Быстроразъемное соединение гибких эластичных трубопроводов

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для быстроразъемного соединения гибких эластичных трубопроводов. Соединяемые гибкие эластичные трубы с цилиндрическими буртами изготовлены из резинотканевых материалов с металлическими закладными в буртах. По концам труб в упор с буртами размещены подвижные прижимные конусные кольца. На двух шарнирно связанных частях разрезного кольца жестко зафиксированы и равномерно расположены по его диаметру скобы, имеющие пазы, размещенные симметрично относительно осей симметрии скоб и выполненные в форме равнобедренных трапеций с большими основаниями с внешних сторон скоб и конусностью боковых сторон, равной конусности прижимных колец. Все скобы установлены с возможностью при зажиме частей разрезного кольца охвата боковыми сторонами пазов конусных поверхностей соседних прижимных колец, а также с зазорами между меньшими основаниями трапеций и цилиндрическими поверхностями стыкуемых буртов. Технический результат заключается в упрощении монтажа конструкции и изготовления соединения. 3 ил.

 

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано в различных отраслях техники для быстроразъемного соединения или демонтажа гибких эластичных трубопроводов, предназначенных для транспортирования жидкостей и газов.

Известно быстроразъемное соединение трубопроводов, содержащее многогранные фланцы со средством уплотнения в виде упругой изолирующей прокладки, размещенной в кольцевых выточках в торцах фланцев, пазы во фланцах выполнены в форме трапеций, а стяжной силовой элемент выполнен в виде вкладыша, имеющего форму сдвоенного ласточкина хвоста (А.с. СССР №1560879, МПК F16L 33/02, 1990 г., Бюл. №16).

Недостатками являются сложность монтажных работ, связанная с установкой между двумя фланцами труб изолирующей прокладки и с размещением стяжных силовых элементов-вкладышей в трапециевидных пазах; сложность конструкции и технологии изготовления соединения из-за необходимости размещения кольцевых выточек в торцах фланцев, а так же в выполнении фланцев многогранными, пазов трапециевидными и вкладышей в форме сдвоенного ласточкина хвоста.

Известно быстроразъемное соединение с коническими фланцами, содержащее эластичный элемент, два шарнирно связанных полухомута с внутренней полостью в форме кольцевой конической проточки, контактирующей своими стенками с конусными поверхностями фланцев при соединении полухомутов механизмом зажима, соединение снабжено закладным элементом в виде центрирующей втулки, на ее наружной поверхности выполнена кольцевая канавка дугообразной формы, в которой размещен эластичный элемент, на торцах фланцев выполнены кольцевые цилиндрические проточки, в которых установлена центрирующая втулка, и конусные фаски, образующие полость для эластичного элемента (А.с. СССР №1645728, МПК F16L 37/00, 1991 г., Бюл. №16).

Недостатками являются:

1. Необходимость наличия эластичного уплотнительного элемента, так как трубы и фланцы изготовлены металлическими и стыки соединения требуют их герметизации.

2. Большие трудоемкость и время монтажа соединения, связанные с установкой эластичного элемента в кольцевую проточку центрирующей втулки и размещением втулки с уплотнением в кольцевых проточках обоих конических фланцев.

3. Сложность конструкции соединения из-за наличия кольцевой канавки дугообразной формы на наружной поверхности центрирующей втулки, а так же цилиндрических проточек и конических фасок на торцах конических фланцев.

4. Технологическая сложность изготовления полухомутов с внутренней полостью в форме кольцевой конической проточки, контактирующей своими стенками с конусными поверхностями фланцев при соединении полухомутов механизмом зажима, кроме того, для каждого типоразмера соединяемых труб требуется выполнение новой кольцевой конической проточки полухомутов, соответствующей внешним диаметрам конических фланцев.

5. Наличие конических неподвижных фланцев не позволяет в случае необходимости использовать обычное соединение труб со стандартными вращающимися фланцами.

Технической задачей предлагаемого изобретения является снижение трудоемкости и времени монтажа, упрощение конструкции и технологии изготовления соединения.

Технический результат по снижению трудоемкости и времени монтажа, упрощению конструкции и технологии изготовления соединения достигается тем, что в быстроразъемном соединении гибких эластичных трубопроводов, содержащем трубы с фланцами, два шарнирно связанных полухомута с механизмом зажима, соединяемые трубы с фланцами изготовлены гибкими эластичными из резинотканевых материалов, при этом фланцы сформированы в виде цилиндрических буртов с металлическими закладными, по концам труб в упор с буртами размещены подвижные прижимные конусные кольца, полухомуты выполнены в виде двух частей разрезного кольца с жестко фиксированными на нем и равномерно расположенными по его диаметру скобами, имеющими пазы, размещенные симметрично относительно осей симметрии скоб и выполненные в форме равнобедренных трапеций с большими основаниями с внешних сторон скоб и конусностью боковых сторон, равной конусности прижимных колец, причем все скобы установлены с возможностью при зажиме частей разрезного кольца охвата боковыми сторонами пазов конусных поверхностей соседних прижимных колец, а также с зазорами между меньшими основаниями трапеций и цилиндрическими поверхностями стыкуемых буртов.

На фиг.1 показано быстроразъемное соединение гибких эластичных трубопроводов, поперечный разрез эластичной трубы; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1.

Быстроразъемное соединение гибких эластичных трубопроводов содержит соединяемые гибкие эластичные трубы 1 с цилиндрическими буртами 2, изготовленные из резинотканевых материалов и с металлическими закладными 3 в буртах, две шарнирно связанных между собой части разрезного кольца и механизм их зажима. По концам труб 1 в упор с буртами 2 размещены подвижные прижимные конусные кольца 4. На частях 5 и 6 разрезного кольца жестко зафиксированы и равномерно расположены по его диаметру скобы 7, имеющие пазы, размещенные симметрично относительно осей симметрии скоб 7 и выполненные в форме равнобедренных трапеций с большими основаниями с внешних сторон скоб и конусностью боковых сторон 8, равной конусности прижимных колец 4. Скобы 7 установлены с возможностью при зажиме частей 5 и 6 разрезного кольца охвата боковыми сторонами 8 пазов конусных поверхностей прижимных колец 4 и с зазорами между меньшими основаниями 9 трапеций и цилиндрическими поверхностями стыкуемых буртов 2. Части 5 и 6 разрезного кольца соединены между собой шарниром, включающим ушки 10 и 11, через которые проходит цилиндрический ступенчатый штифт 12. Механизм зажима расположен на вершинах частей 5 и 6 разрезного кольца и состоит из паза 13 и проушины 14, через которые проходит откидной болт 15, снабженный несъемной гайкой 16.

Подвижность прижимных конусных колец 4 по эластичным трубам 1 обеспечена за счет выполнения сопрягаемых поверхностей с зазорами. При обычных не быстроразъемных соединениях возможно вместо подвижных прижимных конусных колец 4 размещение на эластичных трубах 1 стандартных вращающихся металлических фланцев, расположенных в упор к буртам 2 с металлическими закладными 3, с последующей стяжкой фланцев болтовыми соединениями.

На ступени меньшего диаметра штифта 12 жестко закреплено, например, запрессовкой ушко 11 и с зазором посажено ушко 10, что создает подвижную кинематическую пару вращения частей 5 и 6 разрезного кольца, а ступень большего диаметра штифта 12 обеспечивает неразъемность ушек 10 и 11.

Жесткое фиксирование скоб 7 на частях 5 и 6 разрезного кольца осуществлено, например, сваркой. Число равномерно расположенных по диаметру разрезного кольца скоб 7 определяют в зависимости от диаметров соединяемых эластичных труб 1 и давления транспортируемых жидкостей и газов из условия обеспечения герметичности стыкуемых буртов 2. Величина зазоров между меньшими основаниями 9 пазов скоб 7 и цилиндрическими поверхностями стыкуемых буртов 2 зависит от требуемых усилий стыковки буртов 2, создаваемых боковыми сторонами 8 трапеций скоб 7 через подвижные прижимные конусные кольца 4 при зажиме частей 5 и 6 разрезного кольца. Соединение гибких эластичных труб различных диаметров осуществляют одинаковыми скобами 7, при этом изменяют только размеры частей 5 и 6 разрезного кольца. Технология изготовления плоских скоб 7 с пазами в форме трапеций не вызывает сложностей.

Стыковку эластичных труб производят следующим образом. Сводят соединяемые гибкие эластичные трубы 1, добиваясь их соосности, до соприкосновения торцевых поверхностей цилиндрических буртов 2. Накидывают жестко фиксированные на частях 5 и 6 разрезного кольца скобы 7 на конусные поверхности соседних прижимных колец 4 и поворачивают шарнирно связанные части 5 и 6 таким образом, чтобы все скобы 7 были равномерно расположены по диаметру разрезного кольца и охватывали боковыми сторонами 8 пазов конусные поверхности прижимных колец 4, а меньшие основания 9 трапеций составляли одинаковые зазоры с цилиндрическими поверхностями буртов 2.

Вращая откидной болт 15 в проушине 14, устанавливают его в пазе 13 и несъемной гайкой 15 начинают стягивать части 5 и 6 разрезного кольца. Гайка 15 несъемная, поэтому исключена ее потеря при монтажных работах. Так как подвижные прижимные конусные кольца 4 размещены в упор с буртами 2 из резинотканевых материалов, то при затягивании частей 5 и 6 разрезного кольца откидным болтом 15 и гайкой 16 боковые стороны 8 пазов скоб 7 через конусные поверхности прижимных колец 4 вызывают перемещение последних в осевом направлении труб, что создает усилие сжатия торцевых поверхностей буртов 2 и выдавливание материала их цилиндрических поверхностей в зазоры между основаниями 9 трапеций и цилиндрическими поверхностями буртов 2. Наибольшего усилия стягивания достигают при полном заполнении указанных зазоров материалом буртов 2, чем обеспечивают гарантируемую надежность герметичности быстроразъемного соединения, при этом отпадает необходимость использования каких либо прокладок или эластичных уплотнительных элементов. Стяжку полуколец 5 и 6 возможно осуществить другими способами, например, гидравлическим домкратом с последующей фиксацией положения частей 5 и 6 разрезного кольца при достижении необходимого усилия зажима. Последовательно, тем же гидравлическим домкратом производят зажим следующих стыков трубопровода с фиксацией колец 5 и 6.

Демонтаж разъемного соединения осуществляют в обратном порядке.

Несъемной гайкой 16 ослабевают зажим частей 5 и 6 разрезного кольца, выводят откидной болт 15 из паза 13, поворотом полуколец 5 и 6 в шарнире освобождают скобы 7 от контакта с конусными поверхностями прижимных колец 4. Транспортируют эластичные трубы 1 в место новой дислокации. В случае стяжки полуколец 5 и 6 гидравлическим домкратом, для демонтажа трубопровода достаточно удалить фиксатор частей 5 и 6 разрезного кольца и произвести разъединение труб в том же порядке.

Оригинальностью предложенного быстроразъемного соединения гибких эластичных трубопроводов является то, что соединяемые гибкие эластичные трубы 1 с цилиндрическими буртами 2 изготовлены из резинотканевых материалов с металлическими закладными 3 в буртах 2. По концам труб 1 в упор с буртами 2 размещены подвижные прижимные конусные кольца 4. На двух шарнирно связанных частях 5 и 6 разрезного кольца жестко фиксированы и равномерно расположены по его диаметру скобы 7, имеющие пазы, размещенные симметрично относительно осей симметрии скоб 7 и выполненные в форме равнобедренных трапеций с большими основаниями с внешних сторон скоб 7 и конусностью боковых сторон 8, равной конусности прижимных колец 4, причем все скобы 7 установлены с возможностью при зажиме частей 5 и 6 разрезного кольца охвата боковыми сторонами 8 пазов конусных поверхностей соседних прижимных колец 4, а так же с зазорами между меньшими основаниями 9 трапеций и цилиндрическими поверхностями стыкуемых буртов 2. Это позволяет:

1. Производить герметичное соединение трубопроводов без использования каких-либо прокладок или эластичных уплотнительных элементов, так как соединяемые гибкие эластичные трубы с цилиндрическими буртами изготовлены из резинотканевых материалов.

2. Снизить трудоемкость и время монтажа соединения за счет обеспечения герметичности стыков непосредственным контактом торцевых поверхностей буртов.

3. Упростить конструкцию соединения из-за отсутствия проточек на торцах буртов.

4. Упростить технологию изготовления соединения, так как стыковку гибких эластичных труб различных диаметров осуществляют одинаковыми плоскими скобами с пазами в форме трапеций.

5. Использовать при обычных не быстроразъемных соединениях вместо размещенных на эластичных трубах подвижных прижимных конусных колец стандартные вращающиеся металлические фланцы, расположенные в упор к буртам с последующей стяжкой фланцев болтовыми соединениями.

Таким образом, предложенное быстроразъемное соединение позволяет достичь технического результата по снижению трудоемкости и времени монтажа, упрощению конструкции и технологии изготовления соединения.

Быстроразъемное соединение гибких эластичных трубопроводов, содержащее трубы с фланцами, два шарнирно связанных полухомута с механизмом зажима, отличающееся тем, что соединяемые трубы с фланцами изготовлены гибкими эластичными из резинотканевых материалов, при этом фланцы сформированы в виде цилиндрических буртов с металлическими закладными, по концам труб в упор с буртами размещены подвижные прижимные конусные кольца, полухомуты выполнены в виде двух частей разрезного кольца с жестко фиксированными на нем и равномерно расположенными по его диаметру скобами, имеющими пазы, размещенные симметрично относительно осей симметрии скоб и выполненные в форме равнобедренных трапеций с большими основаниями с внешних сторон скоб и конусностью боковых сторон, равной конусности прижимных колец, причем все скобы установлены с возможностью при зажиме частей разрезного кольца охвата боковыми сторонами пазов конусных поверхностей соседних прижимных колец, а также с зазорами между меньшими основаниями трапеций и цилиндрическими поверхностями стыкуемых буртов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к многоразовым разъемным соединениям трубопроводов в ракетно-космической технике, обеспечивающим разделение пневмогидромагистралей от управляющего давления сжатого воздуха с дублированием разделения вручную при технологических операциях при подготовке изделия к старту.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к устройствам расстыковки заправочно-дренажных магистралей, и может быть использовано в машиностроении.

Изобретение относится к охватывающей детали быстроразъемного трубного соединения, предназначенного для съемного соединения двух трубопроводов, транспортирующих какую-либо среду под давлением.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к многоканальным быстроразъемным соединениям трубопроводов, и может быть использовано в ракетно-космической технике.

Изобретение относится к стяжным штуцерным соединениям. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, применяемых в качестве зажимных приспособлений с обеспечением герметичности соединения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для соединения трубопроводов высокого давления, предназначенное для присоединения гибких шлангов или рукавов гидравлических спасательных инструментов.

Изобретение относится к быстросоединяемому соединению для соединения каналов подачи сжатой среды в гидравлической системе. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для соединения трубопроводов, и может быть использовано в пневмогидравлических системах космических ракет. Соединение трубопроводов содержит два полуразъема с каналами, уплотнениями и направляющими для размещения штоков с клапанами, соединенные между собой накидной гайкой. В полуразъемах дополнительно установлены резьбовые втулки, причем штоки одним концом шарнирно соединены с клапанами, а другим концом - с резьбовыми втулками. Изобретение позволяет упростить конструкции и повысить надежность соединения. 3 ил.

Изобретение относится к разъемным соединениям и может быть использовано для демонтажа и монтажа заменяемого агрегата пневмогидросистемы с ограниченным сроком службы. Устройство для демонтажа и монтажа заменяемого агрегата пневмогидросистемы содержит трубопроводы устройства с несменными частями гидроразъемов, силовой каркас, узлы компенсации, прижимы в виде ленточных полухомутов с прокладками и крепежными элементами. Узел компенсации содержит штуцер, наконечник в виде сферической головки с хвостовиком и канавкой, уплотнительную прокладку, накидную гайку с кольцевым ограничителем, гильзу с полухомутами, крепеж, сферический вкладыш с пазом, боковым вырезом и заходными фасками, втулку, две лыски. Собирают узлы компенсации, устанавливают уплотнительную прокладку, соединяют наконечник со сферическим вкладышем, поворачивают наконечник относительно сферического вкладыша на 90 градусов, устанавливают уплотнительные прокладки, вводят сферический вкладыш с наконечником в полость штуцера, смещают наконечник и сферический вкладыш до упора в торец штуцера, устанавливают втулку внутрь штуцера, навинчивают накидную гайку на штуцер до упора, устанавливают гильзу с полухомутами, изготавливают трубопроводы устройства, крепят к силовому каркасу несменную часть гидроразъема каждого трубопровода устройства с помощью ленточных полухомутов, прокладок и крепежных элементов. Изобретение позволяет обеспечить процесс замены гидроагрегатов с отклонениями трубопроводов по длине и по углу. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в системах подачи топлива для двигателей внутреннего сгорания. Предложена система (1) подачи топлива из топливного бака (2) в топливораспределительный коллектор (5), включающая в себя насосный узел, содержащий топливный тракт (11) с магистралью (Р1) низкого давления и магистралью (Р2) высокого давления и насос (9) высокого давления. Магистраль (Р1) низкого давления имеет несколько отрезков (23-28, 30-34), в которые включены компоненты (8, 13, 21, 29, 231, 232, 233, 241, 242, 251, 261, 271, 311) системы подачи топлива, каждый из которых имеет по меньшей мере одну соединительную часть и по меньшей мере один трубчатый соединительный патрубок, вставленный частично в соединительную часть и частично в отрезок магистрали низкого давления. Каждый соединительный патрубок имеет пластмассовый трубчатый корпус, уплотнение, средство осевой фиксации и осевой ограничитель. Технический результат заключается в уменьшении затрат времени на сборку и материальных затрат. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к многоканальным быстроразъемным соединениям трубопроводов, и может быть использовано там, где требуется многоканальная транспортировка жидкостей, газов и быстрое, надежное разъединение трубопроводов в определенный момент, преимущественно в ракетно-космической технике. Многоканальное быстроразъемное соединение содержит корпус с размещенными в нем трубопроводными каналами, соединенными посредством шарнирных соединений, одни концы которых выполнены в виде сферических наконечников. Шарнирные соединения выполнены подпружиненными, а сферические наконечники шарнирного соединения взаимодействует с внутренними поверхностями трубопроводных каналов, которые выполнены коническими и самоуплотняются посредством уплотнительных колец и защитных шайб, размещенных в проточках трубопроводных каналов, а другие концы шарнирных соединений, со стороны ответных трубопроводных каналов больших диаметров, выполнены в виде части сферы с проточками под уплотнительные кольца и защитные шайбы, при этом быстроразъемное соединение стянуто замковым устройством, а для предотвращения взаимного смещения плит корпуса в них размещены фиксирующие элементы. Изобретение обеспечивает герметичное и надежное соединение-разделение трубопроводов. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и нефтегазовой отрасли. Соединение содержит соединяемые два звена со стыковочными поверхностями и запорное устройство. Первое звено выполнено с упорными элементами, а второе звено - с расположенными под углом отверстиями. Запорное устройство имеет нажимной и захватные элементы. Отличается тем, что на запорном устройстве размещен подвижный ползун, а второе звено соединено с ползуном с возможностью поворота. Это позволяет снизить трудозатраты при эксплуатации соединения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в устройствах разделения элементов ракет. Безимпульсный делитель, установленный на разделяемой оболочке пространственной формы, содержит детонирующий удлиненный заряд (ДУЗ), инициатор ДУЗа, вставку в виде выступа П-образной формы с завулканизированным эластомером, Г-образную разрезную пластмассовую втулку. Изобретение позволяет упростить конструкцию узла разделения, повысить уровень защиты внутренней полости разделяемых частей от действия ДУЗа. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам для соединения трубопроводов. Соединение содержит соединяемые два звена, при этом первое звено выполнено с элементами упора, два подпружиненных прихвата, взаимодействующие с элементами упора, коромысло, силовой элемент, поворотные собачки. Собачки взаимодействуют с прихватами и коромыслом. Пружины прихватов расположены со смещением относительно оси поворота прихватов. Обеспечивается расширение эксплуатационных возможностей соединения. Изобретение расширяет эксплуатационные возможности соединения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к разъемным соединениям и может быть использовано для подсоединения с последующим отделением воздуховодов системы термостатирования космической головной части при нахождении ракеты-носителя с последней на стартовой позиции. Разъемное соединение содержит горловину люка, закрепленную на корпусе космической головной части, фиксирующее устройство с механизмом натяжения и отделяемый фланец воздуховода. Фиксирующее устройство выполнено на основе байонетного зацепления и состоит из двух частей, одна из которых установлена на горловине люка, а другая на отделяемом фланце воздуховода. На горловине люка установлено трехзвенное разъемное кольцо. Описана конструкция и связи упомянутого кольца с использованием винтового стяжного соединения. Наружная поверхность звеньев кольца выполнена ступенчатой с образованием буртика, контактирующего верхним торцом с закраиной горловины люка. В буртике каждого звена имеется сквозной паз, граничащий с клиновидным участком, образованным в буртике со стороны его нижнего торца, обращенного в сторону корпуса космической головной части. На боковой поверхности буртика выполнены зубцы, взаимодействующие с подпружиненным стопором, установленным на другой части фиксирующего устройства, выполненной в виде ступенчатой втулки, установленной, с возможностью вращения, на нижней части отделяемого фланца. Нижняя часть отделяемого фланца выполнена в форме полого цилиндра, имеющего наружный буртик со стороны нижнего торца, образующего опору для ступенчатой втулки. Верхняя часть отделяемого фланца выполнена в форме полого усеченного конуса, соединенного меньшим основанием с верхним торцом цилиндра. На нижнем основании втулки, со стороны ее внутренней поверхности, закреплены клиновидные выступы, для образования байонетного соединения, контактирующие с клиновидными участками разъемного кольца при развороте втулки относительно нижней части отделяемого фланца. Изобретение повышает надежность соединения. 5 ил.
Наверх