Цевочный редуктор внешнего зацепления

Изобретение относится к машиностроению. Цевочный редуктор внешнего зацепления содержит установленное на ведущем валу (1) цевочное колесо (2) с зубьями в виде цевок (5), имеющими форму круговых цилиндров и возможность их вращения относительно своих продольных осей. На ведомом валу (3), параллельном ведущему валу (1), установлено ведомое колесо (4) с зубьями, форма пазов (6) между которыми выполнена по эквидистанте к эпициклоиде. В ведомом колесе (4) внутри каждого из зубьев размещен подвижный демпфер в виде подпружиненного посредством пружины изогнутого швеллера. Рабочая поверхность (7) каждого из пазов (6) выполнена вогнутой с возможностью вкатывания соответствующей цевки (5) в паз (6) по касательной к его рабочей поверхности (7). Поперечные размеры каждого из пазов (6) выбраны превышающими диаметр цевок (5) с образованием зазора между поверхностью (8), противоположной рабочей поверхности (7), и вкатывающейся цевкой (5). Редуктор обладает высокой эксплуатационной эффективностью за счет уменьшения потерь на трение в зубчатом зацеплении, что способствует повышению КПД механизма, пониженного износа поверхностей (7, 8) зубьев, плавности хода, низкого уровня шума, возможности реверса, уменьшения вероятности заклинивания механизма, расширения возможностей по выбору различных угловых скоростей колес. 2 з.п. ф-лы. 4 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в передаточных механизмах цевочного типа для передачи крутящего момента и преобразования скорости вращения валов.

Известны цевочные редукторы, содержащие два зубчатых колеса с параллельными продольными осями, в одном из которых зубья выполнены в виде цевок в форме круговых цилиндров, а в другом выполнены по эквидистанте (равноотстоящей кривой) к эпи- или гипоциклоиде, при этом может быть реализовано как внешнее, так и внутренне зацепление (Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов. Л.: 1973, «Машиностроение», с.333-336).

Такие редукторы эффективны для передачи незначительных усилий. Изготовление таких редукторов, зацепление в которых является циклоидальным, требует прецизионного нарезания зубьев, что трудоемко и требует значительных затрат. При изготовлении колеса, зацепляемого с цевочным, вынуждены прибегать к дополнительному упрочнению поверхности зубьев. Из-за значительного трения в зубчатом зацеплении ускоряется износ поверхностей зубьев.

Уменьшить потери на трение позволяет выполнение цевок вращающимися относительно своих продольных осей.

Известен, например, цевочный редуктор, выполненный в виде торцевой цевочной передачи, в котором трение между зубьями заменено на трение качения за счет выполнения цевок, установленных на закрепленных на венце внутреннего колеса, свободно вращающимися относительно своих продольных осей (RU 84488 U1, 2009).

Однако внешнее колесо в таком редукторе также сложно в изготовлении, поскольку требует реализации повышенных требований по прочности.

Известны и другие цевочные редукторы, например, получившие распространение планетарные цевочные редукторы (SU 1551897 А1, 1990;

RU 23477 U1, 2002; RU 2285163 Cl, 2006; RU 2327917C1, 2008; US 3977275 А1, 1976; W 003/019041 А1, 2003).

Таким редукторам присущи указанные выше недостатки, кроме того, их функциональное назначение ограничено особенностями конструкции, связанными с планетарным характером выполнения ведущих и ведомых колес.

Из известных устройств наиболее близким к предложенному является цевочный редуктор внешнего зацепления, содержащий установленное на ведущем валу цевочное колесо с зубьями, выполненными в виде цевок в форме круговых цилиндров с обеспечением возможности вращения относительно своих продольных осей, и установленное на ведомом валу, параллельном ведущему валу, снабженное зубьями ведомое колесо, форма пазов между зубьями которого выполнена по эквидистанте к эпициклоиде (Большая советская энциклопедия. Цевочный механизм. БСЭ 1969-1978 (по ссылке http:bse.sci-lib.com/articlel 20354.html).

Такой редуктор обладает небольшими потерями на трение и малым износом поверхностей зубьев. Однако его эксплуатационная эффективность недостаточно высока, что связано с трудностью обеспечения плавной передачи нагрузки от цевочного колеса. Надежность и долговечность такого редуктора, как и других аналогичных цевочных редукторов, невысоки из-за возникновения при его эксплуатации ударных нагрузок при вхождении цевок в пазы ведомого колеса. Чтобы повысить надежность и долговечность редуктора требуется упрочнять все стенки пазов между зубьями ведомого колеса, что удорожает изготовление редуктора. Кроме того, размеры пазов

требуют прецизионной точности при изготовлении, что также удорожает редуктор.

Задача, решаемая изобретением, состоит в создании цевочного редуктора внешнего зацепления, лишенного недостатков прототипа. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в повышении эксплуатационной эффективности цевочного редуктора внешнего зацепления и снижении расходов на его изготовление.

Это достигается тем, что в цевочном редукторе внешнего зацепления, содержащем установленное на ведущем валу цевочное колесо с зубьями, выполненными в виде цевок в форме круговых цилиндров с обеспечением возможности вращения относительно своих продольных осей, и установленное на ведомом валу, параллельном ведущему валу, снабженное зубьями ведомое колесо, форма пазов между зубьями которого выполнена по эквидистанте к эпициклоиде, в ведомом колесе внутри каждого из его зубьев размещен подвижный демпфер, выполненный в виде подпружиненного швеллера, рабочая часть которого образует рабочую поверхность соответствующего паза и выполнена вогнутой из условия обеспечения возможности вкатывания соответствующей цевки в паз по касательной к его рабочей поверхности, при этом поперечные размеры каждого из пазов выбраны превышающими диаметр цевок с образованием зазора между поверхностью паза, противоположной рабочей, и вкатывающейся цевкой. Расстояние ρ от продольной оси вкатывающейся цевки до продольной оси ведомого колеса и угол β между совпадающими поперечными осями цевочного и ведомого колес и положением вкатывающейся цевки относительно этих поперечных осей в сторону цевочного колеса преимущественно могут быть выбраны из выражений:

ρ = ( R + r R sin α ) 2 + ( R cos α ) 2 ,

β = tan 1 ( R sin α R + r R sin α ) ,

где R - радиус цевочного колеса,

r - малый радиус ведомого колеса,

α - угол между совпадающими поперечными осями цевочного и ведомого колес и положением вкатывающейся цевки относительно этих поперечных осей в сторону ведомого колеса. Каждая из цевок преимущественно может быть размещена в подшипнике, закрепленном на цевочном колесе.

Указанный технический результат обеспечивается всей совокупностью существенных признаков.

На фиг.1 показан общий вид цевочного редуктора внешнего зацепления. На фиг.2 показана схема зацепления колес редуктора. Фиг.3 поясняет параметры, входящие в выражения для преимущественного выбора координат рабочей поверхности пазов между зубьями ведомого колеса. На фиг.4 иллюстрировано размещение демпферов в зубьях ведомого колеса.

Цевочный редуктор внешнего зацепления содержит установленное на ведущем валу 1 цевочное колесо 2 и установленное на ведомом валу 3 ведомое колесо 4. Ведущий вал 1 параллелен ведомому валу 3. Цевочное колесо 1 снабжено зубьями, выполненными в виде цевок 5 в форме круговых цилиндров с возможностью их вращения относительно своих продольных осей. Цевки 5 могут быть размещены преимущественно в подшипниках, закрепленных на цевочном колесе 2 (на чертежах не показаны). Ведомое колесо 4 снабжено зубьями, форма пазов 6 между которыми выполнена по эквидистанте к эпициклоиде. Рабочая поверхность 7 каждого из пазов 6 ведомого колеса 4 выполнена вогнутой из условия обеспечения возможности вкатывания в него соответствующей цевки 5 по касательной к рабочей поверхности 7 паза 6. Поперечные размеры каждого из пазов 6 выбраны превышающими диаметр цевок 5 с образованием зазора между поверхностью 8 паза 6, противоположной рабочей поверхности 7, и вкатывающейся цевкой 5, например величиной 0,5-1 мм. Поверхность 8 пазов 6 в общем случае может иметь как выпуклую форму, так и иную, например плоскую. Внутри каждого из зубьев ведомого колеса 4 размещен (утоплен) подвижный демпфер 9, выполненный в виде швеллера 10, преимущественно в поперечном сечении П-образной формы, подпружиненного посредством пружины 11, например цилиндрической, работающей на сжатие. Швеллер 10 может совершать вращательно-колебательные движения относительно своей оси 12 поворота, отклоняясь от движущейся по пазу 6 цевки 5 на угол 5-10°. Рабочая часть швеллеров 10 образует вогнутую рабочую поверхность 7 пазов 6. Выбор координат рабочей поверхности 7 пазов 6 преимущественно может быть выполнен в соответствии с указанными выражениями - для расстояния от продольной оси вкатывающейся цевки 5 до продольной оси ведомого колеса 4 и для угла между совпадающими поперечными осями цевочного 2 и ведомого 4 колес и положением вкатывающейся цевки 5 относительно этих поперечных осей в сторону цевочного колеса 2, в зависимости от радиуса цевочного колеса 2, малого радиуса ведомого колеса 4 и угла между совпадающими поперечными осями цевочного 2 и ведомого 4 колес и положением вкатывающейся цевки 5 относительно этих поперечных осей в сторону ведомого колеса 4.

При возникновении крутящего момента на ведущем валу 1 цевки 5 цевочного колеса 2 начинают плавно вкатываться в соответствующий паз 6 ведомого колеса 4, и усилие передается на ведомый вал 3. При этом вкатывание осуществляется по касательной к вогнутой рабочей части демпферов 9, соответствующей рабочей поверхности 7 пазов 6. Демпферы 9 за счет действия пружин 11, наряду с касательным характером вкатывания цевок 5, обеспечивают смягчение момента касания цевок 5 и рабочей поверхности 7 при вхождении цевок 5 в пазы 6. Это полностью устраняет возможность ударов при зацеплении и снижает износ цевок 5 и рабочей поверхности 7 пазов 6. Поскольку цевки 5 совершают периодические качения только по рабочим поверхностям 7 ведомого колеса 4, то и нагрузка передается от цевок 5 только на эти поверхности. Поэтому отпадает необходимость упрочнения всего ведомого колеса 4 или его зубьев и требуется упрочнение лишь вогнутой части швеллеров 10. При этом сами пазы 6 не требуют прецизионной точности при изготовлении. Это значительно удешевляет редуктор. Пониженный коэффициент трения способствует повышению КПД механической системы в целом. За счет примененной конструкции зацепления снижается износ поверхностей зубьев, повышается плавность хода и обеспечивается отсутствие вибраций и снижение уровня шума. Поскольку в цевочном редукторе внешнего зацепления соотношение радиусов ведущего (цевочного) 2 и ведомого 4 колес может выбираться в широком диапазоне и практически неограниченно, соотношение их угловых скоростей может сильно варьироваться. При выполнении поверхностей 7 и 8 пазов 6 симметричными возможно осуществление реверса направления вращения колес 2 и 4. Конструкция редуктора также снижает вероятность заклинивания механизма при нарушении юстировки взаимного расположения колес 2 и 4 в любой из плоскостей. Все это повышает эксплуатационную эффективность редуктора.

Цевочный редуктор внешнего зацепления, выполненный в соответствии с изобретением, обладает более высокой эксплуатационной эффективностью и требует меньших расходов при его изготовлении по сравнению с аналогичными. Он может использоваться в приводах машин и механизмов широкого назначения, где требуется передаточное отношение в диапазоне 1-100 при относительно высоком КПД (0,75-0,95). В том числе он эффективен в малых электростанциях, например ветроэлектрогенераторах.

1. Цевочный редуктор внешнего зацепления, содержащий установленное на ведущем валу цевочное колесо с зубьями, выполненными в виде цевок в форме круговых цилиндров с обеспечением возможности вращения относительно своих продольных осей, и установленное на ведомом валу, параллельном ведущему валу, снабженное зубьями ведомое колесо, форма пазов между зубьями которого выполнена по эквидистанте к эпициклоиде, отличающийся тем, что в ведомом колесе внутри каждого из его зубьев размещен подвижный демпфер, выполненный в виде подпружиненного изогнутого швеллера, рабочая часть которого образует рабочую поверхность соответствующего паза и выполнена вогнутой из условия обеспечения возможности вкатывания соответствующей цевки в паз по касательной к его рабочей поверхности, при этом поперечные размеры каждого из пазов выбраны превышающими диаметр цевок с образованием зазора между поверхностью паза, противоположной рабочей, и вкатывающейся цевкой.

2. Цевочный редуктор по п.1, отличающийся тем, что расстояние ρ от продольной оси вкатывающейся цевки до продольной оси ведомого колеса и угол β между совпадающими поперечными осями цевочного и ведомого колес и положением вкатывающейся цевки относительно этих поперечных осей в сторону цевочного колеса выбраны из выражений

,
где R - радиус цевочного колеса,
r - малый радиус ведомого колеса,
α - угол между совпадающими поперечными осями цевочного и ведомого колес и положением вкатывающейся цевки относительно этих поперечных осей в сторону ведомого колеса.

3. Цевочный редуктор по п.1, отличающийся тем, что каждая из цевок размещена в подшипнике, закрепленном на цевочном колесе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам и способам их изготовления. Цилиндрическая зубчатая передача внешнего зацепления состоит из двух цилиндрических колес (1, 2) с параллельными осями и с зубьями, имеющими эвольвентные профили в сечениях, перпендикулярных оси вращения колеса, одинаковую окружную толщину по всей длине зуба и продольные линии в виде дуг окружностей одного диаметра, центры которых расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса и смещенной в продольном направлении относительно плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса и проходящей через середину зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым механическим передачам. Планетарная передача содержит ведущее эксцентриковое водило (1), сборный сателлит, состоящий из внутреннего колеса (2) с внешними зубьями, расположенного во внешнем колесе (3) с внутренними и внешними зубьями; неподвижное центральное колесо (4), механизма снятия движения с сателлита, состоящий из щек, запрессованных в них пальцев (9) и установленных одновременно на пальцах (9) и в отверстиях внутреннего колеса (2) сателлита цевок (10).

Изобретение относится к области электротехники, в частности к преобразователям энергии в виде мотор-редукторов и электроприводов, и может быть использовано в специальных преобразователях энергии в виде энергетических станций и агрегатов, в машиностроении, на транспорте, в нефтегазовой промышленности, энергетике и т.п.

Изобретение относится к зубчатым планетарным передачам с центральной осью передачи, лежащей внутри основной окружности планетарного колеса. Планетарный циклоидальный редуктор содержит быстроходный вал (2), колесо внутреннего зацепления, венец которого образован роликами (17), циклоидальную ступень с циклоидальным диском (9), имеющим на внешней поверхности циклоидальные зубья (10) для зацепления с роликами (17).

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции зубчатых колес привода, в том числе кресла-коляски. Зубчатое колесо привода содержит зубчатые венцы, полую ступицу (3), выполненную за одно целое с зубчатыми венцами.

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи крутящего момента в машинах разного назначения.

Изобретение относится к механическим передачам и предназначено для передачи вращательного движения и энергии от входного к выходному звену с широким диапазоном передаточных отношении и может найти применение в самых различных отраслях техники и промышленности.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатая передача состоит из двух зубчатых прямозубых колес (1, 2) с параллельными осями вращения.

Изобретение относится к механическим передачам и предназначено для передачи вращательного движения и энергии от входного к выходному звену с широким диапазоном передаточных отношении и может найти применение в самых различных отраслях техники и промышленности.

Группа изобретений относится к приводному устройству для транспортного средства и транспортному средству, на котором оно используется. Приводное устройство по первому и второму вариантам содержит два электродвигателя, редукторы, одностороннее и двустороннее устройства силовой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в приводах машин и механизмов. Безводильный планетарный редуктор типа ЗК содержит подвижную коронную шестерню (10), приводную солнечную шестерню (5), неподвижную коронную шестерню (11) и двухвенцовые сателлиты (17), которые разделены коаксиальным опорным кольцом (20) и размещены между торцевыми упорными дисками (15, 16) с наружным диаметром, равным начальной окружности зубчатых венцов этих сателлитов. Упорные диски стянуты между собой резьбовым соединением (19), выполненным по центру упорных дисков и плотно размещенным внутри полой оси зубчатых венцов сателлитов. Наружные торцевые поверхности упорных дисков выполнены в виде упорных шарикоподшипников (14) с круговыми беговыми дорожками. Упорные шарикоподшипники контактируют со своими торцевыми крышками (13. Торцовые крышки снабжены кольцевым упором с внутренним диаметром, равным начальной окружности коронных шестерен, установленным на ступенчатом выступе венцов подвижной и неподвижной коронных шестерен. Упорные диски (15, 16) могут катиться без скольжения своим наружным периметром по кольцевому упору торцевых крышек (13). Изобретение направлено на обеспечение большого передаточного отношения при высокой нагрузочной способности и КПД. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Передача // 2516907
Изобретение относится к планетарным или циклоидальным передачам и может быть использовано в промышленных роботах, при изготовлении электрических парковочных тормозов в транспортных средствах. Передача содержит выполненное в виде полого цилиндра с торцевыми сторонами колесо с внутренними зубьями, в котором на опоре установлены приводной входной вал и выходной элемент. Выходной элемент содержит два сопряженных между собой без возможности вращения элемента вращения с дистанционными элементами. Между дистанционными элементами расположено колесо и элемент (70) для преобразования планетарных движений колеса во вращательные движения выходного элемента. Элемент (70) выполнен в виде кольца, каждая из обеих торцевых сторон которого снабжена, по меньшей мере, двумя направляющими элементами (74-1, 74-2; 74-3, 74-4) с центральными осями. Центральные оси направляющих элементов одной торцевой стороны проходят перпендикулярно осевой плоскости. Центральные оси направляющих элементов другой торцевой стороны проходят параллельно осевой плоскости. Кольцо имеет сквозные соосные отверстия (78), пересекаемые не соприкасающимися с ними дистанционными элементами. Изобретение занимает минимум пространства и имеет большое передаточное отношение. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам, и может найти применение в силовых приводах машин и механизмов различного назначения. Безводильная планетарная передача содержит два силовых центральных колеса - опорное (6) и ведомое (5), одно из которых имеет внутренние зубья, а другое - наружные, и ведущее центральное колесо (1) с наружными зубьями, а также силовые сателлиты (3, 4), расположенные в два слоя в шахматном порядке между силовыми центральными колесами (5, 6). Силовые сателлиты (4) внутреннего слоя взаимодействуют с силовым центральным колесом (5), имеющим наружные зубья. Силовые сателлиты (3) внешнего слоя взаимодействуют с силовым центральным колесом (6), имеющим внутренние зубья, и с силовыми сателлитами (4) внутреннего слоя. Дополнительные сателлиты (2) взаимодействуют с ведущим центральным колесом (1) и с силовыми сателлитами внешнего или внутреннего слоя. В зависимости от условий применения в приводе любое из силовых центральных колес (5, 6) может быть остановлено, т.е. стать опорным, а другое - ведомым. Изобретение позволяет обеспечить подачу и снятие вращающего момента в осевом направлении и высокую нагрузочную способность при передаточном числе 5…14. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к смазке и охлаждению редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей, в частности, в турбомашине авиационного двигателя. Редуктор содержит центральное зубчатое колесо (14), внешние коронные колеса (16, 20) и сателлитные шестерни (28), установленные на водиле (30). Средства смазки и охлаждения редуктора содержат цилиндрическую оболочку (52), установленную на водиле (30) и образующую ковш для сбора масла. Ковш окружает неподвижные масляные магистрали (56), включающие радиальные трубопроводы (62, 64, 66), питающие жиклеры (68), ориентированные к зонам зубчатых зацеплений сателлитных шестерен (28) с внешними коронными колесами (16, 20) редуктора. Изобретение позволяет обеспечить смазку и охлаждение редуктора непрерывным образом путем подачи масла под давлением во вращающиеся соединения. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводной технике. Способ снижения трения в планетарно-цевочном редукторе заключается в том, что между сателлитами (7, 8), сателлитами и элементами корпуса устанавливают шарики (15), заключенные в обоймы (16), свободно охватывающие проходящие сквозь сателлиты перемычки (5) фланцев (3, 4), пальцы (14) механизма параллельных кривошипов и эксцентриковый вал (6). Способ обеспечивает повышение КПД редуктора за счет снижения трения между подвижными относительно друг друга деталями, совершающими сложноплоское движение. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства. Зубчатая планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлит (2) с отверстиями, неподвижное центральное колесо (3), щеку (4), жестко связанную с тихоходным валом (5), пальцы (6), запрессованные в отверстия щеки (4). На каждый палец посажены два стальных кольца (7), пластмассовая втулка (8) и установленная на них стальная втулка (9). Стальные кольца (7) посажены на палец (6) с зазором. Внешний диаметр стальной втулки (9) меньше диаметра отверстия сателлита (2) на удвоенную величину межосевого расстояния передачи. Изобретение позволяет снизить уровень шума. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным малонагруженным приводам. Передача содержит ведущее эксцентриковое водило (1), два сателлита (2) с внешними зубьями, неподвижное центральное колесо (3) с внутренними зубьями, ведомый вал (4) и механизм снятия движения с сателлитов, состоящий из двух безопорных дисков (6) с отверстиями, в которых установлены с натягом резиновые втулки (7, 8), пальцев (5) ведомого вала и пальцев (9) сателлитов. Одна половина резиновых втулок (7) посажена с натягом на пальцы сателлитов (9), вторая (8) - на пальцы (5) ведомого вала (4). Радиальное смещение каждого сателлита (2) на величину межосевого расстояния передачи обеспечивается суммированием деформации резиновых втулок (7), посаженных на пальцы (9) сателлитов, и радиальным перемещением безопорных дисков (6) за счет деформации резиновых втулок (8), посаженных на пальцы (5) ведомого вала. Установленные в отверстиях безопорных дисков (6) и на пальцах (9, 5) резиновые втулки (7, 8) в процессе передачи сил и движения демпфируют ударные нагрузки, снижая уровень шума. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты (2, 3), неподвижное центральное колесо (4) и механизм снятия момента с сателлитов, состоящий из ступицы, выполненной за одно целое с ведомым валом (5), и роликов со сферическими поверхностями (6). Ступица с ведомым валом (5) имеет перемычки в месте расположения сателлита (3). Сателлит (3) выполнен с пазами. Ступица (5) располагается между сателлитами (2,3). Ролики (6) установлены в отверстиях сателлитов (2, 3) и ступицы (5) под углом к оси передачи, соответствующим ее межосевому расстоянию. Изобретение позволяет снизить осевой размер планетарной передачи. 4 ил.

Изобретение относится к конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета. Ведущее (4) и ведомое (5) конические зубчатые колеса выполнены заодно со своими валиками и установлены между собой с изменением направления вращения. В картере (1) каждое из зубчатых колес установлено на двух подшипниковых опорах. Зона зацепления зубчатых венцов зубчатых колес расположена между передними и задними подшипниковыми опорами валиков. Картер выполнен с передней стенкой, изогнутой с наклоном верхней части вперед, в соответствии с положением зубчатых колес, установленных с заданным углом между осями, и с двумя крышками (2, 3). В расточке в нижней части передней стенки установлен роликовый подшипник (6) передней опоры валика ведущего зубчатого колеса (4). В расточке с внутренней стороны нижней крышки установлен двухрядный шариковый подшипник (10) задней опоры валика ведущего зубчатого колеса (4). В расточке картера с внутренней стороны в верхней части передней стенки установлен роликовый подшипник (19) передней опоры валика ведомого зубчатого колеса (5). В расточке верхней крышки установлен двухрядный шариковый подшипник(22) задней опоры валика ведомого зубчатого колеса (5). Изобретение предназначено для изменения направления оси хвостового вала и передачи крутящего момента от главного редуктора к хвостовому редуктору. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилестроении и станкостроении, транспортных и грузоподъемных механизмах, а также устройствах, в которых выполняется преобразование крутящего момента на выходном звене или поглощение крутящего момента, приложенного к входному звену. Зубчатая передача преобразования крутящего момента с возможностью управляемого заклинивания содержит блок зубчатых колес (4) с венцами разного диаметра, установленный на валу (5) с двумя степенями свободы с возможностью вращения и поперечного линейного или кругового перемещения, сдвига относительно зубчатых колес (1, 2), установленных на валу (3). Зубчатые колеса (1, 2) соединены между собой. Зубчатые колеса (1,2) также могут быть кинематически связаны между собой с постоянным передаточным отношением блоком зубчатых колес (4). Крутящий момент к валу (3) приложен одновременно с усилием, сдвигающим в поперечном линейном или круговом направлении блок зубчатых колес (4), установленный с двумя степенями свободы. Изобретение позволяет создавать встраиваемую зубчатую передачу с возможностью управляемого безопасного заклинивания и расклинивания, а также устройства, способные выполнять преобразование скорости вращения и передаваемого крутящего момента или его поглощение. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх