Способ заделывания трещин в массиве льда

Изобретение относится к ледоведению и льдотехнике и может быть использовано для борьбы с трещинами на дорогах, причалах, аэродромах и других объектах, сооруженных на ледниках и айсбергах. В массиве льда на некотором расстоянии L от края трещины делается наклонная прорезь под углом более 45 градусов в сторону трещины, а по краям этой наклонной прорези делаются вертикальные резы, перпендикулярно распространению трещины, чтобы отрезанный таким образом блок льда под действием силы тяжести соскользнул по наклонной поверхности вниз и закрыл собой трещину. Образовавшаяся на поверхности ледяного сооружения после закрытия трещины блоками льда впадина заполняется снегом, утрамбовывается и укатывается до придания ему необходимой прочности. Предлагаемый способ заделывания трещин обеспечивает надежное блокирование верхнего участка трещины, позволяющее путем подсыпки и уплотнения снега выровнять образовавшуюся впадину и обеспечить необходимые прочностные характеристики поврежденного участка поверхности ледяного сооружения. 3 ил.

 

Изобретение относится к ледоведению и льдотехнике и может быть использовано для борьбы с трещинами на дорогах, причалах, аэродромах и других объектах, сооруженных на ледниках и айсбергах.

Известен способ ремонта трещин и переправ, заключающийся в использовании настилов [1]. Такое решение проблемы требует значительного расхода материала и применяется, когда ледовое сооружение находится в непосредственной близости от лесного массива. Для ремонта трещины на аэродроме, находящимся на леднике или айсберге может потребоваться значительное количество строительного материала.

Известен способ, рекомендованный Руководством по эксплуатации ледовых аэродромов, находящихся на ледниках. Предлагается в случае возникновения на них трещин и невозможности засыпать их снегом или битым льдом используемый объект переносится на новое место на леднике, где трещины отсутствуют [2]. Недостатком является необходимость фактически заново строить ледовое сооружение.

Известен взятый за прототип способ борьбы с трещинами, когда образовавшаяся трещина засыпается снегом, и снег уплотняется с помощью гусеничной техники [3]. Недостатком этого способа является то, что на ледниках и айсбергах, как правило, образуются глубокие трещины, иногда до нескольких сотен метров в глубину, которые физически невозможно засыпать снегом.

Целью настоящего изобретения является ликвидация разрывов рабочей поверхности ледяного сооружения, например взлетно-посадочной полосы (ВПП) ледового аэродрома, ледяной дороги, ледяного причала и т.д., вызванных трещинами в ледяном массиве.

Технический результат заключается в уменьшении засыпаемого объема.

Изобретение иллюстрируется рисунками, изображенными на фиг.1-3, на которых обозначено: 1 - массив льда, 2 - трещина, 3 - наклонная прорезь, 4 - отрезанный блок льда, 5 - вертикальные разрезы льда, 6 - впадина.

Изобретение реализуется следующим образом.

В массиве льда (1), на расстоянии L от края трещины (2) делается наклонная прорезь (3) под углом более 45 градусов в сторону трещины. По краям этой наклонной прорези ледорезом (например тепловым ледорезом ГТР-1000 [4], или иной конструкции) делаются вертикальные резы (5), перпендикулярно распространению трещины, чтобы отрезанный таким образом блок льда (4) под действием силы тяжести соскользнул по наклонной поверхности вниз и закрыл собой трещину, как показано на фиг.2. Угол наклона прорези выбирается из соображений, что бы с одной стороны обеспечить надежное соскальзывание отрезанного блока льда, с другой стороны, что бы блок льда не набрал высокой скорости при соприкосновении с противоположной стороной трещины и не разрушился. Образовавшаяся на поверхности ледяного сооружения после закрытия трещины блоками льда впадина (6) заполняется снегом, утрамбовывается и укатывается до придания ему необходимой прочности (фиг.3). Расстояние от края трещины до прорези, обозначенное на фиг.1 буквой - L должно быть больше ширины трещины В и подбирается таким образом, чтобы прочность блокирования трещины после опускания блока льда, и заполнения впадины (6) снегом и/или битым льдом (фиг.3) выдержала предполагаемую на поверхность сооружения нагрузку.

Предлагаемый способ заделывания трещин обеспечивает надежное блокирование верхнего участка трещины, позволяющее путем подсыпки и уплотнения снега выровнять образовавшуюся впадину и обеспечить необходимые прочностные характеристики поврежденного участка поверхности ледяного сооружения.

Как показал эксперимент, экономический эффект от использования предлагаемого способа состоит из экономии времени и средств на полную засыпку трещины снегом и/или битым льдом, а в случае невозможности засыпки на строительство нового ледяного сооружения (ВПП, ледяной дороги и других объектов).

Источники информации

1. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР. ВСН 137-89 интрансстрой СССР, Москва, 1991.

2. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской федерации (РЭГА РФ-94). Москва "Воздушный транспорт" 1996.

3. Васильев Н.Б., Кульчицкий В.А.; Макагонов В.А. Аэродромные покрытия. Современный взгляд. Физматлит, 2002.

4. Морев В.А. Судовое устройство для разрушения льда. Авторское свидетельство на изобретение №844465. 1981.

Способ заделывания трещин в массиве льда, заключающийся в их засыпании снегом и его уплотнении, отличающийся тем, что на одном из краев трещины на расстоянии, большем ее ширины, делают наклонную прорезь во льду под углом более 45° в сторону трещины, по краям наклонной прорези делаются вертикальные прорези перпендикулярно распространению трещины, после чего производят заполнение образовавшейся впадины снегом или битым льдом.



 

Похожие патенты:

Морской мост, относящийся к наплавным средствам переправы, может быть использован в перевозках грузов и пассажиров через заливы, проливы и пр. в местах, где обычные мосты не могут работать.

Изобретение относится к мостопереправочным средствам и может быть использовано при наведении понтонных мостов, призванных служить круглогодично. Понтонный мост состоит из плавучих металлических опор и проезжей части, уложенной по балочному металлическому пролетному строению моста.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к эксплуатации ледяных переправ при транспортировке по ним грузов. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к паромам и наплавным мостам. .

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к конструкции автомобильных дорог, возводимых при сооружении новых магистралей для сухопутного транспорта в специфических условиях местности, например с резко переменным рельефом.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к эксплуатации ледяных переправ при транспортировке по ним грузов. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, более конкретно к понтонам складываемым, паромам и наплавным мостам. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, к паромам и наплавным мостам. .

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к эксплуатации ледяных переправ при транспортировке по ним грузов. .

Изобретение относится к области ледотехники и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, к наплавным мостам и паромам. Наплавной мост содержит береговые звенья со сходнями, речные звенья, аппарели, переходные звенья. Все звенья соединены между собой стыковочными узлами, выполненными в виде вилки с замыкающим механизмом и уха и установленными попарно на смежных транцах всех видов звеньев. Наплавной мост состоит из двух береговых паромов и речного парома. Береговой паром собирается из берегового звена со сходнями, речных звеньев берегового парома и аппарелей. Речной паром собирается из речных звеньев речного парома, собранных из отдельных понтонов. К транцу речного звена речного парома прикреплены транцами два переходных звена, а к другому транцу каждого переходного звена прикреплены аппарели и речное звено берегового парома. Проезжая часть каждого переходного звена выполнена под углом 6°, а в верхней части его транца, обращенного к речному звену берегового парома, выполнены гнезда установки аппарелей, которые своей нижней частью установлены на проезжую часть речного звена берегового парома. Использование предлагаемого технического решения позволит увеличить длину наплавного моста и пропускную способность моста. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а именно к понтонным (наплавным) мостам. Наплавной мост-лента с тремя полосами движения проезжей части включает соединенные между собой в продольном и поперечном направлениях посредством стыковых узлов складные речные и береговые звенья, состоящие из шарнирно соединенных понтонов, оснащенных встроенными в палубы проезжими частями. Высота понтонов средней полосы движения больше в 1,4…2 раза высоты понтонов крайних полос движения. Ширина проезжей части средней полосы движения равна 15,3…16 м, а ширина проезжей части каждой крайней полосы движения равна 6,5…7 м. Использование заявленного технического решения позволит повысить грузоподъемность и пропускную способность наплавного моста-ленты примерно в 2 раза за счет увеличения его продольной прочности и уширения проезжих частей крайних полос движения. 7 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в плавучих объектах, предназначенных для проведения работ широкого спектра назначения. Предложено устройство для соединения корпусов плавучих объектов, содержащее балки швеллерного сечения, вваренные в стыкуемые поверхности соединяемых корпусов, с попарно закрепленными на балках упорами с приваренными к ним распорами и упорами со стыковочными отверстиями, при этом балка с упорами составляет направляющую конструкцию для перемещения клинового стопора, который в своем нижнем положении фиксирует распор одного корпуса в стыковочном отверстии другого, клиновый стопор включает в себя клин, который при перемещении вниз входит в наклонные пазы, образованные внутренней поверхностью упора, имеющего отверстие, и поверхностью распора, и основание, которое фиксируется в нижнем положении. Технический результат заключается в повышении надежности стыкового соединения корпусов плавучего объекта в условиях воздействия динамических (волновых) нагрузок и в сокращении затрат при его разборке и сборке. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано при создании ледовой переправы по естественному льду. Способ создания переправы включает установку до образования естественного ледового покрова на водоеме емкостей с переменной плавучестью. Каждую емкость фиксируют на дне посредством обертывания троса со шлангом вокруг закрепленного в опорах вала и заполняют газом под давлением.Затем упрочняют ледовый покров путем расположения на его поверхности армирующего материала и последующего намораживания на его поверхности слоя льда. После формирования намороженного слоя емкости поднимают, а величину выталкивающей силы, которая противодействует нагрузке, создаваемой транспортными средствами и перемещаемыми грузами, определяют по формуле: где: Vk - водоизмещение одной емкости, м3; В - ширина ледовой переправы, м; ак - ширина одной емкости по ширине переправы, м; bк - длина одной емкости по направлению переправы, м; ρв - плотность воды, кг/м3; ρвоз - плотность воздуха, кг/м3; hпл - толщина льда над поверхностью воды, м; ρл - плотность льда, кг/м3; Рк - вес емкости на воздухе, н; l - длина шлангов к одной емкости, м; Sтш - площадь поперечного сечения шланга, м2; ρмк - плотность материала емкости, кг/м3; g - ускорение свободного падения, м/с2. В летнее время емкости используют в качестве понтонной переправы. 6 ил.

Изобретение может быть использовано при эксплуатации ледяного покрова в качестве ледяных переправ. Устройство для упрочнения ледяной переправы включает ледяной покров, в котором на всем протяжении намеченного пути транспортировки грузов по обеим его сторонам выполнены отверстия, через которые под лед при помощи тросов опущены железобетонные блоки. К верхним концам тросов прикреплены диски. Длина тросов выбрана с таким расчетом, чтобы при возникновении изгибно-гравитационных волн лед не приподнимался над первоначальным положением относительно дна. Расстояние между отверстиями вдоль переправы равно длине резонансных изгибно-гравитационных волн λр. Посередине между ними на расстоянии от них, равном λр/2, подо льдом также установлены диски. По одной и другой сторонам переправы все диски при помощи стоек жестко соединены с прочными горизонтальными балками. 2 ил.

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано на акватории моря с интенсивным судоходством, в штормовых условиях и при наличии течения и ледохода. Предложенный понтонный мост, в частности, может быть установлен через Керченский пролив. Сущность изобретения заключается в том, что пролетные строения выполнены в виде Г-образной жесткой несущей конструкции, которая верхним концом закреплена шарнирно к соседней Г-образной конструкции, а нижним концом - к понтону тоже с помощью шарнира, причем Г-образные пролетные строения установлены зигзагом. Предложенный мост имеет высокие пролетные строения, позволяющие пропускать под мостом все типы судов, обеспечивая нормальное судоходство, при этом мост обладает устойчивостью за счет зигзагообразного расположения пролетных строений и может иметь протяженность до нескольких километров. 5 ил.

Изобретение относится к ледотехнике и может быть использовано при упрочнении ледяного покрова, используемого в качестве взлетно-посадочных полос для самолетов и ледяных переправ. Способ заключается в закачивании под нижнюю кромку льда через просверленные в нем отверстия холодного (t<0°C) атмосферного воздуха в предварительно приготовленные замкнутые области при понижении уровня воды при отливе. 3 ил.

Изобретение относится к ледотехнике и может применяться при упрочнении ледяного покрова, используемого в качестве взлетно-посадочных полос для самолетов и ледяных переправ. Формируют на ледяном покрове ребра жесткости. Ребра жесткости создают при выполнении на оси переправы концентраторов напряжений и приготовлении сквозных отверстий. В сквозные отверстия опускают якоря. На прикрепленные к якорям тросы надевают шайбы с диаметром большим диаметра отверстий и длиной тросов, обеспечивающей амплитуду прогиба не более толщины льда. При этом уровень воды изменяется во время морского прилива. Обеспечивается увеличение несущей способности ледяного покрова. 2 ил.

Изобретение относится к области льдотехники и может использоваться при создании переправ по естественному льду для движения автотранспорта. Армируют лед с помощью натянутой стальной сетки, которую вмораживают в нижнюю кромку льда. Стальную сетку во время монтажа удерживают на глубине на протяжении всей переправы до полного ее вмерзания захватами в каждой лунке. Создают прогиб между несущими стальными тросами и послойно вмораживают вспомогательные тросы снизу. Создают монолит льда по все толщине. Обеспечивает ввод переправы для широких водоемов в эксплуатацию в более ранние сроки, повышение грузоподъемности и срока службы переправы весной. 3 ил.

Изобретение относится к наплавным мостам, используемым для пропуска железнодорожного подвижного состава, колесной и гусеничной техники при разрушении или реконструкции капитальных мостов через широкие и глубокие водные преграды. Речная часть наплавного железнодорожного моста состоит из речных звеньев из понтонов, скрепленных между собой в продольном и поперечном направлениях палубными и днищевыми сцепными устройствами. Звенья установлены поперек течения водотока. Понтоны речных звеньев имеют водопропускные отверстия для пропуска случайных предметов, плывущих с верховой стороны водотока. 3 ил.
Наверх