Двухрядный шариковый подшипник качения



Двухрядный шариковый подшипник качения
Двухрядный шариковый подшипник качения

 


Владельцы патента RU 2488721:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный шариковый подшипник качения содержит наружное разрезное кольцо (1), внутреннее кольцо (2) с двумя торообразными дорожками качения, два ряда тел качения в виде шариков (3) и сепараторы для разделения тел качения (3). Наружное кольцо (1) имеет либо конические, либо криволинейного профиля дорожки качения с радиусом кривизны, большим радиуса шариков (3) на его половинках, и установлено с зазором между его половинами. Шарики имеют профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения внутреннего кольца (2). Половины наружного кольца (1) установлены с возможностью взаимного осевого смещения. Технический результат: упрощение конструкции и увеличение срока эксплуатации подшипника. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с внутренней сферической поверхностью, два промежуточных кольца, установленных с осевым зазором и имеющих наружную сферическую поверхность сопряженную со сферической поверхностью наружного кольца, криволинейными дорожками качения и внутреннее кольцо с двумя торообразными дорожками качения, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения колец подшипника, сепаратор для разделения тел качения (пат. GB 191106765 А, опубл. 14.03.1912 г.). Подшипник обеспечивает взаимный перекос наружного и внутреннего коллец подшипника в процессе его работы.

Недостатком описанного подшипника является конструктивная сложность, вызванная наличием дополнительных промежуточных колец, а также отсутствие возможности регулировки зазора между шариками и дорожками качения колец подшипника, вызванного износом контактирующих поверхностей в процессе его работы. Взаимное сближение промежуточных колец для компесации зазоров, вызванных износом контактирующих поверхностей, невозможно, поскольку нарушается сопряженный контакт между сферической поверхностью наружного кольца подшипника и наружными сферическими поверхностями промежуточных колец и появляется радиальный зазор между указанными поверхностями, что существенно снижает срок эксплуатации подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное разрезное кольцо с двумя коническими дорожками качения, либо с криволинейным профилем дорожек качения и радиусом кривизны большим радиуса шариков, и внутреннее кольцо с двумя торообразными дорожками качения, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения колец подшипника, сепаратор для разделения тел качения, между половинами наружного кольца установлены дополнительные тела качения в виде шариков меньшего размера и служащие для фиксации осевого расстояния между половинами наружного кольца подшипника (пат. GB 131437 А, опубл. 19.08. 1919 г.).

Недостатком описанного подшипника является конструктивная сложность, вызванная наличием дополнительных тел качения для для фиксации осевого расстояния при его сборке (а не регулирования) между половинками наружного кольца подшипника, а также отсутствие возможности регулировки зазора между шариками и дорожками качения колец подшипника, вызванного износом контактирующих поверхностей в процессе его работы. Это существенно снижает срок эксплуатации подшипника.

Предлагаемое изобретение решает задачу упрощения конструкции, повышения срока эксплуатации подшипника.

Для достижения указанного технического результата в двухрядном шариковом подшипнике качения, содержащем наружное разрезное кольцо, имеющее либо конические либо криволинейного профиля дорожки качения с радиусом кривизны большим радиуса шариков на его половинах и установленное с зазором между его половинами, внутреннее кольцо с двумя торообразными дорожками качения, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения внутреннего кольца подшипника, сепараторы для разделения тел качения, при этом половины наружнего кольца подшипника установлены с возможностью взаимного осевого смещения.

Выполнение конструкции подшипника по предлагаемому варианту позволяет регулировать зазор между щариками и дорожками качения колец подшипника за счет взаимного смещения половинок наружного кольца подшипника.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, на которых изображен двухрядный шариковый подшипник качения, осевой разрез.

Двухрядный шариковый подшипник качения (фиг.1) содержит наружное кольцо 1 с двумя коническими дорожками качения и внутреннее кольцо 2 с двумя торообразными дорожками качения. Между наружным кольцом 1 и внутренним кольцом 2 размещены два ряда тел качения, выполненных в виде шариков 3, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения внутреннего кольца 2. Для разделения тел качения в подшипнике введен сепаратор (на чертеже не показан). Наружное кольцо 1 образовано симметричными участками, имеющими возможность взаимного смещения и разделенных осевым зазором, при этом конические дорожки качения выполнены на симметричных участках наружного кольца 1.

Двухрядный шариковый подшипник качения (фиг.2) содержит наружное кольцо 4 с двумя криволинейными дорожками качения и внутреннее кольцо 2 с двумя торообразными дорожками качения. Между наружным кольцом 4 и внутренним кольцом 2 размещены два ряда тел качения, выполненные в виде шариков 3, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения внутреннего кольца 2. Для разделения тел качения в подшипнике введен сепаратор (на чертеже не показан). Наружное кольцо 4 образовано симметричными участками, имеющими возможность взаимного смещения и разделенных осевым зазором, при этом криволинейные дорожки качения с радиусом кривизны большим радиуса шарика выполнены на симметричных участках наружного кольца 4.

Это позволяет за счет взаимного осевого смещения симметричных участков наружного кольца 1 (фиг.1) или наружного кольца 4 (фиг.2) регулировать зазор, вызванный износом рабочих поверхностей подшипника.

Двухрядный шариковый подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении колец подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение этих колец. В процессе эксплуатации за счет взаимного осевого смещения половин наружного кольца 1 (фиг.1) или наружного кольца 4 (фиг.2) устраняется зазор, вызванный износом рабочих поверхностей подшипника.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения, по сравнению с прототипом, позволяет увеличить срок эксплуатации подшипника.

Двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное разрезное кольцо, имеющее либо конические, либо криволинейного профиля дорожки качения с радиусом кривизны, большим радиуса шариков на его половинках, и установленное с зазором между его половинами, внутреннее кольцо с двумя торообразными дорожками качения, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения внутреннего кольца подшипника, сепараторы для разделения тел качения, отличающийся тем, что половины наружного кольца подшипника установлены с возможностью взаимного осевого смещения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к быстроходным подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве способа работы при реализации его в трехступенчатом планетарном редукторе. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электроприводах раскрытия крупногабаритных трансформируемых механических систем космических аппаратов, а также в других областях техники.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к подшипникам качения. .

Изобретение относится к антифрикционным подшипникам, в частности к подшипникам с коническими роликами. .

Изобретение относится к подшипнику вращающегося вала турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к быстроходным подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к подшипникам качения. .

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к подшипникам, используемым в опорах различных устройств и механизмов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в верхней опоре передней подвески легковых автомобилей.
Наверх