Кушсаз



Кушсаз
Кушсаз

 


Владельцы патента RU 2490725:

Сулейманов Риф Сафинович (RU)

Изобретение относится к производству народных щипковых музыкальных инструментов. Саз содержит полый овальный корпус с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком, резонаторным отверстием и панцирем, шейку с грифом и ладовыми пластинами и колковую прямоугольную головку, установленную на верхнем конце шейки в продолжение последней, и набор струн. Инструмент дополнительно снабжен второй шейкой с грифом, ладовыми пластинами и колковой прямоугольной головкой и вторым набором струн. При этом верхняя дека снабжена вторым резонаторным отверстием, вторым порожком, вторым струнодержателем и вторым панцирем. Обе шейки с колковыми головками и соответствующие им струнодержатели, порожки, резонаторные отверстия и панцири установлены на корпусе параллельно друг другу симметрично продольной оси инструмента. Колковые головки соединены между собой жестким элементом, закрепляемым с торцевой стороны головок, либо на лицевой поверхности головок, частично ее перекрывая. Обеспечивается расширение диапазона звучания и исполнительских возможностей. 2 ил.

 

Изобретение относится к производству народных щипковых музыкальных инструментов типа лютня (танбур. уд. саз).

Известен национальный музыкальный инструмент - Башкирская думбыра [1], содержащий объемный корпус в виде симметричного многогранника с плоскими нижней и верхней деками, соединенными граненой обечайкой. К корпусу крепится укороченная шейка с полой куполообразной колковой головкой на конце, установленной с наклоном вниз. Верхняя дека снабжена фигурным резонаторным отверстием, порожком-подставкой для струн и струнодержателем. Ладовые пластины вклеены в гриф шейки. Инструмент содержит три струны, которые крепятся верхними концами к колковой головке, а нижними концами посредством кнопок крепятся к струнодержателю. Во время игры инструмент держат перед собой с наклоном, приподняв шейку инструмента вверх. Инструмент отличается оригинальностью конструкции корпуса и колковой головки, а также выполнением ладовых пластин.

Известен национальный музыкальный инструмент «Саз», содержащий полый овальный корпус с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком и резонаторным отверстием, укороченную шейку с грифом и ладовыми пластинами, и струны, которые крепятся к струнодержателю и колковой головке на конце шейки [2], взятый за прототип. Саз отличается от Башкирской думбыры большим количеством струн (пять), оригинальной колковой головкой и наличием панциря на верхней деке, что в совокупности обеспечивает разнообразие исполнительского мастерства музыканта при исполнении национальных мелодий в сольной или ансамблевой игре.

Задачей настоящего изобретения является создание музыкального инструмента с расширенными исполнительскими возможностями при сохранении общей самобытности игры на лютневых музыкальных инструментах и оригинальности общей конструкции корпуса названных инструментов в целом.

Поставленная задача решается следующим образом.

Согласно изобретению, Кушсаз, содержащий полый овальный корпус с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком, резонаторным отверстием и панцирем, удлиненную шейку с грифом и ладовыми пластинами, колковую прямоугольную головку, установленную на верхнем конце шейки в продолжение последней, и набор струн, дополнительно снабжен второй удлиненной шейкой с грифом, ладовыми пластинами и колковой прямоугольной головкой, установленной на верхнем конце шейки в продолжение последней, и вторым набором струн. При этом верхняя дека снабжена вторым струнодержателем, вторым порожком и вторым резонаторным отверстием, причем обе шейки с колковыми головками и соответствующие им струнодержатели, порожки и резонаторные отверстия размещены на корпусе параллельно друг другу симметрично продольной оси инструмента, а колковые головки соединены между собой жестким элементом, закрепляемым с торцевой стороны головок, либо на лицевой поверхности головок, частично ее перекрывая.

Предложенная конструкция Кушсаза по сравнению с известным башкирским щипковым музыкальным инструментом имеет следующие отличительные особенности и преимущества:

- предложенная конструкция расширяет диапазон звучания и другие исполнительские возможности предложенного музыкального инструмента;

- название музыкального инструмента «Кушсаз» означает - двухгрифный саз. Наличие двух грифов на удлиненных шейках обеспечивает кварто-квинтовую настройку одного грифа плюс квинто-квартовую настройку второго грифа. Полученный хроматический звукоряд предложенного музыкального инструмента обеспечивает возможность воспроизведения музыкальных произведений всех народов России. Необходимость создания предложенного народного музыкального инструмента с двойным грифом обусловлена ладомелодической особенностью башкирской музыки, так как множество народных напевов основаны на тонико-доминантовом (кварто-квинтовом) соотношении звуков. При этом на одном грифе кварто-квинтовой настройки (как у прототипа) возможно исполнение мелодий лишь с подобной ладовой основой. Вторая часть пентотонных мелодий построена на тонико-субдоминантовом (квинто-квартовом) соотношении опорных тонов, которые и обеспечиваются настройкой второго грифа. Кроме того, настройка одного грифа на полтона выше второго обеспечивает модуляцию напева.

- звукоизвлечение мелодии методом тремолирования и бряцания на первом или втором грифе, в зависимости от исполняемой мелодии, обеспечивает ведение основной мелодии, а также аккордовой и ритмической основы в оркестровой игре.

- оснащение предложенного музыкального инструмента жестким соединительным элементом, закрепляемым на торце или на поверхности колковых головок, повышает надежность конструкции, сохраняет параллельность грифов относительно друг друга, исключает вибрацию колковых головок в процессе игры на инструменте. Кроме того, выполнение жесткого соединительного элемента в виде пластины, закрепляемой на лицевой поверхности головок и частично перекрывающей их поверхность, помимо своей основной функции (элемента жесткости конструкции) придает эстетичность инструменту, закрывая от зрителя колки с концами струн.

Предложенная конструкция Кушсаза технологична в практической реализации, доступна для обучения игре начинающим музыкантам, удобна при игре профессионалами. Наличие у музыкального инструмента двух грифов обеспечивают возможность вопроизведения башкирских народных мелодий с оригинальным колоритом и оранжировкой, привлекая тем самым внимание к национальной культуре и истории народов России.

Заявителю не известны подобные технические решения, используемые при изготовлении щипковых музыкальных инструментов типа лютня.

На фиг.1 представлен вариант конструкции музыкального инструмента Кушсаз, колковые головки которого соединены соединительным элементом в виде бруска.

На фиг.2 представлен вариант конструкции музыкального инструмента Кушсаз, колковые головки которого соединены соединительным элементом в виде пластины.

Кушсаз содержит полый овальный корпус, выполненный из выпуклой нижней деки 1, плоской верхней деки 2 и обечайки 3. На верхней деке 2 установлены порожки-подставки 4, 5 для струн, струнодержатели 6, 7 и выполнены резонаторные отверстия 8, 9 в виде сгруппированных мелких отверстий, симметрично разнесенных относительно друг друга. Верхняя дека 2 с внутренней стороны корпуса укреплена системой опорных планок (на фиг. не показаны), опирающихся на нижнюю деку 1, которые помогают деке 2 выдерживать усилие натяжения струн, и оснащена системой акустических планок, опирающихся на обечайку (на фиг. не показано). На верхней части корпуса посредством шипового соединения закреплены удлиненные шейки 10, 11 с грифами 12, 13. Грифы 12, 13 оснащены врезными ладовыми пластинами 14, 15. Между основанием грифов 12, 13 и резонаторными отверстиями 8, 9 на поверхности верхней деки 2 закреплен панцирь 16. Шейки 10 и 11 оснащены колковыми головками 17 и 18 соответственно, каждая из которых выполнена в виде полого прямоугольника, составленного их плоских элементов. Колковые головки 17 и 18 оснащены винтовыми колками 19, установленными в продольных пазах правой и левой боковых сторон каждой из головок (на фиг. не показаны). На фиг.1 инструмент имеет по три струны 20 на каждом из грифов 12, 13. Верхние концы струн 20 крепятся к колкам 19, а нижние - к соответствующим струнодержателям 6 и 7. Колковые головки 17, 18 соединены между собой жестким соединительным элементом 21 в виде деревянного бруска. Крепление соединительного элемента 21 к колковым головкам 17, 18 на фиг. не показано. Это может быть осуществлено путем вклеивания, либо с применением зажимов, шурупов и т.п.

На фиг.2 жесткий соединительный элемент 21 выполнен в виде деревянной пластины, закрепленной на поверхности колковых головок 17, 18 со стороны верхней деки, частично закрывая колки 19. При этом поверхность соединительного элемента 21 художественно расписана в виде оконных ставенок, закрывающих колки 19.

Предложенная конструкция музыкального инструмента Кушсаз проста в технической реализации. Оригинальная конструкция и объемный слегка вытянутый корпус придают внешнему виду данного музыкального инструмента национальный колорит. Изготавливается музыкальный инструмент Кушсаз из хвойных или лиственных пород древесины. Ладовые пластины 14, 15 выполнены из отрезков гибкого материала (медной проволоки, жилки, лески и т.п.), либо могут быть нанесены краской. В конструкции используются шесть одинарных или сдвоенных струн.

Посредством внешнего оформления (полировки, инкрустации) корпуса музыкальному инструменту придается оригинальный внешний вид, что позволяет украсить оркестр. При этом панцирь 16 является также элементом декора музыкального инструмента.

Пользуются Кушсазом следующим образом.

Играют на данном музыкальном инструменте сидя. Исполнитель держит инструмент на коленях перед собой, приподняв удлиненные шейки 10, 11 вверх. Второй рукой исполнитель плектором воспроизводит мелодию и аккорды, используя приемы игры - бряцанье, тремолирование, а также дробь, защипывание струн и иные приемы, путем чередования этих приемов, играя на первом или втором грифе. Ладовые пластины 14, 15 задают хроматический звукоряд. Использование нескольких идентичных Кушсазов предложенной конструкции с панцирями 16 и/или грифами 12, 13 различных размеров позволяет разнообразить исполнительское мастерство при исполнении песенно-танцевальных и программно-инструментальных мелодий в сольной или ансамблевой игре. Квартовая и квинто-квартовая настройка струн двухгрифного инструмента позволяет исполнять народные мелодии и произведения композиторов всех народов мира.

Оригинальность конструкции предложенного музыкального инструмента, технологичность его изготовления, надежность конструкции не требуют специального дорогостоящего оборудования и оснащения для изготовления. Удобство пользования Кушсазом делает его доступным для обучения детей, а также для создания музыкальных ансамблей в отдаленных районах региона.

Саз, содержащий полый овальный корпус с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком, резонаторным отверстием и панцирем, шейку с грифом и ладовыми пластинами, колковую прямоугольную головку, установленную на верхнем конце шейки в продолжение последней, и набор струн, отличающийся тем, что инструмент дополнительно снабжен второй шейкой с грифом, ладовыми пластинами и колковой прямоугольной головкой, установленной на верхнем конце шейки в продолжение последней, и вторым набором струн, при этом верхняя дека снабжена вторым струнодержателем, вторым порожком, вторым резонаторным отверстием и вторым панцирем, причем обе шейки с колковыми головками и соответствующие им струнодержатели, порожки, резонаторные отверстия и панцири установлены на корпусе параллельно друг другу симметрично продольной оси инструмента, а колковые головки соединены между собой жестким элементом, закрепляемым с торцевой стороны головок, либо на лицевой поверхности головок, частично ее перекрывая.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству музыкальных самозвучащих инструментов. .

Изобретение относится к устройствам для создания звука, а именно к перкуссионным устройствам, и может быть использовано как в качестве ритмического инструмента, так и для шумового сопровождения спортивных мероприятий.

Саз // 2440625
Изобретение относится к производству народных щипковых музыкальных инструментов типа лютня (танбур, уд, саз). .

Изобретение относится к области производства музыкальных инструментов. .

Изобретение относится к области струнных щипковых музыкальных инструментов, а именно к конструкции электромузыкальных инструментов, и может быть использовано в электрогитарах.

Изобретение относится к области струнных щипковых музыкальных инструментов, а именно к конструкции электромузыкальных инструментов, и может быть использовано в электрогитарах.

Изобретение относится к устройствам цветомузыки и может быть использовано для перевода сигналов музыкальных инструментов в цветовой образ. .

Изобретение относится к области музыкальных инструментов, а именно пневматических язычковых музыкальных инструментов, таких как баяны, аккордеоны и гармони, и может быть использовано в процессе производства пневматических язычковых музыкальных инструментов с различным диапазоном звучания.

Предназначено для использования при исполнении музыкальных произведений сольно и в составе оркестра. Баян содержит корпус, состоящий из двух жестких конструкций, соединенных меховой камерой, в полости которых установлены клавишные устройства, блоки управления со звукопреобразователями, блоки электропитания и стяжные винты. В баян дополнительно введены мидисистемы с сенсорными датчиками, соединенными с клавишами клавишных устройств. На сенсорных датчиках каждой клавиши установлены датчики давления воздуха, регулируемые меховой камерой. Обеспечивается расширение функциональных возможностей инструмента, создавая звучание от органа до мандалины. 2 ил.

Изобретение относится к струнному акустическому музыкальному инструменту, который содержит внутренний корпус, состоящий из верхней и нижней дек, обечайки, грифа, порожков и струн, причем внутренний корпус установлен в другой (внешний) корпус большего размера, в точности повторяющий геометрию внутреннего корпуса и имеющий только нижнюю деку и обечайку, причем между обечайками обоих корпусов, а также между их нижними деками образован воздушный зазор. Технический результат заключается в обеспечении улучшенных характеристик звука при использовании данного инструмента. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к конструкциям струнных музыкальных инструментов, например электроинструментов смычковых или щипковых, содержащих резонансную камеру. Струнный музыкальный инструмент содержит соединенный с корпусом и состоящий из двух продольных частей гриф с расположенным в его средней части изогнутым к основанию стержнем с торцовыми фиксирующими элементами, струнодержатель, звукосниматель, колковый механизм, струны, состоящий из двух боковин и двух дек корпус с акустической камерой, выполненной под струнодержателем, открытая часть которой обращена к нижнему торцу корпуса, при этом акустическая камера струнного музыкального инструмента расширена до места крепления грифа к верхней части корпуса, струнодержатель выполнен дугообразным и прикреплен к боковинам, а верхняя дека инструмента выполнена переменной толщины, убывающей от открытой части акустической камеры до места крепления грифа к корпусу. Техническим результатом изобретения является повышение равномерности и компрессии акустического воспроизведения, естественности и объемности звучания струнного музыкального инструмента. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к скрипке, в которой к внутренней поверхности верхней деки в зоне лапок подставки присоединены с усилием прижатия две изогнутые балки, высоты которых изменяются от максимальной в местах присоединения их к деке до минимальной в их концах, опертые одними концами на сделанный уступ в верхнем клеце, который выполнен по форме трапецеидальной призмы и который приклеен к декам вместе с охватывающей клец балкой Г-образного сечения, которая также приклеена и к нижней деке, образуя неразъемное соединение типа «ласточкин хвост», а другими концами опертые на прямоугольную балку, которая выполнена с возможностью перемещения и фиксации по нижнему клецу, выполненному по форме трапецеидальной призмы, образующему подвижное соединение типа «ласточкин хвост», а верхняя и нижняя деки соединены закрепленными на обечайке и верхнем клеце упругими звукопроводящими С-образными пластинами, которые прижаты под острым углом к декам, а также приклеенными с внешних сторон f-образных щелей к внутренней поверхности деки с зазором между собой трапецеидальной формы пластинами, и пластины-язычки, которые выполняются с увеличивающейся толщиной от края вдоль волокон древесины, а в основаниях больших по площади пластин-язычков выполняются желобки с одинаковой глубиной, которые по своей длине меньше оснований пластин-язычков. Технический результат заключается в улучшении интенсивности и регулируемого тембра звучания. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Предназначено для использования при обучении музыке. Клавишный музыкальный инструмент содержит регулируемый по частоте импульсный генератор, выход которого подключен к счетчику импульсов и электронному коммутатору, выходы которого соединены с входными гнездами наборного поля. Входные гнезда наборного поля посредством контактных токопроводящих шнуров соединены непосредственно или через установленные на наборном поле эмиттерные повторители с концевыми гнездами наборного поля. Каждое выходное гнездо наборного поля соединено с отдельной строкой светодиодной матрицы, концы всех ее столбцов заземлены. Светодиоды матрицы установлены в клавишах, а на концах черных клавиш выполнено прозрачное окно. Способ игры на клавишном музыкальном инструменте включает нажатие на клавши музыкального инструмента в соответствии с порядком звучания музыкальных нот исполняемого произведения. Музыкальное произведение предварительно разбивают на отдельные фрагменты, все такты которого записывают в порядке их исполнения. Клавиши нот каждого такта в порядке их звучания подсвечивают. Обеспечивается упрощение и облегчение процесса обучения и развития музыкальных способностей детей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Предназначено для использования в музыкальных инструментах. Резонаторный ящик (4) содержит деку (5), соединенную с полым корпусом (6), включающим в себя опорную конструкцию (9-11), к которой присоединяется наружная оболочка (12). Опорная конструкция (9-11) содержит донную стенку или дно ящика и верхний элемент или верхний блок, центральную продольную рейку или спинку (9), и две боковых рейки или планки (10), которые простираются между дном ящика и верхним блоком, удаленную от и примыкающие к деке (5). Резонаторный ящик содержит множество разнесенных продольно поперечных элементов или ребер (11) жесткости, каждое из которых по центру соединено со спинкой (9), и чьи концы (11b) соединены с боковыми планками (10). Ребра (11) по меньшей мере частично приклеены к внутренней поверхности указанной оболочки (12). Рейки (9,10) и ребра (11) имеют соответствующие участки для взаимного зацепления, имеющие сопрягающиеся поперечные профили, по меньшей мере частично проникающие друг в друга. Обеспечивается повышение структурной устойчивости ящика, жесткость к изгибу и вращению, что положительно влияет на тембр звука инструмента. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к музыкальным инструментам. Резонансная дека для арфы содержит деревянную доску, имеющую удлиненную, приблизительно трапецеидальную форму, снабженную на лицевой стороне центральным продольным профилированным струнодержателем, а на обратной стороне - центральным профилированным укрепляющим элементом или брусом с двумя боковыми профилированными элементами или резонансными панелями, расположенными симметрично относительно укрепляющего бруса. Сечение укрепляющего бруса имеет центральный участок с увеличенной высотой или толщиной и двумя смежными симметричными боковыми участками или боковинами, имеющими высоту или толщину, которая постепенно сужается в наружном направлении через вогнутый дугообразный профиль до заданной минимальной величины. Минимальное значение высоты или толщины боковых участков или боковин укрепляющего бруса составляет от 1 до 5 мм. По меньшей мере в нижней половине укрепляющего бруса поперечная ширина каждого из упомянутых боковых участков или боковин укрепляющего бруса составляет от около 2/3 до 3/3 поперечной ширины центрального участка. Обеспечивается высокое конструктивное сопротивление, большая звукопроводимость, оптимальная и стабильная работа в течение длительного срока службы. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к музыкальным устройствам, в частности к ударным инструментам. Ударный музыкальный инструмент выполнен в виде замкнутого корпуса, одна из поверхностей которого является рабочей, сделана из металла и выполнена выпуклой наружу. На рабочей поверхности вырезаны вибрирующие языковые элементы, выполненные в виде консольных пластин. При этом музыкальный инструмент снабжен резонирующей декой, расположенной под рабочей поверхностью и соединенной по периметру со стенками корпуса инструмента, а пластины вибрирующих языковых элементов имеют три основные части - корневую, выполненную к корпусу консольно, и две боковые части, имеющие удлиненную форму и соединенные каждая одной из своих длинных сторон с корневой частью на некотором удалении от места соединения корневой части с корпусом. Резонирующая дека соединена с рабочей поверхностью в районах корневой части языковых элементов связями. На резонирующей деке установлен ряд мини-языков, собственные частоты которых совпадают с настраиваемыми частотами языков, расположенных на рабочей поверхности. На пластине языкового элемента закреплены настроечные грузы. Технический результат - повышение громкости звучания. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к ударным музыкальным инструментам, а именно к пластинчатой трещотке, и может применяться в профессиональных оркестрах, в народно-инструментальных и фольклорных ансамблях. Пластинчатая трещотка включает выполненные из древесины пластины, перемычки - полусферические сухарики, соединенные шнуром. В первом варианте каждая пластина с одной стороны имеет постоянную толщину, а с другой стороны толщина пластины равна t/n, где t - эталонная или расчетная толщина пластины; n - коэффициент темперированного полутона, при этом пластины скрепляют в верхней части утолщенной стороной. Во втором варианте каждая пластина с одной стороны имеет постоянную толщину, а с другой стороны толщина пластины равна t/n, где t - эталонная или расчетная толщина пластины, n - коэффициент темперированного полутона, при этом пластины скрепляют в верхней части утоненной стороной. В третьем варианте длину пластин рассчитывают по формуле L/n, где L - эталонная или расчетная длина пластины, n - коэффициент темперированного полутона, при этом скрепляют пластины в верхней части утолщенной стороной. В четвертом варианте длину пластин рассчитывают по формуле L/n, где L - эталонная или расчетная длина пластины, n - коэффициент темперированного полутона, при этом скрепляют пластины в верхней части утоненной стороной. Во всех вариантах коэффициент темперированного полутона равен 1,05946. Обеспечивается расширение диапазона звучания пластинчатой трещотки до полной октавы. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх