Система контроля вибрации и температуры с беспроводными датчиками и узел крепления пьезокерамического элемента в беспроводном датчике

(57) Заявленная группа изобретений относится к области измерительной техники. Система характеризуется наличием базовой станции и беспроводных датчиков, выполненных с возможностью обмена информацией по радиоканалам в цифровом формате благодаря использованию уникальных серийных номеров, выполненных без возможности изменения. Каждый датчик снабжен элементом питания, а базовая станция выполнена с возможностью связи с компьютером интерфейсом RS-485 и поддерживает протокол обмена данными Modbus RTU; питание базовой станции производится по двухпроводному интерфейсу; питание датчика обеспечивается индивидуальным элементом питания; датчик выполнен с возможностью установки на объекты контроля и установлен в изолирующий бокс. Узел крепления пьезокерамического элемента в беспроводном датчике, характеризующийся тем, что он содержит основание датчика, в основании выполнено шесть крепежных отверстий с резьбой; на основании датчика расположен слой слюды; на слое слюды расположен слой медной фольги; на слое медной фольги расположены два стальных кольца с зажатым между ними за внешний край пьезокерамическим элементом; кольца совместно с двумя слоями медной фольги образуют внутренний объем чувствительного элемента; на кольцах расположен слой медной фольги; на слое медной фольги расположен слой слюды; на слое слюды расположена крышка; в крышке выполнены шесть отверстий; вся конструкция стянута шестью болтами. Технический результат - повышение помехозащищенности и достоверности измерений. 2 н. и 6 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности может быть использовано при проведении контроля уровня вибрации в промышленных машинах и транспорте.

Из уровня техники известны системы контроля вибрации, в которых датчики вибрации устанавливаются в контрольных точках машины и ведут измерение одного из параметров вибрации, в которых сигнал по проводам передается на контроллер, с него на компьютер для контроля и сохранения данных (например, продукция фирмы РСВ Piezotronics, http://www.vibrtest.ru/продукция-piezotronics/дата обращения 23.03.2012 г.).

Технический результат, на решение которого направлено заявленное изобретение, достигается с помощью применения беспроводных технологий совместно с цифровыми каналами передачи информации, что дает снижение расходов на электрические кабели, снижение расходов и времени на монтаж оборудования. Также появляется возможность установки беспроводных датчиков на подвижные объекты, например буксы железнодорожных вагонов, где установка традиционных датчиков невозможна, в других местах, где установка проводных датчиков затруднительна или невозможна.

В системе контроля вибрации и температуры с беспроводными датчиками нет внешнего контроллера. Все функции по обработке и анализу сигнала датчик выполняет самостоятельно. Беспроводной датчик вибрации не нуждается в дорогих проводных интерфейсах. Датчик оснащен радиоканалом и передает все данные по радио. С выхода обычного датчика поступает аналоговый сигнал. В условиях промышленного применения, аналоговый сигнал сильно подвержен действию помех. Беспроводной датчик выдает сигнал в цифровой форме с контролем целостности и достоверности данных и не подвержен действию помех. Обычный датчик имеет разъемы подключения проводного интерфейса, который может быть загрязнен и выведен из строя. Беспроводной датчик не имеет никаких разъемов и является полностью герметичным.

При эксплуатации в реальных условиях завода или химического производства, соединительные провода, идущие от датчика, могут подвергаться воздействию различных агрессивных факторов. Защитить провода по всей длине, обеспечив целостность их изоляции, как правило, значительно сложнее, чем защитить отдельные датчики. В ряде случаев это может оказаться вообще невозможным. Защитить отдельный датчик значительно легче. Как один из вариантов (но не единственно возможный), датчик может быть помещен в изолирующий бокс. Что также является одним из желаемых технических результатов.

Система контроля вибрации и температуры с интеллектуальными беспроводными датчиками включает три основных функциональных части:

1) Беспроводные датчики.

2) Базовая станция или несколько станций.

3) Сервисное программное обеспечение.

Беспроводные датчики устанавливаются на объекты контроля и проводят периодическое измерение вибрации и температуры. Результаты измерения передаются на базовую станцию.

Беспроводной датчик состоит из тарированного пьезокерамического элемента, чувствительного к вибрации, работающей на изгиб.

Конструктивный элемент, обеспечивающий крепление элемента, известный из уровня техники, предполагает крепление за центральное отверстие.

Данная конструкция имеет ряд недостатков.

1) Использование одного центрального винта не позволяет равномерно распределять силу зажатия пьезокерамического элемента.

2) Необходимость использования дополнительного корпуса для экранирования и герметизации внутреннего пространства.

3) Малая жесткость всей конструкции, и как следствие, низкая резонансная частота.

Все эти недостатки усложняют конструкцию датчика, что делает его менее надежным, и как следствие, снижает надежность всей системы, использующей датчики. Низкая резонансная частота снижает достоверность датчика и всей системы в целом.

Желаемыми техническими результатами, на достижение которых направлено предлагаемое техническое решение, является устранение вышеописанных недостатков.

Устройство предлагаемого узла крепления пьезокерамического элемента содержит основание датчика, в основании выполнено шесть крепежных отверстий с резьбой; на основании датчика расположен слой слюды; на слое слюды расположен слой медной фольги; на слое медной фольги расположены два стальных кольца с зажатым между ними за внешний край пьезокерамическим элементом; кольца совместно с двумя слоями медной фольги образуют внутренний объем чувствительного элемента; на кольцах расположен слой медной фольги; на слое медной фольги расположен слой слюды; на слое слюды расположена крышка; в крышке выполнены шесть отверстий; вся конструкция стянута шестью болтами.

Слюда играет роль изолятора, но при этом не мешает распространению вибрации.

Фольга играет роль токопроводящего контакта и экранирующего элемента конструкции.

Регулируя силу затягивания болтов, добиваемся равномерного сжатия всей конструкции и наиболее ровной амплитуды частотной характеристики.

Преимущества предлагаемого узла крепления пьезокерамического элемента.

В предлагаемой конструкции крепление осуществляется за внешний край пьезокерамического элемента.

1) Зажатие пьезокерамического элемента осуществляется шестью болтами и позволяет равномерно распределить усилие сжатия по всему элементу.

2) Пьезокерамический элемент совместно с элементами крепления образует внутреннее замкнутое пространство и не требует использования дополнительного корпуса.

3) Так как в предлагаемой конструкции площадь крепления значительно больше, чем в известных узлах крепления, жесткость всей конструкции значительно повысилась и увеличилась собственная резонансная частота. Все это позволило отодвинуть резонанс далеко за пределы рабочего диапазона частот.

Пьезокерамический элемент преобразует вибрацию в электрический сигнал. Далее электрический сигнал поступает на схему первичной аналоговой обработки сигнала. После первичной аналоговой обработки аналоговая схема выдает сигнал по трем независимым каналам. Канал виброускорения, виброскорости и виброперемещения. Далее все три сигнала поступают на схему цифровой обработки сигнала. В схеме цифровой обработки сигнал преобразуется аналогово-цифровым преобразователем в три цифровые последовательности (временные реализации). Далее проводится математическая обработка каждой временной реализации. Также схема цифровой обработки сигнала производит измерение температуры основания корпуса датчика. В результате обработки получается следующий набор выходных параметров:

1) Пиковое значение положительной части сигнала ускорения.

2) Пиковое значение отрицательной части сигнала ускорения.

3) Среднеквадратическое значение ускорения.

4) Пиковое значение положительной части сигнала скорости.

5) Пиковое значение отрицательной части сигнала скорости.

6) Среднеквадратическое значение скорости.

7) Пиковое значение положительной части сигнала перемещения.

8) Пиковое значение отрицательной части сигнала перемещения.

9) Среднеквадратическое значение перемещения.

10) Температура основания корпуса датчика.

Далее полученные результаты передаются по радиоканалу в базовую станцию в цифровом формате.

Базовая станция сохраняет принятые от датчиков данные в собственной базе данных и предоставляет их по запросу от сервисного программного обеспечения. Данная система может функционировать как автономно, с фирменным программным обеспечением, так и совместно с программным обеспечением сторонних производителей.

Базовая станция состоит из схемы радиоканала (трансивера), микропроцессора, схемы сопряжения с интерфейсом RS-485. Данные от датчика по радиоканалу поступают в трансивер. Трансивер проверяет целостность принятых данных, проводит проверку на наличие ошибок контрольной суммы (CRC). В случае если при передаче данные были частично или полностью потеряны, переданы поврежденными помехами, или как-либо искажены, датчик выполняет повторную передачу данных. Таким образом, гарантируется целостность и достоверность переданных данных. Далее трансивер сохраняет принятые данные в собственном промежуточном буфере временного хранения. Буфер имеет тип организации пространства памяти FIFO. Далее трансивер сообщает микропроцессору о наличии принятых от датчика данных. Процессор считывает из трансивера принятые данные. Извлекает из принятых данных серийный номер датчика. Находит в собственной базе данных адрес, которому соответствует данный серийный номер, и сохраняет по этому адресу принятые данные. В качестве варианта применения предлагаемого технического решения серийные номера датчикам присваиваются во время загрузки в них микрокода и являются уникальными. Возможен вариант изготовления серийного номера датчика, при котором его изменение невозможно. Это обеспечивает безошибочную идентификацию датчика базовой станцией по его серийному номеру. Каждая базовая станция тоже имеет индивидуальный серийный номер в качестве одного из возможных вариантов, выполненный без возможности изменения. Все серийные номера выполнены с возможностью их передачи по каналам обмена информацией. Это позволяет объединять несколько базовых станций в единую сеть и безошибочно идентифицировать их. Одна базовая станция способна принимать данные и вести базу данных от 32 датчиков одновременно и независимо друг от друга. Сохраненные данные могут быть прочитаны из базы данных компьютером в любое время. С компьютером базовая станция связана интерфейсом RS-485 и поддерживает протокол обмена данными Modbus RTU. Питание базовой станции производится по двухпроводному интерфейсу токовая петля 4-20 мА, а питание датчика обеспечивается индивидуальным элементом питания. Ток потребления базовой станции в активном режиме не превышает 20 мА. Это позволяет питать базовую станцию через стандартный барьер искра защиты и размещать базовую станцию во взрывоопасной зоне.

Сервисное программное обеспечение устанавливается на компьютер оператора, специалиста отдела диагностики вибрации или сервер хранения баз данных. Компьютер подключается к стандартной сети RS-485. Сервисное программное обеспечение производит:

1) Конфигурацию сети.

2) Настройку и конфигурацию базовых станций.

3) Конфигурацию беспроводных датчиков.

4) Графическое и цифровое отображение уровней вибрации и температуры любого из установленных датчиков.

5) Ведение общей базы данных.

6) Резервное копирование и архивирование баз данных.

1) Ведение логов действий по конфигурации и настройки всех компонентов системы.

2) Автоматическое слежение за превышением предупредительных и аварийных уровней вибрации, и температуры.

Обмен данными и командами между сервисным программным обеспечением и базовыми станциями производится в соответствии со спецификацией протокола Modbus RTU.

Базовая станция может быть выполнена с возможностью соединения, по крайней мере, с еще одной базовой станцией проводом.

Благодаря применению стандартных интерфейса и протокола передачи данных, датчики вибрации и базовая станция могут работать как с фирменным программным обеспечением, так и с программными комплексами сторонних производителей, например системами типа АСУТП и SCADA.

Пример построения системы контроля.

Для примера рассмотрим построение системы для контроля нескольких машин находящихся в одном цеху.

Общее число точек контроля 96 штук. Удалённость цеха от операторного зала 1600 метров. Для построения системы потребуется 96 беспроводных датчиков, 3 базовых станции, 3 барьера искра защиты, 1 источник электропитания на 24 вольта и ток более 0.06 ампера, четырёхпарный магистральный кабель типа UTP 1600 метров, компьютер оператора, оснащённый интерфейсом RS-485, или сервер. Датчики устанавливаются на машины в точках контроля вибрации и температуры. Базовые станции располагаются на стенах помещения или под потолком. Связь между базовыми станциями и датчиками производится по радиоканалу. Магистральный провод соединяет базовые станции с компьютером оператора и источником электропитания. Питание в магистраль подаётся через барьеры искра защиты. Каждая базовая станция питается через отдельный барьер искра защиты. Соединение компьютера с магистральным кабелем осуществляется через стандартный интерфейс RS-485. В результате такая система позволяет вести контроль уровня вибрации и температуры в 96 точках контроля, отображать результаты измерений в графическом и цифровом виде, вести историю измерений, отслеживать превышение предупредительных и аварийных уровней, вести анализ статистики изменения вибрации и температуры.

1. Система контроля вибрации и температуры с беспроводными датчиками, характеризующаяся наличием базовой станции и, по крайней мере, одного беспроводного датчика, при этом базовая станция и беспроводные датчики выполнены с возможностью обмена информации по радиоканалам в цифровом формате, каждый датчик и базовая станция имеют уникальные серийные номера, выполненные без возможности изменения, причем каждый датчик снабжен элементом питания и помещен в изолирующий бокс.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что серийный номер выполнен с возможностью передачи при обмене информацией.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что базовая станция выполнена с возможностью связи с компьютером интерфейсом RS-485 и поддерживает протокол обмена данными Modbus RTU.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что питание базовой станции производится по двухпроводному интерфейсу.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что питание датчика обеспечивается индивидуальным элементом питания.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что датчик выполнен с возможностью установки на объекты контроля.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что базовая станция выполнена с возможностью соединения, по крайней мере, с еще одной базовой станцией проводом.

8. Узел крепления пьезокерамического элемента в беспроводном датчике, характеризующийся тем, что он содержит:
основание датчика,
причем в основании выполнено шесть крепежных отверстий с резьбой,
на основании датчика расположен слой слюды,
на слое слюды расположен слой медной фольги,
на слое медной фольги расположены два стальных кольца с зажатым
между ними за внешний край пьезокерамическим элементом,
кольца совместно с двумя слоями медной фольги образуют внутренний
объем чувствительного элемента,
на кольцах расположен слой медной фольги,
на слое медной фольги расположен слой слюды,
на слое слюды расположена крышка,
в крышке выполнены шесть отверстий,
при этом вся конструкция стянута шестью болтами.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к измерительной технике и может быть использована для определения параметров гидроакустических пьезоэлектрических преобразователей.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения мощности гидроакустических излучателей разного типа, входящих в состав гидролокаторов, систем гидроакустической связи, телеметрии, комплексов гидроакустического телеуправления и т.д., в процессе их диагностики в реальных условиях эксплуатации.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к виброметрии, и может быть использовано для измерения амплитуды механических колебаний поверхностей твердых тел в диапазоне звуковых и ультразвуковых частот, в частности для измерения амплитуды колебаний многополуволновых излучателей переменного сечения ультразвуковых колебательных систем, используемых в составе аппаратов, предназначенных для интенсификации технологических процессов.

Изобретение относится к мониторингу промышленного оборудования, в частности к датчику скорости. .

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к датчику пульсовой волны. .

Изобретение относится к области проверки метрологических характеристик виброизмерительных преобразователей (датчиков) и определения возможности их дальнейшего использования без демонтажа с объекта эксплуатации.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано, в частности, в балансировочных станках, динамометрах, акселерометрах и других приборах и оборудовании.

Изобретение относится к измерительным устройствам и предназначено для работы в датчиках вибрации. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а конкретно к пьезоэлектрическим акселерометрам, в которых элементом преобразования механических колебаний в электрический сигнал является пьезоэлектрический материал и которые могут быть использованы для измерения вибрации машин.

Изобретение относится к электрическим испытаниям электрооборудования на восприимчивость к электромагнитному воздействию. Способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному воздействию, в котором испытуемую систему управления в составе транспортного средства подвергают импульсному воздействию электромагнитного излучения с помощью генератора грозового разряда. Испытуемую систему подвергают воздействию заданного количества несинхронизированных импульсов электромагнитного излучения, при этом количество импульсов электромагнитного излучения рассчитывают из формулы. Решение позволяет более достоверно оценить электромагнитную стойкость системы управления двигателем. 1 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники. Предварительно определяют первичное действительное значение коэффициента преобразования преобразователя, а непосредственно после установки вибропреобразователя на место эксплуатации определяют и запоминают емкость вибропреобразователя с кабелем и конструктивный коэффициент. При периодической поверке принудительные механические колебания возбуждают в поверяемом установленном на месте эксплуатации пьезоэлектрическом вибропреобразователе (ПВП) путем подачи на его электроды электрического гармонического сигнала переменной частоты. Измеряют частоты установочного резонанса и антирезонанса и емкость вибропреобразователя вместе с соединительным кабелем. Корректируют текущее значение конструктивного коэффициента ПВП по сравнению с его значением, полученным при первичной поверке. По полученным значениям параметров, отражающих текущее техническое состояние поверяемого ПВП, вычисляют его действительный коэффициент преобразования и неравномерность частотной характеристики в рабочем диапазоне частот на дату поверки. Технический результат заключается в возможности периодической поверки пьезоэлектрического вибропреобразователя без демонтажа его с места установки. 1 ил., 4 табл.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для дистанционной поверки пьезоэлектрических приемников. Способ контроля заключается в подаче на дистанционные приемники, состоящие из инерционной массы, пьезоэлемента и усилителя заряда, от генератора синусоидальных колебаний тестовых сигналов различной частоты и определении отклика приемника. Затем осуществляется определение резонансной и антирезонансной частот, при которых выходной сигнал приемника достигает соответственно максимального и минимального значений. По величинам измеренных частот и коэффициента передачи усилителя определяют коэффициент преобразования приемника, динамический коэффициент электромеханической связи и коэффициент механической добротности поверяемого приемника. При этом тестовый сигнал имеет монотонно изменяющуюся частоту, а постоянная приемника определяется основе инерционной массы поверяемого приемника и емкости отрицательной связи усилителя заряда поверяемого приемника. После определения коэффициента механической добротности приемники отбраковывают при условии, что величина добротности меньше 30. Технический результат - расширение функциональных возможностей за счет обеспечения дистанционного контроля пьезоприемников. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Использование: для измерения параметров продольной вибрации наконечника ультразвукового волновода. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют передачу виброускорения наконечника волновода на измерительный преобразователь, преобразующий энергию механических колебаний в электрический сигнал с известным по результатам калибровки коэффициентом преобразования по ускорению, передачу этого сигнала по кабелю к измерительному прибору, измерение этого сигнала с последующим его пересчетом в величину ускорения, при этом передача ускорения осуществляется на гидрофон с пьезокерамическим элементом, свободно опирающийся своим пьезоэлементом на вибрирующий наконечник. Технический результат: обеспечение возможности проведения измерений виброускорения наконечника волновода в условиях, когда закрепление на нем вибродатчика не представляется возможным. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.

Изобретение относится к электрическим испытаниям транспортных средств. В способе испытаний электрооборудования автотранспортных средств на восприимчивость к внешнему электромагнитному полю испытываемое электрооборудование устанавливают в бортовую сеть транспортного средства и подвергают воздействию внешнего излучения с заданными параметрами. На каждой частоте воздействующего излучения транспортное средство позиционируется в горизонтальной плоскости по отношению к внешнему источнику электромагнитного поля в диапазоне определенных углов. Во время испытаний угловая скорость вращения транспортного средства относительно внешнего источника излучения не должна превышать 5 град/с. При этом минимальное расстояние между внешним источником излучения и транспортным средством выбирается исходя из максимального линейного размера транспортного средства в горизонтальной плоскости и угла главного лепестка диаграммы направленности в горизонтальной плоскости внешнего источника излучения. Повышается полнота определения помехоустойчивости. 2 ил.
Наверх