворотными секциями в их наиболее удаленных от космического аппарата концах. КА с закрепленным на нем устройством для обезвешивания многозвенной механической системы устанавливают на место проведения испытаний, проводят установку и фиксацию необходимой конфигурации опорной трансформируемой конструкции в горизонтальной плоскости, последовательно фиксируют положения поворотных секций системы обезвешивания в горизонтальной плоскости. Изобретение позволяет повысить функциональные и эксплуатационные характеристики устройств для испытаний многозвенных маложестких механических систем изделий космической техники. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к космонавтике и может быть применено для обеспечения безопасности Земли от столкновения с опасным космическим телом. Центр обеспечения управления системы астероидной безопасности, размещенный на Земле, содержит средства связи и управления, оптическую и радиолокационную аппаратуру контроля и наблюдения с измерительными и телематическими приборами, три и более лунных летательных аппарата, выполненных в лунном, грузовом, пилотируемом вариантах, пять и более летательных топливных заправщиков, стартово-посадочный комплекс с заправочным комплексом, двумя и более взлетно-посадочными полосами, заводом жидкого водорода, средствами радиационной безопасности. Изобретение позволяет повысить астероидную безопасность Земли. 3 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к космической технике. Устройство для проверки пульта космонавта включает в себя одноплатный компьютер VME VP9, операционную панель, рабочую консоль, источники питания. Дополнительно в устройство введены интерфейсная система и видеоинформационная система, а в компьютере VME VP9 реализовано программно-математическое обеспечение, выполненное с возможностью реализации загрузки аппаратной конфигурации устройства, проверки физического наличия устройств, организации программного интерфейса для проверки по каналу MIL 1553 В, организации обмена между интерфейсной системой и пультом космонавта, организации обмена между программно-математическим обеспечением и интерфейсной системой, функционирования видеоинформационной системы, проверки аналоговых и дискретных параметров, например, таких как «Ph2o». Решение направлено на сокращение времени проверки пульта космонавта. 5 ил.

Изобретение относится к наземным проверкам космических аппаратов (КА) и их подготовке к штатной эксплуатации. Способ заключается в проведении включения и выключения КА, в т.ч. бортовых источников его электропитания, в частности аккумуляторных батарей (АБ). Перед включением КА к АБ подключают наземные стабилизированные источники электроэнергии, а после выключения КА дополнительно контролируют токи подзаряда АБ от указанных источников. По этим токам судят о штатном завершении процесса выключения КА. Кроме того, по величине токов подзаряда оценивают величину токов утечки АБ в выключенном состоянии КА, которая не должна превышать заранее заданной величины. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей процесса электрических проверок КА. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для заправки топливом двигателя ракеты-носителя. Устройство для заправки топливом двигателей ракеты-носителя содержит наземный модуль с наземным каналом, наземным клапаном, наземной плитой, двумя коаксиальными наземными проходами, бортовой модуль с бортовым каналом, бортовым клапаном, бортовой плитой с бортовым проходом, двумя бортовыми коаксиальными проходами, систему гидравлического соединения между бортовым модулем и наземным модулем, две камеры, две кольцевые камеры, механическую запорную систему с вилкой отсоединения и запорный палец между наземной и бортовой плитами. Изобретение позволяет исключить замену или ремонт системы соединения бортового и наземного модулей в случае отмены пуска. 11 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к космической технике, а именно к трансбордерным тележкам для трансбордера технического комплекса космодрома. Трансбордерная тележка для трансбордера технического комплекса космодрома содержит электромеханический привод, питаемый от троллей через подвижный токосъемник, грузовую площадку, установку автоматического пенного пожаротушения с дистанционным управлением и с элементами, защищенными от воздействия опасных факторов взрыва и пожара и воздействия пролитых при аварийной ситуации компонентов ракетного топлива (КРТ), с пеногенераторами в кожухе электромеханического привода, с углубленными пеногенераторами с крышками для защиты от попадания КРТ, поддоны под грузовой площадкой для сбора пролитых КРТ, соединенные с трубопроводом с запорным вентилем, придонные зоны с токосъемником с ловушками из негорючих материалов. Участки грузовой площадки имеют уклоны в сторону отверстий, отходящих от трубопроводов, соединенных с поддонами сбора пролитых КРТ. Изобретение позволяет повысить противопожарную защиту изделий ракетно-космической техники при перемещении между объектами космодрома. 5 ил.

Изобретение относится к изделиям космической техники и касается съемного технологического оборудования изделий космической техники, использующегося при наземной подготовке космических аппаратов (КА). Технологический кожух прикреплен на защищаемую поверхность элементами крепления. Кожух выполнен на основе листов заданной конфигурации из легкого, жесткого, оптически прозрачного материала, например сотового поликарбоната. Все материалы кожуха выполнены не содержащими и не накапливающими коррозионно-активные газы, пылевые частицы, влагу. Листы установлены на защищаемую поверхность в один и более слоев параллельно защищаемой поверхности. Между листами кожуха и защищаемой поверхностью обеспечивается заданный зазор за счет конструкции крепежных элементов. Достигается обеспечение целостности, защиты от загрязнений и коррозионных повреждений оптических покрытий КА в процессе наземных работ с изделием (сборка, испытания, транспортировка), возможность визуального контроля состояния оптических поверхностей без демонтажа защитного кожуха, возможность быстрого изменения конфигурации защитного кожуха. 5 ил.
Наверх