Струйное устройство для измерения отношения абсолютных давлений

Струйное устройство для измерения отношения абсолютных давлений относится к технике автоматического управления и, в частности, к струйной пневмоавтоматике и может быть использовано в системах регулирования клапанами перепуска воздуха и направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя. Содержит чувствительный элемент с каналом питания, приемным каналом и межсопловой камерой, подключенной к каналу управления элемента сравнения с наклонным каналом питания. Угол наклона оси канала питания относительно продольной оси элемента сравнения в сторону канала управления, соединенного с источником низкого давления, менее угла наклона выходных каналов устройства. Технический результат: повышение точности измерения отношения абсолютных давлений, что в свою очередь улучшает качество регулирования компрессоров газотурбинных двигателей. 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к технике автоматического управления и, в частности, к струйной пневмоавтоматике и может быть использовано в системах регулирования клапанами перепуска воздуха и направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя.

Известна система ограничения расхода топлива газотурбинного двигателя, работающая по сигналу отношения абсолютных давлений воздуха (см.: Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов. Управление ВРД. Под ред. д-ра техн. наук, проф. А.А.Шевякова. - М.: Машиностроение, 1976. - С.294). Сигнал, пропорциональный отношению давлений воздуха, вырабатывается нелинейным газодинамическим делителем с помощью проточной камеры с двумя соосно расположенными соплами. Большее давление рк, участвующее в делении, подводится к входному соплу, меньшее давление p1 - к камере. В выходном сопле имеем давление рс как результат деления давлений рк/p1. В опорном плече пневматический редуктор вырабатывает давление pr, обеспечивая пропорциональное редуцирование абсолютного давления рк. При этом настройка величины пропорциональности pr/p1=const осуществляется изменением проходного сечения выходного дросселя редуктора. Сигналы давлений рс и pr сравниваются между собой в струйном элементе сравнения. Равенство давлений рс и pr соответствует отношению давлений, при котором происходит срабатывание ограничителя расхода топлива. Основными недостатками известного устройства являются ограниченный диапазон измерения отношения давлений из-за необходимости поддержания критического отношения давлений на выходном дросселе пневматического редуктора и невысокая точность из-за погрешности срабатывания элемента сравнения.

Наиболее близким по технической сущности и числу совпадающих признаков является «Устройство для измерения отношения абсолютных давлений» (патент РФ №1674602), которое содержит элемент сравнения с каналом питания, соединенным с источником высокого давления рк, двумя каналами управления, один из которых соединен с источником низкого давления рн, двумя выходными каналами, симметричными относительно его продольной оси и расположенными к ней под углом, и чувствительный элемент с соплом питания, соединенным через регулирующий элемент с источником высокого давления рк, приемным каналом, соединенным с источником низкого давления рн, и межсопловой камерой, выход которой соединен с другим каналом управления элемента сравнения.

Высокое давление рк подается в канал питания элемента сравнения и через регулирующий элемент в сопло питания чувствительного элемента, конструкция которого обеспечивает заданное значение отношения π0=(Ркн)0 абсолютных давлений, при котором давление сравнения рс в межсопловой камере равно низкому давлению рн, и, следовательно, перепад давлений Δру в каналах управления элемента сравнения в этом случае равен нулю.

Недостатком известного решения является невысокая точность измерения, т.к. элемент сравнения переключается не в точке заданного значения отношения давлений π0, при котором перепад давлений в его каналах управления равен нулю, а при большем значении отношения давлений, необходимом для его переключения. Это вносит погрешность измерения Δπ заданного значения отношения давлений π0.

Цель предлагаемого изобретения - повышение точности измерения отношения абсолютных давлений.

Эта цель достигается тем, что в устройстве для измерения отношения абсолютных давлений, содержащем элемент сравнения с каналом питания, соединенным с источником высокого давления, двумя каналами управления, один из которых соединен с источником низкого давления, двумя выходными каналами, симметричными относительно его продольной оси и расположенными к ней под углом, и чувствительный элемент, канал питания которого соединен с источником высокого давления, приемный канал - с источником низкого давления, а выход - с другим каналом управления, согласно предлагаемому изобретению ось канала питания элемента сравнения отклонена от его продольной оси в сторону канала управления, соединенного с источником низкого давления, на угол менее угла наклона его выходных каналов.

На фиг.1 показана принципиальная схема устройства.

На фиг.2 - конструктивная схема (а) и статическая характеристика чувствительного элемента (б).

На фиг.3 - конструктивная схема элемента сравнения с оптимальным углом наклона канала питания (а), характеристика переключения элемента сравнения с оптимальным углом наклона канала питания (б) и статическая характеристика чувствительного элемента (в).

На фиг.4 - конструктивная схема элемента сравнения с предельно допустимым углом наклона канала питания (а), характеристика переключения элемента сравнения с предельно допустимым углом наклона канала питания (б) и статическая характеристика чувствительного элемента (в).

Струйное устройство для измерения отношения абсолютных давлений (фиг.1) содержит элемент сравнения 1 и чувствительный элемент 2. Элемент сравнения 1 содержит канал питания 3, соединенный с источником 4 высокого давления рк, каналы управления 5 и 6, вентиляционные каналы 7 и 8, соединенные с источником низкого давления рн, выходные каналы 9 и 10, симметричные относительно его продольной оси 0, расположенные к ней под углом β и являющиеся выходными каналами устройства. Чувствительный элемент 2 содержит канал питания 11, соединенный с источником 4 высокого давления рк, приемный канал 12, соединенный с источником 13 низкого давления рн, межсопловую камеру 14 с выходом 15 отбора давления сравнения рс. Канал управления 5 соединен с источником 13 низкого давления рн, канал управления 6 - с выходом 15. Ось 01 канала питания элемента сравнения 1 наклонена относительно его продольной оси 0 на некоторый угол α в сторону канала управления 5 в диапазоне 0<α<β.

Воздух с высоким давлением рк подается к каналу питания 3 элемента сравнения 1 и к каналу питания 11 чувствительного элемента 2. Конструкция чувствительного элемента обеспечивает заданное значение отношения π0=(ркн)0 абсолютных давлений, при котором давление сравнения рс в межсопловой камере равно низкому давлению рн, и, следовательно, перепад давлений Δру в каналах управления элемента сравнения в этом случае равен нулю (фиг.2б). Если отношение ркн меньше заданного π0, струя воздуха, вытекающая из канала питания 11 чувствительного элемента 2, целиком поступает в его приемный канал 12. При этом в межсопловой камере 14 за счет эжекции воздушной струи создается разрежение, т.е. давление рс на входе 6 меньше давления рн, и струя воздуха, истекающая из канала питания 3, отклоняется в сторону выходного канала 10, и на выходе устройства создается перепад Δрвых соответствующего знака. Если отношение ркн становится больше π0, струя воздуха, вытекающая из канала питания 11, вследствие увеличения угла ее раскрытия начинает попадать в межсопловую камеру 14, и давление рс в ней, а следовательно, и на входе 6 элемента сравнения 1 возрастает. Когда давление рс достигает давления срабатывания рср элемента сравнения 1, струя воздуха, истекающая из канала питания 3, переключается в выходной канал 9, и на выходе устройства создается перепад Δрвых противоположного знака. Как видно из фиг.3б, измерение заданного отношения давлений π0 осуществляется без погрешности, только тогда, когда давление срабатывания рср характеристики переключения элемента сравнения совпадает с осью ординат, т.е. выполняется условие рсн. Такую характеристику можно получить, если отклонять ось канала питания элемента сравнения от его продольной оси 0 на некоторый угол α в сторону канала управления, соединенного с источником низкого давления. При этом характеристика переключения элемента сравнения смещается влево относительно оси ординат пропорционально углу α.

Таким образом, при заданном π0 и заданной конструктивной схеме элемента сравнения подбирается эспериментальным путем оптимальный угол отклонения α0 в диапазоне 0<α<β, при котором величина давления срабатывания рср совпадает с осью ординат (фиг.3б). В этом случае переключение элемента сравнения происходит точно при заданном отношении π0 давлений (т.1, фиг.3в), и погрешность измерения равна нулю. Любое отклонение давления срабатывания рср от оси ординат приводит к ошибке измерения. Так, при увеличении угла α наклона канала питания элемента сравнения больше α0, например при α=β (фиг.4а), давление срабатывания рср смещается влево относительно оси ординат, и появляется ошибка измерения Δπн (фиг.4). Увеличение угла α больше угла β нецелесообразно, так как при этом нарушается структура течения струйного элемента сравнения и нормальное его функционирование.

Таким образом, угол α=α0 и должен находиться в диапазоне 0<α<β. Принципиальное отличие характеристик переключения элементов сравнения с симметричным и наклонным соплами питания заключается в том, что элемент сравнения с симметричным соплом имеет характеристику переключения гистерезисного типа, симметричную относительно вертикальной оси. Такая характеристика всегда приводит к ошибке измерения. Элемент сравнения с наклонным соплом позволяет настроить характеристику переключения за счет подбора угла α таким образом, при котором давление срабатывание рср совпадает с осью ординат, т.е. удовлетворяет условию рсн, при котором ошибка измерения отсутствует.

Таким образом, предложенный в заявке элемент сравнения с наклонным каналом питания существенно повышает точность измерения отношения абсолютных давлений, что в свою очередь улучшает качество регулирования компрессоров газотурбинных двигателей.

Струйное устройство для измерения отношения абсолютных давлений, содержащее элемент сравнения с каналом питания, соединенным с источником высокого давления, двумя каналами управления, один из которых соединен с источником низкого давления, двумя выходными каналами, симметричными относительно его продольной оси, расположенными к ней под углом, и чувствительный элемент, канал питания которого соединен с источником высокого давления, приемный канал - с источником низкого давления, а выход - с другим каналом управления, отличающееся тем, что ось канала питания элемента сравнения отклонена от его продольной оси в сторону канала управления, соединенного с источником низкого давления, на угол менее угла наклона его выходных каналов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительному преобразователю давления для датчика давления для определения, по меньшей мере, одного давления в технологической среде. .

Изобретение относится к интерфейсам услуг для телефонии. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения профиля ударной волны и измерения поля избыточного давления на заданной поверхности.

Изобретение относится к средствам для измерения параметров газового потока или жидкости в трубопроводах. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к цифровым измерительным устройствам для измерения давления. .

Изобретение относится к струйной пневмоавтоматике. .

Изобретение относится к экспе - риментальной аэродинамике и предназначено для измерения коэффициентов давления на поверхности испытуемого объекта и регистрации их распределения по заданной оси сечения тела объекта при исследовании в аэродинамической трубе малых скоростей воздушного потока.

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к гидроавтоматике. .

Модель летательного аппарата для исследования влияния струи реактивного двигателя на аэродинамические характеристики летательного аппарата включает закрепленный на боковой державке тонкостенный корпус с кормовым соплом и дренажными отверстиями по наружной поверхности, дренажные трубки, проложенные в боковой державке и соединенные с устройством регистрации давления, систему подачи сжатого воздуха к модельному соплу, состоящую из баллона со сжатым воздухом, воздуховодов, проложенных в боковой державке, и внутренней полости модели. В стенках корпуса модели для размещения дренажных трубок выполнены полости, закрытые с наружной стороны оболочками, повторяющими внешние обводы корпуса модели. Дренажные трубки идут от боковой державки модели внутри выполненных полостей и стыкуются с боковыми каналами в теле основной части корпуса модели. Каналы выполнены со стороны образованных полостей в корпусе до пересечения с внешними дренажными отверстиями, воспринимающими статическое давление. Изобретение направлено на повышение достоверности результатов измерения распределения давления. 3 ил.

Способ измерения давления внутри ледяного покрова относится к ледоведению и ледотехнике и служит для определения осредненного по всей толщине льда давления в натурных условиях (in situ). Такие данные могут быть использованы при определении характеристик прочности льда, прогнозе его разрушения, для обеспечения безопасного пребывания людей и техники на льду и для прогноза воздействия льда на берег, дно и гидротехнические сооружения, а также при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений на шельфе замерзающих морей и для обеспечения ледового плавания. В способе измерения давления внутри ледяного покрова задействованы два идентичных цилиндрических датчика, один из которых замораживается в лед, а другой располагается свободно в скважине, пробуренной вблизи с вмороженным датчиком. При этом для улучшения температурного контакта с вмещающим льдом промежуток между стенками скважины и датчиком заливается температуропроводящей жидкостью. Сигналы с вмороженного и свободного датчиков поступают на блок-преобразователь сигналов, где оцифровываются, сигнал со свободно установленного датчика инвертируется и суммируется с сигналом от вмороженного датчика. Просуммированный сигнал поступает на регистратор. Таким образом убирается собственная температурная деформация цилиндрического датчика, связанная с температурными изменениями во льду. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей мониторинга напряженно-деформированного состояния ледяного поля или припая и повышении точности измерений с целью прогнозирования разлома или торошения исследуемого ледяного поля в результате внешних воздействий. 1 ил.
Наверх