Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового и волокнистого наполнителей. Второй компонент состоит из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта. Оба компонента - смоляную часть и отверждающую часть - изготавливают равными по объему и весу, смешивают непосредственно перед применением и наносят на стальную сердцевину подпятника, оставляя после нанесения отверждаться. Обеспечивается высокопрочное антифрикционное покрытие подпятника. 2 табл.

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к опорам кузова вагона на тележку, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, строительстве и др.отраслях техники.

Ближайшим прототипом заявляемого решения является, раскрытый в патенте RU 2240940 С2 способ изготовления металлополимерных вставок, на поверхности которых, взаимодействующие с пятником и шкворнем, наносят антифрикционное высокопрочное полимерное покрытие из полиуретана литьевой марки СКУ-ПФА-100 или его аналога, армированное стекловолокном, кордом или кевларом и подвергнутое полимеризации при 140°С.

Недостатками прототипа являются сложная технология и большая трудоемкость нанесения полимерного покрытия с использованием дорогостоящего оборудования и оснастки, применения высоких температур полимеризации (140°С), сравнительно невысокие упругопрочностные свойства и низкая адгезия к металлу полимерного покрытия, не обеспечивающие их эксплуатационную надежность.

Целью заявляемого изобретения является значительное упрощение технологии изготовления вставок с композитным покрытием, а также повышение упругопрочностных показателей и адгезии к металлу антифрикционного композитного покрытия.

Поставленная цель достигается тем, что перед нанесением покрытия поверхности подвергаются обработке фосфатирующим составом, после чего методом контактного формования наносят пастообразный композитный эпоксидный состав, приготовленный в производственных условиях и поставляемый в виде двух компонентов - первого - смоляной части, состоящей из эпоксидной смолы (А), активного эпоксидного разбавителя (Б), нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты (В) в соотношении А:Б:В от 96:3,9:0,1 до 50:40:10, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового (Г) и волокнистого наполнителей (Д) в соотношении Г:Д от 98:2 до 60:40 в количестве (А+Б+В):(Г+Д) от 80:20 до 20:80, и второго - отверждающей части, состоящей из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой с молекулярной массой от 400 до 2500 при 8-20-кратном мольном избытке амина и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта при соотношении аддукт:спирт от 98:2 до 60:40 и смеси тех же наполнителей Г и Д в соотношении (аддукт+спирт):(Г+Д) от 80:20 до 20:80, при этом оба компонента - смоляную часть и отверждающую - за счет регулирования соотношения входящих ингредиентов изготавливают равными по объему и весу с точностью до 5%, которые смешивают непосредственно перед применением и наносят после смешения вручную или на пластификационном оборудовании, оставляя после нанесения отверждаться при температуре от -10°С до +55°С в течение от 2 до 24 часов или при нагреве до 70-100°С от 7 до 8 минут.

Пример 1

Получение композитного материала нигде не описано и впервые разработано авторами как составная часть заявляемого изобретения.

Получение смоляной части.

В реактор, снабженный обогревом и быстроходной мешалкой, загружают 73 мас.ч. эпоксидной диановой смолы марки ЭД-20 (А), 22 мас. ч. активного разбавителя - диглицидинового эфира триэтиленгликоля марки ТЭГ-1 (Б) и 5 мас. ч. безвредной молочной кислоты (В). Смесь перемешивают при температуре 70°С в течение 10 минут при скорости мешалки 500 оборотов в минуту. Полученную смесь охлаждают до температуры производственного помещения (+20°С) и загружают в лопастной Z-образный смеситель. Затем в этот же смеситель добавляют порошок графита (Г) и рубленое высокомодульное полиамидное волокно марки СВС (Д) в соотношении Г:Д=80:20 с и соотношением (А+Б+В):(Г+Д)=50:50. После перемешивания в течение 30 минут при 20°С полученную пастообразную смоляную часть расфасовывают и упаковывают в виде плоских прямоугольных образцов весом по 250 г и затем комплектуют с отверждающей частью.

Получение отверждающей части.

В другой реактор загружают нагретый до 70°С расплав метафенилендиамина в количестве 90 мас.ч., а затем к нему добавляют постепенно в течение 10 минут, 100 мас.ч. расплава эпоксидной диановой смолы марки ЭД-8 с молекулярной массой 1100, т.е при 14- кратном мольном избытке метафенилендиамина по отношению к смоле. После перемешивания в течение 20 минут при 70°С образуется аддукт. К аддукту в количестве 190 мас.ч. добавляют 38 мас.ч. нетоксичного 3- атомного спирта - глицерина (соотношение аддукт:глицерин=80:20). Полученную смесь охлаждают до +20°С и направляют в Z-образный лопастной смеситель для перемешивания с теми же наполнителями (Г+Д), что вводят в смоляную часть при соотношении (аддукт+глицерин): (Г+Д)=50:50.

После перемешивания при +20°С в течение 30 минут полученную отверждающую часть расфасовывают по 250 г и упаковывают в виде плоских прямоугольных образцов в полиэтиленовую пленку с последующей комплектацией со смоляной частью.

Нанесение покрытия

Металлическую поверхность тарели предварительно обрабатывают фосфатирующим модификатором ржавчины на основе ортофосфорной кислоты марки СФ1 (ПТУ 212-002-18817747-2001), затем используют комплекты, состоящие из 2 равных по весу и объему частей - смоляной и отверждающей, имеющей допустимый срок хранения не менее 6 месяцев, поставляемых потребителю на любые расстояния.

Перед использованием комплекта с обоих компонентов снимают упаковочную пленку, а затем оба компонента перемешивают путем совместного разминания вручную или на пластификационном оборудовании, вальцах или шнековых машинах в течение 5 минут.

Перемешанная масса сохраняет жизнеспособность в течение 60 минут.

Полученную пастообразную массу наносят на металлическую поверхность тарели шприцем или вручную. За счет экзотерической реакции в начале отверждения масса разогревается и приобретает хорошую растекаемость. Отверждение при 20°С происходит без выделения летучих и с незначительной усадкой - не более 0,05% в течение 3 часов. Прогрев горячим воздухом до 80°С сокращает время отверждения до 3 минут.

Примеры 2-7 осуществляют аналогично примеру 1 с изменением параметров и применяемых соединений в соответствии с таблицей 1.

Свойства антифрикционных материалов, полученных по заявленному способу, приведены в таблице 2.

Таблица 1
Условия осуществления заявляемого способа по примерам 2-7
Наименование входящего ингредиента или параметра Величина показателя по примерам и для прототипа
2 3 4 5 6 7
Получение смоляной части (первого компонента)
1 Вид эпоксидной смолы (А) диглицидилфталат (марка ДГФ) тетраглицидиловое производное 3,3'дихлор-4,4'диаминодифенил метана (марка ЭХД) эпоксидированный феноло-формальдегидный новолак (марка УП-643) Триглицидилизо-цианурат (марки ЭЦ) диглицидиловый эфир 4,4'диоксифенилсуль-фона (марка ФОУ-12)
2 Вид активного эпоксидного разбавителя (Б) диглицидиловый эфир полиэпихлоргидрина (марка Э-181) триглицидиловый эфир этриола (марка ЭЭТ-1) диглицидиловый эфир диэтиленгликоля (марка ДЭГ-1) эпоксидированный полипропиленгликоль (марка Лапроксид 703)
3 Вид кислоты (В) лимонная винная пара-оксибензойная молочная орто-оксибензойная (салициловая)
4 Соотношение А:Б:В 73:22:5 73:22:5 73:22:5 73:22:5 96:3,9:0,1 50:40:10
5 Параметры смешения А+Б+В
температура, °С 80 50 50 50 70 80
время, мин 10 30 20 20 20 80
скорость мешалки, обороты/мин 500 1000 1000 100 500 1500
6 Вид порошкового наполнителя (Г) сульфид молибдена порошок тетрафтор-этилена тальк порошок бронзы порошковый концентрат на основе графита и дисульфида молибдена
7 Вид волокнистого наполнителя и длина рубленого волокна (Д) углеродное волокно, длина 10 мм высоко модульное полиамидное волокно марки СВМ, длина 20 мм фторлоновое волокно, длина 70 мм капроновое волокно, длина 5 мм волокно "Арселон", длина 10 мм
8 Соотношение Г:Д 80:20 80:20 80:20 80:20 98:2 60:40
9 Соотношение (А+Б+В):(Г:Д) 50:50 50:50 50:50 50:50 80:20 20:80
10 Вес первого компонента, мас.ч. 100 400 100 100 100 100
Получение отверждающей части/второго компонента
1 Вид амина для получения аддукта 4,4'диаминодифенил-метан полиэтилен полиамина (ПЭПА) Метафенилен-диамин парааминобензил-анилин диэтилентриамин триэтилентетраамин
2 Марка и молекулярная масса (М.М) эпоксидной диановой смолы для получения аддукта смола ЭД-16 смола ЭД-20 смола Э-49 смола ЭД-20 смола Э-45 смола ЭД-8
М.М 500 М.М 400 М.М 2500 М.М 400 М.М 1500 М.М 1100
3 Кратность мольного избытка амина при получении аддукта 12 12 12 12 8 20
4 Режим получения аддукта и смешения со спиртом
температура, °С 80 80 80 80 60 40
время, мин+время смешения со спиртом, мин 20+10 20+10 20+10 20+10 30+10 100+10
скорость мешалки, обороты/мин 500 1000 1000 1000 1500 1500
5 Вид и ди- или многоатомного спирта триэтиленгликоль этриал глицерин пентаэритрит арабиноза глицерин
6 Соотношение порошкового и волокнистого наполнителей Г:Д 80:20 80:20 80:20 80:20 98:2 60:40
7 Соотношение (аддукт+спирт):(Г+Д) 50:50 50:50 50:50 50:50 80:20 20:80
8 Режим смешивания аддукт со спиртом с наполнителями
температура, °С 20 20 20 20 15 30
время, мин 30 30 30 30 20 40
9 Вес второго компонента, мас.ч. 100 400 100 100 100 100
Нанесение покрытия
1 Вид фосфотирую
щего состава
железофосфатный состав марки КФА-8 цинкфосфатный состав, концентрат КФА-8 цинк-барийфосфатный на основе смеси фосфатной и азотной кислот
2 Время смешения смоляной и отверждающей частей, мин 5 3 10 5 5 5
3 Режим отверждения покрытия
температура, °С 20 20 +55 -10 95 70
время 10 часов 10 часов 1 час 24 часа 1 минута 6 минут
Таблица 2
Свойства покрытий, нанесенных на вставку по примерам 1-7 в сравнении с прототипом.
Наименование показателя Величина показателя по примерам и для прототипа
1 2 3 4 5 6 7 Прототип
1 Стабильность при хранении в складских условиях не менее 6 месяцев
2 Минимальная допустимая температура отверждения, °С -10 +5 0 +10 +5 +5 +55 140
3 Время отверждения при минимальной температуре, ч 24 6 10 2 2 2 1 4
4 Время отверждения при 80°С и толщине 2 мм, мин 0,5 1 0,5 1 1 1 1 не отверждается
5 Удельное давление при формовке, МПа 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,002 0,21 20
6 Предел прочности при растяжении, МПа 190 210 280 250 250 190 250 1120
7 Модуль упругости при растяжении, МПа 6000 5500 7000 6100 6200 6000 6300 2500
8 Предел прочности при отрыве покрытия от стали, МПа 60 55 62 66 54 58 62 16
9 Коэффициент трения (v=15 м/с Р=4 МПа) 0,11 0,12 0,13 0,11 0,12 0,11 0,12 0,11-0,14

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона, включающий процесс нанесения антифрикционного покрытия на стальную сердцевину в форме тарели, имеющей отверстия с образованием сплошной рабочей поверхности тарели, отличающийся тем, что перед нанесением покрытия поверхности подвергаются обработке фосфатирующим составом, после чего методом контактного формофания наносят пастообразный композитный эпоксидный состав, приготовленный в производственных условиях и поставляемый в виде двух компонентов - первого - смоляной части, состоящей из эпоксидной смолы (А), активного эпоксидного разбавителя (Б), нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты (В) в соотношении А:Б:В от 96:3,9:0,1 до 50:40:10, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового (Г) и волокнистого (Д) наполнителей в соотношении Г:Д от 98:2 до 60:40 в количестве (А+Б+В):(Г+Д) от 80:20 до 20:80, и второго - отверждающей части, состоящей из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой с молекулярной массой от 400 до 2500 при 8-20-кратном мольном избытке амина и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта при соотношении аддукт:спирт от 98:2 до 60:40 и смеси тех же наполнителей Г и Д в соотношении (аддукт+спирт):(Г+Д) от 80:20 до 20:80, при этом оба компонента - смоляную часть и отверждающую - за счет регулирования соотношения входящих ингредиентов изготавливают равными по объему и весу с точностью до 5%, которые смешивают непосредственно перед применением и наносят после смешения вручную или на пластификационном оборудовании, оставляя после нанесения отверждаться при температуре от -10°С до +55°С в течение от 2 до 24 часов или при нагреве до 70-100°С от 7 до 8 минут.



 

Похожие патенты:

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к подвижному соединению вагонной тележки с силовой рамой вагона. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции надрессорной балки железнодорожной тележки. .

Изобретение относится к железнодорожным тяговым транспортным средствам, в частности к грузовым, пассажирским, маневровым электровозам, тепловозам, моторным вагонам электропоездов, моторным вагонам метро, и касается конструкции их экипажа, механизмов передачи тяги и радиальной установки осей колесных пар.

Изобретение относится к железнодорожным тяговым транспортным средствам, в частности к грузовым, пассажирским, маневровым электровозам, тепловозам, моторным вагонам электропоездов, моторным вагонам метро, и касается конструкции их экипажа, механизмов передачи тяги и радиальной установки осей колесных пар.

Изобретение относится к железнодорожным тяговым транспортным средствам, в частности к грузовым, пассажирским, маневровым электровозам, тепловозам, моторным вагонам электропоездов, моторным вагонам метро, и касается конструкции их экипажа, механизмов передачи тяги и радиальной установки осей колесных пар.

Изобретение относится к железнодорожным тяговым транспортным средствам, в частности к грузовым, пассажирским, маневровым электровозам, тепловозам, моторным вагонам электропоездов, моторным вагонам метро, и касается конструкции их экипажа, механизмов передачи тяги и радиальной установки осей колесных пар.

Узел соединения ходовой тележки и рамы содержит пятник и подпятник. Между ними расположен элемент, имеющий твердость ниже твердости пятника и подпятника. На упорных и опорных поверхностях элемента выполнены выемки, заполненные твердым смазочным материалом. Угол, образованный радиальными осями выемок, не превышает угол поворота тележки в кривых участках пути. Повышается ремонтопригодность узла соединения пятника и подпятника. 1 ил.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Узел износостойкой пластины тормозной балки для направляющего элемента тормозной балки содержит износостойкую пластину тормозной балки и направляющий элемент тормозной балки. Пластина имеет желобчатый корпус с верхней стенкой и нижней стенкой, соединенными боковой стенкой, и выполнена с возможностью плотного вхождения в направляющий элемент тормозной балки. Верхняя стенка пластины имеет первый бортик, отходящий сбоку от верхней стенки. Нижняя стенка пластины имеет второй бортик, отходящий сбоку от нижней стенки. Первый бортик верхней стенки пластины тормозной балки содержит установочный выступ, отходящий вбок от этого бортика, и направляющий элемент тормозной балки, имеющий верхнюю часть и нижнюю часть. В верхней части направляющего элемента тормозной балки выполнен вырез, в который может входить сопряженный установочный выступ пластины тормозной балки. По первому варианту установочный выступ, отходящий от первого бортика верхней стенки пластины тормозной балки, имеет полукруглую форму и его толщина примерно равна толщине первого бортика верхней стенки. По второму варианту вырез в верхней части направляющего элемента тормозной балки имеет полукруглую форму. Блокировочный узел износостойкой пластины тормозной балки для направляющего элемента тормозной балки содержит износостойкую пластину тормозной балки и направляющий элемент тормозной балки. В верхней части направляющего элемента тормозной балки выполнен отходящий от нее блокировочный элемент, с которым может взаимодействовать блокировочный выступ пластины тормозной балки для предотвращения неправильной установки пластины в направляющий элемент тормозной балки. Блокировочный выступ, отходящий от первого бортика верхней стенки пластины тормозной балки, имеет прямоугольную форму, и его толщина примерно равна толщине первого бортика верхней стенки. Достигается возможность перемещения тормозной балки без трения со сталью боковины. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к опорам кузова вагона на тележку, и может быть использовано при ремонте и изготовлении тележек вагона. Подпятниковый узел тележки вагона включает подпятник и сталеполимерную антифрикционную вставку. На стальную сердцевину вставки после обработки фосфатирующим составом двухсопловым краскораспылителем нанесен эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему частей, подаваемых из разных сопел - эпоксидной смоляной и отверждающей, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых - смоляная - состоит из низковязкой смолы - диглицидиланилина и ускорителя отверждения - оксикислоты - в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, а вторая - отверждающая - представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10÷15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина, позволяющим его использование со смоляной частью в равных по массе и объему количествах, при этом обе части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей, от 40 мас.ч. до 200 мас.ч. на смоляную и отверждающую части, состоящие из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5 и, дополнительно, растворители - этилацетат или бутилацетат - в количествах от 3 до 15 мас.ч. на 100 мас.ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющиеся в процессе нанесения и отверждения. Технический результат - повышение производительности труда при нанесении антифрикционного покрытия при любых погодных условиях, повышение прочностных показателей и деформационной теплостойкости, обеспечивающих улучшенные эксплуатационные характеристики. 2 табл., 1 пр.

Раскрыта конструкция двухосной трехэлементной грузовой тележки с измененной конструкцией надрессорной балки, боковых рам, центрального рессорного подвешивания и узла, передающего нагрузку от боковой рамы на подшипники колесных пар. Обеспечивается разработка новой конструкции типовой двухосной трехэлементной грузовой тележки с улучшенными характеристиками. 18 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции пятника и пятниковых мест железнодорожного подвижного состава. Пятник железнодорожного подвижного состава содержит опорную поверхность, упорную поверхность, отверстие для шкворня и привалочную поверхность. По краю опорной поверхности, симметрично относительно продольной центральной оси пятника, выполнены два противолежащих скоса. Достигается уменьшение износа опорной поверхности пятника или пятникового места. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство для подвижного состава железных дорог включает контактные соединения стержней малого радиуса с опорами большого радиуса, обеспечивающие качение. Два ножевых стержня призматической формы выполнены со скруглениями малого радиуса и установлены горизонтально в четыре ножевые опоры. Ножевые опоры выполнены в виде угловых двухгранных плоскостей, оканчивающихся цилиндрической поверхностью большого радиуса. Колебательные движения ножей реализуют в местах контакта силы трения качения. Две опоры установлены с внешней стороны в середине вертикальных рессорных балок и закреплены на плите, жестко связанной с боковой частью рамы тележки. Внутренние две совмещенные опоры ножей выполнены подвижными и жестко закреплены на тяге. Шарнирные узлы связаны с буксой колесной пары посредством регулировочного устройства с возможностью вызывать в упругом силовом узле вертикальные усилия. Вертикальные усилия направлены против воздействия на тележку со стороны железнодорожного пути. Достигается снижение требований защиты от окружающей среды, уменьшение массы и габаритов устройства. 1 ил.
Наверх