Регулятор тормоза транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормозных устройств транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок. Регулятор тормоза транспортного средства содержит корпус, в соответствующих полостях которого расположены червячная передача, винтовая передача, зубчатое колесо и зубчатая передача. Червячная передача включает червячное колесо и червяк. Винтовая передача содержит зубчатое колесо, установленное соосно червяку червячной передачи и кинематически связанное с ним. Зубчатая передача содержит ведущую шестерню, установленную соосно червячному колесу червячной передачи, а ведомая шестерня расположена соосно винту винтовой передачи и кинематически связана с ним посредством роликовой муфты свободного хода. Винт винтовой передачи снабжен цапфой, на которой смонтированы муфта свободного хода, и ее ролики введены в непосредственный контакт с цапфой, и ведомая шестерня зубчатой передачи. На муфту свободного хода напрессована обойма, посредством которой ведомая шестерня зубчатой передачи связана с муфтой свободного хода. Соединение ведомой шестерни с обоймой выполнено с тангенциальным зазором, соответствующим нормальному ходу штока тормозной камеры. Достигается упрощение конструкции регулятора тормоза, снижение трудоемкости его изготовления и обеспечение требуемых параметров темпа регулирования тормоза. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок.

Известен регулятор тормоза транспортного средства, содержащий служащий рычагом корпус, в полостях которого расположены червячная передача, включающая червячное колесо и червяк, винтовая передача, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку червячной передачи, и кинематически связано с ним, а также ведущее звено, которое установлена соосно винту винтовой передачи и кинематически связано с ним посредством храповой муфты свободного хода [1].

Недостатком известного регулятора тормоза является наличие специальной, сложной в изготовлении храповой муфты свободного хода. Кроме того, такая муфта свободного хода не позволяет обеспечить требуемые параметры темпа регулирования тормоза.

Известен также регулятор тормоза транспортного средства, содержащий служащий рычагом корпус, в полостях которого расположены червячная передача, включающая червячное колесо и червяк, винтовая передача, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку червячной передачи и кинематически связано с ним, а также зубчатая передача, ведущая шестерня которой установлена соосно червячному колесу червячной передачи, а ведомая шестерня расположена соосно винту винтовой передачи и кинематически связана с ним посредством роликовой муфты свободного хода [2].

Известный регулятор тормоза обладает сложной конструкцией, так как содержит большое количество сложных в изготовлении деталей, что, в свою очередь, вызывает высокую трудоемкость его изготовления.

Технической задачей настоящего изобретения является исключение указанных недостатков, т.е. упрощение конструкции регулятора тормоза, снижение трудоемкости его изготовления и обеспечение требуемых параметров темпа регулирования тормоза.

Указанная задача решается за счет того, что в регуляторе тормоза транспортного средства, содержащем служащий рычагом корпус, в полостях которого расположены червячная передача, включающая червячное колесо и червяк, винтовая передача, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку червячной передачи и кинематически связано с ним, а также зубчатая передача, ведущая шестерня которой установлена соосно червячному колесу червячной передачи, а ведомая шестерня расположена соосно винту винтовой передачи и кинематически связана с ним посредством роликовой муфты свободного хода, винт винтовой передачи снабжен цапфой, на которой смонтированы муфта свободного хода, и ее ролики введены в непосредственный контакт с цапфой, и ведомая шестерня зубчатой передачи, а на муфту свободного хода напрессована обойма, посредством которой ведомая шестерня зубчатой передачи связана с муфтой свободного хода, причем соединение ведомой шестерни с обоймой выполнено с тангенциальным зазором, соответствующим нормальному ходу штока тормозной камеры.

Винт винтовой передачи может быть подпружинен в осевом направлении.

На фиг.1 показан регулятор тормоза с местным сечением по оси червяка червячной передачи; на фиг.2 - регулятор в сечении I-I (по оси винта винтовой передачи и червячного колеса); на фиг.3 показаны детали регулятора в трехмерном изображении.

Регулятор тормоза транспортного средства содержит корпус 1, выполняющий функцию тормозного рычага, соединяющего шток тормозной камеры с валом привода тормоза. Внутри корпуса 1 в соответствующих полостях расположены червячная передача, включающая червячное колесо 2 и червяк 3, винтовая передача, включающая зубчатое колесо 4 и винт 5, и зубчатая передача, состоящая из ведущей 6 и ведомой 7 шестерен.

Зубчатое колесо 4 установлено соосно червяку 3 и кинематически связано с ним фиксатором 8 посредством профильных соединений. Червяк 3 вместе с зубчатым колесом 4 закреплен от осевого перемещения посредством резьбовой втулки 9, которая одновременно является заглушкой соответствующей полости в корпусе 1.

Фиксатор 8 снабжен выступающим из корпуса профильным хвостовиком 10 для взаимодействия с ручным вращательным инструментом и подпружинен со стороны червяка пружиной 11. Втулка 12 центрирует червяк 3 в полости корпуса 1.

Винт 5 снабжен цапфой 13, на которой установлены роликовая муфта 14 свободного хода и ведомая шестерня 7. При этом цапфа 13 введена в контакт с роликами муфты 14 свободного хода. На муфту свободного хода напрессована обойма 15, которая своими пазами 16 взаимодействует с шипами 17 ведомой шестерни 7. В соединении пазов 16 и шипов 17 предусмотрен тангенциальный зазор, соответствующий нормальному ходу штока тормозной камеры.

Пружина 18 удерживает винт 5 от случайного поворота.

Ведущая шестерня 6 зубчатой передачи, установленная соосно червячному колесу 2 и находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней 7, снабжена торцовыми выступами 19, на которых установлен рычаг 20, конец которого соединен с неподвижной деталью 21.

На транспортном средстве регулятор устанавливается на вал 22 привода тормоза и соединяется со штоком 23 тормозной камеры посредством вилки 24.

Крышка 25 и уплотнительные кольца 26-28 обеспечивают герметичность внутренних полостей корпуса 1.

Регулятор тормоза работает следующим образом.

В процессе торможения шток 23 воздействует через вилку 24 на корпус 1 регулятора и поворачивает его по ходу часовой стрелки. Ведущая шестерня 6 зубчатой передачи, соединенная рычагом 20 с неподвижной деталью 21, остается при этом неподвижной. Ведомая шестерня 7, обкатываясь по ведущей шестерне 6, поворачивается относительно корпуса. В результате этого тангенциальный зазор в соединении ведомой шестерни 7 и обоймы 15 уменьшается.

Если тормоз отрегулирован правильно, то тангенциальный зазор полностью выбирается при нормальном ходе штока тормозной камеры. При растормаживании шестерни 6 и 7 зубчатой передачи возвращаются в исходное положение, а все остальные детали внутри корпуса 1 остаются неподвижными. В таком случае регулирование тормоза не происходит.

Из-за износа тормозных накладок зазор в тормозе увеличивается. Следовательно, корпус 1 в процессе затормаживания повернется на больший угол. Соответственно на больший угол повернется и ведомая шестерня 7. Тогда при повороте ведомой шестерни 7 сначала выберется тангенциальный зазор в соединении ведомой шестерни 7 и обоймы 15, а затем, благодаря взаимодействию пазов 16 и шипов 17, вместе с ведомой шестерней 7 будет поворачиваться и обойма 15. Муфта 14 свободного хода при этом будет работать в режиме обгона.

В процессе растормаживания ведомая шестерня 7 поворачивается в обратном направлении. При этом сначала выберется тангенциальный зазор в соединении ведомой шестерни 7 и обоймы 15, а затем, благодаря взаимодействию пазов 16 и шипов 17, вместе с ведомой шестерней 7 повернется и обойма 15. Муфта 14 свободного хода в этом случае будет работать в режиме передачи вращения. Благодаря этому, вращение передается далее через винт 5, зубчатое колесо 4, фиксатор 8 и червяк 3 червячному колесу 2, которое, поворачиваясь относительно корпуса 1, поворачивает и вал 22 привода тормоза в сторону уменьшения зазора между колодками и тормозным барабаном, т.е. происходит регулирование тормоза.

Процесс регулирования повторяется при каждом цикле торможения до тех пор, пока зазор не будет уменьшен до требуемой величины. Так осуществляется автоматическое регулирование тормоза.

При смене тормозных накладок, когда тормоз подвергается разборке, возникает необходимость в ручной регулировке зазора. Для этого необходимо надеть на профильный хвостовик 10 фиксатора 8 вращательный инструмент, например, ключ и, приложив осевое усилие к фиксатору 8, утопить его в корпус до упора. При этом кинематическая связь фиксатора 8 с зубчатым колесом 4 разорвется, и фиксатор 8 вместе с червяком 3 будет возможно повернуть в требуемом направлении. При вращении червяка 3 по ходу часовой стрелки зазор в тормозе уменьшается, а при вращении в противоположном направлении - увеличивается. Так осуществляется ручное регулирование тормоза.

Конструкция регулятора содержит небольшое количество простых в изготовлении деталей. Это обуславливает невысокую трудоемкость изготовления регулятора. Применение в регуляторе роликовой муфты свободного хода позволяет получить переменный темп регулирования тормоза. При большом зазоре в тормозе регулирование происходит быстро и замедляется при уменьшении зазора.

Литература

1. Патент BY №2797, МПК7 F16D 65/52, 30.06.1999.

2. Патент BY №9981, МПК7 F16D 65/38, 30.12.2007.

Список позиций

1. Корпус

2. Колесо червячное

3. Червяк

4. Колесо зубчатое

5. Винт

6. Шестерня ведущая

7. Шестерня ведомая

8. Фиксатор

9. Втулка резьбовая

10. Хвостовик профильный

11. Пружина фиксатора

12. Втулка

13. Цапфа

14. Муфта свободного хода

15. Обойма

16. Паз

17. Шип

18. Пружина винта

19. Выступ

20. Рычаг

21. Деталь неподвижная

22. Вал тормоза

23. Шток

24. Вилка

25. Крышка

26. Кольцо уплотнительное

27. Кольцо уплотнительное

28. Кольцо уплотнительное

1. Регулятор тормоза транспортного средства, содержащий служащий рычагом корпус, в соответствующих полостях которого расположены червячная передача, включающая червячное колесо и червяк, винтовая передача, зубчатое колесо которой установлено соосно червяку червячной передачи и кинематически связано с ним, а также зубчатая передача, ведущая шестерня которой установлена соосно червячному колесу червячной передачи, а ведомая шестерня расположена соосно винту винтовой передачи и кинематически связана с ним посредством роликовой муфты свободного хода, отличающийся тем, что винт винтовой передачи снабжен цапфой, на которой смонтированы муфта свободного хода, и ее ролики введены в непосредственный контакт с цапфой, и ведомая шестерня зубчатой передачи, а на муфту свободного хода напрессована обойма, посредством которой ведомая шестерня зубчатой передачи связана с муфтой свободного хода, причем соединение ведомой шестерни с обоймой выполнено с тангенциальным зазором, соответствующим нормальному ходу штока тормозной камеры.

2. Регулятор по п.1, отличающийся тем, что винт подпружинен в осевом направлении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, регулирующим зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном в пневматических тормозах.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам. .

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к барабанным тормозам. .

Группа изобретений относится к области транспорта, а именно к тормозам с автоматическим механизмом регулировки зазора. Автоматический механизм регулировки зазора содержит корпус, червячное колесо, привод механизма и одностороннюю муфту в сборе. Корпус выполнен с возможностью вращения вокруг оси вращения червячного колеса посредством приложения к плечу тормозного привода усилия торможения в направлении торможения. Управляющая шестерня расположена в области корпуса, находящейся с задней стороны относительно направления торможения от места в корпусе, где пересекаются вал червяка и червячная шестерня. Тормоз транспортного средства содержит тормозной привод, тормоз и автоматический механизм регулировки зазора. Автоматический механизм регулировки зазора установлен между толкателем тормозного привода и тормозным кулачковым валом для передачи движения толкателя для вращения тормозного кулачкового вала и прикладывания усилия торможения в направлении торможения к автоматическому механизму регулировки зазора. Транспортное средство содержит тормоз, содержащий автоматический механизм регулировки зазора. Автоматический механизм регулировки зазора содержит корпус, средство для регулировки положение корпуса относительно тормозного кулачкового вала и средство для приведения в движение средства для регулировки положения. Средство приведения в движение расположено в области корпуса, которая находится с задней части относительно направления торможения от средства регулировки положения. Достигается увеличение срока службы механизма и повышение несущей способности механизма. 4 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам тормозных устройств транспортных средств с пневматическим приводом и кулачковым разжимом колодок. Регулятор тормоза транспортного средства содержит корпус и расположенные внутри него червячную передачу, винтовую передачу, механизм регулирования тормоза, ведущая шестерня которого установлена соосно червячному колесу червячной передачи, и рычаг для связи ведущей шестерни механизма регулирования с неподвижной деталью транспортного средства. Ведущая шестерня и рычаг соединены посредством торцовых выступов ведущей шестерни и соответствующих им радиальных пазов рычага. Рычаг зафиксирован на ведущей шестерне развальцовкой торцовых выступов ведущей шестерни. Достигается обеспечение высокой надежности соединения ведущей шестерни с рычагом при сохранении простоты конструкции. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматическим компенсаторам износа с непрерывным регулированием зазора в паре трения между фрикционной накладкой и диском тормоза по мере износа фрикционной накладки тормозной колодки, и может быть использовано в тормозных системах различных машин. Автоматический компенсатор износа дискового тормоза содержит корпус, в котором установлен полый поршень. В полости поршня размещены фрикционная пружина, запрессованная с гарантированным натягом на стержень, и возвратная пружина, установленная между стаканом и наружным буртом нажимной втулки. Стержень закреплен в корпусе. Фрикционная пружина выполнена в виде винтовой цилиндрической пружины плотной навивки с поперечным сечением витков в виде круговых сегментов с хордами, ориентированными параллельно продольной оси пружины. Достигается надежность работы устройства за счет увеличения площади контакта между фрикционной пружиной и стержнем. 3 ил.
Наверх