Резьбовое соединение бурильных труб



Резьбовое соединение бурильных труб
Резьбовое соединение бурильных труб
Резьбовое соединение бурильных труб

 


Владельцы патента RU 2508491:

Общество с ограниченной ответственностью "ТМК-Премиум Сервис" (RU)

Изобретение относится к резьбовым соединениям труб. Соединение содержит ниппель и муфту, на концах которых на наружной и внутренней поверхностях соответственно выполнены треугольные конические резьбы с конусностью 1:8 и шагом резьбы 8,467±0,05 мм. Профиль витка резьб ниппеля и муфты имеет угол наклона опорной грани 20-30° и угол наклона закладной грани 35-44°. Впадина профиля витка резьбы выполнена в виде дуги эллипса, описанного уравнением

x 2 a 2 + y 2 b 2 = 1,

где а - большая полуось эллипса, b - малая полуось эллипса. Большая полуось эллипса параллельна оси конусности резьбы, а эллипс является касательным к опорной и закладной граням профиля витка резьбы. Вершина профиля витка резьбы срезана по отношению к исходному треугольнику резьбы, причем ширина среза составляет 2,3 мм. Соединение содержит внутренний и наружный упорные узлы, при этом упорные торцы ниппеля и муфты выполнены равной длины. Достигается возможность передачи соединением высокого крутящего момента, повышение усталостной прочности и износостойкости соединения при его многократном свинчивании-развинчивании. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к резьбовым соединениям бурильных труб и может быть использовано для соединения бурильных труб между собой и с другими составными элементами бурильных колонн, применяемых при бурении вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных нефтяных и газовых скважин.

При вращательном бурении нефтяных и газовых скважин элементы бурильной колонны работают при повышенном крутящем моменте, воздействующем при таком виде бурения. Также при бурении в сложных условиях изогнутых стволов скважин (наклонно-направленных и горизонтальных скважин, боковых стволов скважин) элементы бурильной колонны подвергаются большим изгибающим нагрузкам.

Для работы в указанных условиях применяются бурильные трубы со специальными резьбовыми соединениями (бурильными замками), которые предназначены для соединения элементов бурильных колонн и отличаются повышенной стойкостью к воздействию крутящих и изгибающих нагрузок.

Все более усложняющиеся условия бурения нефтяных и газовых скважин вызывают потребность в разработке резьбовых соединений бурильных труб, обладающих повышенными эксплуатационными характеристиками.

Стандартное резьбовое соединение бурильных труб состоит из ниппеля и муфты (ГОСТ 50278 «Трубы бурильные с приваренными замками» (1). На конце ниппеля выполнена наружная резьба и наружная высадка кольцевой формы. На конце муфты выполнена внутренняя резьба и внутренняя расточка, соответствующая высадке на конце ниппеля.

Указанное резьбовое соединение бурильных труб не обеспечивает сохранение своих эксплуатационных свойств при работе в сложных условиях бурения, при воздействии повышенных крутящих и изгибающих нагрузок.

При бурении горизонтальных или наклонно-направленных скважин, а также боковых стволов скважин, в случае застревания бурильной колонны в стволе скважины возможно превышение крутящего момента бурения по сравнению с крутящим моментом, применяемым при свинчивании соединения (сборке колонны) на поверхности скважины. В этом случае возникает дополнительный момент свинчивания, оказывающий повышенное воздействие на соединение, которое может превысить предел текучести материала ниппеля или муфты и вызвать их разрушение. Во избежание аварий указанного типа крутящий момент, прикладываемый при свинчивании бурильных труб, должен быть всегда выше крутящего момента, прикладываемого при бурении, с запасом, учитывающим сложные условия бурения или возможные аварийные ситуации, например застревание бурильной колонны в стволе скважины.

Известно резьбовое соединение бурильных труб (SU 1572423), на концах муфты которого выполнена внутренняя резьба и кромка или фаска, которая свинчивается с высадкой ниппеля. При этом на муфте отсутствует внутренняя расточка. При свинчивании такого соединения бурильных труб достигаются момент вращения и продольное напряжение в поперечном разрезе резьбы, которые составляют примерно половину предела текучести материала ниппеля или муфты, что в определенной степени обеспечивает запас защиты от разрушения ниппеля или муфты при бурении скважины в сложных условиях.

Из уровня техники известно резьбовое соединение бурильных труб специальной конструкции (RU 2335686), используемое при сложных условиях эксплуатации. Указанное соединение имеет резьбу специальной конструкции и дополнительный внутренний упор, обеспечивающий более высокий прирост крутящего момента. Однако указанное резьбовое соединение бурильных труб является взаимозаменяемым со стандартными резьбовыми соединениями и ограничено их конструкцией. Кроме того, для сложных условий эксплуатации, в которых применяются соединения бурильных труб, требуются более усовершенствованные конструкции резьбовых соединений.

Известно резьбовое соединение бурильных труб с двойной высадкой (ЕА 010138 В1, 30.06.2008 (2), состоящее из ниппеля, на конце которого выполнена наружная резьба, и муфты, на конце которой выполнена внутренняя резьба. Соединение содержит внутренний и наружный упорные узлы. Внутренняя резьба муфты и наружная резьба ниппеля выполнены треугольными коническими с конусностью 0,08-0,098. Профиль витка резьб ниппеля и муфты имеет угол наклона закладной грани, составляющий 35-42°, и угол наклона опорной грани, составляющий 25-34°. Участки схождения вершины профиля витка резьбы с закладной и опорной гранями выполнены скругленными. Впадина профиля витка резьбы выполнена в форме дуги эллипса.

Недостатками соединения, описанного в документе (2), является недостаточная его сопротивляемость высокому крутящему моменту, возникающему при эксплуатации соединения в сложных условиях бурения скважин.

Резьбовое соединение бурильных труб (2) принято в качестве ближайшего аналога заявленного изобретения.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является разработка конструкции резьбового соединения бурильных труб, обеспечивающей передачу более высокого крутящего момента по сравнению с резьбовым соединением, известным из уровня техники (2), повышенную усталостную прочность соединения и его износостойкость при многократном свинчивании-развинчивании, равномерное распределение напряжений по опасному сечению ниппеля и исключение затирания профиля резьбы при многократном свинчивании-развинчивании соединения.

Техническим результатом, обеспечиваемым настоящим изобретением, является возможность передачи соединением высокого крутящего момента, повышение усталостной прочности и износостойкости соединения при его многократном свинчивании-развинчивании.

Резьбовое соединение бурильных труб содержит ниппель и муфту, на концах которых на наружной и внутренней поверхностях соответственно выполнены треугольные конические резьбы с конусностью 1:8 и шагом резьбы 8,467±0,05 мм. На ниппеле и муфте выполнены образующие внутренний и наружный упорные узлы упорный уступ муфты, упорный торец ниппеля и упорный уступ ниппеля, упорный торец муфты соответственно. Профиль витка резьб ниппеля и муфты имеет угол наклона опорной грани 20-30° к нормали осевой линии резьбы и угол наклона закладной грани 35-44° к нормали осевой линии резьбы. Впадина профиля витка резьбы выполнена в виде дуги эллипса, описанного уравнением

x 2 a 2 + y 2 b 2 = 1,

где а - большая полуось эллипса, составляет 0,6 мм, b - малая а b полуось эллипса, составляет 1,3 мм, при этом большая полуось эллипса параллельна оси конусности резьбы, а эллипс является касательным к опорной и закладной граням профиля витка резьбы. Вершина профиля витка резьбы срезана по отношению к исходному треугольнику резьбы, причем ширина среза составляет, по меньшей мере, 2,3 мм. Упорные торцы ниппеля и муфты выполнены равной длины.

Частные случаи выполнения настоящего изобретения характеризуются следующими признаками: длина упорных торцов ниппеля и муфты составляет, по меньшей мере, 10 мм.

На фиг.1 показано соединение в свинченном состоянии. На фиг.2 показан профиль витка резьб ниппеля и муфты. На фиг.3 показано соединение в развинченном состоянии.

Резьбовое соединение бурильных труб содержит ниппель (1) и муфту (2). На концах ниппеля (1) и муфты (2) на наружной и внутренней поверхностях соответственно выполнены треугольные конические резьбы (3), (6) с конусностью 1:8 и шагом резьбы (14) 8,467±0,05 мм (3 витка на дюйм (на 25,4 мм)).

Основными функциями резьб (3), (6) является восприятие растягивающей нагрузки и выдерживание многократного свинчивания-развинчивания при сохранении эксплуатационных характеристик соединения.

Выполнение резьб (3), (6) с большей конусностью (с меньшим углом наклона) по сравнению со стандартными резьбами буровых труб - 1:8 обеспечивает увеличение площади упорного торца (5) ниппеля (1), что повышает сопротивляемость соединения высокому крутящему моменту, возникающему при бурении в сложных условиях. Увеличивающаяся в данном случае длительность свинчивания соединения (для свинчивания соединения необходимо произвести больше оборотов) компенсируется увеличенным шагом резьбы (14) - 8,467±0,05 мм, обеспечивающим быстрое свинчивание соединения. Увеличенный шаг резьбы (14) также обеспечивает снижение износа витков резьбы.

Внутренняя резьба (6) муфты (2) и наружная резьба (3) ниппеля (1) выполнены с возможностью соединения друг с другом таким образом, что в свинченном состоянии муфта (2) и ниппель (1) имеют общие осевую линию (F) и упорные узлы (9), (10).

На ниппеле (1) и муфте (2) выполнены образующие внутренний (10) и наружный (9) упорные узлы упорный торец ниппеля (5), упорный уступ муфты (7) и упорный уступ ниппеля (4), упорный торец муфты (8), соответственно.

Наружный упорный узел (9) соединения обеспечивает передачу высокого крутящего момента при бурении скважины, а также является уплотняющим и обеспечивает герметичность соединения. Внутренний упорный узел (10) является дополнительным и обеспечивает увеличение воспринимаемого соединением крутящего момента.

Профиль витка внутренней резьбы (6) муфты (2) и наружной резьбы (3) ниппеля (1) имеет угол наклона (D) опорной грани (11), составляющий 20-30° к нормали осевой линии резьбы, и угол наклона (С) закладной грани (12), составляющий 35-44° к нормали осевой линии резьбы.

Выполнение угла наклона (D) опорной грани (11) профиля витка резьбы в интервале 20-30° обеспечивает улучшенную работу соединения на растяжение за счет исключения возможности выхода витков резьбы из зацепления друг с другом при значительных растягивающих нагрузках.

Выполнение угла наклона (С) закладной грани (12) профиля витка резьбы в интервале 35-44° стабилизирует положение ниппеля относительно муфты на начальном этапе свинчивания соединения, что предотвращает заклинивание соединения и повреждение поверхностей витков резьб (задиры) и обеспечивает возможность многократного свиничивания-развиничивания соединения без потери его эксплуатационных свойств.

Впадина (G) профиля витка резьбы выполнена в виде дуги эллипса, описанного уравнением

x 2 a 2 + y 2 b 2 = 1,

где а - большая полуось эллипса, а составляет 0,6 мм, b - малая полуось эллипса, составляет 1,3 мм, при этом большая полуось эллипса параллельна оси конусности резьбы, а эллипс является касательным к опорной и закладной граням профиля витка резьбы.

При работе бурильной колонны во впадине профиля резьбы от действия знакопеременных осевых и изгибающих нагрузок возникают напряжения, которые влияют на усталостную прочность соединения. При выполнении впадины профиля витка резьбы в форме дуги эллипса, описанного уравнением

x 2 a 2 + y 2 b 2 = 1,

понижается уровень напряжений, что приводит к более надежной работе соединения на усталостную прочность. Выполнение впадины профиля витка резьбы в виде дуги эллипса также обеспечивает более равномерное распределений напряжений во впадине по опасному сечению ниппеля и позволяет исключить затирание резьбы при многократном свинчивании-развинчивании соединения.

Вершина профиля витка резьбы срезана по отношению к исходному треугольнику резьбы, причем ширина среза (13) составляет, по меньшей мере, 2,3 мм.

Такое выполнение ширины среза вершины профиля витка оказывает существенное влияние на повышение износостойкости соединения в процессе свинчивания соединения.

Упорные торцы (5), (8) ниппеля (1) и муфты (2) выполнены равной длины, L1=L2.

Вышеуказанное выполнение упорных торцов (5), (8) ниппеля (1) и муфты (2) позволяет достигнуть оптимального соотношения воспринимаемого соединением крутящего момента и равномерности распределения напряжений по обоим упорным узлам, а также оптимизировать габаритные размеры соединения в зависимости от диаметра труб.

Длина упорного торца (8) муфты (L1) и длина упорного торца (5) ниппеля (L2) составляет, по меньшей мере, 10 мм. Такие длины упорных торцов (5), (8) ниппеля (1) и муфты (2) обеспечивают снижение общего уровня напряжений по упорным узлам, что повышает стойкость соединения к действию повышенного крутящего момента.

Заявленное изобретение работает следующим образом.

При выполнении операции свинчивания резьбового соединения бурильных труб первоначально осуществляется взаимодействие ниппеля (1) и муфты (2) при помощи резьб (3), (6). В процессе свинчивания соединения происходит продвижение внутренней резьбы (6) муфты (2) вдоль наружной резьбы (3) ниппеля (1) до соответствующего смыкания (контакта) упорного уступа (4) ниппеля (1), упорного торца (8) муфты (2) и упорного уступа (7) муфты (2), упорного торца (5) ниппеля (1), то есть до достижения так называемого момента свинчивания. При этом, за счет выполнения упорных торцов (5), (8) ниппеля (1) и муфты (2) равной длины, смыкание указанных поверхностей внутреннего и наружного упорных узлов соединения происходит одновременно, что обеспечивает увеличение воспринимаемого соединением крутящего момента.

Пример осуществления заявленного изобретения.

Были изготовлены ниппель и муфта, на концы которых были нанесены наружная и внутренние конические треугольные резьбы соответственно. Внутренний диаметр соединения составляет 65 мм, внешний диаметр - 127 мм. Конусность резьб составляет 1:8, шаг резьбы - 8,467 мм. Угол наклона опорной грани профиля витка резьбы составляет 20°, угол наклона закладной грани профиля витка резьбы составляет 40°. Впадина резьбы выполнена в виде дуги эллипса, описанного уравнением

x 2 1 , 6 9 + y 2 0,36 = 1 .

Ширина среза вершины профиля резьбы составляет 2,3 мм. Длина упорного торца ниппеля и упорного торца муфты составляет 25 мм.

Указанное соединение показало увеличение сопротивления крутящему моменту по отношению к стандартному соединению бурильных труб на 81%. Также наблюдалось увеличение износостойкости соединения при его многократном свинчивании-развинчивании за счет более медленного износа резьбы по вершинам профиля витка, то есть вершины профиля витков резьбы заострялись меньше, оставалось нормальным сопряжение витков, и в соединении уменьшилась вероятность появления большого отрицательного натяга.

1. Резьбовое соединение бурильных труб, содержащее ниппель и муфту, на концах которых на наружной и внутренней поверхностях соответственно выполнены треугольные конические резьбы и образующие внутренний и наружный упорные узлы упорный уступ муфты, упорный торец ниппеля и упорный уступ ниппеля, упорный торец муфты соответственно, отличающееся тем, что резьбы ниппеля и муфты выполнены с конусностью 1:8 и шагом 8,467±0,05 мм, а профиль витка резьб ниппеля и муфты имеет угол наклона опорной грани 20-30° к нормали осевой линии резьбы и угол наклона закладной грани 35-44° к нормали осевой линии резьбы, при этом впадина профиля витка резьб ниппеля и муфты выполнена в виде дуги эллипса, описанного уравнением
x 2 a 2 + y 2 b 2 = 1,
где а - большая полуось эллипса, составляет 0,6 мм, b - малая полуось эллипса, составляет 1,3 мм, при этом большая полуось эллипса параллельна оси конусности резьбы, а эллипс является касательным к опорной и закладной граням профиля витка резьбы, причем вершина профиля витка резьб ниппеля и муфты срезана по отношению к исходному треугольнику резьбы с шириной среза, составляющей, по меньшей мере, 2,3 мм, а упорные торцы ниппеля и муфты выполнены равной длины.

2. Соединение по п.1, отличающееся тем, что длина упорных торцов ниппеля и муфты составляет, по меньшей мере, 10 мм.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к резьбовым соединениям труб. Соединение содержит охватываемый и охватывающий элементы, на концах которых на наружной и внутренней поверхностях, соответственно, выполнены упорные трапецеидальные резьбы с конусностью 1:16, углом наклона опорной грани профиля витка 2-4° к нормали осевой линии резьбы и углом наклона закладной грани профиля витка 9-11° к нормали осевой линии резьбы.

Изобретение относится к области нефте - и газодобычи. Соединение содержит охватываемый и охватывающий элементы, на концах которых выполнены упорные конические трапецеидальные резьбы и конические уплотнительные и упорные торцевые поверхности.

Изобретение относится к изготовлению собираемой из отдельных частей детали с проходящим через нее каналом, при выполнении которого изготавливают деталь из трубчатой конструкции, имеющей начальный внутренний диаметр, который сохраняется после сборки детали из разрезанных частей.

Изобретение относится к изделиям из композиций полимеров ненасыщенных алифатических углеводородов, содержащих одну углерод-углеродную двойную связь, используемым в оборудовании при разработке и эксплуатации месторождений углеводородов.

Изобретение относится к конструктивным составляющим, используемым для бурения и разработки углеводородных скважин. .

Изобретение относится к высокопрочным композициям, которые могут использоваться при изготовлении изделий из армированных пластиков, имеющих поверхности, подвергающиеся при эксплуатации интенсивному износу, например, при изготовлении формованных резьбовых соединений стеклопластиковых труб.

Изобретение относится к резьбовым соединениям. .

Группа изобретений относится к резьбовым соединениям труб. Соединение содержит охватываемый и охватывающий элементы, на концах которых на наружной и внутренней поверхностях, соответственно, выполнены упорные трапецеидальные резьбы с конусностью 1:16, углом наклона опорной грани профиля витка 2-4° к нормали осевой линии резьбы и углом наклона закладной грани профиля витка 9-11° к нормали осевой линии резьбы.

Изобретение относится к поворотному устройству для установки на скважине для подводной добычи нефти или газа, приспособленному для соединения с добывающим судном на поверхности моря, содержащему главное поворотное устройство или поворотное устройство для прохождения текучей среды, имеющее по меньшей мере два канала для текучей среды, и вспомогательное поворотное устройство для электрических/гидравлических соединений, служащее для передачи сигналов и энергии.

Изобретение относится к устройству для подводной скважины для добычи нефти или газа в открытом море, которое содержит устье скважины, фонтанную арматуру, установленную на устье скважины, и по меньшей мере одну восходящую трубу для соединения с добывающим судном на поверхности моря.

Изобретение относится к подводному модулю или станции для добычи нефти или газа в открытом море, который содержит по меньшей мере два устья скважины с относящимися к ним фонтанными арматурами и манифольд на фундаметной раме (опорной плите).

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано в других отраслях народного хозяйства. .

Сквозной соединитель (100) простирается частично или полностью через отверстие в стенке (202) подводного контейнера (200). Соединитель содержит проводящий стержень (102), имеющий коническую часть (104) с наружным диаметром, увеличивающимся в продольном направлении(108), а также электрический изолятор (136), имеющий коническую часть (138) с внутренней поверхностью (140), обращенной к конической части (104) стержня, и с наружной поверхностью (142), противоположной внутренней поверхности (140), обращенной к конической части (104) стержня. Наружный диаметр (144) поверхности (142) конической части (138) изолятора увеличивается в продольном направлении (108), которое проходит от внутреннего пространства (204) контейнера к наружному пространству (206). Технический результат - повышение герметичности соединения и предотвращение разрушения соединителя вследствие больших перепадов давлений между наружным пространством и внутренним пространством контейнера. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к горному делу, а именно к клапанным устройствам. Техническим результатом является предотвращение нежелательного загрязнения окружающей среды во время соединения и отсоединения быстроразъемного ниппеля и соединительного блока. Узел клапана содержит неподвижную часть (2; 6) и втулку (3; 7). Втулка (3; 7) сконструирована с возможностью поворота отверстия (33; 72) до совмещения его с каналом, с тем чтобы обеспечить прохождение жидкости через канал и отверстие (33; 72), когда втулка (3; 7) находится в открытой позиции. Втулка (3; 7) сконструирована с возможностью поворота отверстия (33; 72) от канала, с тем чтобы не пропускать жидкость через канал, когда втулка (3; 7) находится в закрытой позиции. Неподвижная часть (2; 6) и втулка (3; 7) образуют кольцевое пространство между неподвижной частью и втулкой (3; 7). Кольцевое пространство ограничено в осевом направлении двумя уплотнительными элементами в осевых направлениях втулки (3; 7) и неподвижной части (2; 6). Один из двух уплотнительных элементов расположен на одной стороне канала, а второй из двух уплотнительных элементов расположен на противоположной стороне канала. Кольцевое пространство имеет жидкостную связь с каналом неподвижной части (2; 6). 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 15 ил.

Настоящее изобретение относится к способу и защитному устройству для защиты по меньшей мере одного барьера (5) скважины от чрезмерных изгибающих моментов от райзера (2). Защитное устройство согласно настоящему изобретению выполнено с возможностью определения критических изгибающих нагрузок в или между барьером (5) скважины и/или райзером (2) и может содержать средство определения изменений кривизны между несущей нагрузку трубой райзера (2) и ненагруженным жестким корпусом (18), прикрепленным к трубе райзера (2) или вблизи трубы, средство, выполненное с возможностью измерения относительного расстояния (d) между несущей нагрузку трубой райзера (2) и ненагруженным жестким корпусом (18), и средство запуска отсоединения разъемного соединителя (6) райзера, когда расстояние (d) между несущей нагрузку трубой райзера (2) и ненагруженным жестким корпусом (18) достигает значения заданного критического расстояния (dc). 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 13 ил.

Настоящее изобретение относится к защитному устройству для аварийного соединения райзера или шланга. Техническим результатом является повышение безопасности за счет обеспечения защиты целостности барьера скважины или другой критической стыкующейся конструкции путем оперативного обнаружения и реагирования на возникновение аварии. Предложено устройство безопасности для защиты целостности барьера скважины или другой стыкующейся конструкции на конце колонны райзера или шланга, содержащее высвобождающееся соединение в колонне райзера или шланга. Причем высвобождающееся соединение выполнено с возможностью высвобождения или отсоединения при возникновении заданных условий для защиты барьера скважины или другой стыкующейся конструкции. При этом устройство безопасности содержит: по меньшей мере, один датчик для мониторинга растягивающих нагрузок, изгибающих нагрузок, нагрузок от внутреннего давления и температуры. Причем указанный датчик может устанавливаться на участок райзера или шланга и выполнен с возможностью сбора данных измерений, относящихся к растягивающей нагрузке, изгибающей нагрузке, нагрузке от внутреннего давления и температуры. Кроме того, устройство содержит электронный блок сбора и обработки данных, выполненный с возможностью приема и интерпретирования данных измерений, по меньшей мере, с одного датчика, и электронный, гидравлический или механический исполнительный механизм или переключатель, выполненный с возможностью приема сигнала с электронного блока сбора и обработки данных и инициирования высвобождения или отсоединения высвобождающегося соединения. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к устьевому оборудованию, в частности к средствам для аварийного отсоединения между компонентами, связанными с подводной скважиной. Техническим результатом является обеспечение надежного соединения при действии изменяющейся нагрузки за счет предотвращения возникновения люфта между компонентами. Предложен соединитель (100), содержащий фиксаторы (107), распределенные по периферийной части соединителя (100) на его соединительной стороне. При этом указанные фиксаторы (107) проходят, по существу, в осевом направлении и выполнены с возможностью вхождения в зацепление с соединителем (100) своим первым концом и вхождения в зацепление с соединительной деталью (201) противоположным фиксирующим концом, снабженным фиксирующим профилем (109). Причем, по существу, радиальное фиксирующее перемещение фиксирующего конца обеспечивается осевым перемещением исполнительной муфты (113), скользящей относительно исполнительной поверхности (107b) фиксатора (107), а фиксаторы (107) выполнены с возможностью поворота, по существу, в радиальном направлении вокруг участка зацепления с соединителем (100) для входа и выхода из фиксирующего положения. Кроме того, соединитель (100) дополнительно содержит направляющие пластины (111), расположенные между фиксаторами (107) в области их фиксирующих концов и имеющие защитные грани (111a), проходящие внутрь в радиальном направлении дальше, чем фиксирующий профиль (109) фиксаторов (107), когда последние находятся в повернутом наружу положении. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх