Газотурбинная установка

Изобретение относится к теплоэнергетическому машиностроению, в частности к конструкции турбины высокого давления газотурбинной установки. Турбина высокого давления содержит наружный кожух и торцевую стенку. Торцевая стенка включает верхнюю и нижнюю половины, соединенные между собой по фланцам крепежными элементами, а также уплотнительную обойму. Уплотнительная обойма выполнена с кольцевой проточкой, отверстием для подачи охлаждающей среды в кольцевую проточку и отверстиями для подачи охлаждающего газа из кольцевой проточки на крепежные элементы фланцев торцевой стенки, находящиеся в пространстве между торцевой стенкой и впускной вставкой. Изобретение позволяет повысить надежность газотурбинной установки и предотвратить тепловую деформацию корпуса турбины высокого давления. 6 ил.

 

Изобретение относится к турбокомпрессорному машиностроению. Конструкции известных газотурбинных установок включают в себя компрессор и газовые турбины с камерами сгорания. Часть воздуха от компрессора поступает на охлаждение ротора и статора турбины. В качестве теплоизолирующего материала в корпусе турбины применена высокотемпературная каолиновая вата. Ее помещают в зазор между внутренней поверхностью корпуса турбины и наружными стенками впускной и выпускной вставок (с внутренней стороны в сварные тонкостенные кожуха, а также в местах установки обойм). Для получения равномерной температуры корпуса и его частей толщина изоляционного слоя выполнена переменной в различных частях корпуса и зависит от температуры рабочего тела в проточной части турбины (Производство азотной кислоты в агрегатах большой мощностью под редакцией В.М.Олевского, М.:«Химия», 1985 г., с.155-157). В качестве теплоизолирующего материала также используют другие волокнистые материалы.

Проблема заключается в том, что под воздействием высокой температуры волокна изоляционной ваты ломаются и становятся короткими. Такие короткие волокна легко осыпаются и выдуваются, что приводит к нарушению изоляции. Как результат, температура отдельных участков корпуса становится неравномерно повышенной, что, в свою очередь, вызывает деформацию корпуса. Неравномерный нагрев особенно возможен в местах разрыва сплошности изоляции, где из-за сложной геометрической формы корпуса или наличия крепежа невозможно наложить неразрывный теплоизолирующий мат.

Техническое решение, предлагаемое в изобретении, является усовершенствованием газотурбинных агрегатов ГТТ-12, КМА-2 и КМА-2М, которые применяются в технологическом процессе получения неконцентрированной азотной кислоты. В состав газотурбинного агрегата входит газотурбинная установка, состоящая из турбины высокого давления (ТВД) и турбины низкого давления (ТНД), осевой компрессор, нагнетатель нитрозного газа, а также паровая турбина (или электродвигатель).

Технической задачей заявляемого изобретения является предотвращение тепловой деформации корпуса ТВД и повышение надежности работы газотурбинной установки за счет эффективности охлаждения крепежа на фланцах верхней и нижней половин торцевой стенки в пространстве между торцевой стенкой и впускной вставкой, т.е. в местах, где невозможно уложить сплошную теплоизоляцию.

Газотурбинная установка содержит турбину высокого давления, включающую наружный кожух, торцевую стенку, состоящую из верхней и нижней половин, соединенных между собой по фланцам крепежными элементами, и уплотнительную обойму торцевой стенки с кольцевой проточкой и отверстием для подачи охлаждающей среды в кольцевую проточку.

Технический результат достигается за счет того, что в турбине высокого давления газотурбинной установки предусмотрено охлаждение зоны размещения крепежа внутри пространства между торцевой стенкой и впускной вставкой. Охлаждение обеспечивается тем, что в уплотнительной обойме торцевой стенки дополнительно выполнены сквозные отверстия для подачи охлаждающего газа из кольцевой проточки уплотнительной обоймы на крепежные элементы фланцев торцевой стенки, находящиеся в пространстве между торцевой стенкой и впускной вставкой.

Подача охлаждающего газа из кольцевой проточки через выполненные в уплотнительной обойме отверстия, т.е. отбор части охлаждающего газа из предусмотренного конструкцией канала охлаждения также устраняет необходимость изготовления и монтажа дополнительных трубопроводов, что существенно снижает трудозатраты.

Фиг.1. Вертикальное сечение верхней части турбины высокого давления в ГТТ-12.

Фиг.2. Увеличенный вид части турбины, представленной на фиг.1.

Фиг.3. Вид торцевой стенки в сборе.

Фиг.4. Вид торцевой стенки в разрезе.

Фиг.5. Увеличенный вид части торцевой стенки в разрезе, представленной на фиг.4.

Фиг.6. Сечение торцевой стенки с крепежом и теплозащитным экраном.

Выполнение дополнительных отверстий позволяет подать охлаждающий газ на фланцевый крепеж торцевой стенки, предотвращая тепловую деформацию фланцев торцевой стенки в частности и корпуса в целом, повышая надежность работы газотурбинной установки.

Газотурбинная установка состоит из турбины высокого давления (ТВД), приводящей во вращение нитрозный нагнетатель, и турбины низкого давления (ТНД), приводящей во вращение осевой компрессор.

Как представлено на фиг.1 и 2, корпус 1 ТВД крепится к среднему корпусу 2 и состоит из наружного кожуха 3 и соединенной с ним торцевой стенки 4. Внутри корпуса 1 ТВД размещена впускная вставка 5. Верхняя и нижняя половины торцевой стенки 4 и верхняя и нижняя половины впускной вставки 5 соединяются по горизонтальным фланцевым разъемам. Конструктивно наружный кожух 3 корпуса 1 ТВД одной стороной крепится к среднему корпусу 2 и другой стороной - к торцевой стенке 4. С другой стороны к торцевой стенке 4 приварена уплотнительная обойма 6 торцевой стенки (далее по тексту - "уплотнительная обойма"). В свою очередь, к противоположной стороне уплотнительной обоймы 6 приварена диафрагма 7. В уплотнительной обойме 6 на обращенной к диафрагме 7 стороне выполнена кольцевая проточка 8 и просверлено сквозное отверстие (не показано), через которое охлаждающий газ поступает в проточку 8. В диафрагме 7 выполнены сквозные отверстия 9, открывающиеся с одной стороны в полость кольцевой проточки 8 и с другой стороны в пространство рабочего диска ротора. Для подвода охлаждающего газа предусмотрен трубопровод 10.

В рабочем режиме для охлаждения можно использовать как технологический газ, отбираемый из технологического процесса, так и сжатый воздух, отбираемый из компрессора. Охлаждающий газ подается по трубопроводу 10 и далее через отверстие в уплотнительной обойме 6 поступает в кольцевую проточку 8, откуда через сквозные отверстия 9 проходит в пространство рабочего диска ротора, к лопаткам и в проточную часть турбины, смешиваясь с рабочим газом.

На внутреннюю поверхность наружного кожуха 3 и торцевой стенки 4 укладывают тепловую изоляцию 11, выполненную в форме матов из волокнистого теплоизоляционного материала (ТУ-6-11-388-76). Маты покрываются кремнеземистой тканью, на которую накладывается сетка или проволочное крепление. Наложение изоляционного материала особенно затруднено в местах нахождения крепежа, обеспечивающегося соединение верхней и нижней половин торцевой стенки по фланцевому разъему. В таких местах сложно добиться полного изолирования торцевой стенки от воздействия температуры, исходящей от впускной вставки по причине невозможности наложения сплошной теплоизоляции. Нарушение надлежащего изолирования приводит к выдуванию волокон теплоизоляционного материала и, как следствие, к сильному повышению температуры торцевой стенки в зоне внутреннего крепежа и ее термическим деформациям.

На фиг.3-5 показана торцевая стенка 4, состоящая из верхней 4А и нижней 4Б половин. Половины соединяются вместе по фланцам 12А и 12Б с помощью крепежа 13. На фигурах 3-5 показаны только отверстия под крепеж. Часть крепежа 13А расположена внутри пространства между торцевой стенкой 4 и впускной вставкой 5, остальная часть крепежа 13Б находится снаружи.

Для решения вышеуказанной задачи предлагается в уплотнительной обойме 6 дополнительно выполнить сквозные отверстия 14 (показано только одно), через которые охлаждающий газ из кольцевой проточки 8 будет также направляться на крепеж 13. Согласно предпочтительному варианту изобретения (фиг.6) участок с крепежом закрывается металлическим экраном 15, поверх которого укладывается выполненная из фетра и ткани теплоизолирующая подушка 16. Подушка закрепляется с помощью проволоки 17. Охлаждающий газ, после охлаждения участка с крепежом, выходит в пространство между теплоизоляцией на внутренней поверхности торцевой стенки и впускной вставкой и затем за счет подсасывания эвакуируется в проточную часть ТВД через зазоры между впускной вставкой и обоймой неподвижных лопаток.

Подача охлаждающего газа из предусмотренного конструкцией канала охлаждения позволяет понизить температуру в зоне крепежа на 150-200°С, исключая тем самым тепловую деформацию фланцев торцевой стенки в частности и самого корпуса ТВД в целом.

Газотурбинная установка, содержащая турбину высокого давления, включающую наружный кожух, торцевую стенку, состоящую из верхней и нижней половин, соединенных между собой по фланцам крепежными элементами, уплотнительную обойму с кольцевой проточкой и отверстием для подачи охлаждающей среды в кольцевую проточку, отличающаяся тем, что в уплотнительной обойме дополнительно выполнены сквозные отверстия для подачи охлаждающего газа из кольцевой проточки на крепежные элементы фланцев торцевой стенки, находящиеся в пространстве между торцевой стенкой и впускной вставкой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к осевому компрессору для газовой турбины, содержащему кольцеобразный в сечении тракт течения для сжимаемой среды, причем тракт течения ограничен радиально снаружи наружной стенкой кольцеобразного сечения, корпус, который охватывает наружную стенку с образованием, по меньшей мере, одной промежуточной сборной камеры, по меньшей мере, одно отверстие отбора в наружной стенке для отвода в сборную камеру части протекающей по тракту течения среды и, по меньшей мере, одно отверстие в корпусе для удаления отведенной части среды из корпуса.

Изобретение относится к соединительной структуре корпуса турбины с корпусом подшипника работающего на отработавших газах турбокомпрессора согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения и работающему на отработавших газах турбокомпрессору согласно ограничительной части п.11 формулы изобретения.

Изобретение относится к области регулирования зазора между вершинами подвижных лопаток и стационарным кольцевым узлом в газовой турбине. .

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к паротурбинным установкам (ПТУ) судов и электростанций. .

Изобретение относится к применению теплоизолирующего слоя для корпуса паровой турбины, чтобы повысить равномерность деформационного поведения различных деталей вследствие различных нагревов деталей.

Изобретение относится к газотурбинным установкам для привода электрогенератора или для механического привода. .

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано при создании цилиндров паровых турбин, в которых совмещены проточные части высокого и среднего давления.

Изобретение относится к газотурбостроению, а точнее - к устройствам газотурбинных установок (ГТУ) для привода внешней нагрузки. .

Изобретение относится к газотурбинным установкам наземного применения для механического привода и для привода электрогенератора. .

Изобретение относится к статорам турбин высокого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор турбины включает установленные на внутреннем корпусе камеры сгорания опору соплового аппарата и передний хвостовик упругого фланца, а также диафрагму. Диафрагма закреплена болтовым соединением на опоре соплового аппарата своим внешним радиальным ребром. Внутренним радиальным ребром диафрагма соединена болтовым соединением с внешним и внутренним сотовыми фланцами и с задним хвостовиком упругого фланца. Центральная часть диафрагмы между внешним и внутренним ребрами выполнена упругой в радиальном направлении и цилиндрической в поперечном сечении, выпуклой в сторону внешнего сотового фланца. Между упругим фланцем и опорой соплового аппарата установлен Г-образный в поперечном сечении фланец, образующий совместно с опорой соплового аппарата щелевую кольцевую полость. Кольцевая полость на входе соединена с воздушной полостью камеры сгорания, а на выходе через каналы в опоре соплового аппарата - с воздушной полостью статора, образованной опорой соплового аппарата, упругим фланцем и диафрагмой. Величина отношения расстояния между болтовыми соединениями крепления диафрагмы к радиусу цилиндрической внутренней поверхности диафрагмы составляет 3…4. Изобретение позволяет повысить надежность статора турбины высокого давления. 1 ил.

Изобретение относится к статорам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор высокотемпературной турбины включает размещенную в промежуточном корпусе сопловую лопатку и установленные ниже по потоку газа сектора разрезного кольца, выполненные с внутренней воздушной полостью. На внешней стороне каждого сектора разрезного кольца размещен полый патрубок, передним осевым цилиндрическим хвостовиком установленный в промежуточном корпусе. Внутренняя полость патрубка на входе соединена с воздушной полостью промежуточного корпуса, а на выходе - с внутренней полостью сектора разрезного кольца. Передний хвостовик сектора разрезного кольца установлен в сопловой лопатке соединением щип - паз с радиальными зазорами, а патрубок размещен по оси симметрии сектора разрезного кольца. Изобретение позволяет повысить надежность статора высокотемпературной турбины, за счет исключения паразитных утечек охлаждающего воздуха, поступающего на охлаждение секторов разрезного кольца. 5 ил.

Энергетическая установка с комбинированным циклом содержит компонент (66) с внутренним объемом (68), предназначенный для размещения конденсата пара или отработанного газа газовой турбины. Вокруг внешней поверхности компонента (66) энергетической установки с комбинированным циклом расположен материал (72) с фазовым переходом. Установка также содержит ограничительную конструкцию (70), расположенную вокруг компонента (66) с образованием наружного объема между компонентом (66) и указанной конструкцией (70). Материал (72) с фазовым переходом расположен в указанном наружном объеме и выполнен с возможностью поглощения тепла из внутреннего объема (68) при работе установки с комбинированным циклом и высвобождения тепла с обеспечением возможности поддержания повышенной температуры внутреннего объема (68) после отключения газовой турбины. Достигается снижение подвода тепла, необходимого для повторного запуска установки. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Газовая турбина содержит устройство с внешним и внутренним корпусами и уплотнительным кольцом, а также дополнительное устройство с дополнительным внутренним и дополнительным внешним корпусами. Внешний и внутренний корпуса устройства расположены с образованием между ними канала охлаждения. Уплотнительное кольцо расположено между внешним корпусом и внутренним корпусом устройства и уплотняет канал охлаждения от окружающей среды, которая окружает внешний корпус. Устройство имеет внутренний объем, окруженный внутренним корпусом, причем рабочая текучая среда движется через этот внутренний объем. Устройство и дополнительное устройство установлены с образованием между ними полости, окруженной внутренним корпусом, дополнительным внутренним корпусом, внешним корпусом и дополнительным внешним корпусом. Уплотнительное кольцо расположено между внешним корпусом и внутренним корпусом и установлено исключительно между внутренним корпусом и внешним корпусом таким образом, что уплотнительное кольцо уплотняет канал охлаждения так, что на текучую среду внутри полости не оказывает влияние давление охлаждающей текучей среды в канале охлаждения. При изготовлении газовой турбины образуют канал охлаждения между внешним и внутренним корпусами устройства. Располагают уплотнительное кольцо между внешним и внутренним корпусами таким образом, что уплотнительное кольцо уплотняет канал охлаждения от окружающей среды, которая окружает внешний корпус. Устанавливают совместно устройство и дополнительное устройство таким образом, что рабочая текучая среда может течь от дополнительного устройства к устройству. Группа изобретений позволяет обеспечить модульность конструкции газовой турбины. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с турбонаддувом. Система (5) двигателя содержит двигатель (10) внутреннего сгорания, имеющий головку (11) цилиндров, выпускной коллектор (14) с жидкостным охлаждением, турбокомпрессор (20) с турбиной, расположенной с возможностью приема потока выхлопных газов из выпускного коллектора (18) двигателя, и внешний перепускной клапан (30), предназначенный для управления обводным потоком выхлопных газов, протекающим через турбокомпрессор. Турбокомпрессор (20) имеет выполненный из алюминиевого сплава корпус (22) турбины с жидкостным охлаждением, в котором расположена турбина. Перепускной клапан (30) расположен в не имеющем жидкостного охлаждения корпусе (30a), отдельном от корпуса турбины. Головка (11) цилиндров и выпускной коллектор (18) с жидкостным охлаждением выполнены из того же алюминиевого сплава, что и корпус (22) турбины. Раскрыт способ снижения стоимости производства системы двигателя. Технический результат заключается в снижении теплового излучения, передаваемого другим частям системы двигателя в процессе работы. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 9 ил.

Газотурбинный двигатель, имеющий продольную ось, определяющую аксиальное направление двигателя, содержит компрессорную секцию, секцию сжигания, содержащую множество устройств для сжигания, турбинную секцию, кожух и систему рециркуляции воздуха оболочки. Кожух имеет часть, расположенную вокруг секции сжигания, содержащую стенку кожуха, которая имеет верхнюю часть стенки, образующую верхнюю мертвую точку, левую и правую боковые части стенки и нижнюю часть стенки, образующую нижнюю мертвую точку. При этом данная часть кожуха дополнительно ограничивает внутренний объем, в котором находятся устройства для сжигания и воздух, сжатый посредством компрессорной секции. Система рециркуляции воздуха оболочки содержит, по меньшей мере, один выпускной элемент, расположенный у нижней части стенки, представляющей собой стенку кожуха, первый и второй впускные элементы, расположенные у верхней части стенки, представляющей собой стенку кожуха, при этом данные впускные элементы расположены на определенном расстоянии друг от друга по окружности и расположены по существу в одном и том же месте в аксиальном направлении, систему трубопроводов, обеспечивающую сообщение по текучей среде между, по меньшей мере, одним выпускным элементом и впускными элементами, воздуходувку и клапанную систему. Изобретение обеспечивает равномерное распределение температур воздуха в оболочке камеры сгорания. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 3 ил.

Турбина, в частности газовая турбина, содержит внутренний корпус, предназначенный для установки по меньшей мере одной статорной лопатки турбинной ступени, и наружный корпус, расположенный вокруг внутреннего корпуса таким образом, что образуется наружный охлаждающий канал между внутренним корпусом и наружным корпусом. Наружный охлаждающий канал содержит вход для текучей среды, который предназначен для введения охлаждающей текучей среды из наружного объема турбин в наружный охлаждающий канал. Охлаждающий канал содержит выход для текучей среды, так что охлаждающая текучая среда выпускается во внутренний объем турбины. Вход для текучей среды расположен относительно выхода для текучей среды так, что текучая среда внутри наружного охлаждающего канала имеет направление потока, которое имеет составляющую, которая ориентирована в противоположном направлении относительно основного направления потока рабочей текучей среды турбины. Первый ряд статорных лопаток содержит по меньшей мере одну первую статорную лопатку статорных лопаток и установлен в первой части внутреннего корпуса. По меньшей мере одна первая статорная лопатка содержит канал и установлена на внутреннем корпусе так, что охлаждающая текучая среда проходит из выхода текучей среды в канал. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения и уменьшение расхода охлаждающей среды. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Настоящее изобретение описывает турбину (100), содержащую опорный конструктивный элемент (101), который проходит вдоль направления (102) по окружности турбины (100), при этом опорный конструктивный элемент (101) имеет канавку (103), через которую может направляться охлаждающий воздух. Канавка (103) проходит вдоль направления (102) по окружности. Турбина (100) содержит первый отражательный элемент (110) кольца, имеющий множество первых охлаждающих отверстий, и второй отражательный элемент (120) кольца, имеющий множество вторых охлаждающих отверстий, при этом первый отражательный элемент (110) кольца и второй отражательный элемент (120) кольца установлены один за другим вдоль направления (102) по окружности относительно канавки (103) так, что канавка (103) закрыта первым отражательным элементом (110) кольца и вторым отражательным элементом (120) кольца. Первый соединительный элемент (130) кольца расположен между первым отражательным элементом (110) кольца и вторым отражательным элементом (120) кольца так, что канавка (103) закрыта первым соединительным элементом (130) кольца между первым отражательным элементом (110) кольца и вторым отражательным элементом (120) кольца. Первый соединительный элемент (130) кольца образует скользящий контакт со вторым отражательным элементом (120) кольца. Достигается уменьшение потерь охлаждающего воздуха во время теплового расширения компонентов газовой турбины. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Газотурбинный двигатель включает внешний кожух, канал для отвода выхлопных газов, охлаждающий канал, панельную структуру и воздуховод. Канал для отвода выхлопных газов расположен внутри внешнего кожуха и содержит внешнюю и внутреннюю стенки канала, формирующие кольцевой проход и распложенные радиально внутрь от внешнего кожуха. Охлаждающий канал связан с наружной поверхностью внешнего кожуха и имеет вход канала и выход канала. Панельная структура расположена вокруг внешнего кожуха и радиально отстоит от его наружной поверхности с формированием охлаждающего канала между ними. Панельная структура содержит множество панельных секций с простирающимися в осевом направлении зазорами между смежными панельными секциями, расположенными по окружности на расстоянии друг от друга, причем зазоры обеспечивают прохождение окружающего воздуха в охлаждающий канал. Воздуховод включает входной конец, гидравлически сообщающийся с выходом канала, и выходной конец, гидравлически сообщающийся с областью пониженного давления относительно входного конца воздуховода. В области выходного конца воздуховода расположена выходная полость, в которой формируется пониженное давление для того, чтобы засасывать воздух из канала охлаждения в воздуховод. В другом варианте газотурбинный двигатель включает распорку, простирающуюся от внешнего кожуха до корпуса подшипника, и экранирующую структуру, окружающую распорку, чтобы защищать ее от отработанных газов. В еще одном варианте газотурбинного двигателя внешний кожух содержит выхлопной кожух, содержащий расположенные вверх и вниз по потоку фланцы, выступающие радиально наружу от наружной поверхности указанного внешнего кожуха. Панельная структура содержит расположенный вверх по потоку конец, закрепленный на расположенном вверх по потоку фланце, и расположенный вниз по потоку конец, закрепленный на расположенном вниз по потоку фланце. Группа изобретений позволяет повысить надежность газотурбинного двигателя за счет обеспечения охлаждения его внешнего кожуха. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 14 ил.

Газотурбинный двигатель включает внешний кожух, канал для отвода выхлопных газов, охлаждающий канал, панельную структуру и воздуховод. Канал для отвода выхлопных газов расположен внутри внешнего кожуха и содержит внешнюю и внутреннюю стенки канала, формирующие кольцевой проход и распложенные радиально внутрь от внешнего кожуха. Охлаждающий канал связан с наружной поверхностью внешнего кожуха и имеет вход канала и выход канала. Панельная структура расположена вокруг внешнего кожуха и радиально отстоит от его наружной поверхности с формированием охлаждающего канала между ними. Панельная структура содержит множество панельных секций с простирающимися в осевом направлении зазорами между смежными панельными секциями, расположенными по окружности на расстоянии друг от друга, причем зазоры обеспечивают прохождение окружающего воздуха в охлаждающий канал. Воздуховод включает входной конец, гидравлически сообщающийся с выходом канала, и выходной конец, гидравлически сообщающийся с областью пониженного давления относительно входного конца воздуховода. В области выходного конца воздуховода расположена выходная полость, в которой формируется пониженное давление для того, чтобы засасывать воздух из канала охлаждения в воздуховод. В другом варианте газотурбинный двигатель включает распорку, простирающуюся от внешнего кожуха до корпуса подшипника, и экранирующую структуру, окружающую распорку, чтобы защищать ее от отработанных газов. В еще одном варианте газотурбинного двигателя внешний кожух содержит выхлопной кожух, содержащий расположенные вверх и вниз по потоку фланцы, выступающие радиально наружу от наружной поверхности указанного внешнего кожуха. Панельная структура содержит расположенный вверх по потоку конец, закрепленный на расположенном вверх по потоку фланце, и расположенный вниз по потоку конец, закрепленный на расположенном вниз по потоку фланце. Группа изобретений позволяет повысить надежность газотурбинного двигателя за счет обеспечения охлаждения его внешнего кожуха. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх