Стенд для испытаний мощного высокооборотного агрегата (варианты)

Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата содержит соосно соединенные турбину, компрессор, электрогенератор и соединительную муфту для испытуемого высокооборотного агрегата, а также стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений. Стенд снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами. Выход нагревателя соединен с входом турбины. Выход турбины с входом тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора. Выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора. Выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела в течение испытания. Выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора. Выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя. Нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой. Труба образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга но направлению движения газового рабочего тела. Пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов надетого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией. Электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины. Другими объектами настоящего изобретения являются стенды, в которых высокооборотный агрегат представляет собой или турбину, или компрессор, или электрогенератор. Изобретение позволяет увеличить длительность испытаний мощных высокооборотных агрегатов на работоспособность. 4 н.п. ф-лы, 4 ил.

 

Группа изобретений относится к техническим средствам, предназначенным для испытания мощных высокооборотных агрегатов на работоспособность и длительное функционирование, например таких как турбонасосы, турбогенераторы и их составные части. При этом тепловая мощность испытываемых агрегатов может превышать несколько мегаватт.

Известен стенд по патенту RU 2362137 с приоритетом 11.02.2008, который предназначен для испытания турбокомпрессора энергетической установки с помощью пропускания через турбину потока воздуха с большим расходом. Для испытания мощных агрегатов нужен воздух высокого давления, и его необходимо накапливать в ресиверах, подключенных к воздушной магистрали. При этом длительность испытания будет ограничиваться запасом воздуха высокого давления.

Установка для динамических испытаний турбомашин по авторскому свидетельству SU 1165105 с приоритетом 04.03.1983 имеет приводом электродвигатель бесщеточного типа, барокамеру, теплообменники, вакуумную систему, систему измерений. Электродвигатель для испытания мощных высокооборотных агрегатов, развивая требуемые высокие обороты вращения, имел бы ограничение по длительности работы из-за перегрева подшипниковых опор.

Известна установка по авторскому свидетельству SU 1226980 с приоритетом 03.05.1984, на которой с целью регулирования мощности при испытаниях атмосферный воздух подмешивается к выходу газотурбинного двигателя в нагрузочном пневмотормозе и входном смесителе с образованием тракта, содержащего продукты сгорания топлива, что не всегда приемлемо при длительных испытаниях из-за коррозионного воздействия.

Стенд по патенту RU 2402750 с приоритетом 17.09.2008 предназначен для высотно-климатических испытаний турбодвигателей. Он содержит термобарокамеру, регулируемую нагрузку в виде гидротормоза, систему управления и измерений, вакуумную систему, систему водоснабжения, воздухоснабжения, электропитания, термогермокожух для изоляции гидротормоза от условий термобарокамеры. Турбодвигатель содержит турбину, компрессор, стартовый электродвигатель, камеру сгорания и через соединительную муфту подключен к гидротормозу. При испытаниях необходимо пополнять запасы топлива, а продукты сгорания топлива контактируют с испытуемым агрегатом, оказывая коррозионное воздействие.

Единым техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленной группы изобретений, является увеличение длительности испытания мощных высокооборотных агрегатов на работоспособность и длительное функционирование (вплоть до испытания на заданный ресурс) при одновременном исключении воздействия агрессивных газовых сред.

Указанный технический результат по первому варианту стенда достигается тем, что стенд, содержащий соосно соединенные турбину, компрессор, электрогенератор и соединительную муфту для испытуемого высокооборотного агрегата, стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений, снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами, которые соединяют выход нагревателя с входом турбины, выход турбины с входом тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора, выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора, выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела, выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора, выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя, при этом нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой, которая образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга по направлению движения газового рабочего тела, и пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов нагретого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией, а электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины.

Образованный таким образом замкнутый газовый контур, содержащий нагреватель - турбину - нагретый тракт теплообменника-рекуператора - холодильник - компрессор - холодный тракт теплообменника-рекуператора - нагреватель, при некоторых расчетных значениях параметров газового рабочего тела: давление, температура нагрева и охлаждения, состав, скорость циркулирования по контуру - имеет избыточную полезную мощность на общем валу стенда с соединительной муфтой, равную разнице между производимой мощностью турбины и затрачиваемой мощностью компрессора, а сам стенд служит высокооборотным приводом для испытания мощных высокооборотных агрегатов. Поскольку в замкнутом газовом контуре нет расходуемых компонентов, длительность испытания ничем не ограничена. Поскольку газовый контур заполнен одним или смесью нескольких инертных газов, нет воздействия агрессивных сред.

Для испытания мощного агрегата далее увеличивают мощность стенда. Для этого повышают температуру нагрева, давление и скорость циркулирования по контуру газового рабочего тела. При этом стойкость нагретых конструкций контура обеспечивается разделением их функций при работе. Внутренняя труба выдерживает высокую температуру нагретого газа и направляет газовый скоростной поток в контуре, она не герметична. Внешняя труба выдерживает высокое давление газа, но при более низкой рабочей температуре, так как пространство между трубами заполнено высокотемпературной теплоизоляцией. Стенд запускается в работу электронным инвертором переменной частоты, который раскручивает электрогенератор в режиме «двигатель» до того момента, когда мощность турбины начинает превышать затрачиваемую мощность компрессора и появляется избыточная полезная мощность. Электронный инвертор переменной частоты выполнен с электрической мощностью, достаточной для начальной раскрутки электрогенератора, турбины, компрессора и испытуемого высокооборотного агрегата при запуске процесса газотурбинного термодинамического цикла в замкнутом газовом контуре при пониженном давлении газового рабочего тела, разогретом нагревателе, охлажденном холодильнике и испытуемом высокооборотном агрегате на холостом ходу. При появлении избыточной полезной мощности электрогенератор переключается коммутатором на блок задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины, который воспринимает эту полезную избыточную мощность стенда на омическое сопротивление. Повышением давления газа в контуре полезная мощность увеличивается до заданной номинальной. При переводе испытуемого мощного высокооборотного агрегата с режима холостого хода на номинальный соответственно уменьшают нагрузочный режим электрогенератора. При этом в блоке задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины омическое сопротивление выполнено с электрической мощностью, превышающей электрическую мощность электрогенератора, развиваемую при испытаниях агрегата. Система изменения давления газового рабочего тела перед началом и в течение испытания содержит дистанционно управляемые клапан напуска рабочего тела из ресивера в контур, компрессор откачки рабочего тела из контура в ресивер и клапан сброса рабочего тела в газовый дренаж стенда. При этом для приготовления газового рабочего тела требуемого состава и предварительного заполнения контура система содержит баллоны разных газов, устройства независимого напуска газов в ресивер, измерения давления, контроля состава газовой смеси, клапан напуска газового рабочего тела из ресивера в замкнутый газовый контур. Для длительной работы часть газа в контуре направляют для охлаждения электрогенератора. Система газового охлаждения электрогенератора содержит последовательно соединенные вспомогательный холодильник газового рабочего тела и устройство регулирования расхода газового рабочего тела, вход системы подключен к выходу компрессора, а выход системы через трубопроводы продувки подшипниковых опор, статора, ротора и зазора между статором и ротором электрогенератора соединен с входом холодильника; при этом устройство регулирования расхода газового рабочего тела содержит набор расходных шайб, включенных параллельно, и в трубопроводах к каждой расходной шайбе установлен автономно включаемый клапан. Нагревающиеся при испытаниях части замкнутого газового контура, не имеющие высокотемпературной теплоизоляции, размещены в вакуумной барокамере, которая снабжена внутренними экранами и внешними полостями, соединенными с системой оборотного водяного охлаждения.

Высокотемпературная теплоизоляция выполнена из волокнистого материала пористой и набивной, может быть сделана из пористой керамики на основе окислов, из войлочного углерод-углеродного материала, из многослойной фольги. Нагреватель для сохранения чистоты газового рабочего тела выполнен на основе омического сопротивления или в виде электродов, которые соединены с генератором электрического разряда в газе. Холодильник представляет собой теплообменник типа «газ - жидкость», теплообменник-рекуператор - типа «газ - газ» с встречным направлением газовых потоков.

Таким образом, совокупность обсужденных выше отличительных признаков: образование замкнутого газового контура с заявленным составом и последовательностью соединения элементов, особенности построения отдельных элементов контура при высоких температуре и давлении, наличие системы запуска и регулирования, системы переменного газонаполнения инертными газами, - обеспечивают получение заявленного технического результата - проведение испытания мощного высокотемпературного агрегата на работоспособность и длительное функционирование при исключении воздействия агрессивных газовых сред.

Указанный технический результат достигается по второму варианту стенда, когда испытуемый мощный высокооборотный агрегат представляет собой турбину, рабочие параметры и размеры которой близки к рабочим параметрам и размерам турбины стенда. В этом случае испытуемый мощный высокооборотный агрегат в качестве турбины стенда соосно соединяется с компрессором и электрогенератором, а стенд снабжен также всеми отличительными признаками первого варианта, взаимосвязь и существенность которых обсуждена ранее.

Указанный технический результат достигается по третьему варианту стенда, когда испытуемый мощный высокооборотный агрегат представляет собой компрессор, рабочие параметры и размеры которого близки к рабочим параметрам и размерам компрессора стенда. В этом случае испытуемый мощный высокооборотный агрегат в качестве компрессора стенда соосно соединяется с турбиной и электрогенератором, а стенд снабжен также всеми отличительными признаками первого варианта, взаимосвязь и существенность которых обсуждена ранее.

Указанный технический результат достигается по четвертому варианту стенда, когда испытуемый мощный высокооборотный агрегат представляет собой электрогенератор, рабочие параметры и размеры которого близки к рабочим параметрам и размерам электрогенератора стенда. В этом случае испытуемый мощный высокооборотный агрегат в качестве электрогенератора стенда соосно соединяется с турбиной и компрессором, а стенд снабжен также всеми отличительными признаками первого варианта, взаимосвязь и существенность которых обсуждена ранее.

На фигурах 1, 2, 3, 4 приведены схемы стенда для испытания мощного высокооборотного агрегата для четырех вариантов.

На фигуре 1 представлена схема стенда по первому варианту. Приведем его описание. К турбине 1, компрессору 2 и электрогенератору 3 через соединительную муфту 4 подсоединен испытуемый высокооборотный агрегат 5 с собственной системой задания нагрузочных режимов. С помощью нагревателя 6 и холодильника 8 газового рабочего тела, теплообменника-рекуператора 7 и трубопроводов 9…14 образован замкнутый газовый контур, соответственно, например, в следующей последовательности: 6-9-1-10-7-11-8-12-2-13-7-14-6. Нагреватель 6 и трубопроводы нагретого газового рабочего тела 9, 10 выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой, которая образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга по направлению движения газового рабочего тела. Разные рабочие температуры внешней и внутренней труб приводят к их разным температурным удлинениям, разница между ними компенсируется подвижностью трубных отрезков внутренней трубы. Пространства между корпусом нагревателя 6 и его внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов нагретого газового рабочего тела 9,10 заполнены высокотемпературной теплоизоляцией.

К электрогенератору 3 через коммутатор 15 подключены электронный инвертор переменной частоты 16 и блок 17 задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины 1. Электронный инвертор переменной частоты 16 выполнен с электрической мощностью, достаточной для начальной раскрутки электрогенератора 3, турбины 1, компрессора 2 и испытуемого высокооборотного агрегата 5 при запуске процесса газотурбинного термодинамического цикла в замкнутом газовом контуре при пониженном давлении газового рабочего тела, разогретом нагревателе 6, охлажденном холодильнике 8 и испытуемом высокооборотном агрегате 5 на холостом ходу. В блоке 17 задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины 1 омическое сопротивление выполнено с электрической мощностью, превышающей электрическую мощность электрогенератора 3, развиваемую при испытаниях мощного высокооборотного агрегата 5.

Выход системы 18 изменения давления газового рабочего тела в течение испытания подключен к входу компрессора 2 и содержит дистанционно управляемые клапан напуска рабочего тела из ресивера в контур, компрессор откачки рабочего тела из контура в ресивер и клапан сброса рабочего тела в газовый дренаж стенда. При этом для приготовления газового рабочего тела требуемого состава и предварительного заполнения контура система содержит баллоны разных газов, устройства независимого напуска газов в ресивер, измерения давления, контроля состава сложной газовой смеси, клапан напуска газового рабочего тела из ресивера в замкнутый газовый контур. Вход системы 19 газового охлаждения электрогенератора 3 подключен к выходу компрессора 2 (зона наибольшего давления в работающем контуре) и последовательно содержит вспомогательный холодильник газового рабочего тела, устройство регулирования расхода газового рабочего тела, трубопроводы продувки охлажденным газовым рабочим телом статора, ротора и зазора между ними в электрогенераторе 3, выход ее соединен с входом холодильника 8. При этом устройство регулирования расхода газового рабочего тела системы 19 газового охлаждения электрогенератора 3 содержит набор расходных шайб, включенных параллельно, и в трубопроводе к каждой расходной шайбе установлен автономно включаемый клапан.

Нагревающиеся при испытаниях части замкнутого газового контура, не имеющие высокотемпературной теплоизоляции (это турбина 1, компрессор 2 и подводящие к ним части трубопроводов 9, 10), размещены в вакуумной барокамере, которая снабжена внутренними экранами и внешними полостями, соединенными с системой оборотного водяного охлаждения.

Высокотемпературная теплоизоляция выполнена пористой и набивной из волокнистого материала муллита, который набивается в межтрубные пространства с остаточной пористостью; она также может быть выполнена из пористой керамики на основе окислов, из углерод-углеродного войлочного материала, из многослойной фольги. Нагреватель 6 для сохранения чистоты газового рабочего тела выполнен на основе омического сопротивления, также он может быть выполнен в виде электродов, которые соединены с генератором электрического разряда в газе. Холодильник 8 представляет собой теплообменник «газ - жидкость» и подключен к стендовой системе оборотного водяного охлаждения. Теплообменник-рекуператор 7 представляет собой теплообменник «газ - газ» с встречным направлением газовых потоков и установлен для повышения кпд стенда, он значительную долю остаточного тепла газового рабочего тела перед холодильником 8 передает на подогрев газовому рабочему телу перед нагревателем 6.

На фигуре 2 представлена схема стенда по второму варианту, когда испытуемый высокооборотный агрегат 5 представляет собой турбину и соосно соединен с компрессором 2 и электрогенератором 3 в качестве турбины 1 стенда. Далее описание стенда полностью совпадает с описанием стенда по первому варианту.

На фигуре 3 представлена схема стенда по третьему варианту, когда испытуемый высокооборотный агрегат 5 представляет собой компрессор и соосно соединен с турбиной 1 и электрогенератором 3 в качестве компрессора 2 стенда. Далее описание стенда полностью совпадает с описанием стенда по первому варианту.

На фигуре 4 представлена схема стенда по четвертому варианту, когда испытуемый высокооборотный агрегат 5 представляет собой электрогенератор и соосно соединен с турбиной 1 и компрессором 2 в качестве электрогенератора 3 стенда. Далее описание стенда полностью совпадает с описанием стенда по первому варианту.

Заявленный стенд (по всем четырем вариантам) работает по газотурбогенераторному термодинамическому циклу (называемому иногда циклом Брайтона), который состоит из двух изобар, соответствующих процессам нагрева и охлаждения, и, в идеальном случае, двух изоэнтроп, соответствующих процессам сжатия и расширения [см.: например, О.Н. Фаворский, Я.С. Каданер - Вопросы теплообмена в космосе - М.: 1972, стр.65]. Для этого в состав стенда введены нагреватель 6 и холодильник 8 газового рабочего тела, теплообменник-рекуператор 7 и трубопроводы 9… …14, посредством которых образован замкнутый газовый контур 6-9-1-10-7-11-8-12-2-13-7-14-6. Полезная мощность стенда с таким замкнутым газовым контуром записывается как разность работ расширения газа в турбине 1 и сжатия газа в компрессоре 2 при его постоянном расходе (циркулировании) в замкнутом газовом контуре с учетом разных температур газа перед турбиной 1 и перед компрессором 2 вследствие, соответственно, нагрева в нагревателе 6 и охлаждения в холодильнике 8. Теплообменник-рекуператор 7 позволяет повысить общий кпд преобразования. Варьируя род газа и состав газового рабочего тела (для длительной работы в первую очередь подходят инертные газы), его расход (циркулирование) по замкнутому контуру, отношение температур нагрева в нагревателе 6 и охлаждения в холодильнике 8 газа в контуре, степень расширения в турбине 1 и сжатия в компрессоре 2 газа в контуре, рассчитывается требуемая полезная механическая мощность стенда для номинального стационарного режима работы при испытании.

Для стенда по варианту 1 включение стенда происходит в следующей последовательности. Вакуумируются все элементы замкнутого газового контура 6-9-1-10-7-11-8-12-2-13-7-14-6 и присоединенные к нему элементы 3, 18, 19. После приготовления газового рабочего тела требуемого состава в системе 18 проводят заполнение замкнутого газового контура до заданного начального давления. Разогревают нагреватель 6 до заданной начальной температуры и охлаждают холодильник 8, включая охладитель - воду из системы оборотного водяного охлаждения. От электронного инвертора переменной частоты 16 через коммутатор 15 подают электропитание на электрогенератор 3, который в режиме «двигатель» начинает раскручивать всю соосно соединенную сборку 1-2-3-4-5, прогоняя газовое рабочее тело по замкнутому газовому контуру, последовательно через компрессор 2 - теплообменник-рекуператор 7 - нагреватель 6 - турбину 1 - теплообменник-рекуператор 7 - холодильник 8 - компрессор 2. С ростом числа оборотов увеличивается скорость циркулирования газового рабочего тела по контуру и, начиная с некоторого момента, происходит самоподхват контура, т.е. появляется избыточная полезная мощность турбины 1, превышающая затраты на сжатие газа в компрессоре 2, на трение и тепловые потери в контуре. При этом коммутатор 15 отключает электронный инвертор 16 и переключает электрогенератор 3 на блок 17 задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины 1. Стенд продолжает работать на установившемся начальном режиме. Система стабилизации блока 17 автоматически поддерживает установившееся начальное число оборотов, увеличивая или уменьшая нагрузку на электрогенератор 3 через омическое сопротивление блока 17 в пределах 2-3 кВт.

Далее проводят наращивание мощности стенда до режима холостого хода: плавно увеличивают температуру нагрева рабочего тела в нагревателе 6 до расчетного номинального значения и повышают число оборотов до номинального значения, увеличивая расход рабочего тела через контур повышением давления в контуре с помощью контролируемого напуска газового рабочего тела от системы изменения давления 18. При этом вырабатываемая электрогенератором 3 электроэнергия расходуется блоком 17 только для управления и регулирования данного перехода. На холостом ходу стенд работает при номинальных расчетных параметрах по температуре и числу оборотов. Стабилизация числа оборотов производится блоком 17 посредством использования варьируемой мощности потребления в пределах 2-3 кВт (а именно ±1,5 кВт по сигналу датчика числа оборотов).

Для стенда по первому варианту (фиг.1) нагружение испытуемого мощного высокооборотного агрегата 5 возможно проводить по двум режимам. Первый - плавно увеличивают мощность стенда, увеличивая давление газового рабочего тела в контуре от системы изменения давления 18, отслеживая стабильность остальных параметров. При этом соответствующим образом увеличивают нагрузочный режим в агрегате 5 посредством его собственной системы задания нагрузочных режимов, например управляемым перепускным дросселем для турбокомпрессора и пр. При достижении требуемых режимов для испытания мощного высокооборотного агрегата 5 наращивание мощности стенда останавливают и продолжают испытание на достигнутом стационарном режиме. При большой продолжительности испытания включают систему газового охлаждения 19 электрогенератора 3, который хотя и работает при мощности 2-3 кВт, но вследствие больших оборотов вращения (до 60000 об/мин) требует охлаждения подшипниковых опор при любой их конструкции, продувки ротора и статора и зазора между ними при длительной работе.

Второй режим нагружения - скачкообразный. Мощность стенда увеличивают непрерывно, сбрасывая электроэнергию с электрогенератора 3 на омическое сопротивление блока 17. По достижении требуемого уровня мощности, синхронно включают нагрузочный режим на испытуемом агрегате 5 и выключают блоком задания нагрузочного режима 17 соответствующее энергопотребление в балластной нагрузке - в омическом сопротивлении - оставляя по прежнему 2-3 кВт для стабилизации частоты вращения сборки 1-2-3-4-5.

Для снижения мощности стенда производят откачку газового рабочего тела из контура посредством системы 18 изменения давления в ресивер системы 18. Давление в контуре плавно уменьшается под непрерывным контролем блока 17 задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения.

При аварийном сбросе мощности стенда в системе изменения давления 18 включают клапан сброса газового рабочего тела из контура в дренаж стенда и выключают нагреватель 6. При этом давление сбрасывается до минимального начального, чтобы в режиме «двигатель» электрогенератором 3 проводить циркулирование контура и охлаждать более инерционные в тепловом отношении элементы и агрегаты контура. Режим «двигатель» у электрогенератора 3 обеспечивает электронный инвертор переменной частоты 16, как и при включении стенда в работу.

Стенд останавливают после охлаждения всех элементов и агрегатов контура до приемлемых температур. При этом циркулирование контура прекращают, отключая коммутатором 15 электронный инвертор 16, и сбрасывают давление в контуре до атмосферного системой 18.

Ограничения длительности испытания стенд по первому варианту не имеет, так как нет расходуемых компонентов, нет агрессивных сред, воздействующих на материалы конструкции, стенд работает на инертных газах.

Приведем далее пример реализации стенда по первому варианту для испытания мощного высокооборотного агрегата 5 мощностью 200 кВт. Параметры газового замкнутого контура следующие:

- рабочее тело - смесь He и Xe с массовым содержанием гелия 7,17%;
- давление рабочего тела за компрессором 2 на входе в нагреватель 6 3,4 МПа;
- степень повышения давления в компрессоре 2 2,6;
- частота вращения в соосно соединенных агрегатах 1-2-3-4-5 60000 об/мин;
- температура рабочего тела после нагревателя 6 перед турбиной 1 1500 К;
- температура рабочего тела после турбины 1 1130 К;
- температура рабочего тела на выходе из холодильника 8 394 К;
- объем замкнутого газового контура 6-9-1-10-7-11-8-12-2-13-7-14-6 0,75 м3;
- масса рабочего тела в замкнутом газовом контуре 10,4 кг;
- циклический расход рабочего тела в замкнутом газовом контуре 3,47 кг/с;
- тепловая мощность турбины 1 658кВт;
- тепловая мощность компрессора 2 433кВт;
- электрическая мощность электрогенератора 3 200 кВт;
- тепловая мощность нагревателя 6 не менее 750кВт;

- самоподхват контура происходит при температуре рабочего тела перед турбиной 1, равной 950 К, при давлении рабочего тела за компрессором 2, равным 0,34 МПа, при частоте вращения 12000 об/мин.

При испытании на стационарном режиме вся заявленная мощность 200 кВт прикладывается к испытуемому мощному высокооборотному агрегату 5 с его собственной системой нагружения, а электрогенератор 3 работает на мощности 2-3 кВт, потребляемой блоком 17 для стабилизации частоты вращения сосной сборки 1-2-3-4-5.

Для стенда по вариантам 2, 3, 4 (фиг.2, 3, 4) включение стенда происходит в той же последовательности, что и для стенда по варианту 1, описанной ранее. Отличием является соосно соединенная сборка 1-2-3 вместо сборки 1-2-3-4-5.

Для стенда по вариантам 2,3,4 нагружение испытуемого мощного высокооборотного агрегата 5 проводится одинаково и возможно только в одном режиме. Плавно увеличивают мощность стенда, увеличивая давление газового рабочего тела в контуре системой изменения давления 18, отслеживая стабильность остальных параметров блоком 17. При этом электроэнергия, вырабатываемая электрогенератором 3, сбрасывается на омическое сопротивление блока 17. При достижении требуемого уровня мощности увеличение давления газового рабочего тела в контуре прекращают, и блок 17 далее следит за стабильностью параметров, варьируя нагрузочную мощность в пределах 2-3 кВт на достигнутом уровне мощности, например, 200 кВт.

Для стенда по вариантам 2, 3, 4 снижение мощности и останов проводят аналогично описанным процедурам для стенда по первому варианту.

Для стенда по вариантам 2, 3, 4 ограничения длительности испытания также не имеется, так как нет расходуемых компонентов, нет агрессивных сред, воздействующих на материалы конструкции, стенд работает на инертных газах.

Пример реализации стенда по второму варианту (фиг.2) следует по расчетным параметрам стенда по первому варианту. Однако мощность, при которой проходит испытание на стенде по второму варианту для испытуемого мощного высокооборотного агрегата 5, представляющего собой турбину 1 стенда, равна 658 кВт.

Пример реализации стенда по третьему варианту (фиг.3) следует по расчетным параметрам стенда по первому варианту. Однако мощность, при которой проходит испытание на стенде по третьему варианту для испытуемого мощного высокооборотного агрегата 5, представляющего собой компрессор 2 стенда, равна 433 кВт.

Пример реализации стенда по четвертому варианту (фиг.4) следует по расчетным параметрам стенда по первому варианту. Однако мощность, при которой проходит испытание на стенде по четвертому варианту для испытуемого мощного высокооборотного агрегата 5, представляющего собой электрогенератор 3 стенда, равна 200 кВт.

В этих примерах реализации стенда по вариантам 2, 3, 4 нагружение испытуемого мощного высокооборотного агрегата происходит через блок 17 на омическое сопротивление.

1. Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата, содержащий соосно соединенные турбину, компрессор, электрогенератор и соединительную муфту для испытуемого высокооборотного агрегата, стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений, отличающийся тем, что стенд снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами, которые соединяют выход нагревателя с входом турбины, выход турбины с входом тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора, выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора, выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела в течение испытания, выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора, выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя, при этом нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой, которая образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга по направлению движения газового рабочего тела, и пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов нагретого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией, а электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины.

2. Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата, содержащий соосно соединенные компрессор и электрогенератор, стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений, отличающийся тем, что компрессор и электрогенератор соосно соединены с испытуемым высокооборотным агрегатом, представляющим собой турбину, а стенд снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами, которые соединяют выход нагревателя с входом турбины, выход турбины с входом тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора, выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора, выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела в течение испытания, выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора, выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя, при этом нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой, которая образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга по направлению движения газового рабочего тела, и пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов нагретого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией, а электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины.

3. Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата, содержащий соосно соединенные турбину и электрогенератор, стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений, отличающийся тем, что турбина и электрогенератор соосно соединены с испытуемым высокооборотным агрегатом, представляющим собой компрессор, а стенд снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами, которые соединяют выход нагревателя с входом турбины, выход турбины с входом тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора, выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора, выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела в течение испытания, выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора, выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя, при этом нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой, которая образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга по направлению движения газового рабочего тела, и пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов нагретого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией, а электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины.

4. Стенд для испытания мощного высокооборотного агрегата, содержащий соосно соединенные турбину и компрессор, стендовые системы газоснабжения, водоснабжения, вакуумирования, электропитания, управления и измерений, отличающийся тем, что турбина и компрессор соосно соединены с испытуемым высокооборотным агрегатом, представляющим собой электрогенератор, а стенд снабжен нагревателем и холодильником газового рабочего тела, теплообменником-рекуператором и трубопроводами, которые соединяют выход нагревателя с входом турбины, выход турбины с входом тракта надетого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора, выход тракта нагретого газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом холодильника и с выходом системы газового охлаждения электрогенератора, выход холодильника с входом компрессора и с выходом системы изменения давления газового рабочего тела в течение испытания, выход компрессора с входом тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора и с входом системы газового охлаждения электрогенератора, выход тракта холодного газового рабочего тела теплообменника-рекуператора с входом нагревателя, при этом нагреватель и трубопроводы нагретого газового рабочего тела выполнены с внутренней негерметичной температуростойкой трубой, которая образована из трубных отрезков, последовательно вкладываемых своими концевыми частями друг в друга по направлению движения газового рабочего тела, и пространства между корпусом нагревателя и внутренней трубой, между внешней и внутренней трубами трубопроводов нагретого газового рабочего тела заполнены высокотемпературной теплоизоляцией, а электрогенератор через коммутатор соединен с электронным инвертором переменной частоты и с блоком задания нагрузочного режима и стабилизации частоты вращения турбины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к способам диагностики технического состояния новой техники, не имеющих аналогов. Способ включает испытания объектов до выработки ими ресурса на рабочих режимах работы с определением времени наработки до отказа.

Изобретение относится к контролю технического состояния авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики ГТД в процессе их эксплуатации, после технического обслуживания и/или ремонта.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в дизель-электрической системе привода. Технический результат - исключение перегрузки мощных полупроводников автономных выпрямителей импульсного тока со стороны генератора при проведении теста self-load-test.

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов.

Изобретение относятся к диагностике турбомашин и может быть использовано для диагностирования состояния трансмиссии двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД).

Изобретение может быть использовано при испытаниях турбокомпрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Стенд содержит входную и выходную магистрали, регулируемый источник газового потока с регулируемым приводом, выполненный в виде технологического компрессора, испытуемый турбокомпрессор с системой смазки и охлаждения, устройство для создания пульсаций газового потока и регулируемый дроссель.

Способ определения полноты сгорания топливной смеси в камере сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя заключается в том, что двигатель жестко соединяют с горизонтальной мерительной платформой, платформу устанавливают на поперечные упругие опоры и соединяют с датчиком силы.

Нагрузочное устройство для исследования торцевого демпфирования колебаний лопаток вентиляторов газотурбинного двигателя на вибростенде содержит узел фиксации, предназначенный для удержания и фиксации демпфирующего устройства, узел ориентации, размещенный на станине вибростенда, выполненный с возможностью закрепления в нем узла фиксации и регулирования перемещения в трех взаимно ортогональных направлениях пространства, и узел нагружения прижатием демпфирующего устройства к торцевой поверхности непрофильной части лопатки для создания нагрузки, выполненный с возможностью регулирования силы прижатия с обеспечением силы трения достаточной для рассеивания энергии колебаний лопатки.

Использование: в способе и устройстве для распознавания состояния исследуемой создающей шумы машины. Сущность: в способе и устройстве распознавания состояния исследуемого создающего шумы объекта сгенерированная для по меньшей мере одного эталонного объекта статистическая основная модель классификации акустических признаков на основе акустических признаков (m) генерируемого исследуемым объектом (2) шума с помощью блока (5) обработки данных автоматически индивидуально адаптируется, причем блок (5) обработки данных на основе индивидуально адаптированной статистической модели классификации классифицирует состояние исследуемого создающего шумы объекта (2).

Изобретение относится к авиации и может быть применено для диагностики входных устройств силовых установок с использованием вейвлет-анализа. Способ заключается в регистрации физических параметров с помощью датчиков, преобразовании данных в вейвлет-коэффициенты и последующем анализе.

Изобретение относится к авиации и может быть применено для определения запаса устойчивости входного устройства газотурбинных двигателей. При постоянной частоте вращения ротора двигателя при перемещении органа механизации воздухозаборника определяют программное и фактическое положения органа механизации, измеряют пульсации давления с помощью датчиков, установленных за входным устройством на входе в двигатель, по результатам измерений вычисляют вейвлет-коэффициенты различного уровня и среднеквадратичные отклонения (СКО) вейвлет-коэффициентов, сравнивая значения СКО с полученными во время предварительных испытаний их критическими значениями, при достижении СКО критических значений определяют критическое положение органа механизации и вычисляют запас устойчивости как разницу между программным и критическим положениями органа механизации. Изобретение позволяет определять запасы устойчивости входного устройства без нарушения его устойчивой работы и возможных разрушений, сокращает время проведения летных испытаний. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение может быть использовано при испытаниях объекта (О): транспортного средства (ТС), снабженного двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в отношении мощностных показателей, выбросов загрязняющих веществ и топливной экономичности или ДВС в отношении его рабочих характеристик при работе на газовых топливах (ГТ). Для испытаний используют доступное в регионе испытаний, либо доступное для региона поставок ГТ. Предварительная подготовка ГТ к испытаниям заключается в получении данных о его низшей теплоте сгорания. По завершении подготовительных работ проводят испытания. По результатам измерений, выполненных в процессе испытаний О, дополнительно рассчитывают энергию, заключенную в использованном для данных конкретных испытаний ГТ, энергию, снятую с маховика О, если О - ДВС, или с маховика ДВС объекта, если О - ТС, энергоэффективность О, относительное энергосодержание ГТ. При принятии решений по результатам испытаний экономичность О оценивают с учетом его энергоэффективности, а мощностные показатели (мощность, крутящий момент) оценивают с учетом относительного энергосодержания топливо-воздушной смеси. Технический результат заключается в сокращении сроков и повышении достоверности результатов испытаний. 4 табл.

Изобретение относится к стендам для испытаний газотурбинных установок (ГТУ) газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов. Стенд включает в себя испытательный станок с установленной на нем платформой с ГТУ, выхлопное устройство, выполненное в виде выпускного вертикально расположенного газохода, в состав которого входит пристыкованный к выходу испытуемой ГТУ выпускной коллектор, расположенный выше него и присоединенный к нему термокомпенсирующий и виброгасящий блок, пристыкованный к термокомпенсирующему и виброгасящему блоку переходный канал, присоединенную к переходному каналу выхлопную трубу, верхний срез которой расположен выше входной шахты. Выхлопная труба выполнена из двух секций (нижней и верхней), нижняя из которых расположена внутри каркасной конструкции и опирается на ее нижнюю часть, а сама каркасная конструкция подвешена к крыше стенда, при этом верхняя часть нижней секции выхлопной трубы проходит через крышу стенда и свободно размещена в нижней части верхней секции, которая установлена на крыше стенда. Технический результат заключается в устранении возникновения знакопеременных нагрузок в нижерасположенных конструкциях стенда от воздействия выхлопной трубы. 1 ил.

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение эффективности и надежности диагностики технического состояния элементов двигателя за счет выявления на ранней стадии появления дефекта - ослабления затяжки крепления рабочего колеса с валом - в процессе испытаний без переборки двигателя. Технический результат достигается тем, что предварительно определяют первую критическую частоту вращения ротора и при условии, что удвоенное значение первой критической частоты вращения ротора входит в рабочий диапазон частот вращения ротора, в качестве диагностической частоты принимают частоту, равную удвоенной первой критической частоте, следят за составляющей на диагностической частоте, по росту амплитуды которой делают вывод об ослаблении затяжки крепления рабочего колеса с валом. Подтверждением появления дефекта является появление в спектре вибрации составляющей на первой критической частоте вращения ротора. При выявлении дефекта на первых запусках двигателя делают вывод об ослаблении затяжки крепления рабочего колеса с валом при сборке ротора. При выявлении дефекта в процессе наработки при испытании двигателя делают вывод об ослаблении затяжки крепления рабочего колеса с валом в рабочих условиях. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению и энергомашиностроению и может найти применение при доводке газотурбинных двигателей (ГТД), а также для создания систем диагностики колебаний. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и надежности диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины в режиме реального времени. Технический результат достигается тем, что в способе диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины сигналы измеряют одновременно, по меньшей мере, с двух датчиков, вторым из которых является вибропреобразователь, установленный на статорных деталях турбомашины вблизи рабочего колеса, в качестве безразмерного параметра, характеризующего потерю устойчивости, используют коэффициент эксцесса, предварительно задают пороговые уровни для сигналов с датчика пульсаций давления потока и вибропреобразователя и определяют соответствующие им пороговые значения коэффициентов эксцесса, измерение сигналов производят в узкой полосе частот, для каждого из сигналов определяют значения коэффициентов эксцесса и моменты времени, в которые они достигают своих пороговых значений, при этом, если коэффициент эксцесса для сигнала с датчика пульсаций давления потока достигает своего порогового значения раньше, чем коэффициент эксцесса для сигнала с вибропреобразователя, то это свидетельствует о наличии срывных колебаний в рабочем колесе, если коэффициенты эксцесса для сигналов с датчика пульсаций давления потока и вибропреобразователя одновременно достигают своих пороговых значений, то это свидетельствует о наличии автоколебаний в рабочем колесе. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС). ДВС выводят номинальный тепловой режим и измеряют температурное поле на поверхности выпускного коллектора (ВК). Определяют конфигурацию ВК и коэффициент, учитывающий особенности движения выхлопных (отработавших) газов (ВГ) в ВК. Затем рассчитывают фактическую температуру ВГ (ТВГп) для каждого цилиндра по формуле: Т В Г п = k n p α в ( Т с 1 − Т в ) ( 1 α в г + δ λ k ) + Т с 1 , где k - коэффициент, учитывающий количество окон ВК; n - порядковый номер цилиндра; р - показатель, зависящий от особенностей конфигурации ВК; αвг - коэффициент теплопередачи ВГ, Вт/(К·м2); αв - коэффициент теплопередачи воздуха, Вт/(K·м2); λk - коэффициент теплопроводности материала ВК, Вт/(К·м); δ - толщина стенки ВК, м; Tс1 - температура наружной стенки ВК, К; Тв - температура наружного воздуха, К; Твг - температура ВГ, затем путем сравнения ее с эталоном, устанавливают конкретное место или несколько мест неисправностей в двигателе. Технический результат заключается в снижении трудоемкости и уменьшении времени проведения диагностики, повышении информативности. 2 ил.

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме за счет уменьшения расчетных величин и использования метода косвенного измерения. Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя измеряют на максимальном и форсажном режимах температуру газа за турбиной Т4М и Т4Ф, также измеряют на максимальном и форсажном режимах давление за компрессором РКМ и РКФ и за турбиной РТМ и РТФ, далее определяют температуру газа перед турбиной на максимальном режиме перед включением форсажа ТГМ. Затем приводится формула для определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме ТГФ.

Изобретение относится к машиностроению. Сущность изобретения: установка для испытаний кассетного нейтрализатора отработавших газов двигателя внутреннего сгорания содержит пористые проницаемые металлокерамические каталитические блоки фильтрации твердых частиц, пористые проницаемые металлокерамические окислительные и восстановительные каталитические блоки установлены с образованием кассет в секции. Установка снабжена входным и выходным патрубками, секцией приема очищенных газов и установлена на опорах, жестко связанных с секцией пористых проницаемых металлокерамических каталитических блоков фильтрации твердых частиц и секцией приема очищенных газов. Между последовательно расположенными секциями установлены промежуточные соединения, закрепленные на крестовинах и имеющие возможность перемещения в осевом и продольном направлениях относительно общей для всех секций оси. Секция с пористыми проницаемыми металлокерамическими восстановительными каталитическими блоками и секция с пористыми проницаемыми металлокерамическими окислительными каталитическими блоками, имеющие выпускные окна, установлены между секцией пористых проницаемых металлокерамических каталитических блоков фильтрации твердых частиц и секцией приема очищенных газов на общей для всех секций оси с возможностью поворота относительно последней и снабжены фиксаторами положения. На опорах смонтирована штанга, снабженная скользящими направляющими втулками, подсоединенными к промежуточным соединениям. Секции выполнены в виде барабанов. Техническим результатом изобретения является обеспечение идентичности условий и методов испытаний и возможности многовариантного подбора составов каталитических материалов для обеспечения эффективной системы очистки. 1ил.

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к области контроля состояния газотурбинных двигателей, и могут быть использованы для контроля вибрационных явлений, появляющихся в газотурбинном двигателе летательного аппарата во время работы. Способ состоит в том, что устанавливают спектр частот вибрационного сигнала, характерного для состояния работы двигателя и его компонентов, используют множество вибрационных сигнатур, каждая из которых соответствует вибрационному явлению, которое появляется во время работы авиационных двигателей того же типа, что и контролируемый, и причиной которого является дефект или ненормальная работа компонента двигателей. При этом в спектре идентифицируют точки кривых, которые отвечают математическим функциям, каждая из которых определяет вибрационную сигнатуру, для каждой идентифицированной кривой, соответствующей дефекту компонентов двигателя, анализируют амплитуду, связанную с точками кривой, по отношению к предопределенным значениям амплитуды, соответствующим степени серьезности дефекта, и при превышении значения амплитуды или при обнаружении ненормальной работы передают сообщение, связанное с вибрационной сигнатурой. Система содержит средства получения вибрационного сигнала, средства установления спектра частот вибрационного сигнала, базу данных, содержащую множество вибрационных сигнатур, средства идентификации в спектре частот вибрационной сигнатуры, средства анализа амплитуды и средства передачи сообщения, связанного с вибрационной сигнатурой. Технический результат заключается в улучшении качества контроля за состоянием газотурбинного двигателя. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного параметра для оценки изменений технического состояния двигателя выбирают полную температуру газа за турбиной низкого давления − T 4 * , измеренную не менее чем в 8 точках, равномерно распределенных по окружности в характерном сечении, определяют среднюю температуру и предварительно устанавливают предельно допустимое отклонение средней температуры от ее исходного значения в процессе эксплуатации, определяют термопары с максимальным и минимальным значением температуры по измеренным текущим температурам двигателя в процессе эксплуатации, проводят оценку изменения технического состояния по предельно допустимым отклонениям от средней температуры, по предельно допустимым отклонениям разницы между максимальным и минимальным значением температуры, а по месту расположения термопар с максимальной и минимальной температурой определяется место расположения неисправного узла и причина неисправности. Оценку технического состояния производят при значениях разности температур − T 4 * в точках с максимальной и минимальной температурой не более 110°C, и отклонениях температуры по всем точкам от среднего значения не более 10°. Технический результат изобретения - повышение точности определения мест засорения, износа, повреждения проточной части газовоздушного тракта, надежности поддержания требуемого режимного состояния и эксплуатационных характеристик, эксплуатационной экономичности газотурбинного двигателя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.
Наверх