Крестовая муфта



Крестовая муфта
Крестовая муфта

 


Владельцы патента RU 2484323:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами. Крестовая муфта содержит две полумуфты с выступами и промежуточный плавающий элемент для передачи вращения с взаимно перпендикулярными пазами, ответными выступам полумуфт. На боковых поверхностях выступов полумуфт выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты. Промежуточный элемент выполнен в виде крестовины, на боковых поверхностях пазов которой выполнены в радиальном направлении желоба. Муфта снабжена роликами, помещаемыми в соответствующие желоба полумуфт и крестовины при сборке в местах их пересечения. Поверхность желобов сопряжена с поверхностью роликов. Достигается повышение долговечности крестовой муфты путем снижения потерь на трение. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами.

Известна крестовая муфта, содержащая две полумуфты и промежуточный элемент, выполненный в виде вкладыша, имеющего форму параллелепипеда. Полумуфты имеют по два выступа, осуществляющих направление вкладыша. Благодаря скольжению вкладыша вдоль поверхности выступов муфта компенсирует некоторое радиальное смещение концов соединяемых валов и допускает также незначительное осевое и угловое их смещение. При этом силы трения дополнительно нагружают концы валов, увеличивая нагрузки на подшипниковые опоры (Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для вузов / Изд. 3-е, исправлен. и переработ. - М.: Машиностроение, 1974. - С.555).

Основными недостатками описанной крестовой муфты являются невозможность снижения нагрузок, передаваемых через соединяемые валы, и низкая долговечность вследствие существенных потерь на трение скольжения и износа контактирующих поверхностей, обусловленных скольжением вкладыша по поверхностям выступов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является крестовая муфта, содержащая две полумуфты с выступами, соединяющие валы, и промежуточный плавающий элемент для передачи вращения, выполненный в виде диска с взаимно перпендикулярными пазами, ответными выступам полумуфт. Таким образом, насаженные на валы полумуфты соединены между собой при помощи диска благодаря тому, что на торцах диска имеются пазы, в которых помещены соответствующие выступы полумуфт. Так как пазы диска расположены взаимно перпендикулярно, то муфта обеспечивает свободное радиальное перемещение соединяемых валов и допускает также незначительное осевое и угловое перемещение этих валов. При этом силы трения дополнительно нагружают концы валов, увеличивая нагрузки на подшипниковые опоры (Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для вузов / Изд. 3-е, исправлен. и переработ. - М.: Машиностроение, 1974. - С.554).

Основными недостатками данной крестовой муфты являются отсутствие возможности снижения нагрузок, передаваемых через соединяемые валы, и пониженная долговечность вследствие повышенных потерь на трение скольжения и, соответственно, износа контактирующих поверхностей, что обусловлено скольжением выступов полумуфт в пазах на торцах диска.

Задачей изобретения является снижение нагрузок на соединяемые валы и повышение долговечности крестовой муфты.

Поставленная задача решается тем, что в крестовой муфте, содержащей две полумуфты с выступами и промежуточный плавающий элемент для передачи вращения с взаимно перпендикулярными пазами, ответными выступам полумуфт, согласно изобретению на боковых поверхностях выступов полумуфт выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты. Промежуточный элемент выполнен в виде крестовины, на боковых поверхностях пазов которой выполнены в радиальном направлении желоба. Муфта снабжена роликами, помещаемыми в соответствующие желоба полумуфт и крестовины при сборке в местах их пересечения, а поверхность желобов сопряжена с поверхностью роликов.

Для повышения грузоподъемности муфты число желобов как на выступах полумуфт, так и на боковых поверхностях пазов крестовины составляет не менее одного.

Для увеличения диапазона допустимых значений угловых перекосов концов валов торцевые поверхности выступов полумуфт выполнены сферическими с центрами сфер на продольных осях полумуфт.

Благодаря перекатыванию роликов по желобам крестовины в процессе передачи вращения существенно снижаются потери на трение, поскольку трение качения существенно ниже трения скольжения. По этой же причине снижается износ контактирующих поверхностей муфты и повышается долговечность ее работы. Существенно снижаются нагрузки на концы валов, вызванные силами трения.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1, 2, 3 представлена конструкция реверсивной муфты, а на фиг.4, 5, 6 - конструкция нереверсивной муфты. На фиг.1 представлена конструкция ведущей полумуфты; на фиг.2 - конструкция крестовины; на фиг.3 - конструкция ведомой полумуфты; на фиг.4 представлена конструкция ведущей полумуфты в случае нереверсивного вращения привода; на фиг.5 - конструкция крестовины в случае нереверсивного вращения привода; на фиг.6 - конструкция ведомой полумуфты в случае нереверсивного вращения привода.

Крестовая муфта (фиг.1, 2, 3) содержит ведущую полумуфту 1 и ведомую полумуфту 2 с выступами 3 и 4 соответственно, а также промежуточный плавающий элемент для передачи вращения. На боковых поверхностях выступов 3 полумуфты 1 выполнены желоба 5, и на боковых поверхностях выступов 4 полумуфты 2 выполнены желоба 6. Желоба 5 и 6 направлены вдоль продольной оси муфты.

Промежуточный плавающий элемент выполнен в виде крестовины 7 с взаимно перпендикулярными пазами, ответными выступам 3 и 4 полумуфт 1 и 2. На боковых поверхностях пазов крестовины 7 выполнены радиально направленные желоба 8. Выступы 3 и 4 полумуфт 1 и 2 с желобами 5 и 6 входят в пазы крестовины 7 с желобами 8.

В места пересечения желобов 5 и 6 полумуфт 1 и 2 и желобов 8 крестовины 7 при сборке помещены ролики 9. Поверхность желобов 5, 6, 8 сопряжены с поверхностью роликов 9.

Число желобов на выступах 3 и 4 полумуфт 1 и 2 составляет не менее одного, и число желобов на боковых поверхностях выступов крестовины 7 составляет не менее одного.

Торцевые поверхности выступов 3 и 4 полумуфт 1 и 2 выполнены сферическими с центрами сфер на продольных осях полумуфт 1 и 2.

Крестовая муфта (фиг.4, 5, 6) содержит ведущую полумуфту 1 и ведомую полумуфту 2 с выступами 3 и 4 соответственно, а также промежуточный плавающий элемент для передачи вращения. На боковых поверхностях выступов 3 полумуфты 1 выполнены желоба 5, и на боковых поверхностях выступов 4 полумуфты 2 выполнены желоба 6. Желоба 5 и 6 направлены вдоль продольной оси муфты.

Промежуточный плавающий элемент выполнен в виде крестовины 7 с взаимно перпендикулярными пазами, ответными выступам 3 и 4 полумуфт 1 и 2. На боковых поверхностях пазов крестовины 7 выполнены радиально направленные желоба 8. Выступы 3 и 4 полумуфт 1 и 2 с желобами 5 и 6 входят в пазы крестовины 7 с желобами 8.

В места пересечения желобов 5 и 6 полумуфт 1 и 2 и желобов 8 крестовины 7 при сборке помещены ролики 9. Поверхность желобов 5, 6, 8 сопряжены с поверхностью роликов 9. Количество желобов и роликов у нереверсивной муфты меньше чем у реверсивной.

Крестовая муфта работает следующим образом. Желоба 8 крестовины 7 контактируют с роликами 9. Ролики 9 контактируют с желобами 5 и 6 полумуфт 1 и 2 обеспечивая передачу вращения от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2. Ролики 9, перекатываясь вдоль соответствующих желобов 5, 6, 8 в процессе вращения муфты, обеспечивают радиальные смещения крестовины 7, компенсируя радиальную несоосность, угловые и осевые смещения соединяемых валов.

Таким образом, предложенное изобретение позволяет уменьшить нагрузки на соединяемые валы и повысить долговечность крестовой муфты.

1. Крестовая муфта, содержащая две полумуфты с выступами и промежуточный плавающий элемент для передачи вращения с взаимно перпендикулярными пазами, ответными выступам полумуфт, отличающаяся тем, что на боковых поверхностях выступов полумуфт выполнены желоба, направленные вдоль продольной оси муфты, промежуточный элемент выполнен в виде крестовины, на боковых поверхностях пазов которой выполнены в радиальном направлении желоба, при этом муфта снабжена роликами, помещаемыми в соответствующие желоба полумуфт и крестовины при сборке в местах их пересечения, а поверхность желобов сопряжена с поверхностью роликов.

2. Крестовая муфта по п.1, отличающаяся тем, что число желобов как на выступах полумуфт, так и на боковых поверхностях пазов крестовины составляет не менее одного.

3. Крестовая муфта по п.1, отличающаяся тем, что торцевые поверхности выступов полумуфт выполнены сферическими с центрами сфер на продольных осях полумуфт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, к соединительным устройствам приводов, предназначенных для передачи вращающего момента между валами.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам. .

Муфта // 2437007
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к муфтам. .

Изобретение относится к устройствам для соединения несоосных валов и может использоваться в насосах для добычи нефти, воды и других жидкостей из скважин. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве промежуточного соединительного звена для передачи крутящего момента с одного механизма на другой.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов. .

Изобретение относится к области машиностроения, к крестовым муфтам

Изобретение относится к области податливых невыключаемых муфт со средствами, допускающими возможность перемещения соединяемых деталей во время работы. Композитная виброизолирующая муфта имеет мембраны (1), которые соединены промежуточным валом (2). На наружную поверхность промежуточного вала нанесен слой жесткого вибропоглощающего материала (3) толщиной, составляющей не менее 1,5 толщины стенки промежуточного вала. Обеспечивается повышение надежности работы муфты. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области податливых невыключаемых муфт со средствами, допускающими возможность перемещения соединяемых деталей во время работы. Сборная композитная виброизолирующая соединительная муфта имеет мембраны (1), которые объединены с промежуточным валом (2) посредством болтового соединения. Мембраны (1) представляют собой трехслойные кольцевые пластины, состоящие из жестких наружных слоев - несущего внешнего (3) и прикрывающего внутреннего (4), соединенных между собой слоем мягкого вибропоглощающего материала. Толщина вибропоглощающего слоя составляет не более 0,1 толщины жестких наружных слоев мембран. Внутренний диаметр кольцевой пластины прикрывающего внутреннего слоя выполнен превышающим внутренний диаметр кольцевой пластины несущего внешнего слоя. Обеспечивается повышение надежности работы муфты. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Муфта упругая содержит две полумуфты и вилку, связанные соединительными элементами. Концы полумуфты и вилки снабжены участками с отверстиями для крепления соединительных элементов, имеющих на концах ответные участки с отверстиями. По первому варианту соединительный элемент выполнен из одной плоской пружины с центральной частью и по меньшей мере четырех симметрично расположенных боковых полок, имеющих на концах участки с отверстиями для крепления к полумуфте или вилке, выполненных заодно с центральной частью и отогнутых по отношению к центральной части. Предыдущая и последующая боковые полки выполнены отогнутыми в противоположные стороны от центральной части. По второму варианту соединительный элемент выполнен из двух плоских пружин с центральной частью и по меньшей мере четырех симметрично расположенных боковых полок, имеющих на концах участки с отверстиями для крепления к полумуфте или вилке, выполненных заодно с центральной частью и отогнутых по отношению к центральной части. Предыдущая и последующая боковые полки выполнены отогнутыми в противоположные стороны от центральной части, а между плоскими пружинами установлены прокладки из вибропоглощающего материала. Достигается снижение шума и вибрации муфты в процессе ее эксплуатации при одновременной компенсации радиальной и угловой несоосностей соединяемых валов. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх