Способ натяжения цепи двигателя автомобиля и натяжитель цепи двигателя автомобиля

Изобретение относится к способам и приспособлениям для изменения натяжения цепей и может найти применения в двигателях автомобиля. Способ натяжения цепи двигателя заключается в том, что натяжение цепи производят посредством штока (2), размещенного в корпусе (1) натяжителя. Шток (2) приводят в движение ползуном (3), посредством рабочей пружины (4). Ползун (3) выполняют с индикатором износа, посредством которого определяют степень растяжения цепи. В центральное отверстие (6) натяжителя цепи двигателя автомобиля установлены шток (2) с продольной выемкой (12) и ползун (3). Выемка имеет множество зубьев (13). Поворотная собачка (5) расположена в корпусе (1) и взаимодействует с зубьями (13) штока (2). Один из торцов корпуса (1) имеет уступ (7), уменьшающий диаметр центрального отверстия. Ползун (3) взаимодействует с центральным отверстием (6) посредством кольцевого выступа (8). Рабочая пружина (4) расположена на ползуне (3) между уступом (7) корпуса (1) и кольцевым выступом (8) ползуна (3) с возможностью перемещения в ней ползуна (3). Ползун (3) имеет индикатор износа (9), выполненный в виде концевой части ползуна (3), выходящей за пределы корпуса (1) Изобретение позволяет определить степень растяжения цепи. 2 н. и 5 з. п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к общим способам и устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин и установок, а именно к способам и приспособлениям для изменения натяжения цепей, и может найти применения в двигателях автомобиля.

Вместе с появлением верхневальных двигателей внедрили простой и надежный привод ГРМ цепью. Но имеются определенные минусы - цепь и звездочки постепенно изнашиваются, привод шумит все громче, извещая владельца о необходимости вмешательства. Известны конструкции двигателей, где натяжение цепи ГРМ вообще не регулируют - при определенном износе цепь просто заменяют. Но замена цепи стоит недешево. Большинство разработчиков предпочитают иной подход: для хорошей работы двигателя на протяжении всего пробега желательно поддерживать натяжение цепи максимально стабильным.

Известны основные типа натяжителей: гидравлический, механический и гидромеханический.

Наиболее близким к предлагаемому решению является натяжитель цепи двигателя автомобиля (патент РФ №104268), характеризующийся тем, что он содержит цилиндрический корпус с фланцем для крепления натяжителя к двигателю, в центральном отверстии корпуса подвижно вдоль него установлен шток, в средней части штока по его длине выполнена выемка с множеством зубьев, взаимодействующих с установленной на оси в прорези корпуса поворотной подпружиненной собачкой, один конец штока имеет утолщение для его взаимодействия с башмаком натяжения цепи, другой конец штока взаимодействует с установленным в центральном отверстии корпуса ползуном, на котором расположена рабочая пружина натяжителя с возможностью перемещения в ней ползуна, ползун и рабочая пружина расположены в гнезде, образованном центральным отверстием корпуса между торцом штока и уступом, который выполнен на конце центрального отверстия, и в этот уступ упирается одним своим концом рабочая пружина, другой конец которой упирается в кольцевой упор, выполненный на расположенном в корпусе конце ползуна, причем на конце ползуна, выходящем за пределы корпуса в нерабочем положении натяжителя, выполнено отверстие, в котором подвижно установлена съемная чека.

В процессе эксплуатации автомобиля происходит постепенное растяжение цепи, которое необходимо устранять для исправной работы автомобиля. Использование данного натяжителя позволяет определенное время автоматически натягивать цепь при ее постепенном растяжении. Однако возможность натяжения цепи не безгранична, а равна рабочему ходу штока.

Существенным недостатком данной конструкции является то, что невозможно отследить момент, когда натяжитель уже не может натянуть цепь, т.е. цепь растянута полностью и подлежит замене.

Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, заключается в создании способа натяжения цепи и устройства для его осуществления, при которых возможно устранение вышеназванных недостатков.

Технический результат заключается в возможности определения степени растяжения цепи.

Технический результат достигается тем, что при осуществлении способа натяжения цепи двигателя, заключающемся в том, что натяжение цепи производят посредством штока, размещенного в корпусе натяжителя и приводимого в движение ползуном, на котором расположена рабочая пружина с возможностью перемещения в ней ползуна, ползун выполняют с индикатором износа, посредством которого определяют степень растяжения цепи путем измерения длины индикатора износа.

Кроме того, индикатор износа выполняют в виде концевой части ползуна, выходящего за пределы корпуса.

При этом при нулевой степени растяжения цепи длину индикатора износа определяют, исходя из соотношения:

l≥lш,

где l - длина индикатора износа;

lш - длина рабочего хода штока.

Причем во избежание обратного хода штока корпус натяжителя дополнительно снабжают поворотной подпружиненной собачкой.

В натяжителе цепи двигателя автомобиля, содержащем цилиндрический корпус с центральным отверстием, установленные в центральное отверстие шток с продольной выемкой, имеющей множество зубьев, и ползун с кольцевым выступом, рабочую пружину и поворотную подпружиненную собачку, расположенную в корпусе и взаимодействующую с зубьями штока, при этом один из торцов корпуса имеет уступ, уменьшающий диаметр центрального отверстия, ползун взаимодействует с последним посредством кольцевого выступа, а рабочая пружина расположена на ползуне между уступом корпуса и кольцевым выступом ползуна с возможностью перемещения в ней ползуна, ползун имеет индикатор износа, выполненный в виде концевой части ползуна, выходящей за пределы корпуса.

Причем натяжитель цепи может дополнительно содержать съемную чеку, а концевая часть ползуна имеет отверстие с возможностью установки в него съемной чеки.

При этом индикатор износа при нулевой степени растяжения цепи имеет длину:

l≥lш,

где l - длина индикатора износа;

lш - длина рабочего хода штока.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен натяжитель цепи в нерабочем состоянии; на фиг.2 - натяжитель в рабочем состоянии.

Натяжитель цепи двигателя автомобиля содержит цилиндрический корпус 1, шток 2, ползун 3, рабочую пружину 4, собачку 5.

Корпус 1 имеет центральное отверстие 6, проходящее через весь корпус 1. Один из торцов корпуса 1 имеет уступ 7, уменьшающий диаметр центрального отверстия 6.

В центральное отверстие 6 корпуса 1 установлен ползун 3 с надетой на него рабочей пружиной 4.

Ползун 3 имеет кольцевой выступ 8 для взаимодействия со штоком 2 и расположенный на противоположном конце ползуна 3 индикатор износа, а также фиксатор.

Ползун 3 установлен в центральное отверстие 6 таким образом, что индикатор износа располагается за корпусом 1, при этом рабочая пружина 4, надетая на ползун 3, располагается между уступом 7 корпуса 1 и кольцевым выступом 8 ползуна 3. Наличие уступа 7 позволяет рабочей пружине 4 оставаться внутри центрального отверстия 6 при одновременном обеспечении свободного хода ползуна 3.

Индикатор износа выполнен, например, в виде концевой части 9 ползуна 3. Индикатор износа предназначен для определения степени растяжения цепи двигателя автомобиля (не показана).

Индикатор износа, выполненный, например, в виде концевой части 9 ползуна 3 при нулевой степени растяжения цепи (не показана) имеет длину:

l≥lш,

где l - длина индикатора износа;

lш - длина рабочего хода штока.

Фиксатор выполнен, например, в виде съемной чеки 10. При этом ползун 3 имеет отверстие 11 для установки съемной чеки 10. Фиксатор предназначен для сохранения натяжителя цепи в нерабочем состоянии.

Рабочая пружина 4 предназначена для приведения натяжителя цепи в рабочее или нерабочее состояние в зависимости от ее степени сжатия. При максимальном сжатии рабочей пружины 4 натяжитель цепи находится во «взведенном» состоянии и готов к работе, при этом фиксатор, например, съемная чека 10, фиксирует состояние рабочей пружины 4, например, съемная чека 10 устанавливается в отверстии 11, причем отверстие 11 находится на ползуне 3 вне корпуса 1.

В центральное отверстие 6 корпуса 1 установлен шток 2.

Шток 2 имеет продольную выемку 12, имеющую множество зубьев 13. Длина выемки 12 является длиной рабочего хода штока 2. Конец штока 2, расположенный ближе к выемке, имеет утолщение 14, предназначенное для взаимодействия с башмаком (не показан), взаимодействующим с цепью (не показана).

Шток 2 установлен в центральное отверстие 6 таким образом, что его конец с утолщением 14 располагается за корпусом 1, а другой его конец взаимодействует с кольцевым выступом 8 ползуна 3. При этом зубья 13 выемки 12 взаимодействуют с собачкой 5.

Собачка 5 установлена на оси 15 и подпружинена пружиной 16. Собачка 5 образует собой качающийся двуплечий рычаг, один конец которого подпружинен пружиной 16 сжатия таким образом, что второй конец собачки 5 постоянно поджат к зубьям 8 штока 2. Пружина 16 и собачка 5 расположены в корпусе 1 таким образом, что они не выходят за его пределы. Собачка 5 предназначена для предотвращения обратного хода штока 2 при работе натяжителя цепи.

Предлагаемый способ натяжения цепи двигателя автомобиля реализуется при работе натяжителя цепи следующим образом.

Натяжитель цепи размещают на двигателе автомобиля (не показан) в необходимом месте любыми известными способами. Снимают фиксатор, например выдергивают съемную чеку 10 из отверстия 11. При этом рабочая пружина 4 растягивается на некоторую величину и перемещает ползун 3. Величина растягивания рабочей пружины 4 зависит от степени растяжения цепи двигателя автомобиля (не показана). Ползун 3, в свою очередь, взаимодействуя своим кольцевым выступом 8 с концом штока 2, толкает шток 2, который своим концом с утолщением 14 взаимодействует с башмаком (не показан), натягивая цепь двигателя автомобиля (не показана). При перемещении штока 2 зубья 13 выемки 12 штока 2 воздействуют на собачку 5, которая на небольшой угол поворачивается вокруг оси 15 против часовой стрелки, сжимая пружину 16. Движение штока 2 в обратном направлении блокируется пружиной 16, которая постоянно поджимает собачку 5 к штоку 2, вводя ее в зацепление с зубьями 13 штока 2. При этом индикатор износа, выполненный, например, в виде концевой части 9 ползуна 3, при нулевой степени растяжения цепи (не показана) имеет длину:

l≥lш,

где l - длина индикатора износа;

lш - длина рабочего хода штока.

При длительной работе двигателя его цепь постепенно вытягивается. При этом шток 2 под воздействием рабочей пружины 4 смещается в сторону цепи (не показана), поворачивает башмак (не показан) вокруг оси его крепления, который вновь натягивает цепь (не показана), вплоть до ее растяжения до расчетного состояния. Таким образом, натяжение цепи (не показана) постоянно компенсируется перемещением штока 2 в центральном отверстии 6 корпуса 1 под воздействия на него рабочей пружины 16.

При этом степень растяжения цепи (не показана) определяют измерением длины индикатора износа.

Например, при выполнении длины индикатора износа, выполненного в виде концевой части 9 ползуна 3, определение степени растяжения производят следующим образом.

При размере концевой части 9, равном длине рабочего хода штока 2 l=lш, максимальная степень растяжения цепи (не показана) определяется, когда концевая часть 9 полностью входит в корпус 1, при этом цепь (не показана) подлежит замене.

При размере концевой части 9, большем длины рабочего хода штока 2 l>lш, максимальная степень растяжения цепи (не показана) определяется при достижении минимального размера концевой части 11, после чего цепь (не показана) подлежит замене. Для визуального контроля минимального размера концевой части 11, например, на концевой части 9 размещаются контрольные метки «50% растяжения цепи», «100% растяжения цепи» и т.п.

Таким образом, указанный технический результат достигнут.

1. Способ натяжения цепи двигателя, заключающийся в том, что натяжение цепи производят посредством штока, размещенного в корпусе натяжителя и приводимого в движение ползуном, на котором расположена рабочая пружина с возможностью перемещения в ней ползуна, отличающийся тем, что ползун выполняют с индикатором износа, посредством которого определяют степень растяжения цепи путем измерения длины индикатора износа.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что индикатор износа выполняют в виде концевой части ползуна, выходящего за пределы корпуса.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что при нулевой степени растяжения цепи длину индикатора износа определяют, исходя из соотношения:
l≥lш,
где l - длина индикатора износа;
lш - длина рабочего хода штока.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что во избежание обратного хода штока корпус натяжителя дополнительно снабжают поворотной подпружиненной собачкой.

5. Натяжитель цепи двигателя автомобиля, содержащий цилиндрический корпус с центральным отверстием, установленные в центральное отверстие шток с продольной выемкой, имеющей множество зубьев, и ползун с кольцевым выступом, рабочую пружину и поворотную подпружиненную собачку, расположенную в корпусе и взаимодействующую с зубьями штока, при этом один из торцов корпуса имеет уступ, уменьшающий диаметр центрального отверстия, ползун взаимодействует с последним посредством кольцевого выступа, а рабочая пружина расположена на ползуне между уступом корпуса и кольцевым выступом ползуна с возможностью перемещения в ней ползуна, на конце которого, в нерабочем состоянии натяжителя, уставлен фиксатор, отличающийся тем, что ползун имеет индикатор износа, выполненный в виде концевой части ползуна, выходящей за пределы корпуса.

6. Натяжитель по п.5, отличающийся тем, что фиксатор выполнен в виде съемной чеки, а концевая часть ползуна имеет отверстие с возможностью установки в него съемной чеки.

7. Натяжитель по п.5 или 6, отличающийся тем, что индикатор износа при нулевой степени растяжения цепи имеет длину:
l≥lш,
где l - длина индикатора износа;
lш - длина рабочего хода штока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ременным передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для натяжения цепи, и может найти применение в механизме привода распределительного вала двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к области деталей машин и может быть использовано в зубчатоременных передачах при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента для сохранения синхронной работы ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) во время эксплуатации.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкции военных машин. .

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано на двигателях с приводом вспомогательных механизмов ремнем или цепью. .

Изобретение относится к натяжным устройствам цепных и ременных передач. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с гибкой связью. .

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в передаче для сообщения вращательного движения посредством бесконечных гибких элементов, например в механизме привода распределительного вала двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к натяжным устройствам для ременного привода. .

Изобретение относится к натяжному ролику (1) приводного механизма. Натяжной ролик (1) снабжен ремнём (24), регулировочным эксцентриком (5) и крепежным средством (8), посредством которого натяжной ролик (1) может быть закреплен на секции (2) машины. Регулировочный эксцентрик (5) и крепежное средство (8) совместно образуют фиксирующее устройство (17), с помощью которого может быть определено конечное положение регулировочного эксцентрика (5) и, тем самым, натяжного ролика (1). Ролик (1) выполнен с возможностью поворота в положении монтажа ремня, при этом упор (16) в силу собственного веса натяжного ролика (1) опирается на заплечик (15). Другой упор (20) опирается на заплечик (15) в нормальном рабочем положении. Достигается надёжность в работе путём фиксации натяжного ролика в определённых положениях. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Объектом изобретения является направляющая цепи с направляющим башмаком. Направляющий башмак (110) содержит направляющую поверхность (111), пластину (120), корпус пластины с установочным отверстием (133) и крепежный элемент (114). Введение пластины в корпус производится не снизу, а в другом направлении. Достигается эффективный отвод тепла. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 26 ил.

Изобретение относится к газораспределительным механизмам с гибкой связью, а более конкретно к направляющим цепной передачи. Направляющая цепи с направляющим башмаком содержит направляющий башмак и пластину, усиливающую направляющий башмак. Направляющий башмак содержит паз, выполненный на задней стороне направляющей поверхности. В паз снизу может быть вставлена пластина. Направляющий башмак имеет область высоких прижимных усилий в области точки крепления или точки контакта натягивающего устройства. В области низких прижимных усилий направляющая поверхность содержит канавку. Если в области высоких прижимающих усилий есть канавка, то ее ширина меньше ширины паза. Достигается увеличение срока службы. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Муфта сцепления с бесконечным гибким замкнутым фрикционным элементом в составе одномуфтового и двухмуфтового приводов содержит раму, подшипниковые узлы и узел управления. Кроме того, муфта имеет бесконечный гибкий замкнутый элемент, который в натянутом состоянии имеет возможность радиально воздействовать на фрикционные зоны ведущей и ведомой части муфты. Указанный элемент связан с рычагом управления, Напряженное состояние в материале фрикционного элемента на продольный сдвиг находится в пределах прочности материала, а при использовании двух натяжных роликов, установленных на одной рамке, может быть реализовано одновременно натяжение и большой угол охвата обеих частей муфты. Достигается упрощение конструкции. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Способ управления системой натяжения приводного ремня двигателя автомобиля содержит этап, на котором управляют системой натяжения приводного ремня для увеличения натяжения связанного с системой ремня до высокого уровня натяжения, в то время как производят выключение двигателя. Система натяжения приводного ремня двигателя автомобиля содержит исполнительный орган для изменения натяжения приводного ремня и контроллер натяжения ремня. Контроллер натяжения ремня выполнен с возможностью управления исполнительным органом, чтобы увеличивать натяжение приводного ремня до высокого уровня, в то время как производится выключение двигателя. Автомобиль содержит упомянутую систему натяжения приводного ремня двигателя. Достигается уменьшение задержек запуска двигателя за счет повышения эффективности работы системы натяжения ремня. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх