Панель обшивки воздушного судна с ультразвуковым датчиком

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам подачи топлива к силовой установке воздушного судна. Изобретение заключается в конструкции панели обшивки воздушного судна, которая при использовании представляет собой стенку бака для текучей среды, содержащей обшивочный слой с наружной поверхностью, которая представляет из себя аэродинамическую поверхность воздушного судна. В отверстии в обшивочном слое топливного бака установлена панель, содержащая ультразвуковой датчик измерителя уровня топлива, который смонтирован на внутренней поверхности обшивочного слоя рядом с отверстием в обшивочном слое; и панель доступа, которая закрывает отверстие и может быть отделена для получения доступа к датчику. Улучшаются аэродинамические характеристики, повышается надежность и безопасность полетов. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к панели обшивки воздушного судна с ультразвуковым датчиком и к способу изготовления такой панели.

Уровень техники

Ультразвуковой топливомер для воздушного судна описан в WO 2005/015134. Ультразвуковой приемопередатчик прикреплен к ленте-носителю, которая присоединена к внутренней поверхности стенки топливного бака. Проблемой таких монтируемых изнутри систем является то, что провода и приемопередатчик, являясь электрическими компонентами, потенциально могут воспламенить топливо. Еще одной проблемой таких систем является то, что для ремонта или осмотра приемопередатчика персонал должен входить внутрь бака. Это может быть длительным и сложным.

Обе эти проблемы могут быть решены путем наружного монтажа приемопередатчика, как в US 5761955. Однако это является неприемлемым в случае панели обшивки воздушного судна, поскольку приемопередатчик будет увеличивать аэродинамическое сопротивление.

Раскрытие изобретения

Согласно первому аспекту изобретения, предлагается панель обшивки воздушного судна, представляющая собой в процессе использования стенку бака для текучей среды, содержащая обшивочный слой с наружной поверхностью, представляющей собой в процессе использования аэродинамическую поверхность воздушного судна; отверстие в обшивочном слое; ультразвуковой датчик; и панель доступа, которая заполняет указанное отверстие и может быть отделена для получения доступа к указанному датчику снаружи указанного бака.

Наличие панели доступа в обшивочном слое позволяет устанавливать, осматривать и/или ремонтировать датчик снаружи бака. Предпочтительно, панель доступа находится по существу на одном уровне с наружной поверхностью панели обшивки с тем, чтобы свести к минимуму аэродинамическое сопротивление.

Панель может иметь монолитную конструкцию лишь с одним слоем. Альтернативно панель может иметь конструкцию типа сэндвич с внутренним слоем и сердцевиной, имеющей более низкую массовую плотность, чем внутренний слой и обшивочный слой, причем сердцевина расположена между внутренним слоем и обшивочным слоем. Преимуществом этого является то, что датчик и, возможно, также сигнальный провод могут быть отделены от топлива или паров топлива внутренним слоем. Панель обшивки типа сэндвич может быть собрана путем помещения сердцевины и датчика на первый из слоев с последующей укладкой другого слоя на указанные сердцевину и датчик.

Предпочтительно ультразвуковой датчик сопряжен с внутренней поверхностью обшивочного слоя. Датчик может также быть приклеен к обшивочному слою.

Ультразвуковой датчик может состоять лишь из ультразвукового приемопередатчика либо представлять собой узел датчика, содержащий приемопередатчик в сборе с одним или более соединительными приспособлениями. Узел датчика может иметь наклонную поверхность, которая сопряжена с внутренним слоем, а внутренний слой образует уклон в том месте, где он сопряжен с этой наклонной поверхностью. Обычно приемопередатчик имеет плоскую поверхность, которая сопряжена с внутренним слоем.

Панель доступа может быть смонтирована на обшивочном слое. Однако это представляет проблему, заключающуюся в том, что в обшивочном слое должны быть выполнены отверстия, ослабляющие обшивочный слой и увеличивающие аэродинамическое сопротивление. Поэтому, более предпочтительно, панель доступа смонтирована на ультразвуковом датчике, обычно с помощью одного или более отделяемых крепежных элементов.

Бак для текучей среды обычно представляет собой топливный бак, однако и другие текучие среды могут отслеживаться приемопередатчиком, такие как вода или текучая среда для гидравлических приводов. Обычно датчик используется для отслеживания уровня текучей среды в баке.

Краткое описание чертежей

Далее будут описаны варианты осуществления изобретения со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

фигура 1 - вид в сечении панели обшивки воздушного судна с конструкцией типа сэндвич,

фигура 2 - перспективный вид в сечении панели,

фигура 3 - перспективный вид в сечении узла датчика,

фигуры 4-7 - перспективные виды в сечении, показывающие последовательность этапов при изготовлении панели,

фигура 8 - схематичный вид топливного бака, содержащего панель, и

фигуры 9 и 10 - перспективные виды в сечении панели обшивки воздушного судна с монолитной конструкцией.

Осуществление изобретения

Фигура 1 - это вид в сечении панели обшивки воздушного судна. Панель имеет так называемую конструкцию типа «сэндвич» с композитным внутренним слоем 1, композитным обшивочным слоем 2, панелью 3 доступа и имеющей низкую плотность вспененной сердцевиной 4.

Кроме того, между внутренним и обшивочным слоями панели обшивки расположены узел 14 ультразвукового датчика, сигнальный провод 9 и канал 10 для провода. Сигнальный провод 9 показан на фигуре 1, но не показан на других фигурах.

Узел 14 датчика, показанный на фигуре 3, содержит приемопередатчик 5 (к которому присоединен сигнальный провод 9), внутреннее соединительное приспособление 15 с резьбовым отверстием 16, вспененный наполнитель 17 и наружное соединительное приспособление 18. Наружное соединительное приспособление 18 имеет поверхность 19 в форме усеченного конуса, которая сопряжена с внутренним слоем 1. Внутренний слой 1 формирует соответствующий уклон 20 в том месте, где он сопряжен с поверхностью в форме усеченного конуса наружного соединительного приспособления 18, что лучше всего видно на фигуре 2. Приемопередатчик 5 имеет наружную резьбу, которая образует резьбовое соединение с отверстием 16 во внутреннем соединительном приспособлении.

Фигуры 4-7 - это перспективные виды в сечении, показывающие последовательность этапов при изготовлении панели.

Композитный обшивочный слой 2 состоит из композитных «препреговых» подслоев, а каждый подслой содержит систему однонаправленных углеродных волокон, пропитанную эпоксидной смолой. Каждый подслой может быть уложен вручную либо при помощи лентоукладочного автомата, в виде рядов лентообразных полос.

В обшивочном слое 2 вырезают отверстие 30, как показано на фигуре 4. Далее узел 14 датчика, канал 10 для провода и сердцевину 4 помещают на обшивочный слой, как показано на фигуре 5. Узел 14 датчика помещают внутрь круглого отверстия в сердцевине, а канал 10 для провода помещают внутрь удлиненного отверстия в сердцевине. Узел 14 датчика и канал 10 для провода входят в соответствующие отверстия в сердцевине 4 с плотной посадкой, так что они сопряжены с сердцевиной на всех сторонах.

Далее внутренний слой 1 укладывают на узел 14 датчика, канал 10 для провода и сердцевину 4, как показано на фигуре 6. Внутренний слой 1 имеет такую же конструкцию, что и обшивочный слой 2, а именно, он содержит композитные «препреговые» подслои, а каждый подслой содержит систему однонаправленных углеродных волокон, пропитанную эпоксидной смолой. Каждый подслой может быть уложен вручную либо при помощи лентоукладочного автомата, в виде рядов лентообразных полос.

Вспененная сердцевина 4 имеет более низкую массовую плотность, чем композитный внутренний слой 1 и композитный обшивочный слой 2.

Канал 10 для провода имеет такую же высоту, что и сердцевина 4, так что он сопряжен как с внутренним слоем 1, так и с наружным обшивочным слоем 2, и поддерживает как внутренний слой 1, так и наружный обшивочный слой 2. Малый угол уклона позволяет относительно легко уложить внутренний слой 1.

Далее сигнальный провод 9 пропускают вдоль канала 10 для провода до тех пор, пока его свободный конец не войдет в открытую камеру 31 под приемопередатчиком. Свободный конец сигнального провода затем присоединяют к приемопередатчику, при этом доступ для этой операции обеспечивается отверстием 30 в обшивочном слое. Сигнальный провод 9 может быть присоединен к приемопередатчику посредством клемм с винтовым креплением, путем навивания или любым другим подходящим способом.

Наконец, отверстие 30 закрывают путем привинчивания панели 3 доступа к внутреннему соединительному приспособлению 15 посредством ряда винтов (не показаны), проходящего вдоль ее периферии. Необходимо отметить, что благодаря привинчиванию панели 3 доступа к внутреннему соединительному приспособлению 15 не требуется прохождение крепежных элементов сквозь обшивочный слой 2. Панель 3 доступа и узел датчика защищены от выпадения из отверстия 30 за счет сопряжения фланца 21 внутреннего соединительного приспособления 15 с внутренней поверхностью обшивочного слоя 2 вдоль периферии отверстия 30. При необходимости панель 3 доступа впоследствии может быть отвинчена для получения доступа к приемопередатчику с целью его ремонта или осмотра.

Фигура 8 - это схематичный вид топливного бака воздушного судна, содержащего панель обшивки из фигур 1-7. При использовании, как показано на фигуре 8, внутренний слой 1 представляет собой стенку топливного бака, содержащего топливо 40, а обшивочный слой 2 и панель 3 доступа образуют аэродинамическую поверхность воздушного судна, испытывающую воздействие воздушного потока 41. Таким образом, желательно, чтобы внутренний слой 1 был неповрежденным (для предотвращения утечки топлива), а обшивочный слой 2 и панель 3 доступа были гладкими (для сведения к минимуму аэродинамического сопротивления).

Приемопередатчик подает ультразвук 43 внутрь топлива. Ультразвук отражается от границы 44 раздела топлива и воздуха, в результате чего создается ультразвуковое эхо, которое принимается приемопередатчиком и передается через сигнальный провод 9 процессору 45, находящемуся в удаленном месте, таком как фюзеляж воздушного судна. Процессор 45 затем определяет уровень топлива на основании времени прибытия ультразвукового эха. В частности, для каждого топливного бака имеется прямая зависимость между временем прохождения ультразвука и высотой топлива, содержащегося в баке, при условии, что приемопередатчик находится в известной измерительной позиции на баке.

Фигуры 9 и 10 - это перспективные виды в сечении панели обшивки воздушного судна согласно второму варианту осуществления изобретения с монолитной конструкцией. Панель имеет один композитный обшивочный слой 52, панель 53 доступа и узел 54 ультразвукового датчика.

Узел 54 датчика содержит приемопередатчик 55, к которому присоединен сигнальный провод (не показан), и напоминающий по форме цветочный горшок корпус 56 с резьбовым стаканом 57 и каналом 58, который действует в качестве канала для провода. Приемопередатчик 55 имеет наружную резьбу, которая образует резьбовое соединение со стаканом 57.

Корпус 56 прикреплен к внутренней поверхности обшивочного слоя 52 вдоль периферии панели 53 доступа, а панель 53 доступа прикреплена болтами к корпусу 56.

Изобретение описано со ссылками на один или более предпочтительных вариантов осуществления, однако следует понимать, что различные изменения или модификации могут быть внесены в него без отклонения от объема изобретения, который определяется прилагаемой формулой изобретения.

1. Панель обшивки воздушного судна, представляющая собой в процессе использования стенку бака для текучей среды, содержащая обшивочный слой с наружной поверхностью, представляющей собой в процессе использования аэродинамическую поверхность воздушного судна; отверстие в обшивочном слое; ультразвуковой датчик и панель доступа, которая заполняет указанное отверстие и может быть отделена для получения доступа к указанному датчику снаружи указанного бака.

2. Панель по п.1, отличающаяся тем, что содержит внутренний слой и сердцевину, имеющую более низкую массовую плотность, чем внутренний слой и обшивочный слой, причем сердцевина расположена между внутренним слоем и обшивочным слоем.

3. Панель по п.2, отличающаяся тем, что содержит сигнальный провод, присоединенный к ультразвуковому датчику, причем сигнальный провод расположен между внутренним и обшивочным слоями панели обшивки.

4. Панель по п.2 или 3, отличающаяся тем, что содержит канал для провода, расположенный между внутренним и обшивочным слоями панели обшивки.

5. Панель по п.4, отличающаяся тем, что канал для провода окружает сигнальный провод.

6. Панель по п.4, отличающаяся тем, что канал для провода сопряжен с внутренним слоем и обшивочным слоем.

7. Панель по п.4, отличающаяся тем, что сигнальный провод и/или канал для провода установлен в отверстие или углубление в сердцевине.

8. Панель по п.1, отличающаяся тем, что указанный датчик содержит узел датчика, содержащий приемопередатчик в сборе с одним или более соединительным устройством.

9. Панель по п.2, отличающаяся тем, что указанный датчик имеет наклонную поверхность, которая сопряжена с внутренним слоем, а внутренний слой образует уклон в том месте, где он сопряжен с наклонной поверхностью.

10. Панель по п.8, отличающаяся тем, что приемопередатчик собран с одним или более соединительным устройством с помощью резьбового соединения.

11. Панель по п.2, отличающаяся тем, что указанный датчик установлен в отверстие или углубление в сердцевине.

12. Панель по п.2, отличающаяся тем, что указанный датчик сопряжен и находится в непосредственном контакте с внутренним слоем и обшивочным слоем.

13. Панель по п.2, отличающаяся тем, что сердцевина содержит массив воздушных полостей.

14. Панель по п.2, отличающаяся тем, что сердцевина содержит вспененный или имеющий сотовую структуру материал.

15. Панель по п.1, отличающаяся тем, что панель доступа смонтирована на ультразвуковом датчике.

16. Панель по п.15, отличающаяся тем, что панель доступа смонтирована на ультразвуковом датчике с помощью одного или более отделяемого крепежного элемента.

17. Панель по п.1, отличающаяся тем, что ультразвуковой датчик сопряжен с внутренней поверхностью обшивочного слоя.

18. Способ изготовления панели обшивки воздушного судна, охарактеризованной в п.2, содержащий этапы, на которых помещают сердцевину и датчик на первый из указанных слоев и затем укладывают другой слой на указанные сердцевину и датчик.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной и авиационной технике, более конкретно к топливному баку летательного аппарата. Топливный бак летательного аппарата содержит корпус с устройствами ввода газа наддува и забора топлива к двигателю.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к топливному баку летательного аппарата. .

Изобретение относится к изготовлению топливных баков для ракетных и космических аппаратов, в частности к устройствам, выполненным в виде одноразовых пластически деформируемых капсул, которые предназначены для изготовления или формирования корпуса топливного бака ракетной и космической техники из гранул фракционного состава высокопрочного титанового сплава, полученных методом гранульной металлургии, с использованием горячего изостатического прессования.
Изобретение относится к области производства топливных систем, более конкретно к способу изготовления гибкого ударопрочного топливного бака. .

Изобретение относится к корпусам топливных баков для изделий ракетной и космической техники, в частности к устройствам, корпус которых является пневмогидравлической емкостью с эластичной разделительной мембраной для хранения жидкости с возможностью ее вытеснения.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к модулю резервуара для летательного аппарата. .

Изобретение относится к топливным бакам летательных аппаратов, в частности к клапанам для топливных баков. .

Изобретение относится к топливным системам транспортных, в частности, авиационно-космических средств, а именно к бортовым емкостям для хранения и подачи криогенного топлива, например водорода.

Вертолет // 2248306
Изобретение относится к компоновке вертолета, оборудованного дополнительными наружными подвесными топливными баками для увеличения запаса топлива и увеличения дальности полета.

Изобретение относится к летательным аппаратам, а именно к летательным пусковым установкам (ЛПУ). ЛПУ содержит связку баков, крепежные средства, крыло, двигатель, полезную нагрузку. Связка баков содержит две пары одинаковых по объему цилиндрических баков с ракетным топливом одинаковой плотности и одинаковым объемным расходом. Четыре бака прикреплены друг к другу усиливающими поясами, образующими части баков, с неизменным центром тяжести при истечении ракетного топлива. Крепежные средства прикреплены к двум бакам с возможностью крепления к ним крыла. Связка баков размещена в верхней ступени с квадратным сечением и закругленными углами. Изобретение позволяет уменьшить длину пусковой установки. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в двигательных установках (ДУ) космических летательных аппаратов (КЛА). ДУ КЛА содержит криогенный бак с экранно-вакуумной теплоизоляцией и каналом с теплообменником, расходный клапан, бустерный насос, заборное устройство с накопителем капиллярного типа с теплообменником и дроссельным устройством, пневмогидравлическую систему с трубопроводом. Размеры поперечного сечения канала соответствуют максимальным наружным размерам поперечного сечения теплообменника. Изобретение позволяет охладить криогенный компонент в накопителе капиллярного типа. 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, к крыльевым топливным бакам летательных аппаратов. Топливный бак/баки имеют вид расположенных во внутренней полости крыла герметичных цилиндров или конусов и выполняет/выполняют функцию продольного несущего элемента конструкции крыла. Внутри бака располагается вертикальная негерметичная перегородка плоского, Т-образного поперечного сечения, или в виде фермы, швеллера, двутавра. Бак также может быть выполнен от конца одной консоли до конца другой. Технический результат заключается в повышении прочности конструкции крыла. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к топливным бакам летательных аппаратов. Топливный бак содержит конструктивный элемент с использованием пластика, армированного углеродным волокном. Армирующий материал содержит углеродные волокна, а матрица содержит пластик. Матрице придана электропроводность. Поверхность резания конструкционного элемента, образованная резанием указанного конструктивного элемента, открыта на внутреннюю часть топливного бака, в которой размещается топливо. Основное крыло, фюзеляж летательного аппарата, летательный аппарат и подвижное тело содержат топливный бак вышеуказанной конструкции. Достигается возможность предотвратить увеличение массы и уменьшить рабочие часы и затраты в процессе изготовления. 5 н. и 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к системам топливного бака летательного аппарата. Система топливного бака летательного аппарата содержит по меньшей мере один топливный бак (20), содержащий множество соединенных между собой отсеков, отверстие, выполненное с возможностью обеспечения ввода атмосферного воздуха. Отверстие содержит вентиляционный канал (42), соединяющий каждый из соединённых между собой отсеков, и вентиляционную коробку (34), соединённую с вентиляционным каналом (42). Вентиляционная коробка (34) принимает вводимый атмосферный воздух и источник обогащённого азотом воздуха (NEA), соединённый с вентиляционной коробкой (34) и выполненный с возможностью подачи NEA в вентиляционную коробку (34) таким образом, чтобы смешивать NEA с вводимым атмосферным воздухом, таким образом, чтобы обеспечивать смесь NEA/вводимого атмосферного воздуха. Изобретение снижает воспламеняемость смеси газа и топливных паров. 5 н. и 17 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к топливным бакам летательных аппаратов. Топливный бак содержит конструктивный элемент, в котором используется армированный углеродным волокном пластик (CFRP) (15), включающий армирующий материал, который содержит углеродное волокно, и матрицу, которая содержит пластик. Конструктивный элемент образован путем прикатывания проводящих листов (17) между листами препрега из армированного углеродным волокном пластика (CFRP) (15) и образован с крепежным отверстием (22), в котором закреплен болт. Изобретение устраняет необходимость нанесения герметика, позволяет снизить трудоемкость и сократить затраты, связанные с контролем качества, а также предотвратить повышения веса. 5 н. и 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх