Интегрированный комплекс бортового оборудования многофункционального самолета

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния. Технический результат - расширение функциональных возможностей, снижение информационной загрузки летчика и, соответственно, повышение эффективности применения многофункционального самолета. Интеграция систем комплекса бортового оборудования (КБО) обеспечивается за счет формирования в составе прицельно-навигационного комплекса интегрированной радиотехнической системы, интегрированной оптико-электронной системы, интегрированного комплекса средств связи, аппаратной интеграции радиолокационной системы (РЛС), системы радиотехнической разведки и радиоэлектронного подавления (СРТР/РЭП), комплекта аппаратуры госопознавания (КАГО) и связных радиостанций (PC) на базе совместного использования антенн типа активной фазированной решетки (АФАР), а также функциональной интеграции этих систем в вычислительно-логических блоках управления БЦВС. Расширение задач ИУС обеспечивается за счет введения в состав вычислительно-логических блоков БЦВС. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния.

Известно техническое решение, относящееся к области авиационного приборострения (RU №2231478), в котором планер, общесамолетное оборудование, силовая установка и средства механизации многофункционального самолета, система индикации и органов управления, комплект средств поражения и пассивного противодействия, система контроля и регистрации параметров, система межсамолетной связи, система связи с пунктами управления, радиолокационная прицельная система, пилотажно-навигационная система, тепловизионная прицельная система, лазерная оптическая прицельная система, система средств противодействия, система управления средствами поражения и пассивного противодействия, телекомандная система наведения, спутниковая система навигации и наведения, дисплейный процессор, устройство репрограммируемой памяти, n многофункциональных индикаторов, устройство преобразования телевизионных сигналов, бортовой цифровой вычислитель взаимосоединены по каналу информационного обмена. В цифровом вычислителе вычислительно-логические модули оперативного планирования полетного задания, принятия решений при отказах оборудования, ввода-вывода-управления информационным обменом, комплексного целераспределения и целеуказания, оперативного выбора и применения средств поражения и противодействия взаимосоединены по каналу внутреннего информационного обмена. Дополнительно введенные измеритель параметров движения антенны радиолокационной прицельной системы и блок синтезирования радиолокационного изображения, а также вычислительно-логические модули экстренного анализа результатов оперативной разведки и применения средств поражения, наземной подготовки и тренажа членов экипажа, комбинированного целеуказания по аэронавигационной карте, формирования параметров аварийного покидания самолета членами экипажа, формирования параметров движения антенны радиолокационной прицельной системы обеспечивают существенное расширение функциональных возможностей и повышение эффективности применения многофункционального самолета в одноместном боевом и двухместном боевом и учебно-боевом исполнении.

Известна информационно-управляющая система (ИУС) летательного аппарата (RU №2392586), содержащая информационно-управляющее поле (ИУП), бортовую цифровую вычислительную систему (БЦВС), блок ввода-вывода и управления обменом, блок формирования пилотажно-навигационных параметров, базу данных полетного задания. Кроме этого система содержит блок-концентратор сигналов, блок формирования и интеграции данных для индикации и приема управляющих воздействий, блок управления и контроля общесамолетного оборудования, блок управления электронным противодействием, блок обеспечения маловысотного полета, блок обеспечения группового самолетовождения, блок управления записью на средства объективного контроля и блок управления режимами.

Наиболее близким аналогом является прицельно-навигационный комплекс многофункционального самолета, содержащий взаимосоединенные по каналу информационного обмена систем (КИОС) с бортовой цифровой вычислительной системой (БЦВС):

- комплекс пилотажно-навигационного оборудования (КПНО),

- комплект радиостанций различных диапазонов волн (PC),

- аппаратуру спутникового канала связи (СКС),

- аппаратуру связи с пунктами управления (СПУ),

- авиационный терминал (AT) объединенной системы навигации и обмена данными,

- комплект аппаратуры опознавания госпринадлежности (КАГО),

- комплект многофункциональных индикаторов, пультов и индикатор на лобовом стекле,

- комплект обзорно-прицельных средств в составе:

- радиолокационной системы (РЛС),

- тепловизионной системы (ТПВС),

- оптико-локационной системы (ОЛС),

- комплект средств противодействия в составе:

- системы радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия (СРТР/РЭП),

- системы оптикоэлектронной разведки (СОЭР),

- системы управления средствами поражения (СУСП),

- устройства выброса расходуемых средств РЭП (УВ),

- системы контроля и регистрации, в т.ч. видеорегистрации параметров (СКРП),

- оперативных органов управления (ООУ),

- общесамолетного оборудования (ОСО),

- комплекта авиационных средств поражения (КСП) (RU №2276328).

В качестве недостатков прототипа можно указать следующие;

- отсутствие аппаратно-функциональной интеграции систем, построенных на единых физических принципах, приводит к недоиспользованию технических возможностей систем, дублированию аппаратуры и увеличению массы оборудования;

- отсутствие в вычислительно-логических модулях БЦВС комплексной обработки информации от систем АК приводит к снижению надежности отождествления, сопровождения, распознавания и госопознавания целей обнаруженных различными обзорно-прицельными системами;

- отсутствие в вычислительно-логических модулях БЦВС модулей формирования комплексированных данных для индикации и формирования команд тактического управления для диспетчеризации управляющих воздействий от вычислительных модулей и оперативных органов управления к информационно-исполнительным системам приводит к увеличению загрузки летчика;

- отсутствие информации, поступающей по аналоговым линиям, вследствие чего блоки из состава вычислительной системы комплекса имеют неполные данные о состоянии систем;

- отсутствие аппаратуры авиационного терминала объединенной системы навигации и обмена данными снижает скрытность и помехозащищенность каналов связи, лишает комплекс возможности использования его информации для задач комплексного госопознавания целей, а также навигации относительно самолетов группы и наземных пунктов управления;

- отсутствие в средствах индикации встроенного дисплей-процессора, предназначенного для решения других вычислительных задач, кроме формирования индикации, и связанного с жизненно важным оборудованием ЛА автономным каналом информационного обмена делает комплекс фактически неработоспособным при отказе центральной вычислительной системы комплекса;

- отсутствие 3D системы оповещения и речевой командной системы управления, позволяющих снизить информационную загрузку пилота и загрузку по ручному управлению системами КБО;

- отсутствие в составе КБО управляемого устройства уменьшающего уровень отражений от антенны РЛС зондирующих сигналов внешних источников и, тем самым, снижающим уровень эффективной отражающей поверхности ЛА в целом.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение заключается в расширении функциональных возможностей, снижении информационной загрузки летчика и, соответственно, повышение эффективности применения многофункционального самолета.

Указанный технический результат достигается тем, что в интегрированном комплексе бортового оборудования многофункционального самолета, содержащем взаимосоединенные по каналу информационного обмена систем (КИОС) с бортовой цифровой вычислительной системой (БЦВС):

- комплекс пилотажно-навигационного оборудования (КПНО),

- комплект радиостанций различных диапазонов волн (PC),

- аппаратуру спутникового канала связи (СКС),

- аппаратуру связи с пунктами управления (СПУ),

- авиационный терминал (AT) объединенной системы навигации и обмена данными,

- комплект аппаратуры опознавания госпринадлежности (КАГО),

- комплект многофункциональных индикаторов, пультов и индикатор на лобовом стекле,

- комплект обзорно-прицельных средств в составе:

- радиолокационной системы (РЛС),

- тепловизионной системы (ТПВС),

- оптико-локационной системы (ОЛС),

- комплект средств противодействия в составе:

- системы радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия (СРТР/РЭП),

- системы оптикоэлектронной разведки (СОЭР),

- системы управления средствами поражения (СУ СП),

- устройства выброса расходуемых средств РЭП (УВ),

- системы контроля и регистрации, в т.ч. видеорегистрации параметров (СКРП),

- оперативных органов управления (ООУ),

- общесамолетного оборудования (ОСО),

- комплекта авиационных средств поражения (КСП)

- комплект многофункциональных индикаторов, пультов и индикатор на лобовом стекле, объединены в информационно управляющее поле, блок преобразования телевизионных сигналов, внешнее запоминающее устройство и блоки-концентраторы сигналов взаимосоединенные по каналу информационного обмена систем (КИОС) с БЦВС, образуют информационно-управляющую систему,

- системы РТР/РЭП, РЛС, КАГО аппаратно интегрированы в радиотехническую систему (ИРТС) путем подключения входов приемника и выхода передатчика систем РТР/РЭП и КАГО к выходу-входу активной фазированной решетки (АФАР) РЛС, а входы-выходы систем РТР/РЭП, РЛС, КАГО подключены по внутреннему каналу информационного обмена (КИОР) ко входу-выходу вычислителя радиотехнической системы (ВРТС), вычислительно-логические блоки которого: ввода-вывода и управления информационным обменом, сопровождения и распознавания обнаруженных объектов, управления взаимодействием систем РТР/РЭП, РЛС, КАГО в рамках автономных задач системы и задач, поставленных вычислителем БЦВС, взаимосоединены по внутреннему каналу информационного обмена (ВКИО),

- ТПВС, ОЛС, СОЭР интегрированы в оптико-электронную систему - (ИОЭС) путем подключения их входов-выходов по КИОС к вычислителю оптикоэлектронной системы (ВОЭС), вычислительно-логические блоки которого: ввода-вывода и управления информационным обменом, сопровождения, селекции и распознавания обнаруженных объектов, управления взаимодействием ТПВС, ОЛС, СОЭР в рамках автономных задач системы, поставленных вычислителем ИУС, взаимосоединены по внутреннему каналу информационного обмена оптических систем (КИОО),

- комплект радиостанций различных диапазонов волн (PC), аппаратно-интегрированный с антеннами системы РТР/РЭП путем подключения выхода каналов PC ко входу передающих антенн системы РТР/РЭП, аппаратура спутникового канала связи (СКС), аппаратура связи с пунктами управления (СПУ) и авиационный терминал объединенной системы навигации и обмена данными интегрированы в комплекс средств связи (ИКСС) путем подключения их входов-выходов по внутреннему каналу информационного обмена комплекса средств связи (КИОКС) к вычислителю ИКСС - (ВИКСС), вычислительно-логические блоки которого: ввода-вывода и управления обменом между самолетами и пунктами управления речевыми и телекодовыми сообщениями, автоматического выбора канала связи при отказах аппаратуры и воздействии помех взаимосоединены по внутреннему каналу ВИКСС и функционально интегрированы в комплекс бортового оборудования (КБО) путем подключения входов-выходов вычислителей ВОЭС, ВРТС и ВИКСС по КИОС ко входам-выходам БЦВС, вычислительно-логические блоки которой: ввода-вывода-управления информационным обменом, оперативного планирования полетного задания, формирования пилотажно-навигационных параметров, обеспечения группового самолетовождения, комплексного гипотезного сопровождения целей по данным всех информационных систем, комплексного распознавания воздушной цели, комплексного госопознавания целей, формирования данных для индикации, интеграции алгоритмически формируемых управляющих воздействий и от оперативных органов управления, автоматического целераспределения и целеуказания, управления электронным противодействием, оперативного выбора и применения средств поражения, контроля КБО и общесамолетного оборудования и силовой установки, обеспечения маловысотного полета, управления записью на средства объективного контроля, управления режимами интегрированных систем КБО (ИРТС, ИОЭС, ИКСС, СУСП), общесамолетным оборудованием и летательным аппаратом взаимосоединены по ВКИО, а сама БЦВС с взаимосоединенными по КИОС информационно-управляющим полем, включающим комплект многофункциональных индикаторов и индикатор на лобовом стекле, блоком преобразования телевизионных сигналов, внешним запоминающим устройством и блоками-концентраторами сигналов (n шт) образует информационно-управляющую систему.

Кроме того, входы-выходы многофункциональных индикаторов информационно-управляющего поля (ИУП), имеющих встроенные дисплей-процессоры, могут быть взаимосоединены резервным каналом информационного обмена (РезКИО) с блоками концентрации сигналов (БКС), КПНО, ВИКСС, комплексной системой управления (КСУ), что в случае отказа БЦВС позволяет организовать резервный канал передачи информации в ИУП и получения из него ручных команд экипажа. При этом полное формирование индикации и обеспечение резервного ручного или автоматизированного управления системами КПНО и КСС в минимальном объеме необходимом для возврата и посадки на аэродром берут на себя многофункциональные индикаторы ИУП.

Комплекс может быть снабжен введенным в состав вычислительно-логических блоков БЦВС блоком комплексного госопознавания (КГО), решающего задачи комплексной обработки данных о госприналежности от КАГО и AT с использованием дополнительных признаков о типе цели от РЛС и от РТР/РЭП.

Комплекс может быть снабжен введенным в состав КБО телевизионной камерой (ТВК) переднего вида, отображающей обстановку перед самолетом, и коллиматорным авиационным индикатором (КАИ), входящим в состав ИУП, которые связаны цифровыми каналами передачи ТВ сигналов с устройством сопряжения кадров (УСК), совмещающее изображения этих устройств и по каналу телевизионного контроля внешнего пространства (ТВКВП) выдающее единое изображение на СКРП.

Комплекс может быть снабжен управляемым частотно-селектируемым экраном (УЧСЭ), связанным по линии передачи разовых команд, входящей в состав КИОС, с БЦВС, и обеспечивающий по ее командам режим работы с поглощением энергии радиоволн от внешних источников, попадающих под носовой обтекатель самолета.

Комплекс может быть снабжен введенной в состав вычислительно-логических блоков БЦВС блоком речевой командной системы (РКС) управления, распознающим речевые команды и запросы летчика, приходящие в цифровом виде из ИКСС, и выдающим их в соответствующие вычислительно-логические блоки БЦВС, непосредственно управляющими системами КБО.

Комплекс может быть снабжен введенной в состав ИКСС системой 3D оповещения (3DCO), на которую из БЦВС поступают сигналы, полученные от пространственно-распределенных по самолету датчиков и систем КБО.

Интеграция систем КБО обеспечивается за счет формирования в составе прицельно-навигационного комплекса интегрированной радиотехнической системы, интегрированной оптико-электронной системы, интегрированного комплекса средств связи, аппаратной интеграции радиолокационной системы (РЛС), системы радиотехнической разведки и радиоэлектронного подавления (СРТР/РЭП), комплекта аппаратуры госопознавания (КАГО) и связных радиостанций (PC) на базе совместного использования антенн типа активной фазированной решетки (АФАР), а также функциональной интеграции этих систем в вычислительно-логических блоках управления БЦВС.

Расширение задач ИУС обеспечивается за счет введения в состав вычислительно-логических блоков БЦВС, таких как:

- блок комплексного гипотезного сопровождение целей;

- блок комплексного распознавания целей по данным полетного задания, информации радиолокационной системы (РЛС), радиотехнической разведки (РТР), оптико-локационной системы (ОЛС);

- блок комплексного опознавания госпринадлежности по информации комплекта аппаратуры госопознавания и авиационного терминала системы навигации и обмена данными с учетом результатов распознавания типа цели;

- блок управления интегрированными системами ИКСС, ИРТС, ИОЭС;

- блок формирование команд тактического управления.

Резервный контур контроля и управления КБО, ОСО и ЛА обеспечивается введением дополнительных связей жизненно важных систем: пилотажно-навигационного оборудования, связи, световой сигнализации и комплексной системы управления с ИУП, обеспечивающим решение помимо задач отображения информации, минимально необходимый объем задач управления системами КБО для завершения полета при отказе вычислителя ИУС.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена блок-схема интегрированного комплекса бортового оборудования (КБО) многофункционального самолета, который содержит:

1 - интегрированный комплекс средств связи (ИКСС) в составе:

радиостанций различных диапазонов волн (PC) 4 - обеспечивают обмен речевой и тактической информацией между самолетами при выполнении группового полета, аппаратура связи с пунктами управления (СПУ) 3 - обеспечивает взаимосвязь с наземными и воздушными пунктами командного управления и наведения речевыми и телекодовыми сообщениями, аппаратура спутникового канала связи (СКС) 2 - обеспечивает дальнюю связь с наземными и воздушными пунктами командного управления и наведения по каналам спутниковой связи, авиационного терминала (AT) 5 объединенной системы навигации и обмена данными - обеспечивает обмен между самолетами и пунктом управления навигационной и тактической информацией связанных по каналу информационного обмена комплекса средств связи (КИОКС) 7 с вычислителем ВКСС 6, управляющим выбором канала обмена при отказах аппаратуры и воздействии помех, использованием антенн системы РТР/РЭП 17 по командам бортовой цифровой вычислительной системы - БЦВС 33, а также относительную навигацию летательного аппарата и госопознавание абонентов;

8 - оперативные органы управления (ООУ) на ручке управления самолетом (РУС) по крену и тангажу и рычаге управления двигателями (РУД). Педали путевого управления. На РУС расположены кнопки управления автоматизацией, кнюппель триммирования продольного и поперечного управления, кнюппель управления маркером цели, боевая кнопка пуска ракет и стрельбы из пушки. На РУД установлены кнопки управления тормозным щитком и тормозным парашютом;

9 - устройство выброса (УВ) расходуемых средств РЭП содержит средства пассивного противодействия: ложные тепловые цели и дипольные отражатели радиолокационного излучения. Устройство управляется по КИОС 52 командами, формируемыми вычислительно-логическим блоком управления электронным противодействием (УЭП) 35;

10 - система управления средствами поражения (СУ СП) предназначена для:

- выдачи команд на подготовку и пуск конкретного средства из имеющегося комплекта средств поражения (КСП) 14 по заданным априорно циклограммам подготовки и пуска, поступающим с входа-выхода СУСП 10 через КИОС 52 во взаимодействующие системы и КСП 14;

- приема ответных сигналов из КСП 14 о ходе подготовки, готовности к пуску, факте пуска,

11 - общесамолетное оборудование (ОСО) включает системы: энергоснабжения, топливную, противопожарную, кондиционирования, гидро- и пневмо-, и аварийного покидания самолета экипажем, светотехническое и кислородное оборудование, снаряжение летчика связанные по КИОС 52 с блоками концентрации сигналов (БКС) 32 и БЦВС 33;

12 - комплекс пилотажно-навигационного оборудования (КПНО) обеспечивает формирование параметров движения самолета относительно земной поверхности, заданных промежуточных пунктов маршрута и других самолетов в группе (координаты местоположения, составляющие путевой и воздушной скорости движения, углы атаки и скольжения, составляющие угловых скоростей движения самолета, составляющие ускорений в осях самолета), которые через КИОС 52 поступают в БЦВС 33 в вычислительно-логический блок формирования пилотажно-навигационных параметров (ФПНП) 43, осуществляющий решение пилотажно-навигационных задач и формирование параметров сигналов управления во взаимодействующие системы;

13 - система контроля и регистрации параметров (СКРП), взаимодействуя по КИОС 52 и резервному контуру информационного обмена (РезКИО) 55 со всем бортовым оборудованием. Осуществляет режим встроенного контроля и прием контрольных параметров бортовых систем. Запись в текущем времени результатов контроля в виде параметрической и видео информации на соответствующие информационные носители, которые анализируются на наземных устройствах после выполнения полета;

14 - комплект средств поражения (КСП) содержит: стрелково-пушечное вооружение, управляемое и неуправляемое оружие классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". С телевизионного выхода КСП 14 кадры телевизионных изображений (в виде телевизионного сигнала) от средств поражения с телевизионными головками самонаведения через канал обмена телевизионными сигналами (КОТС) 53, поступают на вход блока преобразования телевизионных сигналов (БПТС) 29 для индикации летчику и на СКРП 13 для записи;

15 - комплексная система управления (КСУ), включает систему управления самолетом и систему дистанционного управления, ограничитель предельных режимов полета, Систему поперечного и путевого управления. Систему управления носками крыла. Исполнительные устройства системы управления;

16 - интегрированная радиотехническая система (ИРТС) в составе:

- системы радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия (РТР/РЭП) 17, которая обеспечивает обнаружение, измерение параметров и степени опасности, а также сопровождение воздушных и наземных радиоизлучающих целей, выдачу полученной информации в БЦВС 33 и постановку активных помех как через свои антенны, так и через активную фазированную решетку (АФАР) радиолокационной системы (РЛС) 18. При этом управление АФАР РЛС 18 осуществляется вычислителем радиотехнической системы (ВРТС) 19 по командам БЦВС 33 из блока управления интегрированными системами КБО (УИСКБО) 47;

- многофункциональной радиолокационной системы (РЛС) 18, которая обеспечивает обнаружение, измерение координат воздушных и наземных радиоконтрастных целей, картографирование земной поверхности и другие функции, набор которых может варьироваться. Для режимов «воздух-поверхность» РЛС 18 снабжена телевизионным выходом, с которого полученные РЛС 18 радиолокационные кадры через КОТС 53 передаются на телевизионный вход БПТС 29 для индикации. При этом непосредственное управление режимами работы РЛС 18 осуществляется ВРТС 19 по командам БЦВС 33 из блока УИСКБО 47;

- комплекта аппаратуры госопознования (КАГО) 20, который обеспечивает работу в системах управления воздушным движением и радиолокационного опознавания государственной принадлежности как с использованием автономных антенн, так и через антенны РТР/РЭП. При этом управление КАГО 20 может осуществляться как от вычислителя ВРТС 19, так и от БЦВС 33 с приоритетом последней;

- вычислителя (ВРТС) 19 обеспечивающего как по командам БЦВС 33, так и автономно в пределах разделения задач между системами ИУС 28 и ИРТС 16, непосредственное управление составными частями ИРТС по внутреннему каналу информационного обмена КИОР 21 и взаимодействие с БЦВС 33 по каналу КИОС 52.

22 - интегрированная оптико-электронная система (ИОЭС) в составе:

- оптико-локационной системы (ОЛС) 23, которая обеспечивает обнаружение воздушных целей, имеющих оптический или тепловой контраст, их пеленгацию и измерение дальности до них;

- тепловизионной системы (ТПВС) 26, которая обеспечивает обнаружение наземных целей имеющих оптический или тепловой контраст, их пеленгацию и измерение дальности до них, а также систему наведения УР «воздух-поверхность»;

- систему оптико-электронной разведки (СОЭР) 25, которая обеспечивает обнаружение ракетной атаки;

- вычислителя оптико-электронной системы (ВОЭС) 24, который обеспечивает как по командам БЦВС 33, так и автономно в пределах разделения задач между системами ИУС 28 и ИОЭС 22, непосредственное управление составными частями ИОЭС по внутреннему каналу информационного обмена оптических систем (КИОО) 27 и взаимодействие с БЦВС 33 по каналу КИОС 52;

28 - информационно управляющая система (ИУС) в составе:

- блока преобразования телевизионных сигналов (БПТС) 29, представляющего собой устройство для приема, коммутации, преобразования и выдачи в информационно-управляющее поле (ИУП) 30 телевизионных сигналов (изображений), поступающих на его входы, как в аналоговой, так и в цифровой форме от БЦВС 33, систем КБО и КСП 14 и соединенного по КИОС 52 выходом с ИУП 30 и входом/выходом с БЦВС 33;

- информационно-управляющего поля (ИУП) 30, представляющего собой совокупность бортовых индикационно-управляющих устройств летательного аппарата, в число которых входят, например, многофункциональные индикаторы (МФИ), многофункциональный пульт-индикатор (МФПИ), коллиматорный авиационный индикатор (КАИ), пульт управления и индикации (ПУИ) и соединенных по КИОС 53 входом с БПТС 29 и входами/выходами с БЦВС 33 и БКС 32;

- внешнего запоминающего устройства (ВЗУ) 31, представляющего собой устройство, которое обеспечивает ввод информации через съемный носитель из наземного комплекса подготовки, хранение и выдачу ее в БЦВС 33, документирование результатов работы ИУС 28 для последующего экспресс-анализа и соединенного по КИОС 52 входом/выходом с БЦВС 33;

- блока-концентратора сигналов (БКС) 32, представляющего собой устройство, предназначенное для приема аналоговых и дискретных сигналов по ГОСТ 18977-79 от систем летательного аппарата, команд от органов управления, их преобразования в цифровой формат, а также прием сигналов в цифровой форме и выдачу их в аналоговом виде на исполнительные элементы и соединенного входами/выходами по КИОС 52 с БЦВС 33;

- бортовой вычислительной системы (БЦВС) 33 содержащей:

блок ввода-вывода и управления обменом (ВВУО) 36, блок формирования индикации и приема управляющих воздействий (ФВИиПУВ) 34, блок управления электронным противодействием (УЭП) 35, блок обеспечения группового самолетовождения (ОГСВ) 37, блок управления записью на средства объективного контроля (УЗСОК) 38, блок управления и контроля общесамолетного оборудования (УКОСО) 39, блок обеспечения маловысотного полета (ОМВП) 40, блок управления летательным аппаратом (УЛА) 41, блок обеспечения боевого применения и управления оружием (ОБПиУО) 42, блок формирования пилотажно-навигационных параметров (ФПНП) 43, база данных полетного задания (БДПЗ) 44, блок формирования команд тактического управления (ФКТУ) 45, блок управления режимами (БУР) 46, блок управления интегрированными системами КБО (УИСКБО) 47, блок комплексного гипотезного сопровождения (КГС) 48, блок комплексного распознавания (КР) 49, блок комплексного госопознавания (КГО) 50, внутренний канал информационного обмена (ВКИО) 51 БЦВС.

При этом входом/выходом БЦВС 33 является вход/выход входящего в ее состав блока ввода-вывода и управления обменом (ВВУО) 36, а другой вход/выход ВВУО 36 подключен к внутреннему каналу информационного обмена (ВКИО) 51, к которому также подключены входы/выходы вычислительно-логических блоков 34-50, входящих в состав БЦВС 33, и по которому осуществляется информационный обмен между этими блоками. Блоки 34-50 выполнены в виде вычислительно-логических модулей, размещаемых на однопроцессорных вычислителях.

Блок формирования индикации и приема управляющих воздействий (ФВИиПУВ) 34 производит формирование и выдачу по ВКИО 51 через ВВУО 36 в ИУП 30 по КИОС 52 информации для индикации от систем КБО, общесамолетного оборудования (ОСО) 11, а также прием, обработку и выдачу в другие вычислительно-логические модули (такие так ФПНП 43, УКОСО 39, УЛА 41, БУР 46 и прочие) параметров управляющих воздействий от летчика.

Блок управления электронным противодействием (УЭП) 35 обеспечивает автоматическое или автоматизированное формирование и выдачу в блок ФКТУ 45 заявок на командное управление системами СРТР/РЭП 17, ее взаимодействие с РЛС 18, ОЛС 23 и оптико-электронной разведки (СОЭР) 25 и устройствами выброса (УВ) 9 в обеспечение радиоэлектронной защиты самолета.

Блок ВВУО 36 представляет собой устройство сопряжения вычислителя с линиями связи, осуществляющее прием, контроль и выдачу информации.

Блок обеспечения группового самолетовождения (ОГСВ) 37 обеспечивает реализацию режима группового самолетовождения с использованием информации бортовых систем по определению относительного местоположения летательных аппаратов.

Блок управления записью на средства объективного контроля (УЗСОК) 38 обеспечивает выдачу на внешние средства регистрации СКРП 13 параметров обмена от вычислительно-логических модулей и от внешних систем КБО по КИОС 52 и по КОТС 53.

Блок управления и контроля общесамолетного оборудования (УКОСО) 39 осуществляет анализ состояния систем ОСО и силовой установки (СУ), а также автоматическое и автоматизированное управление этими системами.

Блок обеспечения маловысотного полета (ОМВП) 40 обеспечивает выполнение задач режима маловысотного полета (МВП) по цифровой карте местности (ЦКМ) с выдачей сигналов автоматического управления по ВКИО 51 через ВВУО 36 в комплексную систему автоматического управления (КСУ) 15 по КИОС 52.

Блок управления летательным аппаратом (УЛА) 41 обеспечивает формирование параметров для ручного, директорного и автоматического управления летательным аппаратом и тягой двигателей по информации от вычислительно-логических блоков, таких как ФПНП 43, ОМВП 40, ОБПиУО 42 и других по ВКИО 51, а также от КСУ 15 по КИОС 52.

Блок обеспечения боевого применения и управления оружием (ОБПиУО) 42 обеспечивает решение задач боевого применения авиационных средств поражения (КСП) 14 с помощью блоков комплексного гипотезного сопровождения (КГС) 48, формирования тактических управлений (ФКТУ) 45, комплексного распознавания (КР) 49, комплексного госопознавания (КГО) 50, управление режимами интегрированных систем (УИСКБО) 47 и летательным аппаратом (УЛА) 41.

Блок формирования пилотажно-навигационных параметров (ФПНП) 43 осуществляет расчет параметров состояния летательного аппарата, включая его координаты, параметры движения и ориентации, построение траекторий полета.

Блок базы данных полетного задания (БДПЗ) 44 обеспечивает доступ к базе данных полетного задания (ПЗ), изменения данных ПЗ, контроль его целостности, передачу данных ПЗ по запросам блоков, использующих их, с обеспечением синхронизации чтения-записи данных ПЗ.

Блок формирования команд тактического управления (ФКТУ) 45 обеспечивает распределение приоритетов выполнения заявок на использование информационных систем (ИРТС 16, ИОЭС 22, ИКСС 1) от таких вычислительно-логических блоков как УЭП 35, КГС 48, ФВИиПУВ 34, исходя из информации о тактической обстановке, текущего этапа полета, базового режима КБО, заданного полетным заданием или летчиком и согласно этим приоритетам пропускает заявки на блок УИСКБО 47.

Блок управления режимами (БУР) 46 обеспечивает управление согласованной работой остальных систем комплекса бортового оборудования летательного аппарата и вычислительно-логических модулей БЦВС 33.

Блок управления интегрированными системами (УИСКБО) 47 обеспечивает прием от блока ФКТУ 45 команд управления тактического уровня и формирование полного состава команд управления (согласно протоколу информационного взаимодействия) для передачи их в вычислители систем ИРТС 16, ИОЭС 22 и ИКСС 1, а также прием ответной информации.

Блок комплексного гипотезного сопровождения (КГС) 48 на основе данных информационных систем КБО о координатах обнаруженных целей и их параметрах, проводит идентификацию целей, присваивает номера, строит трассы их движения и формирует «паспорта» целей, содержащие всю полученную о них информацию. При этом «паспорта» целей доступны всем блокам-потребителям, использующим как координаты и параметры движения целей (ОБПиУО 42, УЭП 35, УЛА 41), так и специальные признаки для задач комплексного распознавания (КР) 49 и госопознавания (КГО) 50.

Блок комплексного распознавания (КР) 49 решает задачи комплексного распознавания класса и типа обнаруженных целей на основе данных распознавания таких систем как СРТР/РЭП 17, РЛС 18, ОЛС 23, СОЭР 25.

Информационная взаимосвязь внутри ИУС осуществляется по внутреннему каналу информационного обмена 51 (ВКИО), к которому подключены вычислительно-логические блоки БЦВС и в том числе блок ВВУО 36, который другим входом-выходом подключен к КИОС 52.

Каналы информационного обмена КИОС 52, КИОКС 7, КИОР 21, КИОО 27 представляют собой известные линии связи и информационного обмена и включают механические, электромеханические, электрические и естественные связи, обмен телевизионными сигналами осуществляется по КОТС 53.

Канал обмена телевизионными сигналами (КОТС) 53 - представляет собой комплект аналоговых и цифровых линий передачи телевизионных сигналов.

Аналоговые и дискретные каналы связи (АДКС) 54 представляют собой комплект линий передачи аналоговых и дискретных сигналов.

Входы-выходы многофункциональных индикаторов ИУП 30, имеющих встроенные дисплей-процессоры, взаимосоединены по каналу информационного обмена (РезКИО) 55 с БКС 32, КПНО 12, ВКСС 6, КСУ 15, что в случае отказа БЦВС 33 позволяет организовать резервный канал передачи информации в ИУП 30 и получения из него ручных команд экипажа. При этом полное формирование индикации и обеспечение резервного ручного или автоматизированного управления системами КПНО и КСС в минимальном объеме необходимом для возврата и посадки на аэродром берут на себя многофункциональные индикаторы ИУП 30.

Резервный канал информационного обмена (РезКИО) 55 представляет собой известные линии передачи дискретных и цифровых сигналов типа ГОСТ 18977-75.

Введенный в состав вычислительно-логических блоков БЦВС 33 блок комплексного госопознавания (КГО) 50, решает задачи комплексной обработки данных о госприналежности от КАГО 20 и AT 5 с использованием дополнительных признаков о типе цели от РЛС 18 и от СРТР/РЭП 17.

Введенная в состав КБО ТВ камера переднего вида (ТВК) 56, отображающая обстановку перед самолетом и КАИ, входящий в состав ИУП 30, связаны цифровыми каналами передачи ТВ сигналов с устройством сопряжения кадров (УСК) 57, которое совмещает изображения этих устройств и по каналу телевизионного контроля внешнего пространства (ТВКВП) 58 выдает единое изображение на СКРП 13.

Введенный в состав управляемый частотно-селектируемый экран (УЧСЭ) 59 связанный по линии передачи разовых команд, входящей в состав КИОС, с БЦВС, обеспечивает по ее командам режим работы с поглощением энергии радиоволн от внешних источников, проникающих сквозь носовой обтекатель самолета.

Введенный в состав вычислительно-логических блоков БЦВС 33 блок речевой командной системы (РКС) 60 управления, распознает речевые команды и запросы летчика, приходящие в цифровом виде из ИКСС 1, и выдает их в соответствующие вычислительно-логические блоки БЦВС 33 непосредственно управляющие системами КБО. Кроме того, блок обеспечивает речевой ввод данных в системы КБО, например, частоты настройки PC 4 и отвечает на вопросы пилота, например, сообщая по его запросу скорость, высоту, запас топлива и другие параметры.

Введенная в состав ИКСС 1 система 3D оповещения (3DCO) 61, на которую из БЦВС 33 поступают сигналы, полученные от пространственно-распределенных по самолету датчиков, окрашивает эти сигналы по принадлежности к типу датчика (предупреждение об облучении, о ракетной атаке, неисправности двигателей и т.п.) и расположению относительно пилота (справа-сверху, сзади-снизу и т.п.) и выдает в 3D-наушники пилота.

1. Интегрированный комплекс бортового оборудования многофункционального самолета, содержащий взаимосоединенные по каналу информационного обмена систем (КИОС) с бортовой цифровой вычислительной системой (БЦВС):
- комплекс пилотажно-навигационного оборудования (КПНО),
- комплект радиостанций различных диапазонов волн (PC),
- аппаратуру спутникового канала связи (СКС),
- аппаратуру связи с пунктами управления (СПУ),
- авиационный терминал (AT) объединенной системы навигации и обмена данными,
- комплект аппаратуры опознавания госпринадлежности (КАГО),
- комплект многофункциональных индикаторов, пультов и индикатор на лобовом стекле,
- комплект обзорно-прицельных средств в составе:
- радиолокационной системы (РЛС),
- тепловизионной системы (ТПВС),
- оптико-локационной системы (ОЛС),
- комплект средств противодействия в составе:
- системы радиотехнической разведки и радиоэлектронного противодействия (СРТР/РЭП),
- системы оптикоэлектронной разведки (СОЭР),
- системы управления средствами поражения (СУСП),
- устройства выброса расходуемых средств РЭП (УВ),
- системы контроля и регистрации, в т.ч. видеорегистрации параметров (СКРП),
- оперативных органов управления (ООУ),
- общесамолетного оборудования (ОСО),
- комплекта авиационных средств поражения (КСП),
отличающийся тем, что
- комплект многофункциональных индикаторов, пультов и индикатор на лобовом стекле объединены в информационно-управляющее поле, блок преобразования телевизионных сигналов, внешнее запоминающее устройство и блоки-концентраторы сигналов взаимосоединенные по каналу информационного обмена систем (КИОС) с БЦВС, образуют информационно-управляющую систему,
- системы РТР/РЭП, РЛС, КАГО аппаратно интегрированы в радиотехническую систему (ИРТС) путем подключения входов приемника и выхода передатчика систем РТР/РЭП и КАГО к выходу-входу активной фазированной решетки (АФАР) РЛС, а входы-выходы систем РТР/РЭП, РЛС, КАГО подключены по внутреннему каналу информационного обмена (КИОР) ко входу-выходу вычислителя радиотехнической системы (ВРТС), вычислительно-логические блоки которого: ввода-вывода и управления информационным обменом, сопровождения и распознавания обнаруженных объектов, управления взаимодействием систем РТР/РЭП, РЛС, КАГО в рамках автономных задач системы и задач, поставленных вычислителем БЦВС, взаимосоединены по внутреннему каналу информационного обмена (ВКИО),
- ТПВС, ОЛС, СОЭР интегрированы в оптико-электронную систему (ИОЭС) путем подключения их входов-выходов по КИОС к вычислителю оптикоэлектронной системы (ВОЭС), вычислительно-логические блоки которого: ввода-вывода и управления информационным обменом, сопровождения, селекции и распознавания обнаруженных объектов, управления взаимодействием ТПВС, ОЛС, СОЭР в рамках автономных задач системы, поставленных вычислителем ИУС, взаимосоединены по внутреннему каналу информационного обмена оптических систем (КИОО),
- комплект радиостанций различных диапазонов волн (PC), аппаратно-интегрированный с антеннами системы РТР/РЭП путем подключения выхода каналов PC ко входу передающих антенн системы РТР/РЭП, аппаратура спутникового канала связи (СКС), аппаратура связи с пунктами управления (СПУ) и авиационный терминал объединенной системы навигации и обмена данными интегрированы в комплекс средств связи (ИКСС) путем подключения их входов-выходов по внутреннему каналу информационного обмена комплекса средств связи (КИОКС) к вычислителю ИКСС - (ВИКСС), вычислительно-логические блоки которого: ввода-вывода и управления обменом между самолетами и пунктами управления речевыми и телекодовыми сообщениями, автоматического выбора канала связи при отказах аппаратуры и воздействии помех взаимосоединены по внутреннему каналу ВИКСС и функционально интегрированы в комплекс бортового оборудования (КБО) путем подключения входов-выходов вычислителей ВОЭС, ВРТС и ВИКСС по КИОС ко входам-выходам БЦВС, вычислительно-логические блоки которой: ввода-вывода-управления информационным обменом, оперативного планирования полетного задания формирования пилотажно-навигационных параметров, обеспечения группового самолетовождения, комплексного гипотезного сопровождения целей по данным всех информационных систем, комплексного распознавания воздушной цели, комплексного госопознавания целей, формирования данных для индикации, интеграции алгоритмически формируемых управляющих воздействий и от оперативных органов управления, автоматического целераспределения и целеуказания, управления электронным противодействием, оперативного выбора и применения средств поражения, контроля КБО и общесамолетного оборудования и силовой установки, обеспечения маловысотного полета, управления записью на средства объективного контроля, управления режимами интегрированных систем КБО (ИРТС, ИОЭС, ИКСС, СУСП), общесамолетным оборудованием и летательным аппаратом взаимосоединены по ВКИО, а сама БЦВС с взаимосоединенными по КИОС информационно-управляющим полем, включающим комплект многофункциональных индикаторов и индикатор на лобовом стекле, блоком преобразования телевизионных сигналов, внешним запоминающим устройством и блоками-концентраторами сигналов (n шт.) образует информационно-управляющую систему.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что входы-выходы многофункциональных индикаторов информационно-управляющего поля (ИУП), имеющих встроенные дисплей-процессоры, взаимосоединены резервным каналом информационного обмена (РезКИО) с блоками концентрации сигналов (БКС), КПНО, ВИКСС, комплексной системой управления (КСУ), что в случае отказа БЦВС позволяет организовать резервный канал передачи информации в ИУП и получения из него ручных команд экипажа, при этом полное формирование индикации и обеспечение резервного ручного или автоматизированного управления системами КПНО и КСС в минимальном объеме, необходимом для возврата и посадки на аэродром берут на себя многофункциональные индикаторы ИУП.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он снабжен введенными в состав вычислительно-логических блоков БЦВС блоком комплексного госопознавания (КГО), решающего задачи комплексной обработки данных о госприналежности от КАГО и AT с использованием дополнительных признаков о типе цели от РЛС и от РТР/РЭП.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он снабжен введенными в состав КБО телевизионной камерой (ТВК) переднего вида, отображающей обстановку перед самолетом, и коллиматорным авиационным индикатором (КАИ), входящим в состав ИУП, которые связаны цифровыми каналами передачи ТВ сигналов с устройством сопряжения кадров (УСК), совмещающее изображения этих устройств и по каналу телевизионного контроля внешнего пространства (ТВКВП), выдающее единое изображение на СКРП.

5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он снабжен управляемым частотно-селектируемым экраном (УЧСЭ), связанным по линии передачи разовых команд, входящей в состав КИОС, с БЦВС, и обеспечивающий по ее командам режим работы с поглощением энергии радиоволн от внешних источников, попадающих под носовой обтекатель самолета.

6. Комплекс но п.1, отличающийся тем, что снабжен введенной в состав вычислительно-логических блоков БЦВС блоком речевой командной системы (РКС) управления, распознающим речевые команды и запросы летчика, приходящие в цифровом виде из ИКСС, и выдающим их в соответствующие вычислительно-логические блоки БЦВС непосредственно управляющими системами КБО.

7. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что снабжен введенной в состав ИКСС системой 3D оповещения (3DCO), на которую из БЦВС поступают сигналы, полученные от пространственно-распределенных по самолету датчиков и систем КБО.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах автоматической навигации высокоскоростных судов. .

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение в комплексах пилотажно-навигационного оборудования летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси специальных транспортных средств, в частности, для дистанционной привязки на местности.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в судовых навигационных комплексах. .

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может быть использовано в военной технике при создании ракет с оптическими головками самонаведения (ОГС). .

Изобретение относится к устройствам отображения информации, используемой пилотом и членами экипажа при пилотировании летательными аппаратами (ЛА), а именно к командно-пилотажным индикаторам (КПИ) с визуализацией индексов "Лидер" и "Самолет".

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. .

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в системах управления летательными аппаратами (ЛА). .

Изобретение относится к области радиолокационного приборостроения и может быть использовано при построении различных радиолокационных или аналогичных систем, предназначенных для навигации летательных аппаратов (ЛА) путем определения местоположения и управления движением ЛА.

Изобретение относится к области исследований устойчивости, управляемости и динамики посадки самолетов и может быть использовано в приборном оборудовании летательных аппаратов для повышения безопасности и сокращения сроков и стоимости летного обучения и летной отработки управляемости самолетов при посадке на объект (корабль или ВПП).

Заявленное изобретение относится к области носителей, одновременно использующих информацию, получаемую от инерциального блока, и информацию, получаемую от системы спутниковой навигации, например системы GPS. Технический результат состоит в уменьшении, в случае возникновения неисправности у спутника, защитного радиуса вокруг вычисленного положения, ограничивающего ошибку определения истинного положения в соответствии с заданным уровнем риска для целостности, что определяет степень целостности системы. Для этого способ определения навигационных параметров носителя при помощи устройства гибридизации, содержащего фильтр (3) Калмана, формирующий гибридное навигационное решение на основе инерниальных измерений, рассчитанных виртуальной платформой (2), и необработанных измерений сигналов, переданных группой спутников и полученных от системы спутникового позиционирования (GNSS), отличающийся тем, что включает этапы, на которых определяют для каждого из спутников, по меньшей мере, одно отношение (Ir, Ir') правдоподобия между гипотезой наличия у данного спутника неисправности определенного типа и гипотезой отсутствия у спутника неисправности, констатируют наличие у спутника такой неисправности на основе отношения (Ir, Ir') правдоподобия, соответствующего неисправности определенного типа, и порогового значения, оценивают влияние констатированной неисправности на гибридное навигационное решение и корректируют гибридное навигационное решение в соответствии с оценкой влияния констатированной неисправности. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к военной технике, а именно к способам функционирования систем топопривязки и навигации в условиях боевого применения, и может быть использовано для решения задач топогеодезической подготовки боевых действий ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, разведывательных средств. Способ функционирования системы топопривязки и навигации (СТН) в условиях боевого применения, включающий в себя выполнение операции подготовки к выполнению боевой (учебной) задачи, проведение ориентирования на начальной точке, выполнение задач в режиме «Навигация», архивирование топогеодезических данных, выполнение задач в режиме «ЦКМ», передачу результатов привязки по автоматизированному каналу информационного обмена системы связи и передачи данных (ССПД) с пунктами управления вышестоящих и взаимодействующих формирований. В состав выполняемых системой топопривязки и навигации операций введены следующие режимы и задачи работы программно-аппаратного комплекса: режим «Состояние», выполненный с возможностью отображения при активации задачи «Индикация» информации о готовности системы к работе и выбранной системе координат, отображения текущих данных наземного транспортного средства (НТС) по данным бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС-ТП), аппаратуры спутниковой навигации (АСН), отображения текущего состояния доплеровского датчика скорости (ДДС) и универсального механического датчика скорости (МДС), отображения текущих данных НТС по данным системы определения высоты (СОВ), задача «Вычисление поправки для работы с визиром», выполненная с возможностью определения поправки для работы с визиром и производимая в режиме «Техническое обслуживание», режим «Привязка АП», выполненный с возможностью определения взаимного расположения акустических пеленгаторов, входящих в состав НТС. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в формировании способа функционирования системы топопривязки и навигации, оснащенной современными аппаратными средствами, в условиях боевого применения, определяющего оптимальный алгоритм ее функционирования и обеспечивающего с высокой степенью автоматизации выполнение комплекса мероприятий по топогеодезическому обеспечению НТС, на котором установлена система, при выполнении экипажем задач по боевому назначению. 6 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в наземных подвижных информационно-аналитических комплексах вооружений. Технический результат - повышение эффективности и надежности. Для этого система содержит следующие основные каналы информационного обмена: два радиоканала обмена навигационной аппаратуры потребителей космических навигационных систем (НАП КНС), стационарно установленной на топопривязчике, с навигационными космическими аппаратами (НКА) КНС ГЛОНАСС и GPS, два радиоканала обмена переносного войскового навигационно-геодезического комплекса (ВНГК) с НКА КНС ГЛОНАСС и GPS, два радиоканала обмена контрольно-корректирующей станции (ККС) с НКА КНС ГЛОНАСС и GPS, два автоматизированных радиоканала обмена радиостанций, радиоканал обмена между двумя носимыми радиостанциями. 1 ил.

Изобретение относится к области навигации и топопривязки, в частности к способам инерциально-спутниковой навигации и контроля качества навигационных полей космических навигационных систем (КНС) ГЛОНАСС и GPS, формирования корректирующей информации и анализа ее качества. В способе функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции, включающем прием спутниковой навигационной информации, проведение коррекции навигационной информации, поступающей от навигационных космических аппаратов, выполняемой в режиме контрольно-корректирующей станции (ККС), имеющей собственное программно-математическое обеспечение, выдачу выходных параметров навигации и корректирующей информации по сигналам навигационных космических аппаратов внешним потребителям по автономному каналу передачи данных, новым является то, что при аппаратной реализации, когда рабочая конфигурация ККС состоит из следующих основных аппаратных блоков, объединенных в едином модуле: опорной станции (ОС) с устройством для передачи дифференциальных поправок, контрольной станции (КС), станции интегрального контроля (СИК) с устройством для приема дифференциальных поправок, на первом этапе выполняется контроль работоспособности ККС, на втором этапе выполняется прием аппаратурой ОС и СИК сигналов всех находящихся в зоне видимости КА КНС ГЛОНАСС и GPS, включающий запрос с ОС альманахов КНС ГЛОНАСС и GPS, запрос плановых координат и высоты точки размещения антенн ОС и СИК, расчет видимости КА КНС ГЛОНАСС и GPS на текущую дату, сравнение количества отслеживаемых приемниками ОС и СИК КА КНС ГЛОНАСС и GPS с расчетным числом КА, на третьем этапе выполняется измерение псевдодальностей и фазы несущей по всем принимаемым сигналам КНС ГЛОНАСС и GPS, временная привязка измерений к системной шкале КНС ГЛОНАСС (GPS), их регистрация с заданным темпом и выдача в реальном времени или по требованию оператора на устройстве отображения, формирование из принимаемых навигационных сообщений КА файлов, их регистрация и выдача для архивации, хранения и представления в текстовом виде, на четвертом этапе происходит получение и формирование корректирующей информации для навигационных сигналов КА ГЛОНАСС и GPS, непрерывный анализ качества рассчитанной и передаваемой корректирующей информации, выдача корректирующей информации в реальном масштабе времени в устройство для передачи дифференциальных поправок в канал передачи корректирующей информации, на пятом этапе происходит определение координат ККС в режиме накопления с постобработкой данных. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в формировании способа функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции (ККС), обеспечивающего режим работы навигационной аппаратуры топопривязчика и связанных с ним потребителей ГЛОНАСС/GPS в заданном районе с прецизионной точностью местоопределения, формирование корректирующей информации, включающей дифференциальные поправки и контроль качества сформированных дифференциальных поправок, сбор и обработку измерительной, навигационной и другой информации для выполнения топопривязчиком задач по назначению, регистрацию, архивацию корректирующей информации, ее выдачу по требованию оператора на устройство отображения, документирование и автоматизированную передачу по автономному каналу передачи данных. 9 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в инерциальных навигационных системах (ИНС) авиационных и наземных носителей. Задача - существенное повышение точности счисления скоростей и координат движущегося объекта с малогабаритной бесплатформенной ИНС (БИНС) средней точности в автономном режиме без использования постоянно обновляемых в реальном времени сигналов работающей спутниковой навигационной системы (СНС). Технический результат достигается тем, что в БИНС средней точности реализуют две вычислительных навигационных платформы, каждая из которых имеет свой закон управления (демпфирование инерциальных ошибок), зависящий от параметров движения носителя, а именно от составляющих горизонтальных ускорений носителя. При этом первая платформа обеспечивает счисление углов тангажа и крена ориентации носителя, тогда как вторая - угла курса и счисление проекций скоростей носителя и его географических координат с учетом предварительно определенных и запомненных оценок скорости ветра и его направления. Каждая из платформ имеет свой закон управления. Одна из них является традиционной невозмущаемой вычислительной платформой, но с демпфированием по собственным ускорениям. Вторая осуществляет демпфирование ошибок по разности показаний скоростей ИНС и системы воздушных сигналов (СВС). При этом предварительно при наличии сигналов СНС определяют ошибку невыставки ИНС в азимуте, скорость и направление ветра. 5 ил.

Изобретения относятся к области приборостроения и могут применяться в системах навигации летательных аппаратов (ЛА). Задачей, на которую направлены данные изобретения, является повышение надежности и точности системы за счет восстановления рабочего состояния после кратковременного пропадания напряжения питания в полете ЛА. Существенным отличием системы является введение датчиков температуры в блок датчиков угловой скорости, блок датчиков линейного ускорения и трехкомпонентный магнитометр. Существенным отличием способа является использование тарировочных характеристик блока датчиков угловой скорости, блока датчиков линейного ускорения и магнитометра с учетом изменения температуры окружающей среды. Техническим результатом изобретений является повышение надежности навигационного комплекса и точности пилотирования. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к бортовому оборудованию летательных аппаратов. Комплекс бортового оборудования вертолета содержит комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, систему управления общевертолетным оборудованием, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пульты управления общевертолетным оборудованием, систему регулирования внутрикабинного освещения, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, малогабаритную систему сбора и регистрации, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную систему, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, пульты-вычислители навигационные, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена. Достигается расширение эксплуатационных возможностей, повышение безопасности пилотирования и эффективности применения вертолета, повышение надежности работы комплекса. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к средствам информационного обмена и управления. Информационно-управляющая система робототехнического комплекса содержит магистрали обмена, датчики и вычислительную систему. Информационно-управляющие потоки робототехнического комплекса разделены на каналы обмена и управления первого уровня: канал обмена и управления информационно-вычислительной системы роботизированной транспортной платформы с пунктом дистанционного управления, включающий каналы обмена второго уровня, и канал обмена и управления вычислительного ядра блока управления, размещенного на пункте дистанционного управления, с вычислительным ядром поворотной платформы, размещенной на роботизированной транспортной платформе и оснащенной системой вооружения, включающий в себя каналы обмена второго уровня. Информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения обладает достаточной пропускной способностью проводных и радиоканалов, связывающих внутренние и внешние устройства между собой, и обеспечивает высокую точность определения навигационных параметров, высокую степень автоматизации и быстродействия процесса обработки информации. 2 ил.

Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия содержит фюзеляж с силовой установкой, общевертолетное оборудование, средства механизации вертолета, органы оперативного управления. Кабина выполнена разделенной перегородкой с дверью на две части - кабину экипажа, рассчитанную на двух членов экипажа, в передней части которой расположена панель для установки радиоэлектронного оборудования, а в задней - дополнительное откидное кресло, и кабину сопровождающих. Внутрикабинная перегородка выполнена в виде закрытой этажерки с технологическими лючками, в которой располагаются блоки приборного оборудования. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования включает комплекс навигационно-пилотажных средств, систему управления вертолетом и силовой установкой, комплекс средств радиосвязи, аппаратуру государственного опознавания, блок коммутации, бортовой комплекс обороны, бортовую метеорадиолокационную станцию, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую телевизионную установку, бортовую систему контроля, систему резервных приборов, пять многофункциональных индикаторов, многофункциональный пульт, внешнее запоминающее устройство и бортовую вычислительную систему. Обеспечивается снижение эксплуатационных расходов и существенное расширение функциональных возможностей вертолета. 2 н. и 1 з.п ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бортовых системах продольного эшелонирования самолетов. Технический результат - повышение безопасности. Для этого обеспечивают нормативно установленные минимумы дистанций продольного эшелонирования при выполнении полета второго самолета за первым самолетом при взлете или посадке их на одну полосу или на две близко расположенные параллельные полосы или при полете друг за другом на близких уровнях по высоте в условиях риска возможного присутствия турбулентности вихревого следа первого самолета по курсу движения второго самолета. При этом осуществляют непрерывный контроль уровня вихревой безопасности полета второго самолета в окружающей его буферной зоне, выбранной по курсу самолета вне нормативного минимума с учетом времени реагирования пилота и системы управления второго самолета на команду изменения скорости его движения. 2 н. и 10 з.п.ф-лы, 2 ил.
Наверх