Датчик для проверки поверхности круговой канавки в диске турбореактивного двигателя с помощью вихревых токов

Настоящее изобретение относится к датчику (6) для мониторинга с помощью вихревых токов поверхности круговой канавки (2), сформированной в диске (1) турбореактивного двигателя. Датчик содержит стержень (7), прикрепленный к опоре (8), и первый многоэлементный сенсор (9), ограниченный для движения вместе со стержнем (7) и предназначенный для вставки в круговую канавку (2), для осуществления проверки, и второй многоэлементный сенсор (9). Два многоэлементных сенсора (9) располагаются задними сторонами друг к другу, и стержень (7) датчика (6) устанавливается с возможностью поворота вокруг своей оси, чтобы позволить вставку двух многоэлементных сенсоров (9) в канавку (2). Также предложен способ проверки, осуществляемый с помощью описанного выше датчика. Изобретение обеспечивает повышение точности измерений. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к датчику для проверки аномалий и неоднородностей поверхности круговых канавок в диске турбореактивного двигателя с помощью вихревых токов.

Круговая канавка диска турбореактивного двигателя предназначена для приема ряда лопаток и подвергается воздействию высоких уровней напряжений, когда турбореактивный двигатель работает, в частности, на сторонах вогнутой угловой формы (упоминаемых ниже как «боковые стороны» канавки). В результате канавки этого типа требуют очень регулярной проверки. Учитывая плохую доступность боковых сторон, распространенной практикой является проверка состояния их поверхности посредством осуществления проверки с помощью вихревых токов. Этот тип проверки заключается в сканировании поверхности для исследования посредством датчика, снабженного сенсором, который посредством создания электромагнитного поля создает вихревые токи в детали, которая проверяется. На практике это обычно представляет собой деталь, которую заставляют поворачиваться, в то время как датчик остается неподвижным на своей опоре. Когда поверхность канавки демонстрирует аномалии, поток вихревых токов изменяется и сенсор генерирует электрический сигнал, который соответствует этому изменению. Величина сигнала пропорциональна величине детектируемой аномалии поверхности. Чтобы убедиться, что эта пропорциональность оставалась правильной, тем не менее необходимо, чтобы контакт между поверхностью для проверки и датчиком вихревых токов поддерживался непрерывно.

Уже известны башмачные датчики, которые состоят из одноэлементного сенсора, прикрепленного на конце стержня, который может перемещаться посредством его опоры вдоль аксиального и радиального направлений диска турбореактивного двигателя. Этот тип датчика требует, чтобы датчик перемещался ступенчато вдоль профиля, который проверяют, после каждого перемещения датчика в аксиальном направлении диска следует поворотное перемещение диска или датчика, с тем, чтобы сканировать всю поверхность канавки. Одноэлементный сенсор вставляют в канавку, приводят в контакт с поверхностью для проверки, а затем деталь заставляют совершить один полный оборот, так что исследуется полная круговая полоска канавки. Затем эту операцию повторяют несколько раз, изменяя каждый раз положение одноэлементного сенсора на поверхности для проверки, с тем, чтобы отсканировать всю поверхность канавки. Поскольку одноэлементный сенсор является асимметричным, после проверки одной боковой стороны канавки необходимо повернуть сенсор, чтобы исследовать противоположную сторону. В результате возможность оценки состояния поверхности канавки получается с помощью приращения результатов различных измерений, осуществляемых с использованием одноэлементного сенсора.

Для уменьшения количества измерений, которые необходимы для полной проверки поверхности канавки, были сделаны предложения по замене одноэлементного сенсора датчика многоэлементным сенсором такой формы, которая преимущественно совпадает с профилем одной из боковых сторон канавки. Тогда вся канавка может проверяться только в две операции (один полный поворот для каждой боковой стороны канавки, при этом сенсор поворачивается между двумя операциями).

Эти две системы демонстрируют несколько недостатков. Большое количество измерений и вычислений, а также сложность позиционирования сенсора по отношению к поверхности для исследования уменьшают точность результатов. Кроме того, поскольку известная система позволяет проверять только одну сторону канавки, со временем появляются проблемы, связанные с изгибом стержня, при этом появляются неправильные результаты измерений, поскольку многоэлементный сенсор плохо ориентируется по отношению к поверхности для проверки.

Настоящее изобретение относится, в частности, к улучшению датчика, имеющего многоэлементный сенсор.

Настоящее изобретение предлагает ограничение количества операций, необходимых для проверки с помощью вихревых токов поверхностей круговых канавок в дисках турбореактивного двигателя. Другой целью настоящего изобретения является предоставление возможности для соответствующего позиционирования датчика внутри канавки. Настоящее изобретение служит, таким образом, для значительного уменьшения продолжительности проверки и для увеличения точности результатов.

Во-первых, настоящее изобретение предусматривает датчик для мониторинга с помощью вихревых токов поверхности круговой канавки, сформированной в диске турбореактивного двигателя, датчик содержит стержень, прикрепленный к опоре, и первый многоэлементный сенсор, ограниченный для движения вместе со стержнем и предназначенный для вставки в упомянутую круговую канавку для осуществления проверки, датчик отличается тем, что он дополнительно содержит второй многоэлементный сенсор, и тем, что два многоэлементных сенсора располагаются задними сторонами друг к другу, и тем, что упомянутый стержень установлен с возможностью поворота вокруг своей собственной оси, чтобы позволить вставку двух многоэлементных сенсоров в упомянутую канавку.

Каждый из многоэлементных сенсоров предназначен для вступления в контакт с соответствующей одной из боковых сторон канавки. Эти многоэлементные сенсоры содержат множество элементов, доставляющих высокочастотные сигналы, соответствующие уровню повреждения поверхности, которая проверяется. Эти сигналы получают в реальном времени с помощью цифрового генератора вихревых токов, использующегося для их посылки, для их приема и для их демодуляции. Затем эти сигналы преобразуются в изображения с помощью программного обеспечения для их обработки, так что они могут интерпретироваться оператором.

Набор из двух многоэлементных сенсоров, расположенных задними сторонами друг к другу, имеет ширину, которая обязательно больше, чем ширина входа в канавку. Чтобы дать возможность для вставки датчика в канавку, стержень установлен с возможностью поворота на его опоре, например, с помощью шаровых направляющих и системы пружин.

Преимущественно два многоэлементных сенсора упруго поджаты в противоположных направлениях, с тем, чтобы обеспечить хороший контакт между многоэлементными сенсорами и противоположными поверхностями для проверки.

Предпочтительно между двумя многоэлементными сенсорами вставлена, по меньшей мере, одна пружина.

В соответствии с предпочтительным осуществлением настоящего изобретения каждый многоэлементный сенсор имеет форму, которая соответствует профилю стороны канавки проверки.

В соответствии с другим предпочтительным осуществлением настоящего изобретения два многоэлементных сенсора удерживаются задними сторонами друг к другу и соединены со стержнем посредством компоновки с возможностью скольжения.

Во-вторых, настоящее изобретение предусматривает способ проверки с помощью вихревых токов поверхности круговой канавки, сформированной в диске турбореактивного двигателя посредством датчика, как описано выше, способ отличается тем, что он включает в себя этапы, состоящие в:

a) позиционировании двух сенсоров с совмещением с отверстием канавки, так что общая ось сенсоров проходит перпендикулярно оси диска;

b) перемещении датчика в радиальном направлении диска по направлению внутрь канавки с тем, чтобы вставить два многоэлементных сенсора в упомянутую канавку; затем

c) принуждении стержня к повороту на угол 90° так, что многоэлементные сенсоры вступают в контакт с боковыми сторонами канавки для проверки; и наконец

d) сканировании всей поверхности круговой канавки.

Преимущественно в течение этапа d) датчик остается неподвижным, а диск поворачивается на угол 360°.

С помощью осуществлений настоящего изобретения можно получить все данные за один сканирующий оборот датчика. Обе боковые стороны канавки проверяются одновременно посредством двух многоэлементных сенсоров. Кроме того, может поддерживаться хороший контакт между многоэлементными сенсорами и диском посредством одной или нескольких возвратных пружин, расположенных между двумя сенсорами, которые размещаются задними сторонами друг к другу. Посредством уменьшения количества операций проверки датчик по настоящему изобретению уменьшает влияние человеческого фактора на результаты измерений, ограничивая при этом риск ошибки. Обеспечивая хороший контакт между датчиком и боковыми сторонами канавки, настоящее изобретение также делает возможным уточнение результатов измерений. Наконец, вместо плохого доступа к форме, которая должна проверяться, и благодаря автоматическому самобалансированию между сенсорами, расположенными задними сторонами друг к другу, можно исключить явление изгиба стержня, которое может приводить к потере контакта между сенсорами и поверхностями для проверки.

Настоящее изобретение может быть понято лучше и его преимущества видны лучше при чтении следующего далее подробного описания варианта осуществления, приведенного в качестве неограничивающего примера. Описание ссылается на прилагаемые чертежи, на которых:

• фигура 1 представляет собой вид с фрагментарным разрезом круговой канавки в диске турбореактивного двигателя, при этом датчик по настоящему изобретению показан вставленным в нее; и

• фигуры 2A-2C показывают последовательные этапы способа по настоящему изобретению для проверки поверхности круговой канавки.

Фигура 1 показывает часть диска 1 турбореактивного двигателя, имеющего круговую канавку 2, полученную в нем с помощью механической обработки, для приема ряда лопаток. Канавка имеет по существу цилиндрическую центральную сторону 4 вокруг оси A-A и две боковые стороны 3 вогнутой кольцевой формы. Канавка 2 открывается через кольцевое отверстие 5 шириной L1, измеренной в аксиальном направлении. Ширина L1 отверстия 5 меньше, чем самая большая ширина L2 канавки 2, измеренная в аксиальном направлении, то есть ширина между ее боковыми сторонами 3.

Датчик по настоящему изобретению описывается со ссылками на фигуру 1. Датчик 6 состоит из стержня 7, опоры 8 и двух многоэлементных сенсоров 9. Стрелки f1, f2 и f3 представляют степени свободы стержня 7, определяемые шаровыми направляющими и пружинами, которые не показаны. Эти степени свободы определены ниже со ссылками на систему отсчета диска турбореактивного двигателя. В частности, стрелка f1 соответствует движению стержня вдоль оси диска, стрелка f2 соответствует радиальному движению стержня, в то время как f3 обозначает стержень, поворачивающийся вокруг своей собственной оси y-y', которая проходит в радиальном направлении диска 1. На противоположном конце стержня 7 имеются два прикрепленных многоэлементных сенсора 9, которые размещаются задними сторонами друг к другу, симметрично по отношению к оси y-y' стержня. Симметрия двух сенсоров вносит вклад в самобалансировку датчика 6, делая, таким образом, возможным устранение явления изгиба стержня и поддержание, таким образом, хорошего контакта между сенсорами 9 и сторонами 3 канавки для проверки. Каждый сенсор 9 состоит из контактной части 10 и крепежной части 11. Контактная часть 10 представляет собой профиль, который по существу соответствует профилю боковой стороны 3, которая должна сканироваться. Как показано на фигуре 1, контактная часть 10 представляет собой множество элементов 12, поставляющих высокочастотные сигналы, соответствующие уровню повреждения поверхности, с которой они вступают в контакт. Крепежная часть 11 предназначена для приема средств для крепления сенсора 9 относительно стержня 7. На фигуре 1 сенсоры 9 соединены со стержнем 7 с помощью двух возвратных пружин 13. Также предусматривается скользящая направляющая 14 для поддержания двух сенсоров 9 задними сторонами друг к другу в плоскости, перпендикулярной оси y-y' стержня 7. Эта направляющая 14 состоят из двух штоков, скользящих в отверстиях 15, сформированных в крепежных частях 11 соответствующих сенсоров 9, отверстия 15 двух сенсоров 9 расположены на одной линии друг с другом.

Способ проверки с использованием вихревых токов, осуществляемый посредством датчика, описанного выше, описывается ниже со ссылками на фигуры 2A-2C.

Фигура 2A показывает диск 1 турбореактивного двигателя, в котором имеется сформированная канавка 2, имеющая состояние поверхности, которое должно проверяться. Датчик 6 перемещается в направлении f1, пока его ось лежит в средней плоскости круговой канавки 2. Затем датчик поворачивается в направлении стрелки f3, так что два сенсора 9, которые располагаются задними сторонами друг к другу, оба помещаются напротив отверстия канавки 2, их общая ось x-x' перпендикулярна оси A-A диска.

Как показано на фигуре 2B, два сенсора 9 датчика 6 затем вставляют в канавку 2 посредством перемещения стержня 7 в радиальном направлении f2.

Фигура 2C показывает позиционирование сенсоров 9 напротив боковых сторон 3 канавки 2. Для этой цели стержень 7 поворачивают на угол 90° вокруг своей собственной оси y-y', так что общая ось x-x' двух сенсоров становится параллельной оси A-A диска 1 турбореактивного двигателя. Во время поворота стержня 7 сенсоры 9 входят в соприкосновение с боковыми сторонами 3 канавки 2 перед тем, как они позиционируются соответствующим образом на оси A-A диска 1. С этого момента и до тех пор, пока сенсоры 9 не придут к конечному позиционированию, возвратная пружина 13 сжимается, заставляя сенсоры 9 вступать в контакт с боковыми сторонами 3 канавки 2. Возвратные пружины вносят вклад в поддержание хорошего контакта между сенсорами 9 и поверхностью 3 канавки 2 и, как следствие, в получение электрического сигнала, который точно пропорционален уровню повреждения поверхности.

Стрелка B на фигуре 2C иллюстрирует операцию сканирования канавки 2. Предпочтительно датчик 6 остается неподвижным, в то время как диск 1 турбореактивного двигателя поворачивается вокруг своей собственной оси A-A.

В течение кругового сканирования канавки 2 оба сенсора 9 выдают соответствующие высокочастотные сигналы, пропорциональные уровням повреждения боковых сторон 3 канавки 2. Эти сигналы впоследствии фильтруются и отображаются на экране в форме изображений, представляющих результаты, полученные и пригодные для использования оператором.

1. Датчик (6) вихревых токов для мониторинга поверхности круговой канавки (2), сформированной в диске (1) турбореактивного двигателя, датчик содержит стержень (7), прикрепленный к опоре (8), и первый многоэлементный сенсор (9) для осуществления проверки, ограниченный для движения вместе со стержнем (7), и выполненный с возможностью вставки в упомянутую круговую канавку (2), датчик, отличающийся тем, что он дополнительно содержит второй многоэлементный сенсор (9), и при этом два многоэлементных сенсора (9) располагаются задними сторонами друг к другу, и при этом упомянутый стержень (7) установлен с возможностью поворота вокруг своей собственной оси (y-y'), чтобы позволить вставку двух многоэлементных сенсоров (9) в упомянутую канавку (2).

2. Датчик по п.1, отличающийся тем, что два многоэлементных сенсора (9) упруго поджаты в противоположных направлениях с тем, чтобы обеспечить хороший контакт между многоэлементными сенсорами (9) и противоположными поверхностями (3) для проверки.

3. Датчик по п.2, отличающийся тем, что между двумя многоэлементными сенсорами (9) вставлена, по меньшей мере, одна пружина (13).

4. Датчик по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что каждый многоэлементный сенсор (9) имеет форму, которая соответствует профилю лицевой стороны (3) канавки (2) проверки.

5. Датчик по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что два многоэлементных сенсора (9) удерживаются задними сторонами друг к другу и соединены со стержнем (7) с помощью компоновки (14) с возможностью скольжения.

6. Способ проверки с помощью вихревых токов поверхности круговой канавки (2), сформированной в диске (1) турбореактивного двигателя, посредством датчика (6) по п.1, способ, отличающийся тем, что он включает в себя этапы, состоящие в:
a) позиционировании двух сенсоров (9) с совмещением с отверстием (5) канавки, так что общая ось (x-x') сенсоров проходит перпендикулярно оси (А-А) диска (1);
b) перемещении датчика (6) в радиальном направлении (f2) диска по направлению внутрь канавки (2) с тем, чтобы вставить два многоэлементных сенсора (9) в упомянутую канавку (2); затем
c) принуждении стержня (7) к повороту на угол 90°, так что многоэлементные сенсоры (9) вступают в контакт с боковыми сторонами (3) канавки (2) для проверки; и наконец
d) сканировании всей поверхности круговой канавки (2).

7. Способ по п.6, отличающийся тем, что в течение этапа d) датчик (6) остается неподвижным, а диск (1) поворачивается на угол 360°.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к геофизическим исследованиям в скважине и может быть применено при электромагнитной дефектоскопии многоколонных конструкций стальных труб.

Изобретение относится к способу определения и оценки трещин в испытываемом объекте из электропроводного материала. Способ включает: нагружение испытываемого объекта электромагнитным переменным полем с предварительно определенной постоянной или переменной частотой (f), определение вихревых токов, индуцированных в испытываемом объекте, вдоль предварительно определенных параллельных измерительных путей на участке (10) поверхности испытываемого объекта, обеспечение сигналов вихревых токов, причем каждый сигнал вихревых токов соответствует измерительному пути, преобразование (14) сигналов вихревых токов и предоставление преобразованных измеренных величин как функции измерительного пути, частоты (f) и положения (s) вдоль измерительного пути, интерпретация (16) преобразованных измеренных величин с применением преобразованных измеренных величин, по меньшей мере, одного соседнего измерительного пути, и предоставление сигналов трещин со скорректированной амплитудой и/или положением пути по отношению к преобразованным измеренным величинам.

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для выявления подповерхностных дефектов в ферромагнитных объектах. Сущность изобретения заключается в том, что в предлагаемом способе контролируемый объект намагничивают постоянным магнитным полем, возбуждают с помощью вихретокового преобразователя на контролируемом участке вихревые токи, регистрируют вносимое в вихретоковый преобразователь напряжение U _ в н и по нему судят о наличии дефектов, и согласно изобретению путем изменения параметра Р, регулирующего воздействие постоянного магнитного поля на контролируемый объект, плавно изменяют напряженность Н постоянного магнитного поля от минимальной величины до максимальной, регистрируют максимум Uмax амплитуды вносимого в вихретоковый преобразователь напряжения U _ в н и величину соответствующего ему значения параметра Р, а параметры дефекта оценивают по совокупности значений Uмах и Р.

Изобретение относится к неразрушающему контролю методом вихревых токов и может быть использовано для дефектоскопии и контроля электрических, магнитных и геометрических свойств объектов из электропроводящих материалов.

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в промышленности для контроля осевого смещения и поперечного биения валов. .

Изобретение относится к определению реперов интересующих точек в зоне (10, 20) поверхности детали (100), включающему в себя установление плотного контакта в упомянутой зоне поверхностного контрольного образца (11, 21), представляющим собой тонкий и достаточно эластичный слой, чтобы соответствовать форме зоны; при этом тонкий слой содержит трассы электропроводящего материала; при этом при проходе зонда (30) с токами Фуко по трассе подается значащий и характерный сигнал трассы; при этом данный характерный сигнал соответствует реперу интересующей точки, определяемым таким образом в упомянутой зоне.

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано при диагностике трубопроводов из ферромагнитных материалов. .

Изобретение относится к магнитографической дефектоскопии. .

Изобретение относится к области контроля технического состояния обсадных колонн, насосно-компрессорных труб и других колонн нефтяных и газовых скважин. Техническим результатом является повышение точности и достоверности выявления наличия и местоположения поперечных и продольных дефектов конструкции скважины и подземного оборудования как в магнитных, так и в немагнитных первом, втором и последующих металлических барьерах. Способ электромагнитной дефектоскопии в многоколонных скважинах включает измерение ЭДС самоиндукции, наведенной в катушке вихревыми токами, возбуждаемыми в исследуемых металлических барьерах процессом спада электромагнитного поля, вызванного импульсами тока намагничивания катушки. На каждую из приемно-генераторных катушек в отдельности подают серию импульсов фиксированной длительности из диапазона 0,1-1000 мс, намагничивая последовательно все металлические барьеры, начиная с ближайшего, причем длительность импульсов возрастает для каждого последующего металлического барьера. Полученные данные сохраняют и обрабатывают путем сравнения с модельными данными, по результатам обработки судят о наличии дефекта в металлических барьерах. Электромагнитный скважинный дефектоскоп содержит корпус, катушки, расположенные вдоль оси устройства, магнитная ось которых совпадает с осью устройства, блок электроники, по меньшей мере, две приемно-генераторных катушки, каждая из которых состоит из генераторной и приемной катушек с единым сердечником. Причем приемно-генераторные катушки выполнены разного размера, разнесены друг от друга на оси устройства на расстояние не меньше длины большей приемно-генераторной катушки. 2 н. и 36 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано при диагностике неразъемных соединений, в частности для контроля качества паяных соединений камер сгорания и сопел жидкостных ракетных двигателей. Способ контроля качества неразъемных соединений заключается в том, что первоначально на минимальном удалении от бездефектного участка неразъемного соединения размещают устройство нагрева и вихретоковый преобразователь. Включают нагрев и фиксируют показания вихретокового преобразователя. Затем переставляют устройство нагрева и вихретоковый преобразователь на контролируемый участок неразъемного соединения. Положения нагревательного устройства и вихретокового преобразователя относительно паяного соединения должны быть идентичны их положениям относительно бездефектного участка. Включают нагрев и фиксируют показания вихретокового преобразователя. После чего производят сравнение показаний вихретокового преобразователя, полученных на бездефектном участке и на контролируемом участке, и по разности показателей судят о качестве неразъемного соединения. Технический результат - повышение точности диагностирования качества паяных соединений изделий. 1 ил.

Использование: для диагностики устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС). Сущность изобретения заключается в том, что контроль производят методом магнитной памяти металла (МПМ) и вихретоковым методом (ВТМ), о непригодности элементов судят при обнаружении дефектов в элементе одним из методов, при этом дефектом при контроле методом МПМ является наличие локальных зон с измененной структурой материала, имеющих высокие механические напряжения, градиент напряженности собственных магнитных полей рассеяния которых не превышает эталонное значение 5*104 А/м2 на разрушаемых элементах цилиндрической формы, а на элементах плоской формы - 13*104 А/м2, а дефектом при контроле ВТМ является наличие микротрещин в разрушаемом элементе с раскрытием более 0,05 мм. Технический результат: повышение надежности выявления дефектных контрольных элементов УКСПС, имеющих различную геометрическую форму, находящихся в процессе эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Использование: для дефектоскопии технологических трубопроводов. Сущность изобретения заключается в том, что комплекс дефектоскопии технологических трубопроводов состоит из: подвижного модуля, бортовой электронной аппаратуры, бортового компьютера; датчиков дефектов; одометров; троса; наземной лебедки с барабаном для троса; бортового источника электропитания; наземного компьютера; при этом в него ведены: первый и второй направляющие конусы, несколько опорно-ходовых манжет, несколько групп ходовых пружинных узлов (ХПУ), несколько групп прижимных пружинных узлов (ППУ), несколько групп ультразвуковых датчиков системы неразрушающего контроля (УДСНК), несколько групп толкателей, несколько ультразвуковых эхолокаторов, несколько контроллеров управления прижимными пружинными узлами, несколько контроллеров управления ходовыми пружинными узлами, первый радиомодем, второй радиомодем, несколько контроллеров управления ультразвуковыми датчиками системы неразрушающего контроля (КУУДСНК). Технический результат: обеспечение возможности создания простого с точки зрения механики комплекса для внутритрубного контроля состояния технологических трубопроводов произвольной ориентации, открытых с одного конца, а также контроля труб-отводов произвольной пространственной ориентации при удаленном расположении отвода от открытого конца основного трубы. 7 ил.

Использование: для обнаружения трещин на деталях вращения. Сущность изобретения заключается в том, что наличие трещины на контролируемом изделии определяют при получении порогового сигнала вихретокового преобразователя, при этом деталь вращают, а вихретоковый преобразователь скользит по поверхности детали в окружном направлении, получают пороговый сигнал о наличии трещины, при условии, что сигналы от конструктивных концентраторов напряжений при данном расположении вихретокового преобразователя не достигают порогового сигнала, определяют частоту вращения детали, обеспечивающую выявление трещины, строят зависимость минимально-выявляемой длины трещины от частоты вращения детали, перед вращением контролируемого изделия, на котором вблизи концентратора напряжений установлен вихретоковый преобразователь, выбирают по полученной зависимости частоту вращения контролируемого изделия, которая обеспечивает выявление трещины установленной минимальной длины, при вращении контролируемого изделия, по поверхности которого скользит вихретоковый преобразователь в окружном направлении, с выбранной частотой вращения по сигналу вихретокового преобразователя определяют наличие трещины в концентраторе напряжений, если сигнал достигает порогового сигнала, по выявленной зависимости определяют по частоте вращения контролируемого изделия длину трещины, размер которой больше или равен минимально-выявляемой величине, и контролируемое изделие снимают с эксплуатации, если сигнал вихретокового преобразователя не достигает порогового сигнала, то контролируемое изделие допускается к очередному этапу эксплуатации до следующего контроля. Технический результат: возможность обнаружения определенной минимально-выявляемой величины трещины на начальном этапе ее появления, а также снижение времени, затрачиваемого на осуществление способа. 6 ил.

Использование: для неразрушающего контроля изделий посредством вихревых токов. Сущность изобретения заключается в том, что установка для неразрушающего контроля дефектов в проверяемом изделии посредством вихревых токов содержит катушку возбуждения (14), на которую может подаваться сигнал (SE) возбуждения для воздействия на проверяемое изделие (16) переменным электромагнитным полем, аналого-цифровой преобразователь (21), фильтрующее устройство (22), вход которого соединен с аналого-цифровым преобразователем (21) и которое выполнено с возможностью осуществления полосовой фильтрации, демодулятор (27), вход которого соединен с выходом указанного фильтрующего устройства (22), приемную катушку (17), предназначенную для формирования сигнала (SP) катушки, зависящего от дефекта в проверяемом изделии (16), причем вход аналого-цифрового преобразователя (21) соединен с приемной катушкой (17), причем фильтрующее устройство (22) выполнено с возможностью уменьшения частоты сканирования. Технический результат: повышение точности определения дефектов в проверяемом изделии. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к измерительной технике. Сущность: устройство обнаружения дальнего поля вихревых токов вводится в цилиндрические трубы и перемещается по ним. Устройство может быть использовано для измерения толщины трубы и содержит излучающую рамку и множество симметрично расположенных приемных устройств по противоположным сторонам излучающей рамки, схему для возбуждения излучающей рамки, схему для приема сигнала от каждого приемного устройства и для обработки указанного сигнала с исключением двойной индикации дефектов. Сигнал является свернутым сигналом, пропорциональным толщине трубы вблизи каждого из приемных устройств. Множество симметрично расположенных приемных устройств представляют собой две пары рамок. Каждая пара расположена по каждую сторону излучающей рамки на расстоянии L1=k1×dz и L2=k2×dz, где k1 и k2 не имеют общего делителя и dz является длиной шага вдоль продольной оси установки. Удаление ложных дефектов из измерений содержит определение линейной комбинации сигналов множества симметрично размещенных приемных рамок. Технический результат: возможность удаления ложных артефактов. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 8 ил., 1 табл.

Предложение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для дефектоскопии и измерения толщины стенки полых деталей типа лопаток газотурбинных двигателей, выполненных как из металла, так и полностью или частично выполненных из керамики. Способ электромагнитного контроля полой детали типа лопатки 1 газотурбинного двигателя заключается в том, что на поверхность лопатки устанавливают электромагнитный преобразователь 2, заполняют внутренние полости 7 лопатки 1 средой 9, содержащей равномерно распределенные ферромагнитные частицы, например магнитной жидкостью, перемещают электромагнитный преобразователь 2 по поверхности лопатки 1, регистрируют с помощью электронного блока 3 изменяющиеся в процессе перемещения выходные сигналы электромагнитного преобразователя 2 и по ним судят о наличии дефектов со стороны внутренней поверхности полостей 7 и о толщине оболочки. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройству для регистрации дефектов (23) в контролируемом образце (13), перемещаемом относительно предлагаемого устройства, при неразрушающем и бесконтактном контроле, причем передающие катушки (18) намагничивают образец периодическими переменными электромагнитными полями, улавливающие катушки (15) регистрируют периодический электрический сигнал, содержащий несущее колебание, при этом, когда дефект регистрируется улавливающими катушками, наличие этого дефекта в контролируемом образце способствует формированию характерной амплитуды и/или фазы сигнала, каскад аналого-цифровых преобразователей преобразует сигнал улавливающей катушки в цифровую форму, блок (17, 19, 35, 37, 52, 60, 68, 74, 76, 78, 80, 88, 90, 94) обработки сигналов создает полезный сигнал из сигнала улавливающей катушки, преобразованного в цифровую форму, блок (60, 50, 64) обработки результатов обрабатывает полезный сигнал с целью обнаружения дефекта в контролируемом образце. В соответствии с изобретением посредством блока обработки сигналов путем осуществления контроля формы кривой преобразованного в цифровую форму сигнала улавливающей катушки определяют перемодуляцию каскада аналого-цифровых преобразователей сигналом улавливающей катушки, а затем путем математической аппроксимации преобразованного в цифровую форму сигнала улавливающей катушки восстанавливают часть сигнала, срезанную каскадом аналого-цифровых преобразователей. Технический результат - расширение диапазона измерений, увеличение вероятности быстрой локализации ошибки. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройству для регистрации дефектов в контролируемом образце, перемещаемом относительно предлагаемого устройства, при неразрушающем и бесконтактном контроле, которое имеет блок передающих катушек, содержащий по меньшей мере одну передающую катушку, предназначенную для намагничивания контролируемого образца периодическими переменными электромагнитными полями, блок улавливающих катушек, содержащий по меньшей мере одну улавливающую катушку, предназначенную для регистрации периодического электрического сигнала, содержащего несущее колебание, при этом когда дефект регистрируется улавливающими катушками, наличие дефекта в контролируемом образце способствует формированию характерной амплитуды и/или фазы сигнала, блок обработки сигналов, предназначенный для формирования полезного сигнала из сигнала улавливающей катушки, и блок обработки результатов, предназначенный для обработки полезного сигнала с целью обнаружения дефектов в контролируемом образце. В устройстве предусмотрен блок самотестирования, предназначенный для осуществления автоматически или по внешнему запросу систематического количественного контроля функций обработки сигналов блока обработки сигналов и/или систематического количественного контроля передающих катушек и/или улавливающих катушек и/или для осуществления по внешнему запросу калибровки блока обработки сигналов посредством калибровочного эталона, устанавливаемого вместо передающих и/или улавливающих катушек. Изобретение обеспечивает высокую надежность результатов проверки, так как обеспечена возможность точного выявления неисправностей в отдельных электронных компонентах устройства. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх