Способ корректировки индивидуального темпа стрельбы и устройство для его осуществления

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано в стендовой и пулевой стрельбе и на траншейном стенде. Способ заключается в определении наиболее оптимального темпа стрельбы индивидуально для каждого стрелка за счет использования управляемого звуком секундомера путем сопоставления субъективных ощущений о темпе стрельбы с реальным временем, при котором производится выстрел. Это позволяет моделировать оптимальный темп стрельбы и позволяет сократить время на выработку необходимых навыков при стрельбе по летящим мишеням на разных позициях. Устройство для осуществления предлагаемого способа состоит из секундомера, звукового реле и микрофона. Технический результат заключается в устранении погрешностей ручного измерения времени. 2 н.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано в стендовой и пулевой стрельбе, преимущественно на траншейном стенде, для моделирования оптимального темпа стрельбы.

В стендовой стрельбе, где она ведется на специально оборудованных площадках по летящим мишеням, одним из основных факторов оценки качества выполнения выстрела является темп стрельбы, под которым понимают время от подачи команды на вылет мишени до момента производства выстрела первым патроном. Этот темп стрельбы зависит не столько от скорости реакции стрелка, сколько от оптимальной, индивидуальной именно для данного спортсмена техники.

Оптимальным темпом стрельбы считают 0,55-0,75 с (скрытый период реакции - до 0,19 с, время прицеливания - до 0,37 с). В данный промежуток времени стрелок должен оценить скорость и направление полета мишени, сопроводить ее, прицелиться и нажать на спусковой крючок. Стрельба за время более чем 0,8 с не может обеспечить надежного поражения мишени из-за потери скорости и кучности дробового заряда. Результативность стрельбы также сильно снижается при очень быстром темпе, менее чем 0,5 с [1, 2].

Наиболее часто встречающаяся ошибка у стрелка - он начинает движение за мишенью сразу же после ее появления, без должной оценки полета мишени. Затем стрелок пытается произвести выстрел, подводя стволы оружия к мишени, но из-за равных скоростей мишени и ствола дробовый заряд проходит зачастую сзади мишени. Также при смене темпа стрельбы стрелок может далеко отпустить мишень, и она выходит из зоны поражения.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является способ выработки у стрелка индивидуальной модели темпа стрельбы при помощи секундомера, что позволяет оптимизировать выработку у него правильной техники [3].

Однако ручное измерение потраченного стрелком времени на оценку полета мишени, прицеливание и выстрел при помощи секундомера имеет очень большую погрешность, зависящую от индивидуальных особенностей того, кто производит измерение.

Задача изобретения - усовершенствовать способ управления стрельбой и создать устройство, позволяющее индивидуально, для каждого спортсмена, моделировать темп стрельбы на траншейном стенде.

Поставленная задача достигается тем, что для каждого стрелка определяют наиболее оптимальный для него темп стрельбы при помощи управляемого звуком секундомера (акустического секундомера). Правильно подобранный темп стрельбы характеризуется последовательным выполнением как начального этапа прицеливания, так и непосредственно выстрела - стрелку необходимо вначале выпустить мишень, а затем начать движение в нужный момент, плавно и с ускорением. Многократное повторение определенной последовательности действий в ограниченный промежуток времени (от 0,55 до 0,75 с) позволяет ему достаточно быстро и в кратчайшие сроки выработать необходимый навык при стрельбе по летящим мишеням, а звуковой сигнал - отработать оптимальный именно для данного стрелка темп, ведь знать истинное время, затрачиваемое на производство выстрела, очень важно. Спортсмен сам может сопоставить свои субъективные ощущения о темпе стрельбы с реальным временем, при котором производят выстрел. Возникает обратная связь, которая позволяет ему корректировать стрельбу на разных позициях.

Устройство для осуществления предлагаемого способа корректировки оптимального темпа стрельбы (фиг.5) состоит из секундомера 1, звукового реле 2 (принципиальная схема которого приведена на фиг.6) и микрофона 3.

Звуковое реле имеет питание от элемента типа «крона» 9 В. Микросхема D1 является стабилизатором напряжения, необходимого для качественной работы всего звукового реле. Тумблер КН1 служит для включения и выключения устройства. Индикатор напряжения выполнен на светодиоде V1 и резисторе R1. Усилительный каскад звука выполнен на транзисторе V2 по схеме с общим эмиттером. Каскад на диодах V3, V4, резисторе R4 и конденсаторе С3 является выпрямителем. Каскад на микросхеме D2, резисторах R6, R7 и конденсаторе С4 служит для формирования строба, блокирующего неоднородности звуковой команды. Каскад на микросхеме D3 включает и выключает секундомер по звуковым командам, подаваемым на микрофон В1.

Примеры конкретного выполнения. Стрельба на траншейном стенде производится с пяти стрелковых мест сменами по шесть человек. Стрелковая площадка оснащена пятнадцатью метательными машинками, которые разделены на пять групп по три машинки в каждой. Согласно современным правилам заброс мишени производится на дистанцию 76 м (+/- 1 м) при высоте траектории мишени над уровнем поверхности траншеи 2 м и 10 м над точкой вылета. На фиг.1 представлены основные размеры площадки для стрельбы в упражнении трап (одно из упражнений на траншейном стенде).

По правилам соревнований стрельба ведется сериями по 25 выстрелов, каждый стрелок принимает по 10 левых, 10 правых и 5 прямых тарелочек. В квалификационной стрельбе спортсмену разрешено использовать два патрона для поражения каждой мишени. Мишень считается пораженной, если от нее отлетает видимый глазу осколок. В связи с изменениями в правилах соревнований с 1-го января 2005 года стрельба в финальных сериях в упражнении трап как у женщин, так и у мужчин ведется одним патроном.

На фиг.2 изображена изготовка стрелка на стрелковом месте и показано направление луча зрения в зону вылета мишени. На фиг.3 изображено положение туловища, головы и рук стрелка в стадии завершения изготовки к стрельбе на траншейном стенде: а - вид спереди, б - вид справа; на фиг.4 приведена схема положения ног и ружья при изготовке: 1 - проекция стоп; 2 - угол перемещения системы «стрелок - оружие» в момент поводки; 3 - направление изготовки.

При изготовке стрелок устремляет взгляд в направлении предполагаемого места появления мишени. При положении ствола оружия, направленного на край козырька траншеи, его взгляд должен быть направлен несколько дальше, как бы устремленный в то место, где будет пролетать мишень после подачи команды. Стрелок должен видеть широкое пространство вправо и влево от места появления угонной мишени, ведь наведение глаза на появившуюся мишень происходит не сразу, а через определенный промежуток времени (см. фиг.2).

Это время составляет от 0,15 до 0,19 с, за которое глаз «бросается в погоню, догоняет мишень и следует за ней, не отпуская ни на шаг». Глаз, как и любой оптический прибор, для получения отчетливого изображения меняет фокусное расстояние, изменяя кривизну хрусталика. Более «дальняя фокусировка» глаза создает определенные предпосылки для получения «объемного» зрения именно в том месте, где мишень появляется. Это позволяет не только лучше, но и раньше видеть мишень, особенно мишени с максимальными горизонтальными углами отклонения. Это также способствует увеличению ширины поля зрения в районе появления мишени, скорейшему наведению взгляда на цель, скорейшему включению «следящей системы» глаза, так как практически не тратится время на рефлекторное изменение выпуклости хрусталика глаза и «обнаружение» появившегося объекта.

Выполнив изготовку, стрелок направляет взгляд в предполагаемое место появления мишени и подает команду на вылет мишени. Световые лучи проникают в глаз через хрусталик, преломляясь в нем, и с его помощью фокусируются на сетчатке глаза.

После каждого выстрела тренер спрашивает у стрелка, в каком темпе тот произвел данный выстрел и сообщает стрелку показания акустического секундомера. Со временем стрелок может достаточно точно определить свой личный темп стрельбы. Позднее ему предлагается производить выстрел в «ускоренном» или «замедленном» режиме. Например, если личный темп стрелка 0,68-0,72 с, то его допустимое колебание (без изменения качества стрельбы) составляет 0,10-0,12 с.

Задача стрелка заключается не только в том, чтобы произвести выстрел в отведенный промежуток времени, но при этом обязательно сохранить правильную последовательность действий, которую контролируют при помощи скоростной видеосъемки с последующим просмотром после каждой серии, состоящей из 5-25 выстрелов.

Звуковое реле помещают в нагрудный карман, микрофон крепится к наушникам или воротничку, а секундомер находится у тренера (фиг.7). На фиг.8 и 9 показаны различные положения стрелка в момент производства выстрела.

Заявляемый способ обучения стрелка индивидуальному темпу стрельбы позволяет ему научиться управлять своей стрельбой, а устройство для его осуществления - сделать это в кратчайшие сроки.

Литература

1. Бордунова М.В. Спортивная стрельба: Стрельба из винтовки. Стрельба из пистолета. Стендовая стрельба. / Бордунова Марина Викторовна. - М.: Вече, 2002. - 383 с.; ил.

2. Зименко В.В. По летящим мишеням: [Стендовая стрельба] / Зименко В.В. - М.: ФиС, 1969. - 127 с.; ил.

3. Поляков М.И. Стрельба по летящим мишеням. Учеб.-метод. пособие по стендовой стрельбе. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.; ил.

1. Способ корректировки индивидуального темпа стрельбы на траншейном стенде и в пулевой стрельбе, при котором стрелку определяют оптимальный темп стрельбы при помощи управляемого звуком секундомера, отличающийся тем, что стрелок управляет темпом своей стрельбы путем сопоставления субъективного мнения о нем с реальным временем, затраченным на выполнение выстрела, которое определяют автоматически при помощи звукового сигнала и с высокой точностью.

2. Устройство для осуществления способа корректировки индивидуального темпа стрельбы по п.1 путем измерения времени выполнения выстрела при помощи ручного секундомера, отличающееся тем, что звуковое реле включает и выключает секундомер по звуковым командам, подаваемым на микрофон стрелком.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, реабилитации, в частности, пациентов с парезом руки. Руку пациента размещают и фиксируют в устройстве в виде сенсорной перчатки, располагают и фиксируют относительно устройства чувствительные и токопроводящие элементы.

Изобретение относится к обучающим устройствам. На основании установлены неподвижно относительно друг друга телевизор и DVD проигрыватель со средством передачи на экран телевизора обучающей программы, компьютер с клавиатурой управления тренажером, кресло клиента, оснащенное средствами фиксации на нем манекена головы человека от продольного и поперечного перемещения.

Изобретение относится к компьютерным способам обучения и может быть использовано для междисциплинарного группового обучения с целью формирования у различных специалистов, задействованных в конкретном производственном процессе, понимания реакции объекта изучения на те или иные стратегии управления и управляющие воздействия и поиска наиболее эффективных решений в конкретных штатных ситуациях.
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и эксплуатационного персонала технологических установок и контроля их знаний и навыков эффективного и безопасного ведения технологических процессов (ТП).

Изобретение относится к области обучения и может быть использовано при обучении техническому творчеству. .

Изобретение относится к области электронного обучения. .

Изобретение относится к автоматизированным учебно-тренировочным средствам обучения персонала по обслуживанию и эксплуатации нефтепромыслового оборудования в режиме реального времени.

Изобретение относится к области образования. .

Изобретение относится к средствам обучения. .

Изобретение относится к системе и способу обучения и может быть использовано для групповой и/или индивидуальной подготовки и повышения квалификации персонала, эксплуатирующего и обслуживающего сложное техническое оборудование, например основных и вспомогательных объектов магистральных газопроводов (МГ).

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения летного состава применению авиационных средств поражения (АСП). .

Изобретение относится к оружейной технике и может быть использовано для обучения стрельбе из огнестрельного и сигнального оружия. .

Изобретение относится к оружейной технике и может быть использовано в сигнальном оружии и средствах обучения стрельбе из огнестрельного оружия. .

Изобретение относится к оружейной технике и предназначено для имитации патронов стрелкового оружия в средствах обучения стрельбе из огнестрельного и сигнального оружия.
Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами. .

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройству для производства выстрела из стрелкового оружия дистанционно (без участия стрелка). .

Изобретение относится к мишенным комплексам, в частности к способам оценки уровня индивидуальной огневой подготовки. .

Изобретение относится к техническим средствам обучения пулевой стрельбе из различных видов стрелкового оружия. .

Изобретение относится к области оружейной техники и может быть использовано в качестве практического учебного имущества (ПУИ) к гранатометным средствам для обучения личного состава правилам и приемам стрельбы из гранатометов в реальных условиях.

Изобретение относится к стрелковому огнестрельному оружию, предназначенному для проведения учебно-тренировочных стрельб при подготовке экипажей боевых машин без расходования боеприпасов основных изделий. Унифицированный вкладной ствол содержит агрегат ствола (1), пластину (2) с расположенным в ней бойком (3), ударник (4) и боевую пружину (5). Боек имеет увеличенный в задней части диаметр, превышающий диаметр отверстия под ударник в клине (6) основного изделия. Предотвращается деформация и разрушение стенок оболочки капсюля патрона. 3 ил.
Наверх