Способ формирования космического корабля и космический корабль

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для формирования космического корабля (КК) модульного типа. КК содержит базовый блок, бортовую двигательную установку, стыковочный модуль со стыковочными агрегатами, замками крепления и отделения, выдвижными балками с узлами крепления и поворота поперечных стыковочных агрегатов, механизмами попарного синхронного отделения и топливными магистралями. К базовому блоку последовательно стыкуют разгонные блоки (РБ) и поворачивают на 90° вдоль продольной оси КК, фиксируют положение, придают разгонный импульс последовательно парами симметрично расположенными и одновременно работающими РБ, отделяют отработанные РБ и стыковочный модуль. Изобретение позволяет повысить запас топлива (энергетики) и надежность работы КК. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к космической технике и может быть применено для реализации программы освоения дальнего космического пространства без использования ракет-носителей сверхтяжелого класса.

Известны способ и устройство космического корабля, последовательно формируемого на опорной орбите из 3-х специализированных модулей (7К, - 9К и 11К, запускаемых ракетой-носителем Р-7), использованные в проекте комплекса «Союз» для пилотируемого облета Луны.

Недостатком известного способа и устройства является его ограниченность в части возможности наращивания дополнительных запасов топлива из-за тандемной схемы стыковки модулей.

Ближайшим аналогом предлагаемого технического решения является орбитальный комплекс «Мир» в составе базового блока и пяти исследовательских модулей, стыкуемых на рабочей орбите на специальном переходном отсеке базового блока, оснащенном пятью жестко закрепленными стыковочными агрегатами: одним - соосным с продольной осью базового блока и четырьмя - развернутыми перпендикулярно продольной оси базового блока.

Недостатком данного технического решения является жесткая поперечная ориентация состыкованных исследовательских модулей по отношению к продольной оси базового блока, что исключает использование на них двигательных установок для выдачи разгонных импульсов в направлении полета космического корабля.

Целью предлагаемого изобретения является создание способа формирования в полете космического корабля на основе базового блока (содержащего герметичный корпус, бортовую двигательную установку, стыковочный модуль с осевым и несколькими поперечными стыковочными агрегатами) путем последовательной стыковки комплекта разгонных блоков (содержащих запас топлива, двигательную установку, систему управления и средства стыковки с базовым блоком) на стыковочные агрегаты и устройства на его основе, обеспечивающего, по сравнению с аналогом широкий диапазон запасаемой энергетики, повышенную надежность работы путем резервирования двигательных установок и увеличенную эффективность использования топлива за счет периодического отделения отработавших агрегатов.

Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом способе формирования космического корабля базовый блок корабля и разгонные блоки выводят на опорную (отлетную) орбиту последовательно с помощью ракет-носителей. Поперечные стыковочные агрегаты выдвигают из корпуса стыковочного модуля с помощью выдвижных балок с узлами крепления и разворота стыковочных агрегатов. Последовательно стыкуют разгонные блоки на стыковочные агрегаты. Поворачивают разгонные блоки с поперечными агрегатами на угол 90° вдоль продольной оси корабля (в рабочее положение), фиксируют в таком положении. Выдают разгонный импульс с помощью двух симметрично расположенных одновременно работающих разгонных блоков. После выработки топлива отделяют опорожненную пару разгонных блоков с помощью механизмов отделения балок, задействуют и отделяют следующие пары и разгонный блок, установленный на осевом стыковочном агрегате, в соответствии с программой полета до полного использования комплекта разгонных блоков, после чего отделяют стыковочный модуль и корабль продолжает полет с использованием бортовой двигательной установки. В случае отказа двигательной установки разгонного блока неизрасходованное топливо вырабатывают через работоспособные разгонные блоки, после чего неисправный разгонный блок отделяют по принятой схеме.

Принципиальная схема компоновки космического корабля по предлагаемому техническому решению представлена на фиг.1, 2:

фиг.1 - космический корабль: базовый блок поз.1 со стыковочным модулем поз.2 и пристыкованными разгонными блоками поз.3;

фиг.2 - космический корабль: базовый блок с повернутыми в рабочее положение разгонными блоками.

На фиг.3 представлен порядок отстыковки разгонных блоков и стыковочного модуля.

Устройство космического корабля, в отличие от известных, содержит:

- отделяемый стыковочный модуль с замками для крепления и отделения от корпуса базового блока поз.7 (фиг.3), узлами крепления и отделения выдвижных балок на корпусе отделяемого стыковочного модуля поз.6 (фиг.3) и магистралями для перекачки топлива между разгонными блоками (не показаны);

- выдвижные балки поз.4 (фиг.2) с узлами крепления и поворота поперечных стыковочных агрегатов поз.5 (фиг.2) для перевода разгонных блоков из стыковочного в рабочее положение.

Предлагаемое техническое решение по сравнению с известным позволяет решать задачи создания космических кораблей для освоения дальнего космоса с использованием существующих ракет-носителей среднего и тяжелого класса и тем самым сэкономить на разработке «сверхтяжелых» ракет-носителей и инфраструктуры их запуска, повысить надежность решения задачи и улучшить эффективность выработки топлива.

1. Способ формирования космического корабля с использованием базового блока, содержащего стыковочный модуль, оборудованный осевым и несколькими поперечными стыковочными агрегатами, развернутыми на стыковочном модуле перпендикулярно продольной оси корабля, и комплекта разгонных блоков, отличающийся тем, что на опорной орбите поперечные стыковочные агрегаты выдвигают из корпуса модуля с помощью выдвижных балок с узлами крепления и разворота, последовательно стыкуют разгонные блоки к стыковочным агрегатам, поворачивают разгонные блоки с поперечными агрегатами на угол 90° вдоль продольной оси корабля, фиксируют в таком положении, выдают разгонный импульс с помощью двух симметрично расположенных работающих одновременно разгонных блоков, отделяют опорожненные разгонные блоки, задействуют и отделяют следующие пары разгонных блоков и разгонный блок, установленный на осевом стыковочном агрегате, в соответствии с программой полета до полного использования комплекта, после чего отделяют стыковочный модуль и корабль продолжает полет с использованием бортовой двигательной установки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае отказа двигательной установки разгонного блока неизрасходованное топливо вырабатывается через двигательные установки работоспособных разгонных блоков, после чего неисправный разгонный блок отделяется по принятой схеме.

3. Космический корабль, содержащий базовый блок с бортовой двигательной установкой, стыковочный модуль с несколькими стыковочными агрегатами для присоединения разгонных блоков, отличающийся тем, что стыковочный модуль оборудован замками для крепления и отделения от корпуса корабля, выдвижными балками с узлами крепления и поворота поперечных стыковочных агрегатов, механизмами попарного синхронного отделения балок и топливными магистралями для перекачки топлива между топливными баками разгонных блоков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области аэрокосмических транспортных средств и может применяться, в частности, для исследований в ближнем и дальнем космосе, для уничтожения или восстановления потерявших управление автоматических спутников и других искусственных космических объектов, а также для изменения траекторий движения малых небесных тел (напр., астероидов) с целью исключения их столкновения с Землей.

Изобретение относится к космонавтике и служит для передвижения астронавтов по планете. .

Изобретение относится к космонавтике и служит для полетов в космосе. .

Изобретение относится к космонавтике и служит для полетов в космосе. .

Изобретение относится к космонавтике и служит для полетов в космосе. .

Изобретение относится к космонавтике и служит для перевозки грузов в космосе. .

Звездолет // 2420433
Изобретение относится к космонавтике и служит для полетов в космосе. .

Изобретение относится к космонавтике. .

Изобретение относится к космонавтике и служит для передвижения планетохода по поверхности небесного тела. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для увода с рабочих орбит объектов космического мусора (ОКМ) на орбиты утилизации. Способ включает выведение космического аппарата-буксира (КАБ) и автономного стыковочного модуля (АСМ) в области орбит, предназначенных для очистки от ОКМ. Выбор последовательности увода ОКМ осуществляют путем сравнения критерия, например вероятности столкновения ОКМ с другими космическими объектами, для каждого ОКМ. Компенсацию накопленных ошибок параметров движения КАБ при предыдущих маневрах, а также системы целеуказания распределяют между корректирующими импульсами КАБ на этапе дальнего наведения и АСМ на участке самонаведения. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности проведения операций по удалению ОКМ с рабочих орбит.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в разгонных блоках ракет-носителей (РН). Ракетный криогенный разгонный блок (РБ), выполненный по тандемной схеме, содержит бак горючего с приборным отсеком и переходной системой для крепления космического аппарата, бак окислителя (БО), проставку межбаковую, маршевый двигатель (МД) РБ, промежуточный отсек, систему пожаровзрывопредупреждения, средства обеспечения теплового режима с блоком разъемных соединений связи с наземным оборудованием и разделяемых подводящих трубопроводов, коллекторы продувки застойных зон и обеспеспечения теплового режима зоны и аппаратуры РБ, разделительную мембрану, сбрасываемый головной обтекатель (ГО) с окнами сброса системы пожаровзрывопредупреждения и средств обеспечения теплового режима газов продувки зоны РБ, дополнительной теплоизоляцией зоны РБ, частью разделяемых подводящих труб коллекторов с разъемными стыками и блоком разъемных соединений связи с наземным оборудованием, межбаковой проставкой, сопряженной с межбаковой фермой для крепления БО с МД и сопряженной с верхней проставкой отделяемого промежуточного отсека с узлами соединения и разделения с РН и ГО. Изобретение позволяет повысить пожаровзрывобезопасность РБ. 2 ил.

Группа изобретений относится к формированию систем ИСЗ с некомпланарными орбитами. Способ включает одновременное выведение группы ИСЗ ракетой-носителем (РН). При этом на РН устанавливают гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА), выводимый на баллистическую траекторию, в апогее которой ГЛА отделяют от РН. После отделения первого ИСЗ ГЛА совершает маневр в атмосфере для перехода на баллистическую траекторию в плоскости орбиты второго ИСЗ, который отделяют в апогее этой траектории. После отделения от ГЛА и/или от РН осуществляют компланарное выведение ИСЗ на заданные орбиты. Возможно использование нескольких ГЛА для нескольких групп ИСЗ. Техническим результатом группы изобретений является возможность оперативного запуска нескольких ИСЗ на некомпланарные орбиты. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к технологии запуска спутников на орбиту. Способ включает размещение спутника внутри космического корабля (КК) перед его выведением на орбиту. После выведения и стыковки КК с орбитальной станцией размещают спутник на внешней поверхности КК. Приводят в рабочее положение раскрывающиеся элементы спутника, контролируя и фиксируя их раскрытие. Отделяют КК со спутником от орбитальной станции и переводят его на заданную орбиту, после чего отделяют спутник от КК. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности выведения спутника на заданную орбиту в рабочем состоянии.

Группа изобретений относится к двигательным системам транспортных средств, использующим внешние ресурсы космической среды. Система включает в себя компрессоры (6, 8, 10) для засасывания и сжатия атмосферного газа, первый (2) и второй (4) баки-хранилища сжиженного (например, в теплообменнике (12)) газа. Баки (2) и (4) через впускные трубопроводы (14а, 14b) сообщаются с компрессорами. Бак (4) имеет нагреватель (20) для преобразования сжиженного газа в газ высокого давления и сообщается, через регулирующий клапан (24) и трубопровод (22), с баком (2). Из последнего жидкость вытесняется через выпускной трубопровод (36). Получаемое жидкое топливо может применяться как в космических летательных аппаратах, так и в средствах для исследования поверхности планеты с атмосферой. Техническим результатом группы изобретений является расширение возможностей, в т.ч. увеличения длительности осуществления космических исследовательских программ. 3 н. и 26 з.п. ф-лы, 8 ил.

Группа изобретений относится к методам и средствам доставки полезных грузов (ПГ) в космос и их возвращения на поверхность небесного тела. ПГ в виде кольцевых или панельных космических электростанций, радиотелескопов с решетчатой (сетчатой) поверхностью и т.п. имеют значительные размеры (> 100 м) и сложную конфигурацию. Такие ПГ запускают с помощью силуэтных ступеней и ракетных двигателей, равномерно распределённых на силуэтных ступенях или непосредственно на ПГ по контуру и/или поверхности ПГ. Возвращают ПГ торможением атмосферой и планированием, используя, в частности, эффекты решетчатого крыла и кольцеплана - для соответствующих конфигураций ПГ. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и повышение эффективности методов и средств вывода в космос и возвращения указанных нестандартных ПГ. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх