Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система

Авторы патента:


Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система
Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система
Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система

 


Владельцы патента RU 2504057:

Открытое акционерное общество "Авиационная холдинговая компания "Сухой" (RU)

Изобретение относится к антенной технике радиосистем навигации, посадки, управления воздушным движением. Технический результат - обеспечение устойчивой работы самолетного радиооборудования UHF частотного диапазона при круговом обзоре пространства в азимутальной плоскости, в том числе в интерференционных зонах и в L, S частотных диапазонах при значительных кренах летательного объекта. Система содержит передние UHF антенну, две L, S антенны горизонтальной поляризации, L, S антенну вертикальной поляризации, задние UHF, L, S антенну горизонтальной поляризации и L, S антенну вертикальной поляризации, коммутационно-разделительное устройство, устройство управления, пять коммутаторов на два направления, пять частотно-разделительных устройств, управляемый фазовращатель. Устройство управления входами соединено с UHF, L, S радиооборудованием, гировертикалью, определителем курсового угла радиомаяка, а выходами - с коммутационно-разделительным устройством, коммутаторами и фазовращателем. Коммутаторы соединены с одной стороны с коммутационно-разделительным устройством, а с другой стороны с антеннами непосредственно или через частотно-распределительные устройства, а с задней антенной горизонтальной поляризации - через фазовращатель. 3 ил.

 

Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система относится к области радиотехники, в частности к антенной технике, которая обеспечивает требуемый обзор пространства для радиосистем навигации, посадки, управления воздушным движением и др.

Насыщенность современных летательных аппаратов различными видами радиооборудования определяет тенденцию развития самолетных АФС, а именно, создание многоцелевых (многофункциональных) антенных систем, обслуживающих максимально возможное количество различных видов радиооборудования. Примером реализации указанных тенденций являются аналоги предлагаемой самолетной АФС [2]-[5]. Указанные аналоги содержат несколько групп антенн, коммутационно-разделительные устройства, устройство управления (процессор), с помощью которых формируются требуемые для работы радиооборудования диаграммы направленности АФС.

Характерным для всех указанных аналогов является дискретный обзор пространства с ограниченными зонами видимости, как в горизонтальной, так и в вертикально-продольной, вертикально-поперечной плоскостях, что для АФС, обслуживающих бортовое радиооборудование навигации, посадки, управления воздушным движением, является существенным недостатком.

Наиболее близкой к предлагаемому решению является многоканальная радиолокационная система летательного аппарата [5], в которой с целью повышения пропускной способности и уменьшения времени обслуживания объектов обеспечивается параллельный по пространству и одновременный по времени обзор всего телесного угла зоны обзора. Она содержит группу антенн в виде линзы Люнеберга, коммутационно-разделительные устройства, устройство управления (процессор сигналов), с помощью которых обеспечивается указанный выше обзор пространства.

Недостатком этой самолетной АФС является наличие интерференционных зон на участках взаимного наложения диаграмм направленности подключаемых одновременно антенн. В этих зонах происходит потеря информации. Другим недостатком, свойственным прототипу, является ограничение зон обзора в вертикально-поперечной плоскости при кренах свыше ±45° из-за смены вектора поляризации принимаемого (передаваемого) радиосигнала.

Задачей предлагаемого технического решения является создание многоцелевой самолетной АФС, обеспечивающей устойчивую работу самолетного радиооборудования UHF частотного диапазона при круговом обзоре пространства в азимутальной плоскости, в том числе в интерференционных зонах и в L, S частотных диапазонах при кренах летательного объекта свыше ±45°. Т.к. в UHF частотном диапазоне самолетное оборудование имеет один комплект приемопередатчика, круговой безинтерференционный обзор должен обеспечиваться средствами АФС. В L, S частотных диапазонах самолетное оборудование имеет два комплекта приемопередающих устройств, что позволяет обеспечить круговой безинтерференционный обзор без усложнения АФС. В L, S частотных диапазонах основной сложностью является обеспечение устойчивой работы при предельных эволюциях летательного объекта, особенно при кренах от ±45° до ±90°.

Задача решается с помощью многоцелевой самолетной антенно-фидерной системы, содержащей антенную часть, коммутационно-разделительное устройство, устройство управления и отличающейся тем, что антенная часть содержит передние антенну диапазона UHF, правую и левую антенны горизонтальной поляризации диапазонов L, S, антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, задние антенну горизонтальной поляризации диапазонов UHF, L, S и антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, пять коммутаторов на два направления, пять частотно-разделительных устройств, управляемый фазовращатель, устройство управления входами соединено с радиооборудованием в частотных диапазонах UHF, L, S, гировертикалью в диапазонах L, S, определителем курсового угла радиомаяка в диапазоне UHF, а выходами - с коммутационно-разделительным устройством, всеми коммутаторами и управляемым фазовращателем, первый коммутатор соединен с одной стороны с входом (выходом) UHF коммутационно-разделительного устройства, а с другой стороны с передней и задней антеннами диапазона UHF, причем с задней антенной он соединен через управляемый фазовращатель, и четвертое частотно-разделительное устройство, второй и пятый коммутаторы соединены с входом (выходом) S, а третий и четвертый коммутаторы - с входом (выходом) L коммутационно-разделительного устройства, с другой стороны второй и третий коммутаторы соединены с первым и вторым частотно-разделительными устройствами, которые соединены с передними соответственно правой и левой антеннами горизонтальной поляризации, четвертый и пятый коммутаторы соединены с четвертым и пятым частотно-разделительными устройствами, которые соединены с задними антеннами соответственно горизонтальной и вертикальной поляризации, третье частотно-разделительное устройство соединено с входами (выходами) S и L коммутационно-разделительного устройства и с передней антенной вертикальной поляризации.

Техническим результатом, который может быть получен при использовании предлагаемого изобретения, является обеспечение устойчивой работы самолетного радиооборудования UHF частотного диапазона при круговом обзоре пространства в азимутальной плоскости, в том числе в интерференционных зонах, и в L, S частотных диапазонах при значительных кренах летательного объекта (в том числе от ±45° до ±90°).

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 приведена структурная схема многоцелевой самолетной антенно-фидерной системы.

На фиг.2 показана суммарная диаграмма направленности передней и задней антенн горизонтальной поляризации UHF частотного диапазона.

На фиг.3 показаны зоны переключения передней и задней антенн горизонтальной поляризации UHF частотного диапазона в зависимости от значения курсового угла радиомаяка.

Предлагаемая многоцелевая антенно-фидерная система содержит (см. фиг.1) две группы антенн (2) и (6) для обеспечения обзора передней и задней полусфер пространства соответственно. Группа (2) включает антенну (2.1) частотного диапазона UHF, правую антенну (2.2) горизонтальной поляризации частотных диапазонов L, S, левую антенну (2.3) горизонтальной поляризации частотных диапазонов L, S, антенну (2.4) вертикальной поляризации частотных диапазонов L, S. Группа (6) антенн включает антенну (6.1) горизонтальной поляризации частотных диапазонов UHF, L, S и антенну (6.2) вертикальной поляризации диапазонов L, S. Группа антенн (2) может быть реализована в виде отдельных антенных блоков, размещаемых в носовой части самолета и имеющих отдельные входы для UHF, L, S частотных диапазонов. Группа антенн (6) может быть реализована в виде самостоятельного комплексного антенного блока, размещенного в хвостовой части самолета, имеющего входы UHF, L, S частотных диапазонов.

Система содержит также коммутационно-разделительное устройство (7), устройство управления (1), пять коммутаторов на два направления (4), (13), (14), (15), (16), пять частотно-разделительных устройств (3), (9), (10), (11), (12), управляемый дискретный фазовращатель (5).

Входы устройства управления (1) соединены с радиооборудованием (8), в том числе каналом (8.1) с оборудованием в частотных диапазонах UHF, L, S, каналом (8.2) с определителем курсового угла радиомаяка в диапазоне UHF, каналом (8.3) - с гировертикалью в диапазонах L, S.

Устройство управления (1) выходами соединено с коммутационно-разделительным устройством (7), всеми коммутаторами (4), (13), (14), (15), (16), управляемым фазовращателем (5), которые выполнены на основе p-i-n-диодов. Положительные управляющие напряжения смещения на этих диодах соответствуют закрытому каналу коммутатора (4), (13), (14), (15) или (16), отрицательные управляющие напряжения смещения - открытому каналу. Для фазовращателя (5) отрицательное управляющее напряжение соответствует фазовому сдвигу 0°, положительное - 180°. Например, могут быть использованы p-i-n-диоды МА4 Р606-131.

Коммутаторы направлений соединены с другими элементами системы следующим образом.

Первый коммутатор (4) соединен фидерными трактами с одной стороны с входом (выходом) UHF коммутационно-разделительного устройства (7), а с другой стороны - с антеннами (2.1) и (6.1) диапазона UHF, причем с антенной задней полусферы (6.1) он соединен через управляемый фазовращатель (5) и четвертое частотно-разделительное устройство (11).

Второй коммутатор (13) соединен с входом (выходом) S, а третий коммутатор - с входом (выходом) L коммутационно-разделительного устройства (7). С другой стороны второй и третий коммутаторы (13) и (14) соединены с первым и вторым частотно-разделительными устройствами (3) и (9). Первое частотно-разделительное устройство (3) соединено с передней правой антенной горизонтальной поляризации (2.2), второе частотно-разделительное устройство (9) соединено с передней левой антенной горизонтальной поляризации (2.3).

Четвертый коммутатор (15) соединен с входом (выходом) L, а пятый коммутатор (16) - с входом (выходом) S коммутационно-разделительного устройства (7). С другой стороны четвертый и пятый коммутаторы (15) и (16) соединены с четвертым и пятым частотно-разделительными устройствами (11) и (12). Четвертое частотно-разделительное устройство (11) соединено с задней антенной горизонтальной поляризации (6.1), пятое частотно-разделительное устройство (12) соединено с задней антенной вертикальной поляризации (6.2).

Третье частотно-разделительное устройство (10) соединено с входами (выходами) S и L коммутационно-разделительного устройства (7) и с передней антенной (2.4) вертикальной поляризации диапазонов S и L.

Входящие в состав предлагаемой АФС коммутационно- разделительные устройства (3), (9), (10), (11), (12), коммутаторы (4), (13), (14), (15), (16) и фазовращатель (5) выполнены с использованием микрополосковой технологии по традиционным схемным решениям [6]. Антенны в составе групп (2) и (6) выполнены широкополосными с учетом обеспечения работы обслуживаемого радиооборудования в указанных частотных диапазонах UHF, L, S.

Коммутаторы на два направления (4), (13), (14), (15), (16), частотно-разделительные устройства (3), (9), (10), (11), (12) и управляемый дискретный фазовращатель (5) могут быть объединены конструктивно в два самостоятельных блока коммутационно-разделительных устройств, которые используются соответственно для подключения радиооборудования к группам антенн (2) и (6).

Предлагаемая антенно-фидерная система работает следующим образом.

Независимую работу бортового радиооборудования (8) в UHF, L, S частотных диапазонах на две группы антенн (2) и (6) обеспечивает коммутационно-разделительное устройство (7), которое содержит коммутационные устройства, в частности, p-i-n диодные переключатели, частотно-разделительные устройства, сумматоры (делители). Алгоритм подключения радиооборудования указанных частотных диапазонов к рабочим антеннам из групп антенн (2, 6) задается с помощью устройства управления (1). Устройство управления (1) по управляющим сигналам обслуживаемого радиооборудования (8) формирует управляющие напряжения смещения и выдает их в заданной комбинации на переключающие p-i-n-диоды коммутационных устройств, входящих в состав коммутационно-разделительного устройства (7) и первого (4), второго (13), третьего (14), четвертого (15), пятого (16) коммутаторов на два направления и управляемого дискретного фазовращателя (5).

Режим кругового обзора пространства в UHF диапазоне обеспечивается выдачей комбинации управляющих сигналов из радиооборудования (8) UHF диапазона по каналу (8.1) в устройство управления (1). Устройство управления (1) по этим сигналам формирует и выдает управляющие напряжения на первый коммутатор (4), включенный в тракт UHF диапазона. В результате к радиооборудованию (8) UHF диапазона подключается либо антенна (2.1) горизонтальной поляризации UHF частотного диапазона из группы антенн (2) для обзора передней полусферы пространства, либо через управляемый дискретный фазовращатель (5) и четвертое частотно-разделительное устройство (11) - антенна (6.1) горизонтальной поляризации UHF, L, S частотных диапазонов из группы антенн (6), либо подключаются одновременно обе антенны (2.1) и (6.1). Суммарная диаграмма направленности этих антенн приведена на фигуре 2.

Для исключения потери информации на участках интерференционных зон с помощью дискретного фазовращателя (5) по управляющим сигналам устройства (1) в соответствии с сигналами, задаваемыми UHF радиооборудованием (8), фазовращателем (5) осуществляется изменение фазы радиосигнала в тракте антенны (6.1) обзора задней полусферы пространства на 180°. Это позволяет с требуемой частотой изменять положение углов нулевого провала в интерференционной зоне диаграммы направленности и тем самым исключить пропадание информации.

В тех случаях, когда в бортовом оборудовании UHF диапазона имеется информация о курсовом угле (КУР) наземного радиомаяка, с которым ведется работа, интерференционные зоны могут быть исключены с помощью поочередного включения передней антенны (2.1) горизонтальной поляризации UHF диапазона из группы антенн (2) или задней антенны (6.1) горизонтальной поляризации из группы антенн (6). Переключение осуществляется первым коммутатором (4) по сигналу КУР, задаваемому бортовом радиооборудованием (8) UHF диапазона по каналу (8.2) и преобразованному устройством управления (1). При изменении КУР по часовой стрелке изменение кода зоны обзора производится при значениях КУР, обозначенных на фигуре 3 литерой «А». При изменении КУР против часовой стрелки изменение кода зоны обзора производится при значениях КУР, обозначенных литерой «Б». Сформированные в бортовом радиооборудовании (8) UHF частотного диапазона сигналы (коды) переключения передаются в устройство управления (1), которое в свою очередь формирует и выдает управляющие напряжения смещения на переключающие p-i-n-диоды коммутационно-разделительного устройства (7), первого коммутатора (4) и управляемого дискретного фазовращателя (5).

При горизонтальном полете самолета и при кренах до ±45° предлагаемая многоцелевая АФС обеспечивает работу радиооборудования L, S частотных диапазонов с антеннами (2.4) и (6.2) вертикальной поляризации. Связь между радиооборудованием (8) и антенной (2.4) осуществляется в этих условиях через третье частотно-разделительное устройство (10), коммутационно-разделительное устройство (7), устройство управления (1), а между радиооборудованием (8) и антенной (6.2) - через пятое частотно-разделительное устройство (12), четвертый (15) и пятый (16) коммутаторы, коммутационно-разделительное устройство (7), устройством управления (1).

При кренах самолета свыше ±45° до ±90° из-за смены вектора поляризации упомянутых выше рабочих антенн относительно вектора поляризации рабочего радиосигнала, возникает необходимость смены вектора поляризации рабочих антенн.

В предлагаемой АФС это реализовано следующим образом.

Устройство управления (1) по сигналу гировертикали, поступающему по каналу (8.3) от обслуживающего АФС радиооборудования (8) L, S частотного диапазона при кренах самолета свыше ±45° до ±90°, подключает радиооборудование (8) L, S частотных диапазонов через коммутационно-разделительное устройство (7), третий (14) и второй (13) коммутаторы, через первое (3) и второе (9) частотно-разделительные устройства к передним правой и левой антеннам (2.2) и (2.3) горизонтальной поляризации из группы антенн (2), а через коммутационно-разделительное устройство (7), четвертый (15) и пятый (16) коммутаторы и далее через четвертое частотно-разделительное устройство (11) к антенне (6.1) горизонтальной поляризации UHF, L, S частотных диапазонов из группы антенн (6).

Создан экспериментально-опытный образец предлагаемой АФС, прошедший лабораторные испытания. Полученные при летных проверках результаты подтверждают правильность выбранного пути решения задачи - обеспечение устойчивой работы бортового радиооборудования при круговом обзоре пространства с учетом интерференционных зон и эволюциях самолета (кренах до ±90°).

Проведенные лабораторные испытания и конструктивная реализация подтверждают возможность промышленной реализации предлагаемой АФС.

Источники информации

[1] Методы проектирования слабонаправленных антенн, Приложение к журналу «Физика волновых процессов и радиотехнические системы». Самарское книжное издательство, сентябрь 2006 г., стр. 188-189.

[2] Патент Великобритании №2303508 кл. G01S 13/94, заявл. 19.02.97.

[3] Патент РФ №2355078, кл. H01Q 1/26, заявл. 13.08.07, 10.01-24А159П.

[4] Патент США 37012569, кл. Н01Q 1/38, заявл. 18.12.01.

[5] Патент РФ №2316021, G01S 13/48, заявл. 01.12.05 г.

[6] Микроэлектронные устройства СВЧ, под редакцией проф. Г.И.Веселова, Москва «Высшая школа», 1988 г.

Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система, содержащая антенную часть, коммутационно-разделительное устройство, устройство управления, отличающаяся тем, что антенная часть содержит передние антенну диапазона UHF, правую и левую антенны горизонтальной поляризации диапазонов L, S, антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, задние антенну горизонтальной поляризации диапазонов UHF, L, S и антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, пять коммутаторов на два направления, пять частотно-разделительных устройств, управляемый фазовращатель, устройство управления входами соединено с радиооборудованием в частотных диапазонах UHF, L, S, гировертикалью в диапазонах L, S, определителем курсового угла радиомаяка в диапазоне UHF, а выходами - с коммутационно-разделительным устройством, всеми коммутаторами и управляемым фазовращателем, первый коммутатор соединен с одной стороны с входом (выходом) UHF коммутационно-разделительного устройства, а с другой стороны - с передней и задней антеннами диапазона UHF, причем с задней антенной он соединен через управляемый фазовращатель и четвертое частотно-разделительное устройство, второй и пятый коммутаторы соединены с входом (выходом) S, а третий и четвертый коммутаторы - с входом (выходом) L коммутационно-разделительного устройства, с другой стороны второй и третий коммутаторы соединены с первым и вторым частотно-разделительными устройствами, которые соединены с передними, соответственно, правой и левой антеннами горизонтальной поляризации, четвертый и пятый коммутаторы соединены с четвертым и пятым частотно-разделительными устройствами, которые соединены с задними антеннами соответственно горизонтальной и вертикальной поляризации, третье частотно-разделительное устройство соединено с входами (выходами) S и L коммутационно-разделительного устройства и с передней антенной вертикальной поляризации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области антенной техники. Технический результат - повышение эксплуатационных возможностей решетки.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к активным фазированным антенным решеткам (АФАР), которые предназначены для использования в РЛС. Техническим результатом является создание элемента АФАР отражательного типа с более высоким коэффициентом полезного действия и более низким уровнем шумов, способного работать в составе АФАР отражательного типа с двумя ортогональными круговыми поляризациями.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к спиральным антеннам диапазона ДКМВ. Техническим результатом является снижение трудоемкости установки антенны.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть применено для диагностики чувствительных элементов гидроакустических антенн. Технический результат - возможность оперативного контроля работоспособности чувствительных элементов антенны и построение амплитудно-частотных характеристик гидроакустических приемников.

Изобретение относится к антеннам, а именно к планарному излучающему элементу с дуальной поляризацией, в котором явление электростатических разрядов минимизировано, и к антенной решетке, содержащей такой излучающий элемент.

Изобретение относится к области радиоэлектроники. .

Изобретение относится к области техники СВЧ, в том числе - к антенной технике, для концентрации СВЧ-энергии на определенной поверхности (площади) и может найти свое применение в сельском хозяйстве и лесной отрасли для сушки облучаемых объектов с помощью СВЧ-излучения для обеспечения равномерного СВЧ-излучения по всей длине и ширине (площади) облучаемого объекта.

Изобретение относится к области радиотехники, в частности к микрополосковым антеннам для применения в глобальных навигационных спутниковых системах (GNSS). .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для быстрого электрического сканирования лучом антенной решетки (АР). .

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к многоканальным радиолокационным системам, размещаемым на летательных аппаратах. .

Изобретение относится к оптической локационной технике. .

Изобретение предназначено для обнаружения скрытых микроэлектронных устройств, содержащих работающие или неработающие элементы с нелинейной вольт-амперной характеристикой. Технический результат состоит в увеличении дальности обнаружения нелинейных радиоэлектронных элементов и повышении точности их локализации. Для этого в зондируемую область подают сверхширокополосный импульсный радиосигнал и принимают его отражение, дополнительно облучают монохроматическим радиосигналом, не перекрывающимся по частоте с подаваемым сверхширокополосным импульсом и имеющим мощность, достаточную для изменения средней рабочей точки вольт-амперной характеристики нелинейного радиоэлектронного элемента, сравнивают амплитуды отраженных сверхширокополосных импульсов при наличии дополнительного монохроматического радиосигнала и при его отсутствии и при несовпадении амплитуд, превышающем уровень шумов приемника, делают вывод о наличии скрытого нелинейного радиоэлектронного элемента. Область зондирования визуализируют лазерным лучом, направленным по оси излучения монохроматического радиосигнала. Значимая разность амплитуд отраженных сигналов может быть преобразована в световой сигнал и/или в сигнал звуковой частоты, доступный пользователю. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано в системах радиосвязи и радиоконтроля. Технический результат - повышение помехоустойчивости приема сообщений путем повышения чувствительности, динамического диапазона по интермодуляции и надежности. Для этого приемный радиоцентр (ПРЦ) дополнительно содержит антенную систему (АС) из n направленных антенн, соответствующих n многоканальным радиоприемным устройствам (МРПУ), n двунаправленных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), n блоков обработки сигналов (БОС), локальную вычислительную сеть (ЛВС), центр управления каналами радиоприема (ЦУКР), при этом каждое МРПУ содержит входное устройство (ВУ), первый мультиплексор/демультиплексор, первый оптоэлектронный/электронно-оптический преобразователь, первый оптический приемопередатчик, а каждый из m аналоговых каналов (АК) содержит первый блок перестраиваемых фильтров (1БППФ), второй блок управления и контроля (2БУК), управляемый усилитель радиочастоты (УУРЧ), второй блок перестраиваемых фильтров (2БППФ), первый управляемый аттенюатор (1УА), первый управляемый коммутатор (1УК), преобразователь частоты (ПрЧ), управляемый усилитель промежуточной частоты (УУПЧ), второй блок фильтров промежуточной частоты (2БФПЧ), второй управляемый коммутатор (2УК), второй управляемый аттенюатор (2УА) и блок аналого-цифрового преобразования (БАЦП). 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к радиотехнической промышленности и может использоваться в СВЧ антенной технике в составе фазированных антенных решеток, использующих моноимпульсный метод пеленгации. Технический результат - расширение функциональных возможностей за счет обеспечения работы как всей антенны, так и обеспечения независимой работы отдельных квадрантов антенны при работе на различных частотах. Для этого фазированная антенная решетка состоит из панелей излучателей, блоков фазовращателей, линеек ВРС и главного распределителя, содержащего СВЧ-сумматор, четыре основные линейки направленных ответвителей, суммирующее устройство, четыре дополнительные линейки направленных ответвителей, направленный ответвитель, фазирующие секции и согласованные нагрузки, при этом для работы на различных частотах каждую из четырех основных линеек направленных ответвителей главного распределителя выполняют с двумя магистральными волноводами, расположенными параллельно друг другу таким образом, что ответвленные волноводные каналы поочередно имеют общие широкие стенки с элементами связи в них то с одним, то с другим магистральным волноводом, при этом первый и второй магистральные волноводы объединены по входам балансным мостом, входы которого являются двумя независимыми входами линеек направленных ответвителей. 1 ил.

Изобретение относится к антенной технике. Технический результат - уменьшение амплитудно-фазовых ошибок поля в раскрыве многолучевой антенной решетки. Для этого многолучевая антенная система состоит из N многолучевых крупноапертурных излучателей (КАИ), каждый из которых обеспечивает максимальный КУ в коническом секторе обзора 8,7° для глобальной космической связи. Используемый М-лучевой КАИ в многолучевой решетке из N таких излучателей при цифровой схеме формирования N лучей позволяет минимизировать общее число излучателей при заданном КУ в секторе обзора и обеспечить формирование MN лучей в секторе обзора. Изобретение позволяет по сравнению с аналогами уменьшить амплитудно-фазовые ошибки поля в раскрыве многолучевой антенной решетки (MAP), состоящей из параболического осесимметричного зеркала и облучателя из 7-и открытых концов круглых волноводов, уменьшить искажения в многолучевой ДН КАИ и увеличить КУ КАИ и MAP в секторе обзора 8,7°. 3 з.п. ф-лы, 7 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано в радиолокационных станциях с активными фазированными антенными решетками (АФАР) при цифровом формировании диаграммы направленности и применении в качестве зондирующих импульсных широкополосных линейно-частотно-модулированных (ЛЧМ) сигналов. Технический результат - расширение полосы пропускания активной фазированной антенной решетки при цифровом формировании ее диаграммы направленности (ДН) как на передачу, так и на прием и при использовании в качестве зондирующего импульсного широкополосного ЛЧМ сигнала. Для этого в цикле работы АФАР на передачу формируют квадратурные составляющие комплексной огибающей ЛЧМ сигнала, в каждой квадратурной составляющей осуществляют преобразование сигнала в цифровую форму, распределяют цифровой сигнал по антенным элементам, преобразуют полученный сигнал в аналоговую форму, осуществляют перенос его спектра в область несущих частот, усиливают и излучают антенным элементом, формируя суммарную ДН (на передачу), а в цикле работы АФАР на прием сигналы, принятые в каждом m-ом антенном элементе, усиливают, выделяют их комплексные огибающие, осуществляют преобразование полученных комплексных огибающих сигналов в цифровую форму, получают результирующую ДН (на передачу и прием) для каждого цифрового отсчета комплексной огибающей принятого сигнала. 7 ил.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к мобильной радиосвязи сотовой структуры. Технический результат - улучшение равномерности распределения токов и расширение рабочей полосы частот. Синфазная антенная решетка с круговой поляризацией содержит, по меньшей мере, три идентичных антенных элемента, каждый из которых включает расположенные в одной плоскости две петли прямоугольной формы с разрывом каждая, разрывы включены в петли антенного элемента симметрично относительно точки геометрического центра антенного элемента вблизи точек его питания, расположенных в серединах смежных сторон прямоугольных петель, причем положение включения разрывов петель антенных элементов относительно точек питания антенного элемента определяет направление вращения круговой поляризации. Длина сторон прямоугольных петель антенных элементов выбрана в пределах 0.2λ…0.24λ, где λ - средняя длина волны рабочего диапазона, к концу проводника каждой петли антенного элемента, противоположному точке его питания, подключен перпендикулярный смежным сторонам прямоугольных петель антенного элемента отрезок проводника длиной в пределах 0.01λ…0.04λ, изменением длины которого корректируется входное сопротивление антенного элемента, при этом периметр петли антенного элемента выбран в пределах (0.9…1)λ, что при наличии разрыва приведет к образованию в петле антенного элемента бегущей волны распределения тока, обеспечивающего формирование круговой поляризации. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к отражающей решетке для отражающей решеточной антенны. Технический результат состоит в устранении явления дифракции. Для этого отражающая решетка содержит множество элементарных излучающих элементов, образующих отражающую поверхность без резкого перехода, и характеризуется тем, что каждый излучающий элемент отражающей поверхности выбран из совокупности заранее определенных последовательных излучающих элементов, называемой рисунком, при этом первый элемент (1) и последний элемент (9) рисунка соответствуют одной фазе по модулю 360° и являются идентичными, а излучающие элементы (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) рисунка имеют излучающую структуру типа металлического пятна и/или типа излучающего отверстия, постепенно меняющуюся от одного излучающего элемента к другому соседнему излучающему элементу, при этом изменение излучающей структуры содержит последовательность постепенных увеличений, по меньшей мере, одного металлического пятна (25) и/или, по меньшей мере, одного отверстия (27) и появлений, по меньшей мере, одного металлического пятна (25) в отверстии (27) и/или, по меньшей мере, одного отверстия (27) в металлическом пятне (25). 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронике. Технический результат - обеспечение доступа к узкополосным сигналам в отложенном режиме и повышение числа одновременно функционирующих каналов приема. Многоканальное устройство радиомониторинга содержит антенную решетку, состоящую из N антенн, выходы которых последовательно подключены к N аналоговым приемным блокам, N АЦП и N DDC, а также k блоков хранения данных с управляемой задержкой и в предлагаемом изобретении реализованы этапы, во-первых, предварительной обработки широкополосного сигнала путем его частотной декомпозиции с помощью фильтрбанков анализа с полным восстановлением, снижения избыточности и хранения в течение требуемого времени отложенного доступа, и, во-вторых, выделения узкополосных сигналов путем считывания из блоков хранения данных с управляемой задержкой требуемого частотно-временного фрагмента широкополосного сигнала, его декомпрессии в блоках декомпрессии данных, восстановления с помощью фильтрбанков синтеза, пространственно-временной обработки в блоках пространственно-временной обработки сигнала и передачи пользователю сигналов через интерфейсы с клиентскими средствами обработки сигналов для их оконечной обработки. 4 ил.
Наверх