Способ испытаний электронных плат на механические воздействия

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для проведения испытаний на устойчивость электронных плат (ЭП) и их компонентов к механическим воздействиям, например, в космической промышленности. Сущность: осуществляют закрепление платы в оснастке, приложение к ней локальной нагрузки перпендикулярно поверхности платы с последующей проверкой работоспособности и определением максимального перемещения (прогиба) платы. Точки приложения нагрузки и точку с максимальным перемещением определяют расчетным путем по огибающим максимальных значений перемещений из результатов испытаний предварительно разработанной конечно-элементной модели прибора с платой на всех этапах штатной эксплуатации, а величину нагрузки в каждой из выбранных точек определяют по формуле. Нагружение выбранных точек проводят последовательно, контролируя перемещения в остальных точках, и при необходимости увеличивают перемещение в последующих точках, определяя максимальное перемещение по формуле. В оснастке для установки платы обеспечивают граничные условия, аналогичные условиям крепления платы в составе прибора. Технический результат: разработка универсального способа испытаний на механические воздействия электронных плат при задаваемой обобщенной нагрузке. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для проведения испытаний на устойчивость электронных плат (ЭП) и их компонентов к механическим воздействиям, например, в космической промышленности.

Способы проведения испытаний на механические воздействия достаточно подробно излагаются в различной литературе. Например, вибрационные и ударные испытания подробно рассмотрены в «Ленк А., Ренитц Ю. Механические испытания приборов и аппаратов. М.: Мир, 1976. Стр.99-125». Испытания на вибрационные и линейные нагрузки рассмотрены в «Испытательная техника. Справочник в 2-х т. / Под ред. Клюева В.В., т.2. М.: Машиностроение, 1982, стр.8, 287-288, 422-425» - аналоги.

Наиболее близким к предлагаемому способу по технической реализации является способ испытания печатных плат монотонным изгибом (Стандарт IEC-PAS 62137-3. Технология электронного монтажа. Методы тестирования надежности паяных соединений. Приложение D/ Технологии в электронной промышленности - 2009, №1, стр.42.) - принятый в качестве прототипа.

Для испытаний электронной платы ее устанавливают на две опоры поверхностью с монтажом вниз и при помощи индентора (наконечника) производят на нее давление сверху до тех пор, пока паяные соединения не будут нарушены; глубину сгиба фиксируют. Оценка прочности соединений производится сравнением глубины сгиба до и после цикла резких смен температуры.

Существующие способы проведения испытаний обладают рядом недостатков.

Испытания же согласно прототипу не учитывают условия эксплуатации и реальное нагружение ЭП в составе приборов (не отслеживаются граничные условия закрепления ЭП, форма и величина деформаций при различного вида механических нагружениях). А также то, что испытания по этому способу возможны только при больших размерах компонентов. Кроме того, зона приложения нагрузки ограничена одной точкой, причем необходимо обеспечение линейной зависимости прикладываемой нагрузки от величины прогиба.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является устранение указанных недостатков, что позволит более качественно проводить испытания ЭП для различной аппаратуры.

Техническим результатом заявленного изобретения является разработка универсального способа испытаний на механические воздействия электронных плат при задаваемой обобщенной нагрузке.

Технический результат достигается тем, что точки приложения нагрузки и точку с максимальным перемещением (прогиб) определяют расчетным путем по огибающим максимальных значений перемещений из результатов испытаний предварительно разработанной конечно-элементной модели прибора с платой на всех этапах штатной эксплуатации, а величину нагрузки в каждой из выбранных точек определяют по формуле:

δ j ( x i , y i ) = G D P i ( x j , y j )

где

δj(xi, yj) - перемещение в j точке под влиянием нагрузки, приложенной в i точке;

Pi(xj, yj) - нагрузка, приложенная в точке i;

G - коэффициент пропорциональности, связывающий перемещение с нагрузкой и цилиндрической жесткостью платы;

D = E h 3 12 ( 1 ν 2 ) - цилиндрическая жесткость платы,

(E - модуль упругости материала печатной платы, h - толщина печатной платы, ν - коэффициент Пуассона материала печатной платы),

а также нагружение выбранных точек проводят последовательно, контролируя перемещения в остальных точках, и при необходимости увеличивают перемещение в последующих точках, определяя максимальное перемещение по формуле

δ max ( x j , y j ) i = 1 N δ i ( x i , y i ) + Δ

где

δmax(xj, yj) - максимальное перемещение в точке j;

i = 1 N δ j ( x i , y i ) - суммарное перемещение в j точке;

N - количество точек приложения нагрузки (N≥1);

j - номер точки с максимальным перемещением;

i - номер текущей точки с перемещением;

Δ - погрешность задания перемещения,

при этом в оснастке для установки платы обеспечивают граничные условия, аналогичные условиям крепления платы в составе прибора, и напряжения, возникающие в плате, не превышают допустимых значений для материала электронной платы и установленных на электронной плате комплектующих элементов, а при проведении приемных испытаний максимальное перемещение определяют по формуле

δ max ( x j , y j ) i = 1 N δ i ( x i , y i ) / η + Δ

где

η - коэффициент запаса прочности материала по перемещению.

Суть заявляемого изобретения может быть пояснена следующим образом.

При изготовлении ЭП необходимо проведение испытаний, подтверждающих способность ЭП выдерживать внешние воздействия при отработке и эксплуатации. Испытания ЭП на все виды воздействий требуют длительного времени, наличия разнообразного дорогостоящего оборудования и, кроме того, ЭП будут повторно проходить этот объем испытаний уже в составе аппаратуры. Поэтому необходим способ, который не задействует сложного оборудования и с помощью которого можно проверить надежность работы разрабатываемой ЭП при эксплуатационных нагрузках. Компьютерное моделирование позволяет испытать ЭП на все виды воздействия и при этом учесть условия ее эксплуатации.

Сначала разрабатывают подробную конечно-элементную модель прибора с рассматриваемой ЭП и проводят анализ прибора на все виды механических нагрузок (расчет проводится на квалификационные уровни). Например, для аппаратуры, применяемой на космических аппаратах, - это квазистатические (линейные), вибрационные (гармоническая и случайная вибрация) и ударные воздействия. По результатам такого моделирования получают поле перемещений, возникающих в ЭП при эксплуатации в составе прибора. Затем строят огибающую максимальных значений перемещений. Реализация этого поля перемещений с соблюдением соответствующих граничных условий закрепления платы в приборе обеспечит при отработочных испытаниях (испытания проводят на расчетные нагрузки, включающие коэффициенты безопасности) создание напряжений, которые не будут превышены при эксплуатации. Расчетным путем далее выбирают точки приложения нагрузки и точку с максимальным перемещением. Затем величину нагрузки в каждой из выбранных точек определяют по формуле:

δ j ( x i , y i ) = G D P i ( x j , y j ) ( 1 )

где

δj(xi, yi) - перемещение в j точке под влиянием нагрузки, приложенной в i точке;

Pi(xj, yj) - нагрузка, приложенная в точке i;

G - коэффициент пропорциональности, связывающий перемещение с усилием и цилиндрической жесткостью платы;

D = E h 3 12 ( 1 ν 2 ) - цилиндрическая жесткость платы,

(E - модуль упругости материала печатной платы, h - толщина печатной платы, ν - коэффициент Пуассона материала печатной платы).

Такой подход (учет перемещений в контролируемой точке от нагрузок, приложенных во всех точках) позволяет получить поле перемещений и контролировать его уже по формуле (2).

δ max ( x j , y j ) i = 1 N δ i ( x i , y i ) + Δ ( 2 )

где

δmax(xj, yj) - максимальное перемещение в точке j;

i = 1 N δ j ( x i , y i ) - суммарное перемещение в j точке;

N - количество точек приложения нагрузки (N≥1);

j - номер точки с максимальным перемещением;

i - номер текущей точки с перемещением;

Δ - погрешность задания перемещения,

при этом в оснастке для установки ЭП обеспечивают граничные условия, аналогичные условиям закрепления ЭП в составе прибора. Это обеспечивает нагружение ЭП в зоне закрепления, как при работе в составе прибора.

Причем нагружение выбранных точек проводят последовательно, контролируя перемещения в остальных точках, и при необходимости увеличивают перемещение в последующих точках, обеспечивая создание поля перемещений с реальными возможностями оборудования без опасения ненужного перегружения ЭП, при этом напряжения, возникающие в плате, не превышают допустимых значений для материала электронной платы и комплектующих элементов.

При проведении приемных испытаний серийной продукции необходимости повышенного нагружения относительно условий эксплуатации ЭП нет, поэтому перемещения (и соответствующие напряжения) создают уменьшенными относительно квалификационных значений на коэффициент безопасности.

Формирование перемещений по формуле (2) делает эту процедуру легкоконтролируемой (контролируются необходимые перемещения при задании нагрузки). Существование такой связи, представленной формулой (1), демонстрирует, например, формула (95) стр.543 «Прочность, устойчивость, колебания. Справочник в трех томах. Т.1. М.: Машиностроение, 1968, - 831 с.».

Сущность изобретения поясняется чертежами:

Фиг.1 - а) конечно-элементная модель блока управления одного из космических аппаратов (ЭП в составе блока показана стрелкой); б) конечно-элементная модель ЭП из этого блока управления;

Фиг.2 - поля перемещений, полученные при расчете блока с ЭП на квазистатические (а), вибрационные (б) и ударные (в) нагрузки [в качестве примера приведены перемещения в центре ЭП: ось Y - протяженность платы по ширине, ось X - величина прогиба поверхности ЭП под нагрузкой];

Фиг.3 - графическое изображение огибающей максимальных перемещений поверхности ЭП при ударной нагрузке (а - без нагрузки, б - под нагрузкой);

Фиг.4 - схема расчета предлагаемого метода: точки 1, 2, 3, 4 с координатами (xi, yi) - это точки локального нагружения, точка 5 с координатами (xj, yj) - точка максимальных перемещений (максимального прогиба).

Пример практической реализации способа

Применение рассмотренной выше технологии демонстрируется следующим образом. Разрабатывается конечно-элементная модель блока управления одного из космических аппаратов, пример блока управления представлен на Фиг.1а. В состав блока входит несколько ЭП. Габариты рассматриваемой ЭП составляют 292×150×30 мм (Фиг.1б). ЭП рассчитывается на квазистатические, вибрационные и ударные нагрузки. Результатами расчета являются поля перемещений поверхности ЭП под нагрузкой (Фиг.2а). Максимальными перемещениями по всей ЭП стали перемещения при ударных воздействиях и составляют 2,36 мм. Точка максимального прогиба имеет следующие координаты (0.135,0.146). Используя формулу (1), определяется необходимая нагрузка для осуществления прогиба данной величины (то есть точка i и j совпадают) Pi=221,2 H, при этом напряжение, возникающее в точке приложения нагрузки, равно σ=P/S=70,45 МПа, где S - площадь поперечного сечения индентора, которым осуществляется нагрузка. Предельные напряжения для материала защитного слоя ЭП σпр=20 МПа. Таким образом, если воздействовать одним индентором на поверхность ЭП в точке максимальных перемещений для создания нужного прогиба, повредиться защитный слой, потому что σ>σпр. Поэтому, чтобы не повредить защитный слой, нагрузка распределяется на n точек, количество которых регулируется величиной нагрузки и свободными от монтажа местами на плате.

Для получения полей перемещений при испытаниях ЭП нагрузка осуществляется в n=3 точках с координатами: 1(0.125,0.136), 2(0.125,0.146), 3(0.130,0.156), 4(0.132,0.130) (Фиг.3). Используя формулы (1) и (2), рассчитываются величины нагрузок, необходимые для прогиба поверхности ЭП, как при ударных нагрузках. Величина прогиба под приложенными нагрузками составила δобщ(xi, yj)=Σδj(xj, yi)=2.358 мм.

Достигаемый эффект составляют простота использования способа и возможность его применения к ЭП с различным монтажом и габаритами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стандарт IEC-PAS 62137-3. Технология электронного монтажа. Методы тестирования надежности паяных соединений. Приложение D / Технологии в электронной промышленности [Текст] - 2008,№7, 2009, №1.

2. Прочность, устойчивость, колебания. Справочник в трех томах. Т.1. М.: Машиностроение, 1968, - 831 с.

3. Ленк А., Ренитц Ю. Механические испытания приборов и аппаратов. М.: Мир, 1976. Стр.99-125.

4. Испытательная техника. Справочник в 2-х т. / Под ред. Клюева В.В., т.2. М.: Машиностроение, 1982, стр.8, 287-288, 422-425.

1. Способ испытания электронных плат на механическое воздействие, включающий закрепление платы в оснастке, приложение к ней локальной нагрузки перпендикулярно поверхности платы с последующей проверкой работоспособности и определением максимального перемещения (прогиба) платы, отличающийся тем, что точки приложения нагрузки и точку с максимальным перемещением определяют расчетным путем по огибающим максимальных значений перемещений из результатов испытаний предварительно разработанной конечно-элементной модели прибора с платой на всех этапах штатной эксплуатации, а величину нагрузки в каждой из выбранных точек определяют по формуле:
δ j ( x i , y i ) = G D P i ( x j , y j ) ,
где
δj(xi,yj) - перемещение в j точке под влиянием нагрузки, приложенной в i точке;
Pi(xj,yj) - нагрузка, приложенная в точке i;
G - коэффициент пропорциональности, связывающий перемещение с нагрузкой и цилиндрической жесткостью платы;
D = E h 3 12 ( 1 ν 2 ) - цилиндрическая жесткость платы,
(E - модуль упругости материала печатной платы, h - толщина печатной платы, ν - коэффициент Пуассона материала печатной платы),
а также нагружение выбранных точек проводят последовательно, контролируя перемещения в остальных точках, и при необходимости увеличивают перемещение в последующих точках, определяя максимальное перемещение по формуле
δ max ( x j , y j ) i = 1 N δ i ( x i , y i ) + Δ ,
где
δmax(xj,yj) - максимальное перемещение в точке j;
i = 1 N δ j ( x i , y i ) - суммарное перемещение в j точке;
N - количество точек приложения нагрузки (N≥1);
j - номер точки с максимальным перемещением;
i - номер текущей точки с перемещением;
Δ - погрешность задания перемещения,
при этом в оснастке для установки платы обеспечивают граничные условия, аналогичные условиям крепления платы в составе прибора.

2. Способ испытаний электронных плат по п.1, отличающийся тем, что при проведении приемных испытаний максимальное перемещение определяют по формуле
δ max ( x j , y j ) i = 1 N δ i ( x i , y i ) / η + Δ ,
где
η - коэффициент запаса прочности материала по перемещению.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам неразрушающего контроля технического состояния конусов и устоев железнодорожных мостов и может быть использовано для контроля и диагностики конусов и устоев мостов.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля, а именно к диагностике и мониторингу состояния конструкции зданий или других инженерно-строительных сооружений в процессе строительства и эксплуатации.

Изобретение относится к технике наземных испытаний элементов летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области красильно-отделочного производства текстильной промышленности, а также может быть использовано в целлюлозно-бумажной, полиграфической, химической и других отраслях, где применяется валковое оборудование.

Изобретение относится к области гидравлики, в частности к сливу жидкостей из емкостей. .

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для прочностных испытаний авиационных конструкций. .

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к средствам испытания авиационной техники. .

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к стендам для прочностных испытаний авиационных конструкций. Стенд содержит маслонасосную станцию, электрогидравлические усилители, гидравлические цилиндры. В маслонасосной станции стенда установлен дополнительно насос высокого давления постоянной производительности небольшой мощности, подключенный к общему напорному коллектору, обеспечивающий пусконаладочные работы отдельно по каждому каналу многоканальной системы нагружения, независимо от общей системы нагружения с основными насосами высокого давления большой мощности. Технический результат заключается в уменьшении энергозатрат и повышении технологичности испытаний при пусконаладочных работах. 1 ил.

Изобретение относится к области прочностных испытаний конструкций летательных аппаратов (ЛА) с тепловым и силовым нагружением. Cтенд теплопрочностных испытаний содержит радиационные нагреватели, дополнительные нагреватели в районе наиболее теплонапряженных и теплоемких мест объекта испытаний (ОИ), снабженные индивидуальными источниками регулируемого напряжения, и систему силового нагружения. Дополнительные нагреватели выполнены в виде контактных нагревателей с резистивными элементами, прижимаемыми электрическими контактами непосредственно к электропроводящей поверхности наиболее теплонапряженных и теплоемких мест ОИ, а один из полюсов электрических контактов соединен общей шиной. Резистивные элементы выполнены в виде двухслойного пакета электропроводящих частиц из высокотемпературных материалов, переходные сопротивления между которыми в основном и определяют общее электрическое сопротивление резистивного элемента. Слой пакета, непосредственно прилегающий к объекту испытаний, обладает большим сопротивлением, а размеры пакета, частиц и степень их сжатия определяются опытным путем. Технический результат заключается в обеспечении необходимой температуры наиболее теплонапряженных и теплоемких мест ОИ, чем обеспечивается большее приближение условий испытаний к натурным. 1 ил.

Изобретение относится к прочностным испытаниям конструкций летательных аппаратов (ЛА). Стенд содержит устройство нагружения объекта испытаний распределенными нагрузками в виде наружных ограничительных обечаек с продольными и поперечными ребрами, образующими ячейки, в которых размещены надувные эластичные мешки, соединенные с датчиками давления и с системой подачи переменного давления газа, по краям ячеек установлены эластичные кромки. Эластичные кромки имеют опорную часть, прикрепленную к ребрам, и лепестковую, прижимаемую к объекту испытаний надувными мешками. Ячейки имеют датчик перемещения на ребре, лючок в ограничительной обечайке и снабжены дополнительным датчиком для измерения давления газа в ячейке. Система подачи переменного давления обеспечивает сброс давления в мешке со скоростью падения давления в противоположной ячейке. Высота опорной части и ширина лепестковой части кромки и ее толщина определяются расчетно-опытным путем. Технический результат: повышение надежности проведения испытаний, обеспечение проведения испытаний с нагружением переменными распределенными нагрузками с более точным воспроизведением условий полета. 1 ил.

Изобретение относится к моделированию и может быть использовано для создания модели поведения конструкций и изделий авиационной техники в условиях неопределенности входных параметров. Техническим результатом является повышение точности испытаний механических и эксплуатационных свойств разрабатываемых и восстановленных узлов и деталей. Способ содержит создание модели поведения конструкций и изделий авиационной техники в условиях неопределенности входных параметров на двух уровнях: макроскопическом - методом конечно-элементного моделирования и микроскопическом - методами квантовой механики и молекулярной динамики, сначала рассматриваются микроскопические образцы, представляющие модель, геометрически подобную стандартным образцам, используемым для механических испытаний, которые виртуально испытываются методами молекулярной динамики, а полученные механические параметры микроскопических образцов используют, как недостающие макроскопические параметры в моделях материалов для конечно-элементного моделирования, причем при переходе от микроскопического к макроскопическому уровню моделирования и обратно используют масштабную инвариантность механических параметров и законов. 4 ил.

Изобретение относится к технике испытаний протяженных объектов с переменной по длине жесткостью. Сущность: объект консольно закрепляют на силовой колонне и с помощью механического кривизномера измеряют кривизну отдельных его участков, средние сечения которых располагаются в заданных расчетных сечениях, при изгибе объекта под действием заданной нагрузки, приложенной к свободному его концу. Кривизну отдельных участков, расположенных в различных сечениях по длине объекта, измеряют путем последовательной перестановки кривизномера от сечения к сечению по реперным шайбам, сначала в исходном деформированном состоянии при изгибе под действием некоторой начальной нагрузки, а затем при изгибе после приложения заданной дополнительной нагрузки. Вычисляют кривизну каждого участка, соответствующую изгибающему моменту от заданной нагрузки, как разность значений кривизны, измеренной кривизномером в двух указанных деформированных состояниях объекта, и определяют изгибную жесткость в расчетном сечении как частное от деления изгибающего момента в среднем сечении участка на измеренную кривизну, умноженное на поправочный коэффициент, который предварительно находят расчетным способом по известным функциям распределения номинальных изгибных жесткостей объекта и изгибающих моментов, задаваемых при испытании, как отношение номинального значения средней кривизны участка к номинальному значению кривизны в среднем его сечении. Технический результат: повышение точности и снижение трудоемкости. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для прочностных испытаний фюзеляжей летательных аппаратов на выносливость циклическим приложением внутреннего избыточного давления, создаваемого сжатым воздухом. В процессе реализации предложенного способа увеличение давления воздуха в фюзеляже и его стабилизацию на горизонтальных участках программ обеспечивают одним и тем же входным регулирующим клапаном, имеющим равнопроцентную расходную характеристику. При этом на восходящем участке программы входной регулирующий клапан открывают на заранее заданную величину, обеспечивающую программный темп увеличения давления в фюзеляже, измеряют давление перед входным клапаном и по величине давления корректируют степень открытия клапана. На горизонтальном участке программы входной клапан прикрывают до заданной величины и управление им ведут по давлению в фюзеляже. Технический результат заключается в повышении точности отработки программ нагружения, сокращении технических средств, необходимых для создания установок такого типа, а также расширение области их применения. 3 ил.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для прочностных испытаний фюзеляжа летательных аппаратов на выносливость циклическим нагружением внутренним давлением сжатого воздуха. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение точности отработки программ нагружения, сокращение технических средств для ее создания, а также расширение области применения. Данный технический результат достигается тем, что в установке используется один входной регулирующий клапан с равнопроцентной характеристикой, который в зависимости от участка программы пневматического нагружения, восходящий или горизонтальный, открывают в большей или меньшей степени, для чего в установку введены два блока уставок открытия клапана, два блока сравнения, два блока задания уровня давления в фюзеляже, блок коррекции, сумматор, таймер, ключевые элементы и линии связи для организации взаимодействия перечисленных функциональных элементов. 3 ил.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для ресурсных испытаний фюзеляжа циклическими нагрузками внутренним избыточным давлением сжатого воздуха. При реализации способа в ходе нагружения фюзеляжа давление сжатого воздуха, поступающего от внешнего источника питания, стабилизируют перед входным большерасходным клапаном. Открывают большерасходный клапан на заранее заданную величину, обеспечивающую программный темп увеличения давления в фюзеляже. На горизонтальном участке большерасходный клапан приоткрывают на заданную величину, обеспечивающую компенсацию части потерь газа из фюзеляжа за счет утечек. Точную компенсацию утечек получают за счет работы малорасходного регулирующего клапана управляемого по величине давления газа в фюзеляже. Технический результат заключается в повышении точности отработки программ нагружения, расширении области применения, упрощении конструкции. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, при аттестации, сертификации и исследовании продукции заводов, выпускающих трехниточные шпалы и шпалы с разной шириной колеи. Стенд содержит три независимых следящих электрогидравлических привода, включающих три гидроцилиндра, три сервоклапана, три динамометра, три регулятора и три механических системы, одна из которых содержит рычажную систему, все приводы запитаны от маслонасосной станции и управляются от одной ЭВМ. Один из следящих электрогидравлических приводов закреплен неподвижно, а два других вместе с поперечными балками имеют свободу перемещения. Одна опора шпалы напротив неподвижного привода имеет фиксированное положение, а вторая опора шпалы может менять положение в зависимости от схемы нагружения. Технический результат: возможность проводить испытания любой шпалы с шириной колеи от 1067 до 1520 мм. 4 ил.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для прочностных испытаний летательных аппаратов. Установка содержит трубопроводы подачи и сброса воздуха с расположенными на них клапанами, а также средства автоматического программного управления этими клапанами. В состав средств автоматического управления входят регулятор давления, датчик давления, блок задания программ, два блока сравнения, два блока задания уровней давления, логический элемент и связи для организации взаимодействия перечисленных функциональных элементов. Технический результат заключается в повышении точности отработки программ нагружения и сокращение технических средств, необходимых для создания установок такого типа. 2 ил.
Наверх