Ограждение спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе

Изобретение относится к области судостроения, конкретно к конструкциям подводных лодок-носителей спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. На подводном носителе установлено ограждение в виде объемной конструкции с нишей для размещения спасательных подводных аппаратов. Высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении. В верхней части ограждения установлены технические средства, защищающие подводные аппараты от битого льда, например подвижные конструкции в виде щитов, а в кормовой части ограждения установлены раскрывающиеся конструкции. В бортовых объемах ограждения размещены балластные цистерны. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности использования спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории и аварийные ситуации. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, конкретно к конструкциям подводных лодок-носителей спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Известны различные варианты транспортировки спасательных подводных аппаратов (СПА) на подводных носителях (Антонов А.Н. Использование боевых ПЛ в качестве носителей СГА - плюсы и минусы // Судостроение. 2012. №4. С.18-25). Однако только на спасательной подводной лодке (СПЛ) проекта 940 (Постнов А.А. Спасательная подводная лодка проекта 940 // Тайфун. 2001. №9 (40) имеется ограждение СПА, частично защищающее их от воздействия скоростного напора при движении СПЛ в подводном положении, а также от воздействия морского волнения при движении в надводном положении и при погружении и всплытии СПЛ.

Указанное ограждение имеет объемную конструкцию, которая в средней части имеет ниши для размещения СПА и оборудования для их крепления, в носовой части сопряжена с ограждением подъемно-мачтовых устройств (ограждением рубки), а в кормовой части имеет обтекаемую форму (конструктивный чертеж корпуса ПЛ проекта 940 ОАО «ЦКБ «Лазурит» №940-100-028, сайт ).

Недостатком известной конструкции является неполная защита СПА от воздействия скоростного напора воды и морского волнения, что ограничивает скорость хода и мореходность подводного носителя СПА. Кроме того, известная конструкция ограждения подводных аппаратов не позволяет безопасно всплывать в битом льду при проведении спасательной операции в Арктических акваториях, поскольку ниши не защищены от попадания в них битого льда, что может привести к повреждению СПА и к невозможности проводить необходимые работы.

Недостатком известной конструкции является также невозможность безопасной установки внутрь ограждения СПА, находящегося в надводном положении, например аварийного, поскольку требует сложных маневров подводного носителя как по горизонтали, так и по вертикали в положении частичного погружения, при котором не обеспечивается достаточная остойчивость подводного носителя.

Целью изобретения является повышение эффективности использования СПА, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории, за счет устранения указанных недостатков.

Указанная цель достигается за счет того, что высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении, в верхней части ограждения устанавливаются технические средства, защищающие аппараты от битого льда, а в бортовых объемах ограждения устанавливаются балластные цистерны, обеспечивающие остойчивость подводного носителя в положении частичного погружения.

Технические средства, защищающие аппараты от битого льда, могут быть выполнены в виде подвижных конструкций, например щитов, или в виде водяных мониторов, соединенных с соответствующей, например пожарной, системой подводного носителя и создающих на поверхности воды поток, направленный с носа в корму.

Подвижные конструкции ограждения, расположенные в верхней части, могут быть выполнены с возможностью установки в положение, обеспечивающее обслуживание спасательных подводных аппаратов.

Для облегчения захода в ограждение спасательного аппарата, находящегося в том числе и в надводном положении, кормовая часть ограждения может быть выполнена раскрывающейся.

Для снижения гидродинамического сопротивления раскрывающиеся конструкции кормовой части ограждения могут быть выполнены с возможностью сопряжения с кормовыми конструкциями (выступающими частями) подводного носителя.

Для обеспечения точного маневрирования подводного носителя по вертикали в положении частичного погружения балластные цистерны ограждения могут быть разделены на несколько частей, расположенных по длине ограждения.

В зависимости от особенностей эксплуатации подводного носителя конструкция ограждения спасательных подводных аппаратов может быть выполнена съемной.

Сущность изобретения поясняется фиг.1, на которой представлен продольный разрез ограждения с установленными спасательными подводными аппаратами; фиг.2, на которой показан план ограждения, и фиг.3, на которой представлено поперечное сечение.

На подводном носителе 1 установлено ограждение 2, внутри которого расположены спасательные подводные аппараты 3. В верхней части ограждения установлены подвижные конструкции 4, а в кормовой части ограждения установлены раскрывающиеся конструкции 5. В бортовых объемах ограждения размещены балластные цистерны 6.

При движении, а также при погружении или всплытии подводного носителя 1 подвижные конструкции 4 установлены в положение, защищающее подводные аппараты 3 от динамического воздействия водной среды и битого льда, раскрывающиеся конструкции 5 взаимодействуют с выступающей частью (верхним вертикальным стабилизатором) подводного носителя, что снижает гидродинамическое сопротивление. Балластные цистерны 6 заполнены водой. При выполнении спасательных работ подвижные конструкции 4 переводятся в вертикальное или горизонтальное положение, обеспечивая свободный выход спасательных подводных аппаратов 3 из ниши ограждения 2. Одновременно могут быть раскрыты конструкции 5. При необходимости ввести в нишу ограждения 2 спасательный подводный аппарат 3, находящийся в надводном положении, подвижные конструкции 4 переводятся в вертикальное положение, кормовые конструкции 5 раскрываются. За счет дозированного продувания балластных цистерн 6 производится всплытие подводного носителя в положение, при котором подвижные конструкции 4 и верхние кромки объемной конструкции ограждения 2 показываются из воды. Спасательный подводный аппарат 3 заводится в нишу ограждения 2 и позиционируется над штатным местом. После этого дополнительно продуваются балластные цистерны 6, подводный носитель 1 подвсплывает и подводный аппарат 3 встает на штатное место.

Применение изобретения обеспечивает повышение эффективности и безопасности использования спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории и аварийные ситуации.

1. Ограждение спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, включающее объемную конструкцию с нишей для размещения спасательных подводных аппаратов и оборудования для их крепления, имеющую носовую и кормовую части, отличающееся тем, что высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении, в верхней части ограждения устанавливаются технические средства, защищающие аппараты от битого льда, а в бортовых объемах ограждения установлены балластные цистерны.

2. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что технические средства, защищающие аппараты от битого льда, выполнены в виде подвижных конструкций, например щитов.

3. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что технические средства, защищающие аппараты от битого льда, выполнены в виде водяных мониторов, соединенных с соответствующей, например пожарной, системой подводного носителя и создающих на поверхности воды поток, направленный с носа в корму.

4. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что кормовая часть ограждения выполнена раскрывающейся.

5. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что балластные цистерны ограждения разделены на несколько частей, расположенных по длине ограждения.

6. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.1, отличающееся тем, что конструкция ограждения выполнена съемной.

7. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.2, отличающееся тем, что подвижные конструкции ограждения, установленные в верхней части, выполнены с возможностью установки в положение, обеспечивающее обслуживание спасательных подводных аппаратов.

8. Ограждение спасательных подводных аппаратов по п.4, отличающееся тем, что раскрывающиеся конструкции кормовой части ограждения выполнены с возможностью сопряжения с кормовыми конструкциями (выступающими частями) подводного носителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам спасения экипажа аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок, в подводном положении с использованием спасательного подводного аппарата.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к подводным аппаратам, предназначенным для спасения людей с аварийных подводных объектов. Спасательный подводный аппарат содержит корпус и камеру присоса с размещенным в ней устройством закрепления и подтягивания захвата, обеспечивающим выдвижение захвата за нижнюю плоскость стыковочного фланца камеры присоса не менее величины, определяемой требуемым углом наклона аппарата за счет подтягивания.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к использованию боевых подводных лодок для спасания людей с аварийных подводных объектов. Спасательно-боевая подводная лодка имеет съемные модули, обеспечивающие размещение спасательных подводных аппаратов и другого оборудования для проведения операции по спасанию подводников.
Изобретение относится к способам спасения граждан при их экстренной эвакуации с затонувшего плавсредства. Сущность способа состоит в том, что перед наполнением сжатым воздухом средства спасения гражданин затонувшего плавсредства зацепляет карабин фала за перила борта плавсредства, после заполнения средства спасения сжатым воздухом выталкивают его на поверхность водоема, при этом подторможенно протягивают фал через роликовое тормозное устройство, закрепленное на средстве спасения гражданина и соединенное через редуктор с регулятором скорости вращения головного ролика тормозного устройства, выполненного с возможностью регулирования поступательной скорости фала.

Изобретение относится к средствам спасения людей из затонувших подводных лодок и надводных судов. .

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к аварийно-спасательным устройствам подводных лодок. .

Изобретение относится к области подводных технических и спасательных работ с использованием подводного аппарата. .

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано в подводных лодках. .

Изобретение относится к области эвакуации экипажа с подводной станции. .

Изобретение относится к технике спасения экипажей затонувших подводных лодок и может быть использовано для ведения подводно-технических и водолазных работ на внутриконтинентальных водных бассейнах, в удаленных районах Мирового океана, а также в суровых гидрометеорологических условиях морей Арктики.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, переходную шахту, прочные контейнеры с оборудованием, а также баллоны со сжатым газом. Корпус съемной наделки состоит из двух частей, верхняя из которых, включающая оборудование для проведения спасательных работ, является постоянной, а нижняя - сменной, адаптированной по форме к обводам подводного носителя заданного проекта. Достигается увеличение эффективности и безопасности использования комплекса. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательно- водолазная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены шахта для установки спасательного подводного аппарата и перехода в корпус подводного носителя, прочные контейнеры с декомпрессионными барокамерами и оборудованием, баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии. Хотя бы одна из декомпрессионных камер выполнена водолазной, сообщающейся с приемно-выходным отсеком, обеспечивающим перемещение водолазов в воду и обратно. В нижней части корпуса наделки выполнен вырез для прохода водолазов и размещена поворотная водолазная площадка. Повышается эффективность спасания подводников путём спасания «мокрым» способом из аварийного подводного объекта, находящегося на грунте или в приледненном положении. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательного подводного аппарата на подводном носителе включает корпус, в котором размещены переходная шахта для установки спасательного подводного аппарата, прочные контейнеры с оборудованием, а также баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводного аппарата и проведение декомпрессии спасаемых подводников. На верхней части корпуса наделки установлено ограждение, защищающее спасательный подводный аппарат от воздействия морского волнения. Технический результат заключается в повышении эффективности проведения спасательных работ на аварийном подводном объекте. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения. Спасательно-транспортный подводный аппарат содержит камеру присоса с размещенными в ней устройством, включающим захват и обеспечивающим перемещение захвата в пространстве, например, манипулятором и устройствами крепления камеры присоса к конструкциям комингс-площадки подводного объекта. Каждое из устройств крепления включает кронштейн, один конец которого взаимодействует с одним из скрепляемых элементов, а другой конец взаимодействует с гайкой, через которую проходит прижимной шток с резьбой, который взаимодействует со вторым из скрепляемых элементов. Часть кронштейна выполняется поворотной в плоскости кронштейна и удерживается в рабочем состоянии затвором, изменение положения которого обеспечивается с помощью тяги, соединенной с находящейся в районе оси камеры присоса центральной пластиной, оснащенной элементом для соединения с захватом. Повышается эффективность использования аппарата в сложных условиях воздействия окружающей среды, в том числе на небольших глубинах, а также повышается безопасность отсоединения от комингс-площадки. 15 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения. Система шлюзования спасательного люка включает трубопроводы заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого воздуха. В состав системы управления процессом шлюзования входят сигнализаторы заполнения и осушения спасательного люка, связанные через блок управления с арматурой заполнения и осушения, а также блок управления, принимающий сигналы от сигнализатора и вырабатывающий сигналы управления на клапаны в соответствии с заданным алгоритмом и обеспечивающий контроль выполнения этого алгоритма и выхода подводника, дополнительно установлены дистанционно управляемые клапаны с сигнализаторами положения. Улучшаются условия эксплуатации, сокращается время шлюзования. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к технике доставки на подводных носителях и обеспечения работы спасательных подводных аппаратов, предназначенных для спасания людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой. Съемная транспортно-спасательная наделка для размещения и транспортировки спасательных подводных аппаратов на подводном носителе включает корпус, в котором размещены переходные шахты для установки спасательных подводных аппаратов, прочные контейнеры с оборудованием и баллоны со сжатым газом, обеспечивающие обслуживание подводных аппаратов и проведение декомпрессии. Корпус наделки выполнен охватывающим ограждение выдвижных или подъемно-мачтовых устройств (ограждение рубки) подводного носителя полностью или частично. Нижняя часть корпуса наделки выполнена входящей в воду при нахождении подводного носителя с наделкой в надводном положении. Также в нижней части корпуса наделки размещены балластные цистерны, оснащенные системами заполнения, вентиляции и продувания сжатым газом. Достигается эффективность спасания подводников и повышение мореходности комплекса. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки включает операции по эвакуации экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки, которые осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн. Дальнейший выход экипажа в окружающее пространство осуществляют через люки, размещенные на наружных поверхностях балластных цистерн. Обеспечивается возможность спасания всего экипажа подводной лодки в аварийных ситуациях. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области судостроения и касается контроля и проверок спасательных люков с комингс-площадками подводных лодок. Предложено устройство для контроля и проверок спасательного люка с комингс-площадкой подводной лодки, имитирующее камеру присоса глубоководного спасательного аппарата, включающее корпус в виде вертикальной цилиндрической обечайки с фланцами на торцах. Нижний фланец имеет на опорной поверхности съемный уплотнительный элемент, а на верхнем фланце установлен входной люк, на нижнем торце которого на петле установлена крышка с уплотнением, по размерам соответствующая крышке спасательного глубоководного аппарата. Крышка имеет ручной привод открытия-закрытия. Имеется фиксатор закрытого положения крышки. Устройство имеет съемный складной скоб-трап и леерное ограждение с наружной стороны верхнего фланца. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей устройства для контроля и проверок спасательного люка с комингс-площадкой подводной лодки. 1 ил.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается буксировки подводных аппаратов, в частности спасательных, подводной лодкой. Предложено устройство для буксировки подводных аппаратов подводной лодкой, устанавливаемое на палубу ПЛ в районе комингс-площадки. Устройство имеет проставку с дублирующим опорным кольцом, позволяющим осуществлять посадку спасательного ПА на ПЛ, и соединяется с камерой присоса ПЛ посредством тубуса с болтами по окружности. Устройство снабжено с торцов двумя подпружиненными разнонаправленными пружинами качающимися консолями, которые оканчиваются V-образными ловушками гайдропа ПА. На V-образных ловушках установлены гидроакустические маяки ближнего привода и карабины для захвата буксирного рыма ПА. Технический результат заключается в повышении эффективности проведения спасательной операции. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры (ВСК) заключается в том, что эвакуация экипажа основана на использовании спуско-подъемного устройства спасательного судна и судового трапа. ВСК вертикального исполнения снабжают подъемными штоками и ограждением выходного люка. Спуско-подъемное устройство спасательного судна снабжают траверсой с переменной базой между автоматическими захватами, с помощью которой ВСК поднимают с воды на высоту, исключающую относительные вертикальные колебания ВСК и спасательного судна, и фиксируют у кранцевой защиты от продольных перемещений швартовно-буксирными канатами. К ограждению выходного люка ВСК подают судовой трап и эвакуируют спасаемых по трапу на борт спасательного судна. Повышается безопасность эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры на спасательное судно в условиях морского волнения. 1 ил.
Наверх