Смазочное масло для газовых турбин

Настоящее изобретение относится к составу смазочного масла для газовых турбин, содержащему 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5-1,5; антиокислительные высокомолекулярные присадки фенольного или аминного типа 0,1-1,0; кислый эфир алкилдитиофосфорной кислоты 0,005-0,02; ариловые эфиры фосфорной кислоты 0,2-0,6; полиметилсилоксан 0,001-0,005; раствор полиметакрилата в минеральном масле 0,03-0,07; масло легкое изопарафиное 30,0-70,0; масло базовое изопарафиное - остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение трибологических характеристик и термоокислительной стабильности при температурах свыше 150°C. 2 з.п. ф-лы, 4 пр., 2 табл.

 

Настоящее изобретение относится к нефтепереработке- и нефтехимии, в частности, к составу смазочного масла, предназначенного для использования в газотурбинных двигателях авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовыми турбинами.

Известно масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289 следующего состава в % мас.: 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5-0,8, хлорсодержащая противоизносная присадка - хлорированный дифенил 0,8-1,2, минеральное масло до 100 (Горелов В.И. Эксплуатация корабельных газотурбинных установок. - М.: Военное издательство МО СССР, 1972, с.155-1561).

Недостатками смазочного масла данного состава является низкая температура вспышки (не ниже 135°C), низкий уровень трибологических характеристик.

Также известно смазочное масло для газовых турбин следующего состава в % мас.: базовое минеральное масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,01-2,0, N-фенил-α-нафтиламин 0,05-2,0, трикрезилфосфат или дифенил-пара-трет-бутилфенилфосфат 0,5-5,0, бензотриазол (0,005-0,2), масляный раствор полиалкилметакрилата с молекулярной массой 2000-8000 - 0,01-2,0 (RU 2086609, Кл. C10M 161/00, опубл. 10.08.1997 г.).

Недостатками масла данного состава является низкий уровень термоокислительной стабильности при температурах свыше 150°C и трибологических характеристик.

Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к заявляемому смазочному маслу является смазочное масло для газовых турбин следующего состава в % масс.: 2,6-дитретбутилпаракрезол - 0,7-1,0, ариловые эфиры фосфорной кислоты-1,0-3,0, аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1-0,5, бензотриазол - 0,005-0,015, базовое масло - остальное. (RU 2125084, кл. C10M 141/10, опубл. 20.01.1999 г.)

Недостатками масла данного состава являются невысокий уровень термоокислительной стабильности при температурах свыше 150°C и трибологических характеристик.

Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение термоокислительной стабильности при температурах свыше 150°C и трибологических свойств.

Для достижения указанного технического результата предлагается смазочное масло для газовых турбин, содержащие 2,6-дитретбутилпаракрезол, ариловые эфиры фосфорной кислоты, антиокислительные высокомолекулярные присадки аминного или фенольного типа, кислый эфир алкилдитиофосфорной кислоты, полиметилсилоксан, раствор полиметакрилата в минеральном масле, масло легкое изопарафиновое в составе базового изопарафинового масла при следующем соотношении компонентов в % масс.:

2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5-1,5;
антиокислительные высокомолекулярные присадки
фенольного или аминного типа 0,1-1,0;
кислый эфир алкилдитиофосфорной кислоты 0,005-0,02;
ариловые эфиры фосфорной кислоты 0,2-0,6;
полиметилсилоксан 0,001-0,005;
раствор полиметакрилата в минеральном масле 0,03-0,07;
масло легкое изопарафиное 30,0-70,0;
масло базовое изопарафиновое остальное.

В качестве антиокислительных высокомолекулярных присадок фенольного типа предлагаемый состав смазочного масла содержит алкиловый эфир β-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил) пропионовой кислоты, а в качестве высокомолекулярных присадок аминного типа - вторичные ароматические амины. например, смесь бутил- и октилдифениламинов. или фенил-α-нафтиламин.

Для приготовления составов смазочного масла используют:

- 2,6-дитретбутилпаракрезол (Агидол-1 по ТУ 38.5901237-90), белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5-69,7°C;

- антиокислительную присадку фенольного типа - (C7-C9) алкиловый эфир β-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил) пропионовой кислоты Irganox L 135 производства фирмы BASF/Ciba (или его аналог Naugalube 531 производства фирмы Chemtura),представляющие собой прозрачные жидкости с желтоватым оттенком цвета с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 152°C, или (C13-C15) алкиловый эфир β-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил) пропионовой кислоты Naugalube 38 производства фирмы Chemtura в виде прозрачной жидкости с желтоватым оттенком цвета с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 229°C; или антиокислительную присадку аминного типа - смесь бутил- и октилдифениламинов - Irganox L 57 производства фирмы BASF/Ciba (или его аналог Naugalube 640 производства фирмы Chemtura) в виде прозрачной жидкости от желтого до краснокоричневого цвета с температурой вспышки в открытом тигле не менее 185°C или фенил-α-нафтиламин Неозон-А по ТУ 6-14-202-74 (или его аналог Naugard PANA производства фирмы Chemtura).представляющий собой кристаллические вещества с температурой плавления 54°C;

- кислый эфир алкилдитиофосфорной кислоты: HiTEC 511Т производства фирмы Afton Chemical в виде жидкости от оранжевого до желтого цвета с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 95°C;

- ариловые эфиры фосфорной кислоты: трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76 (возможно использование аналога Durad 125 производства фирмы Chemtura) или трикселинилфосфата Durad 220X производства фирмы Chemtura в виде желтоватых прозрачных жидкостей с температурой вспышки не менее 240°C;

- полиметилсилоксан (ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79);

- раствор полиметакрилата в минеральном масле: ЛУКОЙЛ LLK-2508-3 по ТУ 0257-005-79345251-2007 - жидкость со значением кинематической вязкости при 100°C - 1100-1550 мм2/с;

- масло легкое изопарафиновое производства ООО «ЛУКОЙЛ Волгограднефтепереработка» (СТО ПР 046-00148599-2011) с температурой вспышки в открытом тигле выше 165°C, температурой застывания не выше минус 35°C;

- масло базовое изопарафиновое ЛУКОЙЛ VHVI-4 (ТУ 0253-026-00148599-2002) с температурой вспышки в открытом тигле выше 224°C, температурой застывания не выше минус 15°C и значением кинематической вязкости при 100°C - 3,9-4,6 мм2/с.

Технология приготовления масла предлагаемого в настоящем изобретении состава состоит из следующих операций: дозирование присадок, перемешивание основы масла с присадками до их полного растворения, фильтрация готового масла. Для испытания приготовлены образцы масла, состав которых приведен в табл.1.

Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и масла прототипа, приведены в табл.2

Как видно из данных табл.2, использование сочетания компонентов и их количественное соотношение в предлагаемом в настоящем изобретении составе масла позволяет получить заявленный технический результат - улучшить трибологические характеристики - значение для показателя «критическая нагрузка, Рк» по сравнению с прототипом. Использование изопарафиновых базовых компонентов и комплекта антиокислительных присадок позволяют повысить уровень термоокислительной стабильности при температурах свыше 150°C.

Применение заявляемого смазочного масла позволяет обеспечить надежную и бесперебойную работу газотурбинных двигателей авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовыми турбинами.

Таблица 1
Состав образцов масла
Компоненты Количество, % масс.
Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4
2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5 1,0 0,89 1,50
(C13-C15)алкиловый эфир β-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил) пропионовой кислоты 0,1 - 0,20 -
(C7-C9) алкиловый эфир β-(3,5-дитретбутил-4 оксифенил) пропионовой кислоты - 0,24 - 1,0
смесь бутил- и октилдифениламинов - - 0,30 -
фенил-α-нафтиламин - - - 0,11
кислый эфир алкилдитиофосфорной кислоты 0,005 0,01 0,01 0,02
ариловые эфиры фосфорной кислоты 0,2 0,4 0.4 0,6
раствор полиметакрилата в минеральном масле 0,03 0,05 0,05 0,07
полиметилсилоксан 0,001 0,004 0,005 0,005
Базовое масло в т.ч. до 100 до 100 до 100 до 100
масло легкое изопарафиновое 30 55 55 70
масло базовое изопарафиновое 70 45 45 30
Таблица 2
Сравнительные характеристики масла,заявляемого состава и прототипа
Наименование показателя Масло пример № 1 Масло пример №2 Масло пример №3 Масло пример №4 Масло по прототипу
1. Вязкость кинематическая по ГОСТ 33 при 50°C, мм2 9,16 9,16 9,16 9,1 8,33
2. Кислотное число по ГОСТ 5985, мг КОН/г 0,024 0,026 0,025 0,025 0,03
3. Трибологические характеристики по ГОСТ 9490:
критическая нагрузка, РК, Н 735 735 735 735 490
диаметр пятна износа при осевой нагрузке 196 Н, DИ, мм 0,35 0,36 0,36 0,36 0,35
4. Термоокислительная стабильность по ГОСТ 23797 при 175°С в течение 50 часов (расход воздуха 10 л/ч):
прирост кинематической вязкости, % 4,32 5,78 7,57 7,01 Не выдерж. Обильное осадкообразование
кислотное число, мг КОН/г 0,18 0,12 0,13 0,12
массовая доля осадка, % 0,007 0,009 0,008 0,009

1. Смазочное масло для газовых турбин, содержащее 2,6-дитретбутилпаракрезол, ариловые эфиры фосфорной кислоты, антиокислительные высокомолекулярные присадки аминного или фенольного типа, кислый эфир алкилдитиофосфорной кислоты, полиметилсилоксан, раствор полиметакрилата в минеральном масле, масло легкое изопарафиновое в составе базового изопарафинового масла при следующем соотношении компонентов, мас.%:

2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5-1,5
антиокислительные высокомолекулярные присадки
фенольного или аминного типа 0,1-1,0
кислый эфир алкилдитиофосфорной кислоты 0,005-0,02
ариловые эфиры фосфорной кислоты 0,2-0,6
полиметилсилоксан 0,001-0,005
раствор полиметакрилата в минеральном масле 0,03-0,07
масло легкое изопарафиновое 30,0-70,0
масло базовое изопарафиновое остальное

2. Смазочное масло для газовых турбин по п.1, которое в качестве антиокислительных высокомолекулярных присадок аминного типа содержит смесь бутил- и октилдифениламинов или фенил-α-нафтиламин.

3. Смазочное масло для газовых турбин по п.1, которое в качестве антиокислительных высокомолекулярных присадок фенольного типа содержит C13-C15-алкиловый эфир β-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил)пропионовой кислоты или C7-C9-алкиловый эфир β-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил)пропионовой кислоты.



 

Похожие патенты:
Настоящее изобретение относится к составу смазочного масла для газовых турбин, содержщему в % масс. 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,1-2,0; аминопроизводную антиокислительную присадку 0,1-2,0; смесь моно- и диглицеридов β-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил)пропионовой кислоты 0,5-2,0; парафины хлорированные жидкие 0,2-0,6; полиметилсилоксан 0,001-0,005; масло легкое изопарафиное 10,0-45,0 и минеральное масло остальное.

Настоящее изобретение относится к устройству для регенерации отработанного трансформаторного масла, характеризующемуся тем, что оно включает волновод, на торцах которого размещены упорные кольца и полый конус с отверстием в вершине с возможностью перемещения его между упорными кольцами стержнем, соединенным с основанием полого конуса через скользящее кольцо.
Настоящее изобретение относится к смазке для лубрикации зоны контакта колес и рельсов, содержащей пластичную основу и модифицированный порошкообразный наполнитель, отличающейся тем, что в качестве пластичной основы используют углеводородное масло, а модифицированный порошкообразный наполнитель содержит смесь наноразмерных алюмосиликатных частиц, обработанных поверхностно-активными веществами, при следующем соотношении компонентов, мас.%: модифицированный порошкообразный наполнитель 5-10 поверхностно активное вещество 3-8 углеводородное масло остальное Техническим результатом настоящего изобретения является повышение усталостной прочности и износостойкости тяжелонагруженных узлов трения.

Настоящее изобретение относится к способу получения магнитного масла, включающему обработку магнетита в диэфире карбоновой кислоты в присутствии водного раствора 12-оксистеариновой кислоты или 12-гидрокси-Δ9-октадеценовой кислоты при нагревании до температуры выпаривания воды с последующей термообработкой смеси при 110-180°C и охлаждением полученного масла, содержащего магнетит - 15-30 масс.%, олигоэфир, полученный на основе 12-оксистеариновой кислоты или 12-гидроки-Δ9-октадеценовой кислоты 10-40 масс.% и диэфир карбоновой кислоты - остальное, отличающемуся тем, что полученную смесь подвергают давлению 100-150 МПа с одновременным нагревом в течение 3-17 ч с последующим снятием давления и дальнейшей термообработкой в течение 5-20 ч.
Настоящее изобретение относится к композиции смазки для редукторов, состоящей из углеводородной основы и присадки, отличающейся тем, что состоит из смеси: окисленного гудрона 60-75%, окисленного низкозастывающего минерального масла 21-32%, в качестве катализатора окисления - 1% растительного масла, серы 0,1-3%, в качестве моющей присадки - 1-3% сульфоната кальция; в качестве противоизносной присадки - 0,5-1,0% дитиофосфата цинка; в качестве антипенной присадки 0,003% полиметилсилоксана.

Настоящее изобретение относится к способу подготовки металлических обрабатываемых изделий для холодной штамповки сначала путем нанесения фосфатного слоя, а затем нанесением слоя смазочного покрытия, содержащего органический полимерный материал, причем фосфатный слой образуется с помощью водного кислого фосфатирующего раствора, который содержит от 4 до 100 г/л соединений кальция, магния или/и марганца, включая их ионы, и который является свободным от цинка или содержит цинк в количестве менее 30% масс.
Настоящее изобретение относится к смазочно-охлаждающей жидкости для шлифования плазменных покрытий на никелевой основе, содержащей эмульсол «ЭПМ-1ш» и воду, отличающейся тем, что смазочно-охлаждающая жидкость дополнительно содержит присадку ML - RM 20 и присадку ML - 5331 при следующем соотношении компонентов, мас.%: Эмульсол «ЭПМ-1ш» 2,0-3,2 Присадка ML - RM 20 0,45-0,65 Присадка ML - 5331 0,05-0,08 Вода остальное Техническим результатом настоящего изобретения является достижение высокой производительности обработки и высокой стойкости абразивного инструмента, а также получение удовлетворительной шероховатости обрабатываемой поверхности.

Настоящее изобретение представляет композицию смазочного масла, пригодную для применения в механических, автоматических и бесступенчатых трансмиссиях автомобилей или промышленных системах зубчатых передач.
Изобретение относится к смазочному составу, включающему смазочную среду и продукт дегидратации гидратов природных минералов или смеси природных минералов, или синтезированных гидратов, в котором продукт дегидратации, включающий оксиды MgO, и/или SiO2, и/или Al2O3, и/или СаО, и/или Fe2O3, и/или K2O, и/или Na2O, получен после удаления конституционной воды и разрушения кристаллической решетки при температуре от 350 до 900°С.

Настоящее изобретение относится к применению смазочной композиции в двигателях внутреннего сгорания. Описано применение смазочной композиции, содержащей от 60 до 92 вес.% базового масла и одно или более солевых производных амидов поли(гидроксикарбоновых кислот); для повышения чистоты поршней в двигателях внутреннего сгорания.
Настоящее изобретение относится к составу смазочного масла для газовых турбин, содержщему в % масс. 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,1-2,0; аминопроизводную антиокислительную присадку 0,1-2,0; смесь моно- и диглицеридов β-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил)пропионовой кислоты 0,5-2,0; парафины хлорированные жидкие 0,2-0,6; полиметилсилоксан 0,001-0,005; масло легкое изопарафиное 10,0-45,0 и минеральное масло остальное.
Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ. .
Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей для всесезонной эксплуатации.
Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.
Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°C до плюс 45°C.

Изобретение относится к синтетическим смазочно-охлаждающим жидкостям для механической обработки металлов и может быть использовано на машиностроительных предприятиях различных отраслей народного хозяйства.
Изобретение относится к составам масел, используемых в подшипниках жидкостного трения (ПЖТ) и редукторов прокатных станов, а также для смазки тяжелонагруженных передач.
Изобретение относится к области гидравлических масел, применяемых в качестве рабочих (амортизаторных) жидкостей в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой в различных климатических условиях.

Изобретение относится к составам трансмиссионных масел, используемых для смазывания агрегатов трансмиссий легковых переднеприводных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды от минус 20°С до плюс 45°С.

Настоящее изобретение представляет композицию смазочного масла, пригодную для применения в механических, автоматических и бесступенчатых трансмиссиях автомобилей или промышленных системах зубчатых передач.
Наверх