Спасательно-боевая подводная лодка



Спасательно-боевая подводная лодка
Спасательно-боевая подводная лодка

 


Владельцы патента RU 2508226:

Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Лазурит" (RU)

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к использованию боевых подводных лодок для спасания людей с аварийных подводных объектов. Спасательно-боевая подводная лодка имеет съемные модули, обеспечивающие размещение спасательных подводных аппаратов и другого оборудования для проведения операции по спасанию подводников. В дополнение к техническим средствам, обеспечивающим боевое использование, устанавливаются технические средства, обеспечивающие ее стабилизацию в точке при выполнении спасательных работ, а для стыковки со съемными модулями постоянно устанавливаются дополнительные узлы, включая дополнительные комингс-площадки. Технический результат заключается в повышении эффективности выполнения операций по спасанию подводников. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к использованию боевых подводных лодок для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Известно использование боевых подводных лодок (ПЛ) в качестве носителей техники для спасания подводников (Антонов А.Н. Использование боевых ПЛ в качестве носителей СГА - плюсы и минусы. // Судостроение. 2012. №4. С.18-25). Для этого на подводной лодке устанавливается съемный модуль (наделка), обеспечивающий размещение спасательного подводного аппарата и прочных контейнеров с оборудованием для обеспечения работы аппарата и проведения декомпрессии спасаемых подводников (патент РФ №2059524 C1, МПК B63G 8/40, публ. 10.05.1996 г.).

При этом для сообщения между спасательным подводным аппаратом и помещениями подводной лодки используется расположенная в одной из оконечностей ПЛ штатная (стандартная) комингс-площадка, соответствующая, например, требованиям ГОСТ РВ 52360-2005. (Комингс-площадка. Общие технические требования).

Недостатком известной конструкции является то, что боевая ПЛ не имеет технических средств, обеспечивающих стабилизацию в точке при действии природных факторов (течения и волнения моря), что существенно затрудняет выполнение спасательной операции. Кроме того, через одну штатную (стандартную) комингс-площадку невозможно обеспечить эффективную связь помещений и оборудования съемного модуля (наделки) с соответствующими помещениями и подсистемами ПЛ, что также ограничивает спасательные возможности боевой ПЛ со съемным спасательным модулем. Затруднительно также размещать спасаемых подводников в жилой зоне боевой ПЛ, которая не рассчитана на большое количество людей.

Целью изобретения является увеличение эффективности спасания подводников при использовании боевой подводной лодки со съемным модулем спасательного оборудования, включающего спасательный подводный аппарат.

Указанная цель достигается за счет того, что на боевой подводной лодке в дополнение к техническим средствам, обеспечивающим боевое использование, устанавливаются технические средства, обеспечивающие ее стабилизацию в точке при выполнении спасательных работ. Для стыковки со съемным модулем постоянно устанавливаются дополнительные узлы, включая комингс-площадки, а для размещения спасаемых в помещениях ПЛ, преимущественно в отсеке боезапаса, временно устанавливаются разборные жилые модули.

Часть спасательного оборудования, например баллоны сжатых газов, может быть размещена взамен боезапаса ПЛ на соответствующих стеллажах. Кроме того, оборудование для проживания спасаемых или часть спасательного оборудования, например декомпрессионное и/или водолазное оборудование, может быть размещено в помещении камеры спасательной всплывающей (КСВ), при наличии последней на боевой ПЛ.

При необходимости обеспечения выполнения спасательных работ дополнительным оборудованием, например необитаемым подводным аппаратом, на боевой ПЛ может быть установлен соответствующий съемный модуль. Для стыковки такого модуля с ПЛ на ней должен быть постоянно установлен соответствующий специальный узел.

В качестве технических средств, обеспечивающих стабилизацию ПЛ в точке при выполнении спасательных работ, могут быть применены подруливающие устройства и/или подводное якорное устройство.

Для уменьшения влияния на боевые качества ПЛ технических средств и стыковочных узлов, образующих вырезы в наружной обшивке ПЛ, указанные вырезы могут быть выполнены закрывающимися крышками, удаляемыми при подготовке к проведению спасательных работ. При этом в качестве закрытия выреза якорного устройства может быть использован якорь, выполненный соответствующей формы, например в виде конуса.

Сущность изобретения поясняется фиг.1, на которой представлен боковой вид ПЛ с установленными съемными модулями, и фиг.2, на которой представлено поперечное сечение отсека боезапаса ПЛ.

На боевой подводной лодке 1 установлены: съемный спасательный модуль 2 со спасательными подводными аппаратами 3 и съемный модуль необитаемого подводного аппарата 4. Съемные модули сообщаются с корпусом ПЛ через штатную комингс-площадку 5, дополнительные комингс-площадки 6 и стыковочный узел 7. На ПЛ постоянно установлены подруливающие устройства 8 и якорное устройство 9 с якорем в виде конуса, а также КСВ 10. В отсеке боезапаса ПЛ на стеллажах боезапаса временно размещены баллоны сжатых газов 11. Кроме того, там же размещены разборные жилые модули 12.

При выполнении боевой службы вырезы подруливающих устройств 8, дополнительных комингс-площадок 6 и стыковочного узла 7 закрыты крышками. В помещении боезапаса на стеллажах размещен боезапас, а жилые модули 12 отсутствуют. При необходимости выполнения спасательных работ крышки вырезов подруливающих устройств 8, дополнительных комингс-площадок 6 и стыковочного узла 7 снимаются, в помещении боезапаса со стеллажей удаляется боезапас и на их месте размещаются баллоны сжатых газов 11, также устанавливаются разборные жилые модули 12.

В помещении КСВ 10 устанавливается оборудование для проживания спасаемых или спасательное оборудование. Затем на подготовленные стыковочные места устанавливаются съемные модули 2 и 4, на модуль 2 устанавливаются спасательные подводные аппараты 3, после чего подводная лодка 1 готова к выполнению работ по спасанию подводников.

Применение изобретения позволяет существенно повысить эффективность выполнения операций по спасанию подводников с использованием соответствующим образом дооборудованных боевых подводных лодок, приближая величину эффективности к специализированным спасательным подводным лодкам.

1. Спасательно-боевая подводная лодка со съемными модулями, обеспечивающими размещение спасательных подводных аппаратов и другого оборудования для проведения операции по спасанию подводников, отличающаяся тем, что на боевой подводной лодке в дополнение к техническим средствам, обеспечивающим боевое использование, устанавливаются технические средства, обеспечивающие ее стабилизацию в точке при выполнении спасательных работ, а для стыковки со съемными модулями постоянно устанавливаются дополнительные узлы, включая дополнительные комингс-площадки.

2. Спасательно-боевая подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что в помещениях подводной лодки, преимущественно в отсеке боезапаса, временно устанавливаются разборные жилые модули.

3. Спасательно-боевая подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что в одном из съемных модулей размещен необитаемый подводный аппарат.

4. Спасательно-боевая подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве технических средств, обеспечивающих стабилизацию подводной лодки в точке при выполнении спасательных работ, применены подруливающие устройства и/или подводное якорное устройство.

5. Спасательно-боевая подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что на стеллажах боезапаса временно размещены баллоны сжатых газов.

6. Спасательно-боевая подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что в штатной камере спасательной всплывающей (КСВ) временно размещено оборудование для проживания спасаемых или часть спасательного оборудования, например декомпрессионное и/или водолазное.

7. Спасательно-боевая подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что на вырезах в наружной обшивке подводной лодки, образованных установкой технических средств и стыковочных узлов, установлены крышки, удаляемые при подготовке к проведению спасательных работ.

8. Спасательно-боевая подводная лодка по п.7, отличающаяся тем, что закрытие выреза под якорное устройство осуществляется якорем, выполненным в виде конуса.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам спасения граждан при их экстренной эвакуации с затонувшего плавсредства. Сущность способа состоит в том, что перед наполнением сжатым воздухом средства спасения гражданин затонувшего плавсредства зацепляет карабин фала за перила борта плавсредства, после заполнения средства спасения сжатым воздухом выталкивают его на поверхность водоема, при этом подторможенно протягивают фал через роликовое тормозное устройство, закрепленное на средстве спасения гражданина и соединенное через редуктор с регулятором скорости вращения головного ролика тормозного устройства, выполненного с возможностью регулирования поступательной скорости фала.

Изобретение относится к средствам спасения людей из затонувших подводных лодок и надводных судов. .

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к аварийно-спасательным устройствам подводных лодок. .

Изобретение относится к области подводных технических и спасательных работ с использованием подводного аппарата. .

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано в подводных лодках. .

Изобретение относится к области эвакуации экипажа с подводной станции. .

Изобретение относится к технике спасения экипажей затонувших подводных лодок и может быть использовано для ведения подводно-технических и водолазных работ на внутриконтинентальных водных бассейнах, в удаленных районах Мирового океана, а также в суровых гидрометеорологических условиях морей Арктики.

Изобретение относится к судостроению и касается технологии спасения личного состава подводных лодок в аварийных ситуациях. .

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и доставки их на судно-носитель.

Изобретение относится к судостроению, а именно к подводным лодкам. .

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к подводным аппаратам, предназначенным для спасения людей с аварийных подводных объектов. Спасательный подводный аппарат содержит корпус и камеру присоса с размещенным в ней устройством закрепления и подтягивания захвата, обеспечивающим выдвижение захвата за нижнюю плоскость стыковочного фланца камеры присоса не менее величины, определяемой требуемым углом наклона аппарата за счет подтягивания. Приведено конкретное выполнение устройства закрепления и подтягивания захвата. Технический результат заключается в повышении надежности стыковки спасательного подводного аппарата с комингс-площадкой, наклоненной к горизонту на большие углы (до 60 град). 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к средствам спасения экипажа аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок, в подводном положении с использованием спасательного подводного аппарата. Устройство включает камеру стыковки в нижней части подводного аппарата с устройством центрирования и подтягивания к комингс-площадке подводного объекта. На внутреннем бурте нижнего опорного кольца камеры установлено съемное устройство для закрепления аппарата за комингс-площадку подводного объекта, включающее опорное кольцо, состоящее из трех частей с полым корпусом, в котором установлена вилка, фиксируемая от вращения затвором. В свою очередь затвор фиксируется кулачком, на котором подвижно закреплена разъемная тяга. Вертикальный штырь, зацепляемый за паз на комингс-площадке подводного объекта, фиксируется гайкой-барашком в прорези вилки. В исходном положении разъемная тяга располагается вертикально, а в рабочем - горизонтально и соединяется подвижно с горизонтальной планкой с вертикальным штырем, который заканчивается шаровой поверхностью с возможностью вертикального перемещения посредством захвата устройства центрирования и подтягивания. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик спасательного подводного аппарата и повышении безопасности перевода спасаемого экипажа в подводный аппарат. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, конкретно к конструкциям подводных лодок-носителей спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. На подводном носителе установлено ограждение в виде объемной конструкции с нишей для размещения спасательных подводных аппаратов. Высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении. В верхней части ограждения установлены технические средства, защищающие подводные аппараты от битого льда, например подвижные конструкции в виде щитов, а в кормовой части ограждения установлены раскрывающиеся конструкции. В бортовых объемах ограждения размещены балластные цистерны. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности использования спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории и аварийные ситуации. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, переходную шахту, прочные контейнеры с оборудованием, а также баллоны со сжатым газом. Корпус съемной наделки состоит из двух частей, верхняя из которых, включающая оборудование для проведения спасательных работ, является постоянной, а нижняя - сменной, адаптированной по форме к обводам подводного носителя заданного проекта. Достигается увеличение эффективности и безопасности использования комплекса. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательно- водолазная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены шахта для установки спасательного подводного аппарата и перехода в корпус подводного носителя, прочные контейнеры с декомпрессионными барокамерами и оборудованием, баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии. Хотя бы одна из декомпрессионных камер выполнена водолазной, сообщающейся с приемно-выходным отсеком, обеспечивающим перемещение водолазов в воду и обратно. В нижней части корпуса наделки выполнен вырез для прохода водолазов и размещена поворотная водолазная площадка. Повышается эффективность спасания подводников путём спасания «мокрым» способом из аварийного подводного объекта, находящегося на грунте или в приледненном положении. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены переходная шахта для установки спасательного подводного аппарата, прочные контейнеры с оборудованием, а также баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии спасаемых подводников. На верхней части корпуса наделки установлено ограждение, защищающее спасательный подводный аппарат от воздействия морского волнения. Технический результат заключается в повышении эффективности проведения спасательных работ на аварийном подводном объекте. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения. Спасательно-транспортный подводный аппарат содержит камеру присоса с размещенными в ней устройством, включающим захват и обеспечивающим перемещение захвата в пространстве, например, манипулятором и устройствами крепления камеры присоса к конструкциям комингс-площадки подводного объекта. Каждое из устройств крепления включает кронштейн, один конец которого взаимодействует с одним из скрепляемых элементов, а другой конец взаимодействует с гайкой, через которую проходит прижимной шток с резьбой, который взаимодействует со вторым из скрепляемых элементов. Часть кронштейна выполняется поворотной в плоскости кронштейна и удерживается в рабочем состоянии затвором, изменение положения которого обеспечивается с помощью тяги, соединенной с находящейся в районе оси камеры присоса центральной пластиной, оснащенной элементом для соединения с захватом. Повышается эффективность использования аппарата в сложных условиях воздействия окружающей среды, в том числе на небольших глубинах, а также повышается безопасность отсоединения от комингс-площадки. 15 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения. Система шлюзования спасательного люка включает трубопроводы заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого воздуха. В состав системы управления процессом шлюзования входят сигнализаторы заполнения и осушения спасательного люка, связанные через блок управления с арматурой заполнения и осушения, а также блок управления, принимающий сигналы от сигнализатора и вырабатывающий сигналы управления на клапаны в соответствии с заданным алгоритмом и обеспечивающий контроль выполнения этого алгоритма и выхода подводника, дополнительно установлены дистанционно управляемые клапаны с сигнализаторами положения. Улучшаются условия эксплуатации, сокращается время шлюзования. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательных подводных аппаратов на подводном носителе включает корпус, в котором размещены переходные шахты для установки спасательных подводных аппаратов, прочные контейнеры с оборудованием и баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводных аппаратов и проведение декомпрессии. Корпус наделки выполнен охватывающим ограждение выдвижных или подъемно-мачтовых устройств (ограждение рубки) подводного носителя полностью или частично. Нижняя часть корпуса наделки выполнена входящей в воду при нахождении подводного носителя с наделкой в надводном положении. Также в нижней части корпуса наделки размещены балластные цистерны, оснащенные системами заполнения, вентиляции и продувания сжатым газом. Достигается эффективность спасания подводников и повышение мореходности комплекса. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки включает операции по эвакуации экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки, которые осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн. Дальнейший выход экипажа в окружающее пространство осуществляют через люки, размещенные на наружных поверхностях балластных цистерн. Обеспечивается возможность спасания всего экипажа подводной лодки в аварийных ситуациях. 2 з.п. ф-лы.
Наверх