Дверной замок повышенной степени защищенности от взлома

Изобретение относится к механическим запирающим устройствам и может быть использовано на дверях, устанавливаемых в жилых помещениях, на различных воротах, люках, контейнерах и др. Универсальный замок содержит корпус и размещенные в нем зубчатое колесо и ригель с зубчатой поверхностью, установленный с возможностью сцепления зубьями с зубьями зубчатого колеса. Корпус замка имеет сквозное отверстие, предназначенное для размещения втулки, на поверхность которой установлено зубчатое колесо. В теле зубчатого колеса выполнены сквозные прорези, расположенные по разные стороны от центра зубчатого колеса, но по одной оси, и предназначенные для вхождения в них блокирующих элементов, закрепленных на внутренней стенке корпуса замка. При этом втулка разделена на две равные части продольной прорезью, выполненной от края втулки до внутренней стенки корпуса замка, так что образуется общая для втулки и зубчатого колеса прорезь, обеспечивающая возможность доступа запирающего/отпирающего элемента, проникающего в тело замка со стороны внешней стенки корпуса замка через осевое отверстие втулки к блокирующим элементам замка. Обеспечивается упрощение конструкции, повышается степень защиты от несанкционированного проникновения в помещение и повышаются антивандальные характеристики. 16 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к механическим запирающим устройствам, и может быть использовано на дверях, устанавливаемых в жилых помещениях, на различных воротах, люках, контейнерах и др.

Уровень техники

Из уровня техники известен дверной замок (см. RU 2317388, кл. Е05В 63/16, публ. 20.02.2008 г.).

Известный дверной замок, содержит расположенные в корпусе замковый механизм, ригель, механизм перемещения ригеля и средство фиксации ригеля в рабочем положении. Механизм перемещения ригеля выполнен в виде жестко закрепленной на оси первой шестерни, находящейся в постоянном зацеплении со второй и третьей шестернями установленными с возможностью вращения вокруг осей. На свободном конце первой планки и боковом выступе второй планки расположен палец, при этом палец первой планки имеет возможность взаимодействия при открытии и закрытии замка соответственно с первым и вторым рычагами. Оба рычага подпружинены к корпусу. Ригель снабжен кареткой, установленной на его лицевой поверхности. Каретка снабжена пазогребневым элементом, взаимодействующим с зубчатым колесом. Средство фиксации ригеля в рабочем положении выполнено в виде подпружиненного в поперечном направлении рычага, связанного свободным концом посредством тяги с пальцем.

Из уровня техники известен замок (см. RU 2247819, кл. Е05В 17/14, публ. 10.03.2005).

Данный замок содержит корпус с крышкой и поворотный диск с отверстиями, в которых свободно перемещаются запирающие штифты, засов, механизм перемещения засова, включающий вал-ручку и поршень, взаимодействующий с запирающими штифтами, торцовый ключ, выполненный с отверстиями, расположенными соосно осям запирающих штифтов. В корпусе установлен цилиндр, в котором выполнены соосные отверстия под запирающие штифты. Замок имеет внутреннюю ручку, в которой выполнены пазы. На вал-ручке поставлена втулка со ступенчатым буртом, взаимодействующая с поршнем, свободно установленным на ней, и внутренней ручкой. Внутренняя ручка и вал-ручка шарнирно соединены тягами. Запирающие штифты выполнены более чем из двух разъемных частей, а в отверстиях торцового ключа расположены зафиксированные в кодовом положении упоры.

Данные замки состоят из большого количества сложных конструктивных элементов, что удорожает их производство и делает невозможным их изготовление без применения специального оборудования.

Из уровня техники известен дверной замок (см. RU 2272114, кл. Е05В 15/10, публ. 20.03.2006 г.).

Известный дверной замок состоит из корпуса замка, механизма секретности и из размещенных в корпусе ригелей засова. При этом из четырех рядом расположенных ригелей засова два из них, расположенные по краям, соединены между собой, а каждый из ригелей, расположенных между ними, соединен с одним из крайних ригелей. Причем между ригелями расположенными в середине, помещена шестерня механизма секретности, а на одном из них нарезаны зубья, и он выполняет роль зубчатой рейки, сцепленной с шестерней. При этом конструкция ригелей выполнена таким образом, что ригели расположенные в середине, можно менять местами, не прибегая к разборке замка.

Ригели данного замка содержат полости заполненные материалом, предохраняющим их от распиливания, однако, существует возможность изготовления дубликата ключа по оттиску вскрытия замка различными отпирающими инструментами.

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является запирающее устройство, известное из RU 2383708, кл. Е05В 37/20, публ. 10.03.2010 г.

Известное запирающее устройство содержит механизм секретности и засов, состоящий из ригелей. В данном техническом решении использованы механизм секретности, выходным звеном которого является шестерня, а также дополнительно введены швеллер и штанга, к которой осями с разрезными упругими кольцами присоединены все ригеля, расположенные в отверстиях, выполненных в полках швеллера, соосных отверстиям, выполненным на торце двери, с которой этот швеллер скреплен, причем к одному из ригелей являющемуся приводным, прикреплена зубчатая рейка, находящаяся в зацеплении с шестерней, а ригеля установлены так, что их расположение на дверях, кроме приводного ригеля, не является одинаковым для определенной количественной группы дверей, также неодинаковым может быть и число установленных ригелей.

Известное запирающее устройство обладает простой конструкцией, не требующей для ее изготовления сложного дорогостоящего оборудования, обладает высокими антивандальными характеристиками, однако, существует вероятность попадания в конструкцию замка инородных предметов, которые могут осложнить нормальное функционирование механизма замка.

Раскрытие изобретения

Задачей предлагаемого изобретения является создание универсального запирающего устройства, обладающего простой надежной конструкцией, а также высокой степенью защиты от несанкционированного проникновения в помещение и высокими антивандальными характеристиками.

Указанная задача достигается тем, что универсальный замок содержит корпус, и размещенные в нем зубчатое колесо и ригель с зубчатой поверхностью, установленный с возможностью сцепления зубьями с зубьями зубчатого колеса, при этом корпус замка имеет сквозное отверстие, предназначенное для размещения втулки, на поверхность, которой установлено зубчатое колесо, при этом в теле зубчатого колеса выполнены сквозные прорези, расположенные по разные стороны от центра зубчатого колеса, но по одной оси, и предназначенные для вхождения в них блокирующих элементов, закрепленных на внутренней стенке корпуса замка, при этом втулка разделена на две равные части продольной прорезью, выполненной от края втулки до внутренней стенки корпуса замка, таким образом, что образуется общая для втулки и зубчатого колеса прорезь, обеспечивающая возможность доступа запирающего/отпирающего элемента, проникающего в тело замка со стороны внешней стенки корпуса замка через осевое отверстие втулки к блокирующим элементам замка.

Предлагаемое изобретение может изготавливаться в частных вариантах исполнения варианты, которых представлены ниже.

Внешняя кромка зубчатого колеса, на которой размещены зубья, имеет скос, обеспечивающий более жесткую сцепку с зубьями ригеля, которые расположены под тем же углом, что и скос внешней кромки зубчатого колеса.

Одна из сквозных прорезей зубчатого колеса выполнена меньшей длины, чем противоположная.

Обе сквозные прорези зубчатого колеса имеют перпендикулярно расположенные относительно них сквозные ответвления, расположенные по всей длине прорезей в произвольном порядке.

Торец втулки свободный от продольной прорези выполнен в виде полусферы, диаметр которой больше внешнего диаметра втулки.

Торец втулки, выполненный в виде полусферы, установлен заподлицо с внешней стенкой корпуса замка.

На участке между торцом втулки, выполненного в виде полусферы и продольной прорезью втулки выполнено, по меньшей мере, одно сквозное отверстие, предназначенное для смазки втулки.

В торцевой части втулки по центру в зоне ее продольной прорези выполнены, по меньшей мере, два противоположных друг к другу сквозных отверстия, предназначенных для крепления ушек-фиксаторов, прилегающих вплотную к зубчатому колесу.

Ригель, имеющий зубчатую поверхность, расположен в нижней части корпуса замка непосредственно под зубчатым колесом.

Зубчатое колесо выполнено с возможностью поворота на 360° как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Ригель, имеющий зубчатую поверхность, имеет сквозную вертикальную прорезь, преимущественно расположенную в концевой части ригеля глубиной составляющей не менее 60% от толщины ригеля.

Корпус замка выполнен в виде пластины один из торцов, которой выполнен с загибом внутрь, образуя П-образный участок, а другой торец выполнен Т-образным с образованием на своей внешней поверхности Г-образного выступа.

Сторона П-образного участка, расположенная напротив внутренней стенки корпуса замка, преимущественно в центральной части выполнена с образованием окна.

В пространстве, образованным Г-образным выступом, размещена щеколда, служащая для запирания двери изнутри.

Внешняя стенка корпуса замка снабжена защитной пластиной, с проделанным в ней отверстием для прохода запирающего/отпирающего элемента, при этом ось упомянутого отверстия совпадает о осью осевого отверстия втулки.

Диаметр осевого отверстия втулки превышает диаметр отверстия защитной пластины.

Блокирующие элементы выполнены с возможностью заглубления в тело корпуса замка.

В предлагаемом изобретении в теле зубчатого колеса выполнены сквозные прорези, расположенные по разные стороны от центра зубчатого колеса, но по одной оси, и предназначены для вхождения в них блокирующих элементов, закрепленных на внутренней стенке корпуса замка. Втулка разделена на две равные части продольной прорезью, выполненной от края втулки до внутренней стенки корпуса замка, таким образом, что образуется общая для втулки и зубчатого колеса прорезь, обеспечивающая возможность доступа запирающего/отпирающего элемента, проникающего в тело замка со стороны внешней стенки корпуса замка через осевое отверстие втулки к блокирующим элементам замка.

Данный замок не имеет традиционной замочной личинки, а блокирующие работу конструктивных частей замка элементы находятся за корпусом устройства, т.е. спрятаны частично в корпусе замка. Для открытия или закрытия замка необходимо вставить ключ через осевое отверстие втулки, затем необходимо потянуть ключ на себя так, чтобы язычок ключа прошел через прорези втулки и прорези зубчатого колеса, и утопив все блокирующие элементы в корпус замка разблокировать зубчатое колесо и далее повернув ключ, дверь в зависимости от положения ригеля открывается или закрывается.

Таким образом, предлагаемое устройство замка не позволяет использовать отмычки и иные подобные средства для вскрытия предлагаемого замка, и не позволяет несанкционированно изготовить дубликат ключа.

Простота конструкции предлагаемого универсального замка значительно удешевляет его производство, и делает возможным его изготовление без применения технически сложного оборудования, а размещение конструктивных частей замка внутри корпуса внешняя часть, которого защищена металлической пластиной, позволяет повысить антивандальные свойства замка.

Зубчатое колесо преимущественно располагается в центре корпуса замка. Внешняя кромка, на которой размещены зубья, имеет скос, что обеспечивает более жесткую сцепку с ригелем, зубья которого расположены под тем же углом, что и скос зубчатого колеса. Надежность охранных функций предлагаемого универсального замка определяется рядом факторов. Это надежность работы замка в целом и его отдельных конструктивных частей, износостойкость, защищенность от выведения из строя при попадании инородных предметов, загрязнения, коррозии, поломки отдельных элементов и т.д. Кроме того, важное значение имеют защитные качества замка от так называемого человеческого фактора, заложенные в его конструкцию возможности противостояния попыткам взлома и несанкционированного открытия с помощью отмычек, дубликатов ключа или иного инструментария.

Одной из отличительных особенностей предлагаемого универсального замка является отсутствие личинки. Вместо нее с внешней стороны двери имеется лишь сквозное отверстие, закрытое защитной пластиной. Такое конструктивное выполнение гарантирует сохранение замка в рабочем состоянии в случае попадания в отверстие инородных предметов, грязи и т.п. Кроме того, отсутствует возможность изготовления дубликата ключа по оттиску вскрытия замка различными отпирающими инструментами (отмычками). Изобретение состоит из небольшого количества конструктивных частей, обеспечивающих его функционирование. Все конструктивные элементы достаточно массивны, что обеспечивает долговечность и устойчивость их работы и соответственно замка в целом, обеспечивается сохранение рабочих качеств замка при появлении коррозии, ржавчины, загрязнения, что важно, если замок используется в агрессивной среде (калитки, ворота, гаражи, двери складов и т.п.).

Замок прост в обслуживании, имеется возможность периодической смазки трущихся частей, в том числе через технические отверстия. При необходимости замок легко разбирается и собирается.

Блокирующие работу замка элементы расположены с обратной стороны, спрятаны в корпусе замка и в теле зубчатого колеса. Такое конструктивное выполнение не позволяет выяснить не только расположение блокирующих элементов, но и их количество. Кроме того, внутренний диаметр втулки около 1,4 см не позволит каким-либо отпирающим инструментам обнаружить все блокирующие элементы, т.к. блокирующие элементы отдалены от стенки втулки, по меньшей мере, на 1,8 см. Инструмент с такими характеристиками не сможет пройти сквозь внутренний диаметр втулки. При этом необходимо учитывать, что вводя во втулку какой-либо инструмент, ее диаметр уменьшается на размер этого инструмента. Таким образом, работать каждым последующим инструментом становится сложнее, а вскоре и невозможно. Открывается же замок при условии синхронного разблокирования всех блокирующих элементов. Движение отпирающего инструмента в сторону блокирующего элемента должно быть прямолинейно поступательным. При наличии небольшого углового отклонения, отпирающий инструмент не пройдет сквозь фигурную прорезь зубчатого колеса.

Изобретение максимально защищено от попыток его разрушения и вскрытия силовыми способами.

Одним из таких способов может быть попытка осуществления доступа к зубчатому колесу с внешней стороны путем высверливания отверстий. Через эти отверстия с помощью специально изготовленных инструментов можно попытаться разблокировать диск, сместив его со своего места силовым воздействием. Сверло должно пройти сквозь переднюю часть двери, лицевую защитную пластину, выполненную из высокопрочного материала и корпус замка. Это предусматривает большие технические возможности, как самого сверла, так и дрели, перфоратора либо иного подобного оборудования. При этом возникает необходимость решения проблемы с источником питания, скрытности работ и времени. Если высверлить отверстия все же удастся, то усилия, приложенные для разблокировки колеса, должны обеспечить слом ушек-фиксаторов. В случае, если удастся и это, то диск, смещаясь по втулке, окажет силовое воздействие на ригель, что приведет к деформации его ослабленной хвостовой части. Деформированная хвостовая часть ригеля не позволит ему вернуться в тело замка.

Другим способом проникновения в помещение путем разрушения замка может быть попытка извлечения втулки. Этому будет препятствовать ряд конструктивных особенностей: ушки фиксаторы, головка втулки большего диаметра, чем входные отверстия двери и защитной пластины. Чтобы извлечь втулку, придется путем высверливания значительно увеличить диаметры входных отверстий. Поскольку лицевая защитная пластина вплотную или почти вплотную прилегает к головке втулки, то сверло, немного углубившись, войдет во внутренний диаметр, что приведет к вращению втулки и эффект высверливания (снятия стружки) прекратится. Колесо при этом останется в неподвижном состоянии. В случае, если увеличить входные отверстия все же удастся, то сила, приложенная для извлечения втулки, должна будет обеспечить слом ушек-фиксаторов. Приложить такое усилие со стороны головки втулки не получится ввиду сферической ее формы и неглубокой кромки. При таком зацепе создать усилие, необходимое для слома ушек и извлечения втулки со стороны головки невозможно.

Возможно произвести попытку взлома и протолкнуть сквозь втулку стальной стержень с прикрепленным к нему тросом. При этом диаметр стержня будет ограничен внутренним диаметром втулки. Потянув за трос, стержень встанет перпендикулярно втулке, и тем самым зацеп необходимой крепости будет обеспечен, но только временно. Учитывая силу натяжения, стержень в конечном итоге соскользнет, т.к. края втулки имеют округлую форму, и усилие будет передаваться на всю конструкцию, включая саму дверь. Если же стержень попадет в прорезь втулки, то сила будет направлена не на слом ушек-фиксаторов и извлечение втулки, а на продвижение стержня внутрь прорезей, что приведет к расширению стенок втулки и еще большему ее блокированию.

Целесообразно рассмотреть еще один вероятный способ вскрытия предлагаемого замка. Изучив конструкцию ключа и способ блокировки зубчатого колеса, можно изготовить подобие дубликата ключа, но вместо фигурного язычка, форму которого извне понять невозможно, открываться и вводиться в прорезь диска будет прямая пластинка. Затем, используя мощный рычаг, можно попытаться просто провернуть колесо, ломая при этом блокирующие элементы. Чтобы это стало возможным необходимо одно условие - прочность пластины должна быть выше совокупной прочности блокирующих элементов. Если учесть, что диаметр блокирующего элемента около 2 мм и он выполнен из прочной стали, то при наличии уже трех, четырех блокирующих элементов, прочности пластины окажется недостаточно.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 представлен общий вид универсального замка;

На фиг.2 представлен общий вид универсального замка (вид сбоку);

На фиг.3 представлен общий вид зубчатого колеса;

На фиг.4 представлен общий вид втулки (вид сбоку и вид сверху);

На фиг.5 показана работа блокирующих элементов.

Осуществление изобретения

Изобретение поясняется конкретным примером выполнения, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует достижение указанного в разделе раскрытие изобретения технического результата.

Предлагаемый универсальный замок содержит корпус 1, зубчатое колесо 2, сквозные прорези 3 зубчатого колеса, блокирующие элементы 4, зубчатый ригель 5, окно 6 корпуса замка, сквозную вертикальную прорезь 7 ригеля, ушки-фиксаторы 8 втулки, щеколду 9 замка, нишу 10 для щеколды, втулку 11, осевое отверстие 12 втулки, конец втулки, выполненный в виде полусферы 13, зубья 14 зубчатого колеса, защитную пластину 15 замка, участок втулки 16, предназначенный для крепления ушек-фиксаторов, П-образный участок 17 корпуса замка, Т-образный участок 18 корпуса замка, крепежные элементы 19 защитной пластины, крепежные элементы 20 защитной платины щеколды, Г-образный участок 21 корпуса замка, произвольные ответвления 22 прорезей зубчатого колеса, сквозное отверстие 23, предназначенное для смазки втулки, прорезь 24 втулки, сквозные отверстия 25 втулки для крепления ушек фиксаторов, пружину 26 блокирующего элемента.

Универсальный замок содержит корпус 1, выполненный в виде пластины. Один из торцов корпуса 1 выполнен с загибом внутрь, образуя П-образный участок 17, а другой торец корпуса 1 выполнен в виде Т-образного участка 18, который имеет на своей вешней поверхности Г-образный участок (выступ) 21, который образует нишу для установки щеколды 9 замка.

В корпусе 1 замка размещено зубчатое колесо 2, имеющее зубья 14, и ригель 5, имеющий зубчатую поверхность. Зубчатое колесо 2 и ригель 5 установлены с возможностью сцепления между собой зубьями. Корпус замка 1 имеет сквозное отверстие, предназначенное для размещения втулки 11, на внешнюю поверхность которой установлено зубчатое колесо 2. В теле зубчатого колеса 2 выполнены сквозные прорези 3. Сквозные прорези 3 располагаются по разные стороны от зубчатого колеса 2 по одной оси, и предназначены для вхождения в них блокирующих элементов 4, которые закреплены во внутренней стенке корпуса замка 1. Блокирующие элементы выполнены подпружиненными посредством пружин 26 и предпочтительно заглублены в тело корпуса замка 2. Блокирующие элементы 4 выполняются из прочного сорта стали и представляют из себя стержни с головкой.

Втулка 11 разделена на две равные части продольной прорезью 24, выполненной от торца 16 втулки 11 до внутренней стенки корпуса 1 замка. Таким образом, образуется общая для втулки 11 и зубчатого колеса 2 прорезь (см. фиг.3), обеспечивающая возможность доступа отпирающего устройства (язычка ключа 27), проникающего в тело замка со стороны внешней стенки корпуса 1 замка через осевое отверстие 12 втулки 11 к блокирующим элементам 4 замка.

Внешняя кромка зубчатого колеса 2 имеет небольшой скос 28, что обеспечивает более жесткую сцепку с ригелем 5, зубья которого расположены под тем же углом, что и скос 28 зубчатого колеса 2. Имеющийся скос 28 образует у зубчатого колеса два диаметра, лицевой (меньшего размера), а другой тыльный (большего размера). Таким образом, зубчатое колесо 2, упираясь скосом 28 в ригель 5, блокирует прямолинейное движение зубчатого колеса 2. Зубчатое колесо 2 оказывается надежно зафиксировано с двух сторон. Сцепка зубчатого колеса 2 и ригеля 5 обеспечивает работу замка в режимах "открыть-закрыть". Существенным является то, что запирание и отпирание должно происходить при повороте зубчатого колеса на 360° в ту или иную стороны. Такое условие обусловлено тем, что блокирующие элементы 4, установленные в корпусе 1 замка имеют свое постоянное местоположение и выполнены таким образом, что они входят только в ту сквозную прорезь 3 зубчатого колеса 2, которая проходит оборот в 360°.

В центре зубчатого колеса 2 имеется сквозное отверстие, равное по диаметру внешнему диаметру втулки 11, на которой он закреплен. Равенство диаметров условное, т.к. необходим технический зазор, обеспечивающий прохождение втулки 11 в отверстие зубчатого колеса 2, а также независимое вращение втулки 11 и зубчатого колеса 2 друг от друга. Зубчатое колесо 2 имеет сквозные фигурные прорези 3, расположенные по разные стороны от центра зубчатого колеса 2, но по одной оси. Они обеспечивают доступ отпирающему язычку ключа 27 к блокирующим элементам 4. Сквозные фигурные прорези 3 имеют перпендикулярно расположенные относительно них сквозные ответвления 22, расположенные по все длине прорезей в произвольном порядке. Сквозные фигурные прорези 3 имеют разные размеры и конфигурации в зависимости от количества и месторасположения блокирующих элементов 4. Предпочтительно если выполняется одна большая прорезь 3 большого размера для длинного плеча отпирающего язычка 27 ключа, другая меньшего для короткого плеча отпирающего язычка 27 ключа. Толщина зубчатого колеса 2 находится в диапазоне 1-1,5 см.

Торец 13 втулки 11 свободный от продольной прорези 24 выполнен в виде полусферы, диаметр, которой больше внешнего диаметра втулки 11, примерно на 4-6 мм.

Высота торца 13 втулки 11, выполненного в виде полусферы равна примерно 5 мм, чтобы поместиться в пространстве между корпусом 1 замка и защитной лицевой пластиной 15. Торец 13 выполненный в виде полусферы фиксирует положение втулки 11 в замке.

На участке между торцом 13 втулки 11, выполненным в виде полусферы и продольной прорезью 24 втулки 11 выполнено, по меньшей мере, одно сквозное отверстие 23. Отверстия 23 служат для периодической смазки трущейся части втулки 11, находящейся в корпусе 1 замка. Другой торец втулки 16 также содержит два сквозных отверстия с резьбой, необходимые для крепления ушек фиксаторов 8. Таким образом, ушки-фиксаторы 8 своими головками вплотную прилегают к зубчатому колесу 2, фиксируя его положение на втулке 11, а также сохраняют все необходимые зазоры между зубчатым колесом 2 и корпусом 1 замка. Кроме того, они не позволяют втулке 11 выйти из своего местоположения. Прорезь 24 втулки 11 делит тело втулки 11 на две части, каждая из которых должна иметь округленную форму. Существенное значение имеет внутренний диаметр втулки 11. Его размер определяет диаметр ключа, от которого в свою очередь зависят размеры складывающегося отпирающего языка 27 ключа и его ребер. Именно этими параметрами определяется границы пространства в основе замка и на зубчатом колесе 2 для установки блокирующих элементов 4 с возможностью их разблокирования отпирающим язычком 27 ключа. Размерами данного пространства обуславливается максимальное количество установки блокирующих элементов 4, максимальное количество их комбинаций, что положительно сказывается на надежности замка.

Ригель 5 размещается в нижней части корпуса 1 замка непосредственно под зубчатым колесом 2. Зубчатый ригель 5 приводится в движение путем вращения зубчатого колеса 2, который до этого должен быть разблокирован отпирающим язычком 27 ключа. Для того, чтобы ригель 5 имел свое постоянное местоположение, нижний участок 17 корпуса 1 замка выполнен с загибов внутрь, образуя П-образный участок. А сторона П-образного участка 17, расположенная напротив внутренней стенки корпуса 1 замка, преимущественно в центральной части выполнена с образованием окна 6. Ригель 5, имеющий зубчатую поверхность, имеет сквозную вертикальную прорезь 7, преимущественно расположенную в концевой части ригеля 5, глубиной составляющей не менее 60% от толщины ригеля 5. Поскольку конечные точки движения ригеля 5 определены вращением зубчатого колеса на 360°, то и длина ригеля 5, и заданные параметры его положения в режимах "закрыто" или "открыто" рассчитываются исходя из длины окружности зубчатого колеса 2.

В нише 10, образованной Г-образным выступом 21 размещена щеколда 9, служащая для запирания щеколды изнутри.

Внешняя стенка корпуса 1 замка снабжена защитной пластиной 15, с проделанным в ней отверстием для прохода ключа, при этом ось упомянутого отверстия совпадает с осью осевого отверстия 12 втулки 11. Диаметр осевого отверстия 12 втулки 11 превышает диметр отверстия защитной пластины 15.

Поскольку универсальный замок не имеет традиционной замочной личинки (вместо нее в двери лишь сквозное отверстие, а блокирующие работу конструктивных частей замка элементы находятся с обратной стороны запирающего устройства и спрятаны частично в корпусе основы замка частично в теле зубчатого колеса 2, то ключ имеет особую конструкцию, а способ отпирания двери отличен от традиционного (на чертежах не указан).

Ключ состоит из двух частей: основы и отпирающего язычка.

Основа ключа состоит из передней части цилиндрической формы, ограничителя большего диаметра, чем диаметр передней части, ножки ручки ключа меньшего диаметра, чем диаметр передней части и ручки ключа. Диаметр передней части равен внутреннему диаметру втулки (условно, т.к. необходим небольшой зазор для пропуска ключа через втулку). Длина передней части ключа должна обеспечивать местоположение для длинного плеча отпирающего язычка, а также полный вывод отпирающего язычка из втулки с обратной стороны замка. В конце передней части ключа имеется прорезь, размер которой обеспечивает свободное вращение язычка вокруг своей оси. Глубина прорези должна обеспечивать поворот язычка вокруг своей оси лишь на 90 градусов, т.е. язычок при открывании должен становиться перпендикулярно основе ключа. Кроме того, на передней части ключа имеется так называемое «плато», служащее местоположением для длинного плеча язычка.

Отпирающий язычок представляет собой стержень с отходящими от него ребрами (единая конструкция). По своей форме он в точности повторяет форму сквозных прорезей 3 на зубчатом колесе 2, а его размеры позволяют пройти сквозь прорези 3 и, одновременно нажав на блокирующие элементы 4, разблокировать зубчатое колесо 2. На стержне язычка имеется утолщение в виде небольшого колесика, в центре которого проделано отверстие для крепления язычка к передней части ключа.

Крепление должно обеспечивать свободное вращение язычка вокруг своей оси (90 градусов). Утолщение-колесико расположено не по центру стержня язычка, а смещено в одну из сторон. Таким образом, язычок имеет длинное плечо, которое располагается на «плато» передней части ключа, и короткое.

Работает предлагаемый замок следующим образом.

Для того чтобы перевести предлагаемый универсальный замок в положение "закрыто" или "открыто" необходимо подать ключ через отверстие в двери, лицевой защитной пластины 15, в осевое отверстие 12 втулки 11. Ключ выходит из осевого отверстия 12 втулки 11 той своей частью, где располагается длинное плечо язычка 27. Затем ключ поворачивается на 180 градусов. При этом длинное плечо язычка 27 под своей тяжестью падает вниз, что приводит к повороту язычка 27 вокруг своей оси. Глубина прорези передней части основы ключа ограничивает этот поворот до 90 градусов, и язычок устанавливается в перпендикулярном положении. При этом длинное плечо остается внизу, а короткое вверху. Ключ раскрыт.Затем необходимо потянуть ключ на себя так, чтобы язычок прошел через сквозную прорезь 24 втулки 11 и фигурные сквозные прорези 3 зубчатого колеса 2 и, утопив все блокирующие элементы 4 во внутреннюю стенку корпуса 1 замка, зубчатое колесо 2 будет разблокировано.

Повернув ключ, вместе с ним начинает вращаться вокруг своей оси зубчатое колесо 2, которое приводит в движение зубчатый ригель 5, который либо выходит из корпуса 1 замка и запирает дверь, либо возвращается на свое место и отпирает ее. Существенным является то, что запирание и отпирание должно происходить при повороте зубчатого колеса 2 на 360° в ту или иную сторону. И далее, повернув ключ на 360 градусов, дверь открывается или закрывается, а блокирующие элементы 4 входят в тело зубчатого колеса 2 через проделанные в нем сквозные прорези 3 и блокируют его дальнейшее вращение. При отпирании или запирании двери ключ вводится в замок в одном и том же положении, процесс отпирания или запирания достигается лишь поворотом ключа на 360 градусов в ту или иную сторону.

Для того чтобы произвести извлечение ключа из замка необходимо подать ключ немного вперед. Язычок 27 выходит из сквозных прорезей 3 и прорези 24 втулки 11. Ключ поворачивается на 180 градусов. Длинное плечо оказывается вверху, а короткое внизу. Это приводит к смещению центра тяжести язычка, и он «закрывается». Далее ключ выводится из осевого отверстия 12 втулки 11. из отверстия защитной пластины 15 и из отверстия, выполненным, в двери соответственно.

Предлагаемый универсальный замок может устанавливаться как на левую сторону двери, так и на правую сторону, замок придаст двери новый облик, т.к. с внутренней стороны он не должен быть прикрытым облицовочной дверной панелью, чтобы обеспечить выход из втулки 11 отпирающего язычка 27 ключа. Из эстетических соображений видимые части замка (зубчатое колесо 2, ригель 5, корпус 1) должны быть хромированы, а замки с повышенной степенью защиты (свыше 10-15 блокирующих элементов 4) покрыты металлом желтого цвета. Также возможно нанесение на эти части замка некоторого узора.

1. Универсальный замок, содержащий корпус и размещенные в нем зубчатое колесо и ригель с зубчатой поверхностью, установленный с возможностью сцепления зубьями с зубьями зубчатого колеса, отличающийся тем, что корпус замка имеет сквозное отверстие, предназначенное для размещения втулки, на поверхность которой установлено зубчатое колесо, при этом в теле зубчатого колеса выполнены сквозные прорези, расположенные по разные стороны от центра зубчатого колеса, но по одной оси, и предназначенные для вхождения в них блокирующих элементов, закрепленных на внутренней стенке корпуса замка, при этом втулка разделена на две равные части продольной прорезью, выполненной от края втулки до внутренней стенки корпуса замка, таким образом что образуется общая для втулки и зубчатого колеса прорезь, обеспечивающая возможность доступа запирающего/отпирающего элемента, проникающего в тело замка со стороны внешней стенки корпуса замка через осевое отверстие втулки к блокирующим элементам замка.

2. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что внешняя кромка зубчатого колеса, на которой размещены зубья, имеет скос, обеспечивающий более жесткую сцепку с зубьями ригеля, которые расположены под тем же углом, что и скос внешней кромки зубчатого колеса.

3. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что одна из сквозных прорезей зубчатого колеса выполнена меньшей длины, чем противоположная.

4. Универсальный замок по п.3, отличающийся тем, что обе сквозные прорези зубчатого колеса имеют перпендикулярно расположенные относительно них сквозные ответвления, расположенные по всей длине прорезей в произвольном порядке.

5. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что торец втулки, свободный от продольной прорези, выполнен в виде полусферы, диаметр которой больше внешнего диаметра втулки.

6. Универсальный замок по п.5, отличающийся тем, что упомянутый торец втулки, выполненный в виде полусферы, установлен заподлицо с внешней стенкой корпуса замка.

7. Универсальный замок по п.5, отличающийся тем, что на участке между торцом втулки, выполненным в виде полусферы, и продольной прорезью втулки выполнено, по меньшей мере, одно сквозное отверстие, предназначенное для смазки втулки.

8. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что в торцевой части втулки по центру в зоне ее продольной прорези выполнены, по меньшей мере, два противоположных друг к другу сквозных отверстия, предназначенных для крепления ушек-фиксаторов, прилегающих вплотную к зубчатому колесу.

9. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что ригель, имеющий зубчатую поверхность, расположен в нижней части корпуса замка непосредственно под зубчатым колесом.

10. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что зубчатое колесо выполнено с возможностью поворота на 360° как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

11. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что ригель, имеющий зубчатую поверхность, имеет сквозную вертикальную прорезь, преимущественно расположенную в концевой части ригеля, глубиной, составляющей не менее 60% от толщины ригеля.

12. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что корпус замка выполнен в виде пластины, один из торцов которой выполнен с загибом внутрь, образуя П-образный участок, а другой торец выполнен Т-образным с образованием на своей внешней поверхности Г-образного выступа.

13. Универсальный замок по п.12, отличающийся тем, что сторона П-образного участка, расположенная напротив внутренней стенки корпуса замка, преимущественно в центральной части выполнена с образованием окна.

14. Универсальный замок по п.12, отличающийся тем, что в пространстве, образованном Г-образным выступом, размещена щеколда, служащая для запирания двери изнутри.

15. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что внешняя стенка корпуса замка снабжена защитной пластиной с проделанным в ней отверстием для прохода запирающего/отпирающего элемента, при этом ось упомянутого отверстия совпадает с осью осевого отверстия втулки.

16. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что диаметр осевого отверстия втулки превышает диаметр отверстия защитной пластины.

17. Универсальный замок по п.1, отличающийся тем, что блокирующие элементы выполнены с возможностью заглубления в тело корпуса замка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к замкам с дистанционным управлением и может быть использовано при разработке замков для помещений, гаражей, боксов и транспортных средств. Технический результат заключается в наделении пружинного замка функцией дистанционного запирания.

Предложено запирающее устройство для двери, имеющее запирающее тело, внешнее приспособление и управляющее приспособление. Запирающее тело имеет корпус, крышку, соединенную с корпусом, и защелку.

Изобретение относится к способам, которые используются для защиты замочных скважин замков, устанавливаемых на дверях, сейфах, автомобилях и т.д. В способе защиты замочной скважины выполняют на замке зацепы и фиксируют в них защитный механизм, основную часть которого выполняют в форме усеченного конуса или в виде тела вращения с внешним профилем в виде дуги, а основание выполняют в виде тела вращения с профилем в виде прямоугольника или трапеции, а в середине защитного механизма размещают замочный механизм, причем фиксация защитного механизма происходит при помощи замочного механизма с использованием диска с не менее чем двумя выступами, кроме того, фиксация защитного механизма в зацепах происходит таким образом, чтобы перекрыть доступ к замочной скважине и зацепам, а корпус перекрывает доступ к диску с выступами и креплениям зацепов со стороны замочного механизма, в результате защитный механизм и основания зацепов образуют единый корпус.

Люк // 2511312
Изобретение относится к областям хозяйственной деятельности, где используются люковые закрытия, в частности в канализационных системах. Люк содержит корпус (1), крышку (2) и запорное устройство.

Изобретение относится к узлу запираемого контейнера. .

Изобретение относится к мебельному запору в соответствии с ограничительной частью п.1 формулы. .

Изобретение относится к скобяным изделиям и может быть использовано для запирания дверей. .

Изобретение относится к строительству, в частности к строительным панелям, в том числе сандвич-панелям, с применением вспениваемого утеплителя для разъемного механического соединения панелей друг с другом.

Изобретение относится к устройству разблокировки для транспортных средств общественного пользования. Оно включает в себя соединенное с первым вращающимся валом (6) отклоняющее коромысло (4), которое посредством соединительного элемента (5) связано с элементом разблокировки замка и содержит выступающий поводковый палец (11), установленный на первом валу (6) и поворачивающийся вокруг первого вала (6) блокировочный рычаг (8) и соединенное со вторым вращающимся валом (7) кулачковое колесо (1), которое зацепляется с отклоняющим коромыслом (4). Вращение кулачковой шестерни (1) приводит к повороту коромысла (4) и тем самым к движению соединительного элемента (5) и разблокировке замка. В результате вращения исполнительного рычага (8) исполнительный рычаг (8) вступает в контакт с поводковым пальцем (11), при дальнейшем вращении захватывает с собой его и, следовательно, коромысло (4), вследствие чего приводит в движение соединительный элемент (5) и разблокирует замок. 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

В кабельной соединительной конструкции, в которой по существу сферический конец кабеля (2), расположенный на кончике внутреннего провода (1), соединен с подвижным элементом (6), подвижный элемент (6) снабжен парой крыльчатых деталей (7), которые удерживают внутренний провод (1), отверстием (8) для вставки кабеля, которое направляет конец (2) кабеля в пространство между крыльчатыми деталями (7), и по существу эллиптической переходной частью (9) конца кабеля, которая подвижно поддерживает конец (2) кабеля. Длинная ось по существу эллиптической формы переходной части (9) конца кабеля по существу совпадает с направлением ввода кабеля. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Замок (1) для защитных дверей состоит из засова (7) с несколькими штифтами (8), выдвигаемыми из передней панели (2) корпуса, в котором находится приводной механизм замка, и пластины (9) для перемещения засова (7) в направлении, обратном направлению перемещения штифтов (8) засова при выдвижении (7); засов (7), состоящий из опорного основания (32) со штифтами (8), также имеет средства для фиксации и регулировки пластины (9) относительно основания (32). 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к автотранспортной технике, в частности к оборудованию транспортных средств для предотвращения несанкционированного вскрытия капота транспортного средства для использования и кражи. Запорный механизм капота транспортного средства содержит стержневой элемент с рабочей головкой, выполненной с возможностью ее прохода и/или размещения в отверстии одной из соединяемых деталей, и запирающий элемент, расположенный с возможностью перемещения в отверстии с частичным его перекрытием. Согласно изобретению размер и форма рабочей головки стержневого элемента выполнены соответствующими размеру и форме отверстия соединяемых деталей, для свободного расположения головки в отверстии и с возможностью исключения вращения головки в отверстии. При этом форма рабочей головки стержневого элемента может быть выполнена сплющенной с одной или с двух сторон, а также многогранной правильной или неправильной формы. Кроме того, для исключения возможности спила стержневой элемент снабжен трубкой, свободно надетой на него с возможностью вращения вокруг продольной оси. Для крепления запорного механизма к капоту транспортного средства оно снабжено устройством, включающим крепежные элементы. Согласно изобретению на гайку сверху, с возможностью свободного вращения вокруг ее продольной оси, надета обойма, при этом на гайке с внешней стороны и на обойме с внутренней стороны выполнены пазы, при совмещении которых образуется отверстие для размещения в нем и последующего извлечения из него установочной шпонки. Для облегчения установки устройства на капоте транспортного средства с внешней стороны обойма снабжена скошенными гранями под гаечный ключ. Техническим результатом изобретения является повышение надежности запорного механизма. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Запорный механизм (10) для ворот, содержащий корпус (11), который, в свою очередь, содержит замок (12), в который можно вставить ключ (13) для открывания указанного запорного механизма (10), и ограничитель (14), имеющий первое положение взаимодействия по меньшей мере с частью ворот, причем запорный механизм (10) содержит также ползун (17), перемещающийся относительно корпуса (11), при этом ограничитель (14) удерживается с возможностью перемещения направляющим элементом. 12 з. п. ф-лы, 10 ил.

Отпирающее устройство эвакуационного выхода для дверей, содержащее левую опору (22) и правую опору (24), поддерживающие соответствующие основные элементы (34) управления, и замок (28), выполненный с возможностью установки на левой опоре (22) или на правой опоре (24), причем замок (28) содержит основание (40), поддерживающее линейную направляющую (54), продолжающуюся вдоль основного прямолинейного направления (Е), защелку (56), которая входит в контакт с упомянутой линейной направляющей (54) и выполнена с возможностью перемещения относительно основания (40) вдоль упомянутого основного направления (Е) между положением запирания и положением отпирания, причем защелка (56) содержит паз (74, 75), удлиненный в упомянутом основном направлении (Е), по меньшей мере один упругий элемент (60), расположенный между основанием (40) и защелкой (56), для продвижения защелки (56) в сторону упомянутого положения запирания, причем упомянутые основные элементы (34) управления соединены с соответствующими опорами (22, 24) с возможностью поворота вокруг оси (В), перпендикулярной упомянутому основному направлению (Е), и при этом основной элемент (34) управления опоры (22, 24), соединенной с замком (28), содержит рычаг (38), который проходит в упомянутый паз (74, 75) и взаимодействует с защелкой (56) при приложении усилия. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

Предметом настоящего изобретения является замок автомобильной двери, оснащенный, по крайней мере, одним исполнительным рычагом (3), расположенным в корпусе замка (1, 2). Предусмотрено также соединительное средство (4, 5) для сцепления исполнительного рычага (3) с находящимся за пределами корпуса замка (1, 2) исполнительным элементом (6). Наконец, на корпусе замка (1, 2) расположен присоединительный элемент (2) для установки соединительного средства (4, 5). По настоящему изобретению присоединительный элемент (2) выполнен в виде части корпуса (2), которая может соединяться с основным корпусом (1) в корпус замка (1, 2) и которая в установленном положении, по крайней мере, большей частью закрывает как отверстие (7) основного корпуса (1), так и участок присоединения (8) исполнительного рычага (3) к соединительному средству (4, 5). 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

В заявке описан замок двери транспортного средства, содержащий стопорный механизм (2, 3), состоящий из поворотной защелки (2) и храповой собачки (3), при этом при нахождении стопорного механизма (2, 3) в замкнутом состоянии храповая собачка (3) своим запирающим контуром (11, 12) прилегает к контуру (10, 13) защелкивания поворотной защелки (2), и запирающий контур (11, 12) выполнен из двух частей, которыми являются контур (11) удержания и обкаточный контур (12). 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Механизм (106) блокировки содержит блокирующий узел (108) для блокировки/разблокировки панели, систему (116) активации блокирующего узла, снабженную рычагом (118) с грузом (124), прикрепленным к нижнему плечу (122) рычага (118), и устройством (130) активации рычага, выполненным с возможностью перемещения между задним и передним положениями. Кроме того, устройство (130) активации рычага содержит соединенный с рычагом (118) соединительный элемент (134), содержащий нажимную часть (136), выполненную с возможностью перемещения верхнего плеча (120) рычага (118) вперед для поворота рычага (118) из разблокированного положения в положение блокировки, когда устройство (130) активации рычага перемещается из заднего положения в переднее. 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 4 ил.

Задачей изобретения является разработка конструкции замка, приводимого в действие посредством нажимной дверной ручки и обнаруживающего высокую степень защиты от отжатия приводных штанг. Решение для замка в соответствии с изобретением предусматривает, что запорное устройство образовано расположенным на переменном нажимном элементе запорным выступом, который в запертом положении задвижки препятствует ее движению по направлению из выдвинутого положения. Форма исполнения изобретения предполагает лишь небольшое количество дополнительных элементов конструкции, которые легко могут быть размещены внутри основной замочной коробки. Наиболее простой вариант усовершенствования предусматривает, что запорное устройство состоит из скошенного по направлению к задвижке запорного выступа, который в запертом положении входит в запорное углубление. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх