Комплекс бортового оборудования вертолета


 


Владельцы патента RU 2520174:

Открытое акционерное общество "Ульяновское конструкторское бюро приборостроения" (ОАО "УКБП") (RU)

Изобретение относится к бортовому оборудованию летательных аппаратов. Комплекс бортового оборудования вертолета содержит комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, систему управления общевертолетным оборудованием, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пульты управления общевертолетным оборудованием, систему регулирования внутрикабинного освещения, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, малогабаритную систему сбора и регистрации, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную систему, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, пульты-вычислители навигационные, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена. Достигается расширение эксплуатационных возможностей, повышение безопасности пилотирования и эффективности применения вертолета, повышение надежности работы комплекса. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к бортовому оборудованию, обеспечивающему индикацию, сигнализацию, навигацию, управление общевертолетным оборудованием (ОВО), вертолетовождение, радиосвязь, взаимодействие в системе организации воздушного движения (ОрВД).

Известен комплекс бортового оборудования летательного аппарата, содержащий взаимосвязанные навигационную систему, систему задания исходных данных, прицельную систему, систему управления летательным аппаратом, систему управления средствами поражения, систему индикации, устройство коррекции параметров движения, устройство формирования параметров движения, формирующее в режиме локации наземных неподвижных целей информационные сигналы режима оптимальной коррекции навигационных и прицельных параметров, обеспечивающие точность навигации, управления и индикации, повышение точности применения средств поражения и, как следствие этого, повышение боевой эффективности оборудованных предлагаемым комплексом летательных аппаратов, особенно вертолетов и самолетов фронтового назначения [1].

Недостатком известного изобретения является ограниченный объем информации, необходимый при управлении полетом, снижающий надежность выполнения полетного задания.

Наиболее близким к предложенному изобретению является интегрированный бортовой пилотажно-навигационный комплекс вертолета, содержащий взаимосвязанные навигационную систему, систему управления вертолетом, систему индикации, бортовую вычислительную машину, выполняющую функции задания исходных данных, формирования и коррекции параметров движения, систему преобразования аналоговой и дискретной информации, устройство интегрированного формирования информации, устройство сопряжения. [2].

Однако известный комплекс, принятый за прототип, в достаточной мере не удовлетворяет непрерывно возрастающим требованиям к современным вертолетам по таким характеристикам, как степень автоматизации полета, многорежимность, всепогодность и круглосуточность применения, высокий уровень надежности, комфортность работы экипажа. Данные недостатки проявляются в недостаточно полном уровне интеграции бортового оборудования вертолета, в нерезервируемости (одноканальности) отдельных трактов приема, обработки и выдачи сигналов.

Создание комплекса направлено на решение задач, связанных с расширением эксплуатационных возможностей, повышением безопасности пилотирования и эффективности применения вертолета, повышением надежности работы комплекса.

Для достижения технического результата, заключающегося в расширении эксплуатационных возможностей, повышении безопасности пилотирования и эффективности применения вертолета, повышении надежности работы комплекса, предложен комплекс бортового оборудования вертолета КБО, содержащий:

комплексную систему электронной индикации и сигнализации КСЭИС; резервированную систему управления общевертолетным оборудованием СУОВО;

резервированный пилотажный комплекс вертолета ПКВ;

резервированный информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП;

пульты управления общевертолетным оборудованием ПУОВО;

пульты-вычислители навигационные ПВН;

систему регулирования внутрикабинного освещения СВКО;

интегрированную систему резервных приборов ИСРП;

пилотажно-навигационную аппаратуру ПНА,

ответчик системы управления воздушным движением;

защищенный бортовой регистратор;

круглосуточную обзорную систему КОС;

комплекс средств связи КСС;

бортовую радиостанцию-транспондер с УКВ-линией передачи данных;

генератор цифровых карт;

метеонавигационную радиолокационную станцию МнРЛС;

систему раннего предупреждения близости земли СРПБЗ;

бортовую систему диагностики вертолета БСДВ;

систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС;

аварийные спасательные радиомаяки;

лазерно-телевизионную систему ЛТС;

комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования СТО;

основной канал информационного обмена;

видеоканал информационного обмена;

аудиоканал информационного обмена.

На фиг.1 показана блок-схема комплекса бортового оборудования вертолета.

Комплекс бортового оборудования вертолета содержит:

комплексную систему электронной индикации и сигнализации КСЭИС 1, состоящую из многофункциональных индикаторов;

систему управления общевертолетным оборудованием СУОВО 2, состоящую из блоков преобразования и вычисления, блоков коммутации и защиты;

пилотажный комплекс вертолета ПКВ 3, состоящий из вычислителей управления полетом, пультов управления автопилота, пультов-задатчиков, блоков связи и адаптации, триммерных механизмов, датчиков положения проводки управления, датчиков вмешательства в управление, блоков датчиков первичной информации, рулевых механизмов дублированных;

информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП 4, состоящий из вычислителей воздушных сигналов, приемников воздушных давлений, датчиков температуры торможения, датчиков вектора воздушной скорости вертолета;

пульты управления общевертолетным оборудованием ПУОВО 5, состоящие из пульта пилотов левого, пульта пилотов правого, пульта пилотов среднего, пульта ПНА, пульта систем ОВО и др.;

пульты-вычислители навигационные ПВН 6, 7 со встроенными спутниковыми приемниками;

систему регулирования внутрикабинного освещения СВКО 8, состоящую из блоков регулирования освещения;

интегрированную систему резервных приборов ИСРП 9, состоящую из многофункционального индикатора, датчика курса магнитного цифрового, резервного источника питания;

пилотажно-навигационную аппаратуру ПНА 10, состоящую из радиовысотомера, комплекта аппаратуры навигации и посадки VOR/ILS/маркерного приемника/автоматического радиокомпаса, инерциальных курсовертикалей с датчиками магнитного курса, радиодальномера DME, доплеровского измерителя составляющих вектора путевой скорости и угла сноса, аппаратуры приема и преобразования дифференциальных данных;

ответчик системы управления воздушным движением УВД 11, состоящий из блока передатчика и антенн;

защищенный бортовой регистратор 12, состоящий из блока, пульта управления, устройства микрофонного динамического;

круглосуточную обзорную систему КОС 13, состоящую из телетепловизионной системы переднего обзора, системы видеорегистрации, камеры телевизионной нижнего обзора, телевизионной системы заднего обзора, камеры цветной телевизионной, блока коммутации телевизионных сигналов;

комплекс средств связи КСС 14, состоящий из радиостанции МВ-диапазона, радиостанции КВ-диапазона, радиостанции ДМВ-диапазона, цифрового интегрального модуля связи, пультов управления аппаратурой связи;

бортовую радиостанцию-транспондер 15 с УКВ-линией передачи данных, состоящую из блока радиостанции и антенны;

генератор цифровых карт 16, состоящий из генератора карт и пульта управления;

метеонавигационную радиолокационную станцию МнРЛС 17, состоящую из блока антенного приемопередающего;

систему раннего предупреждения близости земли СРПБЗ 18, состоящую из блока и пульта управления;

бортовую систему контроля и диагностики БСДВ 19, состоящую из блока накопления и обработки диагностической информации, датчиков вибрации, датчиков фазы, датчиков крутящего момента, съемного модуля памяти;

систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС 20, состоящую из табло аварийной и уведомляющей сигнализации;

аварийно-спасательные радиомаяки 21, состоящие из автоматического стационарного радиомаяка и переносного аварийно-спасательного радиомаяка;

лазерно-телевизионную систему ЛТС 22, состоящую из оптико-электронного блока и блока электронной обработки;

комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования СТО 23, состоящий из табло светосигнальных, табло светосигнальных с контролем, светильников;

основной канал информационного обмена 24, представляющий собой совокупность цифровых и аналоговых линий передачи данных, объединяющих входящее в комплекс оборудование;

видеоканал информационного обмена 25, объединяющий входящее в комплекс оборудование посредством видеосигналов;

аудиоканал информационного обмена 26, объединяющий входящее в комплекс оборудование посредством сигналов звуковой частоты.

Комплекс бортового оборудования вертолета работает следующим образом.

Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП 4 обеспечивает восприятие с помощью приемников воздушных давлений ПВД измерение высотно-скоростных параметров, в том числе составляющих вектора воздушной скорости с помощью датчиков вектора воздушной скорости, а также предупреждение критических режимов пилотирования. ИКВСП осуществляет обмен информацией через основной канал информационного обмена 24 с системами ПКВ 3, ответчиком системы управления воздушным движением 11, МнРЛС 17, ИСРП 9, радиостанцией-транспондером 15, СРПБЗ 18 и инерциальными курсовертикалями из состава ПНА 10, а также через аудиоканал информационного обмена 26 с КСС 14.

Применение датчиков вектора скорости вертолета позволяет вычислять высотно-скоростные параметры и выполнять пилотажные задачи при любых направлениях движения вертолета во всем рабочем диапазоне скоростей.

Пилотажно-навигационная аппаратура ПНА 10 осуществляет непрерывное автоматическое определение параметров пространственного положения вертолета относительно наземных радионавигационных средств и земной поверхности. Информация от ПНА 10 по основному каналу информационного обмена 24 поступает в КСЭИС 1, СУОВО 2, ПКВ 3 и ПВН 6, 7, а также через аудиоканал информационного обмена 26 в КСС 14.

Пульты-вычислители навигационные ПВН 6, 7 производят непрерывное счисление координат вертолета по данным спутниковой навигационной системы GPS/ГЛОНАСС для обеспечения решения задачи вертолетовождения в соответствии с требованиями четырехмерной зональной навигации в условиях требуемых навигационных характеристик, обеспечивают настройку ПНА 10, а также планирование маршрутов, построение траекторий полета и захода на посадку, вычисление координат по результатам комплексной обработки информации, вычисление скорости и направления ветра.

ПВН осуществляют взаимодействие между собой и по основному каналу информационного обмена 24 с КСЭИС 1, СУОВО 2, ПКВ 3, ИКВСП 4, ПНА 10, ответчиком системы управления воздушным движением 11, радиостанцией-транспондером 15, генератором цифровых карт 16, СРПБЗ 18, АРМ 21.

Пилотажный комплекс вертолета ПКВ 3 решает задачи улучшения характеристик управляемости, повышения устойчивости и безопасности пилотирования при ручном, автоматическом, директорном и комбинированном способах управления вертолетом.

ПКВ 3 осуществляет автоматическую стабилизацию углового положения вертолета - повышение устойчивости углового положения и улучшение управляемости угловым движением; автоматическую стабилизацию заданных параметров полета, в том числе на траектории захода на посадку, ухода на второй круг; автоматическое триммирование проводки управления, формирование и выдачу сигналов для отображения в КСЭИС 1. ПКВ по основному каналу информационного обмена 24 осуществляет взаимодействие с КСЭИС 1, СУОВО 2, ПНА 10, КОС 13.

Комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС 1 содержит ряд (3…5) многофункциональных ЖК-индикаторов высокого разрешения, обеспечивающих отображение экипажу информации о пилотажно-навигационных параметрах, метеообстановке, рельефе местности, состоянии, параметрах силовой установки и вертолетных систем, сигнальной информации, обстановке в закабинном пространстве и грузовой кабине (пассажирском салоне). Принцип взаимозаменяемости индикаторов позволяет при отказе обеспечить полный объем информации для выполнения пилотирования. СУОВО 2, ПКВ 3, ИКВСП 4, ПВН 6, 7, ПНА 10, КОС 13, генератор цифровых карт 16, бортовая радиостанция-транспондер с УКВ-линией передачи данных 15, МнРЛС 17, СРПБЗ 18 являются источниками информации, отображаемой системой КСЭИС 1. Взаимодействие осуществляется по основному каналу информационного обмена 24 и видеоканалу информационного обмена 25.

Использование в составе КБО вместо группы пилотажно-навигационных электромеханических приборов интегрированной системы резервных приборов ИСРП 9 с резервным источником питания обеспечивает экипаж пилотажно-навигационной информацией в случае отказа основных систем либо системы электроснабжения. Кроме этого, данное техническое решение улучшает эргономику кабины. ИСРП осуществляет прием информации по основному каналу информационного обмена 24 от инерциальной курсовертикали из состава ПНА 10 и от ИКВСП 4. Информация ИСРП используется КСЭИС 1 в алгоритмах выявления в составе КБО недостоверного источника информации по крену и тангажу для выдачи соответствующей сигнализации экипажу.

Внедрение в состав КБО системы управления общевертолетным оборудованием СУОВО 2 позволяет обеспечить контроль состояния сопрягаемого ОВО и подсистем комплекса, а также «интеллектуальное» управление электропитанием бортовых потребителей. Для повышения надежности СУОВО содержит до трех независимых каналов приема, обработки и формирования информации.

СУОВО 2 обеспечивает:

- прием и преобразование в цифровой код аналоговых, дискретных и цифровых сигналов от бортовых датчиков и систем;

- логическую обработку массива входной информации;

- формирование и выдачу массива данных для передачи в КСЭИС 1 с целью предоставления экипажу вертолета информации о параметрах и состоянии силовой установки и вертолетных систем, а также сигнальных сообщений;

- формирование и выдачу данных в сопрягаемые системы по основному каналу информационного обмена 24;

- выдачу сигналов для включения центральных сигнальных огней;

- формирование и выдачу команд управления запуском встроенного контроля сопрягаемых систем;

- формирование, накопление, хранение в энергонезависимой памяти и выдачу по основному каналу информационного обмена 24 в КСЭИС 1 и в аппаратуру наземной поддержки эксплуатационной информации; проведение контроля собственной работоспособности и контроля сопрягаемых систем на земле и в полете.

СУОВО 2 посредством блоков защиты и коммутации осуществляет управление коммутацией электропитания бортовых потребителей, защиту бортовых потребителей от перегрузки по току и от короткого замыкания при распределении электропитания.

Система СУОВО 2 по основному каналу информационного обмена 24 взаимодействует с КСЭИС 1, ПКВ 3, ИКВСП 4, ПВН 6, 7, ИСРП 9, радиовысотомером из состава ПНА 10, КОС 13, радиостанцией-транспондером 15, генератором цифровых карт 16, МнРЛС 17, СРПБЗ 18. Также система СУОВО 2 связана с группой пультов управления ОВО ПУОВО 5, обеспечивающих выдачу как «прямых» команд управления в ОВО, так и информации по основному каналу информационного обмена 24 для выдачи силовых команд управления ОВО посредством блоков коммутации и защиты.

Таким образом, многоканальная система управления общевертолетным оборудованием обеспечивает повышение безопасности и эффективности вертолетовождения, а также за счет автоматизации ряда рутинных процедур снижает психофизическую нагрузку на экипаж.

Пульты управления общевертолетным оборудованием ПУОВО 5 выполняют функцию управления вертолетными системами и индикации их состояния. Они унифицированы по типам используемых органов управления (кнопки, переключатели, кремальеры) и выполнены в едином эргономическом стиле. Управление сопрягаемыми системами осуществляется как в ручном, так и в автоматическом режимах. ПУОВО осуществляет взаимодействие с СУОВО 2, СВКО 8, общевертолетным оборудованием, основной и вспомогательной силовыми установками.

Расширение условий применения вертолета и спектра решаемых экипажем задач требует установки специальных систем. Для этих целей, в частности, в КБО применена круглосуточная обзорная система КОС 13, обеспечивающая с помощью теле- и тепловизионных камер высокого разрешения круглосуточный обзор закабинного пространства передней полусферы, обзор закабинного пространства нижней и задней полусфер, наблюдение за салоном. Система КОС упрощает экипажу выполнение посадки в условиях плохой видимости, а также позволяет выполнять авиационные работы (например, воздушную разведку, поиск и спасение людей и т.п.). КОС осуществляет формирование видеоинформации от своих камер и прием видеоинформации от генератора цифровых карт 16 и ЛТС 22, затем видеоинформация, выбранная экипажем для отображения, передается в систему КСЭИС 1 по видеоканалу информационного обмена 25. Также КОС осуществляет взаимодействие с МнРЛС 17 по основному каналу информационного обмена 24.

Комплекс средств связи КСС 14 обеспечивает экипаж двухсторонней открытой телефонной радиосвязью в MB-, KB- и ДМВ-диапазонах с летательными аппаратами, наземными диспетчерскими пунктами системы ОрВД, а также используется для внутренней связи между членами экипажа и пассажирами. Кроме внутренней и внешней радиосвязи, КСС обеспечивает громкоговорящее оповещение, связь с наземным обслуживающим персоналом, контроль местоположения вертолета эксплуатирующей организацией. КСС взаимодействует по основному каналу информационного обмена 24 с СУОВО 2 и ПВН 6, 7. По аудиоканалу информационного обмена 26 КСС принимает информацию от ПНА, СРПБЗ, СТАУС, ИКВСП, СУОВО.

Для повышения безопасности пилотирования в КБО используют метеонавигационную радиолокационную станцию МнРЛС 17, систему предупреждения близости земли СРПБЗ 18 и лазерно-телевизионную систему ЛТС 22.

Метеонавигационная радиолокационная станция МнРЛС 17 обеспечивает обнаружение конвективных метеообразований (гроз, мощной кучевой облачности) с возможностью определения степени их опасности для полета вертолета и опасной турбулентности в метеообразованиях; обнаружение характерных наземных ориентиров типа крупных городов, береговой черты крупных водоемов, крупных судов на водной поверхности. Отображение информации МнРЛС по основному каналу информационного обмена 24 осуществляется системой КСЭИС 1. Также МнРЛС 17 осуществляет обмен информацией по основному каналу информационного обмена 24 с инерциальной курсовертикалью из состава ПНА 10 и генератором цифровых карт 16.

Система раннего предупреждения близости земли СРПБЗ 18 осуществляет с помощью звуковых и визуальных сигналов предупреждения экипажа о возникновении условий полета, развитие которых может привести к столкновению вертолета с земной или водной поверхностью, а также с искусственными препятствиями. СРПБЗ принимает информацию по основному каналу информационного обмена 24 от инерциальной курсовертикали, радиовысотомера, аппаратуры навигации и посадки из состава ПНА 10 и передает в КСЭИС 1 для отображения рельефа местности в направлении полета с выдачей визуальной и звуковой сигнализации. СРПБЗ выдает сигналы по аудиоканалу информационного обмена 26 в КСС 14.

Лазерно-телевизионная система ЛТС 22 осуществляет обнаружение и визуализацию препятствий по курсу полета вертолета с определением дальности до них (например, провода и опоры линий электропередач, дымовые трубы, мачты и другие высокие объекты при полетах на малой высоте) в условиях низкой освещенности и недостаточной видимости (дождь, туман, задымленность и сильная запыленность). ЛТС по видеоканалу информационного обмена 25 взаимодействует с КОС 13 или с КСЭИС 1.

Ответчик системы УВД 11 используют для работы с отечественными радиолокационными станциями системы ОрВД. Он обеспечивает связь с ответчиками госопознавания, одновременно поддерживая функцию автоматического зависимого наблюдения. Ответчик системы УВД 11 принимает информацию от ПВН 6, 7, ИКВСП 4, курсовертикалей из состава ПНА 10 по основному каналу информационного обмена 24.

Бортовая радиостанция-транспондер 15 с УКВ-линией передачи данных осуществляет прием и передачу данных в диапазоне голосовой подвижной связи. Радиостанция-транспондер 15 предназначена для приема от бортовых систем координат и других навигационных параметров вертолета и широковещательной рассылки их в эфир по УКВ-линии передачи данных, приема из эфира координат и навигационных параметров других воздушных судов, наземных пунктов УВД и передачи их в КСЭИС 1 через основной канал информационного обмена 24 для отображения окружающей воздушной обстановки, обмена с наземными диспетчерскими пунктами и другими воздушными судами данными как вещательного, так и адресного характера, предназначенными для информационного обеспечения полета.

Генератор цифровых карт 16 обеспечивает хранение, обновление, выдачу для отображения в КСЭИС 1 картографической информации, в том числе в режимах наложения на маршрутную или метеоинформацию, осуществляет информационное взаимодействие по основному каналу информационного обмена 24 с радиостанцией-транспондером 15, МнРЛС 17, КСЭИС 1 и по видеоканалу информационного обмена 25 с КОС 13.

В состав КБО входит бортовая система диагностики вертолета БСДВ 19 для выявления потенциально опасных явлений и определения остаточного ресурса (функция HUMS) основных механических агрегатов, что обеспечивает переход на эксплуатацию контролируемых агрегатов вертолета «по состоянию». БСДВ через основной канал информационного обмена 24 взаимодействует с СУОВО 2.

Регистрация параметрической и звуковой информации в КБО осуществляется защищенным бортовым регистратором 12, принимающим сформированный СУОВО 1 пакет данных для регистрации. Также защищенный бортовой регистратор 12 по основному каналу информационного обмена 24 принимает данные от блока датчиков первичной информации ПКВ 3, от датчиков силовой установки и датчика оборотов несущего винта. Информация для регистрации поступает в защищенный бортовой регистратор 12 от КСС 14 по аудиоканалу информационного обмена 26.

Пилотажно-навигационная аппаратура ПНА 10 осуществляет непрерывную передачу данных в КСЭИС по основному каналу информационного обмена 24 для их отображения на индикаторах КСЭИС и по аудиоканалу информационного обмена 26 в КСС 14.

Аварийно-спасательные радиомаяки 21 предназначены для определения, отображения и передачи координат места аварии, привода к месту аварии поисковых средств, обеспечения голосовой связи между терпящими бедствие людьми и поисковой службой. Аварийно-спасательные радиомаяки 21 по основному каналу информационного обмена 24 взаимодействуют с ПВН 6, 7.

Комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования СТО 23 предназначен для освещения внутрикабинного оборудования, а также для предоставления экипажу аварийных, предупреждающих и уведомляющих световых сигналов о состоянии систем и агрегатов вертолета. Комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования СТО 23 связан с системой регулирования внутрикабинного освещения СВКО 8 и с системой табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС 20.

Система регулирования внутрикабинного освещения СВКО 8 предназначена для ручного регулирования яркости встроенного и заливающего освещения лицевых частей приборов, надписей на пультах и щитках в кабине экипажа. СВКО 8 непосредственно взаимодействует с СТО 23 и со всеми изделиями комплекса, имеющими встроенный регулируемый подсвет лицевых панелей индикаторов и пультов: КСЭИС 1, ПКВ 3, ПУОВО 5, ПВН 6, 7, ИСРП 9, ответчиком системы управления воздушным движением 11, защищенным бортовым регистратором 12, КСС 14, генератором цифровых карт 16, АРМ 21.

Система табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС 20 реализует независимый от систем КСЭИС и СУОВО канал визуальной (на светосигнальных табло) и звуковой сигнализации об аварийных ситуациях на борту. Система СТАУС взаимодействует по аудиоканалу информационного обмена 26 с КСС 14.

Из приведенного выше видно, что в комплексе выполнена интеграция входящих в него изделий и оборудования посредством информационного обмена с возможностью реконфигурации информационных потоков.

Таким образом, предложенный комплекс бортового оборудования решает широкий круг задач, связанных с выполнением маршрутно-трассовых полетов и производства авиационных работ в различных физико-географических и климатических условиях днем и ночью и обеспечивает повышение эффективности, надежности, безопасности пилотирования вертолета.

Источники информации

1. Патент РФ №2120885, B64C 13/20, 1998 г.

2. Патент РФ №2204504, B64C 13/16, G01C 23/00, 2003 г.

1. Комплекс бортового оборудования вертолета, содержащий комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, отличающийся тем, что комплекс содержит систему управления общевертолетным оборудованием, пульты управления общевертолетным оборудованием, пульты-вычислители навигационные, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, защищенный бортовой регистратор, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную станцию, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, систему регулирования внутрикабинного освещения, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена, причем система управления общевертолетным оборудованием содержит резервируемые независимые каналы приема, обработки и формирования информации, система управления общевертолетным оборудованием, интегрированная система резервных приборов, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационная радиолокационная станция, система раннего предупреждения близости земли, бортовая система диагностики вертолета, комплексная система электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пульты-вычислители навигационные, пилотажно-навигационная аппаратура, аварийные спасательные радиомаяки, защищенный бортовой регистратор, ответчик системы управления воздушным движением подключены к основному каналу информационного обмена, комплекс средств связи соединен с системой раннего предупреждения близости земли, пилотажно-навигационной аппаратурой, системой табло аварийной и уведомляющей сигнализации, системой управления общевертолетным оборудованием, защищенным бортовым регистратором, информационным комплексом высотно-скоростных параметров аудиоканалом информационного обмена, пульты-вычислители навигационные соединены между собой, система управления общевертолетным оборудованием соединена с комплексной системой электронной индикации и сигнализации и защищенным бортовым регистратором, система регулирования внутрикабинного освещения соединена с комплектом внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования и с системой табло аварийной и уведомляющей сигнализации, а также подключена к основному каналу информационного обмена.

2. Комплекс бортового оборудования вертолета по п.1, отличающийся тем, что пилотажный комплекс вертолета содержит резервируемые каналы управления полетом.

3. Комплекс бортового оборудования вертолета по п.1, отличающийся тем, что информационный комплекс высотно-скоростных параметров содержит резервируемые каналы измерения высотно-скоростных параметров полета.

4. Комплекс бортового оборудования вертолета по п.1 или 3, отличающийся тем, что в информационный комплекс высотно-скоростных параметров дополнительно введены датчики вектора скорости.

5. Комплекс бортового оборудования вертолета по п.1, отличающийся тем, что он содержит круглосуточную обзорную систему, подключенную к основному каналу информационного обмена и генератору цифровых карт и соединенную с комплексной системой электронной индикации и сигнализации видеоканалом информационного обмена.

6. Комплекс бортового оборудования вертолета по п.1 или 5, отличающийся тем, что он содержит лазерно-телевизионную систему, подключенную к основному каналу информационного обмена, а также к комплексной системе электронной индикации и сигнализации или к круглосуточной обзорной системе через видеоканал информационного обмена.

7. Комплекс бортового оборудования вертолета по п.1, отличающийся тем, что он содержит радиостанцию-транспондер, подключенную к основному каналу информационного обмена.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области техники, занимающейся разработкой бортовой аппаратуры и бортовых систем летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающих как безопасность полетов, так и безопасность наземных объектов.

Изобретение относится к области управления воздушным движением, а именно к области посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу (ВПП). .

Изобретение относится к области предотвращения несанкционированного применения воздушных судов (ВС), в том числе предотвращения террористических атак. .

Изобретение относится к области обработки и анализа инструментально-зарегистрированной полетной информации. .

Изобретение относится к области вычислительной техники, а именно к подвижным комплексам средств управления в частях и подразделениях силовых министерств. .

Изобретение относится к области посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу (ВПП) и может быть эффективно использовано для аэропортов с большой интенсивностью движения.

Изобретение относится к системе передачи данных между летательным аппаратом и, по меньшей мере, одним пунктом связи, находящимся за пределами летательного аппарата.

Изобретение относится к оптическим системам передачи световой информации. .

Изобретение относится к оборудованию для управления полетом воздушных судов. Предлагаемая система состоит из наземного (аэродромного) и самолетного (бортового) сегментов.

Изобретение относится к авиационной технике. Самолет содержит систему управления общесамолетным оборудованием, включающую автоматический и ручной контуры управления.

Изобретение относится к области судостроения. Способ контроля непотопляемости судна заключается в том, что в измерительном блоке (1) осуществляют измерения угловых перемещений 2 и ускорений (3) судна относительно продольной и поперечной центральных осей, линейных перемещений (4) и (5), определяющих осадки судна носом и кормой, «кажущегося» периода бортовой качки судна (6), курсового угла волны (7), скорости судна (8), линейных перемещений и ускорений (9) относительно вертикальной центральной оси, уровней жидкости в затопленных отсеках (10).

Изобретение относится к области обмена данными между устройствами управления, установленными на сельскохозяйственных машинах. Техническим результатом является повышение эффективности управления сельскохозяйственными транспортными средствами.

Изобретение относится к области транспорта, а именно к способам управления скоростью, положением в пространстве и направлением движения многоопорных колесных транспортных средств, реализующих схему бортового поворота.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано для создания автоматических систем посадки и взлета беспилотных вертолетов. Технический результат заключается в обеспечении возможности автономной посадки вертолета на горизонтальную, наклонную и неровную поверхность в условиях отсутствия оптической видимости и в сложных метеорологических условиях.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления полетом летательных аппаратов. Устройство (5) содействия пилотированию содержит вычислительный блок (10) и блок (20) визуального отображения.

Изобретение относится к системам терморегулирования (СТР) космических аппаратов (КА), в частности телекоммуникационных спутников. СТР включает в себя замкнутый жидкостный контур с циркулирующим теплоносителем.

Изобретение относится к области судостроения. Способ заключается в использовании задатчика глубины, первого фильтра оценки сигнала глубины, четвертого фильтра оценки сигнала угла дифферента и сумматора, на вход которого вводят сигналы.

Изобретение относится к системе активной и пассивной стабилизации судна, такого как корабли, суда для работ на мелководье, буровые вышки, баржи, платформы и подъемные краны, работающие на море.

Изобретения относятся к области приборостроения и могут применяться в системах навигации летательных аппаратов (ЛА). Задачей, на которую направлены данные изобретения, является повышение надежности и точности системы за счет восстановления рабочего состояния после кратковременного пропадания напряжения питания в полете ЛА.
Наверх