Двухсредный исследовательский и навигационный комплекс с системой обеспечения точной навигационной привязки для подводных подвижных технических объектов


 


Владельцы патента RU 2485447:

Общество с ограниченной ответственностью "Океан - Инвест СПб" (RU)

Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. Сущность: комплекс включает надводную и подводную секции, соединенные кабелем. Надводная часть содержит блок управления, блок определения координат по системе спутниковой навигации, блок определения толщины ледового покрова, блок определения состояния атмосферы, подключенные к приемопередающему устройству, а также блок электропитания, подключенный к энергопотребляющим блокам. Подводная часть содержит подводный навигационный маяк. При этом блок управления выполнен с возможностью включения блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства и подводного навигационного маяка по получению управляющего сигнала. Технический результат: возможность проведения мониторинга состояния льда и окружающей среды с одновременным определением координат расположения комплекса, повышение безопасности при проводке судов во льдах. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области автоматизированного мониторинга окружающей среды, а именно состояния атмосферы и льда с одновременным определением координат собственного местонахождения комплекса и передачей полученной информации по радиоканалу, и может быть использовано в качестве средства мониторинга окружающей среды в зоне движения льда для безопасной проводки судов по северному морскому пути и обеспечения безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе дрейфующего. Кроме того, комплекс выполняет функцию элемента подводной навигационной системы.

Известен (US, патент 3449950) комплекс мониторинга окружающей среды, содержащий набор датчиков физических величин (температура воды и воздуха, сила и направление ветра и т.д.), установленных на заякоренном буе.

Недостатком известного комплекса следует признать отсутствие возможности контроля состояния льда, неподвижность расположения буя, а также непредусмотренность возможности использования его в качестве средства подводной навигации.

Известен (RU, патент 2196347) комплекс экологического контроля окружающей среды, который содержит теплоизоляционный корпус с крышкой, внутри которого размещены системы контроля, измерения с приборами и агрегатами, водосборная емкость, система сбора и отвода конденсата влаги, выполненная в виде сетки из влагопоглощающего материала.

Известен (RU, патент 2197743) комплекс экологического контроля окружающей среды, содержащий герметичный корпус с крышкой обтекаемой формы, причем внутри корпуса размещены измерительные приборы, а на корпусе закреплена метеомачта в виде трубы с датчиковой метеоаппаратурой.

Недостатками известных комплексов экологического контроля окружающей среды являются высокие массогабаритные параметры, невозможность удаленного мониторинга, недостаточный объем получаемой информации о состоянии окружающей среды, а также непригодность к определению характеристик льда и автономной работе. Известные комплексы не предназначены для использования в качестве элементов подводной навигации.

В ходе проведения патентного - информационного поиска не выявлено техническое решение, которое по конструкции и по назначению может быть использовано в качестве ближайшего аналога разработанного комплекса.

Техническая задача, решаемая посредством разработанного устройства, состоит в обеспечении возможности мониторинга состояния (толщины) льда и окружающей среды при одновременном определении координат расположения комплекса и использовании его в качестве элемента системы подводной навигации.

Технический результат, получаемый при реализации разработанного устройства, состоит в повышении безопасности проводки судов, в том числе и подводных технических средств во льдах и обеспечении безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе дрейфующего.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанный двухсредный исследовательский и навигационный комплекс с системой обеспечения точной навигационной привязки для подводных подвижных технических объектов. Разработанный комплекс содержит надводную и подводную секции, соединенные штангой, причем надводная часть содержит блок управления, блок определения координат по системе спутниковой навигации, блок определения толщины ледового покрова, блок определения состояния атмосферы, подключенные к приемопередающему устройству, блок электропитания, подключенный к энергопотребляющим блокам, а подводная часть содержит подводный навигационный маяк.

Предпочтительно в составе комплекса используют блок электропитания, выполненный с возможностью подзарядки. В этом случае комплекс дополнительно содержит генератор электрической энергии, подключенный к входу блока электропитания. В качестве указанного генератора может быть использован ветрогенератор или генератор, использующий термопару.

В некоторых вариантах реализации блок определения состояния атмосферы выполнен с возможностью определения скорости ветра, температуры и влажности воздуха.

Предпочтительно блок управления выполнен с возможностью включения блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства и подводного навигационного маяка по получению управляющего сигнала.

Блок управления может быть выполнен на базе микропроцессора. Блок определения координат по системе спутниковой навигации может быть выполнен на базе систем спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Блок измерения толщины ледового покрова может быть выполнен на базе ультразвукового толщиномера. В качестве блока измерения состояния атмосферы может быть использован измерительный блок метеозонда. В качестве блока электропитания может быть использована аккумуляторная батарея, предпочтительно выполненная с возможностью подзарядки. Корпус комплекса преимущественно выполнен с возможностью установки с борта летательного аппарата или плавсредства. Штанга, на которой закреплен подводный навигационный маяк, может быть использована в качестве средства измерения толщины льда. Кроме того, на штанге может быть закреплен один из элементов термопары (второй элемент расположен над поверхностью льда), при этом генерированный термопарой электрический заряд поступает в аккумуляторную батарею. Мачта ветрогенератора может быть дополнительно использована в качестве антенны приемопередающих устройств.

Предпочтительно блок определения состояния атмосферы выполнен с возможностью определения скорости ветра, температуры и влажности воздуха.

В зависимости от условий эксплуатации и назначения комплекса блок управления может быть выполнен с возможностью включения блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства по получению управляющего сигнала. Но возможен вариант реализации блока управления, когда включение блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства происходит по заранее заданной программе.

Каждый используемый комплекс имеет свой индивидуальный код (идентификационный номер - ID), который приведен во всех радиограммах, отправляемых комплексом.

Блок управления предпочтительно выбран с возможностью приема управляющих сигналов от стационарного поста мониторинга и передачи их блокам определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающему устройству. Кроме того, блок управления предпочтительно содержит плату конвертора сигнала для дальнейшей ретрансляции данных навигации в подводный гидроакустический маяк.

Совместное использование, по меньшей мере, трех разработанных комплексов обеспечивает ориентирование в пространстве подводного аппарата любого типа.

Желательно, чтобы блок управления мог контролировать и состояние аккумуляторной батареи с передачей информации о ее состоянии на стационарный пост мониторинга.

Разработанный комплекс обеспечивает выполнение следующих функций:

- подача сигналов подводной навигации;

- прием сигналов от навигационных спутниковых группировок;

- параллельное проведение измерений толщины льда;

- передача в эфир (по каналам спутниковой связи) собираемых данных в режиме он-лайн (в заданное время):

- о собственной координате в настоящее время;

- о толщине льда, на котором он находится в текущее время;

- о скорости ветра, давлении и влажности воздуха и температуре (по необходимости).

Установка и использование комплексов на заданном расстоянии обеспечивает возможность создания сети информационных комплексов в системе контроля движения льда и его состояния, для безопасной проводки судов по северному морскому пути и обеспечения безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе дрейфующего. Кроме того, установка и использование комплексов на заданном расстоянии обеспечивает возможность создания сети подводной навигации.

Основной особенностью системы, создаваемой при использовании устанавливаемых на лед комплексов, является возможность обеспечивать точный технический контроль состояния льда, его толщины, что позволяет при использовании специальных программных продуктов делать точный прогноз времени и качества формирования торосов, смещения льда и образования непроходимых для ледокольного флота ледовых условий. Кроме того, система указанных комплексов обеспечивает подводную навигацию.

В базовом варианте разработанный комплекс работает следующим образом.

Сформированный комплекс с заряженной аккумуляторной батареей требует индивидуальной установки с учетом необходимости сквозного пробуривания льда для установки подводного гидроакустического навигационного маяка. Одновременно с использованием системы спутниковой навигации происходит определение географических координат нахождения комплекса и определение толщины льда. Полученная информация в блоке управления переводится в числовой код и посредством приемопередатчика направляется на стационарный пост мониторинга. Одновременно в блоке управления происходит конвертирование сигнала, характеризующего место нахождения комплекса, в форму, пригодную для транслирования подводным навигационным маяком. В последующем периодически по программе, заложенной в блок управления, или по управляющему сигналу от стационарного поста мониторинга повторяют операцию измерения параметров и передачу сигналов. Система подзарядки аккумуляторной батареи работает постоянно.

Таким образом, использование разработанного комплекса позволяет обеспечить повышение уровня безопасной проводки судов во льдах и обеспечение безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе дрейфующего.

1. Двухсредный исследовательский и навигационный комплекс с системой обеспечения точной навигационной привязки для подводных подвижных технических объектов, характеризуемый наличием надводной и подводной секции, соединенных кабелем, причем надводная часть содержит блок управления, блок определения координат по системе спутниковой навигации, блок определения толщины ледового покрова, блок определения состояния атмосферы, подключенные к приемопередающему устройству, блок электропитания, подключенный к энергопотребляющим блокам, а подводная часть содержит подводный навигационный маяк, причем блок управления выполнен с возможностью включения блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства и подводного навигационного маяка по получению управляющего сигнала.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он дополнительно содержит генератор электрической энергии, подключенный к входу блока электропитания.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок определения состояния атмосферы выполнен с возможностью определения скорости ветра, температуры и влажности воздуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бортовых системах для определения зоны воздушной турбулентности. .

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для диагностики конвективных опасных метеорологических явлений (гроза, град, шквал, ливень).

Изобретение относится к области авиации и экологии и может быть использовано для выявления условий неблагоприятного влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата и разработки способов уменьшения этого влияния.

Изобретение относится к области исследования гидрологических параметров морской воды, в частности к устройствам, запускаемым с плавсредства, и может быть использовано при исследованиях на больших глубинах.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения состояния погоды. .

Изобретение относится к области гидрометеорологии и может быть использовано при мониторинге загрязнения атмосферы. .

Изобретение относится к области авиационной метеорологии и может быть использовано для выявления зон образования перистой облачности, индуцированной авиацией с газотурбинными двигателями (ГТД) в крейсерских полетах.

Изобретение относится к метеорологии к способам для определения физических параметров атмосферы и позволяет получать информацию о высоте нижней границы облачности путем измерения расстояния до выбранного в качестве объекта измерения фрагмента облачности.

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем.
Изобретение относится к комплексам для подводной навигации и может быть использовано как для обеспечения навигационной привязки подводных подвижных технических объектов, так и для исследования ледового покрова.
Изобретение относится к выбору маршрута движения транспортных средств с учетом загруженности участков дорог. .

Изобретение относится к области приборостроения инерциальных навигационных систем и может использоваться для определения текущих координат объекта и его угловой ориентации.

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для определения и выбора объектов наблюдения с борта орбитального космического аппарата (КА), движущегося по околокруговой орбите.

Изобретение относится к области навигации движущихся объектов (ДО) и может быть использовано при построении различных систем локации, предназначенных для уточнения местоположения любых ДО и управления их движением.

Изобретение относится к спутниковой навигации и может использоваться для эфемеридного обеспечения процесса управления космическими аппаратами глобальной навигационной спутниковой системы (КА ГНСС).

Изобретение относится к спутниковой навигации и может использоваться для оперативного контроля целостности навигационного поля глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).
Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды
Наверх