Способ изготовления подшипника скольжения

Изобретение относится к области изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения заключается в намотке ленты на вращающуюся оправку с пропиткой ленты полимерным связующим с наполнителями с созданием натяжения ленты и сохранением статического натяжения ленты в процессе отверждения и температурной обработки. При намотке первого слоя ленты под нее укладывают в шахматном порядке самосмазывающиеся брикеты в виде таблеток из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состоянии за счет натяжения ленты и тарельчатыми металлическими пружинами, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки. Наружную и внутреннюю поверхности подшипника скольжения после отверждения подшипника скольжения обрабатывают в размер, включая рабочую поверхность таблеток. Технический результат: повышение износостойкости и долговечности изготавливаемых подшипников скольжения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения методом намотки на оправку ленты с полимерным связующим с последующим отверждением (патент РФ №2147699, кл. F16C 33/04, В29С 53/60 от 20.04.2000).

Однако указанный способ допускает расслоение получаемых подшипников скольжения, что приводит к износу и разрушению корпуса подшипника при эксплуатации узлов трения.

Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения намоткой ленты на вращающуюся оправку с пропиткой ленты полимерным связующим с наполнителями с созданием натяжения ленты и сохранением статического натяжения ленты в процессе отверждения и температурной обработки (патент РФ №2238448, кл. F16C 33/04, В29С 53/60 от 20.10.2004).

Однако известный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость подшипника скольжения из-за того, что применяемые наполнители в зоне трения не обеспечивают низкого трения, что приводит к разрушению узла трения по границе наполнителей со связующим при работе с динамическими нагрузками и перепадами температур при длительной эксплуатации.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение износостойкости и долговечности изготавливаемых подшипников скольжения.

Указанная цель достигается тем, что в способе, включающем намотку ленты на вращающуюся оправку с пропиткой ленты полимерным связующим с наполнителями с созданием натяжения ленты и сохранением статического натяжения ленты в процессе отверждения и температурной обработки согласно изобретения, при намотке первого слоя ленты под нее укладывают в шахматном порядке самосмазывающиеся брикеты в виде таблеток из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состояние за счет натяжения ленты и тарельчатыми металлическими пружинами, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки. Кроме того, наружную и внутреннюю поверхности подшипника скольжения после отверждения подшипника скольжения обрабатывают в размер, включая рабочую поверхность таблеток.

Размещение при намотке первого слоя ленты под ней самосмазывающихся брикетов в виде таблеток из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состояние за счет натяжения ленты и тарельчатыми металлическими пружинами, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки, позволяет создавать в зоне трения низкое трение, что повышает износостойкость и долговечность подшипников скольжения.

Обработка в размер наружной и внутренней поверхностей подшипника скольжения после отверждения подшипника скольжения, включая рабочую поверхность таблеток, обеспечивает надежное крепление подшипника в корпусе изделия и высокую прирабатываемость, что увеличивает долговечность подшипника скольжения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена схема намотки; на фиг.2 - общий вид с разрезом по оси подшипника скольжения после реализации способа.

Пример реализации способа.

Непрерывную ленту 1 сматывают с бобины, пропитывают композицией (например, эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА, порошками графита и фторопласта и др.) и наматывают на цилиндрическую оправку 2 за счет ее вращения. Необходимое давление намотки между слоями ленты 1 создают путем натяжения ленты торможением вращения бобины и фиксацией первого слоя ленты 1 посредством полуотвержденной композиции на оправке.

При намотке первого слоя ленты 1 под нее укладывают в шахматном порядке самосмазывающиеся брикеты в виде таблеток 3 из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состояние за счет натяжения ленты 1 и тарельчатыми металлическими пружинами 4, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки 3.

Процесс намотки продолжают до достижения требуемой толщины подшипника скольжения.

После создания требуемой толщины производят отверждение и термообработку. В процессе отверждения композиции за счет статического напряжения ленты и термической усадки происходит опрессовка, которая значительно увеличивает антифрикционные и прочностные свойства получаемых подшипников скольжения.

После полного отверждения композиции подшипник скольжения снимают с оправки и обрабатывают на токарном станке путем обточки наружной и внутреннюю поверхности подшипника скольжения в размер, включая рабочую поверхность таблеток.

После каждого изготовления подшипника скольжения цилиндрическую оправку 2 обрабатывают известным антиадгезионным составом.

Величину напряженного состояния устанавливают экспериментально и обеспечивают натяжением ленты.

В процессе эксплуатации подшипник скольжения не требует смазки, так как таблетки 3 из фторопласта, посредством сжатых предварительно тарельчатых металлических пружин 4, имеют возможность обеспечивать узел трения сухой смазкой. В случае перегрузки узла трения происходит его разогрев до температуры, при которой фторопласт-4 (находящийся в напряженном состояние) расширяется и воздействует с одной стороны на поверхность трения, смазывая ее, а с другой стороны сжимает тарельчатые металлические пружины 4. При восстановлении нормального режима работы узла трения (от дополнительной подачи в узел трения фторопласта-4) подшипник скольжения охлаждается и тарельчатые металлические пружины 4 компенсируют израсходованный объем таблеток 3, путем надвижения по скользящей посадке (которая обеспечивается усадкой фторопласта-4 и его антифрикционными характеристиками) на поверхность трения, убирая полученный зазор между таблетками 4 и зоной трения. Это обеспечивает постоянную высокую износостойкость независимо от динамических нагрузок и перепада температур.

В отличие от аналогов предлагаемый способ обеспечивает постоянную дозированную подпитку поверхностей трения самосмазывающимся материалом (фторопластом-4), что повышает долговечность подшипникового узла при длительной эксплуатации, независимо от наличия динамических нагрузок и перепада температур.

1. Способ изготовления подшипника скольжения намоткой ленты на вращающуюся оправку с пропиткой ленты полимерным связующим с наполнителями с созданием натяжения ленты и сохранением статического натяжения ленты в процессе отверждения и температурной обработки, отличающийся тем, что при намотке первого слоя ленты под нее укладывают в шахматном порядке самосмазывающиеся брикеты в виде таблеток из фторопласта-4, которые фиксируют в напряженном состоянии за счет натяжения ленты и тарельчатыми металлическими пружинами, расположенными на нерабочем торце каждой таблетки.

2. Способ изготовления подшипника скольжения по п.1, отличающийся тем, что наружную и внутреннюю поверхности подшипника скольжения после отверждения подшипника скольжения обрабатывают в размер, включая рабочую поверхность таблеток.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .

Изобретение относится к узлу безлюфтового подшипника скольжения. .

Изобретение относится к области изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .

Изобретение относится к области изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .
Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к способам получения подшипниковых металлофторопластовых материалов, и может быть использовано в машиностроении, авиации и др.

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными и осевыми нагрузками, при необходимости обеспечить большую несущую способность при сохранении устойчивого положения ротора, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении и в микрогазотурбинных электроагрегатах.

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, более точно к упорному подшипнику скольжения из синтетической смолы, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства.

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиальных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков и другого оборудования с быстроходными роторами при использовании в качестве смазывающей среды как газов, так и жидкостей.

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .

Изобретение относится к узлу гидродинамического ленточного подшипника для использования во вращающихся машинах. .
Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиационной, газонефтедобывающей, автомобильной промышленности и энергомашиностроении.

Изобретение относится к области насосостроения, в частности к насосам, работающим на подшипниках скольжения, смазываемых перекачиваемой средой. .
Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиакосмической, нефтедобывающей, нефтеперекачивающей, нефтеобрабатывающей и иных областях промышленности.
Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиационной, газонефтедобывающей, автомобильной и других областях промышленности. .

Изобретение относится к триботехнике, а именно к области износостойких подшипников скольжения. .

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к способам изготовления корпусов транснортно-пусковых контейнеров трубчатой конструкции из композиционных материалов на основе волокнистых армирующих материалов и полимерных связующих.
Наверх