Способ нейтрализации объемного заряда ионного потока

Изобретение относится к пучковым технологиям и может быть использовано для компенсации (нейтрализации) пространственного заряда пучка положительных ионов электроракетных двигателей, в частности, для применения в двигательных установках микро- и наноспутников. Способ нейтрализации объемного заряда ионного потока электроракетной двигательной установки путем эмиссии электронов множественными автоэмиссионными источниками. Источники расположены вокруг каждого из электроракетных двигателей указанной установки. Управление токами эмиссии отдельных автоэмиссионных источников или групп указанных множественных автоэмиссионных источников производят независимо друг от друга. Техническим результатом является снижение расхода рабочего тела ЭРД, в том числе многорежимного ЭРД или многодвигательной установки, обеспечение минимального времени выхода на рабочий режим нейтрализации и быстрого переключения электронного тока согласовано с режимом работы такого ЭРД, оптимизирование транспорта электронов в область нейтрализации с тем, чтобы уменьшить расходимость ионного пучка

или отклонения его, изменяя таким образом направление ионной тяги. 5 з.п. ф-лы.

 

Область техники.

Изобретение относится к пучковым технологиям и может быть использовано для компенсации (нейтрализации) пространственного заряда пучка положительных ионов электроракетных двигателей, в частности, для применения в двигательных установках микро- и наноспутников.

Предшествующий уровень техники.

В ионных ракетных двигателях для обеспечения нормальной работы в космических условиях необходима инжекция ионов и электронов в равных количествах, чтобы космический аппарат (КА) не заряжался отрицательно и этот заряд не тормозил ионы во время работы ионного двигателя из-за электростатического взаимодействия. Эта задача решается с помощью применения специального устройства - нейтрализатора, являющегося источником электронов, который устанавливают на выходе из ускорительной системы ионного потока электроразрядного двигателя (ЭРД).

Цель предлагаемого изобретения заключается в том, чтобы осуществить нейтрализацию (компенсацию) объемного заряда ионного потока ЭРД таким образом, чтобы дополнительно обеспечить достижение оптимальных функциональных параметров и характеристик ЭРД для малых космических аппаратов, например снизить расход рабочего тела ЭРД и, благодаря этому, продлить срок эксплуатации такого КА, в течение которого возможно осуществлять маневрирование для более точного его позиционирования в пространстве. Особенно важно реализовать указанные цели в случае микро- и наноспутников весом от нескольких десятков до единиц килограммов и менее, поскольку запас рабочего тела ЭРД (обычно, ксенона или, реже, криптона или их смесь) таких КА ограничен. Существенно также, в частности, в многорежимных ЭРД иметь возможность обеспечивать минимальное время выхода на рабочий режим нейтрализации и быстрого переключения электронного тока согласованно с режимом работы такого ЭРД. Желательно также, чтобы реализуемый способ нейтрализации объемного заряда ионного потока ЭРД позволял также за счет электростатического взаимодействия эмитируемого отрицательного заряда с потоком ионов уменьшать расходимость ионного пучка, или же отклонять его, изменяя таким образом направление вектор ионной тяги.

Компенсация (нейтрализация) пространственного заряда пучка положительных ионов в общем случае ионно-пучковых технологий осуществляется введением в поток ионов свободных электронов и/или электроотрицательных молекул или атомов, обладающих высоким сродством к электрону и большими сечениями образования отрицательных ионов при столкновении со свободными электронами соответственно. Потоки свободных электронов и электроотрицательных молекул или атомов поддерживают такими, чтобы плотность положительного заряда пучка, по крайней мере, не превышала плотности его отрицательного заряда присутствующих в нем электронов и образованных отрицательных ионов. Примеры реализации способов нейтрализации положительного заряда ионных пучков для технологических применений, прежде всего в технологиях обработки поверхности ионным пучком и ионной имплантации, подробно описаны, включая содержащиеся многочисленные цитирования, например, в патенте США N5531420 "ION ВЕАМ ELECTRON NEUTRALIZER", опубл. 02.07.1996 г., патенте США N5703375 "METHOD AND APPARATUS FOR ION BEAM NEUTRALIZATION", опубл. 30.12.1997 г., патенте РФ N2105368 "СПОСОБ НЕЙТРЛЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ЗАРЯДА ПУЧКА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИОНОВ", опубл. 20.02.1998 г., патенте США N 6329650 "SPACE CHARGE NEUTRALIZATION OF AN ION BEAM", опубл. 11.12.2001 г., патенте США N 6359286 "METHOD AND APPARATUS FOR NEUTRALIZING SPACE CHARGE IN AN ION BEAM", опубл. 19.03.2002 г., патенте США N 6515408 "ION BEAM APPARATUS AND A METHOD FOR NEUTRALIZING SPACE CHARGE IN AN ION BEAM", опубл. 04.02.2003 г., патенте США N 6815697 "ION BEAM CHARGE NEUTRALIZER AND METHOD THEREFORE", опубл. 09.11.2004 г., патенте США N 6872959 "THERMOELECTRON GENERATING SOURCE AND ION BEAM RADIATING APPARATUS WITH THE SAME", опубл. 29.03.2005 г., патенте США N 7276711 "BEAM SPACE-CHARGE COMPENSATION DEVICE AND ION IMPLANTATION SYSTEM HAVING THE SAME", опубл. 02.10.2007 г., дающие общее представление о способах нейтрализации электростатического заряда ионного потока в таких технологиях.

Заметим, что в патенте США N6762423 "METHODS AND APPARATUS FOR ION BEAM NEUTRAEIZATTON IN MAGNETS", опубл. 13.07.2004 г. описан, в частности, способ нейтрализации объемного заряда ионного пучка электронами, эмитируемыми в направлении перпендикулярно оси ионного пучка расположенными в виде массива или матрицы вдоль пути ионного пучка по всей его ширине множественными автоэмиссионными источниками. Все автоэмиссионные источники подключены к источнику питания и работают в едином для всех режиме автоэмиссии.

В подавляющем большинстве существующих и разрабатываемых электроракетных двигателей (ЭРД) реактивная струя формируется ускоренным потоком положительных ионов, как правило, ксенона или, реже, криптона или аргона. Соответственно, электрический заряд ионного пучка, формируемого таким электроракетным двигателем, должен быть скомпенсирован электронами, эмитируемыми в область существования объемного положительного заряда. Но, в отличие от задачи компенсации положительного заряда ионного потока, решаемой в технологических наземных установках, в которых актуально предотвратить накопление положительного заряда на обрабатываемой ионным пучком поверхности, в электроракетных двигателях цель нейтрализации заключается в исключении накопления электростатического заряда на корпусе самого космического аппарата (КА), что приводит к определенным отличиям в способах и устройствах нейтрализации потока ионов. Характерные примеры реализации способа описаны, в частности в патенте РФ N 2092983 "ПЛАЗМЕННЫЙ УСКОРИТЕЛЬ", опубл. 10.10.1997 г., патенте США N6195980 "ELECTROSTATIC PROPULSION ENGINE WITH NEUTRALIZING ION SOURCE", опубл. 06.03.2001 г. Для целей настоящего изобретения важно отметить, что во всех вышеупомянутых электроракетных двигательных установках применяется способ нейтрализации объемного заряда ионного потока эмиссией электронов единичным источником - нейтрализатором, как правило, на основе плазмы электрического разряда в полом катоде, инициируемом электронами, эмитируемыми термоэмиссионным катодом. Различные конструкционные особенности плазменной камеры нейтрализатора ЭРД, применяемого в реализациях такого способа нейтрализации объемного заряда ионного потока, детально описываются, например, в патентах РФ N2168793 "КАТОД-КОМПЕНСАТОР", опубл. 10.06.2001 г., N 2173001 "КАТОД-КОМПЕНСАТОР", опубл. 27.08.2001 г., N 2173002 "КАТОД-КОМПЕНСАТОР", опубл. 27.08.2001 г., в патенте США N 6336318 "ION THRUSTER HAVING A HOLLOW CATHODE ASSEMBLY WITH AN ENCAPSULATED HEATER, AND ITS FABRICATION", опубл. 08.01.2002 г., в патентах РФ N 2287203 "ПЛАЗМЕННЫЙ КАТОД-КОМПЕНСАТОР", опубл. 10.11.2006 г., N 2454046 "ПЛАЗМЕННЫЙ ЭМИТТЕР ЭЛЕКТРОНОВ", опубл. 27.01.2011 г., N 2410567 "БЛОЧНЫЙ КАТОД-КОМПЕНСАТОР", опубл. 13.01.2011 г. Известны также варианты реализации способа на основе использования плазменного источника электронов на основе емкостного высокочастотного (ВЧ) дугового разряда. Например, в патенте США N6870321 "HIGH-FREQUENCY ELECTRON SOURCE", опубл. 22.03.2005 г. описывается нейтрализатор на основе ВЧ плазмы с частотой в диапазоне 100 кГц-50 МГц. Следует отметить, однако, что такой способ возбуждения разряда требует использования согласующего волновую нагрузку устройства, что усложняет конструкцию нейтрализатора. Полностью исключить использование электродов при создании плазмы в источнике электронов можно благодаря возбуждению ВЧ плазмы не в емкостном, а в магнитно-индукционном разряде, как это предложено в патентах США N 7498592 "NON-AMBIPOLAR RADIO-FREQUENCY PEASMA EEECTRON SOURCE AND SYSTEMS AND METHODS FOR GENERATING EEECTRON BEAMS", опубл. 03.03.2009 г. и N 7875867 "NON-AMBIPOEAR RADIO-FREQUENCY PEASMA EEECTRON SOURCE AND SYSTEMS AND METHODS FOR GENERATING EEECTRON BEAMS", опубл. 25.01.2011 г. Недостатком такого решения является то, что использование магнитной системы в таком источнике значительно увеличивает его массогабаритные характеристики. Кроме того, для поддержания плазмы расходуется рабочий газ, что делает эту технологию малоприменимой на малых КЛ из-за жестких ограничений по массе и энергопотреблению.

Варианты осуществления способов нейтрализации объемного заряда ионных пучков применительно к ионным ЭРД без использования термоэмиссионного катода описываются также, например, в патенте РФ N 2429591 "СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОБЪЕМНОГО ЗАРЯДА ИОННЫХ ПУЧКОВ В ИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ)", опубл. 20.09.2011 г. и N2458490 "СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ)", опубл. 10.08.2012 г. Способ основан на возбуждении с помощью вспомогательного источника энергии в автономной полости нейтрализатора газоразрядной плазмы и использовании плазмы для эмиссии электронов в зону нейтрализации объемного заряда ионных пучков. В качестве вспомогательного источника энергии используют импульсный лазер. Луч лазера с фокусировкой направляют в автономную полость нейтрализатора, наполняемого притоком газа рабочего вещества ионного двигателя, где в зоне вблизи фокуса в объеме газопроточного рабочего вещества возбуждают разряд, создают плазму и осуществляют эмиссию электронов в ускоряемый ионный пучок с границы внутренней плазмы под действием внешнего электрического поля. В варианте способа дополнительно направляют в автономную полость нейтрализатора пары цезия. Устройство нейтрализации объемного заряда ионных пучков содержит вспомогательный источник энергии на основе импульсного лазера. Недостатком такого подхода является избыточное усложнение конструкции, что потенциально снижает его отказоустойчивость.

Разработки электроракетных двигателей, в которых реализуется способ нейтрализации заряда ионного потока эмиссией электронов из единичного нейтрализатора, активно продолжаются и, в частности, отрабатывается применение новых материалов с целью увеличить ресурс электроракетного двигателя при сохранении эффективности создания реактивной тяги, как это описано, например, в заявке на получение патента США 2012/0117938 "HALL EFFECT PLASMA THRUSTER", опубл. 17.05.2012 г., или способы оптимизации конфигурации и параметров магнитной системы, учет топологии магнитного поля и размещение катода-компенсатора в зоне минимального воздействия ускоренного потока плазмы, как это описано, например, в патенте РФ N 2426913 "СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ КАТОДА-КОМПЕНСАТОРА В ПЛАЗМЕННОМ ДВИГАТЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ", опубл. 20.08.2011 г.

Однако с развитием концепции использования микро и наноспутников весом до единиц килограммов появилась необходимость создания специализированных двигательных установок, которые должны отличаться низким энергопотреблением, малой массой и высокой эффективностью использования рабочего тела. Пример такого электроракетного двигателя описан, например, в патенте США N 6960888 "METHOD OF PRODUCING AND ACCELERATING AN ION BEAM" опубл. 01.10.2005 г. Очевидно, что традиционные способы компенсации объемного положительного заряда ионного потока в электроракетной двигательной установке микро- и наноспутников и реализующие эти способы нейтрализаторы па основе плазмы электрического разряда малопригодны, поскольку массогабаритные характеристики таких нейтрализаторов становятся сопоставимы с самим двигателем и не могут быть существенно улучшены. Кроме того, их функционирование подразумевает расход неиспользуемого для создания тяги рабочего газа, что также ограничивает применимость реализуемых с их помощью способов нейтрализации объемного заряда ионного потока ЭРД микро- и наноспутников.

Способ нейтрализации объемного заряда ионного потока ЭРД, осуществляемый при помощи нейтрализатора на основе автоэмиссионого катода, позволяет реализовать более эффективные электроракетные двигатели малой тяги с требуемыми массогабаритными параметрами и энергопотреблением, недостижимыми при использовании стандартных способов нейтрализации заряда ионного потока. Например, известен способ нейтрализации объемного заряда ионного потока в электроракетной двигательной установке эмиссией электронов множественными автоэмиссионными источниками, расположенными в виде матрицы отдельных эмиттеров. В статьях "Field emission performance of multiwalled carbon nanotubes for a low-power spacecraft neutralizek", Acta Astronautica, v.64 (2009), pp.875-881, "Field emission cathode with electron optics for use in Hall thrusters", J.Appl.Phys. v.108, 054507 (2010) и заявке па получение патента США N 2011/0005191 "COLD CATHODLS AND ION THRUSTERS AND METHODS OF MAKING AND USING SAME", опубл. 13.01.2011 г. для реализации способа использованы автоэмиссионные эмиттеры на основе массивов углеродных нанотрубок, а в статье "Use of coated silicon field emitters as neutralizers for fundamental physics space missions", Advances in Space Research, v.48 (2011), pp.1265-1273 - эмиттеры на основе кремниевых наноострий, на которые осаждены улучшающие автоэмиссию и теплоотвод пленочные покрытия. Однако отметим, что использование микроострийных автоэмиссионных катодов не позволило создать нейтрализаторы, обеспечивающие достаточно длительный срок службы из-за того, что микроострие в процессе эмиссии подвергается сильному нагреву и бомбардировке ионами, что при работе при давлении окружающего газа выше 10-5 Торр приводит к быстрому его туплению и, тем самым, к уменьшению локальной напряженности электрического поля и падению тока автоэмиссии. В патенте США N 8080930 "SELF-REGENERATING NANOTIPS FOR LOW-POWER ELECTRIC PROPULSION (EP) CATHODES", опубл. 20.12.2011 г. предложен способ восстановления микроострия подачей на него по микрокапилляру капли легкоплавкого металла, которая застывает в приложенном электрическом поле, формируя требуемый профиль микроострия для продолжения его функционирования в режиме эффективной автоэмиссии. Недостаток этого способа заключается в том, что для поддержания оптимальных кондиций необходим резервуар с легкоплавким металлом, импульсный нагреватель для его расплавления и система энергопитания для нагревателя и формирователя профиля острия при застывании капли в сильном поляризующем поле. Все эти узлы увеличивают массу и энергопотребление нейтрализатора, что ограничивает возможности применения этой технологии на микро- и наноспутниках. Кроме того, при работе с множественными автоэмиссионными микроострийными источниками технически сложно реализовать индивидуальное восстановление отдельных микроострий или групп микроострий.

Еще один, выбранный в качестве прототипа, аналог предлагаемого способа нейтрализации объемного заряда ионного потока в электроракетном двигателе эмиссией электронов множественными источниками описан в заявке на получение патента США N 2012/0085918 "ION BEAM IRRADIATION DEVICE AND METHOD FOR SUPPRESSING ION BEAM DIVERGENCE", опубл. 12.04.2012 г., включающий размещение два или более автоэмиссионных источников электронов вокруг ионного потока электроракетного двигателя направление эмитированных электронов по касательной к направлению линий магнитного поля в область градиента магнитного поля. Реализация такого способа нейтрализации объемного заряда ионного потока в электроракетном двигателе позволяет уменьшить расходимость ионного пучка, что позволяет улучшить эффективность ЭРД. Недостатком этого способа является невозможность управлять автоэмиссионными источниками таким образом, чтобы иметь возможность формировать области локально избыточного объемного отрицательного заряда, располагающегося вдоль и вне оси ионного пучка, причем переменно по времени в импульсном, импульсно-периодическом режимах или режиме постоянного тока, что позволит за счет электростатического взаимодействия такого локально избыточного объемного отрицательного заряда эмитированных электронов и объемного положительного заряда ионного потока фокусировать или отклонять ионный поток, оперативно варьируя тем самым направление вектора тяги ЭРД.

Дополнительной целью настоящего изобретения является возможность при его осуществлении реализовать изменение направления вектора ионной тяги. Возможность изменять направление вектора тяги является одной из важных характеристик, учитываемой при разработке перспективных электроракетных двигательных установок для космических аппаратов.

Известен широко применяемый способ управления величиной и направлением вектора тяги, создаваемой электроракетной двигательной установкой, который заключается в объединении в единый модуль нескольких ЭРД, размещаемых обычно под некоторым углом друг к другу и управляемых независимо друг от друга. Изменяя конфигурацию и режим работы отдельных ЭРД двигательной установки, можно управлять величиной и направлением вектора создаваемой тяги. Варианты реализации такого способа описаны, например, в патенте РФ N 2134220 " ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКАЯ ТЯГОВАЯ СИСТЕМА (ВАРИАНТЫ), КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПРИЛОЖЕНИЯ ВЫБИРАЕМЫХ ТЯГОВЫХ УСИЛИЙ (ВАРИАНТЫ)", опубл. 10.08.1999 г., в патенте США N 6279314 "CLOSED ELECTRON DRIFT PLASMA THRUSTER WITH A STEERABEE THRUST VECTOR", опубл. 28.08.2001 г., в патенте РФ N 2196396 "СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕКТОРА ТЯГИ ЭЛЕКТРОРАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ", опубл. 10.01.2003 г., в патенте США N 7459858 "HALL THRUSTER WITH SHARED MAGNETIC STRUCTURE", опубл. 02.12.2008 г., в заявке на получение патента США N 2009/0308049 "ELECTRIC PROPULSION SYSTEM", опубл. 17.12.2009 г., в патенте США N 7690187 "MODULAR MICROPROPULSION DEVICE AND SYSTEM", опубл. 06.04.2010 г., в заявке на получение патента США N 2011/0073713 "DRIVE ARRANGEMENT IN A SPACECRAFT", опубл. 31.03.2011 г.

Недостатками указанных аналогов является неоптимальность реализации режима малой тяги, которая в этой схеме формируется как разность векторов тяги разнонаправленных импульсов отдельных ЭРД. Однако в случае малых космических аппаратов размещение нескольких двигательных установок может быть не всегда оправданно из-за значительного увеличения массы и габаритов двигательной установки. Поэтому в некоторых случаях целесообразно использовать отклоняющие ионный поток системы. Так, например, патент РФ N 2196397 "СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСКОРЕНИЯ ИОНОВ В ПЛАЗМЕНЫХ УСКОРИТЕЛЯХ ХОЛЛОВСКОГО ТИПА", опубл. 10.01.2003 г. и заявка на получение патента США N 2012/0167548 "PLASMA THRUSTERS", опубл. 05.07.2012 г., описывают варианты способа управления направлением ионного потока и, соответственно, вектора тяги ЭРД изменением конфигурации магнитного поля изменениями тока в системе электромагнитов. Ближайшим аналогом является способ отклонения ионного потока, реализованный в ЭРД, описанном в патенте РФ 2088802 "ХОЛЛОВСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ", опубл. 27.08.1997 г., в котором у выходного среза двигателя устанавливаются дополнительные электроды и при подаче на них потенциала и одновременного подключения дополнительных электромагнитных источников магнитного поля создается радиальное электрическое поле, отклоняющее ионный поток. Такая конструкция ЭРД позволяет отклонять вектор ионной тяги в пределах нескольких градусов, но отличается избыточной сложностью.

По предлагаемому способу нейтрализации объемного заряда ионного потока электроракетных двигателей возможно корректирование направления ионов благодаря оптимизации транспорта электронов автоэмиссии в область нейтрализации, что достигается тем, что электроны могут эмитироваться всеми или частью автоэмиссионных источников. В зависимости от режима управления работой множественных автоэмиссионных источников, располагаемых вокруг ЭРД, возможно формирование области локально избыточного объемного отрицательного заряда вдоль или вне осей ионных пучков, включенных ЭРД, обеспечивая за счет электростатического взаимодействия избыточного отрицательного заряда эмитированных электронов и объемного положительного заряда ионного потока дополнительно фокусировать или отклонять ионный поток, оперативно подстраивая тем самым направление вектора тяги ЭРД. Поэтому важный отличительный признак предлагаемого способа нейтрализации заключается в том, что он осуществляется размещаемыми вокруг каждого из электроракетных двигателей двигательной установки на ионной тяге множественными автоэмиссионными источниками с возможностью управления токами эмиссии отдельных автоэмиссионных источников или групп автоэмиссионных источников независимо друг от друга и согласованно с режимом работы отдельных ЭРД двигательной установки. Дополнительная установка вокруг сопла подобных электроракетных двигателей множественных автоэмиссионных источников с возможностью управления токами эмиссии отдельных автоэмиссионных источников или групп автоэмиссионных источников независимо друг от друга позволит формировать область локально избыточного объемного отрицательного заряда преимущественно вдоль оси ионного пучка, согласованно с изменением направление потока ионов ЭРД или вне оси ионного пучка, причем переменно по времени в импульсном, импульсно-периодическом режимах или режиме постоянного тока, что позволит за счет электростатического взаимодействия фокусировать или отклонять ионный поток ЭРД, тем самым одновременно осуществляя нейтрализацию объемного заряда ионного потока и, дополнительно, оперативно подстраивая направление вектора ионной тяги.

При таком способе нейтрализации ионного потока необходимо обеспечить возможность независимого управления током электронов автоэмиссии. Причем, в общем случае осуществления способа, в различных режимах и их комбинациях, в том числе переменно по времени в импульсном, импульсно-периодическом режимах или режиме постоянного тока.

Известны способы независимого управления питанием отдельных узлов электроракетной двигательной установки. Так, в патенте США N 6724160 "ION-SOURCE NEUTRALIZATION WITH A HOT-FILAMENT CATHODE-NEUTRALIZER", опубл. 20.04.2004 г. описывается автоматическая система подстройки интенсивности источника электронов на основе термоэмиссионного катода нейтрализатора ионного заряда ЭРД при динамическом изменении величины положительного заряда, который необходимо скомпенсировать, а в патенте США N 6948305 "METHOD AND APPARATUS FOR BALANCING THE EMISSION CURRENT OF NEUTRALIZERS IN ION THRUSTER ARRAYS", опубл. 27.09.2005 г. описываются способы оптимизации режимов работы нейтрализаторов в мультидвигательных реактивных системах так, чтобы при уменьшении ионного потока некоторых из двигателей, производить соответствующее перераспределение электронного тока отдельных нейтрализаторов так, чтобы электронный ток отдельных нейтрализаторов уменьшился при сохранении интегрального значения электронного тока. Учитывая существенно нелинейную зависимость срока жизни термокатода от его рабочей температуры, такой способ управления током отдельных нейтрализаторов приводит к увеличению их ресурса и, соответственно, двигательной установки в целом. В общем случае используются многофункциональные источники питания, которые одновременно обеспечивают работу и самого ЭРД, и нейтрализатора - всех каналов энергопотребления: и на создание и поддержание плазмы, создание магнитного поля, работу нейтрализатора. Такой подход, в частности, описан в патенте США N 8024917 “MULTI-FUNCTIONAL POWER SUPPLY FOR A HALL THRUSTER”, опубл. 27.09.2011 г., или в заявке на получение патента США N 2011/0258981 "MICRO-CATHODE THRUSTER AND A METHOD OF INCREASING THRUST OUTPUT FOR A MICRO-CATHODE THRUSTER", опубл. 27.10.2011 г. Однако все такие системы предполагают, что каждый нейтрализатор является единым устройством, для которого поэтому не предусмотрены варианты многорежимной работы отдельных составляющих его источников при сохранении интегрального значения электронного тока нейтрализатора.

Известно также, что при использовании автоэмиссионных источников на основе углеродных нанотрубок существуют проблемы срока их безотказной работы, что описано, например, в статье "Lifetime and failure mechanisms of an arrayed carbon nanotube field emission cathode", IEEE Transaction on Electron Devices, v.57 (2010), pp.3163-3168. Исходя из вышесказанного, оптимальным материалом для формирования автоэмиссионных источников и обеспечения надежной и бесперебойной работы нейтрализатора объемного заряда ионного потока в электроракетной двигательной установке является нанокристаллический графит тонкопленочный материал, осаждаемый по технологии газофазного синтеза из разряда постоянного тока без использования катализаторов роста и обладающих характерной микрореберной текстурой, образованной премущественно вертикально ориентированными графитовыми пластинками разной толщины и содержащими также некоторое количество нанотрубок и нановискеров (усов) ("Нанокристаллический графит - перспективный автоэмиссионный материал", Интеграл, №3(65), 2012, стр.14-16). В состав нанокристаллической графитовой пленки могут входить образования следующей морфологии: кристаллы графита, графеновые плоскости, углеродные нанотрубки, наноалмазные кристаллы, аморфный углерод.

В целом важно подчеркнуть, что использование при осуществлении способов нейтрализации объемного заряда ионного потока источников электронов на основе плазмы в ЭРД малой тяги приводит к тому, что массогабаритные параметры нейтрализатора и ЭРД становятся сопоставимыми. Кроме того, из-за того, что работа нейтрализатора на основе плазменного источника электронов подразумевает определенный расход рабочего газа, который не используется для создания тяги, в ЭРД малой тяги увеличивается относительная доля нефункциональных его потерь. Реализация способа нейтрализации объемного заряда ионного потока источников электронов на основе множественных автоэмиссионных катодов позволяет реализовать более эффективные ЭРД малой тяги с функциональными параметрами, недостижимыми при использовании стандартных технических решений.

Раскрытие изобретения.

Нейтрализация (компенсация) объемного заряда ионного потока ЭРД по предлагаемому способу реализуется таким образом, чтобы снизить расход рабочего тела ЭРД, в том числе многорежимном ЭРД или многодвигательной установке, обеспечивать минимальное время выхода на рабочий режим нейтрализации и быстрого переключения электронного тока согласованно с режимом работы такого ЭРД, оптимизировать транспорт электронов в область нейтрализации с тем, чтобы уменьшить расходимость ионного пучка, или отклонить его, изменяя таким образом направление вектор ионной тяги.

Для достижения указанных целей предлагается способ нейтрализации объемного заряда ионного потока электроракетной двигательной установки эмиссией электронов множественными автоэмиссионными источниками, располагаемыми вокруг каждого из электроракетных двигателей указанной установки, отличающийся тем, что, управление токами эмиссии отдельных автоэмиссионных источников или групп указанных множественных автоэмиссионных источников производят независимо друг от друга.

При этом эмиссию электронов отдельными автоэмиссионными источниками или группами автоэмиссионных источников независимо друг от друга производят, в общем случае осуществления способа, в различных режимах и их комбинациях, в том числе переменно по времени в импульсном, импульсно-периодическом режимах или режиме постоянного тока в импульсном, импульсно-периодическом режимах или режиме постоянного тока.

Кроме того, пучки электронов, эмитируемых отдельными автоэмиссионными источниками или группами автоэмиссионных источников, ориентируют в направлении движения ионов таким образом, чтобы сформировать вблизи оси ионного пучка области локально избыточного объемного отрицательного заряда.

В первом варианте применения способа нейтрализации объемного заряда ионного потока сформированные эмитированными электронами области локально избыточного объемного отрицательного заряда располагают вдоль оси потока ионов электроракетного двигателя, компенсируя за счет электростатического взаимодействия с потоком ионов его расходимость.

В другом варианте применения способа нейтрализации объемного заряда ионного потока сформированные эмитированными электронами области локально избыточного объемного отрицательного заряда располагают вне оси потока ионов электроракетного двигателя, отклоняя поток ионов за счет электростатического взаимодействия.

Наконец, для реализации указанного способа нейтрализации объемного заряда ионного потока множественные автоэмиссионные источники предпочтительно выполнены на основе нанокристаллического графита.

Осуществление изобретения.

В оптимальном варианте реализации предлагаемого способа нейтрализации объемного заряда ионного потока множественные автоэмиссионпые источники предпочтительно выполнены на основе нанокристаллического графита (НКГ), формируемого на токопроводящей подложке методом плазмохимического синтеза формируется пленка (слой) нанокристалличсского графита в виде трехмерной наноуглеродной структуры, в состав которой входят образования разлиной морфологии: кристаллы графита, графеновые плоскости, углеродные нанотрубки, наноалмазные кристаллиты, аморфный углерод и т.п.

В качестве токопроводящей подложки могут быть использованы: стеклоуглерод, углеродная ткань, фольга из титана, а также из металлов переходных групп и их сплавов.

Синтез НКГ пленки осуществляется в плазме электрического разряда постоянного тока в камере, снабженной системой газораспределения, обеспечивающей подачу и контроль рабочей газовой смеси, содержащей углеродосодержащий газ и водород. Разряд постоянного тока зажигается между двумя металлическими электродами, присоединенными к системе электрического питания. Подложка, на которой предполагается синтезировать НКГ пленку, располагается на аноде. Например, разряд постоянного тока зажигают с плотностью тока 0,15÷1 А/см2, осаждение НКГ пленки производят при давлении паров газовой смеси 50-300 Top и температуре подложки 800-1400°С. При этом концентрация углеродосодержащего газа в рабочей смеси варьируется от 3% до 15%. В качестве углеродосодержащего газа могут быть выбраны: метан, пропан и другие углеводороды или их смеси. В состав рабочей газовой смеси могут также входить пары спиртов. Также рабочая газовая смесь может быть разбавлена до 75% инертным газом, например аргоном, при сохранении полного давления рабочего газа в реакторе плазмохимического синтеза.

Оптимальная трехмерная наноуглеродная структура пленки НКГ представляют собой упорядоченный или неупорядоченный массив преимущественно нормально ориентированных к подложке графитовых нано- и микроребер с характерной высотой до 300 мкм и плотностью расположения па подложке 0,1÷100 мкм-2. В состав нанокристаллической графитовой пленки могут входить образования следующей морфологии: кристаллы графита, графеновые плоскости, углеродные нанотрубки, наноалмазные кристаллы, аморфный углерод и т.д.

Предлагаемый способ нейтрализации пространственного заряда ионного потока электроракетных двигателей па основе автоэмиттеров из нанокристаллического графита и индивидуально-группового управления такими автоэмиттерами, располагающимися вокруг генерирующих ионные потоки узлов и компонентов электроракетной двигательной установки, реализует в себе наиболее прогрессивные технические решения, способные обеспечить достижение оптимальных функциональных параметров и характеристик ЭРД для малых КА, прежде всего, минимизировать расход рабочего тела ЭРД и, благодаря этому, продлить срок эксплуатации КА, особенно микро и наноспутников весом от нескольких десятков до единиц килограммов и менее, в течение которого возможно осуществлять маневрирование для более точного его позиционирования в пространстве.

Управление множественными автоэмиссионными источниками па основе описанных выше НКГ автокатодов, расположенных вокруг электроракетных двигателей двигательной установки с ионной тягой, с возможностью управления токами эмиссии отдельных автоэмиссионных источников или групп автоэмиссионных источников независимо друг от друга и согласованно с режимом работы отдельных ЭРД двигательной установки, реализуется при помощи специализированной электронной схемы. В примере реализации способа система управления множественными автоэмиссионными источниками электронов имеет в своем составе 40 токозадающих высоковольтных ключей. Каждый ключ управляет отдельным автокатодом или группой автокатодов и режим его работы задается независимо. С целью компенсации возможного разброса параметров отдельных автоэмиссионных источников предусмотрено задание тока для каждого ключа. Задание тока ключа осуществляется 8-канальным цифро-аналоговым преобразователем, который динамически загружается программируемой логической интегральной схемой (ПЛИС). ПЛИС также обеспечивает управление высоковольтными ключами с заданными временными параметрами.

Значения токов и временных параметров импульсов задаются однокристальным микроконтроллером. Предусмотрено также задание указанных параметров с центрального компьютера через оптически изолированный интерфейс RS-232. Микроконтроллер также измеряет в реальном времени значения токов, что позволяет контролировать работу системы. Все указанные функции реализованы в адаптированном под микроконтроллер программном обеспечении.

Разработанная система управления множественными автоэмиссионными источниками предусматривает возможность работы нескольких таких модулей в одной системе. Для этого предусмотрена синхронизация модулей системы управления с помощью оптоволоконного канала. Совокупность реализованных технических решений позволяет оптимизировать работу нейтрализатора на основе множественных автоэмиссионных источников электронов благодаря многорежимности его работы при сохранении суммарного значения электронного тока автоэмиссии.

Таким образом, при реализации описанного способа достигается оптимизация транспорта электронов автоэмиссии в область нейтрализации, в том числе имеется возможность формировать избыточный объемный отрицательный заряд в требуемой области, в частности, преимущественно вдоль или вне осей ионных пучков включенных ЭРД, причем в общем случае осуществления способа, в различных режимах и их комбинациях, в том числе переменно по времени в импульсном, импульсно-периодическом режимах или режиме постоянного тока, что дополнительно позволяет за счет электростатического взаимодействия локально избыточного объемного отрицательного заряда эмитированных электронов и объемного положительного заряда ионного потока фокусировать или отклонять ионный поток, изменяя тем самым направление вектора тяги ЭРД.

1. Способ нейтрализации объемного заряда ионного потока электроракетной двигательной установки эмиссией электронов множественными автоэмиссионными источниками, расположенными вокруг каждого из электроракетных двигателей указанной установки, отличающийся тем, что управление токами эмиссии отдельных автоэмиссионных источников или групп указанных множественных автоэмиссионных источников производят независимо друг от друга.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что эмиссия электронов отдельными автоэмиссионными источниками или группами автоэмиссионных источников независимо друг от друга производят в импульсном, импульсно-периодическом режимах или режиме постоянного тока.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что пучки электронов, эмитируемых отдельными автоэмиссионными источниками или группами автоэмиссионных источников, ориентируют в направлении движения ионов таким образом, чтобы сформировать вблизи оси ионного пучка области локально избыточного объемного отрицательного заряда.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что сформированные эмитированными электронами области локально избыточного объемного отрицательного заряда располагают вдоль оси потока ионов электроракетного двигателя, компенсируя за счет электростатического взаимодействия с потоком ионов его расходимость.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что сформированные эмитированными электронами области локально избыточного объемного отрицательного заряда располагают вне оси потока ионов электроракетного двигателя, отклоняя поток ионов за счет электростатического взаимодействия.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что указанные множественные автоэмиссионные источники выполнены на основе нанокристаллического графита.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, к классу электрореактивных двигателей и предназначено для управления движением космических аппаратов малой (до 5 Н) тягой.

Изобретение относится к плазменной технике и к плазменным технологиям и может использоваться в импульсных плазменных ускорителях, применяемых, в частности, в качестве электроракетных двигателей.

Изобретение относится к области плазменных двигателей. Устройство содержит, по меньшей мере: один главный кольцевой канал (21) ионизации и ускорения, при этом кольцевой канал (21) имеет открытый конец, анод (26), находящийся внутри канала (21), катод (30), находящийся снаружи канала на его выходе, магнитную цепь (4) для создания магнитного поля в части кольцевого канала (21).

Изобретение относится к электроракетному двигателю с замкнутым дрейфом электронов. Электроракетный двигатель с замкнутым дрейфом электронов содержит основной кольцевой ионизационный и ускорительный канал, по меньшей мере, один полый катод, кольцеобразный анод, трубку с коллектором для питания анода ионизируемым газом, и магнитную цепь для создания магнитного поля в основном кольцевом канале.

Изобретение относится к области электроракетных двигателей. В модели стационарного плазменного двигателя (СПД), содержащей кольцевую диэлектрическую разрядную камеру, с расположенным внутри нее кольцевым анодом-газораспределителем, магнитную систему и катод, внутри его разрядной камеры установлен дополнительный газораспределитель, выполненный в виде кольца, пристыкованного через изолятор к аноду-газораспределителю.

Изобретение относится к электрореактивным двигателям, использующим электронно-детонационный тип разряда. Двигатель состоит из анода и катода с разрядным промежутком между ними, заполненным жидким рабочим телом в виде пленки.

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, в частности к способам создания подъемной силы у летательных аппаратов с электрической силовой установкой.

Изобретение относится к устройству для отвода тепловых потерь, а также к системе ионного ускорителя с таким устройством. .

Изобретение относится к воздушному транспорту с вертикальным взлетом и посадкой. .

Изобретение относится к реактивным средствам перемещения преимущественно в свободном космическом пространстве. Предлагаемое средство перемещения содержит корпус (1), полезную нагрузку (2), систему управления и не менее одной кольцевой системы сверхпроводящих фокусирующе-отклоняющих магнитов (3). Каждый магнит (3) прикреплен к корпусу (1) силовым элементом (4). Предпочтительно использовать две описанных кольцевых системы, расположенных в параллельных плоскостях («друг над другом»). Каждая кольцевая система предназначена для длительного хранения циркулирующего в ней потока (5) высокоэнергичных электрически заряженных частиц (релятивистских протонов). Потоки в кольцевых системах взаимно противоположны и вводятся в эти системы перед полетом (на орбите старта). К выходу одного из магнитов (3) «верхней» кольцевой системы прикреплено устройство (6) для выведения части потока (7) во внешнее космическое пространство. Аналогично производится выведение части потока (9) через устройство (8) одного из магнитов «нижней» кольцевой системы. Потоки (7) и (9) создают реактивную тягу. Устройства (6) и (8) могут быть выполнены в виде отклоняющей магнитной системы, нейтрализатора электрического заряда потока или ондулятора. Техническим результатом изобретения является увеличение энергоотдачи рабочего тела, создающего тягу. 1 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области электрореактивных двигателей, а именно к классу плазменных ускорителей (холловских, ионных), использующих в своем составе катоды. При необходимости оно может быть использовано также в смежных областях техники, например, при проведении испытаний катодов для источников плазмы или катодов для сильноточных плазменных двигателей. Способ ускоренных испытаний катодов плазменных двигателей включает проведение автономных огневых испытаний катода, осуществление многократных включений катода, измерение его базовых параметров деградации, проведение испытаний в форсированном режиме работы катода. Испытания разбивают на этапы. При выполнении каждого этапа производят форсирование одного из факторов деградации катода при одновременном воздействии на катод всех остальных факторов деградации в эксплуатационном режиме. Форсирование каждого из факторов деградации осуществляют по меньшей мере один раз. Техническим результатом группы изобретения является осуществление комплексного учета воздействия всех базовых факторов деградации катода при проведении ускоренных ресурсных испытаний, существенное сокращение времени проведения ресурсных испытаний катода и обеспечение возможности исследования воздействия каждого фактора деградации на ресурсные характеристики катода. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области электрореактивных двигателей, а именно, к широкому классу плазменных ускорителей (холловских, ионных, магнитоплазмодинамических и др.), использующих в своем составе катоды. Технический результат-повышение ресурса и надежности работы катода при больших токах разряда путем выравнивания температур эмитирующих электроны элементов и обеспечения равномерности распределения рабочего тела по этим элементам. Катод плазменного ускорителя по первому варианту содержит полые эмитирующие электроны элементы, трубопровод с каналами для подачи рабочего тела к полым эмитирующим электроны элементам, единый теплопровод, охватывающий с внешней стороны каждый из полых эмитирующих электроны элементов, выполненных в виде тела вращения. Материал теплопровода имеет коэффициент теплопроводности не ниже коэффициента теплопроводности материала этих элементов. Каждый из полых эмитирующих электроны элементов присоединен к отдельному каналу трубопровода, а в каждом канале со стороны подачи рабочего тела установлен дроссель, причем поперечные сечения отверстий дросселей выполнены одинаковыми.Во втором варианте изобретения единый теплопровод охватывает и с внешней стороны по всей длине образующей и по выходному торцу каждый из полых эмитирующих электроны элементов, выполненных в виде тела вращения. В выходном торце единого теплопровода выполнены отверстия, оси которых совпадают с осями полых эмитирующих электроны элементов, причем проходные сечения отверстий в едином теплопроводе не больше проходных сечений отверстий в полых эмитирующих электроны элементах.2 н.п. и 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к плазменному маневровому реактивному двигателю на основе эффекта Холла, используемому для перемещения спутников с помощью электричества. Плазменный реактивный двигатель на основе эффекта Холла содержит основной кольцевой канал ионизации и ускорения. Канал имеет открытый выходной конец. Двигатель также содержит, по меньшей мере, один катод, кольцевой анод, трубопровод с распределителем для подачи способного к ионизации газа в основной кольцевой канал и магнитную цепь для создания магнитного поля в основном кольцевом канале. Анод концентричен основному кольцевому каналу. Основной кольцевой канал содержит расположенные вблизи открытого выходного конца участок внутренней кольцевой стенки и участок наружной кольцевой стенки. Каждый из указанных участков содержит пакет расположенных рядом друг с другом проводящих или полупроводящих колец в виде пластин. Пластины разделены тонкими слоями изолирующего материала. Техническим результатом является устранение указанных в описании недостатков и, в частности, повышение долговечности плазменных реактивных двигателей на основе эффекта Холла при сохранении высокого уровня их энергетической эффективности. 9 н.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к ионному двигателю (ИД) для космического аппарата и способу его эксплуатации. ИД (1) включает в себя ионизационную камеру (2) с высокочастотным генератором (4) ионизирующего электромагнитного поля. Система (7) ускорения носителей заряда имеет экранирующую (8) и ускоряющую (9) решетки. ИД снабжен нейтрализатором (14). Высокие напряжения для системы (7) и, возможно, нейтрализатора (14) получают с помощью первого средства (12), которое отбирает эти напряжения из цепи генератора (4). Высокочастотная мощность может отбираться посредством конденсаторов или катушек. Могут быть предусмотрены средства (22) и (23) для выпрямления и сглаживания напряжений. Техническим результатом группы изобретений является создание конструктивно более простого и недорогого ионного двигателя, эксплуатация которого обеспечивает надежность и минимальные затраты на управление. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Плазменный двигатель на наночастицах металлов или металлоидов содержит последовательно расположенные камеру сгорания, один вход в которую служит для ввода твердых наночастиц металла или металлоида в качестве топлива, а другой - для ввода окислителя топлива в виде водяного пара или кислорода, при смешении которых в камере возникает горение, хемоионизационные реакции окисления, дающие тепловой эффект, высокие температуры и образование нагретой плазмы, содержащей жидкие оксиды металлов или металлоидов, устройство охлаждения плазмы до температуры ниже температуры плавления полученных оксидов и образования в нагретой плазме твердых пылевых отрицательно заряженных оксидов металлов или металлоидов, электростатическое или электромагнитное разгонное устройство, которое разгоняет электростатическим или электромагнитным полем истекающую из устройства охлаждения нагретую плазму и создает высокоскоростной поток нагретой пылевой плазмы с высокоскростными отрицательно заряженными оксидами металлов или металлоидов, который истекает в окружающую среду и создает реактивную тягу двигателя. Металл может быть применен любым из ряда алюминий, бериллий, цирконий, железо, титан, металлоид - из ряда бор, кремний. Изобретение обеспечивает увеличение удельного импульса тяги двигателя за счет дополнительного включения тепловой энергии хемоионизационных реакций и массы более тяжелых отрицательно заряженных оксидов металлов или металлоидов пылевидной плазмы. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Ускоритель плазмы предназначен для получения тяги при перемещении космических объектов и в технологии для получения композитных порошков, напыления и обработки материалов. Технический результат - повышение эффективности ускорителя. Секции анода ускорителя выполнены из плоских трубок с отводами для подачи рабочего тела через анод. Трубки расположены шириной в радиальной плоскости с зазором между собой и направлены вдоль оси. Отводы направлены под углом меньше 90° к оси ускорителя. Торцами отводов с отверстиями образована рабочая поверхность анода. Основания трубок герметично соединены с коллектором. Коллектор и подвод рабочего тела установлены на подводе тока. Расстояние от среза катода до отводов больше половины диаметра анода. Снаружи анода установлен нейтральный экран. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к плазменной технике и к плазменным технологиям и может использоваться, в частности, в качестве электроракетного двигателя. Катод (1) и два электрически изолированных анода (2, 3) образуют ускорительный канал эрозионного импульсного плазменного ускорителя (ЭИПУ). Диэлектрические шашки, выполненные из аблирующего материала, установлены между первым анодом (2) и катодом (1). ЭИПУ содержит средство перемещения диэлектрических шашек, торцевой изолятор (4), устройство инициирования электрического разряда с электродами (7). Система электропитания включает два емкостных накопителя энергии (9, 10), токоподводы, соединяющие накопители энергии с разрядными электродами, и блок (8) электропитания устройства инициирования электрического разряда. Первый анод (2) расположен в ускорительном канале со стороны торцевого изолятора (4). Второй анод (3) расположен со стороны выходной части ускорительного канала. Первый накопитель энергии (9) подключен между вторым анодом (3) и катодом (1). Второй накопитель энергии (10) подключен к анодам (2, 3). С первым анодом (2) второй накопитель (10) соединен через управляющий токоподвод, выполненный в виде стержня (11). Управляющий токоподвод расположен со стороны торцевого изолятора (4) и электрически изолирован от ускорительного канала. Выполняющий функцию управляющего токоподвода стержень (11) расположен между первым анодом (2) и катодом (1) и ориентирован ортогонально по отношению к поверхности анода и к противоположной поверхности катода. Стержень (11) подключен ко второму емкостному накопителю (10) так, что протекающий по нему электрический ток IT одинаково направлен по отношению к току разряда IP между первым анодом (2) и катодом (1). Технический результат - упрощение конструкции ЭИПУ, повышение его надежности и увеличение ресурса, повышение управляемости и стабильности характеристик генерируемого плазменного потока за счет синхронизации процессов испарения и ускорения рабочего вещества. 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к энергетике. Ионный двигатель, содержащий корпус, закрепленные жестко на наружной поверхности корпуса газоразрядную камеру и ионно-оптическую систему и катод-нейтрализатор, установленный на корпусе, при этом корпус ионного двигателя имеет торообразную форму, причем катод-нейтрализатор установлен по центральной оси корпуса, электроды ионно-оптической системы и газоразрядная камера выполнены кольцеобразной формы, при этом их внутренние поверхности по периметру жестко закреплены на внутренней поверхности корпуса ионного двигателя. Изобретение позволяет значительно повысить вибропрочность электродов, обеспечить стабильность межэлектродных зазоров, а также обеспечивает увеличение КПД. 1 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для коррекции космического аппарата (КА) с помощью электрореактивных плазменных двигателей (ЭРПД). Выбирают ЭРПД для включения, определяют необходимое время работы ЭРПД, выбирают используемые и неиспользуемые электроды двигателей, подключают выбранные электроды к источникам питания с помощью контакторов, включают и выключают источники питания для запуска и работы ЭРПД в течение необходимого времени, формируют высокоомную резистивную сеть стока электрического заряда с электродов ЭРПД на корпус КА, формируют два режима коммутации электрических цепей двигателя, подключают к электродам неработающих ЭРПД основные и резервные источники питания с емкостными фильтрами, оставляют электрические цепи выбранного ЭРПД подключенными к используемым источникам питания, отключают электрические цепи остальных двигателей от используемых источников питания и оставляют подключенными к неиспользуемым источникам питания, включают и отключают в соответствии с определенным алгоритмом используемые источники питания. Изобретение позволяет повысить надежность системы коррекции КА. 4 ил.
Наверх