Лопатка турбины с улучшенной аэродинамической характеристикой и колесо турбины, содержащее такую лопатку

Авторы патента:


Лопатка турбины с улучшенной аэродинамической характеристикой и колесо турбины, содержащее такую лопатку
Лопатка турбины с улучшенной аэродинамической характеристикой и колесо турбины, содержащее такую лопатку
Лопатка турбины с улучшенной аэродинамической характеристикой и колесо турбины, содержащее такую лопатку
Лопатка турбины с улучшенной аэродинамической характеристикой и колесо турбины, содержащее такую лопатку
Лопатка турбины с улучшенной аэродинамической характеристикой и колесо турбины, содержащее такую лопатку

 


Владельцы патента RU 2520273:

СНЕКМА (FR)

Колесо турбины и лопатка ротора турбины, имеющая поверхность (19) стороны нагнетания и поверхность (21) стороны разрежения. Сторона разрежения является гладкой на большей части ее поверхности за исключением нескольких выпуклостей (25). Выпуклости распределены вблизи и вдоль задней кромки (17). Поверхность стороны нагнетания является гладкой. Достигается уменьшение зоны отделения вблизи поверхности лопатки, которая отвечает за возмущения, оказывающие воздействие на эффективность турбины. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к лопатке турбины, в частности к лопатке для движущегося колеса турбины низкого давления для турбореактивного двигателя самолета, причем изменение аэродинамических характеристик лопатки улучшено таким образом, чтобы исключить отделение граничного слоя воздушным потоком от поверхности лопатки, главным образом на ее задней части в области ее стороны разрежения.

В конструкции новых форм лопаток турбины, в частности для рабочих лопаток, установленных на колесе заданной ступени турбины, желательно повысить производительность посредством изменения определенных структурных параметров. В частности, для уменьшения массы турбины, одно возможное решение состоит в уменьшении количества лопаток, тем самым требуя, чтобы профили лопаток были переделаны таким образом, чтобы соответствовать углам выхода, и таким образом, чтобы насколько это возможно компенсировать потерю эффективности. Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является аэродинамическая поверхность, раскрытая в патенте США №3578264, согласно которому выполняют множество выпуклостей на аэродинамической поверхности для управления задержкой и смещением потока воздуха и усиление эффекта теплообмена, что достигается выполнением выпуклостей по большой (если не всей) площади аэродинамической поверхности. Однако главным недостатком данного технического решения является то, что невозможно исключить отделение граничного слоя воздушным потоком от поверхности лопатки на ее задней части в области ее стороны разрежения. Действуя таким образом, как раскрыто в патенте США №3578264, можно установить, что имеет место пагубный риск «срыва» воздушного потока от стороны разрежения. Такие турбулентные возмущения начинаются вблизи определенных зон стороны разрежения лопатки, и они являются очень вредными для производительности. Изобретение направлено на обеспечение уменьшения этих явлений срыва.

В частности, согласно изобретению создана лопатка ротора турбины, имеющая поверхность стороны нагнетания и поверхность стороны разряжения, при этом сторона разрежения является гладкой на большей части ее поверхности за исключением нескольких выпуклостей, которые распределены вблизи и вдоль задней кромки, причем поверхность стороны нагнетания является гладкой.

Предпочтительно, месторасположение выпуклостей вдоль задней кромки выбрано таким образом, чтобы находиться вблизи зоны полного отделения, рассчитанной без указанной выпуклости. Для определения месторасположения такой выпуклости вдоль задней кромки, начальной точкой является моделирование зоны отделения на стороне разрежения (моделирование которой может быть получено посредством вычисления), и затем решено расположить такую выпуклость вблизи зоны максимального возмущения, как определена без использования такой выпуклости.

Действуя таким образом, как правило, получается то, что, по меньшей мере, одна выпуклость располагается, по существу, по середине задней кромки. Предпочтительно, другие выпуклости могут быть расположены вблизи внутреннего радиального конца задней кромки и/или вблизи радиального внешнего конца задней кромки.

Как общее правило, расчеты приводят к расположению множества выпуклостей таким образом, что они распределяются вдоль внешней радиальной трети задней кромки.

Форма такой выпуклости, предпочтительно, в общем смысле, представляет собой форму скругленного утолщения, выступающего из поверхности стороны разрежения и плавно соединяющегося с ней.

Предпочтительно, среднее сечение выпуклости, взятое перпендикулярно относительно задней кромки, имеет форму полуволны, которая плавно соединяется с поверхностью стороны разрежения.

В варианте осуществления, другое сечение выпуклости, взятое перпендикулярно относительно среднего сечения, имеет волнообразную форму, включающую центральный экстремум с затухающими боковыми волнами. Другими словами, как видно на этом сечении, выпуклость является аналогичной по форме волне, которая создается на ровной поверхности жидкости падающей каплей жидкости, при этом эта форма волны, тем не менее, не является изоморфной в окружном направлении вокруг центральной точки.

Предпочтительно, лопатка является рабочей лопаткой.

Согласно второму объекту изобретения создано колесо турбины с лопатками, являющимися лопатками вышеописанного типа.

Изобретение может быть более понятным и другие его преимущества проявляются более очевидно в свете нижеследующего описания, приведенного только в качестве примера и выполненного со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг.1 - местный вид в перспективе колеса ротора турбины, обеспеченного с лопатками в соответствии с изобретением;

Фиг.2 - местное сечение лопатки, показывающее профиль выпуклости в соответствии с изобретением;

Фиг.3 - местное сечение в другой плоскости, показывающее профиль указанной выпуклости;

Фиг.3A - вид, аналогичный Фиг.3, показывающий модификацию; и

Фиг.4 - схематический вид, показывающий этап в способе определения количества и месторасположений выпуклостей вдоль задней кромки.

На Фиг.1 показано множество лопаток 11 ротора, в частности рабочих лопаток, проходящих в основном радиально от периферии диска 13 ротора. Обычно каждая лопатка, имеющая определенную величину толщины, которая изменяется от передней стороны к задней стороне, изогнута между передней кромкой 15 и задней кромкой 17. Вогнутый участок или сторона 19 нагнетания является гладкой. Выпуклый участок или сторона 21 разрежения является гладкой на большей части ее поверхности за исключением нескольких выпуклостей 25 в соответствии с изобретением, которые распределены вблизи и вдоль задней кромки 17. В общем, такая выпуклость 25, предпочтительно, имеет в основном форму скругленного утолщения, выступающего из поверхности 21 стороны разрежения и плавно соединяющегося с ней.

Предпочтительно, профиль сечения выпуклости перпендикулярно поверхности стороны разрежения, где она расположена, изменяется между формами, показанными на Фиг.2 и 3.

Таким образом, как показано на Фиг.2, среднее сечение через выпуклость 25, взятое перпендикулярно задней кромке 17, имеет форму простой полуволны, которая плавно соединяется с поверхностью стороны 21 разрежения. Должно соблюдаться, чтобы скат этой полуволны был более пологим по направлению к передней стороне и более крутым по направлению к задней стороне. В этом сечении выпуклость соединяется с задней кромкой непрерывно.

Для сравнения, если рассмотрение дается относительно другого сечения той же самой выпуклости, которое является перпендикулярным относительно предшествующего сечения, т.е. параллельным относительно задней кромки, как показано на Фиг.3, то можно видеть, что выпуклость имеет форму, которая является более сложной, а именно волнообразную форму с одной или более волнами, включающую центральный экстремум 27 и затухающие боковые волны 28. В варианте с Фиг.3A можно видеть, что сечение выпуклости 25 содержит множество затухающих волн с обеих сторон экстремума. Как упомянуто выше, это сечение является сравнимым с волной, которая образуется на спокойной поверхности жидкости падающей каплей жидкости. «Вращаясь» вокруг выпуклости, сечение изменяется непрерывным образом от одного их этих сечений к другому за одну четверть оборота.

С предпочтительной формой для выпуклости, являющейся как задана выше, следует описание месторасположений для таких выпуклостей и способ, по которому определяются эти месторасположения.

Фиг.4 представляет собой диаграмму, показывающую слева направо различные этапы расположения выпуклостей на лопатке 11, если смотреть на поверхность ее стороны 21 разрежения. Серая часть представляет собой зону 30 «отделения» на стороне разрежения вблизи задней кромки.

Можно видеть, что без какой-либо выпуклости, эта зона 30 отделения проходит, практически, по всей высоте лопатки от задней кромки, с максимальной шириной, по существу, посередине. Анализ этой формы приводит к расположению первой выпуклости 25a вблизи зоны максимального возмущения, т.е. по середине лопатки, рядом с задней кромкой. Результат этой первой имитации (не показано) показывает уменьшение области возмущения на середине высоты, но также показывает неизменные возмущения на внутреннем и внешнем радиальных концах. Это приводит к расположению другой выпуклости 25b вблизи внутреннего радиального конца задней кромки и/или вблизи внешнего радиального конца 25c задней кромки. Таким образом, путем примера, когда три выпуклости размещены на месте, как показано, это также соответствует варианту осуществления, который показан на Фиг.1; в таком случае, ширина зоны возмущений или зоны отделения уменьшается, практически, по всей радиальной высоте лопатки, хотя, тем не менее, сохраняя неизменную явно выраженную зону возмущения между центральной выпуклостью и внешней выпуклостью.

Было обнаружено, что в применении способа, раскрытого в контексте изобретения, размещение четвертой выпуклости 25d вдоль внешней радиальной трети задней кромки между центральной выпуклостью 25a и внешней выпуклостью 25c служит для уменьшения этой последней зоны отделения.

1. Лопатка ротора турбины, имеющая поверхность (19) стороны нагнетания и поверхность (21) стороны разрежения, отличающаяся тем, что сторона разрежения является гладкой на большей части ее поверхности за исключением нескольких выпуклостей (25), которые распределены вблизи и вдоль задней кромки (17), причем поверхность стороны нагнетания является гладкой.

2. Лопатка по п.1, отличающаяся тем, что месторасположение выпуклостей (25) вдоль задней кромки выбрано таким образом, чтобы находиться вблизи зоны (30) полного отделения, рассчитанной без указанной выпуклости.

3. Лопатка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит выпуклость (25a), расположенную, по существу, по середине длины задней кромки.

4. Лопатка по п.1, отличающаяся тем, что выпуклости имеют в основном форму скругленного утолщения, выступающего из поверхности стороны разрежения и плавно соединяющегося с ней.

5. Лопатка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит одну выпуклость (25b) вблизи внутреннего радиального конца задней кромки.

6. Лопатка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит одну выпуклость (25c) вблизи внешнего радиального конца задней кромки.

7. Лопатка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит множество выпуклостей (25c-25d), распределенных по радиально внешней трети задней кромки.

8. Лопатка по п.1, отличающаяся тем, что среднее сечение каждой выпуклости, перпендикулярное относительно задней кромки, имеет форму полуволны, которая плавно соединяется с поверхностью стороны разрежения.

9. Лопатка по п.8, отличающаяся тем, что скат полуволны является более пологим по направлению к передней стороне и более крутым по направлению к задней стороне.

10. Лопатка по п.8 или 9, отличающаяся тем, что сечение выпуклости, перпендикулярное относительно среднего сечения, имеет волнообразную форму, включающую центральный экстремум и затухающие боковые волны.

11. Лопатка по п.1, отличающаяся тем, что она является рабочей лопаткой.

12. Колесо турбины, отличающееся тем, что оно снабжено лопатками, каждая из которых является лопаткой по любому из пп.1-11.



 

Похожие патенты:

Турбинное колесо содержит турбинные лопатки (20 ), содержащие профильную часть (102), имеющую аэродинамическую форму. Данная аэродинамическая форма имеет номинальный профиль, соответствующий данным в приведенных в описании таблицах 1-11, в которых расстояния X, Y, Z и R выражены в дюймах, и в таблицах 1'-11', в которых расстояния X, Y, Z и R выражены в сантиметрах.

Узел диффузор-направляющий аппарат, предназначенный для установки на выходе компрессора в турбомашине, содержит направляющий аппарат. Направляющий аппарат включает в себя две, по существу, цилиндрические стенки: радиально внутреннюю и радиально наружную.

Рабочая лопатка (20) паровой турбины для секции низкого давления паровой турбины (10). Рабочая лопатка (20) паровой турбины содержит участок (42) аэродинамической поверхности.

Изобретение относится к турбонасосостроению. Турбинный узел агрегата включает корпус подвода рабочего тела - пара, сопловый аппарат с наклонными соплами, турбину, имеющую вал с рабочим колесом, и расположенный за турбиной по потоку пара корпус отвода отработанного пара.

Изобретение относится к турбонасосостроению. Турбонасосный агрегат содержит турбинный узел c корпусами подвода и отвода рабочего тела, сопловым аппаратом, одноступенчатой турбиной.

Металлокерамическая лопатка газовой турбины содержит профилированную керамическую оболочку и размещенный в ее полости силовой стержень с внутренней и наружной полками.

Монокристаллическая лопатка рабочего колеса турбины изготовлена путем литья с направленной кристаллизацией и содержит перо лопатки, конечный конструктивный элемент пера лопатки и переходную зону.

Лопасть (10) для рабочего лопастного колеса турбомашины содержит аэродинамический профиль и, по меньшей мере, одну полку на одном конце аэродинамического профиля. Лопасть (10) приспособлена для расположения совместно с множеством по существу одинаковых лопастей таким образом, чтобы формировать кольцо.

Изобретение относится к способу изготовления направляющей лопатки, к направляющей лопатке из композиционного материала и к турбомашине, включающей в себя по меньшей мере одну направляющую лопатку.

Лопасть рабочего колеса турбомашины содержит аэродинамический профиль с корытом, спинкой, задней и передней кромками, а также полку, проходящую от одного из концов аэродинамического профиля перпендикулярно его продольному направлению.

Группа изобретений относится к центробежному компрессору и, в частности, к каплеуловителям для удаления жидкости из компрессора, а также к способу повышения эффективности работы центробежного компрессора в газотурбинных двигателях. Устройство для улавливания капель жидкости, расположенное в рабочем колесе компрессора, содержит первое отверстие, расположенное на поверхности рабочего колеса и выполненное с обеспечением приема капель жидкости, и канал, расположенный ниже указанного отверстия и проточно с ним сообщающийся. При этом канал выполнен с обеспечением направления капель жидкости из первого отверстия и из рабочего колеса компрессора. Центробежный компрессор, расположенный в газотурбинном двигателе, содержит центробежное рабочее колесо, которое содержит вращающиеся выполненные за одно целое лопатки, каждая из которых имеет корневую часть и концевую часть и которые выполнены с обеспечением сжатия воздуха в центробежном гравитационном поле, и устройства для улавливания капель жидкости. Согласно способу повышения эффективности центробежного компрессора с помощью удаления капель жидкости осуществляют размещение устройства для улавливания капель жидкости в части центробежного рабочего колеса, эффективной для улавливания капель жидкости в месте их соударения с центробежным рабочим колесом, после этого производят улавливание капель жидкости в отверстии указанного устройства и удаление капель жидкости из центробежного компрессора путем их направления из отверстия в канал указанного устройства. Техническим результатом является предотвращение скопления жидкости и образования более крупных капель или жидкой пленки на поверхности рабочего колеса центробежного компрессора, что устраняет риск повышения эрозионного воздействия и снижения эффективности компрессора. 4 н. и 16 з.п. ф-лы, 8 ил.

Лопатка осевого компрессора содержит входную кромку, выходную кромку, корыто и спинку с выполненными на ее поверхности вихрегенераторами сферической формы, вогнутыми внутрь лопатки. Каждый вихрегенератор снабжен, по меньшей мере, двумя подводящими каналами с выходными отверстиями диаметра (0,05…0,25)D, равноудаленными от оси симметрии вихрегенератора, сориентированной в направлении набегающего потока. Расстояние от оси симметрии вихрегенератора до выходного отверстия составляет (0,1…0,4)D. Входные отверстия подводящих каналов расположены на корыте лопатки, а выходные расположены на расстоянии (0,025…0,7)D от передней кромки вихрегенератора. Подводящие каналы выполнены под углом 20°…110° к хорде лопатки, где D - диаметр отпечатка вихрегенератора. Реализация изобретения позволит увеличить диапазон безотрывного обтекания лопаток до 3%, увеличить расход воздуха через компрессор до 2% и увеличить КПД компрессора до 4% за счет получения устойчивой вихревой структуры потока в вихрегенераторах. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Лопатка спрямляющего аппарата для турбореактивного двигателя содержит удлиненные моноблочные передний и задний участки, а также внешний слой, соединенные посредством горячего прессования. Удлиненный моноблочный передний участок вырезан из пултрудированного профиля, содержащего связанные смолой волокна, и образует переднюю кромку лопатки. Удлиненный моноблочный задний участок вырезан из пултрудированного профиля, содержащего связанные смолой волокна, и образует заднюю кромку лопатки. Внешний слой выполнен на основе пропитанных смолой волокон и расположен между передней и задней кромками с образованием боковых сторон лопатки. Внешний слой перекрывает зоны передней кромки и задней кромки. Другое изобретение группы относится к турбореактивному двигателю, содержащему множество указанных выше лопаток, каждая из которых закреплена на корпусе. Группа изобретений позволяет упростить изготовление и установку лопатки турбореактивного двигателя. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.

Лопатка с аэродинамическим профилем включает в радиальном направлении внутреннюю полочную область и внешнюю венечную область, а в осевом направлении - переднюю входную кромку и заднюю выходную кромку, между полочной областью и венечной областью. Лопатка снабжена корытцем, вогнутым в радиальном направлении между внутренней полочной областью и внешней венечной областью, а также спинкой, выпуклой в радиальном направлении между внутренней полочной областью и внешней венечной областью. Ширина лопатки в осевом направлении между входной кромкой и прямой выходной кромкой параболически изменяется от максимальной ширины в полочной и венечной областях до минимальной ширины на участке между полочной областью и венечной областью. Другое изобретение группы относится к осевой турбомашине, содержащей группу указанных выше лопаток с аэродинамическим профилем. Изобретение позволяет снизить профильные потери на лопатке. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 5 ил.

Охлаждаемая турбинная лопатка для турбомашины содержит лопасть, установленную на платформе, которая расположена на ножке. Лопасть является полой с одной или несколькими полостями для циркуляции охлаждающего воздуха. Полость, размещенная вдоль задней кромки, питается охлаждающим воздухом от питающего канала, выполненного в виде колена внутри ножки и связывающего воздушный вход, расположенный в нижней части ножки, с полостью задней кромки. Канал содержит на оси, по существу, радиальной относительно впускного отверстия, нишу, расположенную под платформой и имеющую форму колокола. Ниша содержит в вершине обеспыливающее отверстие, пересекающее платформу, и ограничена внутри ножки закрывающими ее по бокам стенками, расположенными, по существу, радиально от платформы. Изобретение направлено на сохранение целостности лопатки посредством удаления пыли из охлаждающей среды, а также на оптимизацию использования обеспыливающего воздуха в охлаждении лопатки. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 7 ил.

Ротор компрессора турбомашины включает диск, несущий лопатки. Стенка диска на его радиально внешнем конце выполнена из нескольких угловых секторов, каждый из которых ограничен между спинкой первой лопатки и корытом второй лопатки, следующей за первой в окружном направлении. Каждый из секторов включает выпученный участок, выпуклый в осевом и окружном направлениях. Выпученный участок имеет вершину, находящуюся радиально снаружи по отношению к воображаемой поверхности вращения вокруг оси диска ротора, проходящей через четыре точки, определяемые пересечением стенки, соответственно, с передней кромкой каждой из первой и второй лопаток и задней кромкой каждой из лопаток. Вершина отстоит в окружном направлении от спинки первой лопатки на расстояние от 30% до 70% окружного расстояния между спинкой и корытом лопаток, измеренное на уровне вершины. Стенка также включает в себя выше по потоку от выпученного участка впадинный участок, вогнутый в осевом направлении и в окружном направлении и имеющий основание, которое является приближенно точечным. Другие изобретения группы относятся к компрессору, включающему такой ротор, и турбомашине содержащей указанный компрессор. Группа изобретений позволяет повысить коэффициент полезного действия ротора компрессора турбомашины. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Дозвуковая лопасть осевой турбомашины, предназначенная располагаться радиально на указанной машине, содержит переднюю кромку, заднюю кромку и две аэродинамические поверхности. Аэродинамические поверхности расположены на противоположных друг к другу сторонах и проходят по длине лопасти, причем каждая соединяет переднюю кромку с задней кромкой. Передняя кромка лопасти имеет S-образный латеральный профиль. Самая передняя часть передней кромки находится на высоте, заключенной в пределах 3-20% длины лопасти, и/или самая задняя часть передней кромки находится на высоте, заключенной в пределах 85-97% высоты лопасти. Другое изобретение группы относится к компрессору осевой турбомашины, содержащему ротор по меньшей мере с одной ступенью лопастей ротора и статор по меньшей мере с одной ступенью лопастей статора, причем лопасти по меньшей мере одной из ступеней ротора и статора выполнены как указано выше. Еще одно изобретение группы относится к осевой турбомашине, содержащей указанный компрессор. Группа изобретений позволяет повысить производительность двигателя по сравнению с оптимизированной ступенью, имеющей лопатки с передними кромками S-образного профиля, на величину порядка одного процента. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.

Газовая турбина содержит диффузор выхлопа, расположенный по направлению потока ниже последней ступени турбины и включающий секцию прохождения струи и стойку. Секция прохождения струи содержит части первой и второй стенок, а стойка имеет переднюю кромку, проходящую между частью первой стенки и частью второй стенки. Передняя кромка стойки имеет первую и вторую части, причем вторая часть передней кромки расположена между первой частью передней кромки и частью второй стенки. Передняя кромка стойки также имеет третью прямолинейную часть, расположенную между первой и второй частями передней кромки. Первая часть передней кромки проходит на 20-40% расстояния между первой передней крайней точкой, в которой передняя кромка встречается с частью первой стенки, и второй передней крайней точкой, в которой передняя кромка встречается с частью второй стенки. Первая часть передней кромки наклонена к выпуску секции относительно направления нормали, перпендикулярного части первой стенки в первой передней крайней точке, что позволяет уменьшить число Маха, в направлении, перпендикулярном передней кромке. Вторая часть передней кромки наклонена к выпуску секции относительно направления нормали, перпендикулярного части второй стенки во второй передней крайней точке, в которой передняя кромка встречается с частью второй стенки. Изобретение позволяет повысить коэффициент полезного действия турбины за счет снижения потерь в диффузоре. 20 з.п. ф-лы, 16 ил.

Осевой компрессор имеет двухступенчатый каскад (8) направляющих лопаток на конце (5) вала ротора (4) со стороны выхода. Направляющие лопатки (11) второй ступени каскада смещены относительно направляющих лопаток (10) в окружном направлении таким образом, что вихревые хвосты, производимые направляющими лопатками (10) первой ступени направляющих лопаток, не могут попадать на направляющие лопатки (11) второй ступени. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Лопатка турбины включает аэродинамический профиль и бандажную полку у его внутреннего торца. Бандажная полка содержит верхнюю плиту и переднюю стенку, содержащую изогнутый участок с уплотнительный участком, а также плоский участок, направленный перпендикулярно верхней плите и расположенный между верхней плитой и изогнутым участком. Задняя стенка бандажной полки содержит выступ, выполненный с возможностью расположения во взаимодополняющем по форме углублении в задней стенке смежной лопатки, и/или задняя стенка содержит углубление, выполненное с возможностью установки в нем взаимодополняющего по форме выступа в задней стенке смежной лопатки. Между плоским участком и изогнутым участком передней стенки расположен нижний переходный участок, а между верхней плитой и плоским участком передней стенки расположен верхний переходный участок передней стенки. Аэродинамический профиль сопряжен с верхним переходным участком на верхней по потоку стороне посредством переходного участка аэродинамического профиля. Переходный участок аэродинамического профиля, граничащий с одним концом верхнего переходного участка, имеет первый радиус, а переходный участок аэродинамического профиля, граничащий с другим концом верхнего переходного участка, имеет второй радиус, меньший первого. Другое изобретение группы относится к ротору турбины, содержащей указанную выше лопатку и уплотнительную плиту, имеющую двухслойную конструкцию и/или являющуюся упругой. Группа изобретений позволяет обеспечить уплотнение между лопатками турбины. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх