Способ реализации нефтепродуктов потребителю

Изобретение относится к области техники, обеспечивающей реализацию нефтепродуктов потребителю. Отпуск нефтепродуктов потребителю производят с учетом фактической температуры нефтепродукта. Дозу нефтепродукта при температуре +20°С изменяют до объема при фактической температуре посредством определения средней температуры нефтепродукта в заглубленных резервуарах автозаправочной станции по времени года и изменения объема измерительной камеры топливораздаточной колонки регулятором блока измерений. Измерение температуры нефтепродукта производят в заглубленном резервуаре автозаправочной станции с помощью датчика температуры. Полученное значение температуры в виде токового сигнала автоматически подают на контроллер, который преобразует полученный сигнал в управляющий, в результате чего изменяется объем отпускаемой дозы нефтепродукта. Обеспечивается реализация нефтепродуктов потребителю одинакового энергетического и массового содержания в единице объема при разной температуре. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к области измерения расхода текучих сред (нефтепродуктов), и предназначено для дозирования их объема с корректировкой и регулированием, обеспечивающими тем самым точный отпуск нефтепродуктов потребителю.

Предпосылки для создания изобретения.

Анализ существующего уровня техники в данной области показал следующее. В настоящее время отпуск нефтепродуктов (дизельного топлива, бензинов, горюче-смазочных материалов (ГСМ)) потребителю, а также все вопросы, связанные с учетом нефтепродуктов, регламентируются «Инструкцией о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР», утвержденной 15 августа 1985 г., №06/21-8-446. В соответствии с требованиями данной Инструкции с дополнениями и изменениями (письмо №04-21/760 от 30.11.1987 г.), учет нефтепродуктов на нефтебазах и наливных пунктах ведут в единицах массы, а на автозаправочных станциях (АЗС) реализация и учет нефтепродуктов осуществляется в единицах объема (литрах).

Отпуск нефтепродукта потребителю на автозаправочных станциях производят через топливораздаточные колонки (ТРК) в единицах объема (литрах) при текущей (фактической) температуре в любое время года. Соответственно, цену нефтепродуктов устанавливают в рублях за литр вне зависимости от фактической температуры, а измерительное устройство ТРК настраивают всегда на выдачу объема при температуре t=+20°C по утвержденной МИ 1864-88 «Колонки топливораздаточные. Методика поверки».

Однако объем нефтепродукта непосредственно зависит от его температуры. Каждый градус изменения температуры приводит к изменению объема бензинов на 0,11%, а дизтоплива на 0,08%. Если объем бензина, выраженного в единице массы, при температуре t=+20°С принять за 100%, то при t=+10°С его объем уменьшится на 1,1%, при t=0°С - на 2,2% и т.д. Это значит, что энергетическое и массовое содержание в единице объема отпускаемого через ТРК бензина при t=+20°С на 2,2% меньше, чем энергетическое и массовое содержание в такой же единице объема, отпускаемого через ТРК бензина при его t=0°С.

Другими словами, при одной и той же цене за литр бензина в течение всего года ТРК выдает одинаковый объем, настроенный на температуру t=+20°С, но постоянно разного энергетического и массового содержания, в результате чего автомобиль на одном и том же объеме бензина проезжает разное расстояние. Кроме этого, исследования показали, что температура нефтепродуктов в емкостях АЗС на 10÷16°С ниже t=+20°C, в результате чего продавец товара постоянно теряет до 1,5% нефтепродуктов от объема реализации через ТРК.

Известны принципиальные схемы устройств для заправки автомобилей топливом и маслами (Дмитриев И.А. Оборудование автозаправочных станций, М., Недра, 1968 г., с.5-9, 34-52), где на стр.7 дается информация о погрешностях ТРК при колебаниях температуры топлива, превышающих ±5°С, при которых измерения в единицах объема вызывают погрешности, выходящие за допустимые пределы (0,5%).

Погрешность топливораздаточной колонки состоит из следующих слагаемых (см. стр.37-38):

δ - погрешности, вызываемые наличием утечки жидкости через зазоры объемного счетчика;

δ пр - погрешности, связанные с переменным режимом работы счетчика при включении и выключении подачи жидкости;

δ см - погрешности при снятии показания счетного механизма;

δ кс - погрешности кинематической схемы счетчика.

И далее последний абзац на стр.38.

В процессе измерения могут быть и другие погрешности показаний счетчика, которые вызываются условиями, в которых происходит измерение. Сюда необходимо отнести:

а) изменения температуры счетчика жидкости (корпуса), которая влияет на объем в мерной камере из-за линейных расширений металла;

б) разность температуры жидкости в мерной камере и после того, как она вышла из счетчика;

в) погрешности показания счетчика, вызванные наличием в измеряемой жидкости газов и паров нефтепродукта.

В результате анализа известных схем устройств для заправки автомобилей топливом и маслами необходимо отметить, что в современных топливораздаточных колонках и существующих методиках проверки и настройки ТРК практически все погрешности устранены или сведены к минимуму за счет электронных приборов, кроме (8) погрешности, вызванной наличием утечек жидкости через зазоры объемного счетчика и поэтому паспортная погрешность импортных ТРК составляет не более 0,25%, а отечественных ТРК - 0,5%.

Для предлагаемого технического решения вышеуказанные погрешности никакого значения не имеют. Техническое решение утверждает, что существующая настройка измерительной камеры ТРК на температуру t=+20°С по МИ 1864-88 приводит к потере 1,5% нефтепродукта от объема отпуска в среднем по году, т.к. нефтепродукт, который отпускается через ТРК имеет другую температуру, значительно ниже указанной, а значит ТРК выдает потребителю в течение всего года одинаковый физический объем, но всегда разного энергетического и массового содержания в силу свойств нефтепродукта (коэффициент объемного расширения бензинов 0,11% при изменении температуры на 1°С).

Наиболее близким к предлагаемому способу является выбранный нами в качестве прототипа способ измерения массы нефтепродукта в топливораздаточных установках с топливораздаточными колонками (Патент ЕА 23005800840, G01F 1/86, 29/12/2006 г.), включающий измерение плотности, объема, температуры нефтепродукта с последующим вычислением его массы по формуле, а плотность нефтепродукта измеряют при температуре магистрали посредством плотномера, установленного на выходе из раздаточного резервуара, затем осуществляют перерасчет измеренной плотности, определяя стандартное значение плотности при температуре t=+20°C, одновременно, в каждой топливораздаточной колонке посредством датчиков температуры производят измерение температуры отпуска нефтепродуктов, по которой с учетом расчетных таблиц и стандартного значения плотности нефтепродукта при температуре t=+20°С определяют плотность нефтепродукта при температуре непосредственно в каждой топливораздаточной колонке, при этом объем измеряют объемным счетчиком, прошедшим селективный отбор и имеющим предел допускаемой основной относительной погрешности при изменении объема 0,08-0,15%, а расчет массы нефтепродукта для каждой топливораздаточной колонки в зависимости от температуры осуществляют по формуле Мнфп=Vнфп·Ркнфп(t), где Мнфп - масса нефтепродукта, Vнфп - объем нефтепродукта, Ркнфп(t) - плотность нефтепродукта в зависимости от температуры в каждой колонке, при этом при проведении селективного отбора объемных счетчиков изготавливают партию объемных счетчиков, каждый из которых подвергают испытанию на погрешность, затем, учитывая общий диапазон погрешности от 0,08-0,25%, выделяют группу объемных счетчиков с погрешностью 0,08-0,15%. (Для сведения: Vнфп - объем нефтепродукта в указанной выше формуле берется по показанию ТРК, объемный счетчик которой настроен на измерение объема при температуре t=+20°C по МИ 1864-88).

Отличие данного способа от заявленного изобретения состоит в том, что повышение точности измерения массы нефтепродукта в процессах приема и отпуска из наземных резервуаров нефтебаз и наливных пунктов производится только за счет учета плотности нефтепродукта в каждой наливной колонке.

А по предлагаемому нами способу обеспечивается реализация на АЗС нефтепродуктов потребителю через ТРК в единицах объема, в котором объем зависит от его фактической температуры и коэффициента объемного расширения данного вида нефтепродукта (физический температурный коэффициент), находящегося в емкости, закопанной в землю.

Технический результат, на достижение которого направленно заявленное изобретение, заключается в обеспечении точности отпуска объемной дозы ГСМ через ТРК, т.е. одинакового энергетического и массового содержания при различных температурах.

Технический результат достигается тем, что по способу реализации нефтепродуктов потребителю, по которому нефтепродукты отпускают в единицах объема (в литрах), новым является то, что отпуск производят с учетом фактической температуры нефтепродукта, причем дозу нефтепродукта при температуре +20С изменяют до объема при фактической температуре посредством определения средней температуры нефтепродукта в заглубленных емкостях автозаправочной станции и изменения объема измерительной камеры топливораздаточной колонки регулятором блока измерений.

Измерение температуры нефтепродукта в заглубленной емкости автозаправочной станции производят с помощью датчика температуры, полученное значение температуры в виде токового сигнала автоматически подают на контроллер, который преобразует полученный сигнал в управляющий, в соответствии с которым при известной температуре и коэффициенте объемного расширения изменяется объем отпускаемой через топливораздаточную колонку дозы нефтепродукта.

По заявленному способу реализации нефтепродуктов, по которому нефтепродукты отпускают потребителю в единицах объема, новым является то, что отпуск нефтепродукта производят с учетом его температуры посредством настройки объема измерительной камеры топливораздаточной колонки. Дозу нефтепродукта при температуре t=+20°C изменяют до объема при его фактической температуре.

При проведении патентных исследований не обнаружены решения, идентичные заявленному, следовательно, заявленное изобретение соответствует критерию «новизна».

Сущность заявленного изобретения не следует явным образом из известных решений, следовательно, заявленное изобретение соответствует критерию « изобретательский уровень»

Считаем, что сведений, изложенных в материалах заявки, достаточно для практического осуществления изобретения.

Предлагаемый способ реализации нефтепродуктов потребителю поясняется чертежами.

На Фиг.1 приведен график значений температуры нефтепродукта в подземных (заглубленных в землю) резервуарах автозаправочных станций в течение года на территории Республики Татарстан.

На Фиг.2 приведен блок измерений ТРК с регулятором объема измерительных камер.

На Фиг.3 приведена блок-схема коррекции дозы в зависимости от температуры в заглубленном резервуаре АЗС.

На Фиг.1 цифрой 1 обозначена фактическая температура нефтепродукта; цифрой 2 - стандартная температура нефтепродукта +20°С, на которую настраиваются все ТРК по МИ 1864-88.

На Фиг.2 представлен регулятор 1 измерительной камеры, который изменяет объем объемометра ТРК.

На Фиг.3 - топливораздаточная колонка 1, контроллер 2 и заглубленный резервуар 3.

Для описания способа обратимся вначале к Фиг.1.

Как видно из графика, фактическая температура нефтепродукта 1 в течение всего года существенно ниже температуры t=+20°С, принятой в РФ за стандартную 2, на которую настраиваются все отечественные и импортные топливораздаточные колонки (ТРК), выпускаемые для промышленной эксплуатации.

Для реализации способа используется следующее.

Вариант 1. На основе статистических данных по температуре почвы на глубине залегания резервуаров, которые предоставляются региональными управлениями по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за несколько лет наблюдений, определяют среднюю температуру нефтепродукта в закопанном в землю резервуаре по временам года (месяц, квартал, полугодие). В соответствии с установленной средней температурой и коэффициентом объемного расширения нефтепродукта регулятором 1 блока измерений (фиг.2) изменяют (увеличивают или уменьшают) объем измерительной камеры, тем самым изменяя дозу нефтепродукта, выдаваемую ТРК потребителю.

Вариант 2. Измеряется температура нефтепродукта в заглубленном резервуаре 3 (фиг.3) с помощью датчика температуры и автоматически подается полученное значение температуры в виде токового сигнала в контроллер 2. Контроллер 2 преобразует полученный сигнал в управляющий, в соответствии с которым при известной температуре и коэффициенте объемного расширения данного вида нефтепродукта изменяется объем отпускаемой дозы нефтепродукта через ТРК 1.

Таким образом, предлагаемый способ реализации нефтепродуктов потребителю через ТРК позволяет обеспечить постоянное соответствие отпускаемой через ТРК дозы при фактической температуре энергетическому и массовому содержанию дозы нефтепродукта при t=+20°С

Проводимые в настоящее время опытные и исследовательские работы на автозаправочных станциях с участием сотрудников Федеральных государственных предприятий Ростехрегулирования Республики Татарстан по внедрению данного способа реализации нефтепродуктов показывают, что снижаются потери нефтепродуктов в среднем на 1,5%. Более высокими темпами возрастет налогооблагаемая база предприятий нефтепродуктообеспечения, так как не будет теряться чистый доход при всех произведенных уже затратах на приобретение, хранение и транспортирование нефтепродуктов до АЗС. Для регионов России, где среднегодовые температуры еще более отличаются от стандартной t=+20°С, эффект будет более высоким.

Расчеты показывают, что при среднегодовых объемах реализации светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке России примерно 73 млн. тонн фактические потери предприятий нефтепродуктообеспечения составляют более одного миллиона тонн.

Таким образом, предлагаемый способ реализации нефтепродуктов потребителю является высокоэффективным мероприятием по отпуску нефтепродуктов и может при широком внедрении принести существенный народно-хозяйственный эффект.

1. Способ реализации нефтепродуктов потребителю, по которому нефтепродукты отпускаются в единицах объема, отличающийся тем, что отпуск производят с учетом фактической температуры нефтепродукта, причем дозу нефтепродукта при температуре +20°С изменяют до объема при фактической температуре посредством определения средней температуры нефтепродукта в заглубленных резервуарах по времени года, в соответствии с установленной средней температурой регулятором блока измерений изменяют объем отпускаемой топливораздаточной колонкой дозы нефтепродукта.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что производят измерение температуры нефтепродукта в заглубленном резервуаре автозаправочной станции с помощью датчика температуры, полученное значение температуры в виде токового сигнала автоматически подают на контроллер, который преобразует полученный сигнал в управляющий, в соответствии с которым при известных температуре и коэффициенте объемного расширения изменяется объем отпускаемой через топливораздаточную колонку дозы нефтепродукта.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано в топливозаправочном комплексе (ТЗК) для обнаружения утечек в системе улавливания паров топлива. Система проверки на наличие утечек в системе улавливания паров топливораздаточной системы имеет подземный резервуар (ПР) и множество точек раздачи, гидравлически связанных с ПР.

Изобретение относится к техническим средствам автозаправочных станций для отпуска нефтепродуктов в автомобильные баки потребителей. .

Изобретение относится к оборудованию автомобильных заправочных станций. .

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в контейнерных установках хранения жидкого топлива и контейнерных автозаправочных станциях. .

Изобретение относится к устройствам для заправки топливом автомобилей. .

Изобретение относится к проектированию, оснащению, построению и функционированию автозаправочных станций (АЗС). .

Изобретение относится к автозаправочным многотопливным станциям и может использоваться для заправки транспортных средств и других машин несколькими видами топлива.

Изобретение относится к области транспорта и средств механизации, а именно транспорта и средств механизации, снабженных топливными баками и иными емкостями с горловинами.

Группа изобретений относится к автомобильной технике. Способ профилактики работы двигателя автомобиля включает оценку соответствия топлива по его устойчивости к окислению на основании определения процентного содержания ВНТ в топливе питания двигателя посредством спектроскопии в ближней инфракрасной области с возможностью изменения указанного содержания и уведомление пользователя о качестве топлива на основании результатов вышеуказанного определения. Также представлен автомобиль, в отношении которого осуществим данный способ. Достигается повышение надежности профилактики. 2 н. и 9 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к контейнерным автозаправочным станциям. Контейнер хранения и выдачи жидкости содержит вытяжное (6) и приточное (7) вентиляционные окна, выполненные на боковых сторонах (2) корпуса (1) в зоне размещения технологических отсеков (4). Двери (8) технологических отсеков (4), размещенных в торцевых частях корпуса, выполнены с возможностью раскрытия на угол в 270°. Размещение вытяжных и приточных окон может иметь разные варианты: совмещены в одно или размещены раздельно. По одному варианту три вытяжные и приточные окна частично перекрываются створками дверей (8), а по второму варианту частично перекрывается лишь одно из них. Достигается улучшение условий эксплуатации контейнеров за счет предотвращения загрязнения оборудования и технологических отсеков активным воздухообменом в момент открытия дверей. 3 н.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к автозаправочным станциям (АЗС). Транспортное средство (ТС) оснащают радиочастотной меткой и регистрируют его, вводя необходимые данные по ТС в базу данных. Клиент получает радиочастотную метку. При остановке ТС у ТРК клиента и ТС идентифицируют посредством считывателей, в случае положительной идентификации со счета клиента снимают средства за заказанную им дозу топлива, заправляют ТС, а в случае прерывания поступления данных хотя бы от одной из радиочастотных меток подачу топлива прекращают. АЗС включает территорию с въездом и выездом, топливозаправочные колонки, операторскую с расположенным в ней контроллером, резервуары для хранения топлива, площадку слива/налива топлива из автоцистерны, аварийный резервуар, очистные сооружения, технологические трубопроводы, системы контроля, измерения уровня топлива, молниезащиты и заземления. Контроллер АЗС связан посредством электронных средств связи с базой данных, считывателями, а база данных связана с регистрирующим устройством, банком, пользовательской системой. Достигается максимально быстрое обслуживании ТС и исключение хищений топлива при заправке. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к резервуарам, используемым для хранения и транспортировки жидкого топлива, в частности к топливным резервуарам, применяемым в составе топливозаправочного модуля контейнерного типа. Топливный резервуар выполнен в виде прямоугольной оболочки, снабженной элементами жесткости, имеющей дно, боковые стенки и крышу. Элементы жесткости включают вертикально ориентированные элементы, выполненные в виде вертикальных ребер жесткости, расположенных на внутренней и внешней поверхностях боковых стенок резервуара, и распределенные по площади указанных поверхностей, а также горизонтально ориентированные элементы, содержащие расположенные по меньшей мере в одном горизонтальном сечении резервуара горизонтальные ребра жесткости, установленные по периметру внутренней и внешней поверхности боковых стенок, и внутренние стяжки, установленные диагонально по углам периметра внутренней поверхности боковых стенок. Достигается упрощение конструкции топливного резервуара. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к топливозаправочным системам на АЗС. Система реализации топлива на АЗС содержит топливозаправочную колонку (ТРК) с возможностью измерения и отпуска топлива, блок обработки данных с возможностью определения температуры и блок коррекции, соединенный с ТРК и с блоком обработки данных с возможностью коррекции топлива на основании корректирующей температуры. Блок обработки данных определяет распределение температуры топлива в системе АЗС на основании параметров трубопровода, температуры грунта, температуры топлива на входе в трубопровод и теплоемкости топлива. Достигается повышение точности отпуска объема реализуемого через ТРК топлива. 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл.

Изобретение относится к системам измерения и реализации объема автомобильного топлива предназначено, в частности, для использования при дозировании объема топлива, реализуемого на АЗС. Система реализации автомобильного топлива на автозаправочной станции (АЗС) содержит топливораздаточную колонку (ТРК), выполненную с возможностью измерения и отпуска реализуемого объема топлива, блок обработки данных, выполненный с возможностью определения распределения температуры топлива в системе АЗС, блок коррекции, соединенный с ТРК и с блоком обработки данных и выполненный с возможностью коррекции реализуемого объема топлива на основании определенной корректирующей температуры. Блок обработки данных определяет распределение температуры топлива в системе АЗС на основании, по меньшей мере, следующих предварительно определенных данных: параметров трубопровода, обеспечивающего подачу топлива в ТРК, температуры грунта, в котором находится трубопровод, температуры топлива на входе в трубопровод и параметров топлива. Блок обработки данных определяет среднюю температуру топлива в сезон, которая принимается в качестве корректирующей температуры, на основе упомянутого распределения температуры топлива в системе АЗС с учетом параметров повторно-кратковременного режима работы ТРК. Достигается повышение точности отпуска объема реализуемого через ТРК автомобильного топлива при сезонных колебаниях температуры.3 н. и 25 з.п. ф-лы, 2 ил., 4 табл.

Изобретение относится к передвижным плавучим заправочным станциям и может быть использовано для заправки судов сжиженным природным газом. Система безопасной заправки судов сжиженным природным газом содержит газозаправочную станцию, выполненную в виде передвижного основания плавучего средства. Хранилище сжиженного газа, находящееся на судне, соединено с топливным баком машинного отделения трубопроводом с криогенным насосом. Топливная система судна содержит судовую ёмкость сжиженного природного газа, окружённую снаружи теплоизоляционным кожухом с указанием уровня. Выход испарителя самонаддува соединён с регулятором давления. Судовая ёмкость сообщается с линией бункеровки «А» и линией дренажа «Б» через обратный клапан и бункеровочную муфту. Испаритель-газификатор соединён с судовым двигателем. Достигается обеспечение безопасности при заправке за счет использования взрывозащитных элементов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к передвижным плавучим заправочным станциям и может быть использовано для заправки судов сжиженным природным газом. Взрывозащитное устройство с разрывной мембраной содержит корпус клапана, затвор и разрывной элемент. Футерованный грузовой затвор подвижно соединён с корпусом клапана и перекрывает отверстие в корпусе защищаемого объекта. В верхней цилиндрической части корпуса клапана размещён узел крепления разрывной мембраны. Достигается обеспечение безопасности при заправке за счет использования взрывозащитных элементов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение к автозаправочным станциям и способам заправки топливом транспортного средства. Автозаправочная станция (430) содержит, по меньшей мере, два соседних основания (52, 54), при этом каждое основание расположено на грунтовой поверхности. Каждое грунтовое основание оборудовано первым топливораздаточным устройством (50), расположенным на соответствующем основании и образующим первое место (58) заправки топливом на первой стороне (60) основания и второе место (62) заправки топливом на второй стороне (64) основания. Вторая сторона расположена со стороны, противоположной первой стороне. Каждое основание также снабжено вторым топливораздаточным устройством (78), расположенным на соответствующем основании и образующим третье место (80) заправки топливом. Автозаправочная станция содержит, по меньшей мере, одно место (122, 124) ожидания очереди перед одним из оснований. Направляющие средства (102, 104) привязывают каждое место ожидания очереди к первому месту заправки топливом и к третьему месту заправки топливом одного из вышеуказанных оснований и ко второму месту заправки топливом у соседнего основания. Достигается повышение эффективности работы и увеличение производительности заправочной станции. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к мобильным автоматическим заправочным устройствам. Мобильный автоматический заправочный комплекс включает заправочный контейнер с боковыми и торцевыми стенками и технологическими отсеками, установленную внутри заправочного контейнера, по меньшей мере, одну топливораздаточную колонку, датчики контроля параметров нефтепродукта, насос для подачи нефтепродукта, пожарные датчики и извещатели, редуктор, систему автоматического пожаротушения, контроллер, терминал для оплаты. Диспетчерский пункт содержит, по меньшей мере, два танк-контейнера для перевозки и хранения нефтепродукта, герметично соединенные при помощи топливного трубопровода с топливораздаточной колонкой и установленные отдельно от заправочного контейнера, и установленную в заправочном контейнере газовую станцию, выполненную в виде криогенной емкости с инертным газом, соединенную с танк-контейнером для перевозки и хранения нефтепродукта при помощи газового трубопровода. Достигается повышение качества нефтепродукта, отпускаемого на мобильных автозаправочных станциях, и сокращение временных затрат на пополнение запасов нефтепродукта на таких АЗС. 1 ил.
Наверх