Способ определения моющих свойств у присадок к автомобильным бензинам


 


Владельцы патента RU 2494395:

Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") (RU)

Изобретение относится к лабораторным методам исследования присадок к автомобильным бензинам. Способ заключается в определении смол, промытых н-гептаном в бензине до и после введения исследуемой присадки по ГОСТ 1567, при этом используют бензин с содержанием промытых смол не менее 5 мг на 100 мл бензина (например, бензины вторичного происхождения - каталитического и термического крекинга, висбрекинга, коксования, полимеризации и т.д., как правило, с большим содержанием олефиновых углеводородов). Исследуемую присадку вводят в количестве 0,03-0,1% масс. По разнице в количестве промытых смол в бензине до и после введения исследуемой присадки судят о наличии моющих свойств у исследуемой присадки. Достигается повышение надежности определения. 1 табл.

 

Изобретение относится к лабораторным методам исследования присадок к автомобильным бензинам, в частности к способу определения моющих свойств у присадок к автомобильным бензинам.

Необходимость разработки и введения моющих присадок в автомобильные бензины вызвана тем, что автомобильные бензины содержат в своем составе значительное количество ароматических и олефиновых углеводородов, что обуславливает их повышенную склонность к образованию смол и отложений в системе подачи топлива, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на токсичные выбросы автотранспорта в окружающую среду.

Для оценки эффективности присадок в качестве моющих, в настоящее время существуют только стендовые методы, использующие автомобильные двигатели. Для испытаний на стенде соединений в качестве моющей присадки необходимо провести сравнительные испытания исходного бензина и бензина с моющей присадкой. Количество бензина для этих испытаний требуется от 200 до 600 литров, время испытаний 5-10 дней и соответственно стоимость испытаний от 3 до 10 тыс евро.

Известен способ определения промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) по ГОСТ 1657 или ASTM D-381. Способ заключается в том, что бензин наливают в предварительно взвешенный стаканчик в количестве 25 или 50 мл и помещают в нагретую до 155-165°C баню. Затем через 3-5 минут в стаканчик направляют через сопло воздух с температурой 155-165°C и расходом 500-700 см3/с, и стаканчик с бензином выдерживают при данных условиях 30 минут. После этого стаканчик вынимают из бани и помещают в эксикатор на 2 часа. Через два часа стаканчик несколько раз промывают 25 мл н-гептана до исчезновения окраски н-гептана, а затем стаканчик помещают в нагретую до 155-165°C баню и выдерживают 5 минут без продувки воздухом. После этого стаканчик вынимают из бани и помещают в эксикатор на 2 часа. Через 2 часа стаканчик взвешивают и, вычитая исходный вес стаканчика, определяют количество смол в бензине в пересчете на 100 мл.

Задача предлагаемого изобретения заключается в том, чтобы определить наличие моющих свойств у присадок, вводимых в автомобильный бензин, используя метод определения промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) по ГОСТ 1657 или ASTM D-381.

Способ определения моющих свойств у присадок к автомобильным бензинам заключается в определении смол, промытых н-гептаном в бензине до и после введения исследуемой присадки по ГОСТ 1567, при этом используют бензин с содержанием промытых смол не менее 5 мг на 100 мл бензина (например, бензины вторичного происхождения - каталитического и термического крекинга, висбрекинга, коксования, полимеризации и т.д., как правило, с большим содержанием олефиновых углеводородов). Исследуемую присадку вводят в количестве 0,03-0,1% масс. По разнице в количестве промытых смол в бензине до и после введения исследуемой присадки судят о наличии моющих свойств у исследуемой присадки.

Сущность изобретения подтверждается примерами, представленными в таблице.

Из представленных в табл. данных следует, что у известных моющих присадок в концентрации 0,05-0,1% масс. (примеры 2-5) содержание промытых смол значительно меньше, чем до введения присадок (значительно ниже 5 мг на 100 мл бензина). Присадка Хайтек 6470 в концентрации 0,05% масс. (пример 6) практически не влияет на моющие свойства бензина. Исследование в качестве моющих присадок фракций первичных алифатических аминов C10-C16 (85%) в концентрации 0,05% масс., а также первичных дистиллированных алифатических аминов С1720 (95%) в концентрации 0,03-0,05% масс. показали высокую эффективность в качестве моющих присадок (примеры 7-9); при уменьшении концентрации присадки С1720 (95%) до 0,01% масс. количество промытых смол значительно возрастает (пример 10). Также не проявляют моющих свойств другие вводимые в бензин присадки (примеры 11-13).

Таким образом, предлагаемый способ определения моющих свойств у исследуемых присадок подтверждается приведенными примерами.

Таблица
Определение содержания промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) в бензине до введения и после введения исследуемой присадки по ГОСТ 1567*
№ п/п Наименование образца Содержание промытых смол Разность содержания промытых смол до и после введения присадки
1 Бензин с установки коксования (БУК) 8 0
2 БУК + 0,05% масс. Керопур 3458N 2 6
3 БУК + 0,05% масс. Керопур 3606 1 7
4 БУК + 0,05% масс. Octimise G 2003 3 5
5 БУК + 0,1% масс. Octimise G 2003 1 7
6 БУК + 0,05% масс. Хайтек 6470 8 0
7 БУК + 0,05% масс. первичные алифатические амины фракция C10-C16 (85%) 2 6
8 БУК + 0,05% масс. первичные дистиллированные алифатические амины фракция C17-C20 (95%) 1 7
9 БУК + 0,03% масс. первичные дистиллированные алифатические амины фракция C17-C20 (95%) 2 6
10 БУК + 0,01% масс. первичные дистиллированные алифатические амины фракция С17-C20 (95%) 17 -9
11 БУК + 0,05% масс. N-метил-пара-анизидин 11 -3
12 БУК + 0,05% масс. В-15/41 9 -1
13 БУК + 0,03% масс. Ионол 11 -3
* Содержание фактических смол до промывки н-гептаном у бензина с установки коксования (БУК) 8 мг на 100 мл бензина

Способ определения моющих свойств у присадки в автомобильном бензине, заключающийся в том, что в бензин с содержанием промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) не менее 5 мг на 100 мл бензина, вводят исследуемую присадку в количестве 0,03-0,1 мас.% и определяют количество промытых смол, затем по разнице в количестве промытых смол в бензине до и после введения исследуемой присадки судят о наличии моющих свойств у исследуемой присадки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерению характеристик твердых топлив для ракетных двигателей. Способ включает измерение реактивной силы продуктов газификации при сжигании образца твердого топлива, бронированного по боковой поверхности, причем измеряют реактивную силу и время полного сгорания образца твердого топлива, помещенного в бомбу постоянного объема, при давлении в диапазоне (0.5÷15)МПа, создаваемом инертным газом, например азотом или аргоном, причем объем бомбы и масса образца находятся в заданном соотношении, а величину единичного импульса определяют по расчетной формуле.

Изобретение относится к области химического анализа органических соединений, а именно его применения для определения наличия жидкого нитроглицерина на поверхности баллиститных порохов.

Изобретение относится к угольной промышленности, а именно к контролю качества углей. .

Изобретение относится к контролю качества автомобильного бензина. .

Изобретение относится к способу получения фракции полиметилзамещенных алканов C18-C36 формулы: ,где n=4-10, путем взаимодействия расплава атактического полипропилена с кислородом воздуха при 150-250°С в течение 1-6 ч при расходе воздуха 0,6-1,9 л/(мин·кг) с использованием в качестве сырья побочных низкомолекулярных продуктов окисления.

Изобретение относится к области химического анализа органических соединений, а именно его применения для определения наличия выкристаллизованного взрывчатого вещества на поверхности сгорающих гильз, сгорающих цилиндров, из которых изготовлены метательные заряды к танковым пушкам.

Изобретение относится к области испытаний взрывчатых веществ, в частности к определению работоспособности взрывчатых веществ. .

Изобретение относится к области обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) и компонентов взрывчатых составов на основе неорганических и органических перхлоратов химическим индикаторным анализом с использованием адсорбционных методов разделения с визуальным контролем.
Изобретение относится к контролю качества моторных топлив и может быть использовано для определения содержания тяжелых фракций углеводородов в моторных маслах и топливах.

Изобретение относится к способу регулирования параметров впрыска, сгорания и доочистки двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с самовоспламенением, содержащего биотопливо в горючем.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ и криминалистических идентификационных препаратов. Способ маркировки взрывчатого вещества (ВВ) заключается во введении во взрывчатое вещество маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке. В качестве идентификаторов используют смесь полиорганосилоксанов с различными длинами молекулярных цепочек, в которой каждому одному техническому показателю соответствует идентификатор в виде полиорганосилоксана с соответствующей длиной молекулярной цепочки и соответствующим «временем выхода» («удерживания») на хроматограмме. Таким образом, в составе взрывчатого вещества формируется «химический штрих-код», считывание которого осуществляют на хроматограмме по принципу наличия или отсутствия компонента при определенном значении времени его «выхода» («удерживания»). Способ подходит для маркировки смесевых и индивидуальных ВВ, а также их компонентов, например, неорганических окислителей, в частности аммиачную селитру. Способ обеспечивает высокую достоверность идентификации ВВ при упрощении процесса определения его кода. 4 ил., 1 табл.
Изобретение относится к лабораторным методам исследования автомобильных бензинов. Способ заключается в том, что определяют количество смол до и после промывки н-гептаном (промытых смол) по ГОСТ 1567 и по разнице в количестве смол до и после промывки н-гептаном судят о наличии моющей присадки в автомобильном бензине. Отсутствие разницы между количеством смол до промывки н-гептаном и смол после промывки н-гептаном свидетельствует об отсутствии моющих присадок в автомобильном бензине. Наоборот, если в бензин была введена моющая присадка, разница в количестве смол до и после промывки н-гептаном составит значительную величину. Достигается повышение надежности определения. 1 табл.

Группа изобретений относится к определению воды в потоке углеводородных жидких и газообразных топлив. Способ характеризуется тем, что пропускают поток топлива или воздуха при постоянном расходе через водоотделитель, состоящий из нескольких ячеек, расположенных последовательно одна за другой, образованных коагулятором и сепарирующей сеткой, а воду, полученную в результате сепарирования на пористой перегородке отводят в отстойник, при этом постоянно или периодически измеряют давление перед пористой перегородкой и давление за ней, передают сведения об измеренных величинах давления на аналитический блок-регистратор, вычисляют на основании разности давлений гидравлическое сопротивление пористой перегородки, затем по полученным данным определяют количество воды, удержанной пористым поливинилформалем коагулятора, на основе предварительно полученных тарировочных данных об изменении гидравлического сопротивления пористой перегородки в зависимости от содержания воды в коагуляторе и в потоке топлива, и на основе этих данных определяют количество воды, содержащейся в топливе. Также описано устройство для осуществления способа. Достигается повышение надежности и точности, а также - упрощения определения. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области исследования материалов путем определения их теплофизических свойств и предназначено для прогнозирования в лабораторных условиях эндогенной пожароопасности угольных шахтопластов при геологоразведочных разработках. Технический результатом является создание модели, имитирующей природные процессы низкотемпературного гидротермального и флюидогенного преобразования углей в очагах самовозгорания шахтопластов. Для прогнозирования склонности ископаемых углей к самовозгоранию создают модель, имитирующую природные процессы гидротермального и флюидогенного преобразования углей в очагах самовозгорания шахтопластов. Осуществляют непрерывную проточную фильтрацию водно-воздушной смеси через измельченную пробу угля, помещенную в кварцевый реактор с заданным режимом нагревания до температуры не превышающей температуру самовозгорания угля. Затем охлаждают кварцевый реактор до комнатной температуры и повторяют непрерывную проточную фильтрацию. Фиксируют начало термодеструкции пробы по реакции индикаторного газа с водно-щелочным раствором. По углу расхождения кривых, соответствующих первому и повторному нагреванию на графике определяют скорость протекания экзотермической реакции. Вычисляют время инкубационного периода самовозгорания, которое является прогнозным фактором склонности ископаемых углей к самовозгоранию. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ. Способ заключается в расчете величины критерия, показывающего увеличение объема взрывных газов по сравнению с начальным объемом заряда, основанном на фиксации количества разрушенного материала в металлической пластине-свидетеле при торцевом воздействии на нее вплотную примыкающего цилиндрического заряда испытуемого наливного взрывчатого вещества с инициированием взрыва от противоположного по отношению к примыкающему к пластине конца заряда для оценки коэффициента k политропы продуктов взрыва по уравнению, разрешаемому относительно k с последующей оценкой разрушительных свойств взорванного заряда по величине вышеуказанного критерия, который рассчитывается из заданного соотношения. Достигается упрощение, а также - повышение информативности и надежности оценки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Способ заключается в использовании для определения количества антиоксидантов в испытуемом авиакеросине зависимости показателя совместимости авиакеросинов с резиной от содержания в них антиоксидантов. В качестве образца резины в способе используют уплотнительное резиновое кольцо, которое сжимают на 20% его толщины, помещают в испытуемый авиакеросин и непрерывно в течение всего испытания фиксируют усилие сжатия для определения показателя совместимости авиакеросина с резиной. При расчете показателя совместимости авиакеросина с резиной применяют формулу, включающую максимальное усилие сжатия резинового кольца и величину усилия сжатия кольца после 3-х часов его выдержки в авиакеросине при 150°C. 3 ил., 3 табл., 1 пр.

Изобретение относится к контролю качества нефтепродуктов и может быть использовано для определения качества горюче-смазочных материалов, в том числе и для проведения экспресс-контроля горюче-смазочных материалов. Сначала пробу исследуемого нефтепродукта фиксированного объема пропускают через водокоагулирующий материал, который размещают между витками плоской спирали, установленной в полости усеченного конического элемента. При пропускании пробы по спирали удлиняется время на коагуляцю микрокапель свободной воды, содержащейся в пробе. Затем пробу исследуемого нефтепродукта пропускают через мембранную фильтрующую перегородку с нанесенным слоем водочувствительного химического реагента. При этом эту пробу с помощью полого усеченного конического элемента локализуют на поверхности этого водочувствительного химического реагента и по изменению его цвета судят о наличии и концентрации воды в пробе. Дополнительно к этому о концентрации воды в пробе исследуемого нефтепродукта судят по уменьшению взятого для исследования фиксированного объема пробы до момента изменения цвета водочувствительного химического реагента. Достигается повышение точности анализа. 1 ил.

Изобретение относится к аналитической химии, конкретно к химическим индикаторам на твердофазных носителях, и может быть использовано для экспрессного определения металлов в водных средах и бензинах с помощью реагентных индикаторных трубок на основе хромогенных дисперсных кремнеземов. В качестве наполнителя содержат хромогенные ионообменные дисперсные кремнеземы с ковалентно привитыми гидразонами или формазанами. Технический результат изобретения заключается в повышении чувствительности и избирательности определения металлов. 3 табл., 4 ил., 14 пр.

Изобретение относится к области анализа физических свойств жидкостей. Устройство содержит емкость со шкалой для отбора пробы с размещенным в ней штоком с поршнем, программно-аппаратный комплекс для измерения времени и температуры, трубку для пропускания жидкости в емкость при отборе пробы для определения условной вязкости, термистор, который может быть установлен на трубке при определении микропенетрации, деэмульгирующей способности и показателя динамики нагрева жидкости, конус, который может быть установлен вместо поршня на шток с помощью резьбы при определении микропенетрации, пробку или крышку, которая может быть установлена на штуцер емкости вместо трубки при определении микропенетрации и деэмульгирующей способности, и подставку для установки емкости. Достигается упрощение и ускорение, а также - повышение информативности и надежности определения. 4 з.п. ф-лы, 4 табл., 10 ил.

Изобретение относится к области исследования жидких углеводородных топлив, преимущественно оценки их воспламеняемости, зависящей от цетанового числа, ЦЧ, или цетанового индекса, ЦИ, и может быть использовано при подборе топлива для конкретного дизельного двигателя. Способ включает определение плотности при температуре 20°С топлива, определение усредненной температуры кипения, Тс, °С, по расчетным зависимостям от температур выкипания отдельных фракций топлива, установление диапазона плотности при 20°С от 700 до 1020 кг/м3, определение кинематической вязкости при температуре 50°С при плотности топлива от 860 до 1020 кг/м3 и температуре выкипания конечной фракции топлива выше 400°С, оснащение номограммы для оценки ЦИ дополнительной шкалой вязкости, совмещаемой со шкалой Тс на участке от 268 до 320°С, установление диапазона Те от 90°С до 320°С, установление диапазона шкалы кинематической вязкости от 2,0 до 1000 мм2/c, установление диапазона шкалы цетанового индекса, ед., от 0 до 70. Номограмма позволяет определять ЦИ любого жидкого углеводородного топлива (от бензина до остаточного). Достигается расширение ассортимента исследуемых топлив и повышение надежности оценки. 1 ил., 1 табл., 4 пр.
Наверх