Моторное масло

Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях. Сущность изобретения состоит в разработке универсального всесезонного моторного масла, включающего базовое масло и девять функциональных присадок в различных соотношениях, причем в качестве базового масла могут использоваться маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1, или полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C, или продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при той же температуре. Моторное масло соответствует требованиям класса вязкости 4з/14 и группы "Д" эксплуатационных свойств по ГОСТ 17479.1. Технический результат изобретения - повышение эффективности моторного масла за счет улучшения его антиокислительных, противоизносных и антифрикционных свойств в условиях высокотемпературного каталитического окисления и низких температур применения без снижения моющих и противокоррозионных свойств масла. Кроме того, изобретение позволит расширить ассортимент универсальных всесезонных моторных масел, отвечающих требованиям классификационной марки М-4з/14Д. 2 з.п. ф-лы, 9 табл.

 

Изобретение относится к смазочным составам, отличающимся содержанием в качестве компонентов смеси по меньшей мере двух видов ингредиентов, выбранных из основ, загустителей или добавок, в частности к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях.

В процессе развития двигателестроения повышаются требования к эксплуатационным свойствам моторных масел. Не снижается потребность в минеральных (нефтяных) маслах, одновременно обеспечивающих надежный пуск непрогретого двигателя при температурах до минус 35°C и обладающих высоким уровнем эксплуатационных свойств на установившихся режимах работы двигателя. Уровень этих свойств обеспечивают входящие в состав масел зольные металлсодержащие детергенты, дисперсанты, ингибиторы окисления, а также низкозастывающие компоненты основы масла, обеспечивающие ему пологую вязкостно-температурную характеристику в соответствующем диапазоне температур [А.А.Гуреев, И.Г.Фукс, В.Л.Лашхи. Химмотология. - М: Химия, 1986 г., с.214-239]. Указанное обусловливает интенсивный поиск решений, направленных на одновременное улучшение вязкостно-температурных характеристик масел, с одной стороны, и повышение антиокислительных и антифрикционных свойств - с другой.

Перед авторами стояла задача разработать такое моторное масло, которое обладало бы характерным для масел класса вязкости 4з/14 и группы «Д» [ГОСТ 17479.1-85. Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные] высоким уровнем эксплуатационных свойств с улучшенными антиокислительными, противоизносными и антифрикционными свойствами в условиях его высокотемпературного окисления и низких (до минус 45°C) температур применения без снижения моющих и противокоррозионных свойств.

При анализе патентной и научно-технической информации были выявлены технические решения, частично решающие поставленную задачу.

Известно моторное масло М-4з/6B1, содержащее в % мас.:

маловязкое дистиллятное масло (веретенное АУ) 84,0-86,0
присадка ПМС «А» 7,0
или щелочной сульфонат кальция (присадка С-150) 5,0
алкилсалицилат кальция (присадка АСК) 0,5
диалкилдитиофосфат цинка (присадка ДФ-11) 2,2
алкилсукцинимид (присадка С-5А) 2,25
полиметилсилоксан (присадка ПМС-200А) 0,003
полиметакрилат марки "Д" (присадка ПМА "Д") до 3,5

[Масла, вырабатываемые предприятиями Минхимнефтепрома СССР. - М: ЦНИИТЭнефтехим, 1986 г., с.8].

Это масло предназначено для применения в северных районах только в среднефорсированных бензиновых двигателях и обладает низкой температурой застывания (минус 42°C), что позволяет осуществлять пуск двигателя без предварительного прогрева при температуре окружающего воздуха до минус 30°C. Однако с увеличением степени форсирования двигателей из-за относительно малого щелочного числа масла (4 мг КОН/г в сравнении с 8-9 мг КОН/г у современных масел) наблюдается повышенное нагарообразование на поршнях двигателей.

Известен состав смазочного масла, содержащего в % мас.:

сера 0,01-0,3
фосфор 0,01-0,1
соль металла и органической кислоты, образующей 0,1-1,0% сульфатной золы 0,2-7,0
базовое минеральное масло с содержанием серы не более 0,1% до 100

беззольный дисперсант типа алкенированного или алкилированного сукцинимида, используемый в количестве, соответствующем 0,01-3,0% азота,

металлсодержащий детергент типа щелочной или щелочноземельной соли алкилсалициловой кислоты с основным числом 10-350 мг КОН/г и соли щелочноземельного металла алкилфенольного производного со структурой основания Манниха, используемых в количестве, соответствующем 0,1-1,0% золы,

диалкилдитиофосфат цинка (0,01-0,1 в расчете на фосфор),

ингибитор окисления на фенольной и/или аминной основе [патент США №6569818, C10M 141/02 от 27.05.2003 г.].

Недостатком масла является относительно низкий уровень нейтрализующего запаса: щелочное число масла составляет менее 8 мг КОН/г, что приводит к повышенному нагарообразованию на поршнях двигателей.

Также известно моторное масло, состоящее из щелочного алкилсалицилата кальция, щелочного сульфоната кальция, диалкилдитиофосфата цинка, полиметакрилата, полиметилсилоксана, присадки, состоящей из продукта деструкции этиленпропиленового каучука и полиизобутилена, и минерального масла при следующем соотношении компонентов, мас.%:

щелочной алкилсалицилат кальция 3,6-7,9
щелочной сульфонат кальция 2,0-7,0
диалкилдитиофосфат цинка 1,6-2,0
полиметакрилат 1,8-6,0
полиметилсилоксан 0,003-0,005
присадка, состоящая из продукта деструкции
этиленпропиленового каучука 20-90% от общего количества присадки
и полиизобутилена 10-80% от общего количества присадки
минеральное масло остальное

[патент РФ RU №2141508, С 10 М 143/00 1999 г.].

Недостатком моторного масла указанного состава является относительно низкий уровень его вязкостно-температурных свойств: при повышении его кинематической вязкости при 100°C до требований класса вязкости за счет использования более высоковязкой основы температура застывания масла повышается и его низкотемпературная прокачиваемость ухудшается, что не позволит обеспечить пуск двигателя при температуре минус 35°C.

Известно масло, состоящее из щелочных алкилсалицилата и сульфоната кальция, диалкилдитиофосфата цинка, полиметакрилата марки «Д», полиметилсилоксана, гидрированного блок-сополимера бутадиена со стиролом, алкенилсукцинимида мочевины, высокомолекулярного основания Манниха, остаточного компонента с кинематической вязкостью 15-20 мм2/c при 100°C и маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/c при 100°C при следующем соотношении компонентов, мас.%:

щелочной алкилсалицилат кальция 3,0-5,0
щелочной сульфонат кальция 0,5-1,5
диалкилдитиофосфат цинка 1,5-2,5
полиметакрилат марки «Д» 3,0-5,0
полиметилсилоксан 0,003-0,005
гидрированный блок-сополимер бутадиена со стиролом 1,5-2,0
алкенилсукцинимид мочевины 2,5-3,5
высокомолекулярное основание Манниха 2,0-2,5
остаточный компонент с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при 100°C 5,4-6,0
маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C остальное

[патент РФ RU №2182592, C 10 M 169/04 от 14.12.2000 г.].

Масло обладает недостаточным для применения в турбонаддувных двигателях уровнем антиокислительных свойств из-за малой ингибирующей эффективности диалкилдитиофосфата цинка в сочетании с алкенилсукцинимидом мочевины. Полиметакрилат марки «Д» в качестве единственного депрессора в загущенных маслах в больших концентрациях не эффективен, что отрицательно сказывается на низкотемпературных свойствах масла.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению и взятым за прототип является универсальное всесезонное моторное масло на минеральной основе, содержащее маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре, щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, полиметакрилат марки "Д", полиметилсилоксан, гидрированный блок-сополимер бутадиена со стиролом, высокомолекулярное основание Манниха, концентрат смеси моно- и бис-алкилсукцинимидов в масле, модифицированный продукт алкилирования фенола хлорпарафинами, блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина и спиртовой цинкдитиофосфат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

щелочной алкилсалицилат кальция 2,9-4,9
щелочной сульфонат кальция 0,5-1,5
полиметакрилат марки "Д" 1,5-2,5
полиметилсилоксан 0,003-0,005
гидрированный блок-сополимер бутадиена со стиролом 1,75-2,25
высокомолекулярное основание Манниха 2,0-3,0
концентрат смеси моно- и бис-алкилсукцинимидов в масле 2,5-3,5
модифицированный продукт алкилирования фенола хлорпарафинами 1,4-2,2
блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина 0,015-0,025
спиртовой цинкдитиофосфат 0,6-1,6
остаточный компонент с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при 100°C 5,4-6,0
маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/c при 100°C остальное

(патент РФ №2232796, C 10 M 161/00 от 26.12.2002 г. - прототип).

Прототип обладает низким уровнем антиокислительных, противоизносных и антифрикционных свойств при применении в турбонаддувных бензиновых двигателях вследствие отсутствия синергизма действия спиртового цинкдитиофосфата как функционального антиоксиданта, одновременно обладающего противоизносносными свойствами, с концентратом смеси моно- и бис-алкилсукцинимидов в масле и модифицированным продуктом алкилирования фенола хлорпарафинами.

Технический результат изобретения - повышение эффективности моторного масла за счет улучшения его антиокислительных, противоизносных и антифрикционных свойств в условиях высокотемпературного каталитического окисления и низких температур применения без снижения моющих и противокоррозионных свойств масла. Кроме того, изобретение позволит расширить ассортимент универсальных всесезонных моторных масел, отвечающих требованиям классификационной марки М-4з/14Д.

Указанный технический результат достигается тем, что известное моторное масло, содержащее в качестве базового масла маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1, моющие присадки, полиметакрилат марки «Д», полиметилсилоксан, загущающую присадку, антиокислительные присадки, диспергирующую присадку, депрессорную присадку, блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина согласно изобретению в качестве моющих присадок масло содержит смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющей соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35, в качестве загущающей присадки - спиртовой дивинил-бензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000, в качестве антиокислительных присадок - фенил-α-нафтиламин и диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12, в качестве диспергирующей присадки - беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота, в качестве депрессорной присадки - продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов при следующем соотношении компонентов, мас.%:

смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 3,0-7,0
полиметакрилат марки "Д" 1,5-2,5
полиметилсилоксан 0,003-0,005
спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 1,75-2,25
фенил-α-нафтиламин 0,1-0,5
диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 0,5-2,5
беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота 2,0-4,0
продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов 0,1-1,0
блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина 0,01-0,05
базовое масло: смесь маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1 остальное,

а также тем, что согласно изобретению в качестве базового масла содержит

полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C

или продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при той же температуре, и тем, что в качестве моющих присадок содержит

смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г.

Ниже приведена характеристика компонентов, входящих в состав предлагаемого масла.

Кальциевая соль алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г (щелочной алкилсалицилат кальция) вырабатывается промышленностью под товарными марками Детерсол-50 (со щелочным числом 50 мг КОН/г), Детерсол-140 (со щелочным числом 140 мг КОН/г), Детерсол-180 (со щелочным числом 180 мг КОН/г), Детерсол-300 (со щелочным числом 300 мг КОН/г) по ТУ 38.601.1-13-88, ТУ 0257-017-48120848-2000, ТУ 38.601-13-079-94, ТУ 38.601-13-073-92. Применяется как моющая присадка, является коллоидным раствором кальциевой соли алкилсалициловой кислоты и мелкодисперсного карбоната кальция в минеральном масле. Содержание кальциевой соли алкилсалициловой кислоты в масле-растворителе находится в пределах 25-30%, а карбоната кальция - 6-9%.

Кальциевая соль сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г (щелочной сульфонат кальция) вырабатывается промышленностью под товарными марками С-150 (ТУ 38.101685-84), КНД (ТУ 38.1011283-89) со щелочным числом не менее 120 мг КОН/г, К-312 (ТУ 0257-114-40065452-2000), С-300 (ТУ 38.101444-76) со щелочным числом не менее 300 мг КОН/г, К-313 (ТУ 0257-016-40065462-01) со щелочным числом 390-400 мг КОН/г. Применяется как моющая присадка и является коллоидной дисперсией карбоната кальция в минеральном масле, стабилизированной сульфонатом кальция. Массовая доля сульфоната кальция составляет не менее 28%.

Применение в составе масла смеси указанных зольных присадок не только повышает моющие свойства, но вследствие подбора в солях определенного соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в заявляемом диапазоне еще и повышает антифрикционные свойства моторного масла.

Полиметакрилат марки «Д» вырабатывается промышленностью под товарной маркой ПМА «Д» по ТУ 6-01-270-94. Присадка предназначена для улучшения низкотемпературных свойств масел и повышения их вязкости, представляет собой полимер эфиров метакриловой кислоты и смеси первичных спиртов C12-C16 нормального строения, условная молекулярная масса которого составляет 12000-17000.

Полиметилсилоксан вырабатывается промышленностью под товарной маркой ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79. Присадка применяется для улучшения антипенных свойств масел и представляет собой смесь полимеров метилсилоксанов линейной и цилиндрической структуры с молекулярной массой в пределах 2500-3500. Массовая доля кремния в присадке составляет 36-39%.

Спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 вырабатывается промышленностью за рубежом под товарной маркой Shellvis-260 и импортируется. Применяется как загущающая присадка.

Фенил-α-нафтиламин вырабатывается промышленностью под товарной маркой «Неозон А» по ТУ 6-14-202-74. Присадка является ингибитором окисления на фенольной и аминной основе и применяется для улучшения антиокислительных свойств масел. Является твердым веществом с температурами плавления 62-63°C, кипения - 224°C при 12 мм рт.ст., хорошо растворимым в этаноле, диэтиловом эфире, бензоле и других углеводородных растворителях.

Диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 вырабатывается промышленностью под товарными марками ДФ-11, ДФБ, ВНИИ НП-354, А-22, А-23 по ТУ 38.401-58-314-2002. Присадка предназначена для улучшения антиокислительных, антикоррозионных и противоизносных свойств масел и в своем составе содержит цинка не менее 10 мас.%.

Беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота, вырабатывается промышленностью под товарными марками С-5АБ (ТУ 38. 401-58-130-95), К-51 (ТУ 38.401-58-383-2007), С-5А (ТУ 38.101146-77). Применяется в качестве диспергирующей присадки со щелочным числом не менее 20 мг КОН/г. Может являться масляным раствором модифицированного бором алкилсукцинимида.

Продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов вырабатывается промышленностью под товарными марками ПМА«Д»-110, К-110 по ТУ 0257-037-40065452-03. Применяется в маслах в качестве депрессорной присадки полиметакрилатного типа. Молекулярная масса полимера - от 2800 до 3200.

Блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина вырабатывается промышленностью под товарной маркой Дипроксамин-157 по ТУ 6-14-614-76. Присадка применяется для улучшения деэмульгирующих и антиокислительных свойств масел. Массовая доля азота - 0,5-0,55%, массовая доля золы - не более 0,5%.

Маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C вырабатывается промышленностью под товарной маркой веретенное АУ по ТУ 38.301-29-71-94 и ТУ 38.1011232-89. Применяется в качестве компонента базовых масел. Представляет собой высокоочищенное нефтяное масло, полученное из малосернистых парафинистых нефтей глубокой селективной очисткой и депарафинизацией, с кислотным числом - 0,05-0,07 мг КОН/г, зольностью сульфатной - 0,005%, температурой вспышки - 165°C и температурой застывания не выше минус 45°C.

Остаточный компонент с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при 100°C вырабатывается промышленностью под товарной маркой МС-20 по ТУ 38.101265-88. Применяется в качестве компонента базовых масел. Представляет собой продукт селективной очистки сернистых нефтей с температурой застывания - минус 15°C, температурой вспышки - не менее 258°C, цветом на колориметре ЦНТ - 50 ед.

Полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C вырабатывается промышленностью под маркой ПАОМ-4 по ТУ 0253-004-54409843-2004. Применяется в качестве компонента базовых масел и представляет собой продукт олигомеризации высших альфаолефинов.

Продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при 100°C вырабатывается промышленностью под маркой изопарафинового масла VHVI-4 по ТУ 0253-026-00148599-2002. Применяется в качестве компонента основы гидравлических и моторных масел.

Кальциевая соль алкилфенольного производного (щелочной алкилфенолят кальция) вырабатывается промышленностью под товарными марками ВНИИ НП-714 (ТУ 0257-007-11246224-96), ВНИИ НП-7120 (ТУ 0257-008-11246224-93), ВНИИ НП-715 (ТУ 38.401734-89). Применяется в качестве моющей присадки, получаемой карбонатацией сульфидалкилфенолята кальция. Представляет собой коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную сульфидалкилфенолятом кальция. Смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г для предлагаемого масла готовят в соотношении солей между собой (3-5):1.

Заявляемую композицию моторного масла готовят по следующей технологии. Базовое масло по п.1 формулы изобретения готовят введением в соотношении (12-15):1 в предварительно разогретое до 110-120°C маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C остаточного компонента с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре и перемешивают эти компоненты в течение 3,5-4 ч до получения однородной массы по всему объему емкости.

В базовое масло по п.1 формулы изобретения или взятое по п.2 формулы изобретения, предварительно разогретое до 110-120°C, при перемешивании последовательно вводят загуститель - спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 до получения требуемой вязкости (12,5 мм2/с при 100°C) и депрессорные присадки до получения требуемой температуры застывания (минус 45°C). Затем при температуре 70-90°C в поток или смесь вводят оставшиеся присадки. Порядок введения присадок в потоке: моющие, диспергирующие, антиокислительные, деэмульгатор и антипенная. Перемешивание осуществляют в течение 3,5-4 ч до получения однородной массы по всему объему емкости. Однородность полученного моторного масла определяют по показателям кинематической вязкости при 100°C и щелочного числа.

Для обоснования заявляемого качественного и количественного состава моторного масла были приготовлены 30 опытных образцов (табл.1-3). В табл.1 представлен компонентный состав приготовленных опытных образцов моторного масла с использованием в качестве моющих присадок, взятых по п.1 и п.3 формулы изобретения, а в качестве базового масла - смеси маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/c при той же температуре. В табл.2 представлен компонентный состав приготовленных опытных образцов моторного масла с использованием в качестве моющих присадок, взятых по п.1 и п.3 формулы изобретения, а в качестве базового масла - полиальфаолефинового масла с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C, а в табл.3 - компонентный состав приготовленных опытных образцов моторного масла с использованием в качестве моющих присадок, взятых по п.1 и п.3 формулы изобретения, а в качестве базового масла - продукта гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при 100°C.

Приготовленные опытные образцы моторного масла прошли лабораторные испытания с оценкой их физико-химических свойств (табл.4-6). Определение физико-химических свойств проводили в соответствии со стандартизированными методиками: вязкость кинематическую при 100°C определяли по ГОСТ 33, индекс вязкости - по ГОСТ 24371, температуру застывания - по ГОСТ 20287, температуру вспышки в открытом тигле - по ГОСТ 4333, вязкость динамическую при температуре минус 25°C - по ASTM D 5293, вязкость динамическую при температуре минус 30°C - по ASTM D 4684, щелочное число - по ГОСТ 11362, зольность сульфатную - по ГОСТ 12417, коррозионность - по ГОСТ 20502. Антиокислительные свойства масла оценивали по показателю стабильности по индукционному периоду осадкообразования по ГОСТ 11063, а по приросту вязкости - на установке ИКМ-40 по ГОСТ 20457; противоизносные свойства - на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490; антифрикционные свойства - на вибротрибометре CETR UMT-3.

Эффективность физико-химических свойств предлагаемого моторного масла по значениям показателей, полученным в результате проведенных лабораторных испытаний приготовленных опытных образцов, оценивали в сравнении со значениями аналогичных показателей для масла-прототипа (табл.4-6, столбец 14). Из результатов лабораторных испытаний, представленных в таблицах 4-6, видно, что количественный состав компонентов предлагаемого моторного масла отвечает эксплуатационным требованиям в соответствии с пределами, приведенными в формуле изобретения. А именно это образцы №№2-4, 7-9, 12-14, 17-19, 22-24, 27-29 в заявленных пределах по составу соответствуют требованиям, предъявляемым к маслам класса вязкости 4з/14. Кроме того, по противоизносным и антифрикционным свойствам (пункты 11 и 12 таблиц 4-6) образцы №№2-4, 7-9, 12-14, 17-19, 22-24, 27-29 превосходят масло-прототип.

Улучшение противоизносных и антифрикционных свойств предлагаемого моторного масла достигнуто в процессе исследования влияния соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в смеси моющих присадок в маслах. Степень влияния соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в диапазоне 0,15-0,35 в смеси кальциевой соли алкил(C12-C24) салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г определяли в сопоставлении с маслом-прототипом путем испытаний опытных образцов масел на вибротрибометре (табл.7): чем меньше значение диаметра пятна износа и коэффициента трения, тем лучше соответстввенно противоизносные и антифрикционные свойства масла. Как видно из данных табл.7, заявляемый диапазон соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в солях моющих присадок способствует улучшению противоизносных и антифрикционных свойств масла в сравнении с маслом-прототипом.

Для подтверждения соответствия заявляемой композиции моторного масла требованиям эксплуатационной группы «Д» образцы №№4, 8, 12, 18, 23, 28 и масло-прототип прошли испытания на моторных установках. В табл.8 представлены результаты оценки антиокислительных и противокоррозионных свойств этих образцов на установке ИКМ-40 по методу ГОСТ 20457, а в табл.9 - результаты оценки моющих, противоизносных и противокоррозионных свойств на установке ИМ-1 по методу ГОСТ 20303.

Результаты испытаний показали, что предлагаемый образец масла (образцы №№4, 8, 12, 18, 23, 28) превосходит масло-прототип по антиокислительным (пункт 1 табл.8) и противоизносным свойствам (пункты 7,8 табл.9) и не только сохраняет уровень, но и превосходит его по антикоррозионным (пункт 2 табл.8) и моющим свойствам (пункты 4,5 табл.9).

Заявленная совокупность признаков (качественный и количественный состав компонентов в моторном масле) позволяет сделать вывод, что предлагаемый состав масла значительно отличается от известного заменой новыми компонентами, а именно смесью кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющей соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35, спиртовым дивинилбензолом-изопреном с молекулярной массой 15000-25000, фенил-α-нафтиламином, диалкилдитиофосфатом цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12, беззольным алкенированным или алкилированным сукцинимидом, используемым в масле количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота, продуктом полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов, полиальфаолефиновым маслом с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C или продуктом гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при 100°C, смесью кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г. Кроме того, известные компоненты применяются в ином процентном соотношении.

Эксплуатационные свойства предлагаемого масла улучшены за счет подбора эффективного сочетания ингибиторов окисления, дающего сверхсуммарный эффект, и соотношения радиуса твердого карбонатного ядра в моющих присадках (щелочных алкилсалицилате и сульфонате кальция) в заявленном диапазоне.

Применение изобретения позволит расширить ассортимент универсальных всесезонных моторных масел для высокофорсированных бензиновых двигателей и турбонаддувных дизелей с улучшенными антиокислительными, противоизносными и антифрикционными свойствами в условиях высокотемпературного окисления и низких (до минус 45°C) температур применения масла без снижения его моющих и противокоррозионных свойств.

Таблица 1
Состав образцов предлагаемой композиции моторного масла
№№ п/п Наименование компонентов Содержание, мас.%
Обр. №1 Обр. №2 Обр. №3 Обр. №4 Обр. №5 Обр. №6 Обр. №7 Обр. №8 Обр. №9 Обр. №10
1. Смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 2,9 3,0 4,9 7,0 7,1 - - - - -
2. Смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г - - - - - 2,9 3,0 4,9 7,0 7,1
3. Полиметакрилат марки "Д" 1,4 1,5 2,0 2,5 2,6 1,4 1,5 2,0 2,5 2,6
4. Полиметилсилоксан 0,002 0,003 0,0045 0,005 0,006 0,002 0,003 0,004 0,005 0,006
5. Спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 1,74 1,75 2,00 2,25 2,26 1,74 1,75 2,00 2,25 2,26
6. Фенил-α-нафтиламин 0,09 0,10 0,30 0,50 0,51 0,09 0,10 0,30 0,50 0,51
7. Диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 0,40 0,50 1,05 2,50 2,60 0,40 0,50 1,05 2,50 2,60
8. Беззольный алкенированнын или алкилированный сукцинимид, используемый в масле количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота 1,9 2,0 3,6 4,0 4,1 1,9 2,0 3,6 4,0 4,1
9. Продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов 0,09 0,10 0,40 1,00 1,10 0.09 0,10 0,40 1,00 1,10
10. Блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина 0,009 0,010 0.020 0,050 0,051 0,009 0,010 0,020 0,050 0,051
11. Смесь маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1 91,47 91,04 85,73 80,19 79,67 91,47 91,04 85,73 80,19 79,67
Таблица 2
Состав образцов предлагаемой композиции моторного масла
№№ п/п Наименование компонентов Содержание, мас.%
Обр. №11 Обр. №12 Обр. №13 Обр. №14 Обр. №15 Обр. №16 Обр. №17 Обр. №18 Обр. №19 Обр. №20
1. Смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 2,9 3,0 4,9 7,0 7,1 - - - - -
2. Смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г - - - - - 2,9 3,0 4,9 7,0 7,1
3. Полиметакрилат марки "Д" 1,4 1,5 2,0 2,5 2,6 1,4 1,5 2,0 2,5 2,6
4. Полиметилсилоксан 0,002 0,003 0,0045 0,005 0,006 0,002 0,003 0,004 0.005 0,006
5. Спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 1,74 1,75 2,00 2,25 2,26 1,74 1,75 2,00 2,25 2,26
6. Фенил-α-нафтиламин 0,09 0,10 0,30 0,50 0,51 0,09 0,10 0,30 0,50 0,51
7. Диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 0,40 0,50 1,05 2,50 2,60 0,40 0,50 1,05 2,50 2,60
8. Беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота 1,9 2,0 3,6 4,0 4,1 1,9 2,0 3,6 4,0 4,1
9. Продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов 0,09 0,10 0,40 1,00 1,10 0,09 0,10 0,40 1,00 1,10
10. Блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина 0,014 0,015 0,020 0,025 0,026 0,014 0,015 0,020 0,025 0,026
11. Полиальфаолефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C 91,47 91,04 85,73 80,19 79,67 91,47 91,04 85,73 80,19 79,67
Таблица 3
Состав образцов предлагаемой композиции моторного масла
№№ п/п Наименование компонентов Содержание, мас.%
Обр. №21 Обр. №22 Обр. №23 Обр. №24 Обр. №25 Обр. №26 Обр. №27 Обр. №28 Обр. №29 Обр. №30
1. Смесь кальциевой соли алкил(C1224)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 2,9 3,0 4,9 7,0 7,1 - - - - -
2. Смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г - - - - - 2,9 3,0 4,9 7,0 7,1
3. Полиметакрилат марки "Д" 1,4 1,5 2,0 2,5 2,6 1,4 1,5 2,0 2,5 2,6
4. Полиметилсилоксан 0,002 0,003 0,0045 0,005 0,006 0,002 0,003 0,004 0,005 0,006
5. Спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 1,74 1,75 2,00 2,25 2,26 1,74 1,75 2,00 2,25 2,26
6. Фенил-α-нафтиламин 0,09 0,10 0,30 0,50 0,51 0,09 0,10 0,30 0,50 0,51
7. Диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 0,40 0,50 1,05 2,50 2,60 0,40 0,50 1,05 2,50 2,60
8. Беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота 1,9 2,0 3,6 4,0 4,1 1,9 2,0 3,6 4,0 4,1
9. Продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов 0,09 0,10 0,40 1,00 1,10 0,09 0,10 0,40 1,00 1,10
10. Блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина 0,014 0,015 0,020 0,025 0,026 0,014 0,015 0,020 0,025 0,026
11. Продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм2/с при 100°C 91,47 91,04 85,73 80,19 79,67 91,47 91,04 85,73 80,19 79,67
Таблица 4
Результаты испытания образцов масла и масла-прототипа
№ п/п Наименование показателей Норма на показатель Обр. №1 Обр. №2 Обр. №3 Обр. №4 Обр. №5 Обр. №6 Обр. №7 Обр. №8 Обр. №9 Обр. №10 Масло-прототип
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Вязкость кинематическая при 100°C, мм2/c 12.5-14,5 13,15 13,5 14,0 14,4 15,2 13,10 13,2 14,0 14,3 15,0 14,25
2. Индекс вязкости не менее 120 148 146 144 142 135 147 145 144 141 138 140
3. Температура застывания, °C не выше минус 45 -53 -50 -48 -45 -41 -52 -51 -48 -46 -41 -48
4. Температура вспышки в открытом тигле, °C не ниже 190 175 190 192 194 195 177 191 193 194 196 190
5. Вязкость динамическая при температуре минус 25°C, мПа·с не более 7000 3900 5100 5400 5700 6350 3920 5150 5500 5900 6150 5600
6. Вязкость динамическая при температуре минус 30°C, мПа·с не более 60000 23200 25100 25300 27200 29000 23100 25300 25200 27400 29200 28400
7. Щелочное число, мг КОН/г не менее 8,5 6,8 9,1 9,5 10,9 12,3 6,9 9,2 9,6 10,8 12,1 9.3
8. Зольность сульфатная, % не более 1,8 1,07 1,10 1,23 1,50 1,84 1,05 1,11 1,29 1,40 1,64 1,25
9. Коррозионность на пластинах из свинца, г/мм2 Отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс.
10. Стабильность по ИПО в течение 50 ч.: прирост вязкости масла при 100°C, % не норм. 68 70 72 78 82 66 71 74 79 80 67
11 Показатель износа на ЧМТ-1, мм не норм. 0,38 0,38 0,36 0,37 0,46 0,36 0,37 0,38 0,39 0.44 0,39
12 Коэффициент трения на вибротрибометре CETR UMT-3 не норм. 0,18 0,16 0,14 0,15 0,17 0,19 0,17 0,16 0,15 0,17 0,17
Таблица 5
Результаты испытания образцов масла и масла-прототипа
№ п/п Наименование показателей Норма на показатель Обр. №11 Обр. №12 Обр. №13 Обр. №14 Обр. №15 Обр. №16 Обр. №17 Обр. №18 Обр. №19 Обр. №20 Масло-прототип
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Вязкость кинематическая при 100°C, мм2 12,5-14,5 13,04 13,35 14,20 14,34 15,23 13,12 13,21 14,25 14,36 15,08 14,25
2. Индекс вязкости не менее 120 151 148 146 143 137 153 147 146 141 140 140
3. Температура застывания, °C не выше минус 45 -52 -51 -47 -46 -43 -53 -52 -49 -47 -44 -48
4. Температура вспышки в открытом тигле, °C не ниже 190 225 220 212 204 202 220 218 214 208 204 190
5. Вязкость динамическая при температуре минус 25°C, мПа·с не более 7000 4100 4700 4950 5200 5350 4150 4600 4850 5100 5250 5600
6. Вязкость динамическая при температуре минус 30°C, мПа·с не более 60000 21200 23200 24650 26200 28200 22200 23800 23350 25200 27400 28400
7. Щелочное число, мг КОН/г не менее 8,5 6,8 9,1 9,5 10,9 12,3 6,9 9,2 9,6 10,8 12,1 9,3
8. Зольность сульфатная, % не более 1,8 1,07 1,10 1,23 1,50 1,84 1,05 1,11 1,29 1,40 1,64 1,25
9. Коррозионность на пластинах из свинца, г/мм2 Отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс.
10. Стабильность по ИПО в течение 50 ч.: прирост вязкости масла при 100°C, % не норм. 52 54 57 61 63 51 55 56 59 61 67
11 Показатель износа на ЧМТ-1, мм не норм. 0,40 0,41 0,38 0,37 0,40 0,42 0,43 0,38 0,37 0,37 0,39
12 Коэффициент трения на вибротрибометре CETR UMT-3 не норм. 0,19 0,17 0,16 0,15 0,15 0,18 0,17 0,17 0,16 0,15 0,17
Таблица 6
Результаты испытания образцов масла и масла-прототипа
№ п/п Наименование показателей Норма на показатель Обр. №21 Обр. №22 Обр. №23 Обр. №24 Обр. №25 Обр. №26 Обр. №27 Обр. №28 Обр. №29 Обр. №30 Масло-прототип
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Вязкость кинематическая при 100°C, мм2/c 12,5-14,5 13,00 13,25 14,10 14,25 15,32 13,08 13,11 14,12 14,33 15,18 14,25
2. Индекс вязкости не менее 120 160 155 152 149 147 163 157 155 151 148 140
3. Температура застывания, °C не выше минус 45 -50 -49 -48 -48 -47 -53 -51 -50 -49 -46 -48
4. Температура вспышки в открытом тигле, °C не ниже 190 215 210 206 204 200 218 214 211 208 206 190
5. Вязкость динамическая при температуре минус 25°C, мПа·с не более 7000 4350 4700 4850 5300 5550 4150 4600 4850 5100 5950 5600
6. Вязкость динамическая при температуре минус 30°C, мПа·с не более 60000 21200 23200 25650 28200 32400 22200 23400 26650 28100 31600 28400
7. Щелочное число, мг КОН/г не менее 8,5 6,8 9,1 9,5 10,9 12,3 6,9 9.2 9,6 10,8 12.1 9,3
8. Зольность сульфатная, % не более 1,8 1,07 1,10 1,23 1,50 1,84 1,05 1,11 1.29 1.40 1,64 1,25
9. Коррозионность на пластинах из свинца, г/мм2 Отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс. отс.
10. Стабильность по ИПО в течение 50 ч.: прирост вязкости масла при 100°C, % не норм. 56 58 61 63 66 55 57 60 64 67 67
11 Показатель износа на ЧМТ-1, мм не норм. 0,41 0,40 0,38 0,38 0,39 0,42 0,41 0,39 0,38 0,37 0,39
12 Коэффициент трения на вибротрибометре CETR UMT-3 не норм. 0,18 0,16 0,15 0,15 0,14 0,18 0,17 0,16 0,15 0,15 0,17
Таблица 7
Влияние соотношения радиуса твердого ядра карбоната кальция в солях моющих присадок* на антифрикционные и противоизносные свойства масла, их содержащих, при испытании на вибротрибометре CETR UMT-3
Наименование показателей Значения показателей при соотношении радиуса ядра
0,14 0,15 0,25 0,35 0,36 0,38 (измерено в масле-прототипе)
Коэффициент трения 0,19 0,16 0,14 0,15 0,21 0,23
Диаметр пятна износа, мм 0,56 0,44 0,39 0,41 0,49 0,51
* Смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая в солях соотношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в диапазоне 0,15 -0,35.
Таблица 8
Результаты испытаний на установке ИКМ-40
Наименование показателей Норма по методу для группы "Д" Результаты испытаний
предлагаемое масло масло-прототип
Обр. №4 Обр. №8 Обр. №12 Обр. №18 Обр. №23 Обр. №28
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Оценка антиокислительных свойств: прирост вязкости, % не более 50 21 24 26 22 23 25 27
2. Потеря массы комплекта шатунных вкладышей, мг не более 25 22 22 20 19 21 20 23
Таблица 9
Результаты испытаний масел на установке ИМ-1
№№ п/п Наименование показателей Норма для масел группы «Д», не более Результаты испытаний
предлагаемое масло масло-прототип
образец №4 образец №8 образец №12 образец №18 образец №23 образец №28
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Подвижность компрессионных колец, балл 0 0 0 0 0 0 0 0
2 Загрязненность всех поршневых канавок, балл 9,0 6,9 6,8 6,8 6,9 6,8 6,6 7,0
- в том числе первой, балл 5,0 4,5 4,3 4,2 4,6 4,7 4,0 5,0
3 Загрязненность юбки поршня, балл 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
4 Суммарная загрязненность наружной поверхности поршня, балл 10,5 7,4 7,3 7,3 7,4 7,3 7,1 7,5
5 Загрязненность внутренней поверхности поршня, балл 7,0 6,2 6,3 6,1 6,2 6,4 6,2 6,3
6 Общая загрязненность поршня, балл 17,5 13,6 13,6 13,4 13,6 13,7 13,3 13,8
7 Износ комплекта поршневых колец, мг 1200 1150 1180 1165 1195 1174 1166 1200
8 Износ комплекта вкладышей, мг 150 90 110 105 124 113 126 140
9 Видимая коррозия (оценка визуальная) отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие отсутствие

1. Моторное масло, содержащее в качестве базового масла маловязкое дистиллятное масло с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C в смеси с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1, моющие присадки, полиметакрилат марки «Д», полиметилсилоксан, загущающую присадку, антиокислительные присадки, диспергирующую присадку, депрессорную присадку, блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина, отличающееся тем, что в качестве моющих присадок масло содержит смесь кальциевой соли алкил(C12-C24)салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая отношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35, в качестве загущающей присадки - спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000, в качестве антиокислительных присадок - фенил-α-нафтиламин и диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12, в качестве диспергирующей присадки - беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота, в качестве депрессорной присадки - продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов при следующем соотношении компонентов, мас.%:

смесь кальциевой соли алкил (C12-C24) салициловой кислоты с щелочным числом 50-300 мг КОН/г с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г, имеющая отношение радиуса твердого ядра карбоната кальция в одной соли к радиусу твердого ядра карбоната кальция в другой соли в диапазоне 0,15-0,35 3,0-7,0
полиметакрилат марки "Д" 1,5-2,5
полиметилсилоксан 0,003-0,005
спиртовой дивинилбензол-изопрен с молекулярной массой 15000-25000 1,75-2,25
фенил-α-нафтиламин 0,1-0,50
диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,08-0,12 0,5-2,5
беззольный алкенированный или алкилированный сукцинимид, используемый в масле в количестве, соответствующем 0,1-3,0% азота 2,0-4,0
продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных первичных спиртов 0,1-1,0
блок-сополимер окиси этилена и пропилена на основе этилдиамина 0,010-0,050
базовое масло:
смесь маловязкого дистиллятного масла с кинематической вязкостью 2-4 мм2/с при 100°C с остаточным компонентом с кинематической вязкостью 15-20 мм2/с при той же температуре в соотношении (12-15):1 остальное.

2. Моторное масло по п.1, отличающееся тем, что в качестве базового масла оно содержит поли-α-олефиновое масло с кинематической вязкостью 3-5 мм2/с при 100°C или продукт гидрокаталитических процессов с кинематической вязкостью 3-6 мм /с при той же температуре.

3. Моторное масло по пп.1 и 2, отличающееся тем, что в качестве моющих присадок масло содержит смесь кальциевой соли алкилфенольного производного с кальциевой солью сульфонатного производного с щелочным числом 120-400 мг КОН/г.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к функциональным флюидам, подходящим для применения в двигателе внутреннего сгорания, в частности к бензиновой композиции, подходящей для применения в двигателе с искровым зажиганием.
Изобретение относится к смазочным высокотемпературным синтетическим маслам для силовых турбин в авиации, в частности для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации.
Изобретение относится к смазочным высокотемпературным синтетическим маслам для силовых турбин в авиации, в частности для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации.

Изобретение относится к холодильному маслу и к композиции рабочего вещества для холодильной установки. .

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий для высоконагруженных пар трения и может быть использовано для повышения износостойкости и снижения коэффициента трения трибосопряжения колесо-рельс в узлах трения различных машин, а также для защиты деталей различного оборудования от абразивного износа и других целей.
Изобретение относится к пластичной литиевой комплексной смазке, предназначенной для смазывания узлов трения, работающих при высоких температурах - до 180°С. .
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в подшипниках скольжения и других сопряженных деталей, работающих в условиях воздействия высоких температур и нагрузок, в частности к покрытиям для лепестковых газодинамических подшипников.
Изобретение относится к нефтехимической отрасли, в частности к производству смазок. .

Изобретение относится к композиции консистентной смазки. .

Изобретение относится к составам гидравлических жидкостей, используемых в автоматических коробках передач. .
Изобретение относится к получению пластичных смазок для высокоскоростных радиально-упорных подшипников, и предназначена для использования в приводных двигателях роторно-вибрационных гироскопов и синхронных гиромоторов в интервале рабочих температур от минус 50°С до плюс 150°С.
Изобретение относится к получению пластичных смазок для высокоскоростных радиально-упорных подшипников, и предназначена для использования в приводных двигателях роторно-вибрационных гироскопов и синхронных гиромоторов в интервале рабочих температур от минус 50°С до плюс 150°С.
Изобретение относится к получению пластичных смазок для высокоскоростных радиально-упорных подшипников, и предназначена для использования в приводных двигателях роторно-вибрационных гироскопов и синхронных гиромоторов в интервале рабочих температур от минус 50°С до плюс 150°С.
Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения. .

Изобретение относится к способу получения мочевиновой консистентной смазки, который осуществляют в устройстве, использующем экструдер и содержащем несколько реакционных зон, смонтированных в ряд и связанных по текучей среде.
Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в высокотемпературных узлах трения
Наверх