Способ прокладки подземного трубопровода при пересечении активной сейсмотектонической зоны

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при подземной прокладке трубопроводов при пересечении трубопроводами активных сейсмотектонических зон. Сначала определяют границы сейсмотектонической зоны и отрывают траншею с пологими откосами, ось которой в плане соответствует оси трубопровода. Затем на выровненные дно и откосы траншеи укладывают водонепроницаемую оболочку, выполненную из эластичного материала, на которую отсыпают подушку из песчаного наполнителя, после чего на подушку укладывают трубопровод, траншею засыпают песчаным наполнителем до высоты над трубопроводом не менее 0,5 наружного диаметра трубопровода. Верхние края оболочки соединяют с образованием вокруг песчаного наполнителя замкнутой оболочки и через водонепроницаемые перемычки, которые герметично соединяют с трубопроводом и оболочкой, производят вывод трубопровода из песчаного наполнителя за границы сейсмотектонической зоны. При этом в нижней части песчаного наполнителя располагают дренажную трубу, которую гидравлически сообщают с аварийной емкостью, а трубопровод снабжают датчиком давления в поровом пространстве песчаного наполнителя и двумя запорными устройствами, которые располагают на трубопроводе по одному за каждой границей сейсмоактивной зоны. Между границами сейсмотектонической зоны трубопровод снаружи может быть снабжен слоем заданной толщины из вспененного материала с герметически закрытыми порами. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности трубопровода, оперативное получение информации об утечке продукта из трубопровода в пределах сейсмотектонической зоны и предотвращение растекания продукта по прилегающим грунтовым участкам. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при подземной прокладке трубопроводов, транспортирующих преимущественно нефть и нефтепродукты, при пересечении трубопроводами активных сейсмотектонических зон.

Согласно п.5.37 действующих на данный момент в России Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85* «на участках пересечения трассой трубопровода активных тектонических разломов необходимо применять надземную прокладку». Полагается, что трубопровод, установленный на опорах и выполненный в виде П-образного компенсатора, обеспечит безопасную эксплуатацию при активации тектонического разлома. Размеры такого компенсатора могут быть очень большими, что приведет к значительному увеличению работ. При этом эксплуатационная надежность такого наземного трубопровода не велика, а в случае разрыва нефтепровода произойдет в большом количестве разлив нефти, что приведет к существенным экономическим и экологическим издержкам.

Общеизвестен способ сооружения подземного трубопровода, согласно которому сначала отрывают траншею, ось которой в плане соответствует оси трубопровода, а затем укладывают в траншею трубопровод и засыпают траншею грунтом. При пересечении таким трубопроводом активной сейсмотектонической зоны сейсмические сотрясения производят опасные воздействия на трубопровод как в его поперечном, так и продольном направлении.

Для технической защиты таких трубопроводов от сейсмических сотрясений предложен ряд конструктивных решений и технологических приемов. При этом особое внимание уделяют обеспечению относительно свободного перемещения и деформирования трубопровода при одновременном гашении колебаний трубопровода при различных, в том числе и при сейсмических, воздействиях окружающей среды (SU 1682709, 07.10.1991; SU 1827494, 15.07.1993; SU 1828839, 23.07.1993; RU 2197667, 27.01.2003; RU 2220357, 10.09.2003; RU 2262631, 20.02.2005; RU 2264577, 20.11.2005, RU 2363874; 10.08.2009; RU 2363875, 10.08.2009; RU 2363876, 10.08.2009; RU 2365802, 27.08.2009).

Недостатком известных способов является использование сложных и материалоемких конструкций, что обуславливает неоправданные расходы при прокладке трубопроводов. Дополнительно в случае разрыва трубопровода с неизбежностью произойдет разлив продукта по прилегающим грунтовым участкам.

Известен способ прокладки подземного трубопровода в зонах с повышенной сейсмичностью (RU 2250409, 20.04.2005). В этом известном решении трубопровод укладывают в траншею и засыпают грунтом с предварительным нанесением на трубопровод оберток, которые выполняют из «скального листа» с образованием канала. Между наружной поверхностью трубопровода и внутренней поверхностью канала создают расчетной величины зазор. «Скальный лист» выполняют из пористого материала, а на участках поворота трассы трубопровода траншею отрывают с пологими откосами.

Трубопровод, выполненный этим способом, недостаточно надежен при эксплуатации в сейсмотектонической зоне из-за необеспеченности предотвращения растекания продукта по прилегающим грунтовым участкам в случае вытекания продукта из трубопровода.

Известен способ прокладки подземного трубопровода для местности с активными сейсмотектоническими зонами (RU 2241889, 10.12.2004), который является наиболее близким к заявляемому решению. Способ заключается в том, что сначала отрывают траншею с пологими откосами и глубиной 2,5-4,0 наружного диаметра трубопровода, при этом ось траншеи в плане соответствует оси трубопровода. Затем на дно траншеи отсыпают подушку из песчаного наполнителя высотой не менее 0,5 наружного диаметра трубопровода и укладывают на подушку трубопровод. После этого траншею засыпают песчаным наполнителем, в качестве которого используют промытый речной песок средней крупности или крупный, не содержащий пылеватые или глинистые фракции или крупнообломочную примесь. Песчаный наполнитель, как вариант, вместе с трубопроводом заключают в водонепроницаемую оболочку.

Трубопровод, выполненный этим способом, недостаточно надежен при эксплуатации в сейсмотектонической зоне из-за необеспеченности оперативного получения информации в случае утечки продукта из трубопровода в пределах сейсмотектонической зоны и сложности работ при предотвращении растекания продукта по прилегающим грунтовым участкам в случае вытекания продукта из трубопровода. При вытекании продукта из трубопровода под давлением поры песчаного наполнителя заполняются продуктом, а внутри водонепроницаемой оболочки повышается давление. После чего оболочка напрягается, грунт над оболочкой вспучивает и при не своевременном отключении аварийного участка трубопровода происходит разрушение оболочки и растекание продукта по прилегающим грунтовым участкам с неизбежным загрязнением грунтов. Дополнительно в способе не обеспечена боковая герметичность оболочки.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение эксплуатационной надежности трубопровода при его прокладке через активную сейсмотектоническую зону с разломом. Технический же результат от использования изобретения заключается в оперативном получении информации об утечке продукта из трубопровода в пределах сейсмотектонической зоны и в предотвращении растекания продукта по прилегающим грунтовым участкам.

Задача решается, а технический результат достигается тем, что в способе прокладки подземного трубопровода при пересечении активной сейсмотектонической зоны, сначала определяют границы сейсмотектонической зоны и отрывают траншею с пологими откосами, ось которой в плане соответствует оси трубопровода. Затем на выровненные дно и откосы траншеи укладывают водонепроницаемую оболочку, выполненную из эластичного материала, на которую отсыпают подушку из песчаного наполнителя, после чего на подушку укладывают трубопровод, траншею засыпают песчаным наполнителем до высоты над трубопроводом не менее 0,5 наружного диаметра трубопровода. Верхние края оболочки соединяют с образованием вокруг песчаного наполнителя замкнутой оболочки и через водонепроницаемые перемычки, которые герметично соединяют с трубопроводом и оболочкой, производят вывод трубопровода из песчаного наполнителя за границы сейсмотектонической зоны. В нижней части песчаного наполнителя располагают дренажную трубу, которую гидравлически сообщают с аварийной емкостью, а трубопровод снабжают датчиком давления в поровом пространстве песчаного наполнителя и двумя запорными устройствами, которые располагают на трубопроводе по одному за каждой границей сейсмотектонической зоны.

Дополнительно:

- оболочку выполняют толщиной не менее 2,0 мм;

- трубопровод между границами сейсмотектонической зоны снаружи снабжают слоем заданной толщины из вспененного материала с герметически закрытыми порами, при этом слой выполняют преимущественно из ячеистой пластмассы;

- водонепроницаемую перемычку выполняют из рулонного полиэтилена в виде манжеты на трубопроводе или из связного грунта в виде стенки, при этом в пределах стенки оболочку снабжают слабо растяжимой каймой или бандажом;

- запорное устройство располагают в колодце непосредственно у границы сейсмотектонической зоны.

Именно выполнение оболочки из эластичного (по меньшей мере, полуэластичного), материала обеспечивает ее растяжимость, что увеличивает объем емкости, создаваемой оболочкой, при повышении в емкости давления в случае вытекания продукта из трубопровода. Одновременно с этим выполненные по указанным правилам датчик давления, запорные устройства, дренажная труба и аварийная емкость обеспечивают достижение ранее указанного технического результата:

оперативное получение информации об утечке продукта из трубопровода в пределах сейсмотектонической зоны и в предотвращении растекания продукта по прилегающим грунтовым участкам.

Способ поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображен участок проложенного подземного трубопровода при пересечении сейсмотектонической зоны, план; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1.

Пример. Подземный трубопровод 1 предназначен для транспортировки нефти и нефтепродуктов (т.е. нефтепровод) пересекает активную сейсмотектоническую зону 2, границы 3 и 4 которой определены изысканиями и которая имеет ширину L - длина участка трубопровода в условиях этой зоны 2.

Прокладку трубопровода 1 с наружным диаметром D производят следующим образом.

В границах 3 и 4 отрывают траншею 5 с пологими откосами 6, глубиной Н и шириной понизу В, поверху С. Ось 7 траншеи 5 в плане соответствует оси 8 трубопровода 1. На выровненные дно 9 и откосы 6 траншеи 5 укладывают эластичную водонепроницаемую оболочку 10, выполненную из рулонного материала, на которую отсыпают подушку 11 из песчаного наполнителя 12, после чего на подушку 11 укладывают трубопровод 1. Траншею 5 засыпают песчаным наполнителем 12 до высоты над трубопроводом 1 не менее 0,5 наружного диаметра трубопровода 1. Верхние края оболочки 10 соединяют с образованием замкнутой вокруг песчаного наполнителя 12 оболочки 10 и через водонепроницаемые перемычки 13 производят вывод трубопровода 1 из песчаного наполнителя 12 за границы 3 и 4 сейсмотектонической зоны 2, после чего траншею 5 засыпают местным грунтом 14 на всю ее высоту Н.

Оболочку 10 выполняют из рулонного полиэтилена (пленки) толщиной преимущественно не менее 2,0 мм. Такой материал эластичен и с учетом места его применения и назначения в строительстве обычно называют геомембраной. Перемычки 13 герметично соединяют с трубопроводом 1 и оболочкой 10, а выполняют их из рулонного полиэтилена (геомембраны) в виде манжеты на трубопроводе 1 или из связного грунта в виде стенки 15. В последнем случае оболочку 10 в пределах стенки 15 снабжают слабо растяжимой каймой или бандажом 16 из кордной ткани (фиг.3).

В нижней части песчаного наполнителя 12 располагают дренажную трубу 17, которую посредством отводящей трубы 18 с задвижкой 19 гидравлически сообщают с аварийной емкостью 20. Трубопровод 1 снабжают датчиком давления в поровом пространстве песчаного наполнителе (не показан) и двумя запорными устройствами 21, которые располагают на трубопроводе 1 по одному в колодцах 22 за границей 3 и 4 сейсмотектонической зоны 2, причем в непосредственной близости от границ 3 и 4. Датчик давления может быть выполнен, например, в виде манометра, расположенного на отводящей трубе 18 перед задвижкой 19.

Трубопровод 1 между границами 3 и 4 сейсмотектонической зоны 2 снаружи снабжают слоем 23 заданной толщины из вспененного материала с герметически закрытыми порами. Этот слой 23 выполняют преимущественно из ячеистой пластмассы (пенополистирол, пеннополиуретан).

Вдоль трубопровода 1 выполнена дорожная насыпь 24, на присыпках которой расположены опоры 25 линии электропередачи.

Конструкция аварийной емкости 20 зависит от местных условий и может иметь вид открытой грунтовой емкости, экранированной геомембраной, или закрытого резервуара.

Особенность работы подземного трубопровода, сооруженного в соответствии с настоящим изобретением и применительно описанного примера осуществления, заключается в следующем.

1.В случае активации разлома в зоне 2 может произойти повреждение трубопровода 1 и последующее вытекание из него нефти во вмещающий его песчаный наполнитель 12. В результате этого в порах песчаного наполнителя 12 непрерывно будет происходить повышение давления, а оболочка 10 будет растягиваться, что приведет к увеличению вместимости нефти в замкнутой оболочке и вспучиванию грунта 14 над трубопроводом 1 (на фиг.2 вспучивание грунта изображено пунктиром). Последнее обстоятельство позволяет прямым наблюдением за поверхностью грунта оценить интенсивность вытекания нефти, а растягивание оболочки 10 в сочетании с пологими откосами 6 траншеи 5 обеспечит время, необходимое для предотвращения дальнейшего развития аварии.

2. Датчик давления незамедлительно подаст сигнал о начале вытекания нефти из трубопровода 1. В этом случае посредством закрытия двух запорных устройств 20 аварийный участок трубопровода 1 отключают, а нефть из него и песчаной засыпки 12 сливают в аварийную емкость 20, чем и предотвращается растекание нефти по грунтовым участкам, а также создаются благоприятные условия для проведения на трубопроводе 1 ремонтных работ.

3. Высоко деформативные свойства слоя 23 из ячеистой пластмассы обеспечивают относительно свободное перемещение и деформирование трубопровода 1 с одновременным гашением колебаний трубопровода 1 при сейсмических сотрясениях, производящих воздействие, как в поперечном, так и в продольном направлении, а также и при других воздействиях окружающей среды.

Это обстоятельство обеспечивает достижение дополнительного, ранее не указанного технического результата: универсальность защиты трубопровода от сосредоточенных деформаций вмещающих пород независимо ни от природы деформации, ни от направления, при этом расширяется арсенал технических средств, повышающих надежность подземного трубопровода. Более того, высоко эластичный слой 23 ячеистого материала препятствует свободному перетеканию через повреждение нефти из трубопровода 1 в песчаный наполнитель 12. Это обстоятельство увеличивает время на отключение аварийного участка и может частично или полностью предотвратить заполнение нефтью пор песчаного наполнителя 12, что также повысит надежность трубопровода 1 и упростить проведение ремонтных работ.

Обозначения

1 - подземный трубопровод (далее: трубопровод)

2 - активная сейсмотектоническая зона (сейсмотектоническая зона)

3 и 4 - границы (сейсмотектонической зоны)

5 - траншея

6 - откос (траншеи)

7 - ось (траншеи)

8 - ось (трубопровода)

9 - дно (траншеи)

10 - оболочка

11 - подушка

12 - песчаный наполнитель

13 - перемычка

14 - местный грунт

15 - стенка

16 - бандаж

17 - дренажная труба

18 - отводящая труба

19 - задвижка

20 - аварийная емкость

21 - запорное устройство

22 - колодец

23 - слой ячеистого материала

24 - дорожная насыпь

25 - опоры линии электропередачи

L - длина участка трубопровода в условиях сейсмотектонической зоны

D - Наружный диаметр трубопровода

Н - глубина траншеи

В - ширина траншеи понизу

С - ширина траншеи поверху

1. Способ прокладки подземного трубопровода при пересечении активной сейсмотектонической зоны, характеризующийся тем, что сначала определяют границы сейсмотектонической зоны и отрывают траншею с пологими откосами, ось которой в плане соответствует оси трубопровода, затем на выровненные дно и откосы траншеи укладывают водонепроницаемую оболочку, выполненную из эластичного материала, на которую отсыпают подушку из песчаного наполнителя, после чего на подушку укладывают трубопровод, траншею засыпают песчаным наполнителем до высоты над трубопроводом не менее 0,5 наружного диаметра трубопровода, верхние края оболочки соединяют с образованием вокруг песчаного наполнителя замкнутой оболочки и через водонепроницаемые перемычки, которые герметично соединяют с трубопроводом и оболочкой, производят вывод трубопровода из песчаного наполнителя за границы сейсмотектонической зоны, при этом в нижней части песчаного наполнителя располагают дренажную трубу, которую гидравлически сообщают с аварийной емкостью, а трубопровод снабжают датчиком давления в поровом пространстве песчаного наполнителя и двумя запорными устройствами, которые располагают на трубопроводе по одному за каждой границей сейсмотектонической зоны.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что оболочку выполняют из рулонного полиэтилена толщиной не менее 2,0 мм.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что трубопровод между границами сейсмотектонической зоны снаружи снабжают слоем заданной толщины из вспененного материала с герметически закрытыми порами.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что водонепроницаемую перемычку выполняют из рулонного полиэтилена в виде манжеты на трубопроводе.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что водонепроницаемую перемычку выполняют из связного грунта в виде стенки.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что запорное устройство располагают в колодце непосредственно у границы сейсмотектонической зоны.

7. Способ по п.3, отличающийся тем, что слой выполняют из ячеистой пластмассы.

8. Способ по п.5, отличающийся тем, что в пределах стенки оболочку снабжают слабо растяжимой каймой или бандажом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства подводных трубопроводов. Трубопровод монтируют на палубе судна-трубоукладчика и укладывают на дно водоема.

Изобретение относится к области ремонта и эксплуатации трубопроводов и касается методов снижения напряжений деформированных участков трубопровода. Участок трубопровода, деформированный изгибом, ремонтируют путем вскрытия траншеи на длину участка локальной потери устойчивости и восстановления несущей способности трубопровода, снижения напряжений на дефектном участке.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при замене старых трубопроводов без вскрытия грунта. Способ включает протягивание через старую трубу посредством тянущего троса оголовка, состоящего из конического наконечника и цилиндрического тела.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Способ включает вскрытие трубопровода с одной стороны траншеи ниже проектной глубины с созданием выемки.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Трубопровод формируют бесшовно и непрерывно в шнековом экструдере, размещенном на базовом судне.

Изобретение относится к устройствам для бестраншейной замены трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций. Устройство содержит труборазрушающий рабочий орган с двумя дисковыми ножами, расширитель для увеличения диаметра скважины, приспособление для крепления нового пластмассового трубопровода и тяговый элемент в виде троса с установленными на нем элементами.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к эксплуатации нефтепроводов, и предназначено для герметизации технологических трубопроводов с целью предупреждения возникновения опасных концентраций паров нефти.

Изобретение относится к устройствам, применяемым при строительстве подводных трубопроводов, и может быть использовано для соединения конца первого трубопровода (22) с раструбным концом трубы (3), поддерживаемой подводной конструкцией (1).

Изобретение относится к ремонту линейной части магистральных трубопроводов, в частности к ремонту надземных (балочных) переходов, пересекающих временные (постоянные) водотоки переводом их в подземный вариант.

Изобретение относится к способу сооружения длинного трубопровода. Передвижное устройство размещают в первой позиции на пути пролегания сооружаемого трубопровода и изготавливают отдельный отрезок трубопровода в направлении сооружаемого трубопровода.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к морским судам для укладки стальных бетонированных и необетонированных труб большого диаметра (до 1400 мм) и значительной толщины (до 27 мм), гибких металлопластиковых труб диаметром до 200 мм, шлангов, кабелей, шлангокабелей, хранящихся на карусели, S- и J-методами, а также подводных манифольдов, Т-соединений и концевых завершений трубопроводов J-методом. Система спуска S-методом обеспечивает возможность укладки труб и гибких элементов, для чего горизонтальная часть ее спусковой дорожки выполнена простирающейся от носовой оконечности судна до вертикальной линии пересечения верхней палубы с кормовой поперечной переборкой трюма и включает в себя вспомогательную технологическую линию для составления плетей из 2-х или 3-х труб и первую основную технологическую линию для сборки первого стального трубопровода, а криволинейная часть спусковой дорожки имеет радиус не менее 0,7 наибольшей длины судна и состоит из открытого слипа, туннеля, закрытого по бортам и сверху, и носовой секции стингера, вращающейся вокруг поперечной оси, расположенной на глубине не менее 0,75 осадки судна по грузовую ватерлинию на расстоянии от кормы не менее 0,15 наибольшей длины судна. Коэффициент полноты шпангоута в районе упомянутой поперечной оси составляет не более 0,45. Система спуска J-методом труб, гибких элементов и подводных конструкций включает подъемник двухтрубных плетей, вышку, шахту и хомут для удержания. В раздвоенной корме расположены связанные со спусковой дорожкой машинное и котельное отделения с люками для погрузки и выгрузки оборудования, кормовая рубка с жилыми и служебными помещениями, взлетно-посадочной площадкой, ангаром для вертолета и беспилотного летательного аппарата и съемными модулями оборудования для хранения, спуска и подъема подводного телеуправляемого аппарата, водолазного комплекса и гипербарической сварки. Система позиционирования включает носовое и кормовое устройства якорной системы позиционирования и систему динамического позиционирования. Судно оснащено понтонами и грузовыми кранами для проведения швартовных и грузовых операций во льдах. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности эксплуатации судна. 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Заявлена группа изобретений: зажимное устройство для укладочной башни, укладывающее устройство и способ укладки непрерывного, удлиненного элемента в водоеме посредством укладочного судна. Зажимное устройство (9, 10) содержит опорную раму (12, 14) и, по меньшей мере, два зажимных элемента (13), расположенных последовательно для одновременного захвата и освобождения непрерывного удлиненного элемента (2). Каждый из зажимных элементов (13) имеет, по меньшей мере, два находящихся напротив друг друга зажимных приспособления (15) и саморегулирующиеся механизмы (19), каждый из которых расположен между соответствующим зажимным приспособлением (15) и опорной рамой (12, 14). Укладывающее устройство содержит укладочную башню (4), первое (9) и второе (10) зажимные устройства, соединенные с укладочной башней. Способ укладки заключается в зажиме непрерывного удлиненного элемента (2) посредством зажимного устройства (9) и зажимного устройства (10), которое подвижно установлено относительно укладочной башни (4), и выполнении управляющего корректирующего движения в направлении, параллельном оси (А), зажимного устройства (10) относительно зажимного устройства (9) при одновременном захвате непрерывного удлиненного элемента (2) зажимными устройствами (9, 10). Обеспечивается возможность удерживать удлиненные элементы без проскальзывания. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при установке балластирующих конструкций на трубопровод, проложенный на обводненных территориях. В предложенном способе на трубопровод устанавливают утяжелитель в виде П-образного короба, содержащего взаимодействующую с трубопроводом седловидную часть, лобовые и боковые стенки, в нижней части сопряженные с донными участками короба. Затем осуществляют засыпку в короб балласта по меньшей мере двух типов. При этом в нижнюю часть короба засыпают балласт с более высоким удельным весом. Технический результат: понижение центра тяжести утяжелителя, повышение устойчивости и надежности утяжелителя при его заполнении балластом, снижение затрат на балластировку. 1 ил.

Изобретение относится к способам прокладки трубопроводов под естественными и искусственными препятствиями, в том числе под водными преградами. Способ включает сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку ярусами защитных кожухов из полимерных или стальных труб, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов. В тоннеле формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов. На опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов. С вагона-площадки с помощью крана-манипулятора осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса. Затем монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса. После этого проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве оставшихся защитных кожухов из труб с прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов. Пространство тоннеля между защитными кожухами заполняют песчаной пульпой. В результате достигается упрощение процесса укладки трубопроводов. 1 ил.

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли, в частности к технике ремонта гибкой насосно-компрессорной трубы, и может быть использовано для ликвидации трещин, свищей, разрывов и других видов дефектов гибкой насосно-компрессорной трубы (ГНКТ), в которой проложен геофизический кабель, на базах подготовки производства (ремонта) без нарушения целостности и изоляции самого кабеля. Суть изобретения заключается в том, что ГНКТ вместе с геофизическим кабелем наматывается на транспортный барабан, доставляется на ремонтную базу, разматывается, участок трубы, имеющий дефекты, вырезается на специальном сварочном стенде-кондукторе и удаляется, а на его место ставится ремкомплект - часть ГНКТ и производится сварка ремкомплекта с торцами вырезанного участка ГНКТ. Затем из ГНКТ вымывают кабель, вырезают ремкомплект, стыкуют концы вырезанного участка ГНКТ и сваривают их, а затем в ГНКТ, намотанную на транспортный барабан, замывают (пропускают через ГНКТ) извлеченный ранее геофизический кабель. На этом процесс ремонта заканчивается и транспортный барабан с гибкой насосно-компрессорной трубой, внутри которой находится геофизический кабель, направляется к скважине. 8 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при сооружении трубопроводов на переходах через водные преграды. В предложенном способе подводный трубопровод закрепляют перемычками протяженностью l и расстоянием между ними L, значения которых получают расчетным путем. Затем производят засыпку трубопровода между полученными перемычками. После этого засыпают оставшиеся участки трубопровода. В качестве перемычек на трубопровод могут быть временно установлены железобетонные или металлические пригрузы на расстоянии k между ними, значение которого определяется расчетным путем. Технический результат: рационализация засыпки, при которой снижается возможность выхода трубопровода из проектного положения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способу ремонта трубопроводов и может быть использовано для ремонта поврежденных участков нефтепроводов без остановки перекачки продукта. Способ включает установку на поврежденном участке трубопровода цилиндрической муфты, имеющей по меньшей мере один входной и по меньшей мере один выходной патрубки, с образованием кольцевого зазора между внутренней поверхностью муфты и внешней поверхностью трубопровода, герметизацию торцов муфты на трубопроводе и подачу в упомянутый кольцевой зазор через входной патрубок муфты композитного материала до появления композитного материала в выходном патрубке муфты. При этом перед установкой муфты ее внутреннюю поверхность, а также поверхность поврежденного участка трубопровода подвергают дробеструйной обработке. Муфту устанавливают с образованием кольцевого зазора величиной 6-40 мм. Дробеструйную обработку осуществляют абразивным материалом, имеющим размер частиц 0,5-2,5 мм, при давлении воздуха 0,6-0,8 МПа и расстоянии от выходного отверстия сопла дробеструйной установки до обрабатываемой поверхности 200-300 мм. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности отремонтированного участка трубопровода, повышение экономичности способа. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к способам замены дефектного участка трубопровода, и может быть использовано при ремонте нефтепроводов. Согласно способу осуществляют установку на трубопровод шунтирующих перемычек, соединяющих невырезаемые части трубопровода между собой, а также с вырезаемым дефектным участком. По концам вырезаемого дефектного участка трубопровода монтируют машины для безогневой резки труб, имеющие заземление. Вырезаемый дефектный участок трубопровода фиксируют посредством грузоподъемного устройства. Затем осуществляют резание трубопровода одновременно с двух концов дефектного участка машинами для резки при скорости вращения режущих инструментов не более 60 об/мин и при радиальном перемещении режущих инструментов со скоростью не более 30 мм/мин. В процессе резания трубопровода в формируемые надрезы вбивают клинья из искробезопасного материала через каждые 250-300 мм. После чего вырезанный участок трубопровода демонтируют посредством грузоподъемного устройства и на вырезанный участок трубопровода устанавливают заготовку трубы и соединяют ее концы с концами трубопровода посредством сварки. Технический результат: упрощение способа, повышение его эффективности и безопасности, повышение надежности формируемого ремонтного узла. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к горной и строительной технике и может быть использовано при бестраншейной прокладке подземных коммуникаций. Способ заключается в погружении трубы в грунт, формировании грунтового керна в забойной части погружаемой трубы, его транспортировке по грунтопроводу порциями давлением воздуха, поступающего по затрубному пространству, отсечении порций грунтового керна и образовании камеры перед порцией грунтового керна путем смещения грунтопровода по оси погружения. В качестве грунтопровода используют погружаемую трубу, которую смещают по оси погружения статической силой. Транспортировку порций грунтового керна осуществляют путем создания вакуума на наружном конце погружаемой трубы. Технический результат: уменьшение энергоемкости процесса погружения трубы за счет снижения лобового сопротивления погружаемой трубы, повышение надежности отрыва и удаления порций грунтового керна из погружаемой трубы за счет смещения ее по оси скважины от забоя и уменьшение затрат за счет применения вакуума вместо избыточного давления. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Предлагается система и способ прокладки сетей каналов и/или трубопроводов с использованием трубной базы (1), опорных роликовых направляющих элементов (2), предварительно установленных по трассе (4) проектируемой сети каналов/трубопровода. Число элементов (2) зависит от протяженности и характеристик трассы (4), а на упомянутой трубной базе (1) находится станция (3) сварки, осмотра и доводки труб для формирования системы каналов/трубопровода, а элементы (2) имеют опорное основание (10) и каток (2). Технический результат - сокращение времени на сборку трубопровода. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 33 ил.
Наверх