Способ тренировки рефлекса фиксации испытуемого в пространстве


 


Владельцы патента RU 2489131:

Бурсов Игорь Васильевич (RU)

Изобретение относится к области медицины, а более конкретно к офтальмологии, к способам тренировки рефлекса фиксации человека в пространстве, что необходимо для специалистов опасных профессий, в частности летчиков, водителей, машинистов поездов, а также для спортсменов. Проводят диагностику нарушения восприятия пространства, по результатам которой определяют нарушения квадрантов поля зрения, затем проводят тренировку в три этапа. На первом этапе руки испытуемого соединены друг с другом и согнуты перед собой, на втором - размещены на бедрах, а на третьем - вытянуты перед собой, при этом на каждом этапе испытуемый должен движением кистей рук свести проекции двух точек от лазер-указателей в одну в квадранте поля зрения выявленного нарушения и осуществлять перемещения ее попеременно по 5-7 секунд по четырем квадрантам поля зрения, постепенно удаляясь от экрана, расположенного вначале на расстоянии 1 м от испытуемого, на расстояние 2, 3, 4 и 5 метров, удерживая при этом проекцию точки на изображении. После прохождения трех этапов на экран выводят изображение четырех квадрантов поля зрения, на которых испытуемый должен лазерной точкой, полученной от слияния двух точек от лазер-указателей последовательно изображать геометрические фигуры в виде круга, треугольника и квадрата по часовой и против часовой стрелки соответственно, постепенно удаляясь при этом от экрана с 5 до 30 м, и повторяют все три этапа. По завершении третьего этапа тренировки проводят контрольную диагностику, по результатам которой определяют необходимость повторения тренировки. Способ позволяет развить бинокулярный глазомер за счет обеспечения координационной связи «глаз-рука». 3 прим.

 

Изобретение относится к области медицины, а более конкретно к офтальмологии, к способам тренировки рефлекса фиксации человека в пространстве, что необходимо для специалистов опасных профессий, в частности летчиков, водителей, машинистов поездов, а также для спортсменов.

При посадке самолета, а также при взлете большое значение имеет фактор пространственной ориентации пилота в пространстве для безопасной посадки на полсу или взлет с нее, особенно при короткой полосе. Также при движении наземного скоростного транспорта важна ориентации в пространстве относительно возникающий препятствий.

Предлагаемый способ актуален и для спортсменов, в частности при стрельбе из лука и т.д.

Для таких специалистов важно определение положения по отношению к двигающемуся объекту, а также находясь в движении к неподвижному объекту и при движении с подвижным объектом. Это достигается при помощи связи прицеливания «глаз-рука».

Достигаемым техническим результатом является развитие бинокулярного глазомера путем обеспечение координационной связи «глаз-рука».

Способ осуществляется следующим образом.

Выполняют диагностику нарушения восприятия пространства, по результатам которой определяют нарушения квадрантов поля зрения. Затем в каждую из рук испытуемого дают лазер-указатель, а на стене, на уровне глаз, на расстоянии 1 м от испытуемого располагают экран с произвольным изображением на котором проецируются две лазерные точки от указателей. Тренировку проводят в три этапа. На первом этапе руки испытуемого соединены друг с другом и согнуты перед собой, на втором - размещены на бедрах, а на третьем - вытянуты перед собой. На каждом этапе испытуемый должен движением кистей рук свести проекции двух точек от лазер-указателей в одну в квадранте поля зрения выявленного нарушения и осуществлять перемещения ее попеременно по 5-7 секунд по четырем квадрантам поля зрения, постепенно удаляясь на расстояние 1, 2, 3, 4 и 5 метров, удерживая при этом проекцию точки на изображении. Затем на экран выводят изображение четырех квадрантов поля зрения, на которых испытуемый должен лазерной точкой последовательно изображать геометрические фигуры в виде круга, треугольника и квадрата по часовой и против часовой стрелки соответственно, постепенно удаляясь при этом от экрана с 5-ти до 30 м, повторяя все три этапа. По завершении третьего этапа тренировки проводят контрольную диагностику, по результатам которой определяют готовность испытуемого или необходимость повторения тренировки.

Предварительная диагностика испытуемого позволяет определить нарушения восприятия пространства, т.е. позиционирование человека в пространстве право-лево и верх-низ. Это достигается тем, что исследуемую на компьютерной программе картинку визуально делят на ряд секторов. При этом получают квадранты для правой и левой стороны взгляда, в которых имеются вертикальные и горизонтальные точки фиксации. Полученные данные позволяют определить нарушения поля зрения в конкретном квадранте.

Тренировку проводят в три этапа.

На первом этапе позиционируют испытуемого относительно экрана с произвольным изображением на расстоянии 1 м на уровне глаз, дают ему два лазер-казателя в левую и правую руку соответственно, предлагают соединить руки вместе перед собой и ставят задачу движениями кистей рук совместить две лазерные точки от двух указателей в одну относительного выбранного положения на экранном изображении. С учетом выявленных при компьютерной диагностике нарушений определяют зону фиксации точки в том квадранте поля зрения, где выявлены нарушения и далее испытуемый должен выбранную точку переводить последовательно из одного в другой по четырем квадрантам поля зрения с задержкой на каждом по 5-7 секунд на каждый квадрант. Время 5-7 секунд выбрано экспериментальным путем, как оптимально эффективное. Затем последовательно увеличивают расстояние испытуемого от экрана на 2, 3, 4 и 5 метров и соответственно повторяют операции с лазерной точкой на экране на каждом рубеже. Расстояние 1-5 метров выбрано из условий обеспечения максимального видения и максимальной адаптации, так как чем дальше объект, тем сложнее соединить на экране в одну точку точки от двух лазер-указателей.

На втором этапе тренировки испытуемому предлагают повторить все операции с точкой, причем руки с лазер-указателями располагаются на бедрах. Таким образом, испытуемый работает корпусом в 2-х степенях свободы, ориентируя лазерную точку к позиции на экране. Это позволяет совместить движения взгляда и движения корпуса тела пользователя.

На третьем этапе тренировки - руки с лазер-указателями вытянуты перед испытуемым и также повторяют все операции с спроецированной на экране точкой. Это позволяет позиционировать человека в пространстве, что обеспечивает развитие четкой связи «глаз-рука», так как при повороте взгляда работают не только мышцы глаза, но и весь мышечный аппарат пользователя.

После первых трех проведенных этапов тренировки произвольное изображение на экране заменяют на изображение в виде четырех квадрантов поля зрения, на которых испытуемый должен лазерной точкой последовательно изображать геометрические фигуры в виде круга, треугольника и квадрата по часовой и против часовой стрелки соответственно в том сегменте, где имеется нарушения полученные по компьютерной программе, постепенно удаляясь при этом от экрана с 5-ти до 30 м, также в три этапа положения рук - сомкнутые перед собой, руки на бедрах и руки вытянуты перед собой, при этом точки от лазер указателей также сводятся в одну при проекции на экран.

Расстояние 5-30 метров выбрано из условия обеспечения максимального удаления в пространстве.

Фигуру (треугольника, квадрата и круга) рисует испытуемый в произвольной форме в сегменте, который указывает испытатель. Движение почасовой и против часовой стрелки, зависит от наличия праворукости и леворукости испытуемого. Экспозиция это время переноса объединенной точки с одной точки фиксации на другую.

Две руки располагают прямо перед собой, перпендикулярно туловищу и так, чтобы они не соприкасались.

Лазер указатели располагаются таким образом, чтобы получить одну общую точку из двух, в этом и заключается основная цель прицеливания. Наиболее простое - это фиксация двух рук вместе, затем идет фиксация двух рук и туловища и самое сложное две вытянутые раздельные руки.

Чем дальше испытуемый от экрана, тем сложнее совместное движение двумя руками.

После завершения тренировки проводят контрольную диагностику по компьютерной программе, по результатам которой определяют готовность испытуемого или необходимость повторения тренировки.

Предлагаемый способ поясняется примерами.

Пример 1

Пилот К. 47 лет.

Рефракция OU-1,25D.

Vis OU=0,7.

После проведения обучения на дистанции 1 м в течение 2-х дней добились четкого совпадения обоих точек при движении по объекту постепенно увеличивали расстояние и в конце недели дошли до дистанции 5 м. После этого приступили к занятиям на дистанции до 30 метров. После достижения совмещения двух точек при медленном движении обоих рук перешли на более быстрое перемещение точки по выбранной фигуре.

Через 10 дней занятий субъективно повысилась острота зрения на 0,1, а при прохождении психологических тестов время, затраченное на прохождение, сократилось практически в 2 раза.

Пример 2

Пилот Б. 51 г.

Рефракция OU+1,75D.

Vis OU - 0,8.

При проведении курса обучения в течении 5 дней достигли результата до 5 м. с уверенной установкой единой точки на выбранный объект с достаточно быстрой скоростью. В течение 3-х дней проводилась тренировка на дистанции 20-30 м постепенно достигая большей скорости. Эффект тренировки VisOD-1,0 Vis OS-0,9. Кроме этого испытуемый предпочел очки для работы вместо +1,25D, +1,0D.

Пример 3

Пилот С. 28 лет.

Рефракция OD+0,25D OS Em.

Vis OU - 1,0.

При проведении курса обучения в течение 5 дней добились следующих результатов. Обучение до 30 м испытуемый прошел за 5 дней с достаточно быстрой скоростью. По окончании курса при прохождении психологических тестов скорость увеличилась в 2 раза при отсутствии со стороны испытуемого ошибок в самом тесте.

Таким образом, предложенный способ позволяет обеспечить тренировку позиционирования человека в открытом пространстве и, соответственно, развитие бинокулярного глазомера.

1. Способ тренировки рефлекса фиксации испытуемого в пространстве, включающий диагностику нарушения восприятия пространства, по результатам которой определяют нарушения квадрантов поля зрения, затем в каждую из рук испытуемого дают лазер-указатель, на стене, на уровне глаз испытуемого располагают экран с произвольным изображением, на котором проецируются две лазерные точки от лазер-указателей, тренировку проводят в три этапа, причем на первом этапе руки испытуемого соединены друг с другом и согнуты перед собой, на втором - размещены на бедрах, а на третьем - вытянуты перед собой, при этом на каждом этапе испытуемый должен движением кистей рук свести проекции двух точек от лазер-указателей в одну в квадранте поля зрения выявленного нарушения и осуществлять перемещения ее попеременно по 5-7 с по четырем квадрантам поля зрения, постепенно удаляясь от экрана, расположенного вначале на расстоянии 1 м от испытуемого, на расстояние 2, 3, 4 и 5 м, удерживая при этом проекцию точки на изображении, после прохождения трех этапов на экран выводят изображение четырех квадрантов поля зрения, на которых испытуемый должен лазерной точкой, полученной от слияния двух точек от лазер-указателей, последовательно изображать геометрические фигуры в виде круга, треугольника и квадрата по часовой и против часовой стрелки соответственно, постепенно удаляясь при этом от экрана с 5 до 30 м.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что по завершении третьего этапа тренировки проводят контрольную диагностику, по результатам которой определяют необходимость повторения тренировки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к офтальмологии, а именно к офтальмологическим мульти-фокальным линзам и методам тренировки глаз. .
Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции зрительного восприятия у детей с тяжелой патологией центральной нервной системы (ЦНС и, в частности, с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП).

Изобретение относится к области медицины. .

Изобретение относится к медицине, а именно к способам профилактики и лечения близорукости. .

Изобретение относится к швейным медицинским изделиям, а именно к изделиям для лечения и профилактики болей в спине и пояснице. .
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для самостоятельного применения с целью восстановления как психологического, так и физического здоровья.

Изобретение относится к области офтальмологии и может быть использовано для коррекции зрения человека в возрасте от 6 до 70 лет. .

Изобретение относится к медицине. .
Изобретение относится к медицине и предназначено для профилактики и лечения приобретенной близорукости. .

Группа изобретений относится к офтальмологии и может быть применима для профилактики и/или лечения рефракционных нарушений зрения. Способ профилактики и/или лечения рефракционных нарушений зрения включает создание оптического фокуса через оптические элементы на фовеальной области сетчатки. Создают оптический фокус на периферии глазного дна перед сетчаткой в одном меридиане и за сетчаткой в другом меридиане, перпендикулярном первому. Устройство для профилактики и лечения рефракционных нарушений зрения включает оптические элементы с передней поверхностью и оптическим центром, в качестве оптических элементов выбраны линзы с асимметричным распределением рефракции относительно вертикали, проходящей через геометрический центр линзы, ориентированные в устройстве таким образом, что по одну и по другую сторону относительно вертикали, проходящей через геометрический центр линзы, при несимметричном удалении от геометрического центра рефракция монотонно усиливается, а относительно горизонтали, проходящей перпендикулярно вертикали через геометрический центр, рефракция не меняется либо монотонно ослабевает по отношению к рефракции в геометрическом центре. 5 н. и 1 з.п. ф-лы, 25 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для улучшения остроты зрения при близорукости. Для этого пациенту показывают тренирующие изображения, состоящие из объекта и фона. Объект состоит из малоразмерных элементов, усредненная яркость элементов объекта равна яркости фона. При этом оптическое расстояние от глаз пациента до тренирующего изображения составляет 1,5-2 м. Размер элементов изображения выбирается таким образом, чтобы изображение было немного выше порога обнаружения и пациент мог его воспринять при ненапряженном состоянии глазных мышц. По мере улучшения остроты зрения либо увеличивают расстояние до тренирующего изображения, либо используют изображение с объектом, состоящим из более мелких элементов. Длительность тренировки выбирается индивидуально. Способ обеспечивает повышение остроты зрения у данной категории пациентов за счет тренировки механизма аккомодации глаз. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к медицине, офтальмологии и предназначено для восстановления бинокулярного зрения при содружественном косоглазии. Проводят стимуляцию сетчатки путем наблюдения пациентом четырехточечного лазерного спекла при поляроидном разделении полей зрения на диплоптическом аппарате, при релаксации и нагрузке соответственно положительными, а затем отрицательными сферическими линзами с шагом в 0,5 диоптрий до сохранения бинокулярного слияния. Стимуляцию проводят лазерными спеклами в импульсном режиме, используя последовательно сначала зеленые спеклы в течение 2 минут для стимуляции парафовеальной и макулярной зоны сетчатки, а затем красные в течение 2 минут для стимуляции фовеальной зоны сетчатки с интервалом между ними 5 минут, с частотой импульсов на 5 единиц ниже критической частоты слияния мельканий. Курс лечения 10 сеансов. Способ обеспечивает при разобщении аккомодации и конвергенции устранение функциональной скотомы, восстановление бинокулярного зрения у лиц с монокулярным и одновременным зрением, улучшение аккомодации глаза, повышение остроты стереозрения. 1 пр., 1 табл.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и предназначено для восстановления бинокулярного зрения при содружественном косоглазии. Перед каждым глазом поверх стекол Баголини глазом устанавливают положительные сферические линзы 0,5 дптр, затем с шагом 0,5 дптр силу линз увеличивают до момента утраты бинокулярного слияния. После этого в оправу устанавливают отрицательные сферические линзы 0,5 дптр, увеличивают их силу с шагом 0,5 дптр до момента утраты бинокулярного слияния. Пациента отсаживают последовательно на расстояние 3 и 5 метров, и процедура повторяется. При этом в качестве объекта фиксации используют лазерный спекл в импульсном режиме, установленном на 5 единиц ниже критической частоты слияния мельканий. Лечение проводят один раз день с полной коррекцией аметропии, курс лечения составляет 10 дней. Способ позволяет восстановить бинокулярное зрение на основе разобщения аккомодации и конвергенции. 2 пр.

Изобретение относится к медицине, в частности к офтальмологии, и может быть использовано для консервативного лечения инволюционных заболеваний глаз. Проводят курс оптико-рефлекторных тренировок цилиарной и глазодвигательных мышц с использованием сферических и сферо-призматических линз одновременно с инъекционным лечением за 5-60 минут до инъекции, начиная с третьего дня курса. Тренировка длится в течение 10-20 минут и проводится на аппарате Визотроник. В качестве инъекционного лечения используют субконъюнктивальные или парабульбарные инъекции. В качестве препаратов - биогенные пептиды, например, ретиналамин и гистохром. Способ лечения инволюционных заболеваний глаз позволяет повысить эффективность лечения инволюционных заболеваний глаз путем доставки лекарственных препаратов к задним отделам глаза и за счет более активного взаимодействия этих лекарственных препаратов со структурными элементами тканей глаза. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющих нарушения зрительной сферы и образов-представлений. Создание рисунка по сетке в процессе проведения занятий по восстановлению нарушенной зрительной сферы и образов-представлений у больных неврологической клиники проводят путем формирования изображений, с которых создают рисунки, и прозрачных пленок с ячейками размером 1,0×1,0 см и более. При этом подбирают доступные для создания рисунка изображение и прозрачную пленку с ячейками. Затем лист с изображением и прозрачную пленку с ячейками накладывают друг на друга и вставляют в раскрытое на необходимый угол устройство между его пластиковым основанием и металлической рамкой, в которую вставлено прозрачное оргстекло, и которые с помощью петель подвижно соединены в нижней части устройства. Затем пластиковое основание и металлическую рамку с оргстеклом в верхней части устройства соединяют и фиксируют с помощью магнитных замков. После чего устройство устанавливают перед больным с помощью опоры, вмонтированной с обратной стороны пластикового основания. А больной создает рисунок с изображения, расположенного в устройстве, на чистом листе бумаги формата А4, на который нанесена сетка, аналогичная сетке, наложенной на изображение, расположенное в устройстве. Причем ячейку сетки, размешенную в устройстве, и в соответствии с которой перерисовывают элемент рисунка, фиксируют передвижными вертикальной и горизонтальной направляющими, установленными на передней части металлической рамки, с помощью магнитов. Способ позволяет за короткое время обеспечить процесс восстановления нарушенных зрительно-предметных образов-представлений слов за счет проведения постепенного усложнения заданий как при создании одного и того же рисунка, так и использовании более сложных для рисования рисунков. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх