Способ ремонта трубопровода

Изобретение относится к способам ремонта трубопроводов сплошной переизоляцией с подъемом на берму. Ремонт заключается в остановке эксплуатации, освобождении трубопровода от продукта, вскрытии, очистке от изоляции, оценке дефектности, расчете остаточного ресурса, отбраковке и ремонте труб, заварке обратно в нитку, изоляции, укладке и засыпке. Прямые трубы поворачивают вокруг продольной оси так, чтобы наибольшие коррозионные дефекты расположились в зените. У отводов на горизонтальных поворотах меняют местами концы. Отводы на вогнутых и выпуклых вертикальных изгибах меняют местами. Зоны, подверженные коррозионному ослаблению, обрабатывают с использованием очистной машины, снабженной резцами по металлу или шлифовальными головками. При расчете остаточного ресурса рассматривают два варианта: первый - максимальный дефект на нижней половине трубы до ее поворота, развивающийся со скоростью роста максимального дефекта на верхней половине трубы, и второй - максимальный дефект на верхней половине трубы до ее поворота, развивающийся со скоростью роста максимального дефекта на нижней половине трубы. Из двух вариантов принимают тот, который имеет минимальное значение. Технический результат: снижение расхода труб и ручного труда за счет учета зависимости интенсивности коррозии от часовых координат поперечного сечения трубы, повышение механизации обработки коррелированных участков. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к ремонту трубопроводов, в частности, к сплошной переизоляции с подъемом на берму.

Известен способ ремонта трубопровода, при котором ремонт осуществляют с остановкой перекачки бестраншейным способом РД 153-39.4-075-01 [1].

Капитальный ремонт переходов бестраншейным способом проводят заменой дефектного участка перехода трубопровода внутри эксплуатируемого защитного футляра на новый, т.е. извлекают дефектный трубопровод, - протаскивают новый, бездефектный.

Недостатками известного способа являются большой расход новых труб, значительный объем земляных и строительно-монтажных работ.

Прототипом является способ ремонта трубопроводов СТО Газпром 2-2.3-231-2008 [2], заключающийся в том, что трубопровод после остановки эксплуатации вскрывают, производят обследование этого участка после снятия изоляционного покрытия, оценивают степень опасности выявленных дефектов труб и при необходимости их ремонтируют или заменяют, обратно сваривают в нитку, изолируют, укладывают в траншею и засыпают.

Недостатками прототипа является неоправданно большой расход труб и значительный объем ручного труда при проведении ремонта трубопровода.

Цель изобретения - снижение расхода труб и ручного труда при проведении ремонта трубопровода за счет учета действительных условий работы, в частности зависимости интенсивности коррозии от часовых координат поперечного сечения трубы, повышения механизации обработки коррелированных участков.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом: останавливают эксплуатацию трубопровода, освобождают от продукта, вскрывают, очищают от изоляции, оценивают дефектность нижней и верхней половинок труб, коррелированные зоны, в частности, зоны подверженные коррозионному растрескиванию под напряжением, обрабатывают с использованием очистной машины, снабженной резцами по металлу или шлифовальными головками, дефектные (имеющие коррозионные дефекты) трубы поворачивают вокруг продольной оси так, чтобы наибольшие дефекты потери металла (наибольшие коррозионные дефекты) расположились в зените, у отводов на горизонтальных поворотах меняют местами концы, отводы на вогнутых и выпуклых вертикальных изгибах меняют местами; при расчете остаточного ресурса рассматривают два варианта: первый - максимальный дефект на нижней половине трубы до ее поворота, развивающийся со скоростью роста максимального дефекта на верхней половине трубы, и второй - максимальный дефект на верхней половине трубы до ее поворота, развивающийся со скоростью роста максимального дефекта на нижней половине трубы, из двух расчетных ресурсов принимают тот, который имеет минимальное значение; выполняют отбраковку и ремонт труб, заваривают обратно в нитку, изолируют, укладывают и засыпают.

Принципиальная технологическая схема ремонта трубопровода приведена на фиг.1, в которой приняты следующие обозначения: 1 - бульдозер; 2 - вскрышной экскаватор; 3 - трубопровод; 4 - трубоукладчик; 5 - электростанция; 6 - машина предварительной очистки; 7 - пост оценки дефектности труб; 8 - очистная машина, снабженная резцами по металлу или шлифовальными головками; 9 - пост резки труб; 10 - пункт шлифовки; 11 - пост отбраковки труб: 12 - сварочный пост; 13 - лаборатория контроля качества сварных соединений; 14 - инвентарные опоры; 15 - машина финишной очистки; 16 - оборудование подогрева трубопровода; 17 - грунтовочная машина; 18 - изоляционная машина; 19 - лаборатория контроля качества изоляционного покрытия; 20 - экскаватор засыпки.

После остановки эксплуатации и освобождения от продукта с помощью бульдозера 1 и вскрышного экскаватора 2 вскрывают трубопровод 3, при помощи трубоукладчика 4 отрывают от ложа, используя электростанцию 5 и машину предварительной очистки 6, снимают изоляцию, на посту оценки дефектности 7 оценивают опасность дефектов. Коррелированные зоны, в частности, подверженные коррозионному растрескиванию под напряжением (КРН), обрабатывают с использованием очистной машины 8, установленной эксцентрично относительно ремонтируемого участка трубы и снабженной резцами по металлу или шлифовальными головками. Оставшиеся после механической обработки очистной машиной зоны КРН могут подвергаться шлифовке вручную. На посту 9 резки труб отделяют друга от друга партии труб различной дефектности. Дефектные прямые трубы с использованием трубоукладчиков 4 поворачивают вокруг продольной оси так, чтобы наибольшие дефекты потери металла (коррозионные дефекты) расположились в зените. У отводов на горизонтальных поворотах меняют местами концы. Отводы на вогнутых и выпуклых вертикальных изгибах меняют местами. При расчете остаточного ресурса рассматривают два варианта: первый максимальный дефект на нижней половине трубы до ее поворота, развивающийся со скоростью роста максимального дефекта на верхней половине трубы (практика показывает, что скорость коррозии в зависимости от часовых координат поперечного сечения может меняться на порядок и более), и второй - максимальный дефект на верхней половине трубы до ее поворота, развивающийся со скоростью роста максимального дефекта на нижней половине трубы, из которых принимают тот, который имеет минимальное значение. Выполняют ремонт и отбраковку труб в пункте шлифовки 10 и посту отбраковки 11 и заваривают в сварочном посту 12 обратно в нитку. В лаборатории контроля качества сварных соединений 13 проверяют качество кольцевых стыков у уложенного на инвентарные опоры 14 трубопровода. После очистки машиной финишной очистки 15, используя оборудование подогрева трубопровода 16, грунтовочную машину 17 и изоляционную машину 18, проверяя качество лабораторией контроля качества изоляционного покрытия 19, наносят изоляцию, укладывают в траншею и засыпают при помощи экскаватора засыпки 20.

Рассмотрим пример расчета остаточного ресурса трубы, бывшей в эксплуатации 28 лет. На трубе диаметром 1420 мм, толщиной стенки 16,5 мм из стали Х70 на 6,7-7,4 часах поперечного сечения трубы обнаружен дефект А протяженностью 1520 мм и глубиной трещин 1,2 мм, и на 1,1-2,2 часах поперечного сечения обнаружен дефект Б протяженностью 880 мм и глубиной 0,3 мм. При рабочем давлении 7,4 МПа, если дефект А оставить в том же положении, то остаточный ресурс трубы составит всего 3 года. Если трубу повернем вокруг продольной оси примерно на 150 градусов, то ресурс трубы в зоне дефекта А, развивающегося с скоростью коррозии дефекта Б, составит более 15 лет, ресурс в зоне дефекта Б, развивающегося с скоростью коррозии дефекта А, составит 18 лет. Минимальный остаточный ресурс дефектной трубы после установки дефекта А на зените составит более 15 Лет. Следовательно, рассматриваемая труба с дефектами А и Б согласно нормам сплошной переизоляции [3] может быть оставлена в эксплуатации.

Использование изобретения позволяет снизить расход труб при проведении капитального ремонта трубопровода за счет учета действительных условий работы, в частности, зависимости интенсивности коррозии от часовых координат поперечного сечения трубы, повышения механизации обработки коррелированных участков, в частности, обработки зон, подверженных коррозионному растрескиванию под напряжением с использованием очистных машин, снабженных резцами по металлу или шлифовальными головками. Эти меры позволяют существенно уменьшить ручной труд и увеличить количество труб, оставляемых в дальнейшей эксплуатации.

Источники информации

1. РД 153-39.4-075-01. Правила капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I-IV категорий (стр.32).

2. СТО Газпром 2-2.3-231-2008. Правила производства работ при капитальном ремонте линейной части магистральных газопроводов (прототип) (стр.15-18).

3. Инструкция по оценке дефектов труб и соединительных деталей при ремонте и диагностировании магистральных газопроводов. - М.: ОАО Газпром, 2008.

1. Способ ремонта трубопровода, заключающийся в остановке эксплуатации, освобождении трубопровода от продукта, вскрытии, очистке от изоляции, оценке дефектности, расчете остаточного ресурса, отбраковке и ремонте труб, заварке обратно в нитку, изоляции, укладке и засыпке, отличающийся тем, что трубы, имеющие коррозионные дефекты, поворачивают вокруг продольной оси так, чтобы наибольшие коррозионные дефекты расположились в зените; при расчете остаточного ресурса рассматривают два варианта: первый - максимальный дефект на нижней половине трубы до ее поворота, развивающийся со скоростью роста максимального дефекта на верхней половине трубы, и второй - максимальный дефект на верхней половине трубы до ее поворота, развивающийся со скоростью роста максимального дефекта на нижней половине трубы, из которых принимают тот, который имеет минимальное значение.

2. Способ ремонта трубопровода по п.1, отличающийся тем, что у отводов на горизонтальных поворотах меняют местами концы.

3. Способ ремонта трубопровода по п.1, отличающийся тем, что отводы на вогнутых и выпуклых вертикальных изгибах меняют местами.

4. Способ ремонта трубопровода по п.1, отличающийся тем, что коррелированные зоны, в частности, подверженные коррозионному растрескиванию под напряжением, обрабатывают с использованием очистной машины, снабженной резцами по металлу или шлифовальными головками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций.

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов при их ремонте и реконструкции. .

Изобретение относится к области судостроения и касается судов для укладки труб, а также способа укладки труб с однокорпусного судна. .

Изобретение относится к строительным работам и может быть использовано для прокладки комплекса трубопроводов различного назначения, кабелей, закрытого дренажа. .

Изобретение относится к строительной технике. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для нанесения защитного покрытия на внутреннюю поверхность трубопровода. .

Изобретение относится к резьбовым соединениям труб. .

Изобретение относится к ремонту магистральных трубопроводов без остановки транспорта газа, в частности к ремонту участков трубопроводов, расположенных в вогнутых складках рельефа местности (овраги, балки), где выявлено несоответствие профиля сваренной нитки трубопровода продольному профилю дна траншеи и наличие поперечно ориентированных дефектов. Участок трубопровода в овраге с поперечно ориентированными дефектами вскрывают до 4,5-5 (7-7,5) часов поперечного сечения трубы в часовых координатах. По мере подъема на сечениях, имеющих поперечно-ориентированные дефекты, делают подкопы. Очищают трубопровод от изоляции, проводят идентификацию дефектов. Дефекты ремонтируют контролируемой шлифовкой, оценивают остаточный ресурс. При остаточном ресурсе более 15 лет трубопровод в местах ремонта изолируют, в зону подкопа на середину участка отрыва трубопровода от ложа устанавливают пневматический домкрат и создают подъемное усилие, после чего пространство между нижней образующей трубопровода и ложем из уплотненного грунта заполняют песком, например речным. По мере образования перемычек из песчаных прослоек зоны подкопов также заполняют песком, после чего отремонтированный участок трубопровода засыпают грунтом из отвала. Технический результат: снижение вероятности образования поперечного коррозионного растрескивания под напряжением (КРН). 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к строительству подземных трубопроводов и может быть использовано на участках сплошного и прерывистого распространения многолетнемерзлых грунтов (ММГ), просадочных при оттаивании. Способ прокладки подземного трубопровода на участках просадочных при оттаивании ММГ заключается в разработке траншеи и укладке в нее трубопровода с последующей засыпкой. Формирование профиля допустимого изгиба осуществляют путем отсыпки на поверхности и по длине трубопровода грунтовых призм с расстоянием не более балочного пролета, высотой, определяемой расчетом и увеличивающейся в направлении от устойчивых или малопросадочных грунтов к просадочным, причем призмы располагают по обеим сторонам от трубопровода над ореолом оттаивания с расстоянием между ними не более наружного диаметра, которые за счет осадки погружаются по мере растепления грунта, уплотняют грунт и исключают дальнейшую осадку трубопровода. Призмы имеют длину поверху не менее 3 метров, ширину 1,5 наружных диаметра трубопровода, но не менее 1,5 метров, и откосы, в зависимости от свойств отсыпаемого грунта, но не менее 1:1,25. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности трубопровода. 4 ил.

Изобретение относится к строительству, в частности к балластировке расположенных в траншеях трубопроводов, в том числе и в обводненных грунтах, а также при прокладке через водные преграды. Утяжелитель охватывающий для трубопровода содержит два бетонных блока, располагаемых при монтаже противоположно относительно продольной оси трубопровода и соединяемых на двух уровнях расчетной длины силовыми поясами в количестве от 3 до 6. Каждый блок выполнен в виде призмы с основаниями в виде неправильного пятиугольника, имеющей грань, прилегающую к трубопроводу, перпендикулярную ей верхнюю грань, грань, параллельную грани, прилегающей к трубопроводу, нижнюю грань, перпендикулярную грани, прилегающей к трубопроводу, и грань под углом 25-30 градусов к нижней грани. Нижняя точка утяжелителя охватывающего после установки его на трубопроводе выше нижней образующей трубопровода, верхняя его точка - ниже верха трубопровода, а центр тяжести утяжелителя находится ниже продольной оси трубопровода. Блоки снабжены двумя монтажными и двумя технологическими петлями и от 3 до 6 элементами крепления силовых поясов, при этом длина последних выбрана соответственно для верхних и нижних поясов из условия Lв=1,6-1,65 D и Lн=1,9-1,95D, где D - диаметр трубопровода. Технический результат состоит в обеспечении высокой надежности и долговечности утяжелителя, снижении трудоемкости производства блоков, повышении темпов производства монтажных работ. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к строительству подводных трубопроводов, а также к устройствам для управления укладкой трубопровода с судна. Направляющее устройство (35) для поддерживания подводного трубопровода (2) вдоль направления (Р1) подачи по мере того, как он укладывается, смонтировано к укладочной рампе (6) и имеет салазки (36), вмещающие трубопровод (2); раму (37), прикрепленную к укладочной рампе (6); и распорный механизм (38), расположенный между рамой (37) и салазками (36) для выборочного регулирования расстояния между салазками (36) и рамой (37) и имеющий гаситель (66) колебаний, присоединенный к салазкам (36). 4 н. и 27 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Способ включает разработку прямоугольной траншеи шириной около двух диаметров трубопровода, прокладку трубопровода с его опиранием на упругопластичные элементы с использованием дополнительного защитного устройства трубопровода, с последующей засыпкой траншеи. Уложенный на плоские упругопластичные элементы трубопровод сверху накрывают прогнутыми вверх стальными листами, размещенными с зазорами над трубопроводом и с приваренными к их нижним частям вертикальными листами, высота которых принята с учетом превышения их верхних кромок над верхними кромками прогнутых вверх стальных листов, с опиранием отогнутых в сторону трубопровода нижних кромок вертикальных листов, размещенных у боковых стенок траншеи, на дно траншеи. Ширину упругопластичных элементов принимают с учетом контакта их боковых кромок с отогнутыми кромками вертикальных листов. К верхним частям листов приваривают петли с возможностью их захвата при выполнении ремонтных операций на трубопроводе. Технический результат: упрощение прокладки и ремонта трубопровода, повышение надежности при его эксплуатации. 1 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Способ ремонта оголенных участков подводного трубопровода с провисом включает формирование искусственной донной поверхности на месте размыва трубопровода с укладкой на дно размытого участка сплошного ковра ячеистой структуры, размещение на ковре и над трубопроводом сыпучего инертного материала, например гравия, с его фиксацией над трубопроводом при толщине слоя материала 1 м. Ковер выполняют с закреплением на его концах жестких поперечных стальных балок с их размещением по всей ширине ковра, с закреплением на балках по всей их длине петель. После размещения на ковре гравия оба конца ковра смещают с помощью канатных лебедок одновременно вверх и навстречу друг другу с обеспечением перераспределения гравия и его размещением под и над трубопроводом, до размещения концов ковра над трубопроводом при минимальном расстоянии между концами ковра. Закрепленные на концах ковра петли соединяют между собой круглозвенными цепями с закрепленными на их концах крюками. Объем гравия равен при толщине слоя 1 м V=π(D+1)L, где V - объем инертного материала (гравия), м3, D - диаметр трубопровода, м, L - длина оголенного участка трубопровода, м. Технический результат: уменьшение затрат, сокращение времени проведения и снижение трудоемкости ремонта оголенных участков подводного трубопровода. 2 ил.

Изобретение относится к производству резинотехнических изделий, а именно к изготовлению патрубков вакуумных в судовые трубопроводы для транспортировки жидких сред, работающих под давлением и при вакууме или только при вакууме. В предлагаемой конструкции патрубка плоские без углублений цельнометаллические вакуумные кольца жестко скреплены с окружными резиновыми выступами только своей плоской поверхностью внутреннего диаметра. Техническим результатом предлагаемого изобретения является понижение осевой жесткости и тем самым увеличение работоспособности и долговечности патрубка. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к производству труб и может быть использовано для герметизации резьбовых соединений труб. В способе герметизации резьбовых соединений труб, включающем заполнение межрезьбового пространства герметизирующим материалом, перед нанесением герметизирующего покрытия проводят подготовку поверхности резьбового соединения путем пассивации металла. Пассивацию металла проводят в два этапа. На первом этапе - путем погружения в фосфатирующий раствор определенного состава. На втором этапе на высушенную после первого этапа поверхность изделия наносят распылением полимерный пассивирующий раствор. В качестве герметизирующего материала используют композицию сополимера тетрафторэтилена с гексафторпропиленом и графита с наполнителями. Изобретение повышает надежность герметизации резьбовых соединений. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к способу сооружения длинного трубопровода. Передвижное устройство размещают в первой позиции на пути пролегания сооружаемого трубопровода и изготавливают отдельный отрезок трубопровода в направлении сооружаемого трубопровода. Затем изготавливают второй отдельный отрезок трубопровода в противоположном направлении. Передвижное устройство перемещают для производства трубопровода на вторую позицию на пути пролегания сооружаемого длинного трубопровода, изготавливают третий отдельный отрезок трубопровода в направлении прохождения указанного трубопровода и четвертый отдельный отрезок трубопровода в противоположном направлении. По усмотрению, перемещают передвижное устройство в следующую позицию на пути пролегания сооружаемого трубопровода, изготавливают следующие отдельные отрезки трубопровода в направлении прохождения сооружаемого протяженного трубопровода и в противоположном направлении. По усмотрению, повторяют этот процесс один или более следующих раз. Затем соединяют все изготовленные отдельные отрезки трубопровода. Изобретение относится также к трубопроводам, изготовленным в соответствии со способом, описанным выше, и к использованию трубопроводов для транспортирования газа и/или жидкостей, сырой нефти, природного газа. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к ремонту линейной части магистральных трубопроводов, в частности к ремонту надземных (балочных) переходов, пересекающих временные (постоянные) водотоки переводом их в подземный вариант. До начала ремонтных работ ниже по течению сооружают технологическую запруду с возможностью поддержания уровня воды у средней образующей трубопровода для поддержания ремонтируемого трубопровода на плаву в горизонтальном положении. Затем удаляют грунт из-под трубопровода, при этом напряжения в трубопроводе поддерживаются близкими к нулю за счет поддержания уровня воды и трубопровода на плаву. В процессе ремонтных работ проводится контрольная проверка точности исполнения расчетного профиля его измерением, при необходимости проводятся работы по удалению грунта или его подсыпке. Подсадку на расчетные отметки проводят за счет понижения и полного удаления воды из траншеи, постепенным демонтажем технологической запруды, расположенной ниже по течению. При этом напряжения в трубопроводе, в процессе ремонтных работ, изменяются от исходной величины до нуля и от нуля до расчетной величины, которая, в свою очередь, ниже исходной. 2 ил.
Наверх