Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива и оснастка для его осуществления

При сборке ракетного двигателя твердого топлива положение соплового блока с кольцевым воспламенителем ориентируют относительно корпуса, причем ориентирование осуществляют без уплотняющих элементов. Затем в газоходы корпуса и на сопловой блок устанавливают технологическую оснастку, обеспечивающую сохранение взаимной ориентации соплового блока и корпуса. Производят расстыковку и устанавливают уплотняющие элементы, после чего производят окончательную стыковку. Скрепляют сопловой блок с корпусом и удаляют технологическую оснастку. Оснастка для сборки ракетного двигателя твердого топлива включает центрирующие и направляющие элементы. Центрирующий элемент выполнен в виде устанавливаемой в газоход корпуса консольной штанги. Направляющий элемент выполнен в виде скрепляемого с сопловым блоком вкладыша, снабженного втулкой, охватывающей консольную штангу. Изобретение позволяет упростить сборку ракетного двигателя твердого топлива. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к технологии изготовления ракетных двигателей твердого топлива (РДП), и может быть использовано при сборке РДГТ.

Известны конструкции РДГТ, в которых кольцевой воспламенитель установлен на вдвинутой в корпус двигателя части соплового блока, а в корпусе двигателя выполнены газоходы для задействования воспламенителя через приемные отверстия в его корпусе от пиротехнических средств, расположенных снаружи двигателя (см., например, патент Японии №57-4825, опубл. в 1982 г.).

При изготовлении и сборке такой конструкции РДП предъявляются особые требования, обусловленные необходимостью обеспечения требуемой точности совмещения газоходов в корпусе двигателя с приемными отверстиями в корпусе воспламенителя, что необходимо для быстрого и одновременного задействования навески воспламенителя при срабатывании пиротехнических средств, позволяющего ускорить процесс воспламенения заряда твердого топлива и обеспечить стабильный выход РДП на режим.

Точность совмещения осей газоходов в корпусе двигателя и приемных отверстий в корпусе воспламенителя зависит от точности ориентирования положения соплового блока относительно корпуса двигателя при сборке РДТТ.

Известен способ сборки изделия, например РДТТ, включающий ориентирование положения деталей относительно друг друга при стыковке и их скрепление (см. П.И.Орлов. "Основы конструирования". Справочно-методическое пособие в двух книгах. Книга I. М., "Машиностроение", 1988 г., стр.536-539), являющийся наиболее близким аналогом.

Ориентирование положения деталей производится при помощи закрепленного на одной из деталей контрольного штифта, устанавливающегося при сборке в паз, выполненный на ответной поверхности второй детали.

В известном способе применение контрольного штифта позволяет в ряде случаев точно зафиксировать при сборке положение одной детали относительно другой.

Однако при сборке конструкции РДТТ с вдвинутым в корпус двигателя сопловым блоком, в которой контрольный штифт и паз находятся в труднодоступном месте, проведение точного ориентирования путем вращения соплового блока относительно корпуса затруднено из-за невозможности визуального контроля положения штифта при подходе к пазу.

Наличие уплотняющих соединение элементов не позволяет производить корректировку положения соплового блока относительно корпуса путем вращения при сборке после начала стыковки (для совмещения штифта с пазом), так как даже незначительному повороту препятствуют уплотняющие элементы, которые по конструктивным особенностям шпоночного соединения замкового типа при сборке раньше входят в зацепление, чем контрольный штифт.

Кроме того, при сборке с установленными уплотняющими элементами возможный перекос соплового блока относительно корпуса может привести к передавливанию или перекусыванию уплотняющих элементов, что требует их замены и увеличивает трудоемкость процесса сборки.

Указанные факторы приводят к усложнению и повышению трудоемкости процесса сборки конструкции РДТТ, содержащей корпус с газоходами для задействования кольцевого воспламенителя, установленного на вдвинутой в корпус двигателя части соплового блока, так как к такой конструкции РДТТ предъявляются повышенные требования по точности совмещения газоходов в корпусе двигателя с приемными отверстиями в корпусе воспламенителя, обуславливающие необходимость уменьшения допусков на размеры контрольного штифта и паза, что затрудняет процесс сборки, особенно при больших габаритах соединяемых деталей.

Технической задачей данного изобретения является повышение точности совмещения газоходов в корпусе двигателя с приемными отверстиями в корпусе воспламенителя, упрощение и снижение трудоемкости процесса сборки РДТГ.

Технический результат достигается тем, что в способе сборки ракетного двигателя твердого топлива, включающем ориентирование положения соплового блока с кольцевым воспламенителем относительно корпуса с газоходами при их стыковке и скрепление соплового блока с корпусом, производят ориентирование положения соплового блока относительно корпуса при стыковке без уплотняющих элементов, устанавливают в газоходы корпуса и на сопловой блок технологическую оснастку, обеспечивающую сохранение взаимной ориентации соплового блока и корпуса, затем производят расстыковку, устанавливают уплотняющие элементы, после чего производят окончательную стыковку, скрепляют сопловой блок с корпусом и удаляют технологическую оснастку.

Для осуществления способа применяют оснастку, включающую центрирующие и направляющие элементы, в которой центрирующий элемент выполнен в виде устанавливаемой в газоход корпуса консольной штанги, а направляющий элемент выполнен в виде скрепляемого с сопловым блоком вкладыша, снабженного втулкой, охватывающей штангу.

Первоначальное ориентирование положения соплового блока относительно корпуса при стыковке без уплотняющих соединение элементов позволяет осуществлять поворот соплового блока относительно корпуса при сборке после начала стыковки для совмещения штифта с пазом, при этом исключается возможность нарушения целостности уплотняющих элементов и, что особенно важно, контрольного штифта, так как стыковка осуществляется без усилий в осевом и тангенциальном направлениях.

Наличие зазора между стыкуемыми деталями (так как уплотняющие элементы сняты) упрощает процесс ориентирования из-за возможности осуществления перемещения одной детали относительно другой вначале стыковки, при этом возможный перекос может быть устранен при входе контрольного штифта в паз.

Установка (базирование) технологической оснастки в газоходы корпуса двигателя и на сопловой блок позволяет повысить точность сборки, так как расположение приемных отверстий в корпусе воспламенителя, установленного на сопловом блоке, задают при проектировании и изготовлении относительно газоходов корпуса двигателя.

Применение технологической оснастки, обеспечивающей сохранение полученной взаимной ориентации соединяемых деталей после расстыковки для установки уплотняющих элементов, позволяет состыковать сопловой блок с корпусом без дополнительной подгонки, что полностью исключает возможность нарушения целостности уплотняющих элементов (передавливание или перекусывание) и снижает трудоемкость процесса сборки.

Выполнение технологической оснастки в виде двух взаимодействующих между собой элементов, один из которых базируется в газоходы корпуса РДТТ, а другой скрепляется с сопловым блоком после ориентирования его положения относительно корпуса двигателя, позволяет повысить точность и упростить проведение взаимной ориентации корпуса РДТТ и соплового блока.

Оснастка проста в изготовлении и состоит из несложных деталей, обеспечивающих сохранение взаимной ориентации при установке уплотняющих соединение элементов и окончательной стыковке.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен общий вид РДТТ в разрезе.

На фиг.2 приведены схема сборки, основные элементы РДТТ и технологическая оснастка для сборки.

РДТТ содержит корпус 1 с зарядом 2 твердого топлива и сопловой блок 3.

Заряд 2 выполнен с глухим каналом, а сопловой блок 3 вдвинут в корпус 1.

На вдвинутой части соплового блока 3 установлен кольцевой воспламенитель 4, в корпусе которого выполнены приемные отверстия 5.

В корпусе 1 двигателя выполнены газоходы 6 для задействования навески воспламенителя 4 при срабатывании пиротехнических средств, устанавливаемых снаружи двигателя (на фиг. не показано).

Герметичность шпоночного соединения (7 - шпонка) соплового блока 3 с корпусом 1 обеспечивается уплотняющими элементами 8.

Для ориентирования положения соплового блока 3 относительно корпуса 1 при сборке соединения на фланце соплового блока 3 закреплен контрольный штифт 9, входящий в паз, выполненный на закладном фланце корпуса 1.

Контрольный штифт 9 в конструкции двигателя со шпоночным соединением играет роль фиксатора, являющегося необходимым элементом, позволяющим исключить возможность проворачивания соплового блока относительно корпуса в процессе работы двигателя.

Необходимо отметить, что контрольный штифт в условиях тонкостенной конструкции минимального веса расположен во внутренней полости соединения, что наиболее эффективно с точки зрения необходимой прочности.

При сборке, осуществляемой при вертикальном положении двигателя, сначала производят ориентирование положения соплового блока 3 относительно корпуса 1 до установки уплотняющих элементов 8.

После проведения ориентирования при предварительной стыковке в газоходы 6 корпуса 1 устанавливают центрирующие элементы, выполненные в виде консольной штанги 10, а с фланцем соплового скрепляют направляющий элемент, выполненный в виде вкладыша 11, снабженного втулкой, охватывающей консольную штангу 10.

Затем производят расстыковку, устанавливают уплотняющие элементы 8 и производят окончательную стыковку, при этом точность взаимного положения соединяемых элементов обеспечивается технологической оснасткой.

Устанавливают шпонки 7, обеспечивающие надежное скрепление элементов соединения.

После окончания процесса сборки технологическую оснастку удаляют и во входные отверстия газоходов корпуса двигателя устанавливают пиротехнические средства.

По предложенной технологии проведена сборка ряда крупногабаритных РДТТ, высокая надежность работы которых подтверждена при огневых стендовых испытаниях.

Разработанная последовательность технологических операций сборки РДТТ и предложенная оснастка для сборки позволяют повысить точность совмещения газоходов в корпусе двигателя с приемными отверстиями в корпусе кольцевого воспламенителя, установленного на вдвинутой в корпус части соплового блока, упростить процесс сборки и снизить его трудоемкость.

1. Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива, включающий ориентирование положения соплового блока с кольцевым воспламенителем относительно корпуса с газоходами при их стыковке и скрепление соплового блока с корпусом, отличающийся тем, что производят ориентирование положения соплового блока относительно корпуса при стыковке без уплотняющих элементов, устанавливают в газоходы корпуса и на сопловой блок технологическую оснастку, обеспечивающую сохранение взаимной ориентации соплового блока и корпуса, затем производят расстыковку и устанавливают уплотняющие элементы, после чего производят окончательную стыковку, скрепляют сопловой блок с корпусом и удаляют технологическую оснастку.

2. Оснастка для сборки ракетного двигателя твердого топлива, включающая центрирующие и направляющие элементы, отличающаяся тем, что в ней центрирующий элемент выполнен в виде устанавливаемой в газоход корпуса консольной штанги, а направляющий элемент выполнен в виде скрепляемого с сопловым блоком вкладыша, снабженного втулкой, охватывающей консольную штангу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может использоваться в качестве ракетного двигателя с вращающимся соплом. Ракетный двигатель содержит корпус и вращающееся сопло, смонтированное на корпусе на соосно разнесенных радиальных подшипниках, между которыми установлен осевой подшипник.

Устройство гашения поперечных усилий включает устройства ориентации, установленные на сопле реактивного двигателя и содержащие первый узел, образующий тягу, второй узел, образующий звено крепления, и приводной узел.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к технологии изготовления сопел с эластичным опорным шарниром. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании малогабаритного ракетного двигателя твердого топлива с поворотным соплом. .

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в двигателях твердого топлива для управления вектором тяги. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях маршевых и разгонных ступеней ракетных двигателей твердого топлива. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке поворотных сопел ракетных двигателей. .

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании безгенераторных жидкостных ракетных двигателей, работающих на криогенных компонентах, например кислороде и водороде.

Изобретение относится к области поворотных сопел ракетных двигателей. .

Изобретение относится к области ракетной твердотопливной техники и может быть использовано в конструкциях поворотных сопл из композиционных материалов. Корпус раструба поворотного сопла из композиционных материалов содержит оболочку в виде усеченного конуса с двумя присоединительными фланцами у большого и малого оснований, а также силовой шпангоут с закладными деталями для взаимодействия с механизмами поворота сопла. Оболочка в зоне установки шпангоута выполнена с кольцевым поясом с торцовой поверхностью, фиксирующей положение шпангоута в осевом направлении, и объединена со шпангоутом в неразъемную конструкцию с образованием кольцевого пространства между наружной поверхностью пояса и внутренней поверхностью шпангоута. В кольцевое пространство встроены закладные детали, взаимодействующие с механизмами поворота сопла. Боковая поверхность шпангоута со стороны большого основания оболочки выполнена с усиленным кольцевым ребром, образованным перегибом ткани вокруг введенного в его конструкцию жесткого диска из материала, совместимого с материалом шпангоута, и оформлена как фланец для встраивания корпуса в систему составных частей сопла. Изобретение позволяет повысить надежность раструба поворотного сопла, а также снизить его массу и трудоемкость изготовления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Каркас поворотного сопла из композиционных материалов представляет собой шпангоут с элементами крепления навесных функциональных изделий и встраивания его в состав поворотного сопла и имеет опоры механизмов поворота сопла. Шпангоут выполнен в виде кольца швеллерного профиля поперечного сечения с фасонным фланцем и полками, обращенными наружу и усиленными радиальными, интегрально встроенными в конструкцию ребрами жесткости. При изготовлении каркаса поворотного сопла из композиционных материалов, представляющего собой указанный шпангоут, выкладывают пакеты лепестков ткани на формообразующие поверхности оснастки, включающей матрицу, пуансон и комплект оформляющих элементов. Оформляющие элементы оснастки предварительно обформованы со стороны боковых и профильных поверхностей и служат для оформления внутреннего профиля шпангоута с ребрами жесткости. Оформляющие элементы устанавливают на обформованные формообразующие поверхности пуансона с прижатием к торцовой поверхности, оформляющей одну из полок шпангоута. Затем обформовывают свободные стороны оформляющих элементов с распространением ткани на пуансон в зоне оформления фланца. Устанавливают матрицу, поджимают оформляющие элементы в радиальном направлении и прессуют с последующей термообработкой. Выкладочно-прессовочная оснастка содержит матрицу и пуансон с кольцевыми уступами и комплект оформляющих элементов для оформления внутреннего профиля шпангоута. Оформляющие элементы в совокупности объединены в разрезное сегментное кольцо, помещаемое в кольцевое пространство между матрицей и пуансоном и являющееся опорой для них при смыкании с образованием вместе с ними замкнутого объема, по размерам и очертаниям поверхностей соответствующего изготавливаемому каркасу. Группа изобретений позволяет снизить массу конструкции, повысить технологичность способа ее изготовления и упростить технологическую оснастку. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 10 ил.

При сборке сопла ракетного двигателя с эластичным опорным шарниром сопло устанавливают вертикально стыковочным фланцем на базовую поверхность стыковочного фланца жесткого основания и сжимают эластичный опорный шарнир с заданным усилием. Затем фиксируют подвижную часть сопла относительно неподвижной части стопорными устройствами. Фиксацию подвижной части сопла относительно неподвижной части производят с дискретным увеличением усилия фиксации до заданных значений. Во время каждого увеличения усилия фиксации в двух взаимно перпендикулярных осевых плоскостях, одна из которых проходит через стопорное устройство, контролируют отклонение от перпендикулярности оси подвижной части сопла относительно базовой поверхности стыковочного фланца жесткого основания. При необходимости изменением усилия фиксации стопорных устройств производят корректировку перпендикулярности до нормированного значения. Изобретение позволяет исключить деформацию сопла с эластичным опорным шарниром при сборке, а также снизить ее трудоемкость. 2 ил.

Изобретение относится к ориентируемой системе ракетного двигателя для летательных аппаратов. Система ориентируемого ракетного двигателя для летательного аппарата, содержащая ракетный двигатель (4), содержащий камеру (7) сгорания и сопло (8), подсоединенное посредством горловины (9) сопла, при этом система выполнена с возможностью ориентировать ракетный двигатель (4) относительно исходного положения, определяющего исходную ось, которая, при нахождении ракетного двигателя (4) в исходном положении, ортогональна к отверстию (10) для выброса газов из сопла и проходит через центр (C) отверстия (10) для выброса газов, при этом система содержит средство (11) наклона, посредством которого ракетный двигатель (4) жестко подсоединен к горловине (9) сопла посредством прилегающей части сопла (8) и которое наклоняет сопло (8) и камеру (7) сгорания в противоположных направлениях так, что ракетный двигатель принимает, относительно исходного положения, наклонные положения, в которых центр (C) отверстия (10) для выброса газов из сопла (8) расположен, по меньшей мере, приблизительно на исходной оси, при этом средство (11) наклона содержит полую опорную конструкцию (14A), имеющую форму усеченной пирамиды, которая выполнена с возможностью деформации в обоих направлениях первого направления (12) деформации под действием первого приводного средства (15), на малом основании (24) которой размещен ракетный двигатель (4) и внутри которой размещена камера (7) сгорания. Изобретение обеспечивает улучшение работы летательного аппарата за счет уменьшение аэродинамического сопротивления. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упругим элементам конструкций для соединения пространственно подвижных звеньев, например поворотных сопел. Подвесной шарнир содержит упругую часть (1) с элементами закрепления (2, 3). В нем упругая часть (1) выполнена из плетеных (4) и намоточных (5) нитяных слоев с плотным их размещением, сформированных вокруг элементов закрепления (2, 3). Элементы закрепления (2, 3) выполнены с включением в их конструкцию силовых колец с перегибом вокруг них тех же нитей упругой части (1). Также заявлен способ изготовления упомянутого подвесного шарнира поворотного сопла, заключающийся в выполнении последовательно проводимых сборочных и намоточных операций. При его проведении предварительно изготавливают конструктивно-технологический каркас шарнира из плетеных (4) и намоточных (5) нитей с использованием металлических колец (6, 7) в зонах оформления элементов закрепления с последующей его кольцевой прошивкой и пропиткой силиконом. Технический результат: создание подвесного шарнира для соединения звеньев конструкций с обеспечением возможности относительного перемещения, принцип работы которого не связан со сдвиговыми деформациями материала, и способа его изготовления. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке поворотных управляющих сопел изменяемой геометрии для ракетных двигателей. Поворотное управляющее сопло ракетного двигателя состоит из соединенных узлом качания неподвижной и подвижной частей, с расположенным на срезе раструба подвижной части раскладным сопловым насадком и механизмом его разложения, выполненным в виде нескольких равномерно расположенных вокруг сопла раздвижных телескопических штанг. Сопловой насадок образован раструбом из гибкого композиционного материала и опорными кольцами, установленными с интервалами вдоль оси сопла и соединенными с помощью шарниров с механизмом разложения насадка. Ближайшее к срезу раструба подвижной части сопла опорное кольцо закреплено в зоне максимального сечения раструба подвижной части сопла таким образом, что оно образует продолжение подвижной части. Опорные кольца в сложенном состоянии размещены так, что своими максимальными сечениями образуют зону, подобную по форме переднему днищу предыдущей ступени. Изобретение позволяет повысить баллистическую эффективность ракеты за счет уменьшения общей длины ракеты при наличии габаритных ограничений, сокращения длины и массы межступенных отсеков или за счет увеличения длины и массы топливного заряда ракетного двигателя при сохранении общей длины ракеты. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при создании конструкций ракетных двигателей различного назначения. Фланец поворотного сопла содержит конический корпус с утопленной в двигатель частью с опорной поверхностью на эластичный шарнир в условиях применения с одной стороны и присоединительным шпангоутом для каркаса поворотного сопла с другой, а также силовой опорный пояс между ними, имеющий присоединительные отверстия для присоединения к фланцу двигателя, конструктивно отделяющий утопленную часть конического корпуса. Утопленная часть конического корпуса имеет дополнительную силовую оболочку, преимущественно из однонаправленного композиционного материала. Силовая оболочка непосредственно установлена на утопленной части конического корпуса с упором в силовой опорный пояс и с защемлением на нем и имеет с утопленной частью конического корпуса общую опорную поверхность на эластичный шарнир. Силовой опорный пояс выполнен из композиционного материала с оребрением со стороны, противоположной фланцу двигателя, с образованием ниш для размещения элементов крепления к нему или металлическим. Изобретение позволяет обеспечить компактность и жесткость конструкции. 3 ил.
Наверх