Ледостойкая самоподъемная платформа для замерзающего мелководья и способ ее монтажа

Изобретение относится к ледостойким самоподъемным платформам для освоения замерзающего мелководья на длительный срок. Платформа содержит опорное основание, выполненное в виде донной плиты с развитой поверхностью, прочно соединенной с перпендикулярно установленным ледостойким опорным блоком, несколько выступающим ко дну ниже уровня придонной плоскости плиты, при этом ледостойкий опорный блок выполнен в виде цилиндрической колонны; специальные трубы - водоотделяющие колонны, устанавливаемые в ледостойкий опорный блок, через которые осуществляется процесс бурения эксплуатационных скважин; верхнее строение, выполненное в виде трех сменных плавучих палуб с U-образными по центру вырезами: палубы строительно-монтажного назначения, палубы бурового предназначения и палубы эксплуатационного назначения, при этом U-образные вырезы всех палуб выполнены конгруэнтными поперечному сечению ледостойкого опорного блока; съемные подъемные механизмы, устанавливаемые на внешней стороне по периметру U-образного выреза палубы, обеспечивают стыковку или расстыковку с опорным основанием, а также перемещение и фиксацию палубы на безопасной высоте ледостойкого опорного блока; сваи для закрепления опорного основания, забуриваемые буровой установкой по криволинейной траектории, обеспечивают безопасную эксплуатацию сооружения. Технический результат заключается в повышении надежности эксплуатации и технологической безопасности акватории при проведении строительно-монтажных и буровых работ. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к гидротехническому строительству сооружений, в частности, к ледостойким самоподъемным платформам для освоения замерзающего мелководья на длительный срок, например, таких, как акватория Обско-Тазовской губы:

Известна ледостойкая плавучая морская платформа для добычи нефти и газа (патент РФ 67542 по кл. В63В 35/44 от 2007) содержащая надводное верхнее строение, установленное на вертикально расположенном полупогруженном в воду опорном основании с натяжными опорами для фиксации платформы в заданном месте. Опорное основание, в свою очередь, состоит из двух участков по высоте, нижнего участка, который полностью расположен под водой, и верхнего участка, на который опирается верхнее строение. Недостатком такого сооружения является невозможность его использования на мелководье со слабыми грунтами дна на глубинах от 1 до 4 метров.

Известна установка и способ для обеспечения буровых платформ в открытом море, содержащая опорную конструкцию (опорное основание) и тендерную баржу (плавучая палуба) (патент РФ 2139220 по кл. В63В 35/44, Е02В 17/02 от 1999 г.), который после анализа принят в качестве прототипа. Недостатком прототипа является невозможность его использования в суровых климатических условиях Арктики.

Техническим результатом заявленной ледостойкой самоподъемной платформы для замерзающего мелководья и, в особенности на слабых грунтах, а также способа их монтажа с последующей эксплуатацией является: - ускорение ввода месторождения в эксплуатацию за счет обеспечения круглогодичного использования платформы в арктических условиях; - повышение надежности эксплуатации и технологической безопасности при проведении строительно-монтажных и буровых работ, а также при эксплуатации и обслуживании скважин и технологического оборудования за счет снижения ледовых нагрузок благодаря созданию одноопорного основания; - упрощение монтажных работ при возведении сооружения на слабых грунтах мелководья на глубинах моря от 1 до 4 метров благодаря предварительному балластированию придонной плиты с ее последующим закреплением сваями криволинейного профиля; - обеспечение повторного использования двух палуб (строительно-монтажной и буровой) для освоения следующих перспективных месторождений данной нефтегазоносной акватории.

Этот технический результат достигается в ледостойкой самоподъемной платформе для замерзающего мелководья тем, что: ледостойкая самоподъемная платформа для замерзающего мелководья, включающая опорное основание, выполненное в виде балластируемой плавучей донной с развитой поверхностью плиты, прочно соединенной с перпендикулярно установленным ледостойким опорным блоком, выполненным в виде ледостойкой цилиндрической колонны, несколько выступающей в сторону дна ниже уровня придонной плоскости плиты для создания герметичности внутри этой колонны, в которой установлены специальные трубы (водоотделяющие колонны), предназначенные для буровых операций, при этом верхнее строение выполнено в виде трех с U-образными по центру вырезами сменных плавучих палуб: строительно-монтажного, бурового и эксплуатационного назначения, при этом U-образные вырезы всех палуб выполнены конгруэнтными поперечному сечению ледостойкого опорного блока, при этом подъемные механизмы, установленные на палубе по периметру выреза предназначены как для стыковки и расстыковки палубы и опорного блока, так и для подъема палубы на безопасную от волн высоту с последующей ее фиксацией; причем эти механизмы могут быть удалены на период использования данной палубы, а затем снова установлены для организации спуска палубы на открытую воду.

Указанный технический результат достигается также тем, что в ледостойкой самоподъемной платформе для замерзающего мелководья каждая сменная палуба снабжена собственной плавучестью, с учетом установленного на ней соответствующего функциональному назначению технологического оборудования, а также приспособлена к транспортировке с помощью буксира, при этом для предупреждения перекосов палубы относительно горизонтального положения предусмотрены, расположенные по всему периметру каждой палубы балластные секционированные емкости/понтоны, заполнение которых регулирует равновесие.

Указанный технический результат достигается также тем, что в способе последовательного монтажа сменных палуб в первый навигационный период на точку бурения буксируют ледостойкую самоподъемную платформу, оснащенную первой сменной палубой строительно-монтажного назначения, затем на точке бурения при помощи подъемных механизмов осуществляют спуск опорного основания с одновременным заполнением балластом донной плиты, обеспечивающим предварительное закрепление платформы на морском дне, а окончательное закрепление платформы на грунте осуществляют при помощи специальной буровой установки, приспособленной для забуривания сваи по криволинейной траектории, далее устанавливают в ледостойком опорном блоке специальные трубы, так называемые водоотделяющие колонны, через которые осуществляют бурение необходимого числа эксплуатационных скважин, а во второй навигационный период на точку бурения буксируют вторую палубу бурового назначения, производят спуск на воду первой палубы, после чего ее отводят в сторону от ледостойкого опорного блока из U-образного выреза при помощи буксира и далее при помощи того же буксира на место первой палубы устанавливают вторую палубу и производят подъем второй палубы на заданную высоту и фиксируют ее, затем начинают бурение эксплуатационных скважин, при этом первую палубу буксируют в док для ремонта и приема очередного ледостойкого основания, а в третий навигационный период на точку бурения буксируют третью палубу эксплуатационного назначения, которую аналогично устанавливают и используют уже до конца разработки месторождения, причем вторая палуба аналогично возвращается в док для выполнения последующих функциональных задач.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображен общий вид ледостойкой самоподъемной платформы для замерзающего мелководья; на фиг.2 изображен разрез А-А фиг.1 самоподъемной платформы; на фиг.3 изображена буксировка на точку бурения в навигационный период ледостойкой самоподъемной платформы с зафиксированной в нижнем положении первой сменной палубой.

1 - ледостойкая самоподъемная платформа (ЛСПП) для замерзающего мелководья; 2-опорное основание;

3 - сменная плавучая палуба с U-образным по центру вырезом;

4 - ледостойкий опорный блок (ЛОБ);

5 - донная балластируемая плита;

6 - специальные трубы (водоотделяющие колонны);

7 - U-образный вырез;

8 - устье скважин;

9 - морское илистое дно;

10 - сваи;

11 - ледовое поле;

12 - подъемные механизмы.

13 - буровая вышка

Ледостойкая самоподъемная платформа (ЛСПП) 1 (фиг.1-2) для замерзающего мелководья, состоит из опорного основания 2 и верхнего строения, выполненного в виде сменных плавучих палуб 3 с U-образным по центру вырезом 7. Опорное основание 2, в свою очередь, выполнено в виде ледостойкого опорного блока (ЛОБ) 4 с обширной донной балластируемой плитой 5, дополнительно закрепляемой криволинейными сваями.

ЛСПП 1 имеет три сменных палубы: палуба строительно-монтажного назначения, палуба бурового предназначения и палуба эксплуатационного назначения.

Все сменные плавучие палубы 3, чтобы иметь возможность войти в тесное соприкосновение с установленным на морское дно 9 опорным блоком 4 или же выйти из него после завершенной функциональной задачи имеют U-образный вырез 7. Вырез 7 выполнен конгруэнтным поперечному сечению ЛОБ 4 формы.

Каждая сменная плавучая палуба 3 обладает собственной плавучестью, с учетом установленного на ней соответствующего функциональному назначению технологического оборудования и приспособлена к транспортировке с помощью буксира.

По периметру U-образного выреза со стороны палубы устанавливаются подъемные механизмы 12, благодаря которым все сменные палубы 3 могут стыковаться или выходить из зацепления с опорным основанием 2, а также перемещаться и фиксироваться на необходимой высоте. Механизмы 12 должны быть выполнены съемными и удаляться после каждой операции подъема/спуска палубы для размещения иного оборудования.

Донная плита 5 с развитой поверхностью представляет собой балластируемую емкость, прочно соединенную с перпендикулярно установленным ЛОБ 4, несколько выступающим ко дну ниже уровня придонной плоскости плиты/емкости. Развитая поверхность («обширность») донной плиты 5 предотвращает опрокидывание от ледовых надвижек и наиболее рациональна для укладки на илистых грунтах морского дна. Ледостойкий опорный блок 4 выполнен в виде цилиндрической колонны с диаметром поперечного сечения 15-20 м. Под расчетное количество скважин (с учетом резервных) в ЛОБ 4 устанавливаются специальные трубы 6 (водоотделяющие колонны), через которые осуществляется весь процессе бурения; при этом расстояния между осями планируемых эксплуатационных скважин 8 на ЛОБ принимаются не менее 3 м. Выполнение опорного блока 4 со специализированными трубами 6 обеспечивает платформе дополнительную прочность и устойчивость к сопротивлению ледовым нагрузкам. Поперечное сечение ЛОБ 4 предназначено для размещения до 12 наклонно и горизонтально направленных скважин с целью максимального охвата дренированием залежи/месторождения. Общая высота опорного основания 2 как изделия дока зависит от глубины моря в точке установки с учетом соблюдения необходимого (безопасного) клиренса. Крепление ЛОБ 4 и донной балластируемой плиты 5 осуществляется при помощи специальной буровой установки, приспособленной забуривать сваи 10 по криволинейной траектории, чтобы значительно повысить устойчивость платформ моноподного типа ледовым воздействиям, характеризующихся опрокидывающими усилиями (надвижками). А поскольку подвижка ледовых полей 11 отличается многообразием направлений в зависимости от таких факторов, как ветры и течения, забуривание свай следует осуществлять по разнонаправленным траекториям с тем, чтобы повысить устойчивость ЛОБ 4 к сдвигающим и опрокидывающим усилиям движущихся ледовых полей 11 и торосов.

Освоение месторождения начинается с буксировки в навигационный период на точку бурения ледостойкой самоподъемной платформы со строительно-монтажной палубой (см. рис 3). На точке бурения при помощи подъемных механизмов 12 опускается на дно опорное основание 2, заполняясь при этом балластом, а по достижению дна начинается подъем палубы 3 над уровнем моря на требуемую высоту, при этом донная уже забалластированная плита еще более углубляется в грунт, обеспечивая тем самым предварительное закрепление платформы.

Первая сменная палуба в течение первого межнавигационного периода осуществляет работы по надежному закреплению опорного основания 2 на морском дне 9. Крепление опорного основания 2 производят при помощи специальной буровой установки, приспособленной забуривать сваи по криволинейной траектории. Далее осуществляют установку специальных труб 6 в ледостойкий опорный блок 4, через которые осуществляют процесс бурения.

Далее, убедившись в процессе первого ледохода в надежности ЛОБ 4 в противостоянии ледовым воздействиям, на точку бурения во второй навигационный период буксируется вторая палуба (бурового предназначения). Параллельно с этим производят спуск на воду при помощи уже известных подъемных механизмов 12 первой палубы. Достигнув акватории моря, подъемные механизмы 12 первой палубы 3 ослабляют зацепление, позволяя вывести ее в сторону от ЛОБ 4 из U-образного выреза 7 с помощью буксира. Далее при помощи буксира на место первой палубы стыкуется вторая палуба U-образным вырезом к ЛОБ 4, затем осуществляют подъем второй палубы с применением тех же подъемных механизмов на заданную высоту с последующей ее фиксацией. После этого первая палуба при помощи того же буксира транспортируется по месту назначения (порт/док) для возможного ремонта и повторного использования.

После смены палуб начинается бурение скважин в течение второго межнавигационного периода (причем, если процесс бурения расчетного числа скважин превысит его, то бурение будет продолжаться и в третий межнавигационный цикл).

По завершении бурения в период навигации происходит очередная смена палуб аналогичным образом, т.е. вторую палубу (бурового предназначения) замещает третья палуба (эксплуатационного назначения), которая после подъема и фиксации на ЛОБ уже будет стоять в море до конца разработки месторождения.

Таким образом, для реализации изложенного решения при очередной замене палуб необходимо использовать лишь одно буксировочное судно, поскольку все вышеуказанные палубы не являются самоходными с целью снижения их массы; при этом все операции по замене палуб необходимо производить в период навигации. Предлагаемое техническое решение наиболее приемлемо на необустроенных необходимой инфраструктурой акваториях, замерзающих на длительный срок и имеющих весьма короткий срок навигации (40-50 суток).

1. Ледостойкая самоподъемная платформа для замерзающего мелководья, включающая опорное основание, выполненное в виде балластируемой плавучей донной с развитой поверхностью плиты, прочно соединенной с перпендикулярно установленным ледостойким опорным блоком, выполненным в виде ледостойкой цилиндрической колонны, несколько выступающей в сторону дна ниже уровня придонной плоскости плиты для создания герметичности внутри этой колонны, в которой установлены специальные трубы - водоотделяющие колонны, предназначенные для буровых операций, при этом верхнее строение выполнено в виде трех с U-образными по центру вырезами сменных плавучих палуб: строительно-монтажного, бурового и эксплуатационного назначения, причем U-образные вырезы всех палуб выполнены конгруэнтными поперечному сечению ледостойкого опорного блока, а подъемные механизмы, установленные на палубе по периметру выреза, предназначены как для стыковки и расстыковки палубы и опорного блока, так и для подъема палубы на безопасную от волн высоту с последующей ее фиксацией, причем эти механизмы в целях экономии площади могут быть удалены на период функционального использования каждой конкретной палубы, а затем снова установлены для организации спуска палубы на открытую воду.

2. Ледостойкая самоподъемная платформа для замерзающего мелководья по п.1, отличающаяся тем, что каждая сменная плавучая палуба обладает собственной плавучестью с учетом установленного на ней соответствующего функциональному назначению технологического оборудования и приспособлена к транспортировке с помощью одного буксира, а горизонтальное положение палуб, опирающихся на центрально расположенный опорный блок, поддерживают предусмотренные по всему внешнему периметру балластируемые секционированные емкости/понтоны.

3. Способ последовательного монтажа сменных палуб ледостойкой самоподъемной платформы для замерзающего мелководья, заключающийся в том, что в первый навигационный период на точку бурения буксируют ледостойкую самоподъемную платформу, оснащенную первой сменной палубой строительно-монтажного назначения, затем на точке бурения при помощи подъемных механизмов осуществляют спуск опорного основания с одновременным заполнением балластом донной плиты, обеспечивающим предварительное закрепление платформы на морском дне, а окончательное закрепление платформы на грунте осуществляют при помощи специальной буровой установки, приспособленной для забуривания сваи по криволинейной траектории, далее устанавливают в ледостойком опорном блоке специальные трубы, так называемые водоотделяющие колонны, через которые осуществляют бурение необходимого числа эксплуатационных скважин; во второй навигационный период на точку бурения буксируют вторую палубу бурового назначения, производят спуск на воду первой палубы, после чего ее отводят в сторону от ледостойкого опорного блока из U-образного выреза при помощи буксира, и далее при помощи того же буксира на место первой палубы устанавливают вторую палубу и производят подъем второй палубы на заданную высоту и фиксируют ее, затем начинают бурение эксплуатационных скважин, и первую палубу буксируют в док для ремонта и приема очередного ледостойкого основания; в третий навигационный период на точку бурения буксируют третью палубу эксплуатационного назначения, которую аналогично устанавливают и используют уже до конца разработки месторождения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, а именно к гидротехническому строительству, и может быть использовано для сопряжения плавучих массивов-гигантов с неподготовленным дном акватории.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к плавучим самоподъемным установкам для работы на мелководном шельфе. .

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к конструкциям ледостойких самоподъемных плавучих буровых установок для освоения мелководного континентального шельфа.

Изобретение относится к строительству, а именно к гидротехническому строительству наплавным способом, и может быть использовано для сопряжения плавучих массивов с неподготовленным дном акватории.

Изобретение относится к гидротехническому строительству сооружений и может быть применено для круглогодичного бурения в условиях Арктического шельфа. .

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в особенности к башмаку для опорной колонны самоподъемной платформы. .

Изобретение относится к судостроению, точнее к платформам для бурения скважин и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на шельфе. Судно снабжения содержит прочный корпус, легкий корпус затопляемой ходовой рубки.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским сооружениям для производства и хранения сжиженного природного газа (СПГ). Плавучий завод СПГ катамаранного типа содержит корпус (10) СПГ судна с первым балластным танком (11) для хранения балластной воды, плавучий объект (20), пространственно разнесенный с корпусом 10 СПГ судна на заданное расстояние и плавающий на поверхности моря, расположенный при этом сбоку, смежно с корпусом (10) СПГ судна.

Изобретение относится к плавучим сооружениям, в частности к обитаемым дрейфующим научным станциям. Обитаемая дрейфующая научная станция расположена на льдине и содержит научное оборудование и средства жизнеобеспечения персонала.

Изобретение относится к плавучей платформе для подводной добычи нефти в зоне с экстремальными морскими и метеорологическим условиями. .

Изобретение относится к системе транспортировки углеводородов, содержащей морскую платформу, опорный элемент, проходящий вверх от уровня палубы платформы, трубу для перекачивания углеводородов, содержащую секцию, проходящую от свободного конца опорного элемента, расположенного за бортом платформы, к устройству для хранения и/или обработки углеводородов на платформе и секцию соединительной трубы, сообщенную с секцией трубы для перекачивания и соединенную с помощью первого конца со свободным концом опорного элемента.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к установкам для добычи текучей среды в водном пространстве. .

Изобретение относится к морским платформам для бурения нефтяных и газовых скважин в морской акватории. .

Изобретение относится к средствам для бурения нефтяных и газовых скважин в морской акватории. .

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к плавучим средствам выработки электроэнергии. .

Изобретение относится к судну для бурения нефтяных и/или газовых скважин, а также осуществления добычи, в частности к судну, выполненному с возможностью использования в арктических водах. Судно для бурения нефтяных и/или газовых скважин выполнено в двух вариантах. По первому варианту судно выполнено с возможностью бурения через бурильную водоотделяющую колонну, проходящую от скважины на морском дне к турели, размещенной на судне. Бурильная водоотделяющая колонна выполнена с возможностью отсоединения от судна при нахождении под его основной линией. При отделении от судна нижняя часть турели погружается в море вдоль оставшейся стоять водоотделяющей колонны и принимает равновесное положение, в котором она окружает по меньшей мере часть бурильной водоотделяющей колонны. По второму варианту судно для бурения нефтяных и/или газовых скважин и/или добычи из них нефти или газа выполнено с возможностью соединения по меньшей мере с одной водоотделяющей колонной для добычи, соединенной с турелью, которая соединена с судном или бурильной водоотделяющей колонной, проходящей через турель, соединенную с судном. Между носом и кормой судна проходят два продольных борта, на протяжении по меньшей мере 50% которых выполнен ледовый пояс, образующий между корпусом судна и горизонталью угол α, который составляет от 45° до 80°. Достигается уменьшение нагрузки на стояночные или подруливающие средства, а также улучшаются условия работы в арктических водах. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к ледостойким самоподъемным платформам для освоения замерзающего мелководья на длительный срок. Платформа содержит опорное основание, выполненное в виде донной плиты с развитой поверхностью, прочно соединенной с перпендикулярно установленным ледостойким опорным блоком, несколько выступающим ко дну ниже уровня придонной плоскости плиты, при этом ледостойкий опорный блок выполнен в виде цилиндрической колонны; специальные трубы - водоотделяющие колонны, устанавливаемые в ледостойкий опорный блок, через которые осуществляется процесс бурения эксплуатационных скважин; верхнее строение, выполненное в виде трех сменных плавучих палуб с U-образными по центру вырезами: палубы строительно-монтажного назначения, палубы бурового предназначения и палубы эксплуатационного назначения, при этом U-образные вырезы всех палуб выполнены конгруэнтными поперечному сечению ледостойкого опорного блока; съемные подъемные механизмы, устанавливаемые на внешней стороне по периметру U-образного выреза палубы, обеспечивают стыковку или расстыковку с опорным основанием, а также перемещение и фиксацию палубы на безопасной высоте ледостойкого опорного блока; сваи для закрепления опорного основания, забуриваемые буровой установкой по криволинейной траектории, обеспечивают безопасную эксплуатацию сооружения. Технический результат заключается в повышении надежности эксплуатации и технологической безопасности акватории при проведении строительно-монтажных и буровых работ. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Наверх