Способ определения остаточного ресурса технических объектов



Способ определения остаточного ресурса технических объектов
Способ определения остаточного ресурса технических объектов
Способ определения остаточного ресурса технических объектов
Способ определения остаточного ресурса технических объектов

 


Владельцы патента RU 2502974:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет" (RU)

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к способам диагностики технического состояния новой техники, не имеющих аналогов. Способ включает испытания объектов до выработки ими ресурса на рабочих режимах работы с определением времени наработки до отказа. Испытывают как минимум два объекта, ожидают отказа первого объекта и фиксируют момент времени его отказа, фиксируют времена наработок остальных испытываемых объектов в момент времени отказа первого объекта. На основе выборки по испытываемым объектам с соответствующими им временами отказа или наработок формируют статистический ряд, сортируемый по возрастанию времени наработки. По сформированному статистическому ряду определяют накопленные интенсивности отказов, затем выбирают функцию распределения, определяют значения ее параметров и рассчитывают гамма-процентные показатели ресурса, на основании которых определяют остаточный ресурс. Кроме того, определяют остаточный ресурс при отказе каждого последующего объекта для повышения точности определения остаточного ресурса. Технический результат заключается в определении остаточного ресурса вновь разрабатываемых и эксплуатируемых технических объектов, не имеющих аналогов, при ограниченном объеме их испытаний (эксплуатации). 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.

 

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, диагностике и эксплуатации вновь разрабатываемых технических объектов, а конкретно, к способам диагностики технического состояния новой техники, не имеющих аналогов.

Известен способ вычисления наработки технических изделий до отказа, заключающийся в подготовке опытных данных, которая включает выборку исходных результатов из статистического ряда экспериментальных значений с последующим составлением вариационного ряда и заполнением таблицы отказов [Бочкарев С.В., Цаплин А.И. Диагностика и надежность автоматизированных систем. Учеб. пособие. Пермь, Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006 г. - 262 с.].

Недостатком известного способа является необходимость проведения большого числа испытаний.

Наиболее близким способом того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является способ диагностики технического состояния авиационных ГТД, включающий замер газодинамических параметров потока и температуры до выработки ГТД ресурса на установившихся режимах работы во времени, замеряют поля газодинамических параметров по всей площади среза сопла, создают банк данных в виде полей кардиограмм, которые соответствуют бездефектному состоянию элементов проточной части ГТД, рассчитывают тягу двигателя и создают банк тяги двигателя R последовательно вносят характерные дефекты в отдельные элементы проточной части и замеряют поля газодинамических параметров потока - полного давления P*, статического давления P и температуры потолка T* по всей площади среза сопла и на тех же режимах работы двигателя создают банк данных в виде полей кардиограмм, которые соответствуют этим дефектам и банк расчетных значений тяги двигателя R, замеряют поля газодинамических параметров потока Р*, Р, Т* диагностируемых новых или находящихся в процессе эксплуатации двигателей по всей площади среза сопла и соответственно рассчитывают значения тяги двигателя, сравнивают их с полями газодинамических параметров потока и расчетными значениями тяги эталонного двигателя соответственно на тех же режимах работы и соответственно выработанному ресурсу, по которым судят об отклонении газодинамических параметров потока и тяги двигателя от эталонного, при наличии отклонения сравнивают поля кардиограмм газодинамических параметров потока и тяги двигателя с полями кардиограмм газодинамических параметров и тяги дефектных двигателей, по которым определяют конкретный дефект в диагностируемом двигателе и его местонахождение (патент РФ №2118810 от 10.09.1998 г.). Данный способ принят в качестве прототипа.

Признаки прототипа, совпадающие с существенными признаками заявляемого изобретения, - определение остаточного ресурса по многократным выборкам с переменной наработкой; испытания объекта до выработки им ресурса на рабочих режимах работы с определением времени наработки до отказа.

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является отсутствие возможности определения времени наработки на отказ за ограниченное время испытаний, так как для определения остаточного ресурса необходимо большое количество статистических данных.

Задачей изобретения является определение остаточного ресурса вновь разрабатываемых и эксплуатируемых технических объектов, не имеющих аналогов, при ограниченном объеме их испытаний (эксплуатации).

Поставленная задача была решена за счет того, что в известном способе определения остаточного ресурса технических объектов по многократным выборкам с переменной наработкой, включающем испытания объекта до выработки им ресурса на рабочих режимах работы с определением времени наработки до отказа, проводят испытания как минимум двух объектов, ожидают отказа первого объекта и фиксируют момент времени его отказа T1, фиксируют времена наработок остальных испытываемых объектов в момент времени T1, на основе выборки по испытываемым объектам с соответствующими им временами отказа или наработок формируют статистический ряд, сортируемый по возрастанию времени наработки, по сформированному статистическому ряду определяют накопленные интенсивности отказов, затем выбирают функцию распределения, определяют значения ее параметров и рассчитывают гамма-процентные показатели ресурса, на основании которых определяют остаточный ресурс.

Целесообразно определение остаточного ресурса при отказе каждого последующего объекта для повышения точности определения остаточного ресурса.

Признаки заявляемого технического решения, отличительные от прототипа, - проводят испытания как минимум двух объектов; ожидают отказа первого объекта и фиксируют момент времени его отказа T1, фиксируют времена наработок остальных испытываемых объектов в момент времени T1 ;формируют на основе выборки по испытываемым объектам с соответствующими им временами отказа или наработок статистический ряд, сортируемый по возрастанию времени наработки; определяют по сформированному статистическому ряду накопленные интенсивности отказов; выбирают функцию распределения и определяют значения ее параметров; рассчитывают гамма-процентные показатели ресурса, на основании которых определяют остаточный ресурс; определяют остаточный ресурс при отказе каждого последующего объекта для повышения точности определения остаточного ресурса.

Отличительные признаки в совокупности с известными позволяют определить остаточный ресурс вновь разрабатываемых и эксплуатируемых технических объектов, не имеющих аналогов, при ограниченном объеме их испытаний (эксплуатации).

Предлагаемый способ поясняется чертежом, на котором изображена кривая функции распределения.

Для определения остаточного ресурса вновь разрабатываемых и эксплуатируемых технических объектов, предлагается использовать многократные выборки с переменной наработкой объектов, не имея достаточных статистических данных.

Способ осуществляется в следующей последовательности.

1. Проводят испытания серии, как минимум двух, объектов.

2. Ожидают отказа первого объекта (выработки им ресурса) и фиксируют момент времени отказа T1.

3. Фиксируют время наработки до отказа первого объекта в момент времени T1. Наработку объекта, при которой произошел отказ можно определить, как общую наработку от момента начала эксплуатации до момента невозможности ее продолжения.

4. Фиксируют времена наработок остальных объектов испытываемой серии в момент времени T1.

5. На основе выборки формируют статистический ряд по исследуемой серии объектов с соответствующими временами отказов или временами наработки. В результате получатся два смежных вектора (см. таблицу 1), сортируемых по возрастанию времени наработки:

- одномерный вектор времен наработки отказавших объектов;

- дополнительный вектор с цензурирующими наработками не отказавших объектов.

В данном случае поиск параметров ведется одновременно по нескольким квантилям, соответствующим текущим наработкам отдельных объектов. Причем отказ зафиксирован только для одного объекта. При каждом измерении фиксируют данные о наработках всех изделий и формируют статистические ряды соответствующие данному моменту времени.

6. Определяют накопленные интенсивности отказов. Каждый элемент выборки соответствует одному квантилю. За i-ю точку (квантиль) можно принимать как наработку на отказ, так и цензурирующую наработку. Накопленная интенсивность отказов определяеся по предлагаемой формуле:

p i = ( m i о т к ) / ( m i о т к + m i ц е н * ) ,

где pi - накопленная интенсивность отказов (доля объектов отказавших при наработке, меньшей наработке i-го объекта относительно количества всех объектов, либо отказавших при наработке меньшей qi, либо проработавших больше qi);

m i о т к - число объектов отказавших при наработке меньшей

m i ц е н - число объектов проработавших больше qi.

Пример определения накопленных интенсивностей отказов по квантилям при отказе первого объекта приведены в таблице 2.

7. Выбирают функцию распределения. Форма функции распределения выбирается, например, из трех видов, чаще всего используемых для сложных технических объектов: нормальное, логнормальное и распределение Вейбулла. При отказах первых объектов нет возможности однозначно выбрать одну из форм, поэтому возможно использование одновременно нескольких функций распределения. При отказах последующих объектов форма кривой может быть уточнена.

8. Определяют значения параметров функции распределения. Форма каждой функции распределения определяется значением соответствующих параметров. Метод квантилей предполагает поиск таких значений параметров, которые обеспечивают максимальное правдоподобие формы в соответствии с полученными точками.

Формулы функций распределения и соответствующие искомые параметры для рекомендуемых распределений указаны в таблице 3 [Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006, с.24, 35, 37].

Таблица 3
Функции распределения
Распределение Функция распределения Искомые параметры распределения (S1, S2)
Нормальное 1 σ 2 π 0 q i e ( ( t μ ) 2 2 σ 2 ) d t = p i µ, σ
Логнормальное 1 σ 2 π 0 q i e ( ( ln t μ ) 2 2 σ 2 ) d t = p i µ, σ
Вейбулла 0 q i ( k λ ) ( t λ ) ( k 1 ) e ( t λ ) k d t = p i λ, k

9. Для поиска параметров решается система уравнений с использованием метода наименьших квадратов:

где f(t, µ, σ) - функция распределения;

µ, σ - параметры распределения;

pi - накопленная интенсивность отказов;

a i - разность (значение ошибки) между теоретической и фактической накопленными интенсивностями отказов;

qi - квантиль (время наработки) г-го изделия.

В результате решения системы уравнений получаются следующие значения параметров (для логнормального распределения) и соответствующая им форма кривой функции распределения (чертеж):

µ=6,228; σ=0,173.

10. Производят расчет гамма-процентных показателей ресурса. После получения параметров надежности определяют интегральную функцию распределения (гамма-процентную оценку) наработки объекта до отказа по формуле [Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. - М.: физматлит, 2006, с.28].

0 t g f ( t , s 1 , s 2 ) d t = 1 g ,

где g - доля объектов, достигших предельного состояния;

tg - гамма-процентная наработка до отказа.

Для определения наработки при g=95% необходимо решить следующее уравнение:

0 t g f ( t , μ , σ ) d t = 1 0,95

В результате получена наработка tg=381 тыс.часов.

11. В зависимости от постановки задачи может быть определен один из показателей надежности:

11.1. Гамма-процентную оценку наработки объекта делят на период требуемой эксплуатации N в годах, определяют ограничение на среднегодовую наработку Тср.год в часах эксплуатации.

Тср.год=tg/N.

11.2. Гамма-процентную оценку наработки объекта делят на среднегодовую наработку Тср.год в часах эксплуатации, получают период эксплуатации N в годах.

N=tg/Tср.год

12. Ожидают отказ следующего (i-го) объекта и фиксируют момент времени отказа Ti.

13. Фиксируют время наработки до отказа данного объекта в момент времени Ti.

14. Фиксируют время наработки остальных объектов испытываемой серии в момент времени Ti.

15. Повторяют пункты с 5 по 10 для последующих испытаний объектов.

Предлагаемый способ позволяет, не имея достаточных статистических данных, определить параметры функции распределения и далее в процессе выхода из строя объектов уточнять вычисляемые оценки, тем самым, позволяя, прогнозировать требуемые показатели надежности объектов.

Таким образом, осуществляется качественное и надежное определение остаточного ресурса технических объектов, которое можно проводить как на стенде при испытании новых технических объектов, так и для объектов, находящихся при эксплуатации.

1. Способ определения остаточного ресурса технических объектов по многократным выборкам с переменной наработкой, включающий испытания объекта до выработки им ресурса на рабочих режимах работы с определением времени наработки до отказа, отличающийся тем, что проводят испытания как минимум двух объектов, ожидают отказа первого объекта и фиксируют момент времени его отказа Т1, фиксируют времена наработок остальных испытываемых объектов в момент времени Т1, на основе выборки по испытываемым объектам с соответствующими им временами отказа или наработок формируют статистический ряд, сортируемый по возрастанию времени наработки, по сформированному статистическому ряду определяют накопленные интенсивности отказов, затем выбирают функцию распределения, определяют значения ее параметров и рассчитывают гамма-процентные показатели ресурса, на основании которых определяют остаточный ресурс.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что определяют остаточный ресурс при отказе каждого последующего объекта для повышения точности определения остаточного ресурса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю технического состояния авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики ГТД в процессе их эксплуатации, после технического обслуживания и/или ремонта.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в дизель-электрической системе привода. Технический результат - исключение перегрузки мощных полупроводников автономных выпрямителей импульсного тока со стороны генератора при проведении теста self-load-test.

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов.

Изобретение относятся к диагностике турбомашин и может быть использовано для диагностирования состояния трансмиссии двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД).

Изобретение может быть использовано при испытаниях турбокомпрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Стенд содержит входную и выходную магистрали, регулируемый источник газового потока с регулируемым приводом, выполненный в виде технологического компрессора, испытуемый турбокомпрессор с системой смазки и охлаждения, устройство для создания пульсаций газового потока и регулируемый дроссель.

Способ определения полноты сгорания топливной смеси в камере сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя заключается в том, что двигатель жестко соединяют с горизонтальной мерительной платформой, платформу устанавливают на поперечные упругие опоры и соединяют с датчиком силы.

Нагрузочное устройство для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя на вибростенде содержит узел фиксации, предназначенный для удержания и фиксации демпфирующего устройства, узел ориентации, размещенный на станине вибростенда, выполненный с возможностью закрепления в нем узла фиксации и регулирования перемещения в трех взаимно ортогональных направлениях пространства, и узел нагружения прижатием демпфирующего устройства к торцевой поверхности непрофильной части лопатки для создания нагрузки, выполненный с возможностью регулирования силы прижатия с обеспечением силы трения достаточной для рассеивания энергии колебаний лопатки.

Использование: в способе и устройстве для распознавания состояния исследуемой создающей шумы машины. Сущность: в способе и устройстве распознавания состояния исследуемого создающего шумы объекта сгенерированная для по меньшей мере одного эталонного объекта статистическая основная модель классификации акустических признаков на основе акустических признаков (m) генерируемого исследуемым объектом (2) шума с помощью блока (5) обработки данных автоматически индивидуально адаптируется, причем блок (5) обработки данных на основе индивидуально адаптированной статистической модели классификации классифицирует состояние исследуемого создающего шумы объекта (2).

Изобретение относится к авиации и может быть применено для диагностики входных устройств силовых установок с использованием вейвлет-анализа. Способ заключается в регистрации физических параметров с помощью датчиков, преобразовании данных в вейвлет-коэффициенты и последующем анализе.
Изобретение относится к диагностированию дизельных двигателей автотранспортных и военных машин, в частности к способам определения дымности отработанных газов дизельных двигателей с применением компьютера.

Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата содержит соосно соединенные турбину, компрессор, электрогенератор и соединительную муфту для испытуемого высокооборотного агрегата, а также стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений. Стенд снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами. Выход нагревателя соединен с входом турбины. Выход турбины с входом тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора. Выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора. Выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела в течение испытания. Выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора. Выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя. Нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой. Труба образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга но направлению движения газового рабочего тела. Пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов надетого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией. Электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины. Другими объектами настоящего изобретения являются стенды, в которых высокооборотный агрегат представляет собой или турбину, или компрессор, или электрогенератор. Изобретение позволяет увеличить длительность испытаний мощных высокооборотных агрегатов на работоспособность. 4 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиации и может быть применено для определения запаса устойчивости входного устройства газотурбинных двигателей. При постоянной частоте вращения ротора двигателя при перемещении органа механизации воздухозаборника определяют программное и фактическое положения органа механизации, измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, по результатам измерений вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения (СКО) вейвлет-коэффициентов, сравнивая значения СКО с полученными во время предварительных испытаний их критическими значениями, при достижении СКО критических значений определяют критическое положение органа механизации и вычисляют запас устойчивости как разницу между программным и критическим положениями органа механизации. Изобретение позволяет определять запасы устойчивости входного устройства без нарушения его устойчивой работы и возможных разрушений, сокращает время проведения летных испытаний. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение может быть использовано при испытаниях объекта (О): транспортного средства (ТС), снабженного двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в отношении мощностных показателей, выбросов загрязняющих веществ и топливной экономичности или ДВС в отношении его рабочих характеристик при работе на газовых топливах (ГТ). Для испытаний используют доступное в регионе испытаний, либо доступное для региона поставок ГТ. Предварительная подготовка ГТ к испытаниям заключается в получении данных о его низшей теплоте сгорания. По завершении подготовительных работ проводят испытания. По результатам измерений, выполненных в процессе испытаний О, дополнительно рассчитывают энергию, заключенную в использованном для данных конкретных испытаний ГТ, энергию, снятую с маховика О, если О - ДВС, или с маховика ДВС объекта, если О - ТС, энергоэффективность О, относительное энергосодержание ГТ. При принятии решений по результатам испытаний экономичность О оценивают с учетом его энергоэффективности, а мощностные показатели (мощность, крутящий момент) оценивают с учетом относительного энергосодержания топливо-воздушной смеси. Технический результат заключается в сокращении сроков и повышении достоверности результатов испытаний. 4 табл.

Изобретение относится к стендам для испытаний газотурбинных установок (ГТУ) газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов. Стенд включает в себя испытательный станок с установленной на нем платформой с ГТУ, выхлопное устройство, выполненное в виде выпускного вертикально расположенного газохода, в состав которого входит пристыкованный к выходу испытуемой ГТУ выпускной коллектор, расположенный выше него и присоединенный к нему термокомпенсирующий и виброгасящий блок, пристыкованный к термокомпенсирующему и виброгасящему блоку переходный канал, присоединенную к переходному каналу выхлопную трубу, верхний срез которой расположен выше входной шахты. Выхлопная труба выполнена из двух секций (нижней и верхней), нижняя из которых расположена внутри каркасной конструкции и опирается на ее нижнюю часть, а сама каркасная конструкция подвешена к крыше стенда, при этом верхняя часть нижней секции выхлопной трубы проходит через крышу стенда и свободно размещена в нижней части верхней секции, которая установлена на крыше стенда. Технический результат заключается в устранении возникновения знакопеременных нагрузок в нижерасположенных конструкциях стенда от воздействия выхлопной трубы. 1 ил.

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение эффективности и надежности диагностики технического состояния элементов двигателя за счет выявления на ранней стадии появления дефекта - ослабления затяжки крепления рабочего колеса с валом - в процессе испытаний без переборки двигателя. Технический результат достигается тем, что предварительно определяют первую критическую частоту вращения ротора и при условии, что удвоенное значение первой критической частоты вращения ротора входит в рабочий диапазон частот вращения ротора, в качестве диагностической частоты принимают частоту, равную удвоенной первой критической частоте, следят за составляющей на диагностической частоте, по росту амплитуды которой делают вывод об ослаблении затяжки крепления рабочего колеса с валом. Подтверждением появления дефекта является появление в спектре вибрации составляющей на первой критической частоте вращения ротора. При выявлении дефекта на первых запусках двигателя делают вывод об ослаблении затяжки крепления рабочего колеса с валом при сборке ротора. При выявлении дефекта в процессе наработки при испытании двигателя делают вывод об ослаблении затяжки крепления рабочего колеса с валом в рабочих условиях. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению и энергомашиностроению и может найти применение при доводке газотурбинных двигателей (ГТД), а также для создания систем диагностики колебаний. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и надежности диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины в режиме реального времени. Технический результат достигается тем, что в способе диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины сигналы измеряют одновременно, по меньшей мере, с двух датчиков, вторым из которых является вибропреобразователь, установленный на статорных деталях турбомашины вблизи рабочего колеса, в качестве безразмерного параметра, характеризующего потерю устойчивости, используют коэффициент эксцесса, предварительно задают пороговые уровни для сигналов с датчика пульсаций давления потока и вибропреобразователя и определяют соответствующие им пороговые значения коэффициентов эксцесса, измерение сигналов производят в узкой полосе частот, для каждого из сигналов определяют значения коэффициентов эксцесса и моменты времени, в которые они достигают своих пороговых значений, при этом, если коэффициент эксцесса для сигнала с датчика пульсаций давления потока достигает своего порогового значения раньше, чем коэффициент эксцесса для сигнала с вибропреобразователя, то это свидетельствует о наличии срывных колебаний в рабочем колесе, если коэффициенты эксцесса для сигналов с датчика пульсаций давления потока и вибропреобразователя одновременно достигают своих пороговых значений, то это свидетельствует о наличии автоколебаний в рабочем колесе. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС). ДВС выводят номинальный тепловой режим и измеряют температурное поле на поверхности выпускного коллектора (ВК). Определяют конфигурацию ВК и коэффициент, учитывающий особенности движения выхлопных (отработавших) газов (ВГ) в ВК. Затем рассчитывают фактическую температуру ВГ (ТВГп) для каждого цилиндра по формуле: Т В Г п = k n p α в ( Т с 1 − Т в ) ( 1 α в г + δ λ k ) + Т с 1 , где k - коэффициент, учитывающий количество окон ВК; n - порядковый номер цилиндра; р - показатель, зависящий от особенностей конфигурации ВК; αвг - коэффициент теплопередачи ВГ, Вт/(К·м2); αв - коэффициент теплопередачи воздуха, Вт/(K·м2); λk - коэффициент теплопроводности материала ВК, Вт/(К·м); δ - толщина стенки ВК, м; Tс1 - температура наружной стенки ВК, К; Тв - температура наружного воздуха, К; Твг - температура ВГ, затем путем сравнения ее с эталоном, устанавливают конкретное место или несколько мест неисправностей в двигателе. Технический результат заключается в снижении трудоемкости и уменьшении времени проведения диагностики, повышении информативности. 2 ил.

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме за счет уменьшения расчетных величин и использования метода косвенного измерения. Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя измеряют на максимальном и форсажном режимах температуру газа за турбиной Т4М и Т4Ф, также измеряют на максимальном и форсажном режимах давление за компрессором РКМ и РКФ и за турбиной РТМ и РТФ, далее определяют температуру газа перед турбиной на максимальном режиме перед включением форсажа ТГМ. Затем приводится формула для определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме ТГФ.

Изобретение относится к машиностроению. Сущность изобретения: установка для испытаний кассетного нейтрализатора отработавших газов двигателя внутреннего сгорания содержит пористые проницаемые металлокерамические каталитические блоки фильтрации твердых частиц, пористые проницаемые металлокерамические окислительные и восстановительные каталитические блоки установлены с образованием кассет в секции. Установка снабжена входным и выходным патрубками, секцией приема очищенных газов и установлена на опорах, жестко связанных с секцией пористых проницаемых металлокерамических каталитических блоков фильтрации твердых частиц и секцией приема очищенных газов. Между последовательно расположенными секциями установлены промежуточные соединения, закрепленные на крестовинах и имеющие возможность перемещения в осевом и продольном направлениях относительно общей для всех секций оси. Секция с пористыми проницаемыми металлокерамическими восстановительными каталитическими блоками и секция с пористыми проницаемыми металлокерамическими окислительными каталитическими блоками, имеющие выпускные окна, установлены между секцией пористых проницаемых металлокерамических каталитических блоков фильтрации твердых частиц и секцией приема очищенных газов на общей для всех секций оси с возможностью поворота относительно последней и снабжены фиксаторами положения. На опорах смонтирована штанга, снабженная скользящими направляющими втулками, подсоединенными к промежуточным соединениям. Секции выполнены в виде барабанов. Техническим результатом изобретения является обеспечение идентичности условий и методов испытаний и возможности многовариантного подбора составов каталитических материалов для обеспечения эффективной системы очистки. 1ил.

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к области контроля состояния газотурбинных двигателей, и могут быть использованы для контроля вибрационных явлений, появляющихся в газотурбинном двигателе летательного аппарата во время работы. Способ состоит в том, что устанавливают спектр частот вибрационного сигнала, характерного для состояния работы двигателя и его компонентов, используют множество вибрационных сигнатур, каждая из которых соответствует вибрационному явлению, которое появляется во время работы авиационных двигателей того же типа, что и контролируемый, и причиной которого является дефект или ненормальная работа компонента двигателей. При этом в спектре идентифицируют точки кривых, которые отвечают математическим функциям, каждая из которых определяет вибрационную сигнатуру, для каждой идентифицированной кривой, соответствующей дефекту компонентов двигателя, анализируют амплитуду, связанную с точками кривой, по отношению к предопределенным значениям амплитуды, соответствующим степени серьезности дефекта, и при превышении значения амплитуды или при обнаружении ненормальной работы передают сообщение, связанное с вибрационной сигнатурой. Система содержит средства получения вибрационного сигнала, средства установления спектра частот вибрационного сигнала, базу данных, содержащую множество вибрационных сигнатур, средства идентификации в спектре частот вибрационной сигнатуры, средства анализа амплитуды и средства передачи сообщения, связанного с вибрационной сигнатурой. Технический результат заключается в улучшении качества контроля за состоянием газотурбинного двигателя. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх