Способ предупреждения заноса автопоезда



Способ предупреждения заноса автопоезда
Способ предупреждения заноса автопоезда
Способ предупреждения заноса автопоезда

 


Владельцы патента RU 2507079:

Оленев Евгений Александрович (RU)

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в автопоезде для предотвращения складывания его звеньев. Способ предупреждения заноса автопоезда включает сравнивание вектора движения звена автопоезда и положения руля и выполнение торможения колеса, при заметном несовпадении последних. Торможение выполняют повышением давления газов в герметичном закрытом устройстве с материалом, увеличивающим сцепление колеса с дорожным полотном, до момента разгерметизации устройства, последующим образованием из газов струи. Посредством струи одновременно очищают дорожное полотно, доставляют и внедряют в него материал. Достигается прекращение заноса автопоезда за счет увеличения сцепления колес с дорогой. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в автопоезде для предотвращения складывания его звеньев.

Известен способ предупреждения заноса автопоезда путем объединения автомобиля-тягача и полуприцепа в единую «жесткую» систему в продольной плоскости автопоезда [Пат. РФ 2368528, МПК B62D 53/08, 2009].

Недостатками этого способа являются:

- сложность конструкции, реализующей способ, обусловленная наличием различных механизмов, необходимых для выполнения жесткой сцепки;

- недостаточная эффективность, связанная с тем, что предотвращение заноса осуществляется тягачом, который сам может находиться в состоянии заноса или близком к нему.

Прототипом является способ предупреждения заноса автопоезда, включающий сравнивание вектора движения звена автопоезда и положения руля, выполнение при заметном несовпадении последних торможения колеса путем формирования тормозного усилия на одном из колес [Хусаинов А.Ш., Кузьмин Ю.А. Пассивная безопасность автомобиля: учебное пособие для студентов. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. С. 19-20].

Недостаток прототипа:

- ограниченные функциональные возможности. Система ESP воздействует по существу только на автомобиль-тягач, и для распространения ее действия на прицеп автопоезда необходимо его снабдить соответствующим оборудованием.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а именно расширение функциональных возможностей, повышение эксплуатационных характеристик и упрощение конструкции, реализующей способ.

Задача решается тем, что в способе предупреждения заноса автопоезда, включающем сравнивание вектора движения звена автопоезда и положения руля, а также выполнение торможения колеса, при заметном несовпадении последних, торможение осуществляют снаружи путем подачи перед колесом на дорожное полотно материала, увеличивающего сцепление колеса с полотном.

Сравнивание вектора движения прицепа и положения руля осуществляют в узле сочленения путем определения взаимного положения геометрических осей тягача и прицепа. В качестве материала используют песок. Подачу материала осуществляют посредством газовой струи. Газовую струю создают продуктами горения пиропатрона. Газовую струю создают избыточным давлением воздуха.

Указанные отличительные признаки позволяют достичь следующих преимуществ по сравнению с прототипом.

Выполнение торможения снаружи путем подачи перед колесом на дорожное полотно материала, увеличивающего сцепление колеса с полотном, позволяет выполнить универсальное устройство, которое можно устанавливать на транспортные средства любых типов. Это упрощает конструкцию, реализующую способ, и повышает эксплуатационные характеристики. Кроме того, при необходимости, например при буксовании, устройство может подавать песок непосредственно под колесо, что расширяет функциональные возможности.

Сравнивание вектора движения прицепа и положения руля в узле сочленения путем определения взаимного положения геометрических осей тягача и прицепа упрощает конструкцию, реализующую способ, так как определение положения осей может быть осуществлено с помощью простого датчика угла поворота.

Использование в качестве материала песка, широко распространенного в природе, также упрощает конструкцию.

Осуществление подачи материала посредством газовой струи позволяет увеличить силу взаимодействия материала, например песка, с покрытием дороги, например льдом, в результате чего произойдет внедрение песчинок в лед, способствующее увеличению сцепления колеса с дорогой. Кроме того, при наличии, например на льду рыхлого снега, произойдет сдувание последнего газовой струей, что обеспечит хороший контакт песка непосредственно с твердым покрытием - льдом. Все это повышает эксплуатационные характеристики и расширяет функциональные возможности.

Создание газовой струи продуктами горения пиропатрона упрощает конструкцию и уменьшает ее массогабаритные характеристики.

Создание газовой струи избыточным давлением воздуха способствует упрощению конструкции, так как позволяет создавать давление (как, например, в порошковом огнетушителе) штатным компрессором на любом автотранспортном предприятии или непосредственно на борту транспортного средства. Причем в последнем случае при наличии песка заправку можно делать в дорожных условиях.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен вид сверху поворачивающего направо автопоезда. На фиг.2 изображен вид А прицепа автопоезда. На фиг.3 изображена схема устройства для подачи песка на поверхность дороги.

Автопоезд состоит из тягача 1 и прицепа 2, которые имеют соответственно геометрические оси 3, 4, расположенные под углом α друг к другу. Для подачи песка 5 на дорогу 6 в зоне колеса 7 прицепа размещено устройство 8 с соплом 9, закрытым мембраной 10, содержащее внутри песок и пиропатрон 11.

Способ реализуют следующим образом.

При движении тягача 1 с прицепом 2 между их геометрическими осями 3, 4 образуется определенный угол α, зависящий от задаваемой водителем управляемыми колесами траектории движения тягача и прицепа (фиг.1). Задаваемую траекторию (угол α) вычисляют с помощью известной системы ESP (или другой вычислительной системы). При значительном отклонении звена автопоезда, например прицепа, от задаваемой траектории посредством системы ESP на пиропатрон 11 подают электрический импульс, приводящий его в действие (фиг.2). В результате срабатывания пиропатрона в устройстве 8 возрастает давление газов, являющихся продуктами горения, и мембрана 10 разрывается. Вырывающиеся из сопла 9 газы вместе с песком 5 устремляются к поверхности дороги 6, формируя на ней покрытие из песка, увеличивающее сцепление с колесом 7, происходит торможение скольжения последнего, и занос прекращается. Заметим, что устройство 8 может быть установлено в зоне всех колес автопоезда, включая тягач.

Внедрение изобретения позволяет предотвращать занос звеньев автопоезда посредством установки в зоне колес простых устройств, что, в конечном счете, повышает безопасность движения.

1. Способ предупреждения заноса автопоезда, включающий сравнивание вектора движения звена автопоезда и положения руля и выполнение торможения колеса, при заметном несовпадении последних, отличающийся тем, что торможение выполняют повышением давления газов в герметичном закрытом устройстве с материалом, увеличивающим сцепление колеса с дорожным полотном, до момента разгерметизации устройства, последующим образованием из газов струи, посредством которой одновременно очищают дорожное полотно, доставляют и внедряют в него материал.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что струю создают продуктами горения пиропатрона.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что струю создают воздухом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и направлено на повышение реализуемой силы тяги локомотива при движении поезда по рельсовому пути в реальных условиях эксплуатации, например на карьерах в горной промышленности в зимних условиях.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам регулирования подачи песка под колеса локомотива при движении поезда по рельсовому пути в реальных условиях эксплуатации, например на карьерах, в горной промышленности.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для применения на тяговом подвижном составе для подачи песка при буксовании локомотива.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования сцепления колес подвижного состава с рельсами. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к средствам повышения коэффициента сцепления колес с рельсами, выполненным в виде устройств для импульсной подачи песка под колеса локомотива.

Изобретение относится к средствам для увеличения силы сцепления колес транспортного средства с поверхностью дороги, а именно к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах.

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам и касается конструкции рам тележек локомотива. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается создания противоюзовых устройств. .

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к устройствам для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги при движении грузового автомобиля по скользкой дороге.

Изобретение относится к средствам для увеличения силы сцепления колес транспортного средства с поверхностью дороги, а именно к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах.

Изобретение относится к же:1езиодорожному транспорту. .

Изобретение относится к автомобильному транспорту и предназначено для повышения сцепления колес со скользкой дорогой. Устройство включает емкость для хранения абразивного материала (10) в виде вертикальных труб (1), установленных за кабиной (2) транспортного средства, средство для его подачи в виде горизонтально-наклонных труб (3) и направляющие желоба (5). В начале каждой горизонтально-наклонной трубы (3) установлен подающий транспортер (4), а в направляющем желобе (5) установлена дробилка (6). Нижний конец дробилки (6) может быть установлен перед ведущими колесами (9) или входить в отверстие в крыле (8) над ведущими колесами (9), а часть горизонтально-наклонной трубы (7) выполнена гибкой. В качестве абразивного материала для предотвращения проскальзывания ведущих колес транспортного средства используют сферы диаметром 10-150 мм. Технический результат - исключение смерзания и слеживания абразивного материала, повышение надежности транспортировки абразива в виде сфер до дробилки и попадания перемолотой абразивной сферы под ведущие колеса транспортного средства. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх