Способ определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива



Способ определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива
Способ определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива

 


Владельцы патента RU 2510012:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт химии и механики" (ФГУП "ЦНИИХМ") (RU)

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к способу определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива. Способ включает изготовление от забронированного натурного заряда или его «спутника» «образца-диска» с центральным отверстием, выполнение по образующей диска путем нарезания фрезой параллельных прорезей рабочих площадок, равномерно распределенных по забронированной поверхности, приклеивание к ним державок для приложения отрывной нагрузки и испытание «образца-диска» на разрывной машине. Через фиксирующий стержень, размещенный в центральном отверстии, «образец-диск» соединяют с неподвижным захватом машины, а державки поочередно - с подвижным захватом. В качестве разрывной машины используют программно-аппаратный комплекс, включающий нагружающий блок, обеспечивающий требуемую скорость движения подвижного захвата, термостатирующее устройство для проведения испытаний в температурном диапазоне ±50°С и тензометрический блок регистрации величины нагрузки, для совместной работы которых используется программное обеспечение. В качестве примера конкретного исполнения предложено техническое решение с рабочими площадками шириной (7,5±0,5) мм, диаметром «образца-диска» 68,8 мм и диаметром центрального отверстия (20±0,5) мм, которое было использовано для определения адгезионной прочности бронепокрытия с зарядом ПЗРК. Техническим результатом является получение достоверных результатов по адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива по всему его периметру. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области изготовления зарядов твердого ракетного топлива, в частности к способу определения адгезионной прочности бронепокрытия к твердому ракетному топливу (ТРТ), и может быть использовано при изготовлении бронированных зарядов ТРТ различных ракетных систем.

Основным требованием, предъявляемым к способу определения адгезионной прочности, является максимальная идентичность режимов изготовления образцов для определения адгезионной прочности и натурных зарядов. В случае изготовления зарядов небольших габаритов (диаметром 65-100 мм) для определения адгезионной прочности предпочтительнее использовать образцы, изготовленные из натурных изделий. При изготовлении крупногабаритных зарядов для определения адгезионной прочности, как правило, используют «спутники» - изделия малых габаритов, изготовленные одновременно с основным изделием.

Известен метод (US 6832525 В2, 21.12.2004), по которому производится определение прочности скрепления между слоями ламината на расслаивание. Такой метод непригоден для бронированных зарядов ТРТ, для которых определяющей является характеристика прочности адгезионного соединения на отрыв.

Известен способ определения прочности сцепления покрытия с подложкой и устройство для его осуществления (RU(11) 2419084(13) С2, МПК G01N 19/04, 20.05.2011), который предназначен для оценки прочности сцепления тонких износостойких покрытий со стальными элементами и предусматривает при испытании использование механизмов, несовместимых с работой с пожаро- и взрывоопасными веществами, какими являются ТРТ.

Известная полезная модель (RU(11) 7506, МПК6 G01N 19/04, 16.08.1998) предполагает определение адгезионной прочности на одиночном образце, топливная часть которого размещена в специальном захвате разрывной машины, а часть образца с покрытием находится вне машины. Недостатком такого способа является большая затрата времени на подготовку испытания и проведение параллельных испытаний, количество которых должно быть по крайней мере не менее 5 шт. Метод также исключает возможность определения адгезионной прочности на образцах от натурных малогабаритных изделий.

Наиболее близким по технической сущности решением является «Способ определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с поверхностью шашки твердого ракетного топлива» (RU(11) 2442138(13) C1, МПК(8) G01N 19/04, 10.02.2012), которое принято за прототип.

Общими признаками с прототипом изобретения являются изготовление «образца-диска» из забронированной шашки твердого ракетного топлива, выполнение центрального отверстия и проведение испытаний на разрывной машине.

Недостатки прототипа:

1. Уровень адгезионной прочности определяется по усилию выдавливания топлива пуансоном из забронированного образца, т.е. реализуется испытание на срез. Однако на практике, во время горения заряда создается внутреннее давление и соединение работает на отрыв. Переход от характеристик при срезе к характеристикам при отрыве, которые определяют адгезионную прочность скрепления бронепокрытия с зарядом, требует большого объема статистических испытаний.

2. Структура области бронирования практически всегда является трехслойной: топливо - слой адгезива (клеевого подслоя) - бронепокрытие, причем слои имеют технологические допуски по диаметру. В этих условиях прогнозировать пуансон диаметром, точно равным внутреннему диаметру бронепокрытия, практически невозможно или требуется точное определение размеров поперечного среза заряда. В эксперименте, проведенном с использованием прототипа, может определяться прочность на срез на границе топливо-бронепокрытие (вероятность чего крайне мала) или прочность на срез адгезива, или прочность на срез топлива. Такая неоднозначность не позволяет корректно судить о результате испытания.

3. Для определения значений показателей адгезионной прочности требуются статистические данные, т.е. необходимо иметь результаты испытаний, полученных на нескольких, как правило, не менее чем на 5 образцах. В случае прототипа они будут вырезаны из различных частей изделия, где, в силу технологических факторов и конструкции заряда, диаметры бронепокрытия (внутренний), адгезива и топливной шашки будут различными. Испытания этих образцов с использованием единого пуансона приведет к получению некорректных результатов.

4. Этот же недостаток не позволяет получить достоверные значения характеристик адгезионной прочности при крайних значениях температурного диапазона эксплуатации (±50°С).

5. Испытания на срез из-за высокой чувствительности твердых топлив к сдвиговым нагрузкам являются чрезвычайно опасными и могут быть выполнены только в специальной кабине, оборудованной бронекамерой. Сложное устройство разрывной машины и необходимость соблюдения требований техники безопасности делают эти испытания дорогостоящими, что не позволяет использовать их при серийном производстве зарядов.

Технической задачей изобретения является разработка безопасного способа определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива на равномерный отрыв, обеспечивающего получение достоверных результатов по всему периметру заряда по результатам многократных параллельных испытаний на одном образце, в том числе в диапазоне температур ±50°С.

Технический результат изобретения достигается тем, что в способе определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива, включающем изготовление «образца-диска» от забронированного заряда с выполнением в диске центрального отверстия и проведение испытаний «образца-диска» на разрывной машине, согласно изобретению по образующей «образца-диска» толщиной l выполняют параллельные прорези глубиной, равной толщине бронепокрытия, с образованием четного числа рабочих площадок шириной b и длиной, равной толщине «образца-диска», равномерно распределенных по забронированной поверхности, к которым клеем холодного отверждения приклеивают металлические державки для приложения к адгезионному соединению отрывной нагрузки посредством поочередного соединения державок с подвижным захватом разрывной машины, при этом «образец-диск» связан с неподвижным захватом с помощью скобы, допускающей его свободное вращение, через фиксирующий стержень, размещенный в центральном отверстии образца, а геометрические параметры «образца-диска» и рабочей площадки связаны следующими соотношениями:

b D d < 1 ,

b d < 2 ,

α = π D γ 360 ° ,

где: b - ширина рабочей площадки бронепокрытия между двумя прорезями, равная ширине державки, мм;

D - наружный диаметр «образца-диска», мм;

d - диаметр центрального отверстия «образца-диска», мм;

α - расстояние между центрами рабочих площадок, мм;

γ - угол между радиусами, проходящими через центры рабочих площадок, в градусах.

Если число рабочих площадок будет нечетным, то невозможно определение значений адгезионной прочности на площадках, лежащих на одном диаметре, необходимое для оценки симметричности распределения адгезионной прочности относительно продольной плоскости заряда.

Для зарядов средних и больших диаметров (D≥65 мм) предпочтительно число рабочих площадок, равное 12, что соответствует углу между радиусами, проходящими через центры рабочих площадок, 30°. Для зарядов малых диаметров (D<65 мм) число рабочих площадок должно быть меньше, но не менее 6.

Если b D d > 1 , то разрушение для каждого единичного образца произойдет не по адгезионному соединению или топливу в зоне соединения, а по сечению А-А, лежащему в плоскости, перпендикулярной действию нагрузки, что не позволит определить прочность адгезионного соединения.

Если b d > 2 , то разрушение для каждого единичного образца произойдет не по адгезионному соединению или топливу в зоне соединения за счет растяжения, а по радиусу С-С, лежащему в плоскости действия нагрузки, вследствие смятия материала над фиксирующим стержнем.

Наилучший результат достигается при D≈3d, в этом случае напряжения в сечениях А-А и С-С близки.

Длина державки равна толщине диска, а диаметр центрального отверстия образца равен диаметру фиксирующего стержня. При длине державки меньше толщины диска отрывная нагрузка будет распределена неравномерно по рабочей площадке, т.е. равномерный отрыв не реализуется. При длине державки больше толщины диска необоснованно увеличиваются ее габаритные размеры «образца-диска».

Для изготовления «образца-диска» может быть использован «спутник» заряда, полученный по режимам технологического процесса самого заряда.

В качестве разрывной машины используют программно-аппаратный комплекс, включающий нагружающий блок, обеспечивающий требуемую скорость движения подвижного захвата, термостатирующее устройство для проведения испытаний в температурном диапазоне ±50°С и тензометрический блок регистрации величины нагрузки, для совместной работы которых используется программное обеспечение.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлен «образец-диск» с державками, на фиг.2 - схема закрепления образца в разрывной машине для определения адгезионной прочности, а также примером конкретного исполнения, в котором определялась адгезионная прочность бронепокрытия с зарядом ПЗРК.

Для изготовления «образца-диска» от натурного изделия или «спутника» диаметром D в дистанционном режиме с наблюдением по телевизионной установке на сверлильном станке сверлят центральное отверстие диаметром d, равным (20±0,5) мм, затем дистанционно на токарном станке отрезают диск толщиной l, равной (20±0,5) мм. По образующей диска равномерно по окружности фрезой нарезают рабочие площадки шириной b, равной (7,5±0,5)мм, выполняя прорези на всю толщину бронепокрытия.

На рабочие площадки 1 «образца-диска» с предварительно зашерохованной поверхностью бронепокрытия 2, клеем холодного отверждения приклеивают металлические державки 3 поверхностью, равной поверхности рабочей площадки (20±0,5)×(7,5±0,5) мм и высотой (25±0,5) мм, очищенные от загрязнений и обезжиренные растворителем. За единичный образец принимают часть «образца-диска» с одной державкой площадью (7,5±0,5)×(20±0,5) мм.

Подготовленный «образец-диск» 4 закрепляют в зажимах разрывной машины по схеме, изображенной на фиг.2. Через центральное отверстие в «образце-диске» пропускают фиксирующий стержень 5 и на нем с помощью скобы 6 закрепляют «образец-диск» в неподвижном захвате машины 7 таким образом, чтобы он имел возможность свободно вращаться, а державки не подвергались какому-либо воздействию. Державку единичного образца соединяют с подвижным захватом 8 разрывной машины и проводят испытание при скорости подвижного захвата (3±0,5)мм/мин. Аналогичным образом проводят испытания на других площадках «образца-диска». Об уровне адгезионной прочности судят по усилию отрыва державки от образца, отнесенному к площади рабочей площадки с учетом характера разрушения.

В таблице пп.4-6 приведены геометрические параметры «образца-диска» в соответствии с формулой изобретения. В остальных примерах пп.1-3, 7-9 приведены данные, при которых не реализуется поставленная задача. Результаты испытаний показывают существенность признаков, приведенных в формуле изобретения.

Таблица
Экспериментальные данные по определению адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива в зависимости от геометрических характеристик «образца-диска».
№п/п Наружный диаметр «образца-диска» D, мм Диаметр центрального отверстия «образца-диска» d, мм Параметры рабочих площадок, мм b D d b d Характер разрушения
Ширина b, мм Расстояние между центрами рабочих площадок а, мм
1 68,8 3,4 7,0 18,0 0,107 2,058 По сечению С-С
2 68.8 3,4 7,5 18,0 0,115 2,206 По сечению С-С
3 68,8 3,4 8,0 18,0 0,123 2,353 По сечению С-С
4 68,8 20,0 7,0 18,0 0,143 0,350 По адгезионному соединению
5 68,8 20,0 7,5 18,0 0,154 0,375 По адгезионному соединению
6 68,8 20,0 8,0 18.0 0,164 0,400 По адгезионному соединению
7 68,8 61,6 7,0 18,0 1,014 0,114 По сечению А-А
8 68,8 61,6 7,5 18,0 1,087 0,122 По сечению А-А
9 68,8 61,6 8,0 18,0 1,159 0,130 По сечению А-А

1. Способ определения адгезионной прочности скрепления бронепокрытия с зарядом твердого ракетного топлива, включающий изготовление «образца-диска» от забронированного заряда с выполнением в диске центрального отверстия, и проведение испытаний «образца-диска» на разрывной машине, отличающийся тем, что по образующей «образца-диска» толщиной l выполняют параллельные прорези глубиной, равной толщине бронепокрытия, с образованием четного числа рабочих площадок шириной b и длиной, равной толщине «образца-диска», равномерно распределенных по забронированной поверхности, к которым клеем холодного отверждения приклеивают металлические державки для приложения к адгезионному соединению отрывной нагрузки посредством поочередного соединения державок с подвижным захватом разрывной машины, при этом «образец-диск» связан с неподвижным захватом с помощью скобы, допускающей его свободное вращение, через фиксирующий стержень, размещенный в центральном отверстии образца, а геометрические параметры «образца-диска» и рабочей площадки связаны следующими соотношениями:
b D d < 1 ,
b d < 2 ,
α = π D γ 360 ° ,
где: b - ширина испытываемой рабочей площадки бронепокрытия между двумя прорезями, равная ширине державки, мм;
D - наружный диаметр «образца-диска», мм;
d - диаметр центрального отверстия «образца-диска», мм;
α - расстояние между центрами рабочих площадок, мм;
γ - угол между радиусами, проходящими через центры рабочих площадок, в градусах.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что длина державки равна толщине «образца-диска», а диаметр центрального отверстия образца равен диаметру фиксирующего стержня.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве разрывной машины используют программно-аппаратный комплекс, включающий нагружающий блок, обеспечивающий требуемую скорость движения подвижного захвата, термостатирующее устройство для проведения испытаний в температурном диапазоне ±50°С и тензометрический блок регистрации величины нагрузки, для совместной работы которых используется программное обеспечение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для определения адгезионной и когезионной прочности сцепления в продольных слоях газотермических покрытий.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к способу оценки адгезионной прочности бронепокрытия зарядов ТРТ ракетных двигателей твердого ракетного топлива и других ракетных устройств.

Изобретение относится к способам контроля качества клееных материалов и может быть использовано при контроле качества клеевого соединения неразрушающим методом. .

Изобретение относится к измерительной технике и может использовано для определения уровня адгезионного взаимодействия частиц наполнителя с полимерной матрицей и объемных механических характеристик композиционных материалов при растяжении.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для определения прочности сцепления покрытий с основами. .

Изобретение относится к области испытания материалов, а именно к способам определения адгезии пленки к подложке, и предназначено для исследования адгезионных свойств адгезивов для склеивания пленок, в том числе тончайших пленочных материалов и нанопленок.

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с подложкой. .

Изобретение относится к методам механических испытаний, а именно к методам определения прочности порошковых покрытий. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам контроля прочности адгезии (сцепления) покрытий к основаниям, и может быть использовано в производстве гибко-жестких печатных плат и плат на твердом основании или в производстве радиоэлектронной аппаратуры.

Изобретение относится к технологической оснастке для определения адгезии лакокрасочных и порошковых покрытий к металлическим поверхностям. .

Изобретение относится к области проведения испытаний по оценке прочности клеевого соединения материалов в ракетной технике. Предлагаемый способ определения прочности клеевого соединения резиноподобного покрытия с основой из твердого ракетного топлива включает использование двух жестких элементов, обеспечивающих приложение растягивающей нагрузки, один из которых приводят в контакт с покрытием посредством клея, адгезия которого к покрытию заведомо больше адгезии исследуемого клеевого соединения покрытия к основе, а второй подвергают взаимодействию с основой. При этом в краевой зоне клеевого соединения резиноподобного покрытия с жестким элементом выполняют кольцевое раскрепление, ширина которого составляет Δ=(0,6-1,5)·δ, где δ - толщина покрытия. Причем кольцевое раскрепление выполняют механическим путем после завершения процесса отверждения клеевого соединения покрытия с основой или до осуществления процесса отверждения путем использования кольцевого вкладыша из материала, обладающего антиадгезионными свойствами к жесткому элементу и покрытию. Техническим результатом является повышение достоверности результатов испытаний в части получения экспериментальной информации о более высоком уровне реального ресурса прочности скрепления покрытия с основой. 2 з.п. ф-лы, 15 ил., 1 табл.

Способ измерения адгезии льда на сдвиг к другим материалам относится к области исследования адгезионной прочности льда к различным материалам и может использоваться при создании антиобледенительных материалов. Замораживание воды на поверхности исследуемого материала проводится внутри фторопластовой втулки, которая используется в качестве каркаса и позволяет контролировать и равномерно распределять нагрузку при давлении на всю площадь контакта лед-материал. Измерение нагрузки, необходимой для сдвига льда от исследуемой поверхности материала, проводится в климатической камере универсальной разрывной машины в режиме сжатия. Техническим результатом является повышение точности измерения адгезии льда к различным материалам. 2 ил.

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основой. Технический результат достигается тем, что на основу наносят покрытие, прикладывают к нему усилие и по величине разрушающей нагрузки определяют адгезионную прочность сцепления как отношение разрушающей нагрузки к площади отрыва покрытия, при этом перед нанесением покрытия к поверхности основы прижимают толкатель, после нанесения покрытия снимают усилие прижима толкателя к поверхности основы, не оказывая, при этом, механического воздействия на покрытие, и прикладывают к толкателю усилие на отрыв, одновременно измеряя величину приложенного усилия, а после испытания толкатель меняют на новый. Устройство для реализации способа содержит плоскую пружину, нагружающий винт, тензорезисторы, толкатель, основу, тензоусилитель, пиковый детектор и индикатор нагрузки, при этом в основе имеется паз с распорным винтом, обеспечивающим возможность деформации паза. Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности оценки адгезионной прочности сцепления покрытия с основой. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основой. Технический результат достигается тем, что на основу наносят покрытие в виде «сидячей» капли, прикладывают к нему усилие и по величине разрушающей нагрузки определяют адгезионную прочность сцепления как отношение разрушающей нагрузки к площади отрыва покрытия, при этом на локальном участке покрытия формируют «сидячую» каплю из припоя с впаянной в нее гибкой тягой, а усилие на отрыв или на срез прикладывают к гибкой тяге, после отрыва «сидячей» капли с покрытием от основы оценивают площадь отрыва покрытия. Технический результат изобретения заключается в повышении достоверности оценки адгезионной прочности сцепления покрытия с основой, а также в расширении возможности способа.

Изобретение относится к устройствам для измерения показателей фрикционных и адгезионных свойств фильтрационной корки и может найти свое применение в нефтегазовой отрасли. Устройство для измерения показателей фрикционных и адгезионных свойств фильтрационной корки содержит стол-основание, электродвигатель, узел замера тягового усилия, установленные на столе-основании уровень и основание для размещения груза. На основании для размещения груза шарнирно закреплена направляющая плита, с возможностью поворота вокруг своей оси, на боковой поверхности которой выполнен паз, обеспечивающий перемещение размещенного в пазу узла замера тягового усилия. Узел замера тягового усилия соединен с одной стороны при помощи нити со шкивом электродвигателя, расположенным на противоположном конце направляющей плиты, с другой - с металлическим грузом, расположенным на фильтрационной корке, закрепленной фиксаторами на основании для размещения груза. Технический результат − обеспечение измерения показателей как фрикционных, так и адгезионных свойств фильтрационной корки, возможность оценки вклада фрикционных и адгезионных сил в суммарную силу сопротивления движению колонн в скважине. 2 ил.

Изобретение относится к способу и устройству для определения адгезионной прочности теплозащитных покрытий для образцов. Для определения адгезионной прочности теплозащитного покрытия на сдвиг на подложку, выполненную в виде наружных поверхностей двух соосно установленных с поджатием по стыку цилиндров, наносят покрытие в форме кольца, перекрывающего их стык. После отверждения покрытия прикладывают к цилиндрам усилие в противоположных направлениях до разрушения покрытия. Покрытие выполняют в виде металлического подслоя в составе теплозащитного покрытия. Подслой наносят несимметрично по длине относительно стыка цилиндров. После поперечного разрушения подслоя цилиндры повторно устанавливают с поджатием по стыку и на разрушенный подслой дополнительно наносят плазменным способом керамический слой теплозащитного покрытия в форме кольца. После отверждения керамического покрытия нагревают цилиндры в диапазоне температур горячей части газового тракта силовой установки и повторно прикладывают осевое усилие в противоположных направлениях до сдвига керамического слоя с подслоя одного из цилиндров и устанавливают фактическое усилие сдвига. Технический результат - уменьшение трудоемкости, повышение точности определения адгезионной прочности теплозащитного покрытия и обеспечение возможности испытания покрытия на образцах в условиях, идентичных работе деталей в горячих частях газовых трактов силовых установок. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытий с подложкой. Способ определения прочности сцепления покрытия с кремниевой подложкой заключается в том, что покрытие с внешним серебряным слоем соединяют с деталями оснастки разрывной машины и разрывают покрытие. На покрытие с внешним серебряным слоем дополнительно наносят слой меди с последующей термообработкой в вакууме при температуре +200-+280°C с выдержкой 30-60 минут. Слой меди склеивают с деталями оснастки разрывной машины. Слой меди наносят гальваническим методом или методом высокотемпературного испарения в вакууме. Слой меди наносят толщиной 1-2 мкм. Слой меди склеивают с деталями оснастки разрывной машины клеем на основе эпоксидной смолы. Технический результат - повышение точности определения прочности сцепления покрытия с кремниевой подложкой путем снижения вероятности разрушения адгезионного слоя, расположенного между серебряным покрытием и клеем, при определении прочности сцепления покрытия с кремниевой подложкой при испытании на разрывной машине. 4 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к конструкции прибора, предназначенного для количественного определения липкости препрега, представляющего собой композиционный материал, полученный путем пропитки армирующей волокнистой основы равномерно распределенными полимерными связующими. Прибор содержит платформу, на которой размещается испытуемый образец препрега, цилиндрический ролик, установленный с возможностью качения по образцу препрега вдоль платформы, и индикатор, фиксирующий пробег ролика вдоль платформы, в контакте с образцом, до момента его остановки, а также стартовую площадку, которая примыкает к платформе со стороны исходного положения ролика до запуска его на платформу и выполнена регулируемой по углу ее наклона по отношению к платформе, и управляемый ограничительный упор, обеспечивающий неподвижное положение ролика на стартовой площадке, при этом в платформе имеется герметизированная емкость, заполняемая жидким теплоносителем и служащая для обогрева образца препрега до заданной температуры по всей его площади. Достигается повышение точности и надежности измерений, а также упрощение конструкции и эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится в способам оценки прочности сцепления металлических покрытий с основой из металлов и сплавов и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, где применяются газотермический и газодинамический методы нанесения покрытий для придания поверхности повышенных физико-механических характеристик. Способ оценки адгезионной прочности порошковых металлических покрытий со стальной поверхностью заключается в нанесении покрытия на металлическую подложку и отрыве покрытия от подложки, определения максимальной нагрузки, необходимой для отрыва слоя покрытия, и по ее величине вычисления значения адгезии. Причем в качестве подложки используют цилиндрический образец, на образующую поверхность которого наносят покрытие в виде кольцевого пояска. Затем производят механическую обработку торцов покрытия на образце до получения опорных площадок с последующей обработкой одного из торцов покрытия путем снятием внутренней фаски размером 0,5×45°. Далее устанавливают образец в матрицу с цилиндрическим отверстием, так, чтобы обработанный торец покрытия с фаской был обращен в сторону отверстия в матрице. При этом отрыв покрытия от подложки осуществляют путем продавливания цилиндрического образца сквозь цилиндрическое отверстие в матрице. Техническим результатом является упрощение оценки прочности сцепления наносимых металлических покрытий с основой и тем самым повышение надежности и ресурса машиностроительной продукции. 1 ил., 3 табл.

Изобретение относится к процессам обработки металлов давлением и определения адгезионной составляющей силы трения. Способ определения оценки эффективности смазочных материалов с учетом величины силы выталкивания заготовки из полости матрицы заключается в измерении сил выдавливания и выталкивания образца с нанесенным на него эталонным и исследуемым смазочным материалом. И расчетным путем определяется эффективность смазочного материала. Техническим результатом является оценка экранирующей способности смазочных материалов. 4 ил., 1 табл.
Наверх