Двухсекционный центробежный компрессор



Двухсекционный центробежный компрессор
Двухсекционный центробежный компрессор
Двухсекционный центробежный компрессор
Двухсекционный центробежный компрессор

 


Владельцы патента RU 2518785:

Марцинковский Василий Сигизмундович (UA)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в компрессорной технике. Двухсекционный центробежный компрессор содержит корпус, размещенные в нем статор первой и второй секции, межсекционную перегородку с лабиринтным уплотнением, ротор с рабочими колесами и думмисом, причем думмис выполнен ступенчатым. Межступенчатая полость думмиса связана с нагнетательной камерой второй секции центробежного компрессора через канал в межсекционной перегородке и входные отверстия во втулке ступенчатого лабиринтного уплотнения, в котором отверстия во втулке ступенчатого лабиринтного уплотнения выполнены тангенциально или под углом к внутренней кольцевой поверхности уплотнения и направлены в сторону, противоположную направлению движения вращающегося потока, на внутренних торцовых стенках втулки за входными отверстиями уплотнения расположены ребра, на внутренней поверхности втулки уплотнения выполнены серповидные лунки и гребни. Повышена эффективность компенсации осевых усилий на ротор, уменьшены протечки уплотняемого газа из второй секции компрессора в первую секцию в процессе работы и улучшены динамические характеристики ротора. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в компрессорной технике.

В процессе работы двухсекционного центробежного компрессора за счет разности давления на входе и выходе рабочих колес возникает осевое усилие на ротор. В двухсекционном центробежном компрессоре при расположении секций «спина к спине» за счет противоположного направления осевой силы в секциях компенсируется основная нагрузка на ротор. Дополнительная разгрузка осуществляется при помощи разгрузочного поршня (думмиса), выполненного в виде втулки, установленной на валу ротора между секциями, и лабиринтного уплотнения, установленного в межсекционную перегородку.

Известна конструкция двухсекционного компрессора, содержащая корпус, размещенные в нем статор первой и второй секции, межсекционную перегородку с лабиринтным уплотнением, ротор с рабочими колесами и думмисом. Осевое усилие ротора компенсируется за счет подбора диаметра думмиса под лабиринтным уплотнением в межсекционной перегородке (Центробежные и осевые компрессорные машины: Отраслевой каталог. - М.: ЦНИИТЭИТЯЖМАШ. - 1992 г. - стр.64, рис.52, стр.82, рис.65).

Недостатком такой конструкции двухсекционного центробежного компрессора является то, что при изменении режима работы компрессора величина осевых усилий возрастает и для компенсации необходимо увеличивать диаметр думмиса и, как следствие, его массу, что неблагоприятно сказывается на динамических характеристиках ротора. При этом в малорасходных ступенях сжатия двухсекционных центробежных компрессоров протечки газа через зазор в лабиринтных уплотнениях значительно снижают эффективность работы ступени сжатия компрессора по степени повышения давления и по коэффициенту полезного действия.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является двухсекционный центробежный компрессор, содержащий корпус, размещенные в нем статор первой и второй секции, межсекционную перегородку с лабиринтным уплотнением, ротор с рабочими колесами и думмисом, в котором думмис выполнен в виде ступенчатой втулки с подводом газа через канал в межсекционной перегородке и отверстия в лабиринтном уплотнении из нагнетательной камеры второй секции в межступенчатую полость думмиса и лабиринтного уплотнения (Патент РФ 2384745 C1, «Двухсекционный центробежный компрессор», МПК F04D 17/08, F04D 29/08, опубл.: БИ 20.03.2010 (прототип))

Указанный двухсекционный центробежный компрессор также не лишен серьезных недостатков:

- при использовании уплотнения с большим расходным коэффициентом возникают повышенные утечки уплотняемого газа из-за того, что давление в межступенчатом пространстве выше, чем в задуммисной полости;

- в лабиринтном уплотнении возникает нежелательная возбуждающая циркуляционная сила из-за того, что в межступенчатом пространстве возникает кольцевой вихрь, направленный в сторону вращения ротора;

- на стабильность работы ротора в компрессоренегативно воздействует кольцевой вихрь, поскольку поток газа, поступающий в межступенчатое пространство через радиальные подводящие отверстия со стороны нагнетания, не обеспечивает эффективного разрушения данного кольцевого вихря.

В основу изобретения поставлена задача за счет усовершенствования конструкции повысить эффективность компенсации осевых усилий на ротор, уменьшить протечки уплотняемого газа из второй секции компрессора в первую секцию в процессе работы и улучшить динамические характеристики ротора.

Поставленная задача решается тем, что в двухсекционном центробежном компрессоре, содержащем корпус, расположенные в нем статор первой и второй секции, межсекционную перегородку с лабиринтным уплотнением, ротор с рабочими колесами и думмисом, причем думмис выполнен ступенчатым, при этом межступенчатая полость думмиса связана с нагнетательной камерой второй секции центробежного компрессора через канал в межсекционной перегородке и входные отверстия во втулке ступенчатого лабиринтного уплотнения, согласно изобретению, отверстия во втулке ступенчатого лабиринтного уплотнения выполнены тангенциально или под углом к внутренней кольцевой поверхности уплотнения и направлены в сторону, противоположную направлению движения вращающегося потока, на внутренних торцовых стенках втулки за входными отверстиями уплотнения расположены ребра, на внутренней поверхности втулки уплотнения выполнены серповидные лунки и гребни.

При этом величина угла между осью подводящего отверстия и касательной к внутренней поверхности уплотнения составляет от 0° до 90°, а гребни выполнены различными по высоте из металлического и полимерного материала, причем выступающие по высоте гребни выполнены из полимерного материала

Выполнение отверстий во втулке ступенчатого лабиринтного уплотнения тангенциальными или под углом к внутренней кольцевой поверхности уплотнения и направленными в сторону, противоположную направлению движения вращающегося потока, способствует затормаживанию вихря газового потока, подводимого через отверстия.

Ребра, расположенные на внутренних торцовых стенках за входными отверстиями, и серповидные лунки на внутренней поверхности уплотнения разбивают и тормозят закрученный поток. Такое конструктивное решение стабилизирует работу ротора, не вызывая дополнительных колебаний.

Величина угла между осью подводящего отверстия и касательной к внутренней поверхности уплотнения, составляющая от 0° до 90°, выбрана исходя из соображений повышения эффективности торможения вращающегося вихря. Такая величина угла входного потока с высоким давлением и подача его в направлении, противоположном вращению ротора наиболее эффективно тормозит вращающийся вихрь между уплотнением и думмисом, вызывающим воздействие циркуляционной силы на ротор.

Применение на внутренней поверхности втулки уплотнений, различных по высоте гребней из металлического и полимерного материала, причем выступающих по высоте гребней - из полимерного материала, позволяет уменьшить диаметральный зазор между уплотнением и думмисом, т.е. сократить протечки. Благодаря гибкости полимерного материала во время касания с ротором гребни уплотнения отклоняются, перемещаясь вместе с ротором. После касания гребни восстанавливают свою первоначальную конфигурацию. При этом поверхность ротора в местах касания не повреждается. При значительных перемещениях ротора в результате повышенной вибрации (работа агрегата на нестационарных режимах, помпаж и т.д.), гребни уплотнения в местах касания вытираются, не повреждая при этом уплотнительную поверхность ротора.

Предлагаемая конструкция ступенчатого думмиса со ступенчатым лабиринтно-лунковым уплотнением и промежуточным подводом газа позволяет повысить эффективность компенсации осевых усилий на ротор. А конструктивное решение ступенчатого лабиринтно-лункового уплотнения уменьшает протечки рабочего тела в сторону меньшего давления в процессе работы центробежного компрессора и улучшает динамические характеристики ротора.

Изобретение поясняется иллюстрациями.

На Фиг.1 изображена проточная часть центробежного компрессора с разгрузочным устройством 4

на Фиг.2 представлено разгрузочное устройство центробежного компрессора;

на Фиг.3, Фиг.4 представлен фрагмент уплотнения разгрузочного устройства центробежного компрессора, которое было изготовлено ООО «ТРИЗ» по настоящему изобретению.

Двухсекционный центробежный компрессор содержит корпус 1 (Фиг.1), размещенные в нем статор первой и второй секции 2, межсекционную перегородку 3 со ступенчатым лабиринтным уплотнением 4 (Фиг.2, 3, 4), ротор 5 с рабочими колесами 6, 7 и думмисом 8. Думмис 8 выполнен в виде ступенчатой втулки с подводом газа через канал 9 в межсекционной перегородке 3 и отверстие 10 во втулке 11 лабиринтного уплотнения 4 из диффузора 12 (или нагнетательной камеры 13) первой секции в межступенчатую полость 14 между ступенями думмиса 8. Причем входные отверстия 10 во втулке 11 ступенчатого лабиринтного уплотнения 4 выполнены тангенциально или под углом к внутренней поверхности уплотнения и направлены в сторону, противоположную вращающемуся потоку. На внутренних торцовых стенках 15 втулки 11 за входными отверстиями 10 уплотнения 4 расположены ребра 16, 17, на внутренней поверхности втулки И уплотнения 4 выполнены серповидные лунки 18 и гребни 19, 20.

Величина угла между осью подводящего отверстия и касательной к внутренней поверхности уплотнения составляет от 0° до 9°. Гребни 19 выполнены из металлического материала и ниже по высоте от гребней 20, выполненных из полимерного материала.

При работе двухсекционного центробежного компрессора на каждую секцию действует осевое усилие, направленное в сторону всасывающего патрубка первой либо второй секции соответственно. Расположением рабочих колес 6, 7 первой и второй секций «спина к спине» обеспечивается основная разгрузка ротора 5 от осевой силы.

Часть сжатого газа из полости диффузора 12 или нагнетательной камеры 13 второй секции через канал 9 в межсекционной перегородке 3 поступает в межступенчатую полость 14 между ступенями думмиса 8 и лабиринтно-лункового уплотнения 4. Газ подводится через отверстия 3, расположенные в уплотнении тангенциально к внутренней поверхности уплотнения в сторону, противоположную направлению вращающегося вихря. Для наилучшего эффекта оптимальное значение угла между осью подводящего отверстия и касательной к внутренней поверхности уплотнения находится в пределах от 0° до 90°. За счет такой подачи поток затормаживается. Ребра 16, 17, расположенные на внутренних торцовых стенках 15 за входными отверстиями, и серповидные лунки 18 разбивают закрученный поток. Такое конструкторское решение стабилизирует работу ротора. Применение гребней 20 из полимерного материала позволяет обеспечить минимальный зазор между думмисом и уплотнением. Это дает возможность сократить протечки рабочего уплотняемого газа в сторону низкого давления.

Поскольку давление в нагнетательной камере второй секции больше давления в межступенчатой полости думмиса, то в результате действия этого давления на площадь ступени думмиса создается осевое усилие, снижающее неуравновешенное осевое усилие на ротор двухсекционного центробежного компрессора.

1. Двухсекционный центробежный компрессор, содержащий корпус, размещенные в нем статор первой и второй секции, межсекционную перегородку с лабиринтным уплотнением, ротор с рабочими колесами и думмисом, причем думмис выполнен ступенчатым, при этом межступенчатая полость думмиса связана с нагнетательной камерой второй секции центробежного компрессора через канал в межсекционной перегородке и входные отверстия во втулке ступенчатого лабиринтного уплотнения, отличающийся тем, что отверстия во втулке ступенчатого лабиринтного уплотнения выполнены тангенциально или под углом к внутренней кольцевой поверхности уплотнения и направлены в сторону, противоположную направлению движения вращающегося потока, на внутренних торцовых стенках втулки за входными отверстиями уплотнения расположены ребра, на внутренней поверхности втулки уплотнения выполнены серповидные лунки и гребни.

2. Двухсекционный центробежный компрессор по п.1, отличающийся тем, что величина угла между осью подводящего отверстия и касательной к внутренней поверхности уплотнения составляет от 0° до 90°.

3. Двухсекционный центробежный компрессор по п.1 или 2, отличающийся тем, что гребни выполнены различными по высоте из металлического и полимерного материала, причем выступающие по высоте гребни выполнены из полимерного материала



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям химических вертикальных насосов. Насос включает корпус, ротор с валом и рабочим колесом в виде многозаходной крыльчатки открытого типа, а также опорную плиту.

Группа изобретений относится к насосостроению, а именно к химическим горизонтальным центробежным насосам. Конструктивно-технологический модельный ряд химических насосов включает совокупность насосов.

Изобретение относится к насосостроению. Способ производства включает изготовление сборного корпуса насоса из соединяемых с опорной плитой корпуса ходовой части с подшипниковыми опорами, корпуса подвески и корпуса проточной части, изготовление вала ротора насоса, рабочего колеса, корпуса переходника и силового узла.

Изобретение относится к насосостроению. Агрегат включает привод в виде электродвигателя, переходник с силовой муфтой и центробежный полупогружной насос.

Изобретение относится к насосостроению, а именно к вертикальным насосам для перекачивания химически агрессивных жидкостей. Насос выполнен центробежным полупогружным, содержит корпус, в котором установлен ротор с валом и рабочим колесом закрытого типа, и снабжен опорной плитой.

Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям химических горизонтальных центробежных насосов с рабочим колесом открытого типа, предназначенных для перекачивания химически агрессивных жидкостей.

Изобретение относится к насосостроению, а именно к химическим вертикальным центробежным насосам. Каждый репрезентативный насос из конструктивно-технологического модельного ряда содержит однотипную конструктивную систему.

Изобретение относится к насосостроению, а именно к химическим вертикальным центробежным электронасосным агрегатам. Агрегат включает привод - электродвигатель, переходник с силовой муфтой и центробежный полупогружной насос.

Изобретение относится к агрегатам для перекачивания агрессивных жидкостей. Агрегат содержит электродвигатель, центробежный насос и муфту.

Изобретение относится к насосостроению, а именно к электронасосным агрегатам, предназначенным для перекачивания химически агрессивных жидкостей. Агрегат содержит электродвигатель, центробежный насос и силовую муфту.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции центробежных высокооборотных компрессоров. .

Изобретение относится к радиальным вентиляторам. .

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к способам изготовления рабочего колеса центробежного компрессора. .

Изобретение относится к вентиляторостроению и позволяет при его использовании обеспечить расширение области устойчивой работы и промышленного использования вентилятора путем уменьшения вращающегося срыва в его лопаточных венцах.

Изобретение относится к области компрессоростроения, преимущественно центробежного направления. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к компрессоростроению, может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей (ГТД) как авиационного, так и наземного применения и обеспечивает при его использовании повышение КПД ступени центробежного компрессора за счет уменьшения потерь в проточной части ступени на участке, ограниченном с одной стороны входом поворотного лопаточного диффузора, а с другой - выходом спрямляющего аппарата.

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров. .

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров. .

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано в центробежных компрессорах, преимущественно двухсекционных с расположением колес «спина к спине» и обеспечивает быстродействие регулирования осевой силы и снижения нагрузки на упорный подшипник.

Изобретение относится к области компрессоростроения, может быть использовано при проектировании центробежных компрессоров. .

Изобретение относится к устройству центробежного компрессора и способу его изготовления. Центробежный компрессор включает по меньшей мере одну ступень для разделения жидкой и газовой фазы, содержащую входную направляющую лопатку, расположенную в кожухе рабочего колеса, и направляющий аппарат, имеющий прямой раструб с выходным изогнутым участком. По меньшей мере на одном из указанных элементов по меньшей мере одной ступени для разделения жидкой и газовой фазы расположен гидрофобный и/или сверхгидрофобный поверхностный слой. Использование изобретения обеспечивает эффективное отделение газовой фазы от жидкой и препятствует эрозии направляющих лопаток рабочего колеса. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил., 17 пр.
Наверх