Способ балансировки ротора турбины



Способ балансировки ротора турбины
Способ балансировки ротора турбины
Способ балансировки ротора турбины
Способ балансировки ротора турбины
Способ балансировки ротора турбины

 


Владельцы патента RU 2503935:

Открытое акционерное общество "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" (RU)

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для балансировки роторов турбин. Способ заключается в следующем. Для геометрических параметров отливки турбины, сильнее всего влияющих на дисбаланс ротора, с учетом их максимальных отклонений, рассчитывают величины масс, смещенные от оси турбины. К этим параметрам относятся допуск круглости внутренней литейной поверхности обода, недолив входных и выходных кромок лопаток турбины и допуск на отклонение литейных размеров втулки. По найденным значениям смещенных масс указанных параметров на едином выбранном радиусе определяют соответствующие им массы балансировочного пояса, необходимые для ликвидации дисбаланса. Учитывая возможное изготовление ротора турбины с максимальными отклонениями параметров, сгруппированных на одной стороне турбины, находят оптимальную массу балансировочного пояса, которую нужно закладывать в конструкцию при проектировании, либо определяют пригодность литой заготовки турбины для дальнейшего использования в производстве. Технический результат заключается в уменьшении массы ротора, улучшении его динамических характеристик, повышении надежности и уменьшении времени балансировки ротора. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для балансировки роторов турбин.

Известен способ балансировки роторной детали [1. Пат. 2430346 С2 Российская Федерация, МПК G01M 1/14. Способ балансировки роторной детали. / Боряк К.Ф., Калашников В.А., Петков И. И., Силкин В.И. - Бюл. №27, 2011.], который предполагает в процессе корректировки масс удаление материала с поверхности балансируемой детали с образованием выемки в виде кольцевого паза в плоскости коррекции, достаточной для ликвидации дисбаланса с последующей его коррекцией добавлением балансировочных грузов в кольцевом пазу.

Недостатком данного способа являются чрезмерные напряжения в роторах турбин, например, ракетно-космической техники, возникающие при применении кольцевого паза, так как требование по минимизации массы изделий ракетно-космической техники обуславливает утонение элементов их конструкций, в том числе дисков турбин. В связи с этим глубина выемки в диске турбины в виде кольцевого паза, необходимая для ликвидации дисбаланса, занимает значительную часть толщины диска турбины, что снижает его прочность и, в результате, высокооборотность турбин, характерная для изделий ракетно-космической техники, может привести к разрушению ротора турбины. К тому же, обеспечение балансировки грузами в указанном кольцевом канале усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

Прототипом, наиболее близким к заявляемому способу, является способ балансировки, в котором корректировка масс осуществляется уменьшением массы путем обработки цилиндрических поверхностей по круговому кольцу (балансировочному поясу) [2. Левит, М.Е. Балансировка деталей и узлов / М.Е. Левит, В.М. Рыженков. - М.: Машиностроение, 1986. - с.184-185.]. В данном способе при съеме металла по кольцу прямоугольного сечения h·l вначале находят массу на угловую единицу (радиан) mφ. Затем, зная начальный дисбаланс ротора в плоскости коррекции Dнач, и радиус коррекции R, рассчитывают соотношение Dнач/mφ·R. По номограмме для определения размеров срезаемой части кольца при корректировке масс находят центральный угол 2φ, определяющий корректирующую массу ротора турбины.

Заявляемое изобретение совпадает с известным способом балансировки ротора турбины по следующей совокупности существенных признаков: способ осуществляется путем съема материала с цилиндрической поверхности на роторе по круговому кольцу (балансировочному поясу).

Недостатком способа, выбранного в качестве прототипа, является неоптимальный выбор размеров кольца прямоугольного сечения h·l (где h - высота кольца, мм, l - ширина кольца, мм), с которого снимается металл при балансировке, что приведет при завышенных размерах h, l к увеличению массы турбины, ухудшению ее динамических качеств, снижению ресурса работы подшипников, что недопустимо в изделиях ракетно-космической техники. Занижение размеров h, l приведет к недостаточной массе кольца для балансировки и невозможности ликвидации дисбаланса турбины, в результате дорогостоящая деталь будет забракована. Кроме того, способ, выбранный в качестве прототипа, не позволяет на начальном этапе изготовления выявлять заготовки с отклонениями, препятствующими успешной балансировке турбины на конечном этапе изготовления после механической обработки, в результате производство несет излишние затраты.

Оптимальной массой балансировочного пояса турбины является наименьшая масса, позволяющая отбалансировать турбину. Оптимальная масса балансировочного пояса должна устранить дисбаланс ротора турбины срезом половины его части при:

- максимальных отклонениях геометрии турбины, допустимых конструкторской документацией;

- наихудших сочетаниях отклонений, при расположении их на одной стороне турбины.

Целью настоящего изобретения является оптимизация массы балансировочного пояса ротора турбины и выявление на раннем этапе производства небалансируемых турбин (до механической обработки), что позволяет уменьшить массу ротора турбины, улучшить его динамические характеристики, повысить надежность, уменьшить время балансировки и снизить затраты на изготовление дорогостоящих деталей.

Технический результат достигается тем, что для геометрических параметров ротора турбины, отклонения которых наиболее сильно влияют на дисбаланс, исходя из допусков на отклонения этих параметров, определяются массы, смещенные от оси турбины - источники дисбаланса. Сущность изобретения поясняется чертежами. Наибольшее влияние на дисбаланс ротора турбины (Фиг.1) оказывают параметры:

- допуск круглости внутренней литейной поверхности обода 1;

- недолив входных и выходных кромок лопаток турбины 2;

- допуск на отклонение размеров литейной поверхности втулки 3.

Принимается, что все отклонения перечисленных параметров сосредоточены на одной стороне турбины и имеют предельные значения. По найденным значениям смещенных от оси турбины масс указанных параметров на едином выбранном радиусе определяют соответствующие им массы балансировочного пояса 4, необходимые для ликвидации дисбаланса. С учетом возможного изготовления ротора турбины с максимальными отклонениями параметров, сгруппированными на одной стороне турбины, находят оптимальную массу балансировочного пояса для закладывания в конструкцию, либо определяют пригодность литой заготовки турбины для дальнейшего использования в производстве.

Таким образом, главными отличиями настоящего изобретения от прототипа являются нахождение оптимальной массы балансировочного пояса ротора турбины и выявление на начальном этапе производства заготовок, детали из которых не отбалансируются.

Для нахождения оптимальной массы балансировочного пояса и снижения непроизводительных затрат при изготовлении ротора турбины разработан эффективный способ, позволяющий:

- рассчитать минимальную массу балансировочного пояса, достаточную для ликвидации дисбаланса;

- производить расчеты достаточности массы балансировочного пояса для балансировки турбины на этапе получения заготовки.

Способ расчета оптимальной массы балансировочного пояса и определения влияния отклонений геометрии турбины на дисбаланс осуществляют следующим образом:

1. Определяют дополнительную массу обода от допуска круглости:

где ρ - плотность материала;

Vоб доп - объем дополнительного металла обода при допуске круглости.

Площадь дополнительного металла на внутренней литейной (не обрабатываемой) поверхности обода 1 (Фиг.1) при наличии допуска круглости е условно показана на Фиг.2. Распределение круглости по поверхности обода 1 принято с наибольшей площадью дополнительного металла 5, сосредоточенной на одной стороне ротора, что оказывает наибольшее влияние на прибавку массы и дисбаланс ротора турбины.

При допуске круглости е с учетом нормального закона- рассеяния Гаусса [3. Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч. Ч.2. / В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. - 6-е изд., перераб. и доп. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-е, 1983 - 448 с; 4. Зенкин, А.С. Допуски и посадки в машиностроении: Справочник. / А.С. Зенкин, И.В. Петко. - К.: Техника, 1981. - 256 с] определяют площадь дополнительного металла обода:

где a - коэффициент, учитывающий рассеяние размеров обода, равен около 0,5;

b - коэффициент, отражающий использование в расчетах половины кольцевой площади, равен 0,5;

с - коэффициент, учитывающий наибольшую часть от половины кольцевой площади при некруглости, равен 0,5;

rоб вн - внутренний радиус обода;

e - величина допуска круглости.

В области площади дополнительного металла обода 5 (Фиг.2) часть объема обода занимают лопатки, тогда с учетом формулы (2) величина дополнительного металла обода равняется:

где L - ширина обода ротора турбины;

Sлоп об - площадь сечения лопатки у обода;

z' - число лопаток, размещающееся в области е=const.

2. Рассчитывают недостающую массу лопаток в результате недолива их кромок:

где n - число кромок лопаток, равное двум;

zнедол - число лопаток, на которых допускается недолив выходных кромок;

Sнедол - площадь недолива одной кромки лопатки;

lл - высота лопатки.

Площадь недолива одной кромки лопатки определяют по формуле:

где k - коэффициент, учитывающий недолив кромки лопатки;

r - радиус кромки лопатки.

На Фиг.3 показана форма кромки лопатки при недоливе 6, радиус кромки г и средняя величина недолива h для расчета площадей S1 и Sкр и коэффициента k=S1/Sкк.

3. Определяют дополнительную массу втулки ротора турбины от литейных отклонений:

где Vвт доп - объем дополнительного металла втулки при литейных отклонениях.

Площадь дополнительного металла втулки (Фиг.4) при литейных отклонениях определяют по формуле:

где k1 - коэффициент, учитывающий отклонение размеров отливки по втулке при смещении втулки от оси диска турбины;

ΔS - литейное отклонение втулки.

На Фиг.4 показано соотношение площадей для расчета коэффициента k1. Величина коэффициента k1 определена из геометрических соотношений k1=S1/Sкольц и является примерно постоянной для различных значений наружного радиуса втулки rвт нар и допуска на предельные отклонения размеров втулки ΔS. Величина коэффициента k1 примерно равна 0,5.

Принимая во внимание, что часть объема втулки занимают лопатки, с учетом формулы (7) находят дополнительный объем втулки при литейном допуске:

где В - ширина втулки;

Sлоп вт - площадь сечения лопатки у втулки;

z'' - число лопаток, размещающееся в пределах литейного отклонения втулки ΔS=const.

На следующем этапе производят расчет требуемой массы балансировочного пояса для балансировки ротора с учетом каждой составляющей центробежных сил действующих на ротор: отклонение по толщине обода, отклонение по недоливу кромок лопаток турбины и отклонение по размеру втулки.

4. Определяют требуемую массу балансировочного пояса для балансировки ротора при отклонении толщины обода из-за допуска круглости:

где rcp п - средний радиус балансировочного пояса.

5. Определяют требуемую массу балансировочного пояса для балансировки ротора при недоливе кромок лопаток турбины:

где rcp л - средний радиус лопаток турбины.

6. Определяют требуемую массу балансировочного пояса для балансировки ротора при литейном отклонении втулки ротора турбины:

где rвт - радиус втулки.

7. Определяют оптимальную массу балансировочного пояса, необходимую для балансировки ротора. Формулу расчета оптимальной массы балансировочного пояса, которую нужно закладывать в конструкцию турбины при проектировании, получаем, используя формулы (9), (10) и (11):

где K - коэффициент поправки, учитывающий, что доступная для снятия масса балансировочного пояса меньше закладываемой в конструкцию за счет радиусов от инструмента 7 (Фиг.5). Для рассматриваемого типоразмера роторов турбин K≈1,03÷1,07.

8. Учитывая фактические отклонения изготовленной отливки турбины, рассчитывают избыток (недостаточность) массы балансировочного пояса ротора турбины:

где mп констр - масса балансировочного пояса, согласно

конструкторской документации.

Данная формула позволяет на начальном этапе изготовления выявлять и отбраковывать заготовки турбин, которые на окончательном этапе изготовления будет невозможно отбалансировать, что позволяет снизить непроизводительные затраты и получить высокий экономический эффект.

Предлагаемый способ предусматривает оптимизацию массы балансировочного пояса и связанные с этим:

- уменьшение массы ротора турбины;

- улучшение динамических характеристик ротора турбины;

- повышение надежности;

- сокращение времени балансировки.

Кроме того, представленный способ легко перевести в алгоритм ПЭВМ для задания требований к отливке турбины и контроля ее пригодности для использования в дальнейшем производстве, что обеспечивает снижение потерь от брака.

Источники, принятые во внимание:

1. Пат. 2430346 С2 Российская Федерация, МПК G01M 1/14. Способ балансировки роторной детали. / Боряк К.Ф., Калашников В.А., Петков И.И., Силкин В.И. - Бюл. №27, 2011.

2. Левит М.Е. Балансировка деталей и узлов / М.Е. Левит, В.М. Рыженков. - М.: Машиностроение, 1986. - с.184-185.

3. Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч. Ч.2. / В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. - 6-е изд., перераб. и доп. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-е, 1983. - 448 с.

4. Зенкин А.С. Допуски и посадки в машиностроении: Справочник. / А.С. Зенкин, И.В. Петко. - К.: Техника, 1981. - 256 с.

1. Способ балансировки ротора турбины, осуществляемый съемом материала с цилиндрической поверхности на роторе по круговому кольцу (балансировочному поясу), отличающийся тем, что, учитывая геометрические параметры отливки, более всего влияющие на дисбаланс, их максимальные отклонения и возможность расположения на одной стороне турбины, определена оптимальная масса балансировочного пояса ротора турбины, которую рассчитывают из зависимости:

где К - коэффициент поправки, учитывающий, что доступная для снятия масса балансировочного пояса меньше за счет радиусов от инструмента, К≈1,03÷1,07;
mоб доп - дополнительная масса обода от допуска круглости;
mнедол - недостающая масса лопаток от недолива кромок;
mвт доп - дополнительная масса втулки от литейных отклонений;
rср п - средний радиус балансировочного пояса;
rоб вн - внутренний радиус обода;
rср л - средний радиус лопаток турбины;
rвт - радиус втулки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на начальном этапе изготовления обеспечивают выявление заготовок с отклонениями, препятствующими успешной балансировке турбины на конечном этапе изготовления после механической обработки.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к автомобильной технике. Способ профилактики работы двигателя автомобиля включает оценку соответствия топлива по его устойчивости к окислению на основании определения процентного содержания ВНТ в топливе питания двигателя посредством спектроскопии в ближней инфракрасной области с возможностью изменения указанного содержания и уведомление пользователя о качестве топлива на основании результатов вышеуказанного определения.

Изобретение относится к области балансировочной техники, в частности к динамической балансировке роторов. Способ заключается в следующем.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для балансировки вращающихся тел. В состав устройства входят станок для закрепления и вращения детали, два технологических лазера, лучи от которых, при их включении, падают на торцевые поверхности вращающегося тела и испаряют материал в точке падения, два пьезодатчика, установленные в нижних точках обеих опор при закреплении тела вращения на станке, которые вырабатывают электрический сигнал, в зависимости от величины силы, действующей на них, два усилителя электрического напряжения, усиливающие электрические сигналы с пьезодатчиков, каждый со своего, и компьютер, в котором установлен драйвер, управляющий лазерами.

Способ анализа колеса транспортного средства включает шину заранее определенной конфигурации и тиксотропное балансировочное вещество. Способ включает вращение колеса транспортного средства с заранее определенным количеством оборотов за некоторый период времени.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам проверки качества герметизации транспортного средства при подготовке его к преодолению водной преграды по дну.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке и балансировке гибких роторов компрессоров, турбоагрегатов и валопроводов газоперекачивающих агрегатов.

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения, а именно к оборудованию для испытаний гидравлических ясов. .

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу тяговых испытаний транспортных машин (преимущественно трактора) при трогании с места под нагрузкой.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использован для определения положения центра масс объектов энерго-, тяжелого и транспортного машиностроения, например, крупногабаритных объемных металлоконструкций.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к измерению массы, координат центра масс и моментов инерции изделий, и может быть использовано в различных отраслях промышленности. Стенд содержит станину, динамометры, динамометрическую платформу, датчики утла и устройства задания колебаний, трехкомпонентный динамометрический элемент, измеряющий моменты по трем ортогональным осям, при последовательных колебаниях изделия вокруг них. Устройства задания колебаний состоят из подвижных рам, соединенных между собой и со станиной шарнирами и системой пружин, при этом оси шарниров соединены с осями датчиков углов. Кроме того, стенд снабжен фиксаторами, обеспечивающими колебания изделия только вокруг той оси, относительно которой в настоящий момент выполняется измерение момента инерции. Трехкомпонентный динамометрический элемент состоит из четырех пластин, ориентированных вдоль координатных осей стенда, верхнего основания, на которое установлено изделие посредством крестовины, и нижнего основания, закрепленного на динамометрической платформе. Последнее закреплено так, что начало координат трехкомпонентного динамометрического элемента находился по вертикальной оси X выше, чем начало координат динамометрической платформы, которая опирается на динамометры, закрепленные в вершинах прямоугольной внутренней рамы, стороны которой параллельны горизонтальным осям Y и Z стенда и трехкомпонентного динамометрического элемента. Технический результат заключаемся в повышении точности измерений моментов инерции. 10 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для определения моментов инерции изделий. Устройство содержит подвижную часть, имеющую возможность колебаний вокруг оси, неподвижной относительно основания, например, под действием упругих элементов или сил гравитации, эталонное тело, имеющее элементы технологического базирования для закрепления его на подвижной части устройства. Эталонное тело выполнено с дополнительными элементами технологического базирования, расположенными симметрично относительно основных элементов. При этом центр масс эталонного тела расположен асимметрично относительно основных и дополнительных элементов базирования эталонного тела. Элементы технологического базирования выполнены в виде базовых отверстий на подвижной части устройства, которые совмещаются с базовыми отверстиями на эталонном теле и изделии посредством штифтов, служащих и для закрепления эталонного тела и изделия на подвижной части. Технический результат заключается в повышении точности измерений и упрощении их проведения. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к способам инерционных испытаний ременных и цепных передач и позволяет определить момент инерции ременных и цепных передач. Способ заключается в том, что ко входному валу ременной (цепной) передачи через соединительную муфту подсоединяется выходной вал электрического двигателя. При этом момент инерции ременной (цепной) передачи определяется как отношение произведения разности углового ускорения системы вращающихся масс «электрический двигатель, соединительная муфта» и углового ускорения системы вращающихся масс «электрический двигатель, соединительная муфта, ременная (цепная) передача» на сумму момента инерции электрического двигателя и момента инерции соединительной муфты к угловому ускорению системы вращающихся масс «электрический двигатель, соединительная муфта, ременная (цепная) передача». Технический результат - обеспечение возможности определения момента инерции ременных и цепных передач с учетом действия сил трения в опорах валов, износа основных элементов, двигающихся поступательно и вращательно. 1 ил.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к способам измерения мощности потерь энергии в подшипниках качения. Сущность способа измерения мощности потерь на трение в подшипниках качения заключается в том, что мощность потерь энергии в подшипнике качения определяется как произведение суммы моментов инерции системы вращающихся масс «ротор приводного двигателя, соединительная муфта, движущиеся элементы подшипника качения» на сумму угловой скорости и половины приращения угловой скорости за период, в течение которого определено угловое ускорение системы вращающихся масс «ротор приводного двигателя, соединительная муфта, движущиеся элементы подшипника качения», с учетом приведенного момента инерции сопротивления качению на разность углового ускорения системы вращающихся масс «ротор приводного двигателя, соединительная муфта» и углового ускорения системы вращающихся масс «ротор приводного двигателя, соединительная муфта, движущиеся элементы подшипника качения», определенного с учетом приведенного момента инерции сопротивления качению. Технический результат заключается в возможности измерения мощности потерь энергии в отдельном подшипнике качения с высокой частотой. 1 ил.

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для выполнения прецизионной динамической балансировки роторов гироскопов. Устройство содержит измерительную систему, приспособление для установки балансируемого изделия и датчик контрастной метки, размещенные на основании измерительной системы, расположенном в вакуумируемой камере, систему охлаждения и откачки-закачки воздуха, лазер, предназначенный для удаления материала с поверхности балансируемого изделия, систему защиты узлов, деталей и поверхности балансируемого изделия от загрязнения продуктами лазерной обработки, пневматически связанную с системой охлаждения и откачки-закачки воздуха, источник питания привода балансируемого изделия, а также модули электроники, электрически связанные с датчиками для измерения дисбаланса и с информационно-управляющей системой на базе ПЭВМ и предназначенные для управления балансировкой изделия. В станок введены излучатели первой и второй плоскостей коррекции, связанные оптически с системой ввода лазерного излучения в вакуумную камеру и электрически - с модулями электроники, система ввода лазерного излучения в вакуумную камеру связана оптически с излучателями первой и второй плоскостей коррекции и с системой переключения направления лазерного излучения между плоскостями коррекции. Технический результат заключается в возможности проведения процесса балансировки в автоматическом режиме при повышении точности процесса балансировки и упрощении его проведения, а также упрощении процесса перехода на балансировку других объектов балансировки. 5 ил.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к способам инерционных испытаний червячных редукторов, и может быть использовано для их исследования на энергоэффективность. Сущность изобретения заключается в том, что ко входному валу червячного редуктора через соединительную муфту подсоединяется выходной вал электрического двигателя, а момент инерции червячного редуктора определяется как отношение произведения разности углового ускорения системы вращающихся масс «электрический двигатель, соединительная муфта» и углового ускорения системы вращающихся масс «электрический двигатель, соединительная муфта, червячный редуктор» на сумму момента инерции электрического двигателя и момента инерции соединительной муфты к угловому ускорению системы вращающихся масс «электрический двигатель, соединительная муфта, червячный редуктор». Технический результат заключается в возможности определения момента инерции червячного редуктора с учетом сил трения и износа элементов редуктора. 1 ил.

Ротор с компенсатором дисбаланса содержит рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза, выполненного в форме сегмента с круговыми внешней и внутренней поверхностями и стопорным элементом. Ротор имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле колеса выемку с кольцевыми внешним и внутренним поднутрениями. Снаружи по торцу колеса напротив внешнего поднутрения выполнен кольцевой выступ с пазами, а напротив внутреннего поднутрения - наружный бурт. Сегмент внешней конической и внутренней поверхностями установлен в поднутрениях выемки колеса и зафиксирован отгибом стопорного элемента в паз выступа. Ось паза расположена в плоскости продольной оси колеса под углом к последней. При работе турбомашины балансировочный груз своей конической поверхностью контактирует со скольжением с конической поверхностью внешнего поднутрения выемки диска и надежно поджимается центробежными силами своей торцевой поверхностью к торцевой поверхности колеса. Изобретение позволяет упростить балансировку ротора, например рабочего колеса ступени турбомашины, за счет исключения его снятия со станка при балансировке, уменьшить нагрузки на подшипники ротора и увеличить быстроходность турбомашины за счет повышения точности и стабильности балансировки колеса, повысить надежность крепления балансировочного груза в колесе и срока службы колеса турбомашины. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для испытаний и градуировок акселерометрических датчиков и другой навигационной аппаратуры, определяющей параметры движения различных по назначению объектов. Центрифуга содержит платформу в виде консольной балки с площадкой для изделия на свободном конце, смонтированной другим концом на вращаемом шпинделе. Консольная балка выполнена телескопической. Подвижная часть консольной балки, несущая площадку, связана с другой частью посредством гибкой связи. Достигается разделение радиальных и поперечных нагрузок, воспринимаемых платформой, между двумя ее элементами: гибкой связью и телескопической балкой. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для электрических измерений механических величин в космической технике, судостроении и авиастроении. Стенд содержит раму, к которой крепится изделие, динамометрическую платформу с установленным на ней узлом поворота рамы, динамометры, пружины, датчик угла поворота и станину, пластину, закрепленную на динамометрической платформе и установленную в центре тяжести платформы, которая опирается на центральный динамометр с полусферическим шарниром, установленным на станине при помощи стойки, два динамометра, а также четыре динамометрические цепочки, содержащие пружины. Технический результат заключается в защите от перегрузки динамометров и повышении точности измерений координат центра масс. 4 ил.

Изобретение может быть использовано при производстве навигационных приборов. Способ балансировки металлического зубчатого резонатора волнового твердотельного гироскопа заключается в том, что измеряют параметры неуравновешенной массы, рассчитывают массу, подлежащую удалению с каждого балансировочного зубца, и удаляют неуравновешенную массу с поверхности балансировочных зубцов путем электрохимического растворения, при этом каждый зубец погружают в отдельную ванну с электролитом и через поверхность каждого зубца пропускают заранее рассчитанный электрический заряд, величину которого регулируют временем пропускания постоянного тока. Изобретение позволяет довести точность удаления массы с балансировочного зубца до 0.01-0.1%. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх