Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к приводам машин, имеющих следящие системы, в частности станки с ЧПУ, промышленные роботы и т.д. Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением содержит два центральных колеса (1, 3) и находящиеся с ними в зацеплении сателлиты, каждый из которых образует блок из двух зубчатых колес (2). Зубчатые колеса (2) установлены на общей оси (5) посредством подшипников (10) качения и кулачковых муфт (8, 9) свободного хода с возможностью поворота относительно друг друга. Общая ось (5) имеет возможность вращения в подшипниках (13), закрепленных в составном водиле (4), которое вращается в подшипниках (12), размещенных в корпусе редуктора (15). Кулачковые муфты (8, 9) свободного хода поставлены так, чтобы зубчатые колеса (2) могли вращаться на оси (5) в противоположных направлениях. Зубчатые колеса (2) связаны между собой винтовой пружиной (11) кручения. Устранение зазоров достигается закручиванием пружины (11) посредством одного из зубчатых колес (2) и последующей установкой в гнездо зубчатого колеса соответствующей кулачковой муфты свободного хода. В собранном редукторе беззазорность зацепления при передаче заданных нагрузок в обоих направлениях обеспечивается кулачковыми муфтами (8 и 9). Изобретение позволяет обеспечить беззазорность зацепления в редукторе во всем диапазоне требуемых нагрузок как в прямом, так и в обратном направлениях вращения валов редуктора. 4 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к приводам машин, имеющих следящие системы. Преимущественная область применения - станки с ЧПУ, промышленные роботы и т.д.

Известно устройство (аналог) для устранения зазоров между зубьями в прямозубых зубчатых передачах: изготовление одного из колес путем разрезания по плоскости, перпендикулярной его оси, с последующим разворотом в окружном направлении одной половины этого колеса относительно другой с целью выборки зазоров между зубьями и создания предварительного напряженного состояния в зубьях ([1], стр.273-274, рис.2.40, д).

При этом суммарная ширина венца зубчатого колеса получается удвоенной по сравнению с расчетной шириной по условию прочности для заданного значения крутящего момента. Применительно к планетарному редуктору разрезными должны быть центральные колеса, либо все сателлиты. Для обеспечения беззазорности в зацеплении во всем диапазоне крутящих моментов необходимое предварительное напряженное состояние зубьев колес должно соответствовать максимальному моменту. Нагрузка на зубья при работе передачи в этом случае возрастает практически в два раза, а это требует увеличение модуля, что при сохранении передаточного числа приводит к большему диаметру колес и, соответственно, размерам всей передачи. В связи этим, основными недостатками такого технического решения являются: увеличение размера планетарного редуктора и повышение его стоимости.

Из известных технических решений наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является цилиндрическая зубчатая передача, в которой предусмотрен выбор зазоров в зацеплении (патент US №2,737,056 от 06 марта 1956 г.). Выбираем это техническое решение в качестве прототипа. Передача содержит зубчатое колесо, состоящее из двух венцов: один выполнен заодно с валом, а второй, установленный на ступице этого же колеса, связан с ней посредством храпового механизма, обеспечивающего венцу поворот относительно ступицы только в одном направлении. Храповой механизм состоит из двух взаимодействующих между собой цилиндрических штоков: один расположен в радиальном отверстии ступицы, а другой, поджатый пружиной, в осевом отверстии с возможностью регулирования осадки пружины резьбовой пробкой. Внешний концевой участок радиального штока, имеющий односторонний скос, входит в шпоночный паз, выполненный в зубчатом венце. При этом плоскость этого скоса штока, взаимодействуя с кромкой шпоночного паза венца, под действием пружины храпового механизма поворачивает венец относительно ступицы, выбирая зазор в зубчатом зацеплении.

Техническое решение-прототип имеет следующие основные недостатки:

- большие силы трения и возможные перекосы штоков в отверстиях могут привести к заклиниванию храпового механизма и нарушению заявленной работоспособности.

Предлагаемая конструкция планетарного редуктора типа 2k-h (по классификации В.Н.Кудрявцева [2]) отличается тем, что беззазорность зацепления достигается способом, обеспечивающим надежную работу механизма.

В данной конструкции планетарного редуктора имеются два центральных колеса (солнечная шестерня, выполненная заодно с входным валом, и эпицикл с внутренними зубьями, закрепленный в корпусе редуктора), водило, установленное на подшипниках в корпусе редуктора, сателлиты, представляющие собой блок из двух зубчатых колес, имеющих общую ось, вращающуюся в подшипниках, размещенных в водиле. Каждое из зубчатых колес блока установлено на оси посредством подшипника качения и кулачковой муфты свободного хода (МСХ), причем муфты поставлены так, чтобы обеспечить свободное вращение колес в разных направлениях. Кулачковые МСХ имеют нулевой мертвый ход, поэтому при изменении направления вращения (изменение направления вращающего момента) центрального колеса, как ведущего звена передачи, одно из зубчатых колес блока сателлита мгновенно воспринимает этот момент и передает его другому центральному колесу, т.е. имеет место беззазорное зацепление. Для устранения зазоров в зацеплении, которые возникают в процессе сборки редуктора, зубчатые колеса блока сателлита связаны между собой предварительно закрученной винтовой пружиной кручения.

На фиг.1 показан продольный, на фиг.2 - поперечный разрезы заявленного устройства, на фиг.3 в увеличенном масштабе показано зубчатое колесо сателлита вместе с кулачковой муфтой свободного хода, на фиг.4 - пружина кручения, связывающая зубчатые колеса блока сателлита.

Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением содержит центральное колесо 1 (солнце), выполненное заодно с входным валом, который вращается в подшипниках 20, установленных в крышке 16 корпуса редуктора 15 и в водиле 4. Солнце находится в зацеплении с зубчатыми колесами 2, составляющими блок сателлита, которые, в свою очередь, входят в зацепление с другим центральным колесом 3 (эпицикл), закрепленным от проворота в корпусе редуктора 15 цилиндрическими шпонками 18. Количество сателлитов в одной ступени определяется передаваемой нагрузкой и требуемыми размерами передачи. Обычно это три или четыре сателлита. Зубчатые колеса 2 размещены на общей оси 5, которая имеет возможность вращения в подшипниках 13, закрепленных в составном водиле 4. Части а и в водила соединены с помощью винтов 6 и конических штифтов 7. Водило 4 вращается в подшипниках 12, размещенных в корпусе редуктора 15. Зубчатые колеса 2 могут вращаться относительно оси 5 поскольку установлены на подшипниках 10 и кулачковых МСХ 8 и 9. При этом муфты поставлены так, чтобы колеса 2 могли вращаться на оси 5 в разных направлениях. Колеса 2 соединены между собой пружиной кручения 11, которая размещена в проточках П колес и зафиксирована зацепами в отверстиях М (фиг.4). Назначение пружины - устранение начальных зазоров, появляющихся в зацеплении сателлитов с центральными колесами в процессе сборки планетарного редуктора. Выходной вал редуктора 14 соединен с водилом 4 посадкой с натягом. Крышки 16 и 17 редуктора привернуты к корпусу болтами 19.

Работа заявляемого планетарного редуктора с беззазорным зацеплением.

Отсутствие зазоров в передаче - непременное условие для планетарных редукторов, устанавливаемых в приводы станков с ЧПУ, в промышленных роботах и других агрегатах. В процессе сборки редуктора необходимо обеспечить закручивание пружины 1.1, чтобы устранить начальные зазоры в зацеплении зубчатых колес сателлитов и центральных колес. После установки на оси 5 одного из зубчатых колес 2 вместе с подшипником 10 и кулачковой МСХ в проточку П вводят пружину 11 так, чтобы зацеп вошел в отверстие М. Затем на ось 5 напрессовывают второй подшипник 10 и на него второе зубчатое колесо 2, поворачивая его при этом в ту или иную сторону до момента, когда второй зацеп пружины войдет в отверстие М этого колеса. Для закручивания пружины на требуемый угол следует поворачивать одно из колес 2, удерживая при этом другое колесо, до тех пор, когда совпадут технологические отверстия К, выполненные в обоих колесах. В совмещенные отверстия вставляется технологический стержень, после чего в соответствующее гнездо устанавливается вторая кулачковая МСХ 9 таким образом, чтобы обеспечить свободное вращение второго зубчатого колеса 2 в противоположном направлении по отношению к первому колесу. Блок сателлита собран. Также собираются и остальные блоки. После этого сателлиты вводят в зацепление с центральными колесами. Технологические стержни удаляют и пружины 11, раскручиваясь, устраняют начальные зазоры в зацеплении. В собранном редукторе беззазорность зацепления при передаче заданных нагрузок в обоих направлениях обеспечивается кулачковыми МСХ 8 и 9: при прямом направлении вращения входного вала редуктора одно из колес 2 блока сателлита соединяется посредством кулачковой МСХ с осью 5, которая вращается в подшипниках 13; при изменении направления вращения входного вала на противоположное - другое зубчатое колесо 2 мгновенно соединяется (поскольку мертвый ход муфты равен нулю) с осью 5. Нагрузки от сил, возникающих в зацеплении сателлитов с центральными колесами, воспринимаются соответствующими подшипниками 10 и МСХ (8 или 9), а также подшипниками 13 оси 5.

Изобретение может быть осуществлено при использовании отечественного станочного оборудования.

Источники информации

1. Бушуев В.В. Практика конструирования машин. М.: Машиностроение, 2006. 448 с.

2. Планетарные передачи. Справочник. Под ред. В.Н.Кудрявцева и Ю.Н.Кирдяшева. Л.: Машиностроение, 1977. 536 с.

Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением, содержащий два центральных колеса и находящиеся с ними в зацеплении сателлиты, каждый из которых представляет собой блок из двух зубчатых колес, имеющих общую ось и возможность поворота относительно друг друга, отличающийся тем, что каждое из зубчатых колес блока установлено на оси посредством подшипника качения и кулачковой муфты свободного хода, имеющей нулевой мертвый ход (т.е. отсутствие люфта при изменении направления вращения), причем муфты поставлены так, чтобы обеспечить свободное вращение колес в противоположных направлениях, при этом зубчатые колеса сателлита связаны между собой предварительно закрученной винтовой пружиной кручения с целью устранения зазоров в зацеплении, которые возникают в процессе сборки, что дает возможность обеспечить беззазорность зацепления в редукторе во всем диапазоне требуемых нагрузок как в прямом, так и в обратном направлениях вращения валов редуктора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, в космическом аппарате. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при передаче больших усилий при вращении с высокой точностью угла поворота. .

Изобретение относится к зубчатым передачам и приводам на их основе. .

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в электроприводах, например в приводах антенных систем РЛС для точного управления антенными колонками.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым планетарным передачам. .

Изобретение относится к планетарным передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам, а более конкретно, к планетарным зубчатым передачам. .

Привод // 2067706
Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота. .

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте. .

Изобретение относится к конструкции приводов станков. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении.

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения. .

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ компенсации изменения межосевого расстояния предназначен для использования в газораспределительном механизме (1) снабженного клапанным газораспределением двигателя внутреннего сгорания, в котором в головке (2) цилиндров двигателя внутреннего сгорания установлен по меньшей мере один распределительный вал (3) и приводится в движение цилиндрическими шестернями. Одна приводная цилиндрическая шестерня (8) предусмотрена на установленном в блоке (9) цилиндров двигателя внутреннего сгорания коленчатом валу (10). Одна приводная цилиндрическая шестерня (4) предусмотрена на распределительном валу (3). По меньшей мере одна промежуточная шестерня (5), (6) установлена на опорной цапфе (12), (13). Газораспределительный механизм (1) имеет по меньшей мере одно средство для выравнивания обусловленного ремонтными работами изменения межосевого расстояния между коленчатым валом и распределительным валом. Способ заключается в том, что при целенаправленно заданном изменении межосевого расстояния в случае ремонта вместо оригинальной промежуточной шестерни (6) или вместо оригинальной шестерни (6), представляющей собой составную часть оригинальной промежуточной шестерни, применяется одно- или многорядная сменная промежуточная шестерня (7). Промежуточная шестерня (7) выполнена с возможностью выравнивания межосевого расстояния на определенную величину. Раскрыт газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в упрощении выравнивания появляющихся в отремонтированных состояниях межосевых расстояний. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх