Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач



Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач
Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач
Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач
Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач
Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач
Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач

 


Владельцы патента RU 2514381:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Камская государственная инженерно-экономическая академия" (ИНЭКА) (RU)

Изобретение относится к конструкции модульных автоматических ступенчатых планетарных коробок передач (АКП) транспортных средств. Модульная коробка передач имеет планетарную систему, модулем которой является универсальный многопоточный дифференциальный механизм, в котором водило (5) с тремя парами сцепленных трехвенцовых сателлитов является общим для первого, второго и третьего планетарных рядов. Водило, коронное колесо первого планетарного ряда, коронное колесо второго планетарного ряда и солнечная центральная шестерня третьего планетарного ряда связаны соответственно фрикционными тормозами с картером коробки передач. Коронное колесо является выходным звеном коробки передач. Использование в кинематической схеме АКП универсального многопоточного дифференциального механизма в качестве модуля и дополнительных планетарных рядов позволяет реализовать различные варианты конструкций. Достигается повышение КПД коробки передач. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции автоматических ступенчатых планетарных коробок передач (АКП), которые могут быть использованы в автоматических трансмиссиях транспортных средств.

Использование коробок передач планетарного типа в автоматических трансмиссиях транспортных средств обусловлено возможностью получения малогабаритной, компактной по компоновке конструкции, легко вписывающейся в ограниченное габаритами кузова пространство, обеспечивающие экономичность, динамичность, комфорт, безопасность движения.

В настоящее время планетарные коробки передач, используемые для легковых и грузовых автомобилей, а также гусеничной техники военного и гражданского назначения, и состоящие из трех, четырех планетарных рядов, обеспечивают шесть или семь передач переднего хода. Для увеличения количества передач, например, для получения восьми или более передач переднего хода, используют или большее количество планетарных рядов, что усложняет конструкцию коробки передач или увеличивают количество степеней свободы, что усложняет систему управления коробкой передач. К тому же при переключении передач происходит разрыв потока мощности, так как выключается сразу несколько элементов управления.

В качестве аналога служит шестискоростная АКП немецкой фирмы ZF 6НР26 [Харитонов С.А. Автоматические коробки передач, М., «Астрель-АТС», 2003 г.], которая исполнена на основе планетарной системы Равиньо и включает в себя: одно водило с тремя парами сцепленных сателлитов, где каждая пара сателлитов состоит из одного большого и одного малого сателлита; две независимые солнечные центральные шестерни, находящихся в зацеплении с парами сателлитов водила; одно коронное колесо, являющееся выходным звеном.

Используя в качестве входных звеньев поочередно обе центральные солнечные шестерни, планетарная система обеспечивает следующие передачи: нейтральную; понижающие (первую и вторую передачи); прямую; заднюю передачу.

При использовании кинематической схемы планетарной системы Равиньо с дополнительным планетарным рядом, в которой фрикционные блокирующие муфты соединяют солнечные центральные шестерни с ведущим звеном не напрямую, а через дополнительный планетарный редуктор, число передач увеличивается до шести при одновременном включении двух управляющих элементов.

За прототип взят патента РФ №2384773.

Заявляемое изобретение направлено на развитие существующего прототипа за счет достижения технического результата, который заключается:

- в увеличении диапазона изменения передаточных отношений;

- в обеспечении гармоничности шага передаточных чисел в пределах диапазона;

- в улучшении тягово-динамической и топливно-экономической характеристик за счет увеличения числа передач от 4-х до 14-ти;

- в уменьшении сложности системы управления и энерговооруженности коробки передач;

- в увеличении КПД коробки передач;

- в расширении типов транспортных средств, на которые можно установить данную коробку передач.

Диапазон, число передач и шаг между передачами являются основными характеристиками АКП. С целью наиболее эффективного использования мощности двигателя при работе автомобиля с различной степенью загрузки и в различных дорожных условиях необходимо увеличивать диапазон передаточных чисел АКП, число передач с шагом между передачами, соответствующим геометрической прогрессии.

АКП с тремя степенями свободы характеризуются коэффициентом КИ использования элементов управления, который равен отношению реализуемой комбинации попарного включения элементов управления к числу всех возможных их комбинаций. При полном использовании элементов управления КИ=1. В настоящее время широкое распространение в трансмиссиях колесных и гусеничных машин получили АКП, у которых КИ=0,5…0,7 [Шарипов В.М. Конструирование и расчет тракторов, М., Машиностроение, 2004 г.].

Указанной технический результат достигается тем, что модульная автоматическая ступенчатая коробка передач имеет планетарную систему, модулем которой является универсальный многопоточный дифференциальный механизм, в котором водило универсального многопоточного дифференциального механизма с тремя парами сцепленных трехвенцовых сателлитов является общим для первого, второго и третьего планетарных рядов, образуемых двумя независимыми солнечными центральными шестернями, сцепленными трехвенцовыми сателлитами и тремя коронными зубчатыми колесами, где солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда образует со сцепленными трехвенцовыми сателлитами и тремя коронными зубчатыми колесами первого, второго, третьего планетарных рядов три дифференциальных механизма со смешанным зацеплением, а со сцепленными трехвенцовыми сателлитами и центральной солнечной шестерней тертьего планетарного ряда четвертый дифференциальный механизм с внешним зацеплением, водило связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо первого планетарного ряда связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо второго планетарного ряда связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, солнечная центральная шестерня третьего планетарного ряда связана фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо третьего планетарного ряда является выходным звеном коробки передач.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата. Наличие смешанного зацепления в дифференциальных механизмах, образуемых в первом, втором, третьем рядах и внешнего зацепления в четвертом дифференциальном механизме, позволяет обеспечить гармоничность шага передаточных чисел в пределах диапазона. Короткие кинематические цепи, в которых реализуется передача мощности за счет сложения двух движений, одним из которых является переносное движение водила, а вторым - относительное движение звеньев, обеспечивает повышение КПД АКП. Использование в кинематической схеме АКП универсального многопоточного дифференциального механизма позволяет реализовать различные варианты конструкций с различным числом передач, при неполном использовании элементов управления, характеризующимся коэффициентом КИ, значение которого в различных вариантах конструкций изменяется в диапазоне КИ=0,5…1,0.

В варианте конструкции, когда входным звеном является соединенная с входным звеном солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма, при последовательном включении только одного управляющего элемента получаем четыре передачи: нейтральную; понижающую (1-3 передачи); заднюю передачи.

В варианте конструкции, когда входным звеном является соединенная с входным звеном солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма и имеется фрикционная блокирующая муфта, связывающая солнечную центральную шестерню первого планетарного ряда с водилом, при последовательном включении только одного управляющего элемента получаем пять передач: нейтральную; понижающую (1-3 передачи); прямую; заднюю передачи.

В варианте конструкции, предусматривающем возможность последовательного соединения входного звена коробки передач с солнечной центральной шестерней первого планетарного ряда и водилом с помощью фрикционных блокирующих муфт и одновременным включением одного из управляющих элементов получаем девять передач: нейтральную; понижающие (1-5 передачи); прямую; повышающие (7-8 передачи); заднюю передачи.

В варианте конструкции, реализующем использование дополнительного повышающего с положительным внутренним передаточным отношением планетарного ряда (делителя) совместно с универсальным многопоточным дифференциальным механизмом, при включении и выключении поочередно фрикционного тормоза делителя, а затем одного из управляющих элементов универсального многопоточного дифференциального механизма, получаем десять передач: нейтральную; понижающие (1-6 передачи); прямую; повышающую (8 передача); заднюю передачи (1-2 передачи).

В варианте конструкции, реализующем использование дополнительного понижающего планетарного ряда с отрицательным внутренним передаточным отношением большим единицы совместно с универсальным многопоточным дифференциальным механизмом, последовательное соединение входного звена коробки передач с солнечной центральной шестерней первого планетарного ряда, водилом универсального многопоточного дифференциального механизма с помощью фрикционных блокирующих муфт и водила дополнительного планетарного ряда фрикционной блокирующей муфтой с солнечной центральной шестерней первого планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма, при одновременном включении одного из управляющих элементов универсального многопоточного дифференциального механизма получаем четырнадцать передач: нейтральную; понижающие (1-9 передачи); прямую; повышающие (11-12 передачи); заднюю передачи (1-2 передачи).

Заявляемое изобретение предназначено для использования автоматических ступенчатых планетарных коробок передач в трансмиссиях передне- и заднеприводных автомобилей различного назначения.

Вариант конструкций автоматических ступенчатых планетарных коробок передач, предназначенных для заднеприводных автомобилей, предусматривает использование дополнительного дифференциального механизма с внутренним передаточным отношением, равным единице. Солнечная центральная шестерня третьего планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма находится внутри него, что затрудняет возможность торможения данного звена. Это особенно важно при использовании предлагаемых вариантов конструкций в трансмиссиях заднеприводных автомобилей. Предлагаемое изобретение обеспечивает соединение фрикционным тормозом солнечной центральной шестерни третьего планетарного ряда с картером АКП.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами, где изображены:

на фиг.1 - кинематическая схема модульной автоматической четырехступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля с универсальным многопоточным дифференциальным механизмом;

на фиг.2 - кинематическая схема модульной автоматической пятиступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля;

на фиг.3 - кинематическая схема модульной автоматической девятиступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля;

на фиг.4 - кинематическая схема модульной автоматической десятиступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля;

на фиг.5 - кинематическая схема модульной автоматической четырнадцатиступенчатой планетарной коробки передач для переднеприводного автомобиля;

на фиг.6 - кинематическая схема дополнительного планетарного ряда, встраиваемого во все варианты конструкций, при использовании модульных автоматических ступенчатых планетарных коробок передач для заднеприводных автомобилей.

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.1), реализующая три передачи прямого хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, четыре фрикционных тормоза 11, 12, 13, 14 и универсальный многопоточный дифференциальный механизм, в состав которого входит общее водило 5 с тремя планетарными рядами.

Первый планетарный ряд состоит из солнечной центральной шестерни 1, водила 5 сателлитов 2-2" и коронного колеса 6. Второй планетарный ряд состоит из водила 5, сцепленных сателлитов 2', 3 и коронного колеса 7. Третий планетарный ряд состоит из солнечной центральной шестерни 4, водила 5 сателлитов 3'-3" и коронного колеса 8.

В то же время первый планетарный ряд, сцепленные трехвенцовые сателлиты 2"-2-2', 3-3'-3" и коронное колесо 8 представляет собой дифференциальный механизм с отрицательным значением передаточного отношения между коронными колесами 6 и 8.

Солнечная центральная шестерня 1, второй планетарный ряд, сателлиты 3'-3", коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с положительным значением передаточного отношения между коронными колесами 7 и 8.

Солнечная центральная шестерня 1, водило 5, сцепленные сателлиты 2-2', 3-3'-3", солнечная центральная шестерня 4 и коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с отрицательными значениями передаточных отношений между солнечными центральными шестернями 1, 4 и между солнечной центральной шестерней 4 и коронным колесом 8, с положительным значением передаточного отношения между солнечной шестерней 1 и коронным колесом 8.

Таким образом, универсальный многопоточный дифференциальный механизм представляет собой совокупность четырех дифференциальных механизмов с входным звеном, которым является солнечное колесо 1, выходным - коронная шестерня 8 и общим для всех четырех дифференциальных механизмов водилом 5.

Число степеней свободы данного механизма равно двум, для его кинематической определенности необходимо задавать две связи или два закона движения каких-либо звеньев. При постоянном числе оборотов звена 1, равном n1, необходимо задать какую-либо частоту вращения еще одному из звеньев механизма - например, затормозить одно из звеньев.

При торможении коронного колеса одного из планетарных рядов многопоточного дифференциального механизма сателлиты этого ряда начинают обкатываться по заторможенному коронному колесу, передавая крутящий момент через оси на водило 5, которое при этом будет совершать переносное движение. Далее переносное движение водила 5 передается на звено 8, соединенное с выходным валом. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент.

Передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 8 = i 1 5 p i 5 8 p ,     ( 1 )

где i 1 5 p - передаточное число между входным валом и водилом при заторможенном звене р;

i 5 8 p - передаточное число между водилом и выходным валом при заторможенном звене р.

При торможении водила 5 механизм превращается в обычный рядный редуктор, передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 8 = i 1 2 i 2 1 3 i 3 11 8 .     ( 2 )

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.2), реализующая четыре передачи прямого хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, одну фрикционную блокирующую муфту 15, четыре фрикционных тормозов 11, 12, 13, 14 и универсальный многопоточный дифференциальный механизм, в состав которого входит общее водило 5 с тремя планетарными рядами.

Первый планетарный ряд состоит из солнечной центральной шестерни 1, водила 5 сателлитов 2-2" и коронного колеса 6. Второй планетарный ряд состоит из водила 5, сцепленных сателлитов 2', 3 и коронного колеса 7. Третий планетарный ряд состоит из солнечной центральной шестерни 4, водила 5 сателлитов 3'-3" и коронного колеса 8.

В то же время первый планетарный ряд, сцепленные трехвенцовые сателлиты 2"-2-2', 3-3'-3" и коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с отрицательным значением передаточного отношения между коронными колесами 6 и 8.

Солнечная центральная шестерня 1, второй планетарный ряд, сателлиты 3'-3", коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с положительным значением передаточного отношения между коронными колесами 7 и 8.

Солнечная центральная шестерня 1, водило 5, сцепленные сателлиты 2-2', 3-3'-3", солнечная центральная шестерня 4 и коронное колесо 8 представляют собой дифференциальный механизм с отрицательными значениями передаточных отношений между солнечными центральными шестернями 1, 4 и между солнечной центральной шестерней 4 и коронным колесом 8, с положительным значением передаточного отношения между солнечной шестерней 1 и коронным колесом 8.

Таким образом, универсальный многопоточный дифференциальный механизм представляет собой совокупность четырех дифференциальных механизмов с входным звеном, которым является солнечное колесо 1, выходным - коронная шестерня 8 и общим для всех четырех дифференциальных механизмов водилом 5.

Число степеней свободы данного механизма равно двум, для его кинематической определенности необходимо задавать две связи или два закона движения каких-либо звеньев. При постоянном числе оборотов звена 1, равном n1, необходимо задать какую-либо частоту вращения еще одному из звеньев механизма - например, затормозить одно из звеньев.

При торможении коронного колеса одного из планетарных рядов универсального многопоточного дифференциального механизма, сателлиты этого ряда начинают обкатываться по заторможенному коронному колесу, передавая крутящий момент через оси на водило 5, которое совершает переносное движение. Далее переносное движение водила 5 передается на звено 8, соединенное с выходным валом. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент.

Передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 8 = i 1 5 p i 5 8 p ,     ( 3 )

где i 1 5 p - передаточное число между входным валом и водилом при заторможенном звене р;

i 5 8 p - передаточное число между водилом и выходным валом при заторможенном звене р.

При торможении водила 5 механизм превращается в обычный рядный редуктор, передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 8 = i 1 2 i 2 1 3 i 3 11 8 .     ( 4 )

Входное звено 9, связанное с солнечной центральной шестерней 1, может быть соединено фрикционной блокирующей муфтой 15 с водилом 5. В результате такого соединения звено 1 и звено 5 универсального многопоточного дифференциального механизма получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.3), реализующая восемь передач прямого хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, пять фрикционных тормозов 11, 12, 13, 14, 18 и универсальный многопоточный дифференциальный механизм. Входными звеньями универсального многопоточного дифференциального механизма являются солнечная центральная шестерня 1 и водило 5, которые могут соединяться с помощью фрикционных блокирующих муфт 16, 17 с входным звеном 9 коробки передач.

При торможении коронного колеса одного из планетарных рядов универсального многопоточного дифференциального механизма или солнечной центральной шестерни первого планетарного ряда, сателлиты этого ряда начинают обкатываться по заторможенному звену, передавая крутящий момент через оси на водило 5, которое при этом будет совершать переносное движение. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент. Далее переносное движение водила 5 передается на звено 8, соединенное с выходным валом.

При включенной фрикционной блокирующей муфте 17 и последовательном включении одного из тормозов передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 8 = i 1 5 p i 5 8 p ,     ( 5 )

При включенной фрикционной блокирующей муфте 16 и последовательном включении одного из тормозов, передаточное отношение между входным 5 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 5 8 = i 5 8 p .   (6)

При включенной фрикционной блокирующей муфте 17 и торможении водила 5 фрикционным тормозом 12, механизм превращается в обычный рядный редуктор, передаточное отношение между входным 1 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 1 8 = i 1 2 i 2 1 3 i 3 11 8 .     ( 7 )

При одновременном включении фрикционных блокирующих муфт 16, 17, звено 1 и звено 5 универсального многопоточного дифференциального механизма получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

Данная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач является трехстепенной, так как для получения какой-либо определенной передачи требуется включение одной из фрикционных блокирующих муфт и одного фрикционного тормоза, то есть двух управляющих элементов одновременно и характеризуется коэффициентом использования элементов управления КИ=0,77.

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.4), реализующая восемь передач прямого хода и две передачи заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, блокирующую муфту 24 и фрикционные тормоза 11, 12, 13, 14, 23, многопоточный дифференциальный механизм, дополнительный повышающий планетарный механизм (делитель) с положительным внутренним передаточным отношением, меньшим единицы, который состоит из входного звена 9, соединенного с ведущей солнечной шестерней 19, водила 22 с двухвенцовыми сателлитами 20-20', выходной солнечной шестерни 21, муфты свободного хода 25, установленной между солнечной шестерней 21 и водилом 22.

При постоянном числе оборотов звена 9 необходимо задавать какую-либо частоту вращения еще одному или двум из звеньев автоматической ступенчатой коробки передач - например, затормозить одно или два звена. При необходимости одновременного торможения двух звеньев, одним из звеньев является водило делителя, а вторым - тормозное звено универсального многопоточного дифференциального механизма.

При отсоединенном фрикционном тормозе 23 водило 22 стремится иметь число оборотов больше, чем число оборотов звена 21, муфта свободного хода 25 блокирует делитель, при этом число оборотов выходного звена делителя 21 равно числу оборотов входного звена 9 коробки передач.

В этом случае осуществляется торможение только одного звена универсального многопоточного дифференциального механизма и передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 8 = i 9 1 22 i 1 5 p i 5 8 p ,     ( 8 )

где i 9 1 22 - передаточное число между входным 9 валом и входным звеном универсального многопоточного дифференциального механизма при заторможенном водиле 22.

При торможении фрикционным тормозом 23 водила 22 делителя он преобразуется в мультипликатор с повышенным числом оборотов выходного звена 21, передаточное отношение между входным валом 9 и выходным звеном 21 определяется выражением:

i 9 1 22 = i 19 20 i 20 21 .    (9)

В этом случае одновременно с фрикционным тормозом 23 включается один из фрикционных тормозов 11, 12, 13, 14, передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 8 = i 9 1 22 i 1 5 p i 5 8 p .     ( 10 )

С целью реализации прямой передачи одновременно отсоединяются фрикционные тормоза делителя и многопоточного дифференциального механизма и соединяется солнечная центральная шестерня 4 многопоточного дифференциального механизма с помощью фрикционной блокирующей муфты 24 с коронным колесом 8, звено 4 и звено 8 получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма, и он работает как жесткий вал совместно с выходным звеном 21 делителя, который заблокирован муфтой свободного хода 25.

С целью реализации повышенной передачи одновременно включаются фрикционный тормоз 23 делителя и фрикционная блокирующая муфта 24. При этом многопоточный дифференциальный механизм блокируется и число его оборотов становится равным повышенному числу оборотов выходного вала 21 делителя.

Данная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач характеризуется коэффициентом использования элементов управления

КИ=0,77.

Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг. 5), реализующая двенадцать передач прямого хода и две передачи заднего хода, содержит картер 10, входное звено 9, выходное звено 8, три фрикционных блокирующих муфт 16, 17, 30, пять фрикционных тормозов 11, 12, 13, 14, 18, универсальный многопоточный дифференциальный механизм, дополнительный понижающий планетарный ряд с отрицательным внутренним передаточным отношением, большим единицы, который состоит из ведущего коронного колеса 28, водила 29, сателлитов 27 и неподвижно закрепленной солнечной шестерни 26.

При постоянном числе оборотов звена 9 возможно последовательное задание частоты вращения одному из двух звеньев - солнечной центральной шестерне 1 с помощью фрикционной блокирующей муфты 17 или водилу 5 последовательно с помощью фрикционной блокирующей муфты 16, а затем с помощью фрикционной блокирующей муфты 30.

При последовательном торможении коронных колес одного из планетарных рядов универсального многопоточного дифференциального механизма, сателлиты этого ряда начинают обкатываться по коронному колесу, передавая крутящий момент через оси на водило 5, которое совершает переносное движение. При этом тормоз коронного колеса воспринимает реактивный момент. Далее переносное движение водила 5 передается на звено 8, соединенное с выходным валом.

При включенной фрикционной блокирующей муфте 17 и последовательном включении фрикционных тормозов, передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 8 = i 1 5 p i 5 8 p .     ( 11 )

При включенной фрикционной блокирующей муфте 16 и последовательном включении фрикционных тормозов передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 8 = i 5 8 p .   (12)

При включенной фрикционной блокирующей муфте 30 и последовательном включении фрикционных тормозов, передаточное отношение между входным 9 и выходным 8 звеньями определяется выражением:

i 9 8 = i 9 5 p i 5 8 p   , (13)

где i9_5 - передаточное число между входным 9 валом и входным звеном 5 универсального многопоточного дифференциального механизма при включенной фрикционной блокирующей муфте 30.

При одновременном включении фрикционных блокирующих муфт 16, 17 универсального многопоточного дифференциального механизма, водило 5 и солнечная центральная шестерня 1 получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

Данная коробка передач является трехстепенной, так как для получения какой-либо определенной передачи требуется включение двух из управляющих элементов, и характеризуется коэффициентом использования элементов управления КИ=0,57.

Дополнительный планетарный ряд (фиг.6), встраиваемый во все варианты конструкций, при использовании автоматических ступенчатых планетарных коробок передач для заднеприводных автомобилей, включает в себя солнечную шестерню 31, которая соединена с коронным колесом 8, солнечную центральную шестерню 4, которая соединена с водилом 34 дополнительного планетарного ряда, сателлиты 32-32', выходную солнечную шестерню 33 и фрикционный тормоз 35, с помощью которого солнечная центральная шестерня 4 может соединяться с картером АКП. При передаточном отношении, равном единице, крутящий момент на водиле 34 равен нулю, а число оборотов и направление вращения водила 34 могут иметь любые значения, не оказывая при этом никакого влияния на параметры движения звена 34. Это позволяет осуществлять передачу движения от звена 31 на звено 33 без изменения при любом направлении движения и любой угловой скорости (включая ноль) водила 34.

Предлагаемая согласно изобретению модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.1) работает следующим образом. После начала движения транспортного средства последовательным переключением передач от 1-й до 3-й осуществляется его разгон до требуемой скорости движения. В нейтральном положении ни один из фрикционных элементов управления не включен.

На первой передаче переднего хода включается фрикционный тормоз 12, при этом угловая скорость водила 5 становится равной нулю.

При торможении водила 5 универсальный многопоточный дифференциальный механизм работает как рядный редуктор. Крутящий момент с входного звена 9 передается на солнечную центральную шестерню 1 первого планетарного ряда, а с солнечной центральной шестерни 1, на сцепленные сателлиты 2-2', 3-3'-3", которые связаны с коронным колесом 8 третьего планетарного ряда.

При переключении на вторую передачу переднего хода фрикционный тормоз 12 выключается и включается фрикционный тормоз 11. При этом угловая скорость коронного колеса 6 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 передается через водило 5, которое, осуществляя переносное движение, передает крутящий момент коронному колесу 8.

При переключении на третью передачу переднего хода фрикционный тормоз 11 выключается и включается фрикционный тормоз 14. При этом угловая скорость солнечной центральной шестерни 4 становится равной нулю.

Крутящий момент с входного звена 9 передается на солнечное колесо 1 первого планетарного ряда, а с солнечной центральной шестерни 1 - на водило 5, где при торможении солнечной шестерни 4 сателлиты, обкатывая ее, передают крутящий момент на выходное звено 8 коробки передач.

При переключении на заднюю передачу включается фрикционный тормоз 13, то есть угловая скорость коронного колеса 7 становится равной нулю.

Крутящий момент передается с входного звена 9 на солнечную центральную шестерню 1 первого планетарного ряда, где при торможении коронного колеса 7 второго планетарного ряда водило 5 передает отрицательный по знаку момент на выходное звено 8.

Предлагаемая согласно изобретению модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.2) работает следующим образом. После начала движения транспортного средства последовательным переключением передач от 1-й до 4-й осуществляется его разгон до требуемой скорости движения. В нейтральном положении ни один из фрикционных элементов управления не включен.

Включение управляющих элементов на первой, второй, третьей передачах переднего хода соответствует описанию работы автоматической ступенчатой планетарной коробки передач по фиг.1.

При переключении на четвертую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 15 включается, а фрикционный тормоз 11 выключается.

При включении фрикционной блокирующей муфты 15, солнечная центральная шестерня 1 и водило 5 получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка универсального многопоточного дифференциального механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

При переключении на заднюю передачу включается фрикционный тормоз 13, то есть угловая скорость коронного колеса 7 становится равной нулю.

Крутящий момент передается с входного звена 9 на солнечную центральную шестерню 1 первого планетарного ряда, где при торможении коронного колеса 7 второго планетарного ряда водило 5 передает отрицательный по знаку момент на выходное звено 8.

Предлагаемая согласно изобретению модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.3) работает следующим образом. После начала движения транспортного средства последовательным переключением передач от 1-й до 8-й осуществляется его разгон до требуемой скорости движения. При выключенных фрикционных элементах управления автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач находится в нейтральном положении.

На первой передаче переднего хода включается фрикционная блокирующая муфта 17, соединяющая входное звено 9 с солнечной центральной шестерней 1, и фрикционный тормоз 12, соединяющий водило 5 с корпусом АКП. При этом угловая скорость водила 5 равна нулю, универсальный многопоточный дифференциальный механизм работает как рядный редуктор, входным звеном которого является солнечная центральная шестерня 1.

Крутящий момент от солнечной центральной шестерни 1 через сцепленные сателлиты 2-2', 3-3" передается коронному колесу 8 третьего планетарного ряда, то есть к выходному звену 8.

При переключении на вторую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 17 выключается и включается фрикционная блокирующая муфта 16, фрикционный тормоз 12 выключается и включается фрикционный тормоз 13. При этом угловая скорость коронного колеса 7 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 передается на водило 5 с помощью фрикционной блокирующей муфты 16. Водило 5, осуществляя переносное движение при обкатке сателлитами 3 коронного колеса 7, передает крутящий момент на коронное колесо 8.

При переключении на третью передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 16 выключается и включается фрикционная блокирующая муфта 17, фрикционный тормоз 13 выключается и включается фрикционный тормоз 11. При этом угловая скорость коронного колеса 6 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 передается солнечной центральной шестерне 1 и далее на сателлиты 2"-2-2'. Водило 5, осуществляя переносное движение при обкатке сателлитами 2" коронного колеса 6, передает крутящий момент на выходное звено 8 АКП.

При переключении на четвертую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 17 остается включенной, фрикционный тормоз 11 выключается и включается фрикционный тормоз 14. При этом угловая скорость солнечной центральной шестерни 4 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 передается на солнечную центральную шестерню 1 первого планетарного ряда через фрикционную муфту 17 и далее на сателлиты 2"-2-2', 3-3'-3". Водило 5, осуществляя переносное движение при обкатке сателлитами 3'-3" солнечной центральной шестерни 4, передает крутящий момент на выходное звено 8.

При переключении на пятую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 17 выключается, и включается фрикционная блокирующая муфта 16, фрикционный тормоз 14 выключается и включается фрикционный тормоз 18. При этом угловая скорость солнечной центральной шестерни 1 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 передается на водило 5 с помощью фрикционной муфты 16. Водило 5, осуществляя переносное движение при обкатке сателлитами 2 солнечной центральной шестерни 1, передает крутящий момент на коронное колесо 8.

При переключении на шестую передачу переднего хода фрикционный тормоз 18 выключается, фрикционная блокирующая муфта 16 остается включенной и включается фрикционная блокирующая муфта 17.

Крутящий момент передается с входного звена 9 на водило 5 через фрикционную блокирующую муфту 16 и на солнечную центральную шестерню 1 через фрикционную блокирующую муфту 17. При этом два звена универсального многопоточного дифференциального механизма получают одинаковые угловые скорости. Таким образом, осуществляется блокировка многопоточного дифференциального механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

При переключении на седьмую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 17 выключается, фрикционная блокирующая муфта 16 остается включенной, и включается фрикционный тормоз 14. При этом угловая скорость солнечной центральной шестерни 4 становится равной нулю.

Крутящий момент передается от входного звена 9 на водило 5 через фрикционную блокирующую муфту 16. При торможении солнечной центральной шестерни 4 третьего планетарного ряда и обкатке ее сателлитами 3', водило 5 совершает переносное движение и передает крутящий момент на выходное звено 8 АКП.

При переключении на восьмую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 16 остается включенной, фрикционный тормоз 14 выключается и включается фрикционный тормоз 11. При этом угловая скорость коронного колеса 6 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 передается на водило 5 с помощью фрикционной муфты 16. Водило 5, осуществляя переносное движение при обкатке сателлитами 2" коронного колеса 6, передает крутящий момент на коронное колесо 8.

При включении задней передачи включается фрикционная блокирующая муфта 17 и включается фрикционный тормоз 13. При этом угловая скорость коронного колеса 7 второго планетарного ряда становится равной нулю.

Крутящий момент передается от входного звена 9 с помощью фрикционной блокирующей муфты 17 солнечной центральной шестерне 1 первого планетарного ряда. При торможении коронного колеса 7 второго планетарного ряда, сателлиты 3 обкатываются относительно него, водило 5 совершает переносное движение и передает отрицательный по знаку крутящий момент на выходное звено 8.

Предлагаемая согласно изобретению модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.4) работает следующим образом. После начала движения транспортного средства последовательным переключением передач от 1-й до 8-й осуществляется его разгон до требуемой скорости движения. При выключенных фрикционных элементах управления автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач находится в нейтральном положении.

Делитель, которым оснащена данная АКП в силу особенности, свойственной дифференциальным механизмам с положительным внутренним передаточным отношением, меньшим единицы, заключающейся в том, что все его звенья имеют одинаковое направление, совпадающее с направлением вращения входного звена. При внутреннем передаточным числе дифференциального механизма, большем 0.5, но меньшем 1.0, водило 22 делителя будет иметь число оборотов большее, чем число оборотов входного и выходного валов и, следовательно, обеспечит замыкание муфты свободного хода 25, установленной между водилом 22 и выходным звеном 21. Тогда выходное звено 21 будет вращаться с числом оборотов, равным числу оборотов входного звена 9, то есть будет осуществляться прямая передача.

При заторможенном водиле 22, делитель работает как рядный редуктор с повышающим положительным передаточным числом.

На первой передаче переднего хода включается фрикционный тормоз 12, то есть угловая скорость водила 5 становится равной нулю. Так как торможение водила 22 делителя не осуществляется, крутящий момент с входного звена 9 передается на солнечную центральную шестерню 1, с солнечной центральной шестерни 1 на сателлиты 2-2', 3-3", которые связаны с выходным звеном 8, то есть при торможении водила 5 универсальный многопоточный дифференциальный механизм работает как рядный редуктор.

При переключении на вторую передачу переднего хода фрикционный тормоз 12 остается включенным и включается фрикционный тормоз 23. Таким образом, угловая скорость водила 5 и водила 22 становятся равными нулю.

Крутящий момент с входного звена 9 через дополнительный повышающий планетарный механизм (делитель) с положительным внутренним передаточным отношением, меньшим единицы, передается на солнечную центральную шестерню 1, далее через сателлиты 2-2', 3-3", которые связаны с выходным звеном 8, то есть при торможении водила 5 и водила 22, универсальный многопоточный дифференциальный механизм и делитель работают как рядные редукторы.

При переключении на третью передачу переднего хода фрикционные тормоза 12, 23 выключаются и включается фрикционный тормоз 11. Таким образом, угловая скорость коронного колеса 6 равна нулю.

Крутящий момент с входного звена 9 передается на солнечную центральную шестерню 1, а с солнечной центральной шестерни на водило 5, где при торможении коронной шестерни 6 первого планетарного ряда сателлиты 2", обкатывая ее, передают крутящий момент на выходное звено 8 коробки передач.

При переключении на четвертую передачу переднего хода фрикционный тормоз 11 остается включенным и включаются фрикционный тормоз 23. Таким образом, угловая скорость коронного колеса 6 и водила 22 равна нулю.

Крутящий момент с входного звена 9 через делитель передается на солнечное центральное колесо 1, с солнечной центральной шестерни 1, на водило 5 - сцепленные сателлиты 2"-2-2', 3-3'-3", где водило 5 распределяет крутящий момент. При торможении коронного колеса 6 первого планетарного ряда сателлиты 2" обкатывают ее и передают крутящий момент на выходное звено 8 коробки передач.

При переключении на пятую передачу переднего хода фрикционные тормоза 11, 23 выключаются и включается фрикционный тормоз 14, то есть угловая скорость солнечной центральной шестерни 4 равна нулю.

Крутящий момент с входного звена 9 передается на солнечную центральную шестерню 1, а с солнечной центральной шестерни 1 - на водило 5, где при торможении солнечной центральной шестерни 4 третьего планетарного ряда водило 5 сателлитами распределяет крутящий момент и передает на выходное звено 8.

При переключении на шестую передачу переднего хода фрикционный тормоз 14 остается включенным и включается фрикционный тормоз 23. Таким образом, угловая скорость водила 22 и солнечной центральной шестерни 4 равна нулю.

Крутящий момент с входного звена 9 через делитель передается на солнечную центральную шестерню 1, с солнечной центральной шестерни 1 на водило 5, сцепленные сателлиты 2-2', 3-3'-3", где при торможении солнечной центральной шестерни 4 третьего планетарного ряда крутящий момент передается на выходное звено 8.

При переключении на седьмую передачу переднего хода фрикционные тормоза 14 и 23 выключаются, и включается фрикционная блокирующая муфта 24.

Крутящий момент с входного звена 9 передается на звено 1, а затем через сцепленные сателлиты 2-2', 3-3'-3" на звено 4 и звено 8. При включении фрикционной блокирующей муфты 24, солнечная центральная шестерня 4 и коронное колесо 8 получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка универсального многопоточного дифференциального механизма и он работает как жесткий вал, осуществляя прямую передачу.

При переключении на восьмую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 24 остается включенной и включается фрикционный тормоз 23.

Крутящий момент передается с входного звена 9 через делитель на солнечную центральную шестерню 1 и на водило 5. Таким образом, водило 5 и солнечная центральная шестерня 1 получают одинаковое число оборотов, происходит блокировка механизма и он работает как жесткий вал, но передавая повышенную передачу.

При переключении на первую заднюю передачу включается фрикционный тормоз 13, то есть угловая скорость коронного колеса 7 равна нулю.

Крутящий момент передается с входного звена 9 на солнечную шестерню 1, где при торможении коронного колеса 7 водило 5, сцепленные сателлиты 2-2', 3-3" распределяют момент и отрицательный по значению момент передается на выходное звено 8.

При переключении на вторую заднюю передачу включаются фрикционные тормоза 13 и 23. Таким образом, угловая скорость водила 22 и коронного колеса 7 равна нулю.

Крутящий момент передается с входного звена 9 через делитель на солнечную шестерню 1, где при торможении коронной шестерни 7 водило 5, сцепленные сателлиты 2-2', 3-3" распределяют момент и отрицательный по значению момент передается на выходное звено 8.

Предлагаемая согласно изобретения модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач (фиг.5) работает следующим образом.

На первой передаче переднего хода включается фрикционная блокирующая муфта 30 и фрикционный тормоз 12. При этом угловая скорость водила 5 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 через водило 29 дополнительного понижающего планетарного ряда передается на солнечную центральную шестерню 1 с помощью фрикционной блокирующей муфты 30. Далее крутящий момент от солнечной центральной шестерни 1 через сцепленные сателлиты 2-2', 3-3" передается коронному колесу 8 третьего планетарного ряда, то есть к выходному звену.

Вторая передача переднего хода включается с помощью фрикционной блокирующей муфты 16 и фрикционного тормоза 13, что соответствует включению второй передачи по фиг.3.

При переключении на третью передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 16 и фрикционный тормоз 13 выключаются, включаются фрикционная блокирующая муфта 30 и фрикционный тормоз 11. При этом угловая скорость коронной шестерни 6 становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 через водило 29 дополнительного понижающего планетарного ряда передается солнечной центральной шестерне 1 и далее на сателлиты 2. Водило 5, осуществляя переносное движение при обкатке сателлитами 2" коронного колеса 6, передает крутящий момент на выходное звено 8.

Четвертая передача включается с помощью фрикционной блокирующей муфты 17 и фрикционного тормоза 12, что соответствует включению первой передачи по фиг.3.

При переключении на пятую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 17 и фрикционный тормоз 12 выключаются, включаются фрикционная блокирующая муфта 30 и фрикционный тормоз 14. При этом угловая скорость солнечной центральной шестерни 4 третьего планетарного ряда становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 через водило 29 дополнительного понижающего планетарного ряда передается солнечной центральной шестерне 1 и далее на сателлиты 2-2', 3-3'-3". Водило 5, осуществляя переносное движение при обкатке сателлитами 3' солнечной центральной шестерни 4, передает крутящий момент на выходное звено 8.

Шестая передача переднего хода включается с помощью фрикционной блокирующей муфты 17 и фрикционного тормоза 11, что соответствует включению третьей передачи по фиг.3.

При переключении на седьмую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 17 и фрикционный тормоз 11 выключаются, включаются фрикционные блокирующие муфты 16, 30.

Крутящий момент параллельно передается на солнечную центральную шестерню 1 универсального многопоточного дифференциального механизма по кинематическому потоку 9-28-17-29-30-1 и на водило 5 по кинематическому потоку 9-16-5. Универсальный многопоточный дифференциальный механизм суммирует эти два движения в виде движения выходного звена 8.

Восьмая передача переднего хода включается с помощью фрикционной блокирующей муфты 16 и фрикционного тормоза 18, что соответствует включению пятой передачи по фиг.3.

При переключении на девятую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 16 и фрикционный тормоз 18 выключаются, включаются фрикционная блокирующая муфта 17 и фрикционный тормоз 14, что соответствует включению четвертой передачи по фиг.3.

При переключении на десятую передачу переднего хода фрикционный тормоз 14 выключается, фрикционная блокирующая муфта 17 остается включенной, включается фрикционная блокирующая муфта 16. При этом происходит блокировка дифференциального механизма, что соответствует включению шестой передачи по фиг.3.

При переключении на одиннадцатую передачу переднего хода фрикционная блокирующая муфта 17 выключается, фрикционная блокирующая муфта 16 остается включенной, включается фрикционный тормоз 14, что соответствует включению седьмой передачи по фиг.3.

При переключении на двенадцатую передачу фрикционный тормоз 14 выключается, фрикционная блокирующая муфта 16 остается включенной, включается фрикционный тормоз 11, что соответствует включению восьмой передачи по фиг.3.

При переключении на первую заднюю передачу включается фрикционная блокирующая муфта 30 и фрикционный тормоз 13. При этом угловая скорость коронного колеса 7 второго планетарного ряда становится равной нулю.

Крутящий момент от входного звена 9 через водило 29 дополнительного понижающего планетарного ряда с помощью фрикционной блокирующей муфты 30 передается солнечной центральной шестерне 1. При торможении коронного колеса 7, сателлиты 3 обкатываются относительно него, водило 5 совершает переносное движение и передает отрицательный по знаку крутящий момент на выходное звено 8.

При переключении на вторую заднюю передачу включается фрикционная блокирующая муфта 17 и фрикционный тормоз 13, что соответствует включению задней передачи по фиг.4.

Настоящее изобретение позволяет в автоматических ступенчатых планетарных коробках передач, имеющих в своей основе планетарную систему универсального многопоточного дифференциального механизма, обеспечить от четырех до двенадцати передач переднего хода, в том числе с одной или двумя ускоряющими передачами и с одной или двумя передачами заднего хода, что позволяет изменять диапазон передаточных отношений в сторону его увеличения при минимальном количестве планетарных рядов, а при неизменном диапазоне передаточных отношений за счет увеличения числа передач уменьшить интервал между передаточными числами, то есть дискретность передаточных чисел АКП будет значительно меньше, что обеспечивает большую способность двигателю приспосабливаться к изменяющимся условиям дорожного сопротивления и обеспечивать более высокие тягово-динамические и топливно-экономические показатели автомобиля (транспортного средства), обеспечить высокое кпд за счет коротких кинематических цепей и совмещения двух движений, одно из которых является переносным и, соответственно, имеющем высокое значение КПД, значительно меньшие энергозатраты на создание высокого давления в гидросистеме управления АКП, что обеспечивается минимальным использованием фрикционных блокирующих муфт, в гидросистемах управления которых и происходят максимальные потери расхода рабочей жидкости через вращающиеся уплотнения, переключение передач без разрыва потока мощности за счет минимального количества одновременно переключаемых управляющих элементов, сокращение габаритов за счет меньшего числа управляющих элементов при одном и том же количестве передач в сравнении с прототипом.

Использование предлагаемого АКП на базе универсального многопоточного дифференциального механизма применимо как для легковых и грузовых автомобилей, так и для гусеничной техники военного и гражданского назначения.

Настоящее изобретение промышленно применимо, так как для его реализации не требуется специальной новой технологии и специального оборудования, кроме того, которое использует машиностроение в производстве редукторов, в том числе планетарных.

1. Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач имеет планетарную систему, модулем которой является универсальный многопоточный дифференциальный механизм, отличающаяся тем, что водило универсального многопоточного дифференциального механизма с тремя парами сцепленных трехвенцовых сателлитов является общим для первого, второго и третьего планетарных рядов, образуемых двумя независимыми солнечными центральными шестернями, сцепленными трехвенцовыми сателлитами и тремя коронными зубчатыми колесами, где солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда образует со сцепленными трехвенцовыми сателлитами и тремя коронными зубчатыми колесами первого, второго, третьего планетарных рядов три дифференциальных механизма со смешанным зацеплением, а со сцепленными трехвенцовыми сателлитами и центральной солнечной шестерней третьего планетарного ряда четвертый дифференциальный механизм с внешним зацеплением, водило связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо первого планетарного ряда связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо второго планетарного ряда связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, солнечная центральная шестерня третьего планетарного ряда связана фрикционным тормозом с картером коробки передач, коронное колесо третьего планетарного ряда является выходным звеном коробки передач.

2. Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что имеет фрикционную блокирующую муфту, связывающую солнечную центральную шестерню первого планетарного ряда и водило универсального многопоточного дифференциального механизма.

3. Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что имеет две фрикционные блокирующие муфты, которые могут соединять с входным звеном коробки передач солнечную центральную шестерню первого планетарного ряда и водило универсального многопоточного дифференциального механизма, а при одновременном включении блокировать многопоточный дифференциальный механизм, солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда многопоточного дифференциального механизма связана с помощью фрикционного тормоза с картером коробки передач.

4. Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что имеет дополнительный повышающий планетарный механизм (делитель) с положительным внутренним передаточным отношением, меньшим единицы, который состоит из ведущей солнечной центральной шестерни, водила с двухвенцовыми сателлитами, фрикционного тормоза, выходной солнечной центральной шестерни и муфты свободного хода, установленной между выходной солнечной центральной шестерней и водилом делителя, водило делителя связано фрикционным тормозом с картером коробки передач, универсальный многопоточный дифференциальный механизм имеет фрикционную блокирующую муфту, связывающую солнечную центральную шестерню третьего планетарного ряда и коронное колесо третьего планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма, осуществляя при этом его блокировку.

5. Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что имеет дополнительный понижающий планетарный ряд с отрицательным внутренним передаточным отношением, большим единицы, который состоит из неподвижно закрепленной солнечной шестерни, ведущего коронного колеса, водила с сателлитами и фрикционной блокирующей муфты, связывающей водило дополнительного понижающего планетарного ряда с солнечной центральной шестерней первого планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма, двух фрикционных блокирующих муфт, связывающих коронное колесо дополнительного понижающего планетарного ряда с солнечной центральной шестерней первого планетарного ряда и водилом универсального многопоточного дифференциального механизма, солнечная центральная шестерня первого планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма связана с помощью фрикционного тормоза с картером коробки передач.

6. Модульная автоматическая ступенчатая планетарная коробка передач по любому из пп.1-5, отличающаяся тем, что имеет дополнительный планетарный ряд, состоящий из солнечной центральной шестерни, соединенной с коронным колесом третьего планетарного ряда многопоточного дифференциального механизма, водила, соединенного с солнечной центральной шестерней третьего планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма, сателлитов, солнечной центральной шестерни, являющейся выходным звеном дополнительного планетарного ряда и коробки передач, фрикционного тормоза, связывающего водило дополнительного планетарного ряда и соединенную с ним солнечную центральную шестерню третьего планетарного ряда универсального многопоточного дифференциального механизма с картером коробки передач.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аппаратуре, применяемой для астрофизических исследований, и может быть использовано при наблюдении за звездным небом с помощью телескопа.

Изобретение относится к автоматической коробке передач с одним планетарным рядом. Автоматическая коробка передач имеет один планетарный ряд (4) и проходящий параллельно этому планетарному ряду (4) путь передачи крутящего момента.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Коробка передач содержит цилиндрический косозубый планетарный редуктор, водило с сателлитами и их осями, фрикционную муфту, центробежные грузы на корпусе муфты и автоматическую систему управления состоянием солнечной шестерни (блокирование, разблокирование).

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения. .

Вездеход // 2484998
Изобретение относится к тракторному и транспортному машиностроению и может быть применено в сельскохозяйственном производстве и в безрельсовых транспортных средствах.

Вариатор // 2484335

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам передачи вращательного движения. .

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения. .

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения. .

Изобретение относится к многоступенчатым гидромеханическим планетарным коробкам передач. .

Группа изобретений относится к вариантам конструкции велосипеда и вариантам системы ременного привода. Велосипед содержит раму и по меньшей мере одно колесо, прикрепленное к раме. Колесо имеет ступицу, вторую планетарную коробку передач, расположенную в ступице, и ремень для передачи крутящего момента между первой планетарной коробкой передач и второй планетарной коробкой передач. По первому варианту рама дополнительно содержит приемник, в котором расположена первая планетарная коробка передач. По второму варианту рама также дополнительно содержит приемник, при этом первая планетарная коробка передач, расположенная в приемнике, имеет другое конструктивное исполнение. Система ременного привода по первому варианту содержит раму, приемник, первую планетарную коробку передач, располагаемую в приемнике, и вторую планетарную коробку передач, расположенную в ступице колеса. Система ременного привода по второму варианту содержит первую планетарную коробку передач, устанавливаемую в первом приемнике, и вторую планетарную коробку передач, устанавливаемую во втором приемнике. Обеспечивается уменьшение веса коробки передач и улучшение клиренса рамы. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 30 ил.

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит неподвижный корпус, входной и выходной дифференциалы, каждый из которых составлен из взаимодействующих между собой звеньев: солнечного колеса, эпицикла и водила, несущего сателлиты; входное звено, соединенное с солнечным колесом входного дифференциала, выходное звено, соединенное с водилом выходного дифференциала, зубчатые колеса, управляемые муфты, валы, соединенные со звеньями дифференциалов, и кинематические связи между валами, включаемые с помощью управляемых муфт. Коробка передач содержит также паразитную шестерню и управляемые блокировочные муфты для соединения эпицикла с водилом входного дифференциала и эпицикла с солнечным колесом выходного дифференциала. Коробка передач реализует тринадцать различных скоростей вращения выходного звена в одном направлении и две скорости вращения в противоположном направлении. В результате при малом числе звеньев обеспечен высокий КПД и широкий диапазон передаточных чисел, достигается снижение металлоемкости конструкции коробки передач. 3 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Изобретение относится к устройству ступенчатой планетарной коробки передач, предназначенной для транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер 19, входное звено 20, выходное звено 21, гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор. В состав планетарного редуктора входят четыре планетарных ряда, три управляемые муфты и три управляемых тормоза. Первый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (3), водила (2) сателлитов и коронной шестерни (1). Второй планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (6), водила (5) сателлитов и коронной шестерни (4). Третий планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (9), водила (8) сателлитов и коронной шестерни (7). Четвертый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (12), водила (11) сателлитов и коронной шестерни (10). Входное звено (20) соединено с выходным звеном гидродинамического преобразователя крутящего момента (22), с солнечной шестерней (3) первого планетарного ряда и с солнечной шестерней (6) второго планетарного ряда. Выходное звено (21) связано с коронной шестерней (10) четвертого планетарного ряда. Коронная шестерня (1) первого планетарного ряда связана с водилом (8) третьего планетарного ряда. Тормоз (13) связывает с картером коробки передач (19) водило (2) первого планетарного ряда. Тормоз (14) связывает с картером коробки передач (19) солнечную шестерню (9) третьего планетарного ряда. Тормоз (15) соединяет с картером коробки передач (19) связанные между собой водило (11) четвертого планетарного ряда и коронную шестерню (4) второго планетарного ряда. Муфта (16) соединяет водило (2) первого планетарного ряда со связанными между собой коронной шестерней (7) третьего планетарного ряда и солнечную шестерню (12) четвертого планетарного ряда. Муфта (17) соединяет водило (5) второго планетарного ряда со связанными между собой коронной шестерней (10) четвертого планетарного ряда и выходным звеном (21). Муфта (18) соединяет водило (5) второго планетарного ряда со связанными между собой коронной шестерней (4) второго планетарного ряда и водилом (11) четвертого планетарного ряда. Достигается увеличение числа передач. 1 ил.

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор. Планетарный редуктор состоит из четырех планетарных рядов. Первый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (3), водила (2) сателлитов и коронной шестерни (1). Второй планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (6), водила (5) сателлитов и коронной шестерни (4). Третий планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (9), водила (8) сателлитов и коронной шестерни (7). Четвертый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (12), водила (11) сателлитов и коронной шестерни (10). Входное звено (20) соединено с выходным звеном гидродинамического преобразователя крутящего момента (22), с солнечной шестерней (3) первого планетарного ряда и с солнечной шестерней (12) четвертого планетарного ряда. Выходное звено (21) связано с коронной шестерней (7) третьего планетарного ряда. Коронная шестерня (1) первого планетарного ряда связана с водилом (5) второго планетарного ряда. Тормоз (13) соединяет водило первого ряда (2) с картером коробки передач (19). Тормоз (14) соединяет солнечную шестерню (6) с картером коробки передач (19). Тормоз (15) соединяет связанные между собой водило (8) третьего планетарного ряда и коронную шестерню (10) четвертого планетарного ряда. Муфта (16) соединяет солнечную шестерню (12) четвертого планетарного ряда, связанную с солнечной шестерней (3) первого планетарного ряда и с входным звеном (20), с коронной шестерней (10) четвертого планетарного ряда, связанной с водилом (8) третьего планетарного ряда. Муфта (17) соединяет водило (11) четвертого планетарного ряда со связанными между собой коронную шестерню (7) третьего планетарного ряда и выходное звено (21). Муфта (18) соединяет солнечную шестерню (3) первого планетарного ряда со связанными между собой коронную шестерню (4) второго планетарного ряда и солнечную шестерню (9) третьего планетарного ряда. Достигается увеличение числа передач в коробке передач. 1 ил.

Изобретение относится к шестнадцатиступенчатой вальнопланетарной коробке передач со сдвоенным сцеплением. На входе в коробку передач (КП) расположено сдвоенное сцепление, часть ведомых дисков этого сцепления установлена на первичном валу КП, а другая часть - на трубчатом валу. На этих валах закреплены шестерни, зацепленные с шестернями промежуточного вала, на котором закреплены шесть шестерен, две из них зацеплены с шестернями, свободно установленными на вторичном валу. Между ними расположена трехпозиционная муфта переключения с ведомой шестерней заднего хода. На трубчатом наконечнике вторичного вала свободно установлена шестерня, зацепленная с шестерней промежуточного вала, и расположена трехпозиционная муфта переключения. На выходе КП расположен простой трехзвенный планетарный механизм с трехпозиционной муфтой переключения. Достигается расширение эксплуатационных характеристик транспортного средства путем повышения его проходимости и облегчения управления. 2 ил.

Изобретение относится к устройствам перемещения на основе преобразования вращательного движения в поступательное. Устройство перемещения в стационарных и нестационарных условиях на основе механизма вращения массивного тела, груза, в котором центр вращения груза эксцентричен относительно оси вращения механизма. В устройстве преобразования вращательного движения в поступательное создан механизм вращения штанги с грузами на концах, причем центр вращения штанги периодически смещается относительно приводной оси вращения, что обеспечивает движение грузов по эксцентрическому колесу и получение направляющей силы и перемещение устройства. Достигается упрощение устройства. 3 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к коробке передач, используемой в качестве узла автомашины. В планетарном механизме каждый зубчатый сателлит жестко соединен еще с одним дополнительным водилом. На дополнительных водилах расположено еще несколько конусных не зубчатых сателлитов, соединенных между собой кинематически не зубчатым колесом. Конусные не зубчатые сателлиты имеют возможность входить и выходить из контакта с направляющими, расположенными на зубчатом колесе, кинематически соединенном с внешним колесом планетарного механизма, сателлиты могут прокатываться по направляющим, направляющие могут вращаться и катиться по зубчатой рейке, с возможностью фиксации в заданном положении. При качении зубчатых колес по рейке направляющие могут катиться и вращаться вместе с этими колесами, валы направляющих, с помощью держателей, соединены с дисковым не зубчатым колесом, расположенным на выходном валу, вал имеет жесткое соединение с колесом, которое кинематически связано с внешним колесом планетарного механизма, дисковое не зубчатое колесо может вращаться вместе с колесом, имеющим кинематическое соединение с внешним колесом планетарного механизма, и смещаться вдоль оси вращения вала, на котором это колесо расположено. Дисковое не зубчатое колесо находится в контакте с не зубчатыми колесами, закрепленными на приводном штоке, не зубчатые колеса на приводном штоке имеют возможность катиться по поверхности дискового не зубчатого колеса, и вместе с этим колесом и приводным штоком смещаться вдоль оси вращения указанного вала, приводной шток соединен с приводным механизмом. Обеспечивается плавное изменение передаточного отношения. 11 ил.

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор. Планетарный редуктор состоит из четырех планетарных рядов. Первый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (3), водила (2) сателлитов и коронной шестерни (1). Второй планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (6), водила (5) сателлитов и коронной шестерни (4). Третий планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (9), водила (8) сателлитов и коронной шестерни (7). Четвертый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (12), водила (11) сателлитов и коронной шестерни (10). Входное звено (20) соединено с выходным звеном гидродинамического преобразователя крутящего момента (22), с солнечной шестерней (3) первого планетарного ряда и с солнечной шестерней (12) четвертого планетарного ряда. Выходное звено (21) связано с коронной шестерней (7) третьего планетарного ряда. Коронная шестерня (1) первого планетарного ряда связана с водилом (5) второго планетарного ряда. Тормоз (13) соединяет водило первого ряда (2) с картером коробки передач (19). Тормоз (14) соединяет солнечную шестерню (6) с картером коробки передач (19). Тормоз (15) соединяет связанные между собой водило 8 третьего планетарного ряда и коронную шестерню (10) четвертого планетарного ряда. Муфта (16) соединяет солнечную шестерню (12) четвертого планетарного ряда, связанную с солнечной шестерней (3) первого планетарного ряда и с входным звеном (20), с коронной шестерней (10) четвертого планетарного ряда, связанной с водилом (8) третьего планетарного ряда. Муфта (17) соединяет водило (11) четвертого планетарного ряда со связанными между собой коронной шестерней (7) третьего планетарного ряда и выходным звеном (21). Муфта (18) соединяет солнечную шестерню (3) первого планетарного ряда со связанными между собой коронной шестерней (4) второго планетарного ряда и солнечной шестерней (9) третьего планетарного ряда. Достигается увеличение количества передач в коробке передач. 1 ил.

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор. Планетарный редуктор состоит из четырех планетарных рядов. Первый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (3), водила (2) сателлитов и коронной шестерни (1). Второй планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (6), водила (5) сателлитов и коронной шестерни (4). Третий планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (9), водила (8) сателлитов и коронной шестерни (7). Четвертый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (12), водила (11) сателлитов и коронной шестерни (10). Входное звено (20) соединено с выходным звеном гидродинамического преобразователя крутящего момента (22), с солнечной шестерней (3) первого планетарно ряда и с солнечной шестерней (6) второго планетарного ряда. Выходное звено (21) связано с коронной шестерней (10) четвертого планетарного ряда и с водилом (5) второго планетарного ряда. Тормоз (13) соединяет связанные между собой коронную шестерню (7) третьего планетарного ряда и водило (2) первого планетарного ряда с картером коробки передач (19). Тормоз (14) связывает солнечную шестерню (9) третьего планетарного ряда с картером коробки передач (19). Тормоз (15) связывает водило (11) четвертого планетарного ряда с картером коробки передач (19). Муфта (16) соединяет коронную шестерню (4) второго планетарного ряда с водилом (11) четвертого планетарного ряда. Муфта (17) соединяет водило (11) четвертого планетарного ряда со связанными между собой входным звеном (20), солнечной шестерней (3) первого планетарного ряда и солнечной шестерней (6) второго планетарного ряда. Муфта (18) соединяет коронную шестерню (1) первого планетарного ряда со связанными между собой водилом (8) третьего планетарного ряда и солнечной шестерней (12) четвертого планетарного ряда. Достигается увеличение количества передач в коробке передач. 1 ил.

Изобретение касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. Автоматическая коробка передач, реализующая шесть передач переднего хода и две передачи заднего хода, содержит картер (16), входное звено (13), выходное звено (14), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор, в состав которого входят три планетарных ряда, две управляемые муфты и три управляемых тормоза. Планетарный редуктор состоит из трех планетарных рядов. Первый планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (3), водила (2) сателлитов и коронной шестерни (1). Второй планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (6), водила (5) сателлитов и коронной шестерни (4). Третий планетарный ряд состоит из солнечной шестерни (9), водила (8) сателлитов и коронной шестерни (7). Входное звено (13) соединено с солнечной шестерней (6) второго планетарного ряда и с выходным звеном (15) гидродинамического преобразователя крутящего момента. Выходное звено (14) связано с водилом (8) третьего планетарного ряда и с коронной шестерней (1) первого планетарного ряда. Тормоз (12) связывает между собой солнечную шестерню (9) третьего планетарного ряда и картер коробки передач (16). Тормоз (11) соединяет связанные между собой водило (2) первого планетарного ряда и коронную шестерню (4) второго планетарного ряда с картером коробки передач (16). Тормоз (10) соединяет солнечную шестерню (3) первого планетарного ряда с картером коробки передач (16). Муфта (18) связывает солнечную шестерню (3) первого планетарного ряда со связанными между собой водилом (5) второго планетарного ряда и коронной шестерней (7) третьего планетарного ряда. Муфта (17) соединяет водило (5) второго планетарного ряда, связанное с коронной шестерней (7) третьего планетарного ряда, со связанными между собой солнечной шестерней (6) второго планетарного ряда, входным звеном (13) коробки передач и выходным звеном (15) гидродинамического преобразователя крутящего момента. Достигается упрощение конструкции. 15 з.п. ф-лы, 18 ил.
Наверх