Устройство для измерения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов, оборудованных якорной системой удержания, и способ их определения

Изобретения относятся к области судостроения, в частности к экспериментальным методам испытания моделей в опытовых и ледовых бассейнах при проведении испытаний заякоренных объектов, и могут быть использованы для непосредственных измерений инерционных характеристик изучаемой модели. Устройство включает испытуемую модель плавучего объекта, имитатор дна водоема, якорные связи, соединяющие модель с имитатором дна и оснащенные тросовыми динамометрами для измерения в них сил натяжения, и измеритель линейных и угловых перемещений выбранной точки испытуемой модели. Модель выполнена состоящей из двух не равнозначных по массе частей, к одной из которых, имеющей массу, не превышающую 5% общей массы модели, прикреплены модельные якорные линии удержания и которая соединена с остальной частью модели через динамометр, предназначенный для измерения силы взаимодействия между этими частями. Способ включает монтаж модели к имитатору дна водоема с помощью якорной системы удержания, измерение линейных и угловых перемещений выбранной точки модели, натяжения в связях якорной системы удержания с помощью тросовых динамометров и определение жесткостной характеристики связей. Испытания проводят на модели, состоящей из двух не равнозначных по массе частей, соединенных через динамометр между ними, к меньшей части из которых крепят якорные линии удержания. После монтажа модели к имитатору дна водоема измеряют углы подхода якорных линий к корпусу испытуемой модели при отсутствии внешней нагрузки, и в процессе проведения эксперимента измеряют с помощью динамометра усилие, возникающее между упомянутыми частями испытуемой модели. В ходе дальнейшей обработки результатов эксперимента определяют суммарную силу, действующую на модель со стороны якорной системы удержания, после чего определяют расчетным путем инерционные характеристики модели как разность между соответствующими величинами, определенными по показаниям динамометра между частями испытуемой модели и величинами, рассчитанными как суммарная реакция якорных связей. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и касается экспериментальных методов определения моделей в опытовых и ледовых бассейнах при проведении испытаний заякоренных объектов, например, добычных платформ, предназначенных для проведения бурильных работ и добычи углеводородов на морском шельфе.

Известно использование разрезных моделей для определения усилий, действующих на различные участки корпуса модели, такие модели используются при изучении слеминга, распределения ледовой нагрузки по длине корпуса модели и в других случаях (В.О.Борусевич, А.А.Русецкий, И.А.Соловьев «Современные гидродинамические лаборатории», СПб.: ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, 2008, 336 с.).

Недостатком традиционно применяемых в модельном эксперименте разрезных моделей является невозможность определения с их помощью инерционных характеристик исследуемых объектов.

Известны также способ испытаний модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне и устройство для его осуществления (О.Н.Беззубик и др. Патент №2279654. Опубл. 10.07.2006. Бюлл. №19), принятый за прототип. В известном способе используется модель заякоренного плавучего инженерного сооружения, при этом в тросовых линиях, моделирующих якорную систему удержания, установлены динамометры, с помощью которых измеряется натяжение в тросах. Кроме этого предусмотрено измерение перемещений в пространстве выбранной точки модели, а также измерение углов крена, дифферента и рыскания.

Недостатком прототипа является невозможность изучения с ее помощью инерционных характеристик изучаемой модели.

Предлагаемое изобретение решает задачу создания устройства, позволяющего проводить непосредственные измерения силы инерции изучаемой модели и тем самым определять ее инерционные свойства, и способа определения инерционных характеристик модели, основанного на использовании предложенного устройства.

Для этого в устройстве для измерения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов, оборудованных якорной системой удержания, включающем испытуемую модель плавучего объекта, имитатор дна водоема, якорные связи, соединяющие модель с имитатором дна и оснащенные тросовыми динамометрами для измерения в них сил натяжения, и измеритель линейных и угловых перемещений выбранной точки испытуемой модели, по изобретению испытуемая модель выполнена состоящей из двух не равнозначных по массе частей, к одной из которых, имеющей массу, не превышающую 5% общей массы модели, прикреплены модельные якорные линии удержания и которая соединена с остальной частью модели через динамометр, предназначенный для измерения силы взаимодействия между этими частями.

В способе определения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов, оборудованных якорной системой удержания, включающем монтаж модели к имитатору дна водоема с помощью якорной системы удержания, измерение линейных и угловых перемещений выбранной точки модели, натяжения в связях якорной системы удержания с помощью тросовых динамометров и определение жесткостной характеристики связей, по изобретению испытания проводят на модели, состоящей из двух не равнозначных по массе частей, соединенных через динамометр между ними, к меньшей части из которых крепят якорные линии удержания. После монтажа модели к имитатору дна водоема измеряют углы подхода якорных линий к корпусу испытуемой модели при отсутствии внешней нагрузки, и в процессе проведения эксперимента измеряют с помощью динамометра усилие, возникающее между упомянутыми частями испытуемой модели, а в ходе обработки результатов эксперимента для каждого момента времени определяют мгновенные значения углов подхода модельных якорных линий к корпусу модели путем численного решения уравнений движения заякоренного объекта, используя информацию о пространственном перемещении модели и силе натяжения в связях уже под действием внешней нагрузки. Далее определяют суммарную силу, действующую на модель со стороны якорной системы удержания с использованием ее проекций на оси связанной с моделью системы координат, которые определяют на основании мгновенных значений углов притыкания якорной системы удержания, и после чего определяют расчетным путем инерционные характеристики модели как разность между соответствующими величинами, определенными по показаниям динамометра между частями испытуемой модели и величинами, рассчитанными как суммарная реакция якорных связей.

Исследуемая модель выполняется разрезной для того, чтобы разделить ее на две части, одна из которых полностью воспринимает внешнюю нагрузку и проявляет инерционные свойства, а другая, меньшая по массе, только воспринимает усилия, возникающие в якорной системе удержания. При этом необходимо следить за тем, чтобы масса меньшей по размеру части модели, связанной с якорной системой удержания, не превышала 5% от общей массы загруженной модели, включая присоединенные массы воды. При выполнении такого условия погрешность определения инерционных характеристик модели не превысит указанных 5%. Размещение динамометра между различными частями модели позволяет проводить непосредственное измерение суммарной величины внешней нагрузки и силы инерции.

При нестационарном движении заякоренного объекта баланс действующих на него сил описывается следующим векторным уравнением:

F e x + F i n + F m = 0 ,

где F e x - главный вектор внешних сил, F i n - вектор силы инерции модели, F m - сила от якорной системы удержания.

В статическом случае главный вектор внешних сил F e x равен силе F m от якорной системы удержания. В этом случае динамометр, установленный на модели, измеряет внешнюю глобальную нагрузку

Измерение углов наклона связей при отсутствии внешней нагрузки, моделирующих якорную систему удержания, выполняют для получения данных о начальном положении системы, которые необходимы для решения системы уравнений движения.

Постоянное измерение во время проведения эксперимента величины усилия, возникающего между различными частями модели, необходимо для регистрации суммарного значения внешней глобальной нагрузки и силы инерции модели. На основании анализа этих данных при обработке результатов экспериментов могут быть определены инерционные характеристики модели.

На основании выполненных во время проведения эксперимента измерений (линейных и угловых перемещений некоторой точки модели) путем решения системы уравнений движения объекта определяются мгновенные значения углов подхода модельных якорных линий к корпусу модели в каждый момент времени в течение эксперимента. Эти данные позволяют рассчитать величину проекций силы удержания якорной системы на координатные оси связанной с моделью системы координат.

Окончательно силы инерции модели рассчитываются по следующим формулам:

Finx=Rx-Fmx,

Finy=Ry-Fmy,

где Rx, Ry - проекции силы взаимодействия частей модели на оси связанной системы координат; Fmx, Fmy - проекции силы от якорной системы удержания на оси связанной системы координат; Finx, Finy - проекции силы инерции.

На фиг.1 показан пример результатов, полученных в эксперименте по пассивному повороту на 39º, выполненному в ледовом бассейне с чистой воды при взаимодействии с кромкой сплошного ледяного поля толщиной 27 мм при скорости дрейфа 0.05 м/с.

На фиг.2 показана определенная по формулам, представленным выше, величина действующей на модель инерционной силы Fin:

Сущность предлагаемого изобретения поясняется фиг.3, на которой показано устройство для определения инерционных характеристик модели.

Устройство для определения инерционных характеристик модели плавучих инженерных объектов состоит из двух частей 1 и 2. К части 1, меньшей по массе, прикреплены модельные якорные линии удержания 3, соединяющие испытуемую модель с имитатором дна 4 и оснащенные тросовыми динамометрами 5 для измерения в них сил натяжения (фиг.3). Линии удержания 3 имеют некоторый угол 6 подхода якорных линий удержания 3 к части 1 корпуса испытуемой модели, который может изменяться при действии внешней нагрузки. Части 1 и 2 модели связаны между собой через установленный между ними динамометр 7, измеряющий усилие, возникающее между упомянутыми частями испытуемой модели. Внешняя нагрузка на устройство задается, например, при взаимодействии с моделированным ледяным полем 8. На части 2 модели установлено устройство 9 для измерения линейных и угловых перемещений некоторой выбранной точки модели.

Предложенное устройство по изложенному способу определения инерционных характеристик моделей испытуемых инженерных объектов используется следующим образом.

При воздействии на испытуемую модель плавучего инженерного объекта внешней нагрузки, например, моделированного ледяного покрова 8, оно ускоренно перемещается в направлении действия нагрузки. Это движение сдерживается усилиями в якорных связях 3, которые фиксируются тросовыми динамометрами 5. Динамометр 7 измеряет величину усилия, возникающего между различными частями 1 и 2 испытуемой модели. С использованием полученных таким образом данных определяют инерционные характеристики испытуемой модели, рассчитывая их как разность между соответствующими величинами, определенными по показаниям динамометра 7 между частями 1 и 2 испытуемой модели, и величинами, рассчитанными как суммарная реакция якорных связей 3.

Предлагаемые устройство и способ обеспечивают возможность определения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов при проведении экспериментальных исследований в гидродинамических и ледовых бассейнах, что их выгодно отличает от прототипов.

1. Устройство для измерения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов, оборудованных якорной системой удержания, включающее испытуемую модель плавучего объекта, имитатор дна водоема, якорные связи, соединяющие модель с имитатором дна и оснащенные тросовыми динамометрами для измерения в них сил натяжения, и измеритель линейных и угловых перемещений выбранной точки испытуемой модели, отличающееся тем, что испытуемая модель выполнена состоящей из двух не равнозначных по массе частей, к одной из которых, имеющей массу, не превышающую 5% общей массы модели, прикреплены модельные якорные линии удержания и которая соединена с остальной частью модели через динамометр, предназначенный для измерения силы взаимодействия между этими частями.

2. Способ определения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов, оборудованных якорной системой удержания, включающий монтаж модели к имитатору дна водоема с помощью якорной системы удержания, измерение линейных и угловых перемещений выбранной точки модели, натяжения в связях якорной системы удержания с помощью тросовых динамометров и определение жесткостной характеристики связей, отличающийся тем, что испытания проводят на модели, состоящей из двух не равнозначных по массе частей, соединенных через динамометр между ними, к меньшей части из которых крепят якорные линии удержания, и после монтажа модели к имитатору дна водоема измеряют углы подхода якорных линий к корпусу испытуемой модели при отсутствии внешней нагрузки, и в процессе проведения эксперимента измеряют с помощью динамометра усилие, возникающее между упомянутыми частями испытуемой модели, а в ходе обработки результатов эксперимента для каждого момента времени определяют мгновенные значения углов подхода модельных якорных линий к корпусу модели путем численного решения уравнений движения заякоренного объекта, используя информацию о пространственном перемещении модели и силе натяжения в связях уже под действием внешней нагрузки, далее определяют суммарную силу, действующую на модель со стороны якорной системы удержания с использованием ее проекций на оси связанной с моделью системы координат, которые определяют на основании мгновенных значений углов притыкания якорной системы удержания, и после чего определяют расчетным путем инерционные характеристики модели как разность между соответствующими величинами, определенными по показаниям динамометра между частями испытуемой модели и величинами, рассчитанными как суммарная реакция якорных связей.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области гидродинамики, в частности к стендовому оборудованию для моделирования гидроабразивного износа насосов. Способ гидроабразивных испытаний погружных насосов, при котором насос с электродвигателем размещают в подвешенном состоянии, абразивный материал подают с рабочей жидкостью из узла подвода во вращающийся насос.

Изобретение относится к области судостроения, касается вопроса экспериментального определения характеристик нестационарных сил, возникающих на элементах судовых движителей.

Изобретение относится к области экспериментальной гидродинамики морского транспорта. .

Изобретение относится к области экспериментальной техники для исследований гидродинамики и динамики судов и касается создания опытовых бассейнов с возможностями моделирования в них волнения.

Изобретение относится к области экспериментальной техники и может быть использовано для испытаний различных подводных объектов и пусковых устройств, в частности пусковых устройств торпедных аппаратов.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к методам и средствам проверки технического состояния скважинных установок электроцентробежных насосов (УЭЦН) при проведении мероприятий по техническому обслуживанию.

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в испытаниях топливной аппаратуры дизельных двигателей. .

Изобретение относится к области экспериментальной техники и может быть использовано для опытного определения динамических характеристик пусковых устройств подводных аппаратов.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и предназначено для повышения нефтеотдачи продуктивных пластов. .

Изобретение относится к области экспериментальной гидродинамики морского транспорта и касается создания лабораторий для исследований ледовых качеств судов. .

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для опытного определения динамических характеристик пусковых устройств подводных аппаратов. Устройство содержит заполненный жидкостью прочный корпус с днищами, на одном из которых размещен быстроразъемный узел крепления пускового устройства подводного аппарата, направляющие элементы для подводного аппарата и устройство для его торможения, заполненную газом демпфирующую полость, систему уставки давления в демпфирующей полости, измерительно-регистрирующую и управляющую работой стенда аппаратуру и систему поддержания в демпфирующей полости постоянства установочного давления. При этом система поддержания давления содержит расположенный в демпфирующей полости уравнивающий цилиндр с пневматическим приводом, шток которого введен в демпфирующую полость прочного корпуса стенда и связан с поршнем уравнивающего цилиндра, замкнутый объем которого снабжен клапаном уравнивания в нем давления с демпфирующей полостью, а пневматический привод включает ресивер с воздухом высокого давления, программно-управляемый клапан и клапан сброса давления из рабочего объема пневматического привода. Технический результат заключается в обеспечении эффективного поддержания постоянного давления в демпфирующей полости стенда. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования экранопланов. При определении аэродинамических характеристик горизонтального оперения экраноплана с установленными на нем работающими маршевыми двигателями изготавливают геометрически подобную модель горизонтального оперения и двигателей силовой установки. Модель испытывается в опытовом бассейне в прямом движении. Модель крепится на пилоне буксировочной тележки через динамометр, используемый для гидродинамических исследований, в зоне отсутствия вихреобразования от движения тележки. Моделирование струи силовой установки производится моделированием диаметра сопла и тяги. При движении тележки на фиксированной скорости и обдувки горизонтального оперения струями двигателей маршевой силовой установки определяются аэродинамические характеристики при различных сочетаниях углов атаки горизонтального оперения, тяги двигателей, отклонения рулей высоты, что позволяет экспериментально-расчетным способом оперативно определять параметры, являющиеся одним из основных элементов инструкции в обеспечении расчета управляемости на всех эксплуатационных режимах движения экраноплана и в чрезвычайных нестандартных ситуациях. Достигается осуществление полного аэродинамического расчета экраноплана в целом. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к экспериментальной гидромеханике, и касается вопросов проведения экспериментальных исследований в опытовых бассейнах моделей быстроходных судов с воздушными кавернами на днище. Предложена конструкция корпуса модели судна с искусственной каверной для проведения гидродинамических испытаний в опытовом бассейне, которая в днищевой части корпуса содержит нишу, ограниченную поперечным реданом стреловидной формы, скегами и профилированным кормовым участком днища, на котором происходит замыкание каверны. Профилированный кормовой участок днища, на котором происходит замыкание каверны, выполнен на резьбовых стойках, позволяющих регулировать его высоту над основной плоскостью, угол атаки и форму в поперечном сечении. Технический результат заключается в повышении эффективности проведения испытаний моделей. 3 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при экспериментальной отработке заборных устройств, установленных в топливных баках ракет, для экспериментального определения гидравлических остатков незабора топлива. Стенд содержит сливную емкость, расходную магистраль, в которой установлены датчики сплошности, расходомер, гидравлический насос, отсечной кран, а также устройство для заправки и слива, к которому подключен дозатор для дозаправки воды. Дозатор воды настроен на рабочий объем, равный объему ожидаемого гидравлического остатка незабора испытуемого топливного бака, подключенного к расходной магистрали. Верхняя часть сливной емкости выполнена в виде вертикального сужающегося кверху конусного насадка с конусностью 15°, на котором установлены второй датчик сплошности и емкость для перелива. В состав стенда входит магистраль закольцовки с запорным клапаном, встроенная в расходную магистраль на входе в насос, и магистраль заправки с клапаном, встроенная в расходную магистраль на выходе из насоса, второй конец которой подключен к расходной магистрали перед отсечным краном. Перед заправкой испытуемого бака полностью заполняют водой расходную магистраль и сливную емкость, а затем производят дозаправку гидросистемы дозированным объемом воды, равным ожидаемому гидравлическому остатку незабора. После этого производят испытание. При срабатывании обоих датчиков сплошности в любой последовательности закрывают отсечной кран, фиксируют момент прорыва газа в магистраль расхода и момент полного заполнения сливной емкости. Затем, зная расход и указанные моменты времени, а также объем дозаправки дозатором вычисляют величину гидравлического остатка незабора. Технический результат - повышение точности определения гидравлического остатка в испытуемом баке ракеты и снижение трудоемкости экспериментальных работ. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при экспериментальной отработке заборных устройств, установленных в топливных баках ракет, для экспериментального определения гидравлических остатков незабора топлива в динамических условиях. Стенд содержит подвижную горизонтальную платформу с приводом, сливную емкость с расходной магистралью, сливной трубопровод с датчиком сплошности и гибкое звено. Платформа установлена на раме стенда при помощи несколько параллельных шарнирных стоек. На платформе жестко закреплены испытуемый бак с заборным устройством и сливной трубопровод с датчиком сплошности. На расходной магистрали установлены расходомер, отсечной кран, регулятор расхода, гидравлический насос. Вход насоса подсоединен к сливной емкости магистралью закольцовки с установленным на ней клапаном. Сливной трубопровод жестко закреплен на платформе, подключен к испытуемому баку и через гибкое звено соединен с расходной магистралью. Гибкое звено выполнено в виде трубы с герметичными сферическими шарнирами на концах и расположено параллельно стойкам. Длина гибкого звена равна высоте стоек. Технический результат - повышение точности определения гидравлического остатка в испытуемом баке ракеты и исключение силовых нагрузок на сливной трубопровод испытуемого бака. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к экспериментальной гидромеханике судов и морских инженерных сооружений, работающих в ледовых условиях, касается методов и оборудования для проведения ледовых модельных исследований в ледовом опытовом бассейне. Предложен способ определения толщины ледового поля при испытаниях моделей судов и морских инженерных сооружений в ледовом опытовом бассейне, заключающийся в зондировании ледового поля ультразвуковыми импульсами с последующим преобразованием отраженных импульсов в напряжение на электронном устройстве и регистрацией результатов измерения, при этом под нижнюю поверхность ледового поля на исследуемом участке подводят плоский жесткий экран, прижимая его к нижней поверхности ледового поля, отражающий зондирующие ледовое поле ультразвуковые импульсы. Предложено также устройство для осуществления данного способа. Технический результат заключается в повышении достоверности и точности результатов эксперимента по определению толщины ледового поля. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к экспериментальной гидромеханике судов и морских инженерных сооружений, работающих в ледовых условиях, касается методов и оборудования для проведения модельных испытаний в ледовом опытовом бассейне. Предложен способ моделирования ледяного покрова в опытовом бассейне, включающий намораживание ледяного покрова, образование на ледяном покрове несквозных прорезей глубиной, равной менее толщины намораживаемого ледяного покрова, и последующее проведение испытаний модели инженерного сооружения или судна. Для образования несквозных прорезей на ледяном покрове предварительно, перед намораживанием ледяного покрова, в рабочей зоне вдоль опытового бассейна протягивают вертикально ориентированные полосы или ряд расположенных друг над другом нитей с общей высотой, соответствующей требуемой глубине создаваемых во льду несквозных прорезей, обладающих пониженной адгезионной прочностью сцепления со льдом, которые размещают друг от друга по ширине опытового бассейна на расстоянии, превышающем ширину модели инженерного сооружения или судна, испытуемой в ледовом опытовом бассейне, и располагают по высоте так, чтобы верхняя нить или верхний край полосы находились на уровне свободной поверхности воды в опытовом бассейне, а прорези на ледяном покрове получают путем извлечения из ледяного покрова вмороженных в толщу льда упомянутых полос или нитей. Предложено также устройство для осуществления данного способа. Технический результат заключается в повышении достоверности процесса моделирования частично надрезанного ледяного покрова. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области экспериментальной техники и может быть использовано для опытного определения динамических характеристик пусковых устройств подводных аппаратов. Стенд для отработки всеглубинного пускового устройства арбалетного типа для необитаемых подводных аппаратов содержит смонтированную на неподвижном основании систему перезарядки силового блока. Система улавливания макета подводного аппарата выполнена в виде мешка из ударопоглощающего и ударостойкого материала и закреплена с помощью съёмных кронштейнов на неподвижном основании. Срабатывание исследуемого пускового устройства осуществляется в воздушной среде. Система измерения включает видеокамеру, с возможностью ускоренной съёмки движения макета и подвижных частей пускового устройства в процессе пуска. Достигается возможность эффективно организовывать экспериментальную проверку работоспособности и качества всеглубинных пусковых устройств арбалетного типа для необитаемых подводных аппаратов. 2 ил.

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики, в частности к устройствам, предназначенным для исследования аэродинамических характеристик летательных аппаратов (ЛА). Способ заключается в том, что АДХ ЛА определяются в гидродинамической трубе (ГТ) при использовании в качестве среды обтекания ЛА воды. Модель ЛА устанавливают в ГТ, закрепляют в верхней державке головную часть модели и в нижней державке хвостовую часть модели, при этом в державках устанавливают тензодатчики замера поперечной и боковой силы, а также замера момента, в ГТ устанавливают датчики замера скорости потока воды. Затем включают двигатель, создающий поток жидкости в трубе, устанавливают необходимую скорость потока воды и замеряют силы поперечную и боковую силы и момента. Верхняя часть ГТ имеет систему наддува до заданного давления, необходимого для моделирования по числу Эйлера в рабочем участке ГТ. Устройство содержит рабочий участок, двигатель, вращающий импеллерный агрегат, создающий скоростной напор среды на модель ЛА, аппаратуру, регулирующую скоростной напор среды, тензодатчики замера поперечной и боковой сил и момента, регистрирующую аппаратуру. Труба обдува выполнена в виде гидродинамической трубы, а в качестве среды обдува применена вода. Технический результат заключается в расширении возможностей по моделированию обтекания модели ЛА потоком, включая старт и движение у поверхности земли, повышение точности измерения сил и моментов, повышение безопасности испытаний. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области судостроения и касается способа моделирования работы двухступенчатого лопастного движителя за корпусом судна в ходе самоходных испытаний в опытовом бассейне. Способ предусматривает прямолинейное движение модели судна с моделью двухступенчатого лопастного движителя в неподвижной воде бассейна, при этом модель судна соединяют с буксировочной тележкой через динамометр, которым замеряют гидродинамические нагрузки на модель судна, а упор и момент передней ступени на режиме полного хода регистрируют установленным на валу передней ступени одновальным винтовым динамометром. Дополнительно на режиме малого хода для измерения гидродинамических нагрузок используют одновальный винтовой динамометр, причем переднюю ступень движителя моделируют неподвижным гребным винтом, через ступицу которого проходит вал винтового динамометра к модели задней ступени, при этом установочный шаг модели задней ступени фиксируют в положении, соответствующем режиму малого хода. Изобретение позволяет повысить точность расчетов и гидродинамическую эффективность проектируемого движителя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх