Колесо компрессора с облегченными лопатками

Колесо компрессора с облегченными лопатками включает в себя диск и приваренные к нему облегченные лопатки. Облегченная лопатка состоит из двух частей, соединенных между собой сваркой. В каждой части лопатки выполнены полости таким образом, что соседние полости образуют ребра, вершинами которых между собой соединены обе части лопатки в корневой области. Ребра в корневой области лопатки ориентированы преимущественно радиально по отношению к оси вращения. В средней и периферийной областях ребра изогнуты таким образом, что ребра одной части лопатки скрещиваются с ребрами другой части лопатки, соединяясь между собой по контактным площадкам. Выбор геометрических размеров, количества и направления ребер, количества, формы и расположения контактных площадок осуществляется исходя из условий статического и динамического нагружения лопаток и колеса компрессора. Достигается минимизация массы рабочих лопаток и массы колес компрессора. 3 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Данное изобретение относится к области газотурбинных двигателей, применимо в энергетике и авиационном двигателестроении.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

В настоящее время в вентиляторах газотурбинных двигателей для снижения массы колеса используются пустотелые лопатки, полученные из двух или трех частей.

Известно техническое решение [двигатель F119-PW-100, www.pw.utc.com], определяющее конструктивный облик колеса вентилятора как интегрированного в единое целое диска с полыми облегченными лопатками.

Существует техническое решение [патент № US 7,070,391 В2; Jul.4, 2006], определяющее конструкцию и способ изготовления полой лопатки вентилятора, состоящей из двух частей с ребрами, причем ребра одной из частей лопатки соединены с соответствующими ребрами другой части лопатки. Устройство по патенту. № US 7,070,391 В2 принято в качестве прототипа.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В связи с непрерывным ростом аэродинамических нагрузок на лопатки компрессоров и окружных скоростей особое значение приобретает минимизация массы рабочих лопаток компрессоров.

При создании данного изобретения решается задача расширения арсенала технических средств, направленных на минимизацию массы рабочих лопаток и массы колес компрессоров; технический результат заключается в реализации этого назначения.

Существенные признаки:

Ограничительные: Колесо компрессора с облегченными лопатками; диск с приваренными к нему облегченными лопатками; лопатка, состоящая из двух частей, соединенных между собой сваркой; полости в частях лопаток выполнены таким образом, что соседние полости в каждой из частей лопатки образуют ребра, вершинами которых в корневой области между собой соединены обе части лопатки.

Отличительные: Ребра в корневой области каждой части лопатки ориентированы, преимущественно, радиально по отношению к оси вращения; ребра в средней и периферийной областях - изогнуты таким образом, что ребра одной части лопатки скрещиваются с ребрами другой части, соединяясь между собой только по контактным площадкам.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

На чертежах показаны:

Фиг.1 - Разрез по оси колеса компрессора с облегченными лопатками.

Фиг.2 - Сечение лопатки перпендикулярно радиальной оси.

Фиг.3 - Схема расположения ребер на одной из двух половин облегченной лопатки.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Колесо компрессора (фиг.1) с облегченными лопатками включает в себя облегченные лопатки 1, приваренные к диску 2 по поверхности 3. Лопатки 1 ориентированы относительно оси вращения 4 и диска 2 преимущественно радиально.

Облегченная лопатка (фиг.2) состоит из двух частей: спинка 5 и корытце 6 соединенные между собой. Границей раздела частей является поверхность 7 построенная по средним линям сечений. Соединение частей (фиг.3) в периферийной А и средней Б областях осуществляется сваркой по контактным площадкам 8 и поверхностям ребер 9 в корневой области В. В каждой части лопатки для уменьшения массы, при сохранении необходимой прочности и жесткости, выполнены полости 10 таким образом, что соседние полости в каждой из частей лопатки 5, 6 образуют ребра 9, вершины которых эквидистантны поверхности 7.

Ребра 9 в корневой области В лопатки ориентированы преимущественно радиально, перпендикулярно к оси вращения 4. Радиально направленные каналы наилучшим образом воспринимают нагрузку от массы лопатки. В средней Б и периферийной области А каналы изогнуты ко входной кромке 11 и выходной кромке 12 таким образом, что ребра одной части лопатки скрещиваются с ребрами другой части лопатки. Такое расположение каналов обеспечивает необходимую прочность и жесткость лопатки.

В средней Б и периферийной области А вершины ребер 9 не соприкасаются между собой. Необходимая жесткость лопатки достигается соединением спинки и корытца по специальным контактным площадкам 8.

Выбор геометрических размеров, количество и направление ребер, количество, форма и положение контактных площадок осуществляется исходя из условий статического и динамического нагружения лопаток и колеса компрессора.

Колесо компрессора с облегченными лопатками, включающее в себя диск с приваренными к нему облегченными лопатками, состоящими из двух частей, соединенных между собой сваркой, с выполненными в них полостями таким образом, что соседние полости в каждой части лопатки образуют ребра, вершинами которых в корневой области между собой соединены обе части лопатки, отличающееся тем, что ребра в корневой области каждой части лопатки ориентированы преимущественно радиально по отношению к оси вращения, а в средней и периферийной областях изогнуты таким образом, что ребра одной части лопатки скрещиваются с ребрами другой части лопатки, соединяясь между собой по контактным площадкам.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. .

Изобретение относится к способу изготовления лопатки турбомашины, может применяться в авиационных газотурбинных двигателях и энергетических установках при изготовлении рабочих и направляющих лопаток вентиляторов, компрессоров и турбин.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пустотелым лопаткам газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области осевых вентиляторов или осевых нагнетателей воздуха и может быть использовано, например, в дорожных тоннелях для обеспечения прочности и надежности крыльчатки вентилятора в режиме эксплуатации.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции лопастей вентилятора градирни, и может быть использовано, например, в промышленной теплоэнергетике, в частности на химических, нефтехимических и других предприятиях, где требуется охлаждение оборотной воды.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции лопастей вентилятора градирни, и может быть использовано, например, в промышленной теплоэнергетике, в частности на химических, нефтехимических и других предприятиях, где требуется охлаждение оборотной воды.

Изобретение относится к системам охлаждения турбин двухконтурных газотурбинных двигателей воздушной средой. .

Изобретение относится к детали газотурбинного двигателя, содержащей основную часть и ребро атаки. .

Изобретение относится к нанесению алюминиевого покрытия на металлическую деталь, а именно на полую деталь, содержащую внутреннюю рубашку, а также к рубашке для циркуляции охлаждающего воздуха, алюминированной полой лопатке газотурбинного двигателя и направляющему сопловому аппарату газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к охлаждению газотурбинного двигателя и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части и полок лопатки турбины высокого давления.

Изобретение относится к области двигателестроения, точнее к осевым турбинам и компрессорам газотурбинных двигателей, а конкретно к способу изготовления биметаллических блисков с охлаждаемыми лопатками, в том числе высокотемпературных газотурбинных двигателей большого ресурса.

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. .

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к охлаждаемым лопаткам турбомашин, применяемым в авиационных двигателях, а также в стационарных газотурбинных установках.

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. .
Наверх